Из четырёх расстрелянных братьев он оставил этот мир последним. 291 Священник В.А. Яковлев. Из церковной жизни Туркестана. Выпуск 1-й. Верный. 1902. С. 84. 294 До октябрьской революции и в годы гражданской войны казахи именовались «киргизами». Этот факт необходимо учитывать при дальнейшем чтении, особенно документов того времени. 295 Вместе с тем от 40 до 120 десятин удобной земли оставлялось на одну кибитку кочевника по тем соображениям, что скотоводам земли требуется значительно больше, чем оседлым земледельцам. Эта земля считалась государственной и находилась в пользовании киргиз./См. Купласт А. Семиреченская область. Полтава, 1914. 296 Первые церкви Семиреченской области: в Копале (1850), Сергиополе (1853), станицах Больше-Алматинской (1856), Лепсинской (1858), Софийской (1864), Урджаре (1865), Коксуйской (1866), Надеждинской, в Каскелене (1867), Токмаке (1868) г., Караколе (1869). 298 Дело по рапорту преосвященного Софонии о вступлении в управление Туркестанской епархией./РГИА. Ф. 796. Оп. 153. Д. 1649. Л. 4−5. 299 Путинцев Михаил, протоиерей. Воспоминания о епископе туркестанском Софонии./Душеполезное чтение. 1884, ноябрь−декабрь. 301 В 1911 г. их было открыто 8, в 1912 г. − 9, в 1913 г. – 10, в 1914 г. − 12, в 1915 г. − 14 , в 1916 г. − 8. 302 Исторический очерк об учреждении православных приходов в Семиречье и снабжении их духовенством./Алма-Атинский областной архив. Ф.716. Оп. 2. Д.1. 303 Дмухановский И., псаломщик. Село Ивановское, Лепсинского уезда./Туркестанские епархиальные ведомости. 1909, С. 215 −217. 304 Яковлев В., свящ. Служебная поездка наблюдателя церковных школ Российской Империи В.И. Шемякина в Туркестанскую епархию. Верный. 1899. С.11. 305 Мы не располагаем прямой статистикой о численности приходов в Семиречье на 1918 г. В сводке ГПУ за 1925 г. по Джетысуйской (Семиреченской) области указано наличие 80 обновленческих приходов и 5 автокефальных. (Алма-Атинский областной архив. Ф. 489. Оп. 2. Д.1) При этом необходимо учитывать, что часть приходов к тому времени была упразднена.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Кладка opus mixtum галерееобразного сооружения, по данным О. И. Домбровского, некогда крытого сводами на масивных столбах, состояла из четырех рядов плинфы с мощным слоем раствора с цемянкой между кирипичами, толщина которого достигала 7 см и более чем в два раза превосходила толщину кирпича, что тоже может служить указанием на ее постройку в постюстиниановское время, но не позже 367 . На одновременность возведения этой «галереи» и большой базилики указывает устройство водосборных колодцев, вырубленных в скале рядом с ее дверями, ведшими на площадь и в южный неф. К внутреннему колодцу шел вырубленный в скале вдоль всей стены узкий и мелкий канал, не нужный в том случае, если бы колодец находился не в помещении 368 . Кроме того, расположение обособленного баптистерия и малого базиликального храма «А», несомненно, уже существовавших в VII в., показывает, что их строители учли при общей планировке участка соседство стен южной «галереи», в помещениях которой могли быть размещены резиденция епископа или место для обучения основам веры, а может быть школа грамматиков и риторов или педефтерий с преподавателем и его помощником-проксимом, какие существовали в некоторых византийских городах при церквах 369 . Впрочем, с еще большим основанием в сооружении, протянувшемся вдоль южной стороны Уваровской базилики, можно