Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЕША [Меса; евр.  ,   греч. Μωσ], царь моавитский (4 Цар 3. 4-27; ср. также: 4 Цар 1. 1). М. царствовал в Моаве в сер.- 3-й четв. IX в. до Р. Х. Помимо библейского текста информация о М. содержится в тексте т. н. стелы (др. название: камень, обелиск, надпись) Меши и, вероятно, в моавитской надписи из Эль-Карака, от которой сохранился фрагмент. Представленное в стеле имя Меша как   в 4 Цар 3. 4 огласовано как   его точная этимология неясна ( Mattingly. Mesha. 1992). Возможно, оно восходит к глаголу   в каузативной породе хифиль («спасать», «избавлять») и может означать «спаситель»/«избавитель», что подразумевает его огласовку как  . Можно рассматривать это слово как существительное   (    ) - «спасение». На стеле М. сохранилась 1-я часть теофорного имени отца М.: Кемош (имя главного моавитского божества), 2-я часть этого имени, по-видимому, обнаруживается в надписи из Эль-Карака: «[Я - Меша, сын Ке]мош-йат(ти) (  ), царь Моава, д[ивонитянин]…» ( Freedman. 1964; Parker, Arico. 2015; ср.: Reed, Winnett. 1963). Согласно надписи на стеле, отец М. правил Моавом 30 лет. Резиденция царя М. располагалась в моавитском г. Дивон (ныне Дибан, Иордания) к северу от р. Арнон (ныне Эль-Мауджиб), на Моавитском плоскогорье, через к-рое пролегали важнейшие переднеазиат. торговые и военные пути - т. н. Царская дорога (ср., однако: Steen, Smelik. 2007); в этом же городе, вероятно, родился и М. Согласно 4 Цар 3. 4, М. «был богат скотом (     букв.- «разводил скот».- И. Т.) и присылал царю Израиля по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов». Но после смерти израильского царя Ахава «Моав восстал против Израиля» (4 Цар 1. 1; 3. 5, 7). Второй сын Ахава Иорам (ок. 852-841 гг. до Р. Х.) при поддержке иудейского царя Иосафата (ок. 872-848 гг. до Р. Х.) и царя Эдома вторгся в Моав с юга, через Эдом, и с тяжелыми боями дошел до южной резиденции моавитских царей Кир-Харешета (Кир-Моав, вариант: Кир-Харесет; ср.: Steen, Smelik. 2007; вероятно, совр. Эль-Карак), в 28 км южнее р. Арнон, в 13 км восточнее Мёртвого м., на «Царской дороге» (см.: 4 Цар 3. 9-25). Судя по библейскому повествованию, в подготовке этой кампании участвовал прор. Елисей. Попытка М. прорвать осаду Кир-Харешета не удалась (4 Цар 3. 26). И тогда при явной угрозе военного поражения М. решился на крайний в таких случаях шаг (см., напр.: Шифман. 1999. С. 248-250, 252-255): «...взял он сына своего, первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах (в МТ: «и разгорелась ярость (у моавитян) против израильтян.- И. Т.), и они отступили от него и возвратились в свою землю» (4 Цар 3. 27). Т. о., в этом стихе лаконично сообщается о неудаче, постигшей израильско-иудейско-эдомитскую коалицию в войне с М.

