Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Василий Острожский. Икона. XIX в. (мон-рь Острог) [серб. Bacuлuje Острошки] (Стоян Йованович; 28.12.1610, с. Мрконичи, Попово-Поле, Герцеговина - 29.04.1671, мон-рь Острог, Черногория) свт., митр. Герцеговинский (Требинский, Захумский и Скендерийский), чудотворец (пам. 29 апр.). Род. в бедной семье, с детства отличался благочестием. Грамоте учился у настоятеля мон-ря Завала иером. Серафима, к-рый, как утверждают нек-рые источники, был его дядей. Для продолжения образования был направлен в мон-рь Тврдош , где принял монашество и был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. Ок. года был помощником митр. Цетинского Мардария I (1637-1647), к-рый вел переговоры с Римом о введении унии. Из-за несогласия с позицией митрополита вернулся в Тврдош, где был возведен в сан архимандрита. Ревностно защищал Православие от распространения католичества и унии, за это тур. власти преследовали В. О. и сфабриковали документы, из к-рых следовало, что он одобрил заключение унии. В. О. был вынужден покинуть Сербию и по благословению Патриарха Паисия I ушел на Афон в Хиландар. Согласно преданию, В. О., прожив ок. года на Афоне, отправился на поклонение рус. святыням, вернулся в Тврдош с богатыми дарами, полученными от рус. царя и духовенства, но в рус. источниках нет свидетельств о его пребывании на Руси. Нек-рые исследователи, напр. еп. Шумадийский Савва , подпись «аз смерени митрополïт захумс Вьсïлïе» в книге, принадлежавшей мон-рю Тврдош и датированной 13 февр. 1639 г., относили к В. О. Однако маловероятно, что В. О. был хиротонисан в 29 лет, по каноническим правилам он должен был быть не моложе 30 лет. Серб. историк Л. Стоянович различает В. О. и митр. Захумского Василия из записи 1639 г. ( Записи. 3. С. 299). Первое несомненное упоминание о В. О. как о Захумском митрополите относится к 23 июня 1651 г. (Там же. 1. С. 368, 1466). Патриарх Печский Гавриил I 27 нояб. 1651 г. назначил В. О. на епархию Никшича, Планы, Колашиновичей и Морачи с сохранением за ним захумской кафедры, т. о. он стал управлять приходами всей Герцеговины.

http://pravenc.ru/text/149759.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Афанасий (Любович), митр. Карловацко-Зринопольский (Любович; † 1712), митр. Карловацко-Зринопольский в 1708-1712 гг. В бытность свою митрополитом Дабро-Босанским, в 1681-1682 гг., имел резиденцию в мон-ре Баня, окормлял православных не только в Боснии, но и в Далмации, Лике, Крбаве и Поуне, находившихся под тур. владычеством. Принял участие в подготовке восстания против турок, был вынужден бежать; обосновался в Которе. В 1695 г. А. перенес свою резиденцию в Медак, обл. Лика, чтобы успешнее противостоять натиску униатов. После очередного возмущения сербов хорват. бан гр. А. Бачани гарантировал православным свободу вероисповедания, предоставил А. право вершить суд в делах веры. Но, несмотря на это, гонения на православных усилились, и под давлением римско-католич. епископов А. был изгнан из Лики и Крбавы. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) добился у австр. имп. Леопольда I подтверждения привилегий для правосл. Церкви, дарованных в 1696 г., и прав А. как епископа Баньской обл. и Карловацкого генералата. А. способствовал переселению из Боснии в Баньскую обл. мн. серб. семей. 23 сент. 1698 г. А. стал епископом Карловацко-Зринопольским. Он основал Комоговинский мон-рь и оттуда поддерживал связь с сербами в Лике и Крбаве, к-рые ему было запрещено посещать. Только в 1706 г. была признана юрисдикция над этими областями Патриарха Печского Арсения III, и А. разместил в Метке свою вторую резиденцию. Однако власти империи продолжали делать все для того, чтобы воспрепятствовать установлению более тесных связей сербов Хорватии с Сербской Церковью. Была предпринята попытка помешать А. участвовать в работе созванного в нач. янв. 1708 г. в Крушедолском мон-ре церковно-народного Собора. Но А. прибыл на Собор и воссоединил свою епархию, самую обширную в новооснованной митрополии, с Сербской Православной Церковью, приняв титул митрополита Карловацко-Зринопольского. Лит.: J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 412, 466; Српски jepapcu. 1996. С. 39-40. Еп. Шумадийский Савва Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель АНГЕЛИНА (Бранкович; не позднее 1447 - ок. 1520), деспотица, прп. (пам. 1 июля, 10 дек., серб. 30 июля, 10 дек.)

