Здесь Иоанн Кронштадтский преставился 20 декабря 1908 года. В 1931 году был закрыт и уничтожен Андреевский собор. Мемориальная квартира была превращена в рабочую коммуналку. В 1960-е годы дом был надстроен, и квартира оказалась разделенной на пять отдельных квартир. Современное состояние [ править править код ] В 1995 году группа почитателей памяти Иоанна Кронштадтского под духовным руководством священника Геннадия Беловолова начала работу по возвращению Квартиры Всероссийского Пастыря, поставив своей целью восстановить ее и сделать доступной паломникам. В течение четырех лет были расселены и восстановлены две комнаты и в них в 1999 года по благословению Алексия, Святейшего патриарха Московского и всея Руси, и Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, зарегистрирован Мемориальный музей. Музей-квартира был открыт для паломников 30 октября 1999 года. Здесь совершается чтение акафиста св. Иоанну Кронштадтскому, гости квартиры в священном сане служат молебны, вычитываются оздравные и поминальные записки, рассказывают о праведной жизни святого. В воссоздании Квартиры живое участие приняли потомки Иоанна Кронштадтского: Т.И. Орнатская, Г.Н. Шпякина, С.И. Шемякина, живущие в Санкт-Петербурге и Москве, известные писатели В. Распутин, В. Ганичев, В. Крупин. Нужно отметить особое участие семьи Ростроповичей, прежде всего Елены Мстиславовны Ростропович, в воссоздании мемориального кабинета отца Иоанна, освященного 22 сентября 2008 года Святейшим Патриархом Алексием. Конечная цель — возвращение св. Иоанну всей квартиры в полном объеме. Директор-хранитель Музея-квартиры — протоиерей Геннадий Беловолов. Святые [ править править код ] См. также: Св. Иоанн Кронштадтский. Фотовикторина Святыни [ править править код ] В Музее-квартире хранится большое количество икон и предметов быта, принадлежавших святому Иоанну Кронштадтскому. Как добраться [ править править код ] Адрес: Кронштадт, ул. Посадская, д. 21, кв. 13 Проезд: 1. От станции метро «Старая Деревня» регулярно ходят обычные рейсовые автобусы 101. Интервал движения — от 5 до 20 минут. К сожалению, в этих автобусах едет много народу, потому пожилым людям не рекомендуется пользоваться этим маршрутом. Довольно часто автобусам приходится стоять в пробках. Даже при минимуме пробок поездка из Питера до Кронштадта (или обратно) занимает целый час. Маршрут: станция метро «Старая Деревня» — ул. Савушкина — Приморское шоссе — Лахта — Ольгино — Лисий Нос — Горская — г. Кронштадт. Автобусы обратно (из Петербурга до Кронштадта) ходят примерно с такой же периодичностью. Автобусы ходят с 6:00 до 00:00.

http://azbyka.ru/palomnik/Музей-квартира...

14 ноября 1859 года, в час четыре пополудни, крестьянин Архангельского прихода, деревни Брычинской, Папа Федоров Усачев заметил в доме соседа своего Тихона Леонтьева Коробкова несколько подозрительных лиц. Вероятно, он имел какие-нибудь неудовольствия на соседа и сделать ему неприятность. Незаметно он вошел в дом Коробкова и начал допрашивать незнакомцев: «Кто вы такие? Откуда? Зачем здесь?» Коробков накинулся на Усачева и выгнал его из дома. Выбежав на улицу, Коробков закричал: «караул!» Сбежались соседи. Усачев настаивал, что нужно задержать подозрительных лиц. Народ стал ломиться в дом, но Коробков никого не впускал. Поднялся шум, гам. На крик пришли сельский старшина и сотский. Они, как представители власти, требовали, чтобы Коробков впустил их в дом; но двери не отпирались. Насильно были выломаны двери. Народ ввалил в избу и начался обыск; но никаких подозрительных лиц не нашли. Между тем на крик прибежали два брата Коробкова и вступились за него. Началась свалка. Коробковы выгнали старшину с сотским и соседей из избы. Тем временем, – вероятно, еще перед обыском, странники успели спрятаться в надворных строениях, и пока народ шумел в избе Коробкова, они задними дверями ушли со двора и задворками побежали на Архангельский тракт. Но как скоро братья Коробковы выгнали из избы весь собравшийся там народ, некоторые из выгнанных заметили беглецов и ударились в погоню за ними. Однако не дремали и Коробковы. Чтобы задержать своих односельцев, гнавшихся за беглецами, и таким образом дать последним возможность скрыться, пользуясь темнотой вечера, они бросились на преследовавших с кольями и завязали драку. Народ оставил преследование и бросился на выручку к крестьянам, которых били кольями братья Коробковы. Пока происходила эта свалка, беглецы успели укрыться. Но Усачев все-таки настаивал, что нужно обыскать хорошенько надворные строения Коробкова, – не скрывается ли там кто. Снова толпа ввалила во двор Коробкова и здесь нашла закрытого навозом странника Троицкого прихода Шпякина, а за двором старуху, спрятавшуюся между бревнами и закрытую снегом. И тот и другая были арестованы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/strannik...