http://pravenc.ru/text/Меши.html

Эль-Карак и Эш-Шаубак в мамлюкское время были центрами Иерусалимской Церкви. Почти все их население было христианским. В 1301 г. эмир Эль-Карака уклонился от исполнения указа султана о ношении христианами отличительной одежды, заявив, что жителям города не от кого отличаться, потому что все они - христиане. В XIII-XV вв. было немало выходцев из Эль-Карака и Эш-Шаубака среди синайских монахов, переписчиков христианских рукописей и врачей, обслуживавших мамлюкскую верхушку. В кон. XV в. султанат мамлюков переживал тяжелый экономический кризис. Араб. племена разоряли города, земледельческие области, грабили караваны хаджа. Под давлением бедуинов христиане в течение XVI в. почти полностью покинули Эш-Шаубак. Оседлое население исчезло из долины Иордана. Власть над Заиорданьем полностью перешла к араб. племенным вождям. В 1516-1517 гг. Ближ. Восток был завоеван османами. Заиорданские территории были объединены в санджаки Аджлун и Карак-Шаубак, входившие в состав Дамасского пашалыка. Во главе этих адм. единиц обычно были вожди племен, доминирующих в регионе. В XVI - нач. XVII в. ведущую роль в Заиорданье играл клан Кансух, опиравшийся на поддержку населения Аджлуна и союз с рядом бедуинских племен. Его представители неоднократно занимали посты санджакбеев Эль-Карака и Аджлуна, возглавляли караваны хаджа из Дамаска, подавляли бедуинские мятежи. Снабжение и охрана хаджа были одной из главных обязанностей османской администрации в Заиорданье. Лидеры различных племенных группировок боролись между собой за доступ к адм. постам и периодически выходили из повиновения османской власти. Тем не менее имп. центр на протяжении XVI в. сохранял контроль над Заиорданьем. Подтверждением этому могут служить проводившиеся там переписи населения и налогооблагаемых имуществ. При всей своей неполноте эти статистические данные позволяют судить о демографических процессах в регионе. Крупнейшими городами Заиорданья были Аджлун (в 1596 г. 350 семейств, из них 23 христианские), Эс-Салт (39 мусульм. и 25 христ. домов) и Эль-Карак (78 мусульм. семейств и 103 христ. семейства). Всего христ. присутствие было зафиксировано в 22 селениях. Переписи отражают продолжавшуюся миграцию христиан и др. оседлого населения из районов, прилегающих к пустыне, в более безопасные местности на побережье.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Наиболее ранние постройки, относящиеся, по-видимому, к арабскому лимесу времени имп. Траяна (98-117), сохранились в форте Авара (ныне Хумайма, между Мааном и Акабой, площадь 204×147 м). Важнейшим фортификационным мероприятием было строительство оборонительной линии в кон. III в. при имп. Диоклетиане. Она протянулась от Бостры до Акабы, ее важнейшими крепостями были находящиеся в разной степени сохранности Беттор (Эль-Ладджун к востоку от Эль-Карака, 220×280 м, 6 на 8 башен), Августополь (Удрух между Петрой и Мааном, 180×220 м, 6 на 8 башен) и Кастрон-Мефаа (Умм-эр-Расас, перестраивался до VI в., 150×190 м, 6 на 7 башен). Исследованы и многочисленные небольшие форты: Хатита (Хирбат-эс-Самра к северу от Эз-Зарки, 65×65 м, 3 на 3 башни), Умм-эль-Джималь (к востоку от Эль-Мафрака, 110×110 м, 2 на 2 башни), Даджания (к северу от Маана, 100×100 м, 4 на 4 башни) и др. Хорошей сохранностью отличаются форты Каср-эль-Азрак (перестроен в 1237) и особенно Каср-Бушир близ Эль-Катраны (50×50 м, 2 на 2 башни). Сохранились и трудно датируемые наблюдательные башни - в Умм-эр-Расасе (позднее могла использоваться для столпнических подвигов) и соседних Эз-Зафаране и Эр-Румейле, а также в Умм-эль-Джимале. Раннехристианское искусство Архитектурные памятники этого периода сохранились в И., за исключением неск. церквей в Умм-эль-Джимале, лишь на уровне оснований стен. В результате раскопок было раскрыто более 200 храмов, датирующихся IV-VIII вв., преимущественно VI в. Основным строительным материалом служил известняк, на плато Хауран (север И.) - базальт, в Петре - песчаник. По функциональным признакам можно выделить 3 группы храмов ( Michel. 2001. P. XIV): храмы паломнических центров (на горе Нево, кон. IV в., сер. VI в.; у пещеры Лота (Дейр-Айн-Абата) VI - нач. VII в.; предполагаемого собора в Герасе, нач. V - VI в.; 8-гранной ц. в Гадаре, 1-я пол. VI - 1-я пол. VII в.; ц. св. Стефана в Умм-эр-Расасе, 1-я пол. VI - сер. VIII в.); обычные храмы; однонефные храмы мелких поселений (гл. обр. на юге И.).

