В. М. Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная роспись над входом на хоры в соборе во имя св. Владимира в Киеве. 1885—1886 гг. 1975 год – Скончался митрополит Иоанн (Кухтин), б. Пражский и всей Чехословакии. 1988 год – В Москве, Киеве, Ленинграде и Владимире, а также во всех епархиях Русской Православной Церкви прошли юбилейные торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси (5–12 июня). Они включали в себя не только церковные службы, но и торжественные собрания духовенства, членов зарубежных религиозных делегаций и представителей общественности и органов власти, концерты духовной музыки, конференции, выставки и др. Юбилейные торжества подробно освещали все центральные и местные средства массовой информации. В канун юбилея были переданы Церкви св. иконы и мощи, хранившиеся в музеях, в том числе мощи святителя Феодосия Черниговского, преп. Феодосия Тотемского, гробница  святителя Питирима Тамбовского. Празднование 1000-летия Крещения Руси. Божественная литургия в Богоявленском кафедральном соборе. 6 июня 1988 г. Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси началось 5 июня с Божественной литургии в Богоявленском патриаршем соборе в Москве. За богослужением молились делегации братских Автокефальных Православных Церквей: Антиохийской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Игнатием IV, Иерусалимской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Диодором I, Грузинской – во главе со Святейшим и Блаженнейшим Католикосом-Патриархом Илией II, Сербской – во главе с епископом Шумадийским Саввой, Румынской – во главе с Блаженнейшим Патриархом Феоктистом, Болгарской – во главе со Святейшим Патриархом Максимом, Кипрской – во главе с Блаженнейшим Архиепископом Хризостомом, Польской – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Василием, Чехословацкой – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Дорофеем, Православной Церкви в Америке – во главе с Блаженнейшим Митрополитом Феодосием; делегации Автономных Православных Церквей: Финляндской – во главе с Высокопреосвященным Архиепископом Иоанном, Японской – во главе с Высокопреосвященным Митрополитом Феодосием, – а также участники и гости Поместного Собора Русской Православной Церкви. В Богоявленском соборе присутствовал председатель Совета по делам религий при Совете министров СССР К. М. Харчев; здесь же находились дипломаты, корреспонденты крупнейших  информационных агентств, газет и журналов. 

http://pravoslavie.ru/5473.html

В результате решением Архиерейского Собора бывший епископ Рашко-Призренский Артемий был лишен епископского сана. «После ознакомления со всеми существенными фактами , – говорится в официальном сообщении,– и исчерпывающего рассмотрения Священный Архиерейский Собор, с великим сожалением, но решительно встав на защиту святого и спасоносного единства Церкви, в виду доказанных и утвержденных им тяжелейших канонических преступлений – свещеннослужения при действующем запрете в священнослужении, отказа в послушании Собору, организации раскола и насильственного захвата некоторых монастырей Сербской Православной Церкви в Рашко-Призренской епархии, в том числе при участии вооруженных лиц и физической угрозе монахам в этих монастырях, ­ лишил находящегося на покое епископа Рашко-Призренского Артемия епископского сана и вернул его в чин монахов». Собор принял решение о создании новой Крушевацкой епархии с кафедрой в городе Крушевац. В состав новой епархии войдут части Нишской, Жичской, Шумадийской и Браничевской епархии. Подготовка и управление организацией новой епархии поручена епископу Жичскому Хризостому, а новый правящий архиерей должен быть избран на следующем заседании Собора в мае 2011 года. Собором было первоначально одобрено образование еще двух епархий на территории сегодняшней Белградско-Карловацкой архиепископии. Епископам, несущим свое служение в США, поручено изучить возможность изменения границ существующих там епархий СПЦ. С учетом реальных духовных потребностей и количества верующих в Центрально-европейской епархии был поднят вопрос о возможности образования отдельной епархии в Австрии с кафедрой в Вене. Собор с радостью принял сообщение о единогласном решении епархиального совета Австралийско-Новозеландской епархии и Церковно-народного собора одноименной епархии Новограчаницкой митрополии об установлении полного церковно-административного единства. Собор принял несколько организационных решений, касающихся предстоящего празднования 1700-летия Медиаланского эдикта (313-2013), а также организации службы военных священников в армии Сербии.