подозревать изредка встречающееся при епископских комплексах странноприимное заведение – ксенодохион или птохион, птохотрофион – «нищепитательницу», то есть приют для убогих, странников (см.: рис. 196. VIII) 370 . К примеру, в Нове такой комплекс построек тоже размещался южнее кафедральной базилики, выстроенной в VI в. 371 . Он имел мощеные плинфой полы, кухонную печь, мусорную яму, а среди находок преобладали фрагменты гончарной посуды и закопченные каменные мортарии. К сожалению, раскопки лейтенанта Шемякина, даже после того как они велись под надзором графа Уварова в 1853 г., не зафиксировали подобных остатков херсонского памятника, да и не стремились к этому, а уникальные результаты проведенных работ оказались описаны более чем лапидарно, вне археологического контекста, стратиграфии и поэтому погибли для науки 372 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как трудно было сельскому священнику получить доступ к самому святителю, это видно из приведенной нами выше 248 жалобы духовенства, поданной Алексею Михайловичу о патриаршем дьяке Кокошилове. В этой жалобе духовенства, между прочим, говорится и следующее: «перехожая становилась иному беззаступному попу рублей по шести по семи по десяти и по пятнадцати, кроме своего харчю; волочились недель по двадцати и по тридцати, а иной бедный человек поживет в Москве недель десять и более, да и проест рублей пять, шесть и больше и уедет без перехожей; многие по два и по три раза для перехожих в Москву приезжали, а без них попадьи и дети их скитаются меж дворов. И священники отнюдь из воли от церкви к церкви переходят, изо ста не найдется пяти человек попов, которые бы перешли из воли, без гонения, все переходят рыдая и плача» 249 и пр. При таком положении дел было вполне естественно, что десятильник судил и рядил духовенство на всей своей воле, не боясь ответственности за самые вопиющие злоупотребления своей власти, – не под силу с ним было тягаться пред архиереем бедному, загнанному духовенству, и потому суд десятильника, в большинстве случаев, являлся судом Шемяки. О святительских судьях и в частности и десятильниках так говорил царь на стоглавом соборе: «у вас же убо святителей бояре и дьяки и тиуни и десятильники и недельщики судят и управу чинят неправо и волочат и продают с ябедники со одного; а десятильники попов по селам продают безмилости, и дела составливают с ябедники со одного и церкви от десятильников и от их великих продаж стоят многие пусты без пения и попов нет» 250 . Попытка Стоглава ограничить злоупотребления десятильничьего суда чрез введение в него выборных от духовенства и земства, которые бы контролировали судные действия десятильников, как мы видели, не имела никакого практического значения, так что десятильники и после Стоглава продолжали творить суд и расправу однолично, без участия выборных от духовенства и земства, а потому и злоупотребления их суда остались в прежней силе и прекратили свое существование только вместе с самими десятильниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

