В начале 40-х годов каноническая связь с Русской Православной Церковью была восстановлена. В 1944 году митрополит Александр эмигрировал за границу, где возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь в изгнании. В 1978 году Димитрий I, Блаженнейший Архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх, официально признал возвращение Эстонской Церкви в лоно Святой Русской Православной Церкви, объявив недействительным, как написано у него, «...Наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 года относительно Эстонской Православной Церкви». В 1993 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II своим Томосом подтвердил автономию, дарованную Патриархом Тихоном. Вскоре после этого произошел раскол Эстонской Православной Церкви. Одна часть приходов перешла в каноническое окормление Константинопольского Патриархата. А другая осталась верной Матери-Церкви. Раскол очень тяжело переживался нашими прихожанами. В процессе имущественной реституции ЭАПЦ, входящая в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, была признана единственным собственником всего церковного имущества, имевшегося в Эстонии до 1940 года. Храмы, при которых были наши приходы, стали собственностью ЭАПЦ. И, хотя нас заверяли, что противодействовать нашим богослужениям в этих храмах не будут, такое положение дел не могло не повергать прихожан в уныние. Несколько лет ушло на трудные и напряженные переговоры на самых разных уровнях, прежде чем представители Московского и Константинопольского Патриархатов смогли подписать в Цюрихе соглашение, по которому стало возможным размежевание двух частей Церкви как в каноническом, так и в имущественных отношениях. — И потом еще годы ушли на подготовку следующего шага — регистрации ЭПЦ МП... — Да, и важно подчеркнуть, что после того, как эта регистрация была осуществлена, произошло много внешних изменений. Было восстановлено наше членство в Совете Церквей Эстонии, углубились контакты с государственными властями и общественно-политическими организациями. Неоценимую роль в продвижении решения всех этих вопросов сыграл Патриарший визит в Эстонию осенью позапрошлого года, после которого отношение государственных и местных властей к нашей Церкви еще сильнее изменилось в лучшую сторону.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204075...

После внезапной смерти в Иркутске проф. Каэласа в апр. 1920 г. и ввиду того что Эстонская Церковь, находившаяся в пределах новообразованного Эстонского гос-ва, получила от Патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавинв) 10 мая 1920 г. согласно своему желанию статус автономной Церкви, настоятель Преображенского эст. храма в Пярну прот. Александр Паулус был в сент. 1920 г. Собором Эстонской Православной Церкви вновь избран тайным голосованием (единогласно) архиепископом Таллинским и всей Эстонии, что было утверждено Святейшим Патриархом. Архиерейская хиротония Александра Паулуса состоялась в Таллине 5 дек. 1920 г. в Александро-Невском соборе и была совершена бывш. архиеп. Псковским и Порховским Евсевием (Гроздовым) и архиеп. Финляндским и Выборгским Серафимом (Лукьяновым). Накануне хиротонии прот. Александр принял рясофор и произнес архиерейское исповедание. Свою деятельность Предстоятеля автономной Эстонской Церкви А. осуществлял с помощью возглавляемого им исполнительного органа - Синода, избиравшегося Собором Церкви. Кафедральным собором стал эст. Преображенский собор в Таллине. Под настойчивым давлением эст. властей и радикальной части эст. духовенства, желавших разрыва связей между Эстонской и Русской Церквами и получения автокефалии от К-польского Патриарха , 23 сент. 1922 г. Собор автономной Эстонской Церкви принял решение об обращении к Патриарху К-польскому и Свящ. Синоду К-польской Церкви с просьбой довершить каноническое устройство Эстонской Православной Церкви и предоставить ей канонические права автокефальной Церкви. В июне 1923 г. в Стамбуле прошли переговоры между Патриархом К-польским Мелетием IV (Метаксакисом), провозгласившим принадлежность своему Патриархату всей правосл. диаспоры, к к-рой К-поль относил также и епархии РПЦ, оказавшиеся за пределами РСФСР (позднее СССР), и делегацией Эстонской Православной Церкви, возглавляемой А. 7 июля 1923 г. Патриарх Мелетий вручил главе эст. делегации томос, к-рым утверждался новый статус Эстонской Православной Церкви, преобразованной в автономный церковный округ в составе К-польского Патриархата под названием «Эстонская Православная Митрополия». Правящему Таллинскому епископу присваивался титул Митрополита Таллинского и всей Эстонии. Неканонический переход Эстонской Церкви в юрисдикцию К-польского Патриархата, совершившийся в то время, когда Святейший Патриарх Тихон находился под арестом (9 мая 1922 - 25 июня 1923), не был признан священноначалием Русской Церкви. В июле 1926 г. Эстонская Православная Церковь стала официально именоваться Эстонской Апостольской Православной Церковью (ЭАПЦ).