Обстоятельства поимки Васильева и Шпякина нам интересны тем, что они характеризуют настроение бегунов в конце 1859 года. Эти люди прежде столь робкие пред православными, ограничивающие весь свой протест уничтожением паспортов и бегством, теперь приобретают невиданную храбрость. Коробковы силой защищают своих единоверцев против сельских властей целой деревни; Богданов и Крехалева идут в дом сотского, чтобы пред лицом целой деревни оказать знаки почтения и любви к бегунскому наставнику и проклясть хозяина дома за неприятность, сделанную им «святому отцу». Теперь бегуны перестают церемониться даже с духовенством, которого так боятся все сектанты. Для примера расскажу случай, бывший со священниками Урбаловым и миссионером Мишуриным. После того, как полиция открыла в доме христолюбца Троицкого прихода Алексея Друганина уже описанный выше тайник, хозяин перестал скрывать его и охотно показывал желающим. 30 мая 1859 года зашли к Друганину посмотреть тайник местный священник Урбалов с миссионером Мишуриным. Хозяин принял гостей ласково и между ними завязался очень любезный разговор, который вскоре коснулся веры. Друганин ссылался на книгу «Диоптра, или зеркало и изображение живота в мире сем человеческого» – и наизусть приводил цитаты из него. Священники утверждали, что он неправильно толкует цитируемые места; потом стали уговаривать его присоединиться к церкви; наконец обратились к старухе матери Друганина с убеждением исповедоваться и причаститься. Старуха сказала: «не отнимаюсь – покайте». Когда услышал это сын, то стал просить священников оставить ее в покое, говорил, что «мать глупа, говорить не с толку». Потом положил ее на постель и накрепко закрыл, чтобы не могла ничего видеть и слышать. Наконец, Друганин стал настаивать, чтобы священники ушли из его дома. Но те требовали, чтобы он не мешал им. Урбалов взял принесенный с собой требник, надел епитрахиль и потребовал, чтобы Друганин зажег свечу перед образом. Тот отвечал: «свечей у меня нет». Начали молится и, когда Урбалов спросил: «как имя старухи?» – сын отвечал «не знаю ея имени; с этих пор она мне не мать». Старуха сама сказала свое имя. Миссионеру стоило большого труда вывести Друганина в сени на время исповеди и, пока Урбалов исповедовал старуху, сын ее в сенях ругал Мишурина. По окончании исповеди, оба священника стали убеждать старуху приобщиться; но тут Друганин так вооружился против них, что они были принуждены оставить дом. Хозяин с бранью проводил их на улицу и долго еще раздавались вслед за ними его ругательства и проклятия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/strannik...

