Едва я разбил свой шатер, как все пустынные власти Эль-Ариша собрались ко мне, несмотря на ночное время; я угостил их трубками и кофеем; они долго пробыли у меня, и я занялся с ними расспросами о пути к Петре Аравийской и к Синаю; я все еще имел надежду быть там. Они предлагали мне лучших проводников и поручителей. Это есть удобнейшее место для направления своего пути в Аравию. Бедные христиане, предпринявшие путь с женами и детьми из Египта в Иерусалим к Пасхе, были остановлены в этой пустыне, под открытым небом, без всякой помощи, претерпевая зной, недостаток в съестных припасах, тратясь деньгами для защиты себя от притеснений и отчаиваясь встретить великий праздник в святом граде. Пророк Исаия, упоминая о Риноколуре (древнее имя Эль-Ариша), сказал: «Придут… погубляемии во Египте и поклонятся Господеви на горе святей во Иерусалиме» ( Ис 27:13 ). Узнав о прибытии моем, египетские христиане заключили, не знаю по каким слухам, будто я имею повеление снять карантин. От радости они, по обычаю восточному, подняли пальбу из ружей и пистолетов; арабы-христиане стреляли даже пулями, которые наконец начали свистать мимо нас и заставили нас остеречь их самих и себя. Я узнал на другой день, что коптский Епископ, глава Восточной Коптской церкви, обманутый этими слухами, направился к моему шатру с некоторыми из своих, при свете фонарей, чтоб узнать от меня истину; он встречен был офицером, и этот варвар осмелился, несмотря на его сан и преклонные лета, ударить его палкою. На другой день я посетил Епископа и в присутствии его строго выговаривал египетскому офицеру и внутренно обещался не оставить без наказания виновного, доведя это происшествие до Ибрагима-паши. Эль-Ариш, древняя Риноколура, важен как средоточие караванов Азии и Африки; он обнесен со всех сторон песочными холмами. Некоторые писатели полагают, что в этом пустынном городе Ной разделил землю трем сыновьям своим 11 . Мы видим из Диодора, что Риноколура основана Ефиопским царем Актизаном для ссылки преступников; он описывает это место так, как оно есть, – лишенным всех потребностей жизни; он прибавляет, что преступники нашли средство несколько улучшать свою жизнь ловлею в тенетах перелетных из-за моря птиц, которые в известное время в большом множестве, утомясь долгим путем, спускались на этот дикий берег.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мозаичный пол из ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе. 757 г. В напольных мозаиках часто встречаются образы святых (?) с нимбами (в ц. Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.), донаторов (Феодора и Георгии в ц. св. Космы и Дамиана в Герасе, 533; в ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 757), персонификаций времен года (Зал времен года в ц. семьи Ксар; Ипполитов зал в ц. Богоматери, в ц. аль-Хадир - все в Мадабе, VI в.; в ц. диак. Фомы близ Айн-Муса у горы Нево, VI в.; в правом нефе ц. свящ. Ваила, 586; в церквах еп. Сергия, 587/8; св. Кириака в Эль-Кувайсме (Амман), VI в.; Илии, Марии и Сорег в Герасе, VI в.; в Зай-эль-Гарби в Гадаре, 2-я пол. VI в.), природных стихий и универсальных аллегорий (Таласса-море в ц. Апостолов в Мадабе, 565 или 576; Гея-земля в ц. св. Георгия в Хирбат-эль-Мухаят, 535/6; в верхней капелле свящ. Иоанна при ц. Амоса и Касисея в Вади-Африт у горы Нево, 