http://pravenc.ru/text/76906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.- 1832, Адрианополь), Патриарх К-польский (26.09.1826-5.07.1830). Род. в деревне под Адрианополем ; учился в школе вместе с буд. К-польским Патриархом Кириллом VI . Юношей пришел на Афон и подвизался в Иверском мон-ре , приняв там монашеский постриг. В 1800 г. служил священником греч. прихода в Москве, в нояб. 1815 г. рукоположен в митрополита Белградского (1816-1825). А. был участником Народной Скупщины, провозгласившей Милоша Обреновича наследным князем Сербии (6 нояб. 1817); между митрополитом и князем была достигнута договоренность о поставлении Йована Томича, священника-серба, во протопресвитера соборной церкви в Белграде. При А. в 1822 г. сооружен иконостас в Любостиньском Успенском мон-ре , возведены кельи в Каленичском и Туманском мон-рях. Во время Греческого восстания 1821 г. А. в качестве заложника был посажен турками в тюрьму, где содержался неск. лет. В авг. 1825 г. он был поставлен в митрополита Халкидонского, через год возведен на Вселенский Патриарший Престол вместо низложенного и сосланного Патриарха Хрисанфа . После русско-тур. войны, закончившейся Адрианопольским миром (1829), турки предприняли беспощадное гонение на христиан. А., призывавший греков прекратить восстание, был обвинен в антинациональной политике и пособничестве туркам. Кроме того, ему инкриминировалось вмешательство в дела Иерусалимской Церкви, расхищение средств, произвол в церковном управлении и др. провинности, изложенные в жалобе на имя султана архиереев и знатных представителей греч. общины. В результате Патриарх был низложен и сослан в Кесарию, а затем в Адрианополь, где вскоре умер. В Патриаршество А. издано неск. окружных посланий, касающихся канонических вопросов: о монополии Вселенского Престола на приготовление св. мира (1826), о приданом при вступлении в брак (1827), об устройстве больниц (1827), о церковных имуществах (1828), о совершении таинства Крещения и др. А., прекрасно знавший болг., рус., тур. и франц. языки, был одним из самых образованных иерархов XIX в. Лит.: История православной Церкви в XIX веке. СПб., 1901. М., 1998Р. Т. 1: Православный Восток. С. 71-72; Γριτσπουλος Τ. Α. Αγαθγγελος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 80-82; Српски jepapcu. С. 7-8. Савва, еп. Шумадийский, Б. А. Нелюбов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Каленич. Общий вид [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (первоначальное посвящение точно неизвестно, вероятно, также в честь Пресв. Богородицы) Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Каленичская в местности Левач, в т. н. моравских землях - между реками Велика-Морава и Зап. Морава, близ г. Крагуевац (Сербия). Настоятельница - игум. Нектария (Траяноска), в мон-ре 7 монахинь (кон. 2011). Сведений об основании и раннем периоде существования К. до XVIII в. не сохранилось. Исходя из архитектурного облика и стилистических особенностей росписи храма, его основание датируется 1-й четв. XV в. Высочайший уровень мастерства архитекторов и живописцев, строивших и украшавших храм, указывает на богатый аристократический заказ, что позволяет связать основание К. с активным монастырским строительством в моравских землях представителей серб. династии Лазаревичей (кон. XIV- нач. XV в.). Отождествить мон-рь с к.-л. из известных по историческим источникам средневек. обителей в этом регионе не удается. Не исключено, что наименование К., этимология которого не установлена, появилось не ранее XVIII в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. На частично сохранившейся на сев. стене храма ктиторской композиции изображены блгв. деспот Стефан Лазаревич (с венцом на голове) и «протовидияры» Богдан с супругой Милицей и его брат Петр. Над фигурами Стефана и Петра сохранились первоначальные подписи, а над фигурами Богдана и Милицы поздние подписи, сделанные мон. Герасимом (60-е гг. XVIII в.), к-рый, вероятно, ошибся в интерпретации упраздненного к XVIII в. визант. титула протовестиара, использовавшегося при дворах серб. царя Стефана Душана IV, кн. Лазаря и деспота Стефана Лазаревича (сер. XIV- нач. XV в.). Однако неизвестно, насколько мон. Герасим отразил первоначальный текст. С. Чиркович и Г. Бабич предположили, что на композиции изображен протовестиар Богдан, придворный деспота Стефана, неоднократно упоминающийся в письменных источниках, но к.-л. свидетельств его ктиторской деятельности не сохранилось. На основании расположения фигур в композиции были выдвинуты 2 гипотезы относительно причин появления изображения правителя: для обозначения иерархических отношений между правителем и придворным или как свидетельство о финансовом вкладе или ином участии деспота в возведении обители.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

