Многое написанное относительно представлявшейся аморальности Распутина, приписывающее ему различные падения, составляет, пожалуй, самую большую литературу на эту тему об одном человеке. Многое было придумано ради личных выгод и пустых сплетен, много недоброго окружало Государя. Наиболее бесчестными и злобными, да к тому же еще и пользовавшимися широким доверием, клеветниками Григория Распутина были князь Феликс Юсупов, организатор убийства Распутина, и Сергей Труфанов, бывший иеромонах Илиодор, пытавшийся шантажировать Императрицу Александру Феодоровну нелепым рассказом о ее мнимой связи с крестьянином, который столь горячо молился о выздоровлении ее ребенка. Когда же она не поддалась шантажу, Труфанов нашел в Нью-Йорке издателя, так же мало беспокоившегося о правде, как и сам автор. Одно из наиболее интересных описаний России того периода можно найти в книге Жерарда Шеллея под названием «Пестрые купола: эпизоды из жизни англичанина в России». В этой книге автор рассказывает о своей встрече с Распутиным в апреле 1915 года. Он свидетельствует, как Григория постоянно подталкивали ко греху окружавшие его люди, которые сами давным-давно утратили всякую видимость приличия. Описания Ж. Шеллея своих встреч с Григорием Распутиным, равно как и с Императрицей Александрой Феодоровной, проливают новый и добрый свет на этот период русской истории. Княгиня Екатерина Радзивилл писала: «К несчастью, убийство Распутина не сломило людей, которые его использовали. Оно не положило конца многим злоупотреблениям, которые привели Россию к страшному состоянию хаоса, в котором она оказалась в момент своего величайшего испытания. Сам человек был лишь знаменем, и потеря знамени не означала, что полк, который его нес, разделил его судьбу...» (Княгиня Екатерина Радзивилл. «Распутин и русская революция». Нью-Йорк, Лейн, 1918, с. 184–185). Владыка Феофан никогда не называл Распутина по фамилии, но именовал лишь по имени-отчеству: «Григорий Евфимович» – или «старец Григорий». Читать далее Источник: Бэттс Ричард (Фома), Марченко Вячеслав. Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник. — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 368 с., ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

20 сентября 1879. Четверг Согласно данному графу Е. В. [Евфимию Васильевичу] Путятину обещанию, утром отправился в Гатчину, но на утренний поезд запоздал; совершенно как с Чичиковым 16 ; «не запоздай», – говорил я кучеру лаврскому; «не запоздаю, как можно», – отвечал он и не тревожил свою жирную лошадь; приехали на Варшавскую, при нас машина свистнула; «вишь ты, запоздали», – хладнокровно заметил Семен; приехали на Балтийскую, – «запоздали», – протянул он опять, – и повернул назад. Возвратившись, встретил несчастную какую-то у дверей; Боже, что за бедность и голь на Руси! «Семь раз на день ломает " … В ожидании послеобеденного поезда пошел разменять 96 английских фунтов, бывших у меня из Японии из курьерских. В одном месте давали 9 р. 20 к. за фунт, в другом 9 р. 35 к., в третьем 9 р., в четвертом, в банке, 9 р. 40 к. Здесь я и разменял. Заказал еще сто визитных карточек. В час тридцать пополудни отправился в Гатчину. Граф и Ол. [Ольга] Евфимовна встретили на станции; остальное семейство на полдороге к дворцу, где живет граф. Что за милое семейство! Полтора дня прожил точно у родных. К несчастью, все время был болен простудою. Что за парк в Гатчине! Гуляли, но сыро и холодно было, и ломало меня так, что едва терпел. 21 сентября 1879. Пятница К 5-часовому поезду граф и Ольга Евф. [Евфимовна] опять до вокзала проводили меня. В Петербурге должен был зайти с железной дороги к В. И. Бахштейну, случайно встреченному при отправлении в Гатчину, в качестве кассира 1-го класса на вокзале; но не мог – спешил домой, чтобы сходить в баню, напиться малины и лечь в постель. 22 сентября 1879. Суббота Баня и малина – чудесное лекарство. Проспал ночь без бреду и встал без головной боли. Только слабость. Написал письмо в Японию и приготовил к отсылке деньги по адресам о. Владимира. Но, кажется, нужно будет просидеть дома целый день, чтобы завтра быть здоровым. Ребятишки пред окнами шумят и резвятся, что напоминает Миссию: только ребятишки больше белоголовые, и мелюзга же такая, что заметил некоторых играющих еще в лошадок (час дня).