http://pravenc.ru/text/578380.html

Теменос фланкирован с западной и восточной сторон тройными колоннадами (более 120 колонн) с капителями со слоновьими головами; колоннады упираются в глубокие экседры, расположенные по сторонам от нешироких лестниц, которые ведут на неглубокий верхний теменос. Огромное храмовое строение (42,5×35,5 м, реконструируемая высота ок. 20 м) имело двойной портик в антах (внешний 4-колонный, внутренний 2-колонный) и двойной обход. В целле храма расположен ориентированный на север театрон, возникший при перестройке: возможно, здание одновременно выполняло и гражданские функции. Исследован также ряд небольших набатейских храмовых построек упрощенных композиционных вариантов, датирующихся I в. до Р. Х.- II в. по Р. Х. Лучше всего сохранился храм в Дат-Расе (между Эль-Караком и Эт-Тафилой). Его особенностями являются оформление входа 2 пилонами с арочными нишами, а также наличие низкого поперечного чердака над алтарной апсидой, перекрытого полуциркульным сводом. Сходное решение фасада имеет храм в Эр-Раббе (бывш. Ареополе к северу от Эль-Карака), идентифицированный по надписи как храм культа императоров Диоклетиана и Максимиана (совместное правление с 286 по 305), чьи статуи помещались в фасадных нишах. Расположенный чуть севернее предыдущего храм в Эль-Касре имеет портик в антах с 4 огромными колоннами. Традиционный по типологии храм в Хирбат-эд-Дарихе (к северу от Эт-Тафилы), сохранивший стены до середины высоты, оформлен первоклассной скульптурной резьбой. В Хирбат-эт-Таннуре (между Эль-Караком и Эт-Тафилой) в результате раскопок выявлено не только само храмовое здание со стоящим в центре целлы мотабом, но и стены теменоса и выходившие в него триклинии. Мотаб в храме богини Аллат в Вади-Раме (к востоку от Акабы) расположен также в центре целлы, оформленной пристенными полуколоннами и снабженной колонным портиком. Все изученные набатейские храмы имели интерьеры, оштукатуренные и расписанные под квадры камня или геометрические формы (лучше всего сохранились фрагменты из т. н. Большого храма и храма аль-Уззы в Петре), стуковую моделировку внутри и снаружи (сохр.

http://pravenc.ru/text/578380.html

В 1229 г. айюбидский султан Малик аль-Камиль, понимая, что с малочисленным войском не защитит город, заключил соглашение с имп. Фридрихом II о возвращении И. христианам. Храмовая гора оставалась во владении мусульман, не разрешалось сооружать новые укрепления вокруг города. Вернувшиеся крестоносцы чувствовали себя в И. столь же неуверенно; лат. патриарх не стал переселяться туда, предпочитая оставаться в Акре (ныне Акко). В 1239 г. эмир Эль-Карака захватил город и разрушил цитадель. В 1243 г. крестоносцы вернули И., однако в следующем году окончательно потеряли его. Город был взят хорезмийцами, союзниками егип. султана; значительная часть христ. населения и духовенства была перебита; среди погибших был и правосл. Иерусалимский патриарх Афанасий II ( Hiyari. 1990. P. 168-171; Little. 1990. P. 181-185; FEI. P. 1102; Ришар. 2002. С. 224, 247, 301-302). В последующие полтора десятилетия И. неск. раз переходил из рук в руки, находясь под властью то дамасских Айюбидов, то султанов Египта, где в 1250 г. к власти пришли мамлюки. Монг. нашествие на Ближ. Восток в 1260 г. положило конец правлению Айюбидов; в сент. 1260 г. в битве при Айн-Джалуде в Галилее мамлюки нанесли поражение монголам и захватили всю Палестину и Сирию. Мамлюкский период Источников, отражающих историю этого времени, не так много. И. снова оказался в глубине мусульм. владений, его административно-политический статус был невысок: он числился провинциальным центром в юрисдикции дамасского наместника. Наряду с эмирами, представителями военной элиты, значительную роль в городском управлении играли представители религ. бюрократии, в частности шафиитский верховный кади, заведовавший святынями Храмовой горы и г. Хеврон. Жизнь в И. была относительно стабильной и безопасной, так что мамлюки не сочли нужным восстановить городские стены. Султаны, а также эмиры жертвовали значительные средства на украшение святынь И., обновление храмов и постройку новых церквей. И. стал одним из интеллектуальных центров исламского мира, здесь подолгу жили ведущие богословы Сирии и Египта. Мамлюки основали в городе 27 медресе, где преподавались мусульм. богословие и право. Многие из видных алимов, служителей мусульм. культа, были одновременно шейхами суфийских орденов, также процветавших в мамлюкском И. В кон. XV в. ханбалитский факих Муджир ад-Дин аль-Улайми написал объемный труд по истории И., к-рый для совр. исследователей стал основным источником сведений о мамлюкской Палестине ( Little. 1990. P. 186-193; FEI. P. 1102-1103).