2) Adelung, F, Kritisch-literärische Uebersicht der Reisenden in Russland bis 1709, deren Berichte bekannt sind. В. I–II St.-P. – L., 1846 (Русский перевод А. Клеванова в Чтениях О. И. и Д. Р., 1848, кн. 9 (22), стр. III–VIII, 1–48; кн. 1 (23), стр. 49–104; 1863, кн. 1 (44), 105–174; кн. 2 (45), стр. 175–301; кн. 3 (46), стр. 1–86; кн. 4 (47), стр. 87–168; 1864, кн. 1 (48), стр. 169–264, I–V, I–IV). На труд А. Н. Шемякина «Жизнеописания древних, средневековых и нового времени путешественников, посещавших Россию или говоривших о ней и других соседственных с ней странах (перевод с немецкого), изданный О. И. и Д. Р. при Московском Университете (М., 1865; Чтения О. И. и Д. Р., 1864, кн. 2, от. IV, стр. 1–77; кн. 3, отд. IV, стр. 79–210; кн. 4, отд. IV, стр. 211–292; 1865, кн. 1, отд. IV, стр. 293–359; кн. 2, отд. IV, стр. 361–479; кн. 3, отд. IV, стр. 481–521) в «Сказаниях» нет ссылок. Хотя в «Сказаниях» отдается решительное предпочтение подлинникам, но иногда Василий Осипович должен был пользоваться переводами – так, например, у него не было под руками лучших изданий Олеария и Мейерберга. В течение полувека «рассуждение» студента Ключевского сохраняло свою научную ценность: другого труда, в котором с такой же законченностью и полнотой были бы изучены известия иностранцев о Московском государстве, все еще нет. Большой интерес представляют «Сказания» и для того, кто стал бы изучать жизнь и творчество Василия Осиповича Ключевского – уже в этой юношеской работе отчетливо выступают черты, какими отличаются его позднейшие труды. Далее, в дополнениях к примечаниям, указаны важнейшие труды русских ученых, посвященные известиям тех иностранцев, на которых ссылается В. О. Ключевский в своей книге; более полные библиографические сведения заключаются: 1) в «Русской исторической библиографии» В. И. Межова, Т. I, С.-Пб., 1892; 2) в «Опыте русской историографии» В. С. Иконникова , Т. I, кн. 1, Киев, 1891, кн. 2, 1892; т. II, кн. 1 и 2, 1908; 3) в «Обзоре записок, дневников, воспоминаний, писем и путешествий, относящихся к истории России и напечатанных на русском языке» С. Р. Минцлова, Вып. 1, Новгород, 1911; а также в «Catalogue de la section des Rossica ou écrits sur la Russie en langues étrangères», V. I–II, St.-P., 1873. II. Библиографические дополнения к примечаниям

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

361 сажен поясков, дано 11 алтын 3 деньги. Да слугам и дворовым людей дано за шубы деньгами к обменам: Ждану Кулебякину, дано на год 5 алтын 3 деньги, Макарку Романовскому 8 алтын, Третьяку Куликовскому 10 алтын, Мартюшке Кукобоискому 8 алтын, Пятому Гагаре дано 8 алтын 2 деньги, Третьяку Глухому 8 алтын, Климу Боровитину 2 гривны, Якуньке Семеновскому 8 алтын, Обросимку Семеновскому 6 алтын, Третьяку Толстому на год 5 алтын. И всего 10 человек, денег дано им 2 рубля 6 алтын 5 денег. Даваны деньги слугам нежаловалным и дворовым людем за рождественские рубахи. Статья по 8 алтын: Михаилу Ухтомскому, Юрману Черному, Иеву Семенову, Ивану Сиземскому, Леве Лозскому, Яфиму Великосельцу, Федору Белозерцу, Кеме Молодому, Ивану Чернушке, Самоилу Игнатову, Дружине Колкацкому, Семену Глазуну, Макару Романовскому, Ивану Куролгинскому, Ивану Колкацкому, Коротыге Куностьскому, Козьме Костицыну, Якуне Жаравлю, Ждану Кулебякину, Ивану Кемскому, Башмарину Вильгощскому, Якову конскому мастеру, Зотику Золотицкому, Роману Колкацкому, Василью Озерецкому, Федору Гвоздеву, Третьяку Куликовскому, Ивану Тихоновскому, Титу Наугородцу, Грише Шемякину, Богдану Загоскину, Ивану Шумилову, Михаилу Квасовару. И всего 33 человека, денег дано им 7 рублев 30 алтын 4 деньги. Статья по 2 гривны: Тютрюму Крохинцу, Ивану Усу, Русину Чюровскому, Якунке Куролгинскому, Пятому Кукобоискому, Грише Колкацкому, Ивану Долгозерскому, Михаилку Сиземскому, Фетьке