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Затем А. А. Л. предложил по вопросу о детском столе несколько примерных обедов для детей и несколько общих замечаний о питании детей; обсуждать этого не стали. А. Н. К. сообщил семье, что родные Т. Ф. К. болеют все время и просят ее приехать месяца на 2. А. Н. думает сам поехать тогда на короткое время и вернуться с Сашей, а Л. Ф. останется уже там одна. Разрешение на такой отпуск может дать только дума, семье же следует только решить, можно ли устроить Сашу; А. Н. думал бы, что он может быть вполне на попечении дежурной. М. И. Л. думает, что для дежурной трудно будет справиться, тем более летом, когда А. Н. Нужно будет рано вставать и уходить на работу, к тому же у нас теперь очень мало сестер на дежурствах. Предложили сестрам подумать, можно ли устроить Сашу в таком случае своими силами или нужно просить кого-либо на помощь. Затем Федор Евфимович Чвертка (старшина) спросил всех о взаимных отношениях, нет ли каких-либо недоразумений. Все отозвались, что ничего не имеют и довольны. Теперь мы приближаемся ко времени говения, сказал старшина Федор Евфимович к Страстной неделе, когда нужно особенно постараться исправить, уладить всякие несогласия и недоразумения между собою, устранить всякое недоброе чувство к кому бы то ни было; нужно нам очищать себя от всякого горького чувства, которому хотя бы и случайно дали мы возможность находиться в душе. Я хочу поделиться чувствами, которые переживал в это время: у большинства из нас есть уже дети и потому должны быть родительские чувства. Когда заболел Костя и болезнь с каждым днем становилась все упорнее и упорнее, я пережил много горького тревожного чувства, даже отчаяния временами, которые сменялись надеждой и облегчением на душе при всяком признаке улучшения в его здоровья. Для меня, я прямо скажу, непереносимым ударом была бы смерть Кости, может быть, это не хорошо, даже грех; говорят же, что если любить кого таким образом, то отымается. Это тяжелое чувство во мне усугублялось еще со знанием полной беспомощности: доктора нельзя было вызвать вследствие бездорожья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В предыдущей «Летописи» было упомянуто, что члены московского раскольнического Братства, попросту именуемые «братчики», составили и отправили детям новозыбковского лжепопа Мельникова благодарственный адрес за те неимоверные дерзости, какие позволил себе один из этих юнцов в Москве на таганских беседах. Адрес этот, писанный по уставному и, очевидно, распространяемый в таких списках между раскольниками, мы имели возможность приобрести и хотим познакомить с ним читателей. Любопытно, что предлогом к написанию адреса в начале февраля 1894 г., т.е. после московских именно подвигов Федора Мельникова, «братчики» поставляют, якобы, прочитанное ими в январе этого года описание беседы Мельниковых с миссионерами в Городне, – беседы, происходившей ровно год тому назад в январе 1893 г., а о московской беседе совсем не упоминают. Но это не что иное, как хитрая уловка с их стороны. Г-да „братчики», услаждавшиеся дерзкими выходками юного раскольнического оратора на таганской беседе и так довольные этими его дерзостями, хорошо понимают, что заявлять открыто свое сочувствие этим дерзостям не совсем удобно, что таким сочувствием могут повредить себе в глазах всякого добросовестного человека: поэтому они и придумали воспользоваться описанием беседы Мельниковых, происходившей так давно, что за нее могли бы поблагодарить сто раз до этого, – придумали написать благодарственный адрес будто бы за ту беседу, тогда как в действительности благодарят именно за московские подвиги. И что это за адрес! – сколько возмутительного кощунства в обильно расточаемых «братчиками» восхвалениях наглым ругателям церкви! Чтобы читатели могли это видеть, приводим адрес, вполне сопроводив лишь нашими замечаниями. Высокопочтенные братья о Христе Василий Евфимович и Феодор Евфимович! Второго января текущего года Совет Братства рассматривал описанную вами вашу беседу, бывшую в Городне 24 января 1893 года, которую и признал правильной и заслуживающей полного одобрения и христианской похвалы 5 . Рассмотрев такую важную (?) беседу вашу, Совет Братства пришел к такому заключению: что труды ваши и дело ваше – дело Божие; что и вы как делатели этого дела Божия – люди истинные христиане, воины Христа, носители Его оружия, озаренного свыше благодатию Животворящего Духа Вседержителя видимого и невидимого 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Н. думал