http://pravenc.ru/text/293782.html

VII в. их становится больше, чем языческих. В крупнейшем городе плато Эль-Караке подавляющее большинство христ. надписей были сделаны не ранее VI в., древнейшая - в 449/50 г.; в Ареополе этих надписей нет вообще (епископ появился в Эль-Караке только в 536, в Ареополе - в 449). К югу от Эль-Карака найдено 48 датированных надписей, но первая христ. 505 г. Сходную картину дали Голаны. Сведения, почерпнутые из археологических раскопок, доказывают то, что христиане, язычники и иудеи жили вместе в районах, традиционно считавшихся исключительно иудейскими. Из надписей на общественных зданиях можно сделать заключение о большом количестве религ. зданий в городе: церквей, мон-рей, синагог иудеев и самарян. Но христ. объектов явно больше. По-своему рисуют жизнь христиан в Сиро-Палестинском регионе папирусы: в найденной в Нессане в 30-х гг. XX в. сумке с папирусами (512-689) были обнаружены списки Евангелия от Иоанна, Деяний св. Георгия, апокрифической переписки царя Авгаря, «Энеиды» Вергилия и греч. словаря к ней. Археология ранневизант. периода фиксирует развитие старых рим. архитектурных традиций, хотя и с нововведениями. Благодаря строительным надписям можно составить представление о периодах строительной активности: один приходится на правление императоров Анастасия I (491-518) и Юстиниана I (527-565), второй - Маврикия (582-602) и Фоки (602-610). Много надписей (особенно о строительстве церквей) относится к персид. периоду после 610 г., до сер. VII в. Строительство осуществляли как гос-во, привлекая армию, так и Церковь, муниципальные власти и частные лица. Надписи сообщают о возведении бань, водопроводов, библиотек, базилик, крепостей, постоялых дворов (с VI в. для паломников). Капернаум. Общий вид раскопок религ. сооружений ранневизант. периода: синагога и паломнический комплекс на месте " дома ап. Петра " Капернаум. Общий вид раскопок религ. сооружений ранневизант. периода: синагога и паломнический комплекс на месте " дома ап. Петра " Наличие базальта и известняка позволило быстро усвоить рим.

http://pravenc.ru/text/ВИЗАНТИЙСКАЯ ...