В Санкт-Петербургской епархии впервые отмечен день прославления святого Иоанна Кронштадтского 15 июня 2009 г. 10:41 14 июня в Санкт-Петербургской епархии впервые отмечен день прославления святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, сообщает «Вода живая» . Праздник, состоявшийся в Кронштадте в рамках 100-летия со дня кончины святого, прошел по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира . 19 лет назад, 14 июня 1990 г., в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации отца Иоанна. В воспоминание этого исторического события 14 июля 2009 г. в кронштадтском храме Владимирской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, которую возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл . Затем прошел крестный ход от храма к месту уничтоженного в богоборческое время Андреевского собора, где отец Иоанн служил в течение 53-х лет. В торжествах приняли участие многочисленные верующие из разных уголков страны. Паломники посетили квартиру протоиерея Иоанна Сергиева, а затем собрались в здании Офицерского собрания, где состоялись Иоанновские чтения. С докладами выступили известные священнослужители, среди которых  протоиереи Святослав Мельник, Александр Зелененко и Геннадий Беловолов. Интерес аудитории вызвали также выступления доктора филологических наук Тамары Орнатской родственницы святого Иоанна Кронштадтского, которая занимается расшифровкой его дневников. Еще одна выступавшая, Галина Шпякина, праправнучатая племянница Елизаветы Сергиевой матушки отца Иоанна, посвятила свой рассказ 100-летию ее кончины, исполнившемуся 4 июня этого года. Торжества завершились концертом с участием писательницы Ирины Рогалевой, хора собора Спаса Нерукотворного Образа в Шувалове под управлением Натальи Павловской и детского хора собора Владимирской иконы Божией Матери под руководством Ирины Болдышевой. В исполнении юных певчих, в частности, прозвучала недавно написанная песня о святом Иоанне Кронштадтском на стихи протоиерея Андрея Логвинова. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/674523.htm...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. День прославления святого праведного отца Иоанна Кронштадтского впервые отмечен в Санкт-Петербургской епархии 14 июня. Проведение праздника, состоявшегося в Кронштадте в рамках 100-летия со дня кончины святого, благословил митрополит Владимир.  19 лет назад, 14 июня 1990 года, в Иоанновском монастыре Санкт-Петербурга состоялся чин канонизации кронштадтского батюшки. В тот день вся православная Россия впервые вознесла ему общецерковную молитву, в переполненном храме обители на Карповке впервые был пропет тропарь святому. В воспоминание этого исторического события в кронштадтском храме Владимирской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, которую возглавил викарий Санкт-Петербургской епархии епископ Петергофский Маркелл. Ему сослужили шесть священников. Почти все богомольцы в переполненном храме причастились. Впечатляющим стал крестный ход от храма к месту уничтоженного в богоборческое время Андреевского собора, где 53 года служил " дорогой батюшка " . В этот день в Кронштадт приехали пять автобусов с паломниками, и поток верующих заполнил всю улицу. Паломники посетили квартиру протоиерея Иоанна Сергиева, а затем собрались в здании Офицерского собрания, где состоялись Иоанновские чтения. С докладами выступили протоиереи Святослав Мельник, Александр Зелененко и Геннадий Беловолов.  Интерес аудитории вызвали также выступления доктора филологических наук Тамары Орнатской - родственница святого Иоанна Кронштадского занимается расшифровкой его дневников. А Галина Шпякина, праправнучатая племянница матушки Елизаветы Сергиевой, посвятила свой рассказ 100-летию ее кончины, исполнившемуся 4 июня этого года. Торжества завершились концертом с участием писательницы Ирины Рогалевой, хора собора Спаса Нерукотворного Образа в Шувалове под управлением Натальи Павловской и детского хора собора Владимирской иконы Божией Матери под руководством Ирины Болдышевой. В исполнении юных певчих, в частности, прозвучала недавно написанная песня о святом Иоанне Кронштадском на стихи протоиерея Андрея Логвинова.             " Вода живая " , 14.06.09

http://old.aquaviva.ru/news/2009-06-14/1...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Династия Кедровых. Ч.1. Рассказ Г.Н. Шпякиной. Ведущая — Елена Смирнова 01.10.2019 22:12 Елена Александровна Смирнова Галина Николаевна Шпякина — внучка приемной дочери святого праведного Иоанна Кронштадтского, правнучатая племянница его супруги, — занимаясь родословной, обнаружила много интересных фактов о своих предках и сродниках, в том числе из священнического рода Кедровых, и познакомилась с их потомками, ставшими известными музыкантами. Среди них — живущий в Париже балалаечник-виртуоз Николай Кедров. Елена Смирнова, будучи в Петербурге, побеседовала на эту тему с Галиной Николаевной. В передаче звучат музыкальные фрагменты в исполнении «Квартета Кедрова», основанного Кедровым-старшим, и церковные песнопения, созданные Кедровым-младшим. А также вы услышите ряд классических произведений, переложенных на балалайку, в удивительном исполнении Николая Кедрова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/10/01/22-1...