бы, что он может быть вполне на попечении дежурной. М. И. Л. думает, что для дежурной трудно будет справиться, тем более летом, когда А. Н. нужно будет рано вставать и уходить на работу, к тому же у нас теперь очень мало сестер на дежурствах. Предложили сестрам подумать, можно ли устроить Сашу в таком случае своими силами или нужно просить кого-либо на помощь. Затем Федор Евфимович Чвертка (старшина) спросил всех о взаимных отношениях, нет ли каких-либо недоразумений. Все отозвались, что ничего не имеют и довольны. Теперь мы приближаемся ко времени говения, сказал старшина Федор Евфимович – к Страстной неделе, когда нужно особенно постараться исправить, уладить всякие несогласия и недоразумения между собою, устранить всякое недоброе чувство к кому бы то ни было; нужно нам очищать себя от всякого горького чувства, которому хотя бы и случайно дали мы возможность накопиться в душе. Я хочу поделиться чувствами, которые переживал в это время: у большинства из нас есть уже дети и потому должны быть родительские чувства. Когда заболел Костя и болезнь с каждым днем становилась все упорнее и упорнее, я пережил много горького и тревожного чувства, даже отчаяния временами, которые сменялись надеждой и облегчением на душе при всяком признаке улучшения в его здоровье. Для меня, я прямо скажу, непереносимым ударом была бы смерть Кости, может быть, это нехорошо, даже грех; говорят же, что если любить кого таким образом, то отымается. Это тяжелое чувство во мне усугублялось еще сознанием полной беспомощности: доктора нельзя было вызвать вследствие бездорожья. И вот оставалось только одно – молитва . Говорят, кто на море не бывал, тот Богу не маливался, и еще, что дети научат родителей молиться Богу; и это правда; эта неделя много мне принесла, многое пережилось. Теперь я надеюсь, что в другой раз я спокойнее отнесусь при таком случае, не с таким волнением; но теперь это было ново для меня. Я хотел этим поделиться с вами, так как уверен, что каждый поймет эти чувства. В такое время конечно особенно дорого участие, и я хотел принести свою благодарность всем присутствующим и многим отсутствующим членам Братства за их сердечное участие, за теплые молитвы; мне дорого было заметить каждое крестное знамение при молитве за Костю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Их теперь нет: антихрист опустошил все священство. Я. По-вашему выходит, что Христос теперь с пастырями не пребывает? Дий Матфиев. Да. Я. Как же так случилось? Христос обещался пребывать с пастырями до скончания века, а вы учите, что Он не пребывает. Неужели Христос Господь неправду сказал? Харлампий Евфимов. Господь апостолам и их преемникам дал обещание пребывать с ними в том только случае, если они не отступят от правой веры. Я. Ты искажаешь Евангельское Слово Господне. Никакой условности в словах Христовых нет. И се, Я с вами во все дни до скончания века, – сказал Он. Где здесь условность? В словах Христа положительный смысл. Господь даже не сказал: с вами буду, но с вами есмь, показывая тем, что Он провидит будущее, как настоящее. Подумай, мог ли Господь, предвидя отступление от истинной веры всех пастырей Церкви, сказать, что Он пребудет с ними (по-беспоповщински, с отступниками) всегда, постоянно, до самого скончания века? Если Христос исполняет Свое обетование, то Он пребывает с падшими (по-беспоповщински) пастырями, а если не пребывает, то слова Его несправедливы (и Он не всеведущ). В том и другом случае беспоповщинское учение приводит нас к ложному заключению. Харлампий Евфимов. Ты уже очень глубоко задеваешь и широко размахиваешь. Дело-то вовсе немудренное. Если Христос дал ключи Царствия Небесного апостолам – людям, то этим самым Он Себя Самого не лишил той же власти, и Он может разрешать кающегося грешника, не нуждаясь в пастырях. Я. Господь Всемогущ, но Он в то же время бесконечно справедлив и неизменяем. Пред нами Слово Самого Господа, Слово вечное и неизменное. Кто от себя к Слову Божию добавляет что-либо, или убавляет или изменяет что-либо в нем, анафема да будет ( Гал.1:8–9 ). Господь исключительно только одним пастырям дал власть вязать и решить грехи человеческие и Сам обещался быть с ними во вся дни, до скончания века. Беспоповцы же эту власть самовольно вручили простецу, а священство, с которым Господь вовеки пребывает, отвергли… Господь пастырям сообщил Духа Святого для отпущения