По окончании перемирия владетель Карака занял опять Иерусалим и обрушил башню Давидову, с остатками твердынь христианских, посреди общего уныния жителей, которые подверглись еще большим оскорблениям. В то же время скончался сильный союзник Фридриха, султан Египта Малек Хамиль, и междоусобие вспыхнуло между князьями Дамаска, Алепа и иных городов; они оспаривали друг у друга державу умершего султана; но крестоносцы не сумели воспользоваться их взаимною враждой, и подражали ей своими раздорами, ибо не было между ними настоящей главы. Герцог Британский, один с своими рыцарями, сделал удачный набег на область Дамасскую, и возбудил соревнование герцога Бургундского и других баронов, которые покусились на добычу в окрестностях богатой стадами Газы. Король Наварский, по имени только начальник похода, не мог удержать их безрассудного пыла и сам принужден был последовать за ними до Аскалона, чтобы подать руку помощи в случае поражения. Но на рубеже пустыни, напали сарацины на беспечные толпы крестоносцев, из коих часть хотела сражаться, другая же отступать. Герцог Бургундский, с графом Яффы, удалились к Аскалону и просили помощи короля Наварского; но уже было поздно, ибо он нашел поле битвы, усеянное трупами своих неосторожных сподвижников; граф Барский погиб в сече, Алмерик, граф Монфератский, с другими баронами достался в руки сарацин. Грустно возвратились остальные вожди в стены Птолемаиды, где возникли между ними жестокие распри. Храмовники и некоторые из владетельных баронов Палестины заключили договор с эмиром Дамаска, чтобы уступлен был им Иерусалим; напротив того рыцари Странноприимные, король Наварский и оба герцога вступили в союз с султаном Египта, обещая защищать его против магометанских властителей Сирии; – посреди столь позорной распри, крестоносцы французские внезапно оставили Св. землю. Другие пришельцы Запада заменили их в Сирии; доблестный брат короля Англии, Рихард, Герцог Корнувалийский, с цветом рыцарства своей земли. Одно имя его, напоминавшее Львиное сердце его дяди, уже оживило упадший дух христиан палестинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Так мало понимал Магомет, что христиане не менее и чище его признавали единство Божие! Ираклий отпустил посланного с богатыми дарами, не желая воздвигать новых враждебных соседей Св. граду, только что избавленному им от ига персов. Однако некоторые из ближайших властителей арабских с презрением отвергли послания Магомета; другие же покорились исламизму. Магомет воспользовался миром, чтобы еще раз совершить обряд поклонения Каабе, и на сей раз не нашел сопротивления; город опустел при его появлении. По особенной льготе, которую сам себе дозволил, вопреки всех уставов, он еще раз вступил в брак в самой Мекке, когда еще не успел снять с себя одежды богомольца, так заняты были чувственными предметами мысли его и во время благочестивого странствия. Некоторые из старшин Кореишитов покорились ему в Мекке, в том числе Отман, блюститель Каабы, и два будущие завоевателя Сирии и Египта, Калед и Амру, прославившиеся своею храбростью. Желая подчинить себе властителя Бостры, управлявшего городом во имя Императора, Магомет отправил к нему посланника с предложением исламизма; но посланный был убит на дороге, и три тысячи арабов вооружились, по воле их пророка, чтобы отмстить грекам за нарушение права народного, хотя нарушил оное арабский наместник. Это было первое состязание магометанства с христианством, и с тех пор доныне не угасло пламя войны. Недалеко от Мертвого моря, в виду замка Карака, закипела первая кровавая битва; она стоила многих жертв арабам и пал их военачальник Саид, усыновленный Магометом; но отчаянное их мужество одолевало над многолюдством греков. Плач о множестве своих погибших умалил радость победы, и погребальным представилось первое торжество Магомета над христианами. Новые враждебные покушения Кореишитов отвлекли опять его внимание к Мекке. Отринув ходатайство тестя своего Абу-софиана за непокорных сограждан, он двинулся против них с сильным войском. Во время переговоров под стенами города завязался бой, и Кореишиты побеждены были в последний раз. Магомет велел прекратить кровопролитие и победителем взошел в Мекку, хотя в смиреной одежде богомольца; Али нес пред ним знамя ислама ; прямо к Каабе направили они шествие, и в то же мгновение пали, под рукою духовного вождя арабов, 360 идолов, окружавшие священное здание Авраама. Он истребил также женские лики Ангелов внутри Каабы, с изображениями Авраама и Исмаила, которые держали в руках стрелы судьбы; потом обошел семь раз около храма, приложился к черному камню Патриарха, произнес молитву намаз при кладезе Агари, называемом Земзен, и довершил обряд поклонения обычным омовением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

