Арсений Иванов. Так и мог быть. Я. Но ведь это не ответ. Харлампий Евфимов (с выписками Озерского в руках). Вот, прочти в синаксарии недели мясопустной: Преди же его (Христова второго) пришествия, приидет сопротивник Христу, и родится, якоже глаголет Божественный Ипполит римский , из жены скверны девицы, от еврей сущи… и далее: мертвеца воскресит, обаче по привидению вся содеет, и рождение и плоть и прочая вся. Вот видишь, написано о двух рождениях антихриста: то от еврейки, то по привидению. Он много раз родился; почитай-ка о нем в книгах, и увидишь, сколько у него рождений-то. Он все-равно как оборотень какой, – вот оно что. Я. Доврались же вы, беспоповцы, до самого края; далее, кажется, вам некуда и идти со своим враньем: несообразнее этого едва ли что-либо можно и придумать. О рождении антихриста, действительно, писано во многих книгах, но поймите же вы, несчастные, что все книги об одном рождении писаны. О Христовом рождестве писали евангелисты: Матфей, Марк, Лука. Если о рождестве написано в трех Евангелиях, то что же? По-твоему, будет три рождества? (В народе волнение). Харлампий Евфимов. О Христе того же сказать никак нельзя. Арсений Иванов. С Харланом (так зовут вообще Харлампия Евфимова, с которым, как допускающим бессвященнословный брак, Арсений Иванов не в согласии) я не согласен. Не в том дело, что антихрист родился много раз. Это, пожалуй, неправда, выдумка его. Нужно понять, какое его рождение-то будет? Когда поймешь, тогда и видно будет, что приход его и царство духовные будут, а не чувственные. Я. Мы уже видели, что он родится от нечистой жидовки. Арсений Иванов. От жидовки-то – от жидовки, да что это за рождение будет? Оно будет совсем не то, что мы называем рождением. Рождение антихристово не по естеству бывает. Сопротивник, по святому Ипполиту, от скверныя жены изыдет на землю, родитжеся по привидению от девицы… и плоть приимет, но все в привидении… непщую бо возлюбленнии, – пишет далее Ипполит, – яко мечтательну плоть своему существу восприимет сосуд. Сего ради и от девы якоже бы рещи родится, яко дух, аще и плоть многим явится иже тогда (Большой Соборник, л.128 об.). Вот видишь, какое рождение антихристово. Вы, я знаю, ждете рождение антихристово чувственно, с акушеркой… и все такое, но ошибаетесь. Пойми сначала учение святого Ипполита, тогда и рассуждать правильно будешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Я. Верю вашей сердечной скорби, и от души сожалею о вашем бедственном положении. Да и как не пожалеть вас, связанных тяжелыми узами греха, мертвых без оживляющего таинства святого причащения? Дий Матфиев. А кто виноват? Я. Сами вы, беспоповцы, виноваты в своем бедственном положении. Ведь ты грамотный и сам можешь понять хорошо, что без таинств покаяния и причащения спастись никаким образом нельзя? Дий Матфиев. Верно. Я. Эти таинства, по Слову Божию и учению великих отцов Церкви, пребудут до второго пришествия Христова, – верно? Дий Матфиев. Верно, так. Я. Следовательно, и сейчас существуют и совершаются эти таинства, – как ты думаешь, правда ли, так должно быть? Дий Матфиев. Так и должно быть. Если не прекратятся сии таинства до второго пришествия Христова, то ничего более не остается сказать, как только то, что они совершаются и теперь. Я. Сознавая все это, беспоповцы с чистою совестию не могут не чувствовать всей тяжести вины, которая лежит на них за их противление. Вот в чем причина их бедственного положения. Хулою на Церковь Христову и своим учением, будто бы настало царство антихристово, вы, беспоповцы, стараетесь только заглушить в себе безотчетную скорбь. Эта скорбь в действительности происходит оттого, что лишились вы таинств покаяния и святого причащения. Но ваша грусть, тоска покинут вас тогда, когда вы покоритесь Церкви Христовой. Харлампий Евфимов. Не стращай, пожалуйста: не так ведь страшно на самом деле, как ты говоришь. У нас есть причастие, и мы причащаемся. Поэтому мы и веруем, что причащение пребудет до второго пришествия Христа. Я. Еще бы этого не сознавать теперь, когда всем нам ясно, как Божий день! Но чтобы у беспоповцев совершалось таинство святого причащения, и чтобы беспоповцы причащались, – это невероятно… Как оно совершается у вас? Харлампий Евфимов. Я сказал, что у нас есть причастие и что мы причащаемся, хотя само