грехов, а вы, беспоповцы, обращаетесь ли к пастырям, как повелел Господь, за отпущением грехов своих? Нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Он показывал анонимное письмо по поводу его воскресных бесед; вообще, прекрасно ведет дело, и славный священник, с влиянием. К графине Орловой-Давыдовой – пожертвовала еще на храм 600 рублей, – 500 от себя, 100 – достала от знакомой; сказала, чтобы я потребовал от всех ее племянниц – от кого икон, ибо пишут хорошо, от маленьких – воздухов их шитья, что и сделал, когда они собрались. Старый граф Орлов и Петр Александрович Васильчиков также были. – Графиня Марья Владимировна сказала, что она нашла женщину для присмотра за детьми Ивана Ивановича и что она теперь ждет, чтобы с нею поговорили; по поводу сего я поехал к графине Ольге Евфимовне, потом к Феодору Николаевичу, которого, долго прождавши, привез к Ольге Евфимовне и, наконец, уехал к себе, чтобы собраться в Москву. У себя застал, между прочим, приглашенье Великой Княгини Екатерины Михайловны сегодня на обед к ней; теперь-то стало понятно для меня ее «сегодня»; но я не мог быть на обеде – отказался уже; и потому написал Саблеру и Соколову, чтобы они извинили меня пред Великой Княгиней. Первому написал еще, чтобы он исходатал вместо этого обеда другой, когда вернусь, о чем тотчас же тогда извещу его. – Более ценные вещи из моей квартиры переслал на храненье к о. Исайи, расплатился со Степаном, слугой, который порядочно надоел мне и глупостью, и ленью (в месяц ему по 10 рублей, с его пищей). К семи часам был на Николаевском вокзале; взял билет второго класса. – Дорогой – кондуктор: «Не вас ли спрашивает один господин, в первом классе, худой, бледный»; я отделывался незнайством; но господин, наконец, при одной остановке сам подошел ко мне: «Мне нужно видеться с Епископом Николаем, не доставите ли мне случай». – «С кем имею честь?» – «Владимир Соловьев», – а его карточку я сегодня же нашел у себя на столе; я очень обрадовался знакомству. Он едет в Москву на полугодовое поминание своего отца историка Соловьева, имеющее быть послезавтра, 4 апреля, и потом возвращается в Петербург, где в следующее воскресенье, 6 апреля, у него диспут на доктора философии, защита диссертации: «Критика отвлеченных начал».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Отчего Вам не проехать туда на несколько... Впрочем, как лучше, смотрите... Воловского сестра Авдотья Евфимовна умерла. Помяните ее. Княгиня пишет, что нашла для Алеши невесту – у какого-то святого священника, – и дело будто слаживается. Дай Бог ему счастья. Он пристав в Звенигороде. Но будто вел дела так исправно, что его переведут скоро в Москву... Может быть, все это от участия графа Толстого – прежнего обер-прокурора. Будьте здоровы и веселы. Я здоров и благодушествую. Ваш богомолец Еп. Феофан. 370. Надо мне кое-что уладить. Общие благословения и благожелания 8 авг. 1873 г. Милость Божия буди с Вами! Что об Вас ничего не слышно? Живы или нет? Поздравляю с новым владыкою. Кажется, он глаза-то продерет, как слышно... Ай-ай!... Желаю, однако ж, чтоб, собственно, у Вас он не нашел ничего, за что бы следовало глаза драть. У нас прошла молва, что едет к нам, и пошла суматоха, которая еще и продолжается. А я думаю, что он не поедет. О. ректора я просил доставить вам 10 экземпляров послания. Передайте, пожалуйста, – Носову Андрею Мих., Аносову, Ашуркову, своему старосте и Анне Феодоровне Урножевской да Анне Михайловне Заболотской – святой старушке. Будьте здоровы и веселы. Протопопице всякого утешения и всякого успеха по хозяйству. Молите Бога о мне. Ваш богомолец Еп. Феофан. О. ректор. Св. Антоний готов, только несколько бы переписать, но о. Тихон в Л... лечится. 371. О посылаемых книгах: кому и сколько передать 29 авг. 1873 г. Милость Божия буди с Вами! Получил посланное с г-ном директором. Предлагаю ему взять для вас пачку книг. Если возьмет, то из книг этих по одной дадите прежде поименованным лицам, да пять Юлии Николаевне, когда приедет, три Вере Алексеевне, и две – Аркадию Алексеевичу Колобовым, пять отцу ректору. Эта книжка поисправнее той. Я здоров. В ключари нечего тянуться, а если кафедральным сделают, то можно не морщиться на такое назначение. Ключарство хлопотливо. Спаси Вас Господь и помилуй! Что, впрочем, ни заставят делать, надо делать – и все во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