Церковь Гавриила Архангела в Буковичка-Баня (Аранджеловац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Гавриила Архангела в Буковичка-Баня — храм Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Памятник культуры. Содержание История [ править править код ] Точно неизвестно, когда был построен этот храм. Считается, что первоначальное здание церкви построено во времена правления деспота Стефана Лазаревича (1389-1427 гг.) местными жителями и было восстановлено в 1832 году на фундаменте этой средневековой церкви. За время своего существования храм перестраивался и расширялся. Во время османского владычества храм дважды сжигался. Впервые храм сгорел после 1459 года. В начале 1810-х годов здесь служил соратник Карагеоргия и один из вождей Первого сербского восстания протоиерей Афанасий Антониевич. Именно он в Маричевой Яруге принял от повстанцев клятву на верность. Когда началось восстание, отцу Афанасию было уже семьдесят лет. Несмотря на возраст священник участвовал в боях и командовал отрядами повстанцев. Снаружи на северной стене церкви находится мемориальная табличка, свидетельствующая об этом историческом событии. После подавления восстания церковь Архангела Гавриила была сожжена, но в 1832 году ее восстановили. Свой современный облик храм получил в 1955 году. Тогда вместо старой деревянной звонницы к храму пристроили новую колокольню. Иконостас изготовлен в 1962 году резчиком-самоучкой Бранко Обренович, который был старостой храма в Буковике. Иконы для иконостаса написал Светислав Джурич, художник из Белграда. Во время последней реконструкции церкви в 2014 году установлен новый иконостас из белого мрамора. Возле церкви находится источник питьевой воды – чесма. Над ним — мемориальная табличка, поставленная в 1927 году Александром I Карагеоргиевичем. Как и стелла на площади, табличка напоминает о погибших в Балканских Войнах и в Первой Мировой. Подобные памятники можно встретить во многих сербских городах. Страна понесла огромные потери в войнах начала XX века и память об этом жива до сих пор.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Гаврии...

Посол Российской Федерации в Сербии удостоен высшей награды Сербской Православной Церкви 8 февраля 2012 г. 14:01 6 февраля 2012 года Святейший Патриарх Сербский Ириней вручил главе дипломатического представительства России в Сербии А.В. Конузину орден святителя Саввы Сербского I степени, сообщает официальный сайт Сербской Церкви. Согласно решению Священного Архиерейского Синода, А.В. Конузин удостоен высокой награды «за деятельную любовь к Сербской Православной Церкви , проявленную, прежде всего, в его храбром и твердом заступничестве за сербский народ в Косово и Метохии». На торжественной церемонии в Сербской Патриархии присутствовали митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий , епископ Сремский Василий, епископ Бачский Ириней, епископ Шумадийский Иоанн, епископ Хвостанский Афанасий, епископ Липлянский Иоанн, а также настоятель подворья Русской Православной Церкви в Белграде протоиерей Виталий Тарасьев, представители власти, политических и общественных кругов, обществ российско-сербской дружбы, сотрудники российских загранучреждений. А.В. Конузин высказал слова признательности за столь высокую оценку его трудов, подчеркнув, что рад в меру своих сил участвовать в поддержании и развитии традиции духовно-церковного общения между Россией и Сербией. Он констатировал, что на протяжении многих веков, даже в самые тяжелые периоды истории, духовные связи русского и сербского народов не прерывались. «В мрачный период многовекового иностранного ига с русских земель непрестанно текли реки сочувствия, сострадания, милосердия, солидарности, особого расположения к православным, находившимся в чужеродной зависимости, — отметил он. — Кровеносными сосудами этого потока человеколюбия были единая православная христианская вера, родственные языки, славянская культура, кириллическая письменность, которые соединяли российское государство, Русскую Православную Церковь с Сербской Православной Церковью, ее монастырями, ставшими в долгие годы лихолетья основным оплотом и хранителем сербства». И сегодня сербские иноки, священнослужители, иерархи силой духа, молитвой, своим присутствием защищают косовские святыни, национальное достоинство, историческую память, дорогие гробы праотцов, жизнь тех, кто остается у своих очагов, напомнил российский посол, высказав уверенность: «Где Церковь, там и сербы». Он процитировал слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к сербскому народу, опубликованные на днях белградской газетой «Вечерние новости»: «Братья, Русская Церковь, православный русский народ никогда от вас не отвернутся. Никакие земные выгоды, никакие изменения политической конъюнктуры не заставят нас забыть о нашем многовековом духовном родстве». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2004718.ht...