http://pravoslavie.ru/43018.html

Справка: 13 ноября 2002 года в г. Роттердаме, Королевство Нидерланды, на месте возведения русского православного храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского был совершен чин освящения основания закладного камня. Торжественное богослужение возглавил архиепископ Калужский и Боровский Климент, первый Заместитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, в сослужении архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона, протоиерея Григория Красноцветова, настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в г. Роттердаме, клириков Гаагско-Нидерландской и Брюссельско-Бельгийской епархий. За богослужением присутствовали Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Нидерландах А.Г. Ходаков, представитель бургомистра Роттердама В. Люстиг, епископ Евменийский Максим (Константинопольский Патриархат), послы Кипра и Югославии, ответственные сотрудники дипломатических представительств Беларуси, Болгарии, Греции, Украины. На это торжественное событие собрались многочисленные прихожане города, представители других Церквей Роттердама. Закладная грамота, подписанная архиепископами Климентом и Симоном, представителем городских властей В. Люстигом и главой Балтийской строительной компании И.А. Найвальтом, под звон новоотлитого колокола была запечатана в бронзовую капсулу и помещена в специальное отверстие в стене алтарной апсиды. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа о явленной милости — закладке нового русского православного храма в городе Роттердаме, Голландия. 2. Выразить надежду, что возведение русского православного храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в г. Роттердаме станет новым видимым знаком свидетельства Святого Православия на голландской земле.   ЖУРНАЛ 92 СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о визите делегации Русской Православной Церкви в пределы Дабро-Боснийской, Милешевской, Белградской и Шумадийской епархий Сербской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4892975.ht...

Так что тема единой Православной церкви в Америке не новая, ее навязало не сегодняшнее поколение епископов и священников — ее очень деликатно и открыто обсуждали величайшие сербские церковные умы. Я верю, что действия сегодняшнего сербского епископата в Америке продолжают линию Св. владыки Николая — самого разностороннего сербского деятеля культуры среди епископов XX века и всей нашей Церкви». В сербском патриархате на изменения устава Сербской православной церкви в США смотрели иначе, чем епископ Максим. Проблема возникла, потому что трое вышеупомянутых владык приняли изменения Устава, но при этом не пригласили на собор двух архиереев (которые являются членами этого церковного органа). Поэтому в США направился и сам покойный патриарх Ириней в сопровождении митрополита Загребско-люблянского Порфирия (теперь уже действующего патриарха), владыки Шумадийского Йована, члена Священного архиерейского синода и протоиерея-ставрофора др. Велибора Джомича (эксперта по церковному праву). Был назначен собор в Клируотере (февраль 2020), который должен был реализовать решение Синода СПЦ о том, что все ранее принятые решения, касающиеся организации сербских православных епархий в США, теряют силу. Кроме всех пяти владык, на соборе присутствовал и патриарх Ириней. Церковный собор — это главный законодательный орган Сербской православной церкви в Северной, Центральной и Южной Америке. Его внеочередное заседание 29 февраля 2020 года в Клируотере (Флорида) проводилось только по одной причине: претворить в жизнь решение Святого архиерейского синода СПЦ о том, что «все ранее принятые (предыдущим) церковным собором решения, касающиеся организации сербских православных епархий на этой территории, теряют силу». Это означало, что собор должен отменить новое название «Сербские православные епархии в США» и вернуть старое название, вернее, постановить, что изменения Устава СПЦ в Америке, на основании которых было введено новое название, больше не действуют. Когда трое владык приняли решение о переименовании, эта новость вызвала большой резонанс среди верующих, ее месяцами анализировало Интернет-сообщество, так как изменение названия обозначало одновременно и изменение Епископского совета — высшей церковно-иерархической власти СПЦ в Америке. Участниками совета стали бы только архиереи из США. Правда, больше всего внимания было уделено вопросу изменения названия, так как этим была бы отменена СПЦ.

http://ruskline.ru/opp/2022/09/30/vostoc...