таинство не совершается. Этого простецу не дано. Я. Это еще непонятнее. Таинство святого причащения, видите ли, у беспоповцев, за неимением священства, совершать некому; а они все-таки причащаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Дий Матфиев. Никакого чина мы не совершаем. Я. Как же это так? Ссылаетесь на учение святителя Никиты Ираклийского, и сами же потом отрицаетесь его? Дий Матфиев. Если причащение Христу в вере и добродетели совершается, то зачем нужны чины богослужения? Я. Это-то самое и показывает, что здесь не следует прилагать ваши выдумки о причащении верою и добродетелью. Заклание Агнца совершается по чину Божественной литургии. Прочитайте далее в том же слове святителя Григория Богослова и толкователя его Никиты Ираклийского, вы и увидите свои заблуждения. Харлампий Евфимов. Читали мы, знаем; ничего такого нет, чтобы по-твоему было. Я. Ответ этот показывает только то, что наши беспоповцы имут очи, и не видят, имут уши, и не слышат. Яждь Тело, – пишет святитель Григорий Богослов в 42-м отделе, – и пий Кровь, аще жизни желанно имаши (л.705 об.). На сие толк: тебе ныне Агнец ядущему, в руках да будет… ниже: аще желаеши живота, ...яждь Тело и пий Кровь истинного Агнца и Бога. Можно ли допустить, чтобы у таких учителей церковных было противоречие? А по-вашему выходит противоречие: сначала в слове Григория Богослова и его толкователя будто говорится, что причащение состоит в вере и добродетели, а потом чрез несколько листов – в Теле и Крови Христовой. Подумайте вы, беспоповцы, если Агнец есть вера и добродетель, то написал ли бы Никита Ираклийский: Агнец ядущему, в руках да будет? Как можно держать в руках своих веру и добродетель? Вера и добродетель не вещество какое-нибудь. Что же в руках держать повелевается? Агнец видимый, вещественный, а не веру и добродетель, как учат беспоповцы. Харлампий Евфимов, взволнованный, сделал попытку защищаться бранью. Один из беспоповцев с горькой улыбкою остановил его и сказал: «брань правде – не поправка». Чтобы загладить и исправить нарушенное течение мирной беседы, я предложил, не пожелают ли послушать, как написано в других, уважаемых старообрядцами, книгах о таинстве святого причащения, и могут ли заменить его вера и добрые дела? Отказа не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

§ 3. Члены Братства могут быть трех разрядов: а) Полноправные Братья, б) Приемные Братья, в) Члены Соревнователи. § 4. Все три разряда членов Братства могут во всякое время выйти из него, по во все время своего пребывания в нём обязательно должны принимать личное участие в его деятельности, согласуя с его характером весь строй своей жизни. § 5. Полноправные Братья суть полноправные хозяева в Братстве. Они посвящают безраздельно жизнь Братству, живут в пределах его владений или аренды, устанавливают строй жизни в Братстве, заведуют его имуществом и распоряжаются его доходами. Примечание. Первыми полноправными членами Братства при его учреждении признаются: 1) Николай Николаевич Неплюев . 2) Андрей Иванович Фурсей. 3) Илья Павлович Кобец. 4) Феодор Евфимович Чвертка. 5) Вдова Тайного Советника Александра Николаевна Неплюева. 6) Вдова Действительного Статского Советника Мария Николаевна Уманец. 7) Дочь Тайного Советника Ольга Николаевна Неплюева. 8) Исаак Никитич Белобаба. 9) Яков Феодорович Лукьяненко-Шаповал. 10) Сергей Павлович Свириденко. 11) Адриан Евфимович Леляков. § 6. Приемные Братья находятся на испытании. Ой наравне с Полноправными Братьями живут в пределах владений или аренды Братства, пользуются равным с ними участием в доходах, но не участвуют ни в выборах, ни в установлении уклада жизни Братства, во всем подчиняясь строю жизни, установленному Полноправными Братьями. § 7. Члены Соревнователи, живя на стороне, обязываются, каждый в своем положении, кто чем может, содействовать вне Братства христианскому воспитанию детей и согласованию жизни с верою. § 8. Члены Соревнователи не пользуются участием в доходах Братства, но могут по усмотрению Полноправных Братьев получать от Братства материальную помощь на деятельность в духе Братства за его пределами. § 9. Пожертвования Братство может принимать не только от членов Соревнователей, но и от посторонних лиц; но ни в каком случае эти пожертвования, как бы они ни были велики, не дают