http://pravenc.ru/text/64276.html

Реорганизованы благочиния Эстонской Православной Церкви 4 сентября 2007 г. 15:50 Глава Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата , митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий  подписал указ о реорганизации благочиний ЭПЦ МП, основная цель которого — удобство управления приходами. Согласно указу, упраздняется Тартуское благочиние, а все приходы распределяются на два благочиния: Западное (Таллинское) и Восточное (Ида-Вирумааское). В состав Западного (Таллинского) благочиния войдут приходы: 1.Таллинский Александро-Невский Кафедральный собор; 2. Таллинская Рождества Богородицы (Казанская) церковь; 3. Таллинская Никольская церковь (на ул.Вене); 4. Таллинская Иоанно-Предтеченская церковь (Нымме); 5. Таллинская Николаевская церковь (Копли); 6. Таллинская Скорбященская церковь; 7. Михаило-Архангельская церковь в Маарду; 8. Екатерининская церковь в Пярну; 9. Александро-Невская церковь в Хаапсалу; 10. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в Валга; 11. Свято-Троицкая церковь в Тюри; 12. Иоанно-Предтеченская церковь в Тапа; 13. Иоанно-Предтеченская церковь в Вильянди; 14. Церковь Иоанна Кронштадтского в Локса. В состав Восточного (Ида-Вирумааского) благочиния войдут приходы: 1. Нарвский Воскресенский собор; 2. Церковь Нарвской иконы Божией Матери; 3. Кн.Владимирская церковь Нарва-Йыэсуу; 4. Казанская церковь в Силламяэ; 5. Богоявленская церковь в Йыхви; 6. Преображенская церковь в Кохтла-Ярве; 7. Покровская церковь в Кивиыли; 8. Церковь Блаженной Ксении в Азери; 9. Церковь Рождества Богородицы в Раквере; 10. Георгиевская церковь в Тарту; 11. Покровская церковь в Нина; 12. Никольская церковь в Муствеэ; 13. Богоявленская церковь в Лохусуу; 14. Церковь Рождества Богородицы в Алайыэ; 15. Никольская церковь в Ямах; 16. Приход в Кунда; Благочинным Западного округа назначается настоятель Таллинской Рождества Богородицы (Казанской) церкви протоиерей Вячеслав Селиверстов, а Восточного — настоятель Воскресенского собора города Нарвы протоиерей Николай Терентьев. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/290631.htm...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Главы Поместных Православных Церквей на встрече в Стамбуле решили, что Эстонская церковь Константинопольского Патриархата больше не будет участвовать во Всеправославных совещаниях 14.10.2008 Главы Поместных Православных Церквей мира на встрече в минувшие выходные в Стамбуле решили, что т.н. « Эстонская апостольская православная церковь » (ЭАПЦ), созданная Константинопольским Патриархатом в разрез с канонами Православной Церкви на канонической территории Московского Патриархата, больше не будет участвовать во Всеправославных совещаниях. " В результате встречи Предстоятелей было принято решение о том, что впредь Всеправославные совещания будут проходить в формате, исключающем присутствие главы ЭАПЦ митрополита Стефана " , - сообщил по итогам церковного саммита в Стамбуле один из его участников — секретарь по межправославным связям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов. Всеправославное совещание (всего в мире насчитывается 15 Поместных Православных Церквей) было созвано по инициативе Патриарха Константинопольского Варфоломея с целью отметить таким образом 2000-летие св. апостола Павла, предположительно родившегося около 8 года от Р.Х. Во встрече Предстоятелей Церквей, принятии итогового документа, в совместном богослужении в храме св. Георгия Победоносца на Фанаре и других мероприятиях саммита принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. " Всякая встреча глав Поместных Православных Церквей является важным событием, даже в тех случаях, когда встреча не связана с принятием каких-либо конкретных решений " , - сказал отец Николай Балашов. По его словам, в мире, раздираемом политическими, экономическими и иными противоречиями, которые иногда оказывают определенное влияние и на межцерковные отношения, для Церквей жизненно важны усилия, направленные на утверждение и видимое проявление их единства. А единство это коренится в общей вере и традиции.