Сербия Белград, округ. Белград. Гавриила Архангела в Савски Венаце, церковь Белград, округ. Белград. Саввы Сербского, собор АК Воеводина, Южно-Банатский округ. Вршац. Феодора Вршацкого, церковь Шумадийский округ. Топола. Георгия Победоносца, церковь Белград, округ. Белград. Марка Евангелиста (новая), церковь Ставропольский край Ставрополь, город. Ставрополь. Андрея Первозванного, собор Кировский район. Старопавловская. Николая Чудотворца (старая), церковь Предгорный район. Суворовская. Казанской иконы Божией Матери, церковь Пятигорск, город. Пятигорск. Михаила Архангела, собор Кировский район. Зольская. Николая Чудотворца, церковь Тамбовская область Моршанский район и г. Моршанск. Серповое. Воскресения Словущего, церковь Первомайский район. Старосеславино. Михаила Архангела, церковь Тамбовский район. Селезни. Богоявления Господня, церковь Тверская область Бологовский район. Бологое. Иверской иконы Божией Матери, часовня Старицкий район. Казнаково. Троицы Живоначальной, церковь Томская область Томск, город. Томск. Богородице-Алексиевский монастырь. Часовня над местом погребения Феодора Томского (утраченная) Томск, город. Томск. Петра и Павла, собор Тульская область Тула, город. Тула. Покрова Пресвятой Богородицы при подворье Щегловского монастыря, церковь Тула, город. Тула. Сергия Радонежского, церковь Украина, Винницкая область Винница, город. Винница. Александра Невского 73-го пехотного Крымского полка, церковь Украина, Днепропетровская область Днепр, город. Днепр. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь Днепр, город. Днепр. Вознесения Господня, церковь Украина, Житомирская область Новоград-Волынский район. Городница. Георгиевский Городницкий монастырь. Собор Георгия Победоносца Украина, Запорожская область Запорожье, город. Запорожье. Вознесения Господня в слободе Вознесенка, церковь Черниговский район. Верхний Токмак. Михайловский монастырь. Церковь Михаила Архангела Украина, Киевская область Киев, город. Киев. Владимира равноапостольного, собор Киев, город. Киев. Успенская Киево-Печерская лавра. Кафедральный собор Антония и Феодосия Печерских