града. Тронулся султан непостоянством величия земного и, почтив горесть королевы милостивым словом, позволил ей идти соединиться с супругом в Наблузе. С нею была одна греческая царевна, по словам арабских летописей, которая посвятила себя жизни иноческой в Иерусалиме, и была отпущена со всем её имуществом; но кто она? – неизвестно. Вдова Рональда Шатильона, навлекшего грабежами последнюю войну сию на Иерусалим, дерзнула приблизиться к султану и умолять его о возвращении сына её, бывшего в плену; но Саладин потребовал сдачи замка Карака, и отчаянная мать прошла мимо. Другие именитые жены, с плачущими младенцами на руках, умоляли также султана о пощаде их детей и супругов: «У ног твоих матери, жены и дочери воинов, со славою защищавших столицу и ныне томящихся в оковах; с ними мы всего лишились; вот мы оставляем навеки родную землю, возврати их нам, чтобы облегчилась наша горькая участь». Сжалился гордый победитель и обещал им свободу; некоторые из граждан Иерусалимских, оставив все свое имущество, несли на плечах престарелых родителей или больных друзей, и зрелище сие возбудило участие врагов. Саладин, сострадая к убожеству, роздал им обильную милостыню и дозволил нескольким братьям, из ордена Странноприимных, остаться в городе, чтобы ходить за болящими. До ста тысяч христиан заключено было в Иерусалиме при начале осады, из коих большая часть заплатила свой выкуп. Правитель Балеан употребил до тридцати тысяч золотых, из казны общественной, для выкупа восемнадцати тысяч убогих; брат султана, Малек-Адель, заплатил за две тысячи пленных; многие избежали неволи, тайно спустившись со стены города, или облекались в одежды сарацинские, по злоупотреблению эмиров, приставленных к собранию подати; но несмотря на то, еще осталось в неволе до шестнадцати тысяч, и между ними пять тысяч детей; участь их была тем плачевнее, что они вместе с свободою утратили и веру. Незавидна была участь и тех, кои спаслись от плена; отверженные братьями своими на Востоке, которые обвиняли их в предательстве Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

града. Духовный и вместе гражданский союз сей принес некоторую отраду областям христианским в Сирии, но более княжеству Антиохийскому и графству Триполийскому, нежели королевству; ибо воинственные марониты ограждали их со стороны Ливана от нападения турков. Еще не кончилось условленное перемирие с султаном, как уже начались враждебные действия с обеих сторон. Саладин захватил корабль с богомольцами западными, занесенный бурею в Дамиету; а владетель Карака, Рональд, продолжал грабить караваны богомольцев магометанских, и даже отважился овладеть Меккою; но смелое предприятие рушилось, и воины его, взятые в плен турками, принесены были в жертву на празднике Байрама, вместе с овцами заколения, пред дверями Каабы, дома Авраамова; некоторые из них погибли в самом Каире, пред лицом раздраженного султана, от руки софиев и проповедников Корана. Саладин поклялся бородою своего пророка отмстить христианам за их святотатное покушение, подступал с войском к Караку и Байруту, опустошил Галилею и опять на время удалился в Месопотамию; ибо он должен был еще сокрушить род Атабеков, который держался в сих пределах. Смерть сына Нуреддинова и взятие Алепа сделали его, наконец, полным властителем Сирии, как и Египта, и тогда уже мог он обратить все силы на единственных врагов своих христиан. Ежедневно и повсеместно ожидали его нападения, а между тем болезнь прокаженного короля усилилась до такой степени, что он ослеп и лишен был употребления рук и ног. В столь горестном положении Балдуин принужден был отказаться от верховной власти, с сохранением только достоинства королевского; но избранный им правитель, Лузиньян, супруг Сивиллы, не внушал никому доверенности; глас народа был гласом Божиим, ибо в скором времени обнаружились неспособность и малодушие правителя, когда он, с двадцатитысячным войском и тысячью тремястами рыцарей, позволил неприятелю, пред своими глазами, опустошать пределы Галилейские. Общий ропот и негодование побудили короля взять из слабых рук кормило правления; он даже хотел лишить Лузиньяна графства Аскалонского и расторгнуть брак его с Сивиллою; но непокорный вассал заключился в стенах Аскалона, и напрасно царственный слепец, болезненными руками, сам стучал во врата затворенного ему города.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010