http://drevo-info.ru/news/5672.html

В 1923 г. Патриарх Константинопольский Мелетий, воспользовавшись тяжелым положением православной Церкви в России, незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии, преобразовав Эстонскую Автономную Православную Церковь в Эстонскую митрополию Константинопольского Патриархата. В 1935 г. православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием «Эстонская Апостольская Православная Церковь » (ЭАПЦ), в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении Константинополю, представители которого после 1923 г. даже не посещали Эстонию. В декабре 1940 г. расширенный Синод ЭАПЦ принял решение о восстановлении вынужденно прерванных историческими обстоятельствами канонических отношений с Русской Православной Церковью, в связи с чем была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 августа 1992 г. и Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 г. были восстановлены права автономии Эстонской епархии Русской Православной Церкви, и она получила право называться «Эстонская Православная Церковь ». Собор Эстонской Православной Церкви 29 апреля 1993 г. принял решение руководствоваться в церковной жизни приходов в Эстонии Уставом ЭАПЦ от 1935 г. Это решение единодушно было принято всеми участниками Собора. Однако группа нескольких клириков вскоре заявила о своей принадлежности к зарубежной церковной структуре ЭАПЦ с центром в Стокгольме. 11 августа 1993 г. зарегистрирован Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви (от 1935 г.), поданный от имени зарубежного стокгольмского «Синода ЭАПЦ», и этой структуре были переданы права на всю церковную собственность. Так был спровоцирован церковный раскол в Эстонии. 25 мая 1995 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей, находясь в Финляндии, обратился по радио с воззванием к православным верующим Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с Вселенским Патриархом». Это обращение еще более обострило противостояние в церковной жизни страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эстонский конфликт . Православные общины на территории современной Эстонии на протяжении ок. 700 лет находились в составе Русской Православной Церкви. После обретения Эстонской Республикой независимостью в 1920 г. Русская Церковь предоставила Эстонской Церкви автономию. В 1923 г. Константинопольский Патриарх Мелетий IV незаконно провозгласил юрисдикцию Константинопольского Патриархата на территории независимой Эстонии, преобразовав Эстонскую Автономную Православную Церковь Московской Патриархии в Эстонскую Митрополию Константинопольского Патриархата. В 1935 г. Православная Церковь в Эстонии получила гражданскую регистрацию с наименованием «Эстонская Апостольская Православная Церковь» (ЭАПЦ), в Уставе которой ничего не говорилось о подчинении ее Константинополю, представители которого после 1923 г. даже не посещали Эстонию. В декабре 1940 г. прерванные историческими обстоятельствами канонические отношения с Русской Православной Церковью были восстановлены. В июне 1940 г. Эстония вошла в состав СССР, и была образована Эстонская епархия Русской Православной Церкви. В 1991 г. после провозглашения независимой Эстонской Республики Собор ЭАПЦ в апреле 1992 г. единодушно заявил об общем желании сохранять каноническое подчинение Московскому Патриархату. В 1993 г. произошло восстановление автономных прав Эстонской епархии Русской Православной Церкви, во главе которой был поставлен архиепископ Таллинский и всей Эстонии Корнилий (Якобс). Но группа некоторых клириков вскоре заявила о неподчинении властям Московского Патриархата, тем самым вызвав церковный раскол в Эстонии. В 1995 г. Константинопольский Патриарх Варфоломей призвал к возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви, подчиняющейся Вселенскому Престолу, а в феврале 1996 г. Патриарх Варфоломей издал указ, согласно которому в Эстонии восстанавливалась Эстонская Митрополия Вселенского Патриархата. Таким образом, раскол в Эстонии стал реальностью. 23 февраля 1996 г. в ответ на это Священный Синод Русской Православной Церкви признал данный шаг раскольническим и приостановил каноническое и евхаристическое общение Русской Церкви с Константинопольским Патриархатом, а также принял решение прекратить поминовение Патриарха Константинопольского по диптиху Предстоятелей Поместных Православных Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— На Пюхтицком Соборе в 1993 году был оглашен томос Патриарха Алексия II о восстановлении автономии ЭПЦ. Теперь в Эстонии официально две автономные православные церкви — ЭПЦ МП и ЭАПЦ КП. Почему они до сих пор не признают автономии друг друга, в чем причины продолжения раскола? Как складываются отношения с митрополитом Стефаном, возможен ли с ним конструктивный диалог? — Мнение Церкви по вопросу о правопреемстве было выражено и в итоговом документе Собора, в котором было сказано, что ЭПЦ является преемницей православного наследия в Эстонии. Однако правительство Эстонской Республики решило оказать поддержку не соборно выраженному мнению верующих, а небольшой группе активистов, опиравшихся на так называемый Стокгольмский Синод. Департамент по делам вероисповеданий при МВД ЭР зарегистрировал " Устав Эстонской апостольской православной церкви " , спровоцировав тем самым церковный раскол. В результате на территории Эстонской Республики сегодня действуют две церковные структуры — Эстонская Православная Церковь Московского патриархата (ЭПЦМП) и Эстонская апостольская православная церковь Константинопольского патриархата (ЭАПЦ КП). " Стокгольмский Синод " был организован митрополитом Александром (Паулусом) в эмиграции в 1948 году. Но Эстонская Церковь не была уничтожена в 1945 году, как это пытается утверждать нынешний глава ЭАПЦ КП митрополит Стефанос, и не большинство эстонцев ушли в Константинопольский патриархат. Знаете, в основе всякого общения лежит диалог, но диалог со Стефанусом исключен, так как его действия не церковные, а политические. Церковь Христова с политикой несовместима. Вопрос о юрисдикции — это вопрос об отношении к Матери-Церкви. Для меня он решается очень просто: как можно пребывать в какой-то другой юрисдикции, если корни православия — в Русской Православной Церкви! Уврачевание церковного раскола — задача многотрудная и долголетняя. Надеюсь, что моим преемникам на Таллинской кафедре удастся эту задачу решить с помощью Божией. Архиерейское служение мое все на виду, и путь мой пока не закончен… И радости, и горести — все переживаю с молитвой. Спасибо Господу: меня окружают очень хорошие священники, помощники и друзья, готовые поддержать своего старого архиерея в трудностях.

