При жизни И. не было опубликовано ни одно из его произведений. Ему приписывается ок. 70 сочинений и комментариев. Лишь немногие труды (комментарий к «Шулхан Аруху», фрагменты комментариев к Писанию и др.) были написаны его рукой, большинство же были восстановлены его сыновьями и учениками по обрывочным записям на листах бумаги и на полях книг. И. составил комментарии почти ко всем книгам Свящ. Писания, к некоторым книгам Мишны, к мидрашам (Мехилта, Сифра, Сифре) и агаде. Наиболее значимые его произведения: «Адерет Элияху» - комментарий к Пятикнижию, опубликованный в сб. Hamishah humshe Torah. Dubrowna, 1804; комментарии к книгам Пророков и Писаниям (Притчей, Ионы, Аввакума, Паралипоменон, Песни Песней и др.), опубликованные с 1798 по 1854; комментарий к трактату Авот (Shklov, 1804); комментарии к 4 разделам «Шулхан Аруха» (1803-1858); «Дикдук Элияху» (грамматика иврита, Vilno, 1833). Его комментарии к каббалистическим сочинениям «Сефер йецира», «Бахир», Зохар, «Тикуне ха-Зохар» и др. оказали огромное влияние на мн. религ. мыслителей XIX-XX вв. Наиболее известным собранием изречений И. является кн. «Маасе Рав» (Изречения учителя), составленная Иссахаром Бэром из Вильны (Zolkiew, 1808). Лит.: Ackerman C. D., Singer Y., transl. and annot. Even Sheleimah: The Vilna Gaon Looks at Life. Jerusalem, 1974; Landau B. The Vilna Gaon: The Life and Teachings of Rabbi Eliyahu, the Gaon of Vilna/Adapted by Y. Rosenblum. N. Y., 1994; Schochet E. J. The Hasidic Movement and the Gaon of Vilna. Northvale (N. J.), 1994; Shulman Y. D. The Vilna Gaon: The Story of Rabbi Eliyahu Kramer. N. Y., 1994; Freedman Ch. Eliyahu " s Branches: The Descendants of the Vilna Gaon (of Blessed and Saintly Memory) and His Family. Teaneck (N. J.), 1997; The Book of Johan: «Journey of the Soul»: An Allegorical Commentary/Adapted from the Vilna Gaon " s Aderes Eliyahu by M. Schapiro. N. Y., 1997; The Gaon of Vilnius and the Annals of Jewish Culture: Materials of the Intern. Scientific Conf., Vilnius, Sept. 10-12, 1997/Comp. I. Lempertas. [Vilnius], 1998; Etkes I. The Gaon of Vilna: The Man and His Image. Berkeley (Calif.), 2002; EncJud. Vol. 6. P. 341-346.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Хабад придерживается идеи, что только евреи – люди. Причём, только евреи по маме, они - чистокровные евреи… Эта идеология прописана в главной книге Хабада – «Тания». Это учение для круга посвящённых… Я помню, учителя говорили, что еврейские дети, когда приходят в первые классы – они ещё открытые для всех, а те, кто уже несколько лет отучился – они уже с презрением и высокомерием смотрят на всех неевреев. В том числе и на учителей-совместителей, которые русские к ним приходили... Этот расизм прописан в книге «Тания», которая к священным книгам (Тора, Библия, Коран и Ганджур) никакого отношения не имеет. Это только внутрихабадская книга, чисто хабадская литература, написанная основателем Хабада. И раввин Залман обучает по ней тех взрослых членов хабадской общины, кто уже достаточно созрел, по его мнению…». Получается, в соответствии с решением суда, объявление о публичных слушаниях по вопросу строительства синагоги «ХаБаД Любавич» побуждает к ненависти по отношению организации, проповедующей фашистское вероучение? Да еще и с сатанинскими элементами. Или как можно понимать? Чуть позже это обвинительное решение обжаловалось на уровне Пермского краевого суда. Безрезультатно! Сам Роман Юшков публично заявлял, что исходя из озвученных фактов, суд, как минимум, должен был бы сделать частное определение в адрес прокуратуры о необходимости возбуждения уголовного дела по отношению к хабадникам и признании «Тании» экстремистским материалом. А вместо этого?.. Наказывают за простое желание обсудить целесообразность строительства синагоги такой организации, явно опасной для государства. Но борьба жителей Перми, не понимающих для чего в их русском городе нужен еврейский центр или синагога Хабад, да ещё столь помпезного масштаба, продолжалась. Позже, в августе 2019 года всё же общественные слушания состоялись. Как тогда сообщали , более 700 пермяков высказались против строительства синагоги еврейской секты «ХаБаД Любавич» в ходе завершившихся в Перми публичных слушаний. Большую их часть составили жители домов, соседствующих с выделяемым хасидам земельным участком.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/14/pe...