В Иерусалиме состоялась интронизация Патриарха Феофила Иерусалим, 22 ноября 200 5 г. Интронизация Патриарха Феофила III прошла во вторник в Иерусалиме. На церемонию были приглашены глава Палестинской Национальной Автономии Махмуд Аббас, представители Иорданского Хашимитского Королевства, Эмира Катара, Кипрской Республики. Греция прислала на интронизацию иерарха делегацию во главе с президентом страны Каролосом Папулиасом. Для участия в торжествах в Иерусалим прибыла официальная делегация Русской Православной Церкви, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Делегацию Русской Православной Церкви на торжествах возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации также вошли архимандрит Елисей (Ганаба), Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП, диакон Сергий Уланов и диакон Сергий Говорун, сотрудники ОВЦС МП. Для участия в торжествах в Иерусалим прибыли делегации Поместных Православных Церквей в следующем составе: от Константинопольского Патриархата – митрополиты Севастийский Димитрий и Сассимский Геннадий; от Александрийского Патриархата - митрополит Аксумский Петр и епископ Киринский Афанасий; от Грузинского Патриархата – епископ Зугдидский и Цаишский Герасим и епископ Сенакский и Чхороцкуйский; от Сербского Патриархата – епископы Бриничевский Игнатий и Шумадийский Иоанн; от Румынского Патриархата – архиепископ Полтенийский Нифон и епископ Викентий, викарий Бухарестской епархии, Секретарь Священного Синода; от Болгарского Патриархата – митрополиты Варненский Кирилл и Доростольский Иларион, а также архимандрит Наум, Секретарь Священного Синода; от Кипрской Православной Церкви – митрополит Лимассольский Афанасий и архимандрит Исаия (Киккотис); от Элладской Православной Церкви – ее Предстоятель Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, а также митрополиты Трифилийский Стефан и Месогийский Николай; от Албанской Православной Церкви – митрополит Вератийский Игнатий; от Польской Православной Церкви – епископ Белостокский и Гданьский Иаков; от Православной Церкви Чешских земель и Словакии – архиепископ Пражский и Чешских Земель Христофор.

http://pravoslavie.ru/15238.html

Закрыть Комиссия по диавологу Павел Тихомиров о сближении Ватикана и Сербской Церкви 08.06.2015 1651 Время на чтение 5 минут В то время, как официальные государственные и церковные ресурсы описывают посещение римского первосвященника в Сараево исключительно в патетическом ключе, белградские блогеры потешаются над опечаткой, которая проскакивала в сообщениях, опубликованных на тк Б92. (Этот телеканал представляет собою нечто, вроде старого НТВ). Итак, цитата: «Комментируя посещение папы в прямой трансляции Аль-Джазиры/Балканы, Пилсель говорил, что Кох является весьма важной фигурой, способной усилить мост между католиками и православными, как и то, что епископы СПЦ решением о формировании комиссии по диа во логу (в оригинале - сделали весьма значительный шаг для дальнейших взаимоотношений двух церквей. Автор совершил банальную опечатку: вместо слова «диалог» напечатал в латинской графике это хоть и не так явно режет глаз, но, тем не менее, не ускользнуло от внимания зубоскалов. И даже если предположить, что мы имеем дело с фейком (полноценного скрина найти не удалось), тем не менее, получается довольно метко: диалог именуется джавологом, неологизмом, произошедшим от слова т.е. «диавол». Герцеговинский владыка Григорий с одушевлением обратился к собравшимся, признавая то, что в папе Франьо он видит именно такого пророка, который способен будет «указывать на недостатки и направлять к истине», передаёт ТАНЮГ. Что тут добавить... Сербская Церковь дозрела. И «диаволог» - это не какой-то там Рубикон, после которого всё пойдёт прахом. «Диаволог» - это итог той трансформации, которую претерпела одна из Поместных Церквей. Совсем ещё недавно символами этой Церкви были Ясеновацкие Мученики, Святитель Николай Велимирович и многочисленные аскеты - начиная от легендарных старцев, включая Патриарха Павла, и оканчивая неизвестными подвижниками из какой-нибудь герцеговинской или шумадийской глухомани. Теперь Сербская Церковь ассоциируется со скандалами, связанными с ориентацией некоторых служителей, а также с недвижимостью и автопарком оных служителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/06/09/ko...