права быть избранным даже и членом Соревнователем, если жертвователь не солидарен с Братством по настроению и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Схимонах Стахий, Стефан Данилов Погребницкий, крестьянин Курской губернии, Грайворонского уезда, Голо- вчанской волости и села. Монах Иона, Иван Никифоров Жигирь, казак Полтавской губернии, Золотоношского уезда, местечка Домантова. Схимонах Лот, Лука Евфимов Юрченок, крестьянин Черниговской губернии, Новозыбковского уезда, Новоробской волости и села. Схимонах Дионисий, Димитрий Герасимов Баюков, крестьянин Калужской губернии, Малоярославского уезда, Мариинской волости, деревни Черченовой. Схимонах Тихон, Тит Козьмич Саков, крестьянин Симбирской губернии, Ардатовского уезда, Козловской волости, села Бутырек. Монах Севериан, Семен Ильин Ульяненка, крестьянин Витебской губернии, Полоцкого уезда, Александровской волости, села Прошкова. Рясофорный Димитрий, Димитрий Андреев Мельник, крестьянин Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Пасицельевской волости и села. Рясофорный Паисий, Паисий Евфимиев Чернышев, крестьянин Курской губернии, Корочанского уезда, Лисковской волости. Монах Исидор, Иван Кондратов Кривый, крестьянин Бессарабской губернии, Хотинского уезда, Секурлянской волости и села. Рясофорный Василий, Василий Евфимов Харабар, Бессарабской губернии, Хотинского уезда, Секрянской волости и местечка. Рясофорный Дисан, Дмитрий Григорьев Нескоблинов, крестьянин Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, Богановской волости. Схимонах Аарон, крестьянин Алексий Спиридонович Ясинский, Подольской губернии. Монах Руф, крестьянин Роман Васильевич Бондарев, Курского губернии, Новооскольского уезда, Слоновской волости и села. Монах Илиодор, крестьянин Иаков Силич Декунов, Курской губернии, Путивльского уезда, Новослободской волости, деревни Бруски. Схимонах Мартин, крестьянин Меркурий Трофимович Шикунов, Владимирской губернии, Ковровского уезда, Ключинской волости, деревни Поддубново. Монах Паисий, мещанин Павел Иванович Брынза, Бессарабской губернии, города Кишинева. Схимонах Мартиниан, казак Михаил Андреевич Белоконь, Полтавской губернии, Кременчугского уезда, Недогарской волости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

На поездку вдвоем у нас денег не оказалось, решили, что о. Адриан поедет один. Отец Адриан был еще не вполне здоров. Время тогда было тяжелое, и для священника, носящего рясу... могли быть всякие неприятности. Я хотя и очень беспокоилась, но все-таки пошла покупать билет и вообще устраивала поездку. Помню, что, когда я стояла в очереди за хлебом, подбежал ко мне беспризорник и так ударил по руке, что сумочка выскочила, и я ее каким-то чудом поймала в воздухе. Страшно переволновалась, так как ведь в ней был билет на поездку к Батюшке! В общем, о. Адриана я снарядила, и он уехал 27 апреля вечером. Приехал он на станцию Думиничи 28-го вечером; там он встретил сестру Марии Евфимовны и диакона из Гомеля, ожидавших поезда на Гомель. Они рассказали, что они только что из Холмищ, что Батюшка еще жив, что о. Сергий Мечев уехал московским поездом обратно в Москву; он был у Батюшки по его вызову и Батюшку причастил Святых Тайн. Отцу Адриану удалось только часа в два ночи получить подводу. Ехать было очень трудно, везде было много воды. Приехали в деревню Чернышево только в 12 часов дня. Там оказалось, что вода размыла мост и нельзя проехать. Пришлось долго ожидать, пока не наладили переезд. В общем, только в 4 часа дня 29 апреля о. Адриан приехал в Холмищи. Батюшка лежал покрытый новой простыней и белым вязаным платком. Отец Адриан с грустью увидел, что Батюшка его не узнает. Он перешел в приемную и начал читать Псалтирь Божией Матери, которая всегда читалась у Батюшки. На шестой кафизме о. Адриана позвали к Батюшке его перекладывать. Были София Александровна Энгельгардт и Мария Евфимовна. Отцу Адриану нужно было подложить руки под корпус Батюшки, кто-то держал голову. Когда о. Адриан приподнимал Батюшку, он так ласково посмотрел на него и что-то прошептал; все видели, что Батюшка узнал о. Адриана. Мария Евфимовна принесла два образа из приемной: великомученика Пантелеймона и преподобного Серафима, и, указывая на образ великомученика Пантелеймона, сказала: «Батюшка, благословите им отца Адриана».