Попадеике, Богдашку Семеновскому, Якунке Семеновскому, Троше Лобановскону, Гаврилу Ферапонтовскому, Пальке Ирдомскому, Сосыге Романовскому, Созону Уломскому, Ивану Пружининцу, Федору Саннику, Ярунке Белозерцу, Первуше Кляпику, Левке Романовскому, Афоньке Ивачевскому, Василью Кучюгу, Климу Боровитину, Оленю Озацкому, Русину Гавриловскому, Пелеве Зауломскому, Шумилу Кишенину, Симке Добриловскому, Дружине Косромитину, Третьяку Бородавскому, Кирилу Ферапонтовскому, Ворыпаику Кореле, Дружинке Ерголскому. Ромашку Вогнемскому, Олешке Деревне, Куске Уломскому, Устину Вологжанину, Ларке Сове, Офоньке Куролгинскому, Дружине Бочкарю, Обросиму Курганскому, Мокею мельнику, Ортюшке Санниковскому, Федору Ковуру, Мосею Колдомскому, Олферу Кривошеинскому, Филе Бородавскому, Ивану Щуке, Третьяку Толстому, Семеике Зауломскому, Тренке Горяиновскому, Семеике Кобановскому, Васке Лодеике, Калине Вашкиискому, Неустроику Санниковскому, Карпушке Романовскому, Фильке Кожевникову, Широкому кузнецу, Смородине Звозскому, Ларьке Наугородцу, да в Коровью деревню дано 4-м коровником да коровнице большеи, Корнилку Шумиловскому, Ивашку Заике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Сербская радикальная партия зародилась еще в 1881 году. С момента своего возникновения радикалы стали бескомпромиссными выразителями чаяний подавляющего большинства населения – крестьянства. Население Сербии, на 87% состоявшее из крестьян, отказывалось принимать западноевропейские ценности («парламентаризм», «демократия» и т.п.). Радикалы, в противовес либералам, отстаивали ценности национальные. Радикальной партии во главе с ее бессменным лидером, величайшим сербским государственно-политическим деятелем Николой Пашичем (1845-1926), удалось, как отмечает современный российский исследователь А.Л. Шемякин, создать организацию с практически военной дисциплиной, ясной политической программой и массовой поддержкой населения – мощную, поистине общенациональную партию, которая провела свою страну через наиболее драматичные события первых десятилетий ХХ века: боснийский кризис 1908 года, Балканские войны 1912-1913 годов, Первую мировую войну и образование «первой» Югославии (1918-1941). Знамя Пашича во «второй» Югославии было поднято Шешелем – человеком, впервые в посткоммунистической Сербии сформулировавшим сербскую национальную идеологию. В условиях, когда демократические партии (ДП и ДПС) послушно следуют в кильватере западных держав, радикалы показали себя умелыми тактиками, способными в обстановке беспрецедентного политического и экономического давления Запада консолидировать народ с целью сохранения суверенитета сербского государства. Нерешенные политические и социально-экономические проблемы Сербии, безнациональная природа демократической власти в стране остро ставят задачу определения сербами смысла своего национального существования, государственных интересов, нахождения себя в системе геополитических координат. В этих условиях политическая деятельность В.Шешеля, главы партии, увенчалась серьезным успехом: находясь практически все время в оппозиции и периодически в тюремном заключении, он создал партию, пользующуюся ныне поддержкой половины населения Сербии и включающую 400 тысяч человек. Партия Шешеля является национально ориентированной, бескомпромиссно пророссийской, антиглобалистской и антинатовской, Сегодня на этой четко обозначенной политической платформе сражается Томислав Николич.