Новости 12 апреля, 2013 Благочинный Зарайского округа наградил участников Первенства России по современному мечевому бою Во дворце спорта «Зарайск» состоялись соревнования Первенства России по современному мечевому бою. В них приняли участие команды из разных регионов России. 12 апреля, 2013 В Озерском благочинии состоялся молебен о предотвращении наводнения Накануне снятия наплавного моста на левом берегу реки Оки Озёрского района 10 апреля состоялся молебен о предотвращении наводнения. 12 апреля, 2013 Русская духовная миссия в Иерусалиме добивается прокладки трамвайных путей вне Горненского монастыря Ранее сообщалось, что городская администрация утвердила план строительства трамвайной линии, который затрагивал монастырскую территорию. Против этого выступили не только представители Церкви, но и местные жители. 12 апреля, 2013 Пресс-секретарь Сербской Православной Церкви опроверг заявления о стремлении Церкви заниматься политикой 8 апреля 2013 года Сербский Патриарх Ириней встретился с президентом Сербии Томиславом Николичем, премьер-министром Ивицей Дачичем и первым вице-президентом Александром Вучичем. Во встрече приняли участие члены Священного Синода епископ Сремский Василий, епископ Бачский Ириней, епископ Шумадийский Иоанн и епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий. 12 апреля, 2013 Советник полномочного представителя президента на Урале: Церковь - основной партнёр государства в борьбе с наркоугрозой Примерно с 2010-го года общественные деятели и наркологи начали бить тревогу: на смену " классическим " наркотикам растительного происхождения пришло совершенно новое зелье — синтетическое. Сейчас их распространение приобрело ужасающие масштабы. 12 апреля, 2013 В клубе «Православная книга на Погодинской» пройдет творческий вечер, посвященный духовной поэзии Кандидат филологических наук священник Феодор Людоговский, один из авторов статьи-приложения " Жанр акафиста в XXI веке " , расскажет о месте акафиста в почитании святых, о древних текстах и современных акафистах, написанных в XXI веке.

http://pravmir.ru/category/news/page/452...

В 1946 году начались попытки вывода Белградского богословского факультета из состава Белградского университета. Священный Синод СПЦ во главе с митрополитом Скопленским Иосифом решительно воспротивился этому процессу. Однако 15 февраля 1952 года правительство Народной Республики Сербии по предложению министра-председателя Совета по образованию, науке и культуре М. Митровича приняло решение об упразднении Белградского богословского факультета как государственного учебного заведения, и уже на следующий день университетский совет образовал комиссию по ликвидации факультета. СПЦ приложила все усилия к тому, чтобы факультет остался в составе университета, но эти старания не увенчались успехом. Все заботы о материальном обеспечении легли на Церковь. Но тяжелое материальное положение Белградского богословского факультета не повлияло на количество желающих учиться: в 1952/53 учебном году на факультете обучалось 240 студентов, из них 129 составляли вновь поступившие. В 1997/98 учебном году на факультете училось 432 студента, из них 84 студентки и 187 первокурсников. В настоящее время Белградский богословский факультет имеет кафедры: Священного Писания Ветхого Завета, Священного Писания Нового Завета, философии, энциклопедии теологии, истории религии, общей истории Церкви, истории СПЦ, патрологии, догматики, литургики, педагогики и методики преподавания, агиологии, христианской антропологии, пастырской психологии, гомилетики и пастырского богословия, церковного права, русского, английского и немецкого языков, церковного пения и основ музыки. Факультет закончило большое число епископов, преподавателей высших и средних богословских учебных заведений СПЦ. Здесь учились студенты из России, Чехии, Словакии, Болгарии, Греции, Албании, Венгрии, Германии и других стран. Из наиболее известных преподавателей, сотрудников и студентов Белградского богословского факультета можно назвать: библеистов Димитрия Стефановича и Милоша Ерделяна, литургиста Лазара Мирковича, византологов архим. Филарета (Гранича) и Драгутина Анастасиевича, догматистов архимандрита Иустина (Поповича) и Стояна Гошевича, археолога Душана Глумаца, философа Борислава Лоренца , канониста С. В. Троицкого , психолога Радмила Вучича, лингвиста Боголюба Чирковича, историков Радослава Груича, Викентия Фрадинского , Душана Кашича, акад. еп. Шумадийского Савву (Вуковича) , еп. Афанасия (Евтича) , еп. Будимского Даниила (Крстича) , еп. Иоанна (Максимовича) , Н. М. Зёрнова, проф. Оксфордского университета Николая Афанасьева , профессоров Богословского института св. Сергия в Париже В. В. Зеньковского и епископа Антония (Бартошевича) , академика Димитрия Богдановича, архимандрита Киприана (Керна) .

http://drevo-info.ru/articles/7572.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010