http://sobory.ru/mapsearch/?style=36

Кого избрал Господь, сойдя в среду людей, родившись от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого, явившись людям страшным и благим Мессией мира? Воистину не избрал Он ни римских кесарей, ни эллинских стихотворцев, ни египетских магов, ни арабских математиков, ни персидских звездочётов, ни вавилонских каменщиков, ни индийских философов, ни китайских мудрецов, но избрал… Кого избрал Господь? Избрал рыбаков галилейских и бедняков иудейских – самых незнатных и неизвестных, самых бедных и всеми отверженных. Кого избрал Бог, пожелав освободить Русь от чужеземного ига? Косму (Кузьму) Минина, нижегородского посадского. Кого избрал Бог, восхотев положить конец магометанской тирании в Европе? Избрал шумадийских крестьян и монахов: Карагеоргия, Милоша, Хаджи-Стевана и прочих. Ах, братья мои, так поступает Господь: попускает Он вождям и старейшинам какого-либо народа, образованным, культурным, учёным и премудрым в очах своих, погубить Божие дело в этом мире, разорить народ, ниспровергнуть собственное государство – а затем исправляет их ошибки руками людей малейших, самых бедных и незнатных. Для чего это так? Да для того, чтобы мир видел, что Сам Бог исправляет пропащее дело, а не люди. Бог творит бездетного Авраама многочадным. Бог совершает чудеса через Моисея. Бог даёт силу и победу Гедеону. Бог наделяет Давида мужеством и поэтическим даром, а Соломона, сына Давида, исполняет мудростью. Устами пастуха Амоса Бога пророчествует о том, что грядет. Бог препоясывает силой пугливых рыбаков и обогащает их рассудительностью и красноречием, которому весь мир не может противостать. Потому от века избирает Бог немощное среди людей, чтобы [люди] разумные видели Его – Сильнейшего, сокрывшегося за немощным. Избирает Он всегда слабое и немудрое в глазах людей, чтобы мир замечал Его – Премудрого, таящегося за неучёным и неискусным в науках. Избирает Он лишённое славы, благородства, изысканности, чтобы мир за всем этим познал Его – Славнейшего, Благороднейшего, Совершеннейшего. Когда на свете явится великий человек, он вещает о себе, а не о Боге. А когда родится малый человек с великой задачей, он в мире сем являет Бога, а не себя. Избрав людей неприметных и незначительных, Бог через них обнаруживает и утверждает Себя. Ибо если кесарь, или фараон, или магараджа сделает какое-либо дело, то люди говорят: это сделал кесарь, или фараон, или магараджа. Но если простой рыбак Пётр или Иоанн исцеляют хромого от рождения, то молвит мир: «Это Божие дело!» Не дают великие [люди] Богу явиться через них. Посему и свидетельствует Бог о Себе посредством [людей] малых и неброских, слабых и худородных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Подробнее... Монастырь Илинье в Очаге [ править править код ] Монастырь Илинье – один из самых молодых монастырей Шабацкой епархии. Ктиторами монастыря в 1983 году стали супруги Илья и Стания Лацкович, у которых не было детей. Они пожертвовали свое имение Шабацкой епархии и приняли монашество с именами Илия и Анна. Монастырь широко известен благодаря проходящему здесь таинству Елеосвящения, совершаемого для прихожан каждую вторую субботу, а также лечением наркоманов, алкоголиков и страдающих депрессией. Адрес: Михаила 15357, Сербия Проезд: Монастырь находится в деревне Очаге, примерно в 12 км к юго-западу от Богатича и в 30 км к западу от Шабаца. Поблизости находятся монастыри Петковица , Радовашница и Каона . Телефон: +381 64 22 00 270 Подробнее... Монастырь Каленич [ править править код ] К сожалению, о судьбе монастыря из истории его раннего периода существования мало, что известно – не сохранилось никаких письменных свидетельств. В источниках XIX века сообщается, что двумя столетиями ранее Каленич был разграблен и сильно разрушен. Затем он был оставлен на достаточно продолжительное время, однако современные ученые считают, что все же жизнь в монастыре не прерывалась более, чем на несколько десятилетий. С начала XVIII века, когда монахи из монастыря Морача приехали в Каленич, чтобы восстановить его, в монашеской общине продолжилась жизнь. В монастыре Каленич находится богатая церковная ризница Шумадийской епархии и библиотека, принадлежащая Сербской академии наук и искусств. Адрес: Сербия (Монастырь Каленич) Проезд: Монастырь расположен достаточно отдалено от крупных городов и удобнее всего добираться на личном транспорте. Ближайшие города: Ягодина, Крагуевац, Кралево, Крушевац. Удобнее всего проложить маршрут со стороны города Крагуевац, а затем двигаться в сторону деревни Рековац, через Белушич, Опарич, Превешт к монастырю. Добраться также можно на автобусе, который отправляется с остановки у отеля «Palace» в городе Ягодина. Однако у автобуса нет точного расписания, необходимо сверить часы отправления заранее.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Кроме того, наблюдающаяся у лютеран и реформатов тенденция к расширению практики рукоположения женщин является отрицательным фактом, делающим ценность соответствующих диалогов относительной. Совещание рекомендует Межправославной комиссии заняться изучением вопроса хиротонии женщин, чтобы свидетельствовать православное учение относительно этого момента в ходе всех диалогов с христианскими Церквами и исповеданиями, которые рукополагают женщин. Православный центр Вселенского Патриархата в Шамбези, Женева, 5 ноября 1986 года Мирский Хризостом, председатель Карфагенский Парфений Гор Ливанских Георгий Петраский Герман Киевский Филарет Шумадийский Савва Трансильванский Антоний Старазагорский Панкратий Пафский Хризостом Коринфский Пантелеимон Вроцлавский Иеремия Пражский Дорофей Хельсинский Иоанн Швейцарский Дамаскин, секретарь ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ. Православие в миссии. Заключительный доклад консультации Восточных Православных и Древних Восточных (нехалкидонских) Церквей, организованной комиссией ВСЦ «Всемирная миссия и евангелизация». Неаполис, Греция, 16 — 24 апреля 1988 года I. CBUДETEЛЬCTBO В ЭКУМЕНЕ СЕГОДНЯ Апостольское свидетельство Бог дает спасение всем людям во все века без ограничений и исключений, ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4). Результатом Его безграничной любви к человечеству, которое пало перед злом, искажением и смертью из-за злоупотребления свободной волей, явилось то, что Бог послал Сына Своего Единородного, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос победил грех и смерть, примирил с Собою все, умиротворив и земное и небесное (ср.: Кол. 1, 20), даровал радость и надежду воскресения, каковое составляет сущность христианского послания. «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17). Христос повелел ученикам и апостолам провозглашать благую весть о спасении всем народам (Мф. 28, 19), всему миру и всей твари (Мк. 16, 15), дабы спасительная благодать Христа открылась всем «сидящим во тьме и тени смертной» (Лк. 1, 79). Апостолы должны были стать и стали свидетелями всех спасительных событий в жизни Христа (ср.: Лк. 24, 48; Деян. 10, 39). Апостолы считали это свидетельство своей главной миссией. На место Иуды они избрали того, кто, как и они, был свидетелем Воскресения Христова (Деян. 1, 22). Проповедуя Евангелие, они заверяли всех в том, что были его свидетелями (Деян. 3, 16). Они не могли не выполнить обязательства провозглашать все, что видели и слышали (Деян. 4, 20), ибо радость этого опыта «исполняется» только тогда, когда ею делятся с другими, когда она передается другим, дабы и они могли прикоснуться к ней и участвовать в ней (ср: 1 Ин. 1, 4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Подробнее... Церковь Гавриила Архангела в Буковичка-Баня (Аранджеловац) [ править править код ] Точно неизвестно, когда был построен этот храм. Считается, что первоначальное здание церкви построено во времена правления деспота Стефана Лазаревича (1389-1427 гг.) местными жителями и было восстановлено в 1832 году на фундаменте этой средневековой церкви. За время своего существования храм перестраивался и расширялся. Во время османского владычества храм дважды сжигался. Впервые храм сгорел после 1459 года. В начале 1810-х годов здесь служил соратник Карагеоргия и один из вождей Первого сербского восстания протоиерей Афанасий Антониевич. Адрес: Aranelovac, Сербия Проезд: Буковичка-Баня – курорт минеральных вод у подножия горы Букуля в Аранджеловце. Город Аранджеловац расположен в Шумадии, в 76 км к югу от Белграда. Подробнее... Церковь святых апостолов Петра и Павла (Аранджеловац) [ править править код ] Церковь святых Апостолов Петра и Павла в Аранджеловаце была построена в 2004 году и принадлежит Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Является приходским храмом. В храме проходят духовно-культурные мероприятия, работает воскресная школа. Адрес: ул. Цара Душана б.б, 34300, Сербия Проезд: Город Аранджеловац расположен в Шумадии, в 76 км к югу от Белграда. Телефон: +381 34 6714445 Подробнее... Церковь Святого Ахиллия (Ариле) [ править править код ] Церковь построена в 1295-1296 годах в честь святителя Ахиллия, епископа Ларисийского — духовного борца против арианства и участника первого Вселенского собора в истории христианства. По данным, подтверждённым археологическими раскопками, церковь была построена на месте ранее существовавшего монастырского комплекса, при этом достоверно известно, что уже в 1219 году там была расположена кафедра епископа Моравичского. Адрес: 31230, Сербия Подробнее... Церковь Святого Василия Острожского (Баница) [ править править код ] С инициативой о начале строительства храма на Банице выступило духовенство церкви св. Императора Константина и Императрицы Елены, поскольку небольшая церковь уже не вмещала всех прихожан в своих стенах. После согласования было решено заложить храм в очень красивом месте, близ лесопарка Байфордов лес (серб. шума), который находится на пути к одной из главных белградских достопримечательностей – горе Авале.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(храмы)