565; персонификации земли, океан, времен года и аллегории в Византийской ц. в Петре, VI в.), а также сельский стаффаж (фигурки крестьян, охотников, погонщиков, виноградарей, рыбаков), звери и птицы. В раскопанных виллах 1-й пол. VI в. найдены напольные мозаики с изображениями богов и героев и др. персонажей языческой мифологии: наказание эротов с Афродитой, Адонисом и нимфами и Федра с Ипполитом - в Ипполитовом зале; Ахилл, Патрокл и Брисеида - перенесена в ц. Апостолов в Мадабе; Геракл с немейским львом и Ариадна (ее фигура утрачена) с танцующими сатиром и вакханкой - перенесены в Арх. музей в Мадабе. Мн. мозаики с изображениями людей в церквах были уничтожены (фигуры целиком либо только лица) и заложены белой и цветной смальтой. В Герасе в т. н. церкви-синагоге (III-IV вв., 530-531) обнаружен уникальный по иконографии памятник мозаичной напольной декорации синагоги со сценой шествия животных в ковчег Ноя (V - нач. VI в.?). Местным, более нигде не встречающимся жанром (за исключением изображений Вифлеема и Иерусалима в ранних базиликах Рима) являются мозаики с изображениями городов Египта, Палестины и Заиорданья (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/578380.html

– Не волнуйся, этого не произойдёт! Во главе человечества станут хорошие лидеры, которые сплотят людей, не дадут обществу распасться. Такие, как ты и я! Остальные будут слушаться зова своих добрых пастырей и идти туда, куда мы их поведём. А мы поведём их к абсолютному совершенству! – Но справлюсь ли я с такой великой миссией? – Конечно, мой дорогой Эль! Посмотри на себя: ты прекрасен, в тебе нет никакого изъяна, никакой червоточины. Ты новый совершенный Адам! Ты просто призван к тому, чтобы быть лидером! Наша Церковь нуждается в Спасителе, и им станешь ты, когда активизируешь вирус! Твоя бессмертная кровь будет струиться в наших жилах и омолаживать наши тела. Кто же откажется идти за пастырем, который подарил ему вечную жизнь? Эльвейс надолго задумался. Он смотрел на небо и море, словно ожидая, что они вдохновят его на что-то. Наконец мальчик тихо спросил: – Моя воля ещё недостаточно окрепла, чтобы активизировать вирус? Патриарх ласково улыбнулся. – Мальчик мой! Ты уже почти готов! Путешествия в прошлое научили тебя любить и верить так, как не умеет никто в Новом Иерусалиме! Тебе осталось только одно, самое важное путешествие. Завтра мы с тобой отправимся на Голгофу, и ты заглянешь в глаза тому, кто называл себя Богом!     Глава восьмая. Иерусалим, Иерусалим!     Вечером Эльвейс долго не мог заснуть. Он очень волновался. Ему казалось, что настаёт поворотный момент в его жизни, что на Голгофе он получит ответы на все свои вопросы. Эль хотел узнать правду об Иисусе, узнать правду о Патриархе, узнать правду о самом себе. Почему-то он был уверен, что после завтрашнего погружения окончательно выберет, на чьей он стороне – дерзновенных детей-христиан или рациональных взрослых-новоиерусалимцев. Его пугала и одновременно привлекала возможность посмотреть в глаза человеку, которому поклонялись как Богу миллиарды людей. Какой приговор себе прочитает он в этих глазах? Эль встал, когда все члены его семьи ещё спали, быстро привёл себя в порядок, позавтракал и отправился во Дворец Мира, где его ждал Патриарх.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=119...