Судя по житию Пафнутия, боровский игумен пользовался большим уважением в великокняжеской семье, что не мешало ему оставаться почитателем своего старого патрона — Дмитрия Шемяки. Ходили слухи, что Пафнутий даже самого Иону «не велел звати митрополитом», поскольку тот запретил поминовение умершего князя Дмитрия. Сам же боровский игумен не подчинился этому распоряжению главы русской церкви. Тогда Иона заточил Пафнутия в темницу в Москве. Однако авторитет боровского игумена был настолько велик, что митрополит вынужден был «смириться» с этим упрямцем и не только отпустить его из темницы, но и «повиниться» перед ним. Шемяку же Пафнутий продолжал поминать по-прежнему. Позднее панегиристы Ионы «переписали» историю. Автор Похвального слова Ионе (1546/47 г.) изображал дело так, что Пафнутий находился в заточении «довольно, дондеже сьвръшенно покаяние с смирением положи». Вскоре после гибели Дмитрия Шемяки в Боровский монастырь явился постригшийся в монахи его убийца. Узнав об этом, Пафнутий изобличил его перед всей братьею и отказался принять в своей обители. Со смертью Дмитрия Шемяки его ореол не померк в районах, где он действовал. Культ галицких князей сохранялся в Галицкой земле даже в XVII в. Составитель позднего жития Паисия Галицкого писал, что он не знает, «каковыя ради вины» приключилась вообще распря между Василием II и Дмитрием Шемякой. Летописец солигаличского Воскресенского монастыря поместил сведение о смерти Дмитрия Шемяки «с пиететом, причем он назван великим князем». Прозвище Шемяка было распространено в районах» связанных с влиянием галицких князей. Возможно, еще князь Александр Андреевич Шаховской получил его в силу семейных связей с Шемякой (в конце XV в. он служил князю Андрею Васильевичу Большому). В 1538 г. упоминается Иван Шемяка Долгово Сабуров (Сабуровы — костромичи). Шемяка Истомин Огорелков (1562 г.), очевидно, происходил из семьи вологодских Огорелковых. Дворовые люди с именем Шемяка фигурируют в XVI в. в новгородских писцовых книгах. На Двине упоминается в 1550 г. владелец соляной варницы Василий Шемяка. Крестьянин Шемяка Сысуев упоминается в 1579 г. на Суздалыцине, а Шемяка Васильев сын Смолин — в 1608 г. в Вологде.

http://sedmitza.ru/lib/text/438793/

В 40-х гг. XV в. И. приложил много усилий для примирения враждующих сторон в ходе феодальной войны за московский великокняжеский стол. В 1446 г. галичский кн. Дмитрий Георгиевич Шемяка, занявший Москву, обратился к И. с предложением привезти из Мурома, входившего в состав Рязанской епархии, детей плененного Шемякой вел. кн. Василия II. Согласно офиц. летописанию, а также тверскому памятнику «Слово похвальное инока Фомы», Шемяка обещал, что дети соединятся с отцом, который будет освобожден и получит удел (ПСРЛ. Т. 25. С. 266; БЛДР. Т. 7. С. 114). По сведениям одних источников, Шемяка обещал поставить И. на митрополичью кафедру (ПСРЛ. Т. 25. С. 266; Т. 26. С. 203), по сообщениям других - святитель уже тогда находился «на митрополиче дворе на Москве» (Там же. Т. 23. С. 152). И., возможно вместе с Коломенским еп. Варлаамом, отправился в Муром, где уговорил верных Василию II бояр передать ему «на епитрахиль» детей вел. князя. Дети были переданы, но Шемяка нарушил договоренность, отправив их к отцу, находившемуся в заточении в Угличе. И. сопровождал их туда, затем вернулся в Москву и «сел» на митрополичьем дворе (Исидор покинул Русь в 1441). По некоторым данным, Шемяка хотел умертвить княжичей, но столкнулся с сопротивлением И. Нежелание Шемяки выполнять договоренность вызвало недовольство не только митрополита и бояр, но и широких кругов духовенства: против Шемяки,в частности, выступил прп. Макарий Унженский. Это сыграло определяющую роль в решении Шемяки отпустить вел. кн. Василия II из заключения и передать ему во владение Вологду. 15 сент., после отречения от прав на вел. княжение, Василий II и его дети были освобождены. После ряда побед, одержанных войсками сторонников Василия II над отрядами Шемяки, летом 1447 г. был заключен договор между Василием II и Дмитрием Шемякой, по которому последний окончательно отказался от посягательств на великокняжеский стол. Однако Шемяка условия договора не выполнял, в связи с чем 29 дек. 1447 г. архиерейский Собор, на к-ром присутствовал И., отправил Шемяке послание с призывом покориться вел. кн. Василию II. В послании обличались действия Шемяки (за ослепление Василия II он сравнивался с Каином и со Святополком). Кроме того, епископы угрожали ему отлучением от Церкви, если он не прекратит враждовать с вел. князем (РФА. 2008. С. 119-129, 19).