Движение Хаскалы вызвало сопротивление как представителей традиц. иудаизма, так и хасидов. Непримиримым противником Хаскалы был Виленский гаон, к-рый, однако, признавал необходимость реформы евр. образования и отказа от чисто схоластических методов изучения Талмуда, но считал эту реформу возможной только в религиозном ключе. В Хаскале Илия бен Шломо Залман усматривал вмешательство человека в неприкосновенную религиозно-нравственную сферу и видел опасность дальнейшей эмансипации. Нек-рые маскилим пришли к прямому отрицанию важнейших вероучительных положений иудаизма: Лазар бен Давид отрицал значимость мессианской идеи для иудаизма; более умеренной позиции придерживался М. Мендельсон, считавший, что вера в мессию как вероучительное положение не может оказывать влияния на гражданскую позицию евреев. Крайним сторонником эмансипации выступил Д. Фридлендер, требовавший изъять из богослужения молитвы об Иерусалиме. В лице эмансипированных маскилим движение евр. просвещения приблизилось к позициям реформизма. В глазах традиционалистов маскилим скомпрометировали себя активным сотрудничеством с властью. Лояльность к правительству способствовала стабилизации положения евреев в обществе, и вместе с тем чиновники получили возможность вмешиваться во внутренние дела общин. Желание части еврейства создать систему светского образования оборачивалось принудительным внедрением гос. школьной системы. В этом направлении прусское правительство зашло настолько далеко, что в 20-х гг. XIX в. кандидаты на пост раввина принуждались к сдаче экзамена по философии. Сторонники просвещения, готовые поддержать проведение реформ исходя из своего знания внутренней жизни общин, иногда переступали черту между «советом» правительству и доносом. Установки Хаскалы на обязательное усвоение еврейством достижений светской науки имело и последствия др. рода: евр. религия и культура стали объектом научного исследования. В 1819 г. в Германии было основано Об-во культуры и науки евреев - первое в истории научно-исследовательское учреждение, занимавшееся вопросами иудаики. Реформизм

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Недавно вышло постановление Департамента государственной безопасности США о предоставлении разрешения на въезд в США только тем религиозным деятелям, которые связаны с определенной церковью, мечетью или синагогой. Руководство общества помощи еврейским иммигрантам (HIAS) заявило, что это может помешать представителям еврейских религиозных организаций въехать в США, поскольку деятельность многих из них напрямую не связана с синагогами. В Париже была ограблена синагога на улице Нотр-Дам-де-Назарет, вблизи площади Республики. Из синагоги - построенной в 1819 году и являющейся одной из самых красивых и самых старых во французской столице - были похищены компьютеры и факс. Бюро раввина и кантора были взломаны – видимо, в поисках денег. Согласно первым данным, полученным полицейской бригадой, похитители проникли в синагогу со служебного входа. " К счастью, сама синагога не была осквернена, - сказал раввин Абель Шлиман. - Однако полиции следует удвоить бдительность " . Личность похитителей пока не установлена, однако подозрение пало на членов одной из исламистских группировок, чья штаб-квартира расположена в непосредственной близости от синагоги. В торжественной атмосфере в Ростове-на-Дону состоялась церемония внесения нового свитка Торы в ешиву ХАБАД. Главный раввин Ростова Хаим Фридман передал честь написания последних букв в свиток гостям, приехавшим из Израиля и стран СНГ. Последние буквы в свитке вписал раввин московской синагоги на Большой Бронной рав Ицхак Коган. После завершения написания букв, присутствующие с Торой в руках прошлись традиционным парадным шествием по улицам города. Далее веселье продолжилось во дворе ешивы, еще в 19 веке основанной пятым Любавичским Ребе – РАШАБом. Главный раввин Перми Залман Дайч 13 ноября провел встречу с заместителем губернатора Пермской области Николаем Яшиным, который является также советником губернатора по делам религий. Во встречи принял участие также председатель еврейской общины Аркадий Волчик. Встреча прошла в теплой и дружественной атмосфере, стороны обсудили проекты расширения сотрудничества между городской администрацией и еврейской общиной. Заместитель губернатора особо отметил сплоченность всех еврейских организаций города, не смотря на то, что, на первый взгляд между ними существует конкуренция. Николай Яшин показал также удивительную осведомленность о динамики развития еврейских учебных заведений " Ор