http://pravoslavie.ru/36382.html

У нас в Академии есть по-настоящему хорошие люди. В частности, наши Галина Александровна и Лариса Георгиевна — они защищают Ан Деора. Говорят, надо дать ей шанс. Оказывается, ее собираются отчислить, у нее двойка на полугодовом экзамене, — мол, мышцы не развиваются. Да, отстала я от жизни, за событиями в Академии совсем не следила. Вообще, у нас отчисляют часто, но неприятно, когда это касается твоего знакомого. И для Академии невесело, потому что конфликт. В прошлом году, когда каких-то двоих отчислили, их родители подали в суд, что это, мол, незаконно. А руководство ответило так: «Если б мы ежегодно не отчисляли десятки девочек, качество образования моментально снизилось бы, и мы стали бы вместо прим для Мариинки и Большого выпускать звезд мюзиклов и шестов ». Этот случай бурно обсуждали и родители, и дети, нам старшаки рассказывали. А теперь вот Ан Деор на очереди… Жаль, если ее отчислят. Она, может, балерина не самая сильная, но хороший товарищ. Мы здорово с ней поболтали на днях за кулисами на шемякинском «Щелкунчике», пока своего выхода ждали. Нам так весело было, что мы в прочих развлечениях не участвовали, хотя в этот раз народ в ударе был — и убивал друг друга бутафорскими кинжалами, и связками поролоновых сосисок душил, ну и так далее. А мы с Ан Деором за коробом спрятались и анекдоты травили. Она виду не подает, что боится отчисления, хотя ситуация серьезная — ее и на практику брать не хотели, в итоге только за рост подходящий взяли…Хорошо, что педагоги за нее вступились. Может, не отчислят все-таки. Диану Вишнёву тоже хотели отчислить, у нее та же проблема была. Но она себе все развила силой воли. А Ан Деор ужасно волевая, уж я-то знаю. Она из маленького города, из бедной семьи, и у них не было денег на подготовку, — она готовилась к поступлению сама. И поступила. А у нас тут конкурс знаете какой? Двадцать человек на место! Да, да! Берут человек тридцать, а выпускают от силы пятнадцать. То есть половина за годы учебы отсеивается. Ой, а вдруг и меня отсеют?! Нет, за способности свои я не боюсь, но вдруг у меня от возраста что-нибудь не то начнется — расти начну слишком быстро или растолстею? Даже подумать страшно! Надо изо всех сил стараться, чтобы даже и тогда оставили! Кстати, не забыть про спецрастяжку, которую Галина Александровна на днях посоветовала. А то я что-то неэластичная стала в последнее время… Ладно. Не буду на себя страхи нагонять. Пока-то у меня все в порядке. Я среди первых/пятых одна из лучших, и, может, вообще во всей Академии самая талантливая…

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

Мариус Иванович Петипа (1818— 1910) — французский и российский театральный деятель и педагог, артист балета и постановщик балетных спектаклей. Михаил Михайлович Шемякин — российский и американский художник и скульптор. Потенциал (здесь) – запас возможностей. Плутоний 239 – разновидность атома радиоактивного металла плутония. Широко используется в производстве ядерного оружия. Гороховая – улица в центральной части Санкт-Петербурга. Фонтанка – река в Санкт-Петербурге. Рихард Вагнер (1813—1883) — немецкий композитор, создатель цикла опер на сюжет германской мифологии, драматург. Валькирия (др.-исл. выбирающая убитых) — в скандинавской мифологии дева-воительница, дочь славного воина, которая реет на крылатом коне над полем битвы и подбирает воинов. Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) — немецкий композитор и органист, см. сноску 8. Шарль Франсуа Гуно (1818— 1893) — французский композитор. В пятую (позицию) – одно из основных исходных положений в балете. Стопы расположены параллельно одна другой, при этом пятка одной ноги находится рядом с мыском другой. Балансе (франц.) — раскачивать, покачиваться. Па-де-бурре (от франц. набивать, пичкать) — в классическом танце чеканные или слитные мелкие танцевальные шаги, исполняемые с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворотом. Батман тандю – см. сноску 36 (движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону). Гермиона Грейнджер — одна из главных героинь книг о Гарри Поттере. Поначалу – девочка-зубрила. «Делать палку» — выполнять упражнения у балетного станка (опорная планка, закрепленная на стене класса). Упражнения на середине (балетного зала) – обязательная часть урока хореографии. Плие – упражнение у станка, при котором танцовщики приседают, сгибая ноги в коленях. (батман тандю) жете (от франц. бросать) — то же, что и батман тандю, но нога из позиции, скользя по полу, чуть приподнимается над полом, а потом возвращается обратно в позицию. То есть движение исполняется броском ноги.

http://azbyka.ru/parkhomenko/sekretnaja-...