14. Мон-ри прор. Илии (Хирбат- Мугайфир), близ Иерихона. Известны 2 мон-ря с этим посвящением, находившиеся рядом: 1-й основан в V в. учеником прп. Евфимия, 2-й - в сер. VI в. мон. Антонием. Жизнь насельников 2-го мон-ря подробно описана Иоанном Мосхом. 15. Кафизмы мон-рь . Существовал в V-VIII вв. на месте, где, по преданию, Пресв. Богородица отдыхала на пути из Иерусалима в Вифлеем. Рядом находится ныне действующий Илии Пророка мон-рь (Дайр-Мар-Ильяс), основанный, вероятно, в XII в. 16. Лавра прп. Саввы Освященного (Дайр-Мар-Саба; Великая лавра). Основана ок. 485 или 490 г. По оценкам археологов, в VI в. здесь жили до 150 монахов. Все постройки монастыря реконструированы в XIX-XX вв. 17. Лавра Иеремии (Хирбат-эз-Зараник). Основана в 531 г. учеником прп. Саввы Иеремией. Небольшой комплекс из 15 келий. Был заброшен в VII в. 18. Мон-рь Иоанна Схолария (на горе Эль-Мунтар), киновиный. Основан в сер. V в. имп. Евдокией как ее замок или резиденция в пустыне. После ее смерти (469) преобразован в мон-рь; принадлежал монофизитам до кон. 70-х гг. V в. ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. S. 45; Idem. Vita Sabae. S. 127). На рубеже V и VI вв. здесь подвизалась группа монахов-несториан (в Житии прп. Саввы говорится о 2 монахах). После долгого общения с ними прп. Савва убедил несториан в истинности правосл. вероучения. Ок. 509 г. прп. Савва сформировал для мон-ря общину во главе со своим учеником Иоанном, который в прошлом служил в армии в отряде схолариев. Иоанн был игуменом мон-ря до 545 г. Мон-рь заброшен, вероятно, в VII в. 19. Мон-рь Спилеон (Пещерный; Бир-эль-Каттар), киновийный. Основан ок. 508 г. прп. Саввой. В VI в. здесь жили ок. 20 монахов. 20. Мон-рь Кастеллион (Хирбат-эль-Мирд), киновийный. Основан ок. 492 г. прп. Саввой на руинах крепости Ирода Великого. Комплекс был обнесен стеной (30×40 м), община включала не более 15 монахов ( Milik. 1961). 21. Мон-рь Занна (западнее лавры прп. Саввы), киновийный. Основан в 511 г. прп. Саввой ( Corbo. Il Cenobio di Zaunos. 1958). 22. Лавра Гептастом (греч. Επτστομος; Семиустная; Хирбат-Джинджас; в 4 км к северо-западу от лавры прп. Саввы). Основана в 510 г. мон. Иаковом из лавры прп. Саввы близ цистерны под названием Гептастом. В лавре подвизались не более 20 монахов; археологи открыли фрагменты 15 келий. Территория была обнесена хорошо сохранившейся каменной стеной. Кельи делились на юж. и сев. группы; при каждой находилась цистерна для воды. Центральный комплекс состоял из церкви и дополнительных построек, образовавших 2 внутренних двора ( Hirschfeld. 1992. P. 29-30).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Скальный мон-рь во имя М. М. (Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши) расположен в Сирии на плато Каламун, близ Эн-Набка. Первые упоминания о нем относятся к VI в. В средние века мон-рь принадлежал Сирийской яковитской Церкви , его история хорошо известна по многочисленным настенным надписям в церкви и по рукописям, происходящим из скриптория обители. Согласно этим источникам, мон-рь был первоначально посвящен прор. Моисею . Изменение посвящения, возможно, связано с прибытием в обитель в XV в. группы эфиоп. монахов из мон-рей св. Георгия в Ихдине (Эхдене) и св. Иакова в Бшарри; оба мон-ря носили эпитет «Эль-Хабаш» ([мон-рь] эфиопов), который, вероятно, был сначала усвоен мон-рю в Эн-Набке, а затем - его эпониму (в форме «эль-Хабаши» - эфиоп). Вместе с тем местное предание говорит о том, что монастырь обязан своим наименованием мон. Моисею Эфиопу, который пришел сюда из мон-ря св. Иакова близ Кары, подвизался здесь и принял мученическую кончину при имп. Ираклии (610-641). В. Г. Григорович-Барский , посетивший мон-рь в 1728 г., свидетельствовал, что обитель принадлежит сиро-яковитам, но находится в запустении; в его время было живо предание о том, что обитель основал мон. Моисей ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока. М., 2005. Ч. 2. С. 98-99). В 1991 г. мон-рь был возрожден итальянским иезуитским свящ. Паоло Даль " Ольо в юрисдикции Сирийской католической Церкви , были проведены восстановительные работы при участии сир. и итал. специалистов. Особую ценность представляют росписи XI-XII вв. в ц. М. М., считающиеся одними из лучших сохранившихся произведений христ. искусства Леванта того времени. В ц. Пресв. Богородицы в Эн-Набке хранится реликвия, подаренная мон-рю в 1817 г. неким еп. Илией и почитаемая как рука Моисея Эфиопа ( Cruikshank Dodd. 2011. P. 297). В Ливане полуразрушенный монастырь во имя М. М. находится близ сел. Мазраат-эд-Дахр в р-не Эш-Шуф. Святой также особо почитается в селениях Мар-Муса-эд-Даввар и Баабдат в р-не Матн ( Fiey J.-M. De quelques saints vénérés au Liban//POChr. 1978. T. 28. P. 35). В рукописях (Mingana. Syr. 190, 495 и др.) сохранился устав монашеского братства им. М. М. на каршуни , составленный в XVIII в. свящ. Михаилом Джарве (впосл. сиро-католич. патриарх Игнатий Михаил III) (см.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 63; Kaufhold. 1995. S. 91).