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

По ее словам, «квартира понравилась, светлая, чистая, для батюшки отдельная половина. Андрей Евфимович (Денежкин, хозяин. — Ред .) страшно ухаживал за мной, обещал устроить меня и Петра (келейника. — Ред .), обещал покоить батюшку… Батюшка переехал, но уже без меня, потому что тут я захворала малярией и уехала лечиться в Москву. А когда я вернулась, Андрей Евфимович был уже другим человеком. Он был груб не только со мной и с Петром-келейником, но и с самим батюшкой... Батюшка едва вымолил (я слышала, как он умолял) позволения приходить для меня два раза в неделю. Я была в ужасе, чувствуя свою ответственность за неудачное помещение старца и умоляла его позволить мне поискать для него другую квартиру, но он сказал: «Меня сюда Бог привел». Предтеченский скит Оптиной пустыни в советские годы. В разное время здесь находились Дом отдыха имени Горького, концлагерь «Козельск-1» для польских офицеров, госпиталь, проверочно-фильтрационный лагерь НКВД для возвратившихся из плена советских офицеров, воинская часть …И я служила ему как дочь и как сиделка, не спрашивая ни о чем». Хозяину дома, на самом деле, тоже приходилось непросто. Чекисты стали грозить Денежкину, что сошлют за старца на Камчатку, а осенью 1927 года обложили его дополнительным налогом. «Мы пришли от великой печали» Между тем старец Нектарий угасал. К зиме ему стало так худо, что думали — умирает. Потом немного отпустило. Но в апреле опять стало плохо. Приезжал отец Сергий Мечёв, причастил старца. «Батюшка позвал меня к себе, — вспоминала Надежда Павлович. — Он полусидел на постели с очень светлыми блестящими и страдальческими глазами… Меня поразило такое ощущение его святости и вместе — моей неразрывной связи с ним и боли за его человеческую юдоль, что я только тихонько опустилась и поцеловала его сапожки. А когда подняла голову, увидела, что лицо его все просветлело нежностью и что он крестит меня. Он сказал мне: “Наденька! Ты видишь, я умираю”. До трех часов ночи пролежала я без сна… Пробило три. Иду на батюшкину половину. Из темноты голос: “Наденька! Воды!” На лежанке в аршине от батюшки был чайник с водой и пустой стакан, но дотянуться до него у него не было сил. Потом он приподнялся… опять юным и белым было его лицо.

http://foma.ru/u-jetoj-zhenshhiny-na-ruk...

С 1882 года в Волочке ревностным пропагандистом пашковского лжеучения является коллежский секретарь Фёдор Евфимов Ушков. Об нем нам известно, что он по происхождению дворянин Смоленской губернии и учился в Смоленской гимназии. По окончании образования, он служил сначала в одном из департаментов Петербурга, но потом, получив наследство, вышел в отставку и поселился в В.-Волочке с своею женою и свояченицею. До 1882 года он был православным и дом его, между прочим, был украшен многими ценными иконами. Но в этом году Ушков впал в какую-то меланхолию и для совета с докторами ездил в Петербург. Здесь он скоро познакомился с Пашковым и стал усердно посещать его собрания. Пашковским учением Ушков увлекся быстро: через какие-нибудь четыре недели знакомства с Пашковым он уже оставляет православие и возвращается в Вышний Волочек в качестве пашковского миссионера, снабжённого для этого разными брошюрами. Согласно с своими новыми религиозными убеждениями, он в своем доме снял драгоценные иконы, уложил их в сундук, а на месте их увешал стены евангельскими изречениями, затем перестал ходить в церковь , а устраивал моления у себя дома; свояченица его при этом играла религиозные канты, а сам он читал импровизированную молитву. Не ограничиваясь своей семьей, Ушков начал распространять пашковщину и в городе: с этою целью он созывал к себе в дом всех, встречавшихся ему на улице, читал им из Библии, с присоединением своих толкований на прочитанное, раздавал книжки, а некоторым бедным старушкам и деньги. Кроме лиц, принадлежавших к семье, Ушкову помогали в деле пропаганды состоявшие под надзором полиции в В.-Волочке г.г. Кукин, Никитин и Пичугин. На собрания г. Ушкова приходили большею частью фабричные; между ними были не только мещане и жители городские, но и жители различных окрестных сел и деревень и даже иногородние; случалось, что были на собраниях евреи и еврейки, был сторож Петропавловской церкви, был дьячок Михаил Алексеев Владимирский и даже какой-то ученик приходского училища (Николай Воробьев) и многие дети.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