Вчера (7 июля) при обыске взяли трудовую книжку и в ней мою последнюю речь на суде, мое " последнее слово " . Если не возвратят, напишу его здесь, - на память детям. Может быть, впоследствии, без меня, найдется возможность издать часть моих речей, проповедей и прочее. Может быть, и мой дневник послужит материалом для печати, может быть, кто-либо из детей использует его со временем, как некоторый исторический материал. В качестве такового же, необходимо, чтобы дети сохранили мою переписку с Шемякиным, Ванчаковым (в ней - вся история церковного просвещения в Олонии за 20 лет), как и другую. Вообще надо, чтобы люди опытные (может быть, И.П. Щербов, или Бенешевич, или кто другой) рассмотрели весь мой архив и сдали его на хранение в какое-либо учреждение (Богословский институт, Академию Наук или что-либо подобное). Там, несомненно, много материала для истории того дела, в котором я в эти 27 лет принимал участие. Думаю пока прекратить дневник и отослать его домой до времени, когда выяснится, что мы останемся живы. Тогда можно будет вновь продолжить его. А если этого не будет, то пусть он закончится этим печальным моментом. Жизнь прожита. Прожита - признаюсь откровенно - с пользой для общества. Жизнь была интересной. Дай, Бог, детям также честно, энергично и плодотворно трудиться для Родины, как это сделал их отец. Да будет Божие благословение на них. Милые, дорогие мои. Будьте честны в жизни, в работе. Будьте друг с другом добры, заботливы, нежны. Поддерживайте всегда и во всем друг друга. Берегите маму, сосредоточьте теперь на ней одной всю ту любовь, которою любили вы меня с ней. А обо мне молитесь! Не забывайте наших семейных памятных дней; сходитесь в эти дни вместе на молитву друг за друга, за маму, за меня. Храните веру крепко, любовь к Церкви. Это мое последнее вам завещание. Я всегда духом с вами. Всегда моя любовь и моя молитва будет с вами, будет хранить вас, и в молитве вы всегда будете в общении со мной, буду ли я жив, или буду там, где Господь отведет мне место в иной жизни. Господь да хранит вас всех!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Король сделал еще шаг вперед: в июле месяце прислал уже прямо от себя к Иоанну кревского наместника Никодима Техановского с прежним требованием присылки великих послов в Литву и с опасною грамотою на них. В Думе решили: Никодима отпустить, а к королю послать сына боярского доброго, для того чтоб с королем дела не порвать; а не послать к королю человека, то вперед задрать о мире будет тяжело. И отправили в Литву сына боярского Хлуденева с опасною грамотою на королевских послов. Хлуденев возвратился уже в ноябре и объявил, что к Рождеству будут в Москву великие литовские послы – полоцкий воевода Ян Юрьевич Глебович с товарищами; Хлуденев сказывал также, что по дороге честь ему была велика, кормы давали вдоволь и чтили его. Ян Глебович явился к назначенному сроку, и переговоры открылись; они начались спором о том, кто первый начал войну – литовцы или русские. Говорили бояре с послами о том многие речи; бояре говорили: королевы люди начали, а послы говорили: великого князя люди начали – и долго о том говорили. Послы говорили, что король посылал гетмана на северские города, потому что эти города его; король Казимир отдал их Шемякину и Можайскому, и те изменили и передали их Москве. Бояре отвечали, что северские города были к Киеву, а Киев – отчина великому князю; и о том речей спорных и бранных много говорили. Когда эти споры наскучили, послы сказали, что не для чего говорить о старине, а надобно найти доброе дело, как бы между государями мир устроить. Когда бояре согласились говорить о настоящем деле, то начался спор, кому первому излагать свои условия; бояре настояли, чтобы первые говорили послы, и те начали требованием Новгорода и Пскова. Бояре отвечали: «И прежде о том бывали речи, да плода не было и не будет. Зачем говорить нелепости, от которых плода никакого нет? Где Новгород, где Псков? И конца тому нет, откуда идут ваши речи». После многих спорных речей послы сказали: «Много поговоривши, как бы к концу приговориться» – и стали требовать мира, какой был между Казимиром и Василием Темным. Бояре назвали и это бесплодными речами. Послы стали говорить о мире Uoahha III с Александром, Василия с Сигизмундом; бояре, разбранившись с ними, пошли прочь, и великий князь велел послам ехать на подворье.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010