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Даже до сей поры, когда влияние европейцев на Востоке сделалось так сильно, а власть мусульман так ослабилась, мы знаем про внутренность мечети Омаровой только по неверному описанию Али Бея 51 . Сказывают, что Бурхарт, знаменитый путешественник и ориенталист, сроднившийся с восточными обычаями до такой степени, что он был признан арабами за шейха, посещал мечеть Омарову, но мы не имеем его описания. Г-жа Бельзони, переодетая в мусульманское платье, в 1818 году быстро пробежала часть мечети Омаровой, волнуемая страхом, и все, что сказала об ней, также совершенно неверно. Но то, что мы знаем положительного об этой мечети, заимствовано у медика Ричардсона, который видел эту мечеть втайне, находясь в служении при муселиме Иерусалимском. Из старых описаний самые лучшие принадлежат Вильгельму Тирскому и отцу Рогеру; но они мало удовлетворительны. Новейший путешественник, Трапист, отец Жерамб, бывший в Иерусалиме за один год до меня, отвергая рассказываемые ему басни о камне, держащемся на воздухе в мечети Эль-Сахара, делает свои предположения, каким образом этот камень может быть утвержден в потолке, чтоб производить таковой оптический обман, – и тому подобное… Я имел случай осмотреть обе мечети, находящиеся в ограде храма Соломонова: Омарову – Эль-Сахару, и другую, называемую Эль-Акса, которая обращена в мечеть из древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Мое описание не может быть обстоятельно, потому что в один час времени я не мог вникать в подробности, но по крайней мере оно будет верно. Скажу прежде о случае, доставившем мне туда вход. В бытность мою в Египте я пользовался чрез г-на Дюгамеля благосклонностью нынешнего властителя Востока Мегмета-Али; на возвратном пути моем из Нубии я встретил его в последний раз в Монфалуте. При свидании моем с ним я получил от него несколько рекомендательных писем в Сирию, и между прочими одно особенное письмо к паше Сирийскому Шерифу, его зятю, пребывающему в Дамаске. По счастливому стечению обстоятельств Шериф-паша во время моего пребывания в Иерусалиме прибыл туда для набора рекрутов и расположился лагерем у стен города.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Мощи К. в Антиное видел один из составителей «Истории Александрийских патриархов» - александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (XI в.). Согласно сведениям копт. свящ. Абу-ль-Макарима , автора полного перечня современных ему егип. храмов и мон-рей (сост. в 1177-1204), мощи К. имелись не только в Антиное, где со временем возник посвященный ему мон-рь, но и в мон-ре его имени в Асьюте. Этот же писатель сообщает о др. храмах во имя К. Один из них был построен в правление фатимидского халифа аль-Амира (1101-1130) в квартале Хамра-эль-Вуста в Фустате, на земле, выкупленной христианами у племени бану фахм. Др. храм (придел?), посвященный К., располагался на нижнем этаже ц. св. Онуфрия в этом же квартале; он сгорел вместе с основным храмом во время городского пожара 1169 г., но впосл. был восстановлен. Мон-рь во имя К. существовал в обл. Кена: со временем он пришел в запустение, но был возрожден богатым купцом из г. Кифт. Абу-ль-Макарим также упоминает церкви, посвященные К., в Деласе (совр. мухафаза Бени-Суэйф) и близ г. Кус (мухафаза Кена). Энкомий Фойбаммона Ахмимского был произнесен в день освящения храма К. в сел. Пневит (Плевит; ныне Банавит, к югу от Тахты, мухафаза Сохаг). Как считает О. Мейнардус, в VI-XI вв. центр почитания К. находился в Антиное, а к XII в. или позже переместился выше по течению Нила. О празднике в честь К., к-рый отмечался в Эр-Рифа-эль-Гарби близ Асьюта, упоминает аль-Макризи (см.: The Churches and Monasteries. 1895. P. 344; о церквах во имя К. в этом селении и в сел. Шандавиль близ Сохага см.: Clarke S. Christian Antiquities in the Nile Valley: A Contribution towards the Study of the Ancient Churches. Oxf., 1912. P. 210, 213; из этих церквей происходят 2 рукописи, положенные в основу каирского издания агиографического «досье» К.). По сведениям Мейнардуса, мощи К. имеются в посвященной ему церкви (Абу-Клог) в сел. Эль-Фант (мухафаза Бени-Суэйф), где его память совершается 3 мехира (28 янв.) и 20 паоне (14 июня) (см.: Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 211). О существовании мест почитания К. в др. городах Египта свидетельствуют их упоминания в надписях V-VIII вв. (см.: Papaconstantinou. 2001. P. 123-124).