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Братья Стефан и Лазарь Мусичи. Роспись храма мон-ря Павлица. 1387 г. (Нова-Павлица), жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в сел. Павлица, над р. Ибар, в 10 км от г. Рашка (Сербия). Основан между 1381 и 1386 гг. Стефаном и Лазарем Мусичами, сыновьями челника Мусы и сестры сербского мч. кн. Лазаря Драганы, о чем свидетельствует надпись на ктиторской композиции на зап. стене храма. Здесь Драгана приняла монашество с именем Феодосия и организовала жен. обитель. Впосл. на помин ее души Стефан и Лазарь вместе с митр. Топлицким Иоанном (по мнению еп. Шумадийского Саввы (Вуковича), он мог быть братом Мусичей, см.: Српски jepapcu. С. 240) пожертвовали мон-рю кипарисовое распятие в серебряном окладе, к-рое ныне хранится в афонском мон-ре Ватопед. Также Мусичи возвели конак и трапезную и снабдили обитель всем необходимым. Судя по урезанным фигурам святителей на фресках на этой стене, мон. Феодосия, возможно похоронена в юж. певнице. Погибшие в битве на Косовом поле (1389) Стефан и Лазарь Мусичи были похоронены в храме возле зап. стены, под ктиторской фреской. В февр. 1392 г. в П. «опочило» тело блгв. кн. Лазаря при его перенесении в мон-рь Раваница . Во время завоевания сел. Брвеник турками, в 1455/56 г., обитель была разрушена, но уже в 1464 г. усилиями митр. Рашского Иоанникия восстановлена с разрешения Михаила Анджеловича, брата Махмуд-паши Анджеловича, румелийского беклербека. Тогда была возведена внешняя припрата, о чем сообщает надпись на ктиторской композиции, расположенной на ее юж. стене ( 1983; Он же. 1993). После 1548 г. почти в течение 2 столетий в источниках нет сведений о П., что может свидетельствовать о ее запустении. В XVIII в. П. являлась метохом монастыря Студеница. С 1712 г. здесь жил и в 1719 г. был похоронен бывш. еп. Великоварадский и Эгерский Ефрем (Банянин) . В XIX в. монастырская церковь действовала как приходская, над ее входом был надстроен массивный звонник. В XX в. П. была муж. мон-рем. В 1910 г. В. Петкович раскрыл фрески с изображениями братьев Мусич. В 1955 г. фрески храма были очищены. В 1982 г. проведена реконструкция храма. В 2003 г. П. стала жен. подворьем монастыря Градац , с 2010 г. является самостоятельной обителью во главе с игум. Екатериной (Ковинич).

http://pravenc.ru/text/2578604.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010