http://pravoslavie.ru/106126.html

К концу 1995 г. напряжение в «эстонском конфликте» достигло предела, в связи с чем 3 января 1996 г. митрополит Кирилл вновь посетил Стамбул, желая предотвратить худший сценарий развития событий — разрыв отношений между Русской и Константинопольской Церквами. Основываясь на решениях Поместного Собора Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) от 17 ноября 1993 г., митрополит Кирилл внес ряд компромиссных предложений, предусматривавших определенные шаги навстречу тем, кто желали бы перейти в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Предложенный план подразумевал, что ЭАПЦ, возглавляемая архиепископом Корнилием, регистрируется в полном составе как правопреемница исторической Эстонской Церкви; после регистрации все приходы получают возможность самоопределения в выборе юрисдикции; процесс перехода общин, изъявивших желание войти в Константинопольский Патриархат, должен осуществляться, согласно каноническим нормам, после двухстороннего соглашения Московского и Константинопольского Патриархатов. Удалось достичь согласия лишь в том, что все православные приходы в Эстонии независимо от их канонического самоопределения должны быть зарегистрированы как правопреемники соответствующих довоенных приходов со всеми вытекающими имущественными последствиями. Предполагалось продолжить переговоры в феврале. Однако уже на следующий день вопреки достигнутым соглашениям Константинопольский Патриархат объявил о своих намерениях «возобновить деятельность автономной Эстонской Апостольской Православной Церкви на основе томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г. Такая автономная Церковь может включать в себя все православные общины на территории Эстонии с отдельной епархией для русскоязычных приходов». Митрополит Кирилл отозвался заявлением от 17 января 1996 г., в котором выразил энергичный протест Русской Церкви: «Сам факт направления такого послания православным общинам Эстонии является грубейшим нарушением православных канонов, запрещающих епископу одной Поместной Церкви обращаться к пастве другой Поместной Церкви». В заявлении была изложена позиция делегации Русской Православной Церкви на встрече в Стамбуле 3 января 1996 г. и выражена озабоченность выходящими за рамки двухсторонних обсуждений акциями Константинопольского Патриархата, которые несут серьезную угрозу межправославному миру и каноническому единству. Русская Православная Церковь предлагала продолжить поиски мирного разрешения конфликта, Константинопольский Патриархат уклонялся от переговоров. Известив глав всех Православных Церквей о сложившейся ситуации, Русская Православная Церковь в лице своего Предстоятеля дважды обращалась к Патриарху Варфоломею, взывая к его архипастырской ответственности.

http://patriarch.patriarchia.ru/estoniya...