http://pravenc.ru/text/1841814.html

Колоннады состоят из 3 колонн, а поперечный неф образуется промежуточной колонной. С вост. стороны к храму примыкают 3 прямоугольные апсиды, образующие 3 алтаря, 2 из к-рых посвящены Пресв. Богородице и 1 (южный) - арх. Михаилу. Над центральным алтарем возведен небольшой купол. Как обычно, все 7 колонн в интерьере различны по размеру и стилю и являются сполиями; 3 алтаря отделены от храма деревянными преградами; в интерьере находятся иконы XVIII-XIX вв. Коптские храмы в других районах К. Церковь и монастырь св. Мины (Мар-Мина) в Фум-эль-Халиг (в Эль-Хамра). Находится в 2,5 км к северу от Ст. Каира, в том месте, где в X в. была основана новая столица Египта Эль-Кахира. По сообщениям Абу-ль-Макарима (нач. XIII в.) и аль-Макризи (XV в.), храм основан в нач. VIII в. Церковь была первым христ. храмом, выстроенным за пределами Ст. Каира и Фустата, что стало причиной недовольства части мусульман и столкновения между нек-рыми араб. кланами и эмиром Египта. В 725 г. церковь была разрушена, но в 735 г. отстроена вновь. Впосл. храм неоднократно разрушался и восстанавливался. Небольшие части самого раннего здания VIII в. сохранились в алтаре. Совр. вид храм приобрел в XI-XII вв., хотя в XX в. несколько раз ремонтировался. В XI в. крыло сев. нефа было передано в пользование арм. общине, к-рая в то время особенно активно развивалась в К. Армяне отделили неф стеной и сохраняли это помещение за собой до 1926 г., когда оно было возвращено коптам. В 1164 г. храм был частично разрушен, после чего его перестраивали. Разбитые колонны были заменены квадратными столбами, возведены купола; после перестройки храм освятил коптский патриарх Иоанн VI (1189-1216). Храм пострадал от погрома в 1321 г., но вскоре был восстановлен. При патриархе Вениамине II (1327-1339) в храм были перенесены мощи вмч. Мины, издавна почитавшиеся в его мон-ре близ Александрии, к-рый к тому времени был почти заброшен. Мощи св. Мины почивают в сев. части алтаря. Храм представляет собой традиц. 3-нефную базилику (20,5×15 м, высота 13,5 м) с 3 алтарями.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Существует трогательный обычай, особенно в Москве, в день Благовещения, как день возвещения свободы всему миру, выпускать птиц на волю. Простой народ почитает этот праздник, как один из самых больших; в этот день считают тяжким грехом заниматься хоть легкой работой; по верованию простолюдина, даже птица в этот день не вьет себе гнезда. Верят так же, что в день Благовещения, как и в другие великие праздники, играет солнце при своем восходе. Немало к этому дню приурочивают примет и наблюдений относительно будущей погоды и урожая. Кроме приведенных выше обычаев простого народа, в которых сказывается доброе намерение и отчасти своеобразная вера в Бога, как раздаятеля всех благ, существуют у злых людей злые суеверия, унижающие благость и правду Божию. Так, например, у воров существует такое грубое суеверие: если кому удается украсть накануне Благовещения, то целый год у того будет успех в воровстве 64 . Назарет и его святыни Изложив священное событие преславного Благовещения Пресвятой Богородицы, совершившееся в Палестине, в северной ее части – Галилее, в незначительном городе Назарете, считаем