10, вторник. Я начал рассматривать джуванийские рукописи. В шестом часу пополудни в дальних окрестностях Каира шел дождь полосой, а в этом городе упало с неба лишь несколько крупных капель. 12, четверток. Вчера было прохладно. А сегодня, в восемь часов пополуночи, дождь смочил землю, но скоро перестал; в десятом же часу опять накрапывал, но не долее двух минут. Около полудня навестил меня консул Лаговский и с сожалением показал мне ответное ему письмо нашего в Иерусалиме епископа Кирилла. В нем выражено, что ход дела о воссоединении сирийских униатов, требующий непрестанной переписки, не позволяет отправить ко мне переводчика Фадлаллу Саруфа. В конце письма преосвященный просил консула извинить его передо мною. Оба мы посудили-порядили об этом отказе, и я решился было еще раз письмом просить несговорчивого дипломата оказать мне надобное содействие в моем деле, которое началось так благоприятно, но на другой день раздумал и записочкой уведомил Лаговского, что я по зрелом размышлении об известном отказе не буду писать в Иерусалим. Мне тяжело было иметь дело с дипломатом, у которого нет ста рук, как у Бриарея. Александр Евфимович не торопился домой, и у обоих нас нашелся предмет для собеседования. Я передал ему весть нашего генерального консула в Бейруте г.Бегера о дамасских и бейрутских униатах, воссоединяющихся с Православной Церковью, что первые воссоединяются миропомазанием, а вторые соединились бы без совершения над ними сего Таинства и что плоха надежда на устойчивость тех и других в Православии. А собеседник мой поведал мне свои вести об униатах в египетском городе Мансуре. У них были свой священник и своя церковь в его доме. Но когда французы узнали о переходе их в Православие, то запечатали их церковь , а самого священника захватили и удержали у себя в тот день, в который Саид-паша уехал в Мекку (10 января). «Я, – говорил Лаговский, – узнавши это, телеграфировал в Суэс министру Саида, но ответа от него не получил, вероятно, потому, что он дал слово французскому консулу притеснить воссоединяющихся, хотя Саид-паша и обещался мне не вмешиваться в религиозные дела своих подданных».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Неизвестно, почему Борис Константинович назван здесь великим князем. Суздальские князья домогались, правда, великокняжеского престола после смерти Симеона Гордого, в 1353, но потерпели в этом неудачу, и только после кончины Иоанна II Кроткого, в 1359 году, великое княжение получил суздальский князь Димитрий Константинович. Впрочем, последний был великим князем только несколько лет. В 1363 году он вынужден был уступить великокняжеский престол сыну Иоанна Кроткого, Димитрию Иоанновичу Донскому. Пустынь эта всегда была приписною к Спасо-Евфимову монастырю. Епископ Иоанн причислен к лику святых. Память его празднуется 15 октября. Этот год считается и годом основания монастыря, получившего потом название Спасо-Евфимиева. Он замечателен тем, что из суздальских монастырей в нем первом введено было общежитие. В церковных песнопениях преподобный Евфимий называется «спостником и собеседником» преподобному Сергию. Минея за апрель месяц 1625 г. Преподобный Евфимий скончался 1 апреля 1405 г., около 90 лет отроду. Через столетие после кончины преподобного, в 1507 г. 7 июня, при копании рва для построения вместо сгоревшего в 1491 году Преображенского храма нового храма обретены были мощи его и оказались нетленными: «лице было светлое и ризы, как вчера одетые». Страдание святых мучеников Амфиана и Едесия Ликия — малоазийская область. Бирит — финикийский город, славившийся в древности как рассадник просвещения и образованности. Ныне Бирит с именем Бейрута составляет главный город азиатско-турецкого вилайета Сирии, являясь важным торговым центром. Кесария палестинская — город находившийся в Палестине, на берегу Средиземного моря. В древности Кесария была резиденцией римских прокураторов и центром общественно-политической жизни страны. В истории христианской Церкви Кесария палестинская замечательна тем, что здесь впервые был открыт язычникам доступ в Церковь Христову Апостолом Петром, крестившим сотника Корнилия (Деян. гл. 10). Здесь же происходил последний суд над Апостолом Павлом, после которого он был отправлен в Рим (Деян. гл 25–27). В Палестине была еще другая Кесария, которая в отличие от упомянутой, называлась Филипповой. Она находилась у истоков Иордана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010