Хочу еще раз выразить Вам признательность за проявленное стремление к урегулированию затянувшегося недоразумения и, в частности, за готовность устроить «трехстороннюю встречу между представителями государства и духовными руководителями двух православных структур разных юрисдикций, чтобы искать и вместе найти решение православной темы в Эстонии». Эта встреча, действительно, необходима, но уместна она будет лишь тогда, когда возглавляемая мною Церковь приобретет, наконец, тот юридический статус, которого она была лишена в нарушение как юридических, так и канонических норм. Напоминаю Вам, что именно для ведения переговоров с целью осуществления канонического размежевания на Поместном Соборе, проходившем 17 ноября 1993 г., была избрана конфликтная комиссия из представителей «промосковской» и «проконстантинопольской» частей Церкви. Предлагаемый Вами трехсторонний процесс урегулирования конфликта может начаться с переговоров на уровне представителей МВД и упомянутой двухсторонней комиссии. Итак, препятствием для начала конструктивного процесса урегулирования конфликта является продолжающееся беззаконие в отношении большинства православных жителей Эстонии. Этот камень преткновения убрать с дороги в Вашей компетенции. С нашей стороны было сделано все. Учитывая Ваши прежние рекомендации, Устав ЭПЦ МП был откорректирован, и на сегодняшний день, по нашему мнению, он соответствует законодательству Эстонской Республики. В заключение я еще раз выражаю благодарность за доброжелательный тон Вашего письма и надеюсь, что за добрыми словами последует доброе дело, подтверждающее искренность слов. С уважением Корнилий, Митрополит Таллиннский и всея Эстонии, председатель Синода ЭПЦ МП. 224 Из официальной переписки между МВД Эстонии и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата по вопросу о регистрации. http://www.sedmitza.ru/news/428530.html. Читать далее Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т./[редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр " Православная энцикл. " , 2010./Т. 2: Документы. - 655 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Делегация Московского Патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу 10 октября 2007 г. 11:21 8 октября в итальянской Равенне начала работу Смешанная комиссия по диалогу между Римско-Католической и Православной Церковью. От Московского Патриархата в состав комиссии входят представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион и секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношением священник Игорь Выжанов. По прибытии в Равенну православные делегаты обнаружили, что в их состав включены представители так называемой «Эстонской Апостольской Церкви», созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Московского Патриархата. Они были приглашены православным сопредседателем комиссии митрополитом Пергамским Иоанном (Зизиуласом) в одностороннем порядке, без согласования с другими Поместными Православными Церквами. Данное решение Константинопольского Патриархата было опротестовано епископом Венским и Австрийским Иларионом на заседании православных членов комиссии, состоявшемся утром 9 октября. Владыка Иларион подчеркнул, что Московский Патриархат не признает так называемую «Эстонскую Апостольскую Церковь» в качестве автономной канонической структуры и потому, если ее представители не покинут заседание, это будут вынуждены сделать делегаты Московского Патриархата. Состоялись переговоры между епископом Иларионом и митрополитом Иоанном (Зизиуласом), однако понимание достигнуто не было. На пленарном заседании Смешанной комиссии, состоявшемся 9 октября после обеда, епископ Венский и Австрийский Иларион информировал членов комиссии о позиции Московского Патриархата по данному вопросу. В своем выступлении он подчеркнул, что Московский Патриархат придает большое значение развитию богословского диалога с Римско-Католической Церковью. В то же время, отметил представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, совместное участие делегатов Московского Патриархата и так называемой «Эстонской Апостольской Церкви» в официальном заседании означало бы имплицитное признание Московским Патриархатом каноничности этой церковной структуры. «Ни в Балтиморе в 2000 году, ни в Белграде в 2006 году делегатов от этой церковной структуры не было, и мне непонятно, чем вызвано решение Константинопольского Патриархата включить их в состав православных членов комиссии для настоящей встречи», — подчеркнул владыка Иларион. По словам епископа Венского и Австрийского Илариона, Московский Патриархат готов возобновить свое участие в работе Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу, как только Константинопольский Патриархат изменит свою позицию. После этого делегация Московского Патриархата покинула зал заседаний. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/306298.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010