долгом дать некоторые сведения об этом священном городе. Назарет (у арабов «Эн–Назира») лежит на южном склоне горы «Джебель–эс Зих» частью в зеленой долине, частью живописно врезавшись в горную расселину, и служит участковым городом Акританского округа (местопребывание турец. «каймакама» и духовного муфти»). Считая в настоящее время до 10 000 жителей, из них две трети христиан, более 3 000 православных с митрополичьей кафедрой, остальные католики, мельхиты, протестанты и др.; евреи отсутствуют; при 1 700 мусульман город распадается на три квартала: православный (Харет–Эль–Рум) на севере и северо–востоке, «латинской» (Хар–Эль–Латин) на юге и западе, «магометанский» (Хар–эль–Ислан) на востоке (с большой мечетью и малой у Хана на дороге в Дженин). Во владении православных греков находятся: монастырь св. Архангела Гавриила с церковью Благовещения. Церковь эта построена на древних развалинах в конце 18 столетия. Снаружи она скромная и небольших размеров. Внутри очень богато украшена. Как церковь , так учрежденная здесь православная митрополия с странноприемницей находится в главной части города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

КОЛЕНО XIV: Царь Димитрий I † 1155 Княжна Тамарь, за Шахом Ширванским КОЛЕНО XV: Царь Давыд III † 1155 Царь Георгий III † 1184. Женат на Гурандухте, дочери владетеля Осетинского Царевна Русудань старшая, за владетелем Хорасанским Царевна Русудань младшая, за Осетинским князем Джандероном (она была его 2-ю супругою) КОЛЕНО XVI: Царица Тамарь Великая † 1211, 1) за русским князем Юрием, племянником Великого Князя Андрея Боголюбского; 2) за Осетинским Князем Давыдом, сыном Князя Джандерона от 1-го брака и следственно пасынком тётки Тамари, Царевны Русудани младшей (см. выше.) – Некоторые грузинские летописцы показывают Джандерона внуком бежавшего в Осетию Князя Давыда, внука Царя Георгия I. Если их справедливы, то нынешние Князья Багратионы, Грузинские и Мухранские потомки в прямом мужском колене древних Багратидов: если же показания их ошибочны, в таком случаи род Багратидов пресёкся в 1184 году, с Царём Георгием III, и вышесказанные княжеские роды происходят от владетелей Осетинских. Мы не принимаем на себя решения этого вопроса КОЛЕНО XVII: Царь Георгий IV лаша † 1223, сын Царицы Тамари от второго брака ея с князем Давыдом. Царица Русудань, дочь Царицы Тамари от брака с князем Давыдом, и супруга Князя Могит-эль-Дина, сына Тугрул-Шаха, владетеля Арзерумского, из рода Сельджукидов КОЛЕНО XVIII: Царь Давыд V † 1269 Царь Нарин-Давыд IV; женат на дочери Греческого Императора Михаила дети Царицы Русудани и Князя Могит-эль-Дина Царевна Тамарь, за султаном Джелал-эль-дином КОЛЕНО XIX: Царевич Георгий Царь Димитрий II самопожертвователь 1289 Царь Вахтанг II † 1292 Константин I, Царь Имеретинский † 1327 Михаил, Царь Имеретинский † 1329, родоначальник царей Имеретинских, царствовавших в Имеретии до 1810 года, и родоначальник нынешних князей: Багратионов-Имеретинских и Багратионов-Давидовых КОЛЕНО XX: Царь Давыд VI Царь Вахтанг III Царевич Мануил Царевич Бабур Царевич Идигад Царь Георгий V блистательный КОЛЕНО XXI: Царь Георгий VI Царь Давыд VII † 1360 КОЛЕНО XXII: Царь Баграт V великий † 1395

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010