школы, и сестер – Марий Николаевны (Уманец), которая руководит воспитанием девушек, и Ольги Николаевны, которая заведует Янпольским детским общежитием. Со стороны Братства нас принимал Федор Евфимович, управляющий Воздвиженской школой, и Василий Михайлович, состоящий личным секретарем Н.Н. Неплюева и представлявший его в его доме, в котором мы жили. Нас встретили в высшей степени радушно. Удобства, которыми было обставлено наше пребывание, и сердечная любезность хозяек оставили в нас самую приятную память. Были приняты все меры, чтобы дать нам возможность использовать время, бывшее в нашем распоряжений, для всестороннего ознакомления с братской жизнью. Конечно, мы не можем сказать о себе, что на месте изучили во всей полноте братскую жизнь; но что можно было видеть и узнать в три дня, мы видели и узнали. Что прежде мы знали из книг, теперь предстало пред нами в качестве живой действительности; слова, формулы, цифры приняли для нас плоть и кровь; мы видели картину братской жизни и почувствовали её атмосферу. Нужно было видеть, как братские детишки при первом удобном случае безцеремонно взбирались на колена к Александре Николаевне, чтобы понять, какая здесь царить простота сердечных отношений. Мы видели школьников за работой в мастерских и подивились их силе и ловкости; мы беседовали с членами старейшего Братского кружка и не менее подивились той самоуверенности, с какою они отвечали определенными словами по всем вопросам христианской жизни, очевидно, всякие сомнения устранены от них прежде, чем могли в них возникнуть. Нам хотелось поговорить и с кем-нибудь из учеников, не числящихся в братских кружках, но нам это не удалось. Нам назвали одного из старших, как упорно отказывавшегося вступить в братский кружок; но, когда мы с ним встретились, выяснилось, что он уже заявил о своем желании зачислиться в младший Братский кружок. О том, что Воздвиженску, изобилующему лесами и парками, недостает проточной воды, мы уже знали из описаний Воздвиженского Братства, но нужно было лично посетить Воздвиженск, чтобы видеть странное обстоятельство: все жен-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Корр.: Не забыл Осипов и о личности Григория Распутина… Прот. Александр: Та же комиссия Временного правительства допрашивала духовника Царской Семьи архиепископа Феофана Полтавского об их отношениях с Распутиным. Высокопреосвященный Феофан со всей категоричностью заявил следующее: «У меня никогда не было и нет никаких сомнений относительно нравственной чистоты и безукоризненности этих отношений. Я официально об этом заявляю как бывший духовник Государыни. Все отношения у нее сложились и поддерживались исключительно тем, что Григорий Евфимович буквально спасал от смерти своими молитвами жизнь горячо любимого сына, Наследника Цесаревича, в то время как современная научная медицина была бессильна помочь. И если в революционной толпе распространяются иные толки, то это ложь, говорящая только о самой толпе и о тех, кто ее распространяет, но отнюдь не об Александре Феодоровне. Он (Распутин) не был ни лицемером, ни негодяем. Он был истинным человеком Божиим, явившимся из простого народа. Но под влиянием высшего общества, которое не могло понять этого простого человека, произошла ужасная духовная катастрофа, и он пал. Окружение, которое хотело, чтобы это случилось, оставалось равнодушным и считало все происшедшее чем-то несерьезным». Высота духовной жизни архиепископа Феофана общеизвестна. Трудно поверить, что он мог заблуждаться по такому вопросу. Именно его точка зрения была принята Комиссией по канонизации. Трудно поверить, что профессор Осипов мог всего этого не знать. В самом деле, на кого рассчитана эта статья? Неужели на человека, сколько-нибудь мыслящего? Корр.: А что Вы могли бы сказать по поводу «более серьезных фактов», на которые ссылается профессор Осипов вслед за этим пассажем? Говорится о том, что Царю «было точно известно, кто угрожает России, но… когда Царю говорили об этом… он не принимал никаких решительных действий», что «сатанисты-убийцы гуляли на свободе», и прочее; будто даже по этой причине Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и Великий Князь Сергей Александрович «порвали с Августейшей Семьей все отношения». «Наверное, тому, как Ленин жил в ссылке, сейчас позавидовали бы многие», — говорится далее.

http://moral.ru/невидение-духовной-реаль...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010