http://pravenc.ru/text/578250.html

2008. С. 172, 39.I; С. 207-208, 59). В февр. 1458 г. в ответ на покаяние смертельно больного Новгородского архиерея в связи с его позицией по вопросу отлучения Шемяки И. отправил ему со своим духовником Евмением прощальную грамоту (АИ. Т. 1. С. 86-87, 43; Абеленцева. 2009. С. 413-414, 43). Дмитрий Шемяка пользовался большой поддержкой и на Вятке, куда святитель отправил 3 послания, в к-рых под угрозой отлучения призывал вятчан признать власть вел. кн. Василия II, а также не нарушать христ. заповеди (РФА. 2008. С. 94-95, 7.II; С. 113-116, 16, 17). После бегства можайского кн. Ивана Андреевича, сторонника шемяки, в Литву И. предостерегал Смоленского еп. Мисаила от возможного содействия беглецу. В послании говорится, что митрополит дважды безуспешно просил можайского князя послать рать против татар (Там же. С. 209-210, 60). После смерти Шемяки, отравленного в 1453 г. в Вел. Новгороде по приказу Василия II, И. запретил поминать галичского князя на заупокойных службах. В лит-ре высказывалось мнение, что часть духовенства и мирян на Руси считали поставление И. неканоническим. Согласно свидетельству прп. Иосифа Волоцкого, «Ионе митрополиту была брань с Пафнотием старцем: сказали Ионе, что Пафнутий его не велит звати митрополитом» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 191; ср.: С. 365). Однако есть основания считать, что прп. Пафнутий Боровский был не согласен только с позицией И. в отношении Дмитрия Шемяки, к-рый умер отлученным от Церкви, поэтому его не могли поминать на заупокойных службах (см.: Абеленцева. 2009. С. 193-203). Встав во главе Русской Церкви, И. начал добиваться признания своей власти во всех областях общерус. митрополии. 31 янв. 1451 г. по решению кор. Казимира IV Ягеллончика и рады Литовского великого княжества И. был признан митрополитом (РФА. 2008. С. 151-152, 29). 9 февр. 1451 г. датируется грамота И. протодиак. Михаилу на наместничество в Вильно, Новогрудке, Гродно и «по всем городом» (РИБ. Т. 6. Стб. 569-572, 69). Однако И. был признан митрополитом только для епархий на территории Великого княжества Литовского.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Происшедшее нанесло сильный удар по авторитету В. В. Часть рус. общества - представители знати, московские купцы и даже нек-рые монахи Троице-Сергиева мон-ря - стала склоняться к тому, что Дмитрий Шемяка мог бы стать лучшим носителем великокняжеского сана. По свидетельству одной из летописей, многих привлекала мысль, что, свергнув В. В., можно будет избавиться от обязательств по отношению к татарам. Организаторами заговора против вел. князя стали Дмитрий Шемяка и Иоанн Можайский. Во время поездки на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь В. В. был схвачен заговорщиками и 16 февр. 1446 г. ослеплен (отсюда его прозвище - Тёмный) в Москве, на дворе Шемяки в Кремле. Великокняжеский стол занял Дмитрий Шемяка, бывш. вел. князь был заключен в тюрьму в Угличе. Управлявший делами митрополии Рязанский еп. Иона и Коломенский еп. Варлаам выступили с посреднической миссией между Шемякой и сторонниками В. В., укрывшимися вместе с детьми вел. князя в Муроме. От имени Шемяки они просили передать им детей, обещая, что те соединятся со своим отцом, к-рый будет освобожден и получит удел. Дети были переданы, но Шемяка нарушил договоренность, заключив их в тюрьму вместе с В. В. По нек-рым сведениям, Шемяка хотел их умертвить, но столкнулся с сопротивлением свт. Ионы. Нежелание Шемяки выполнять договоренность вызвало недовольство не только митрополита, но и более широких кругов духовенства, против Шемяки, в частности, выступил прп. Макарий Унженский . Кроме того, значительная часть бояр и детей боярских отказалась служить узурпатору московского стола. Они уезжали на окраины гос-ва и в Великое княжество Литовское , где получали на время владения от литов. вел. кн. Казимира IV Ягеллончика . Столкнувшись со значительным сопротивлением и церковным неодобрением своих действий, Шемяка был вынужден освободить В. В. и его семью из тюрьмы. На собравшемся осенью 1446 г. Соборе духовенства состоялось примирение князей. В. В. получил в удел Вологду, соглашение было укреплено «крестным целованием и проклятыми грамотами» (документами, к-рые предусматривали отлучение от Церкви стороны, нарушившей присягу). Вскоре, однако, игум. Кириллова мон-ря Трифон освободил В. В. от клятвы. После этого вел. князь стал покровительствовать ученикам прп. Кирилла Белозерского . Игум. Трифон в 1448 г. стал архимандритом московского в честь Преображения мон-ря в Кремле и духовником В. В., участвовал в составлении завещания вел. князя. Др. ученик прп. Кирилла - игум. Ферапонтова мон-ря прп. Мартиниан Белозерский - по желанию вел. князя стал в 1447 г. настоятелем Троице-Сергиевой обители.

http://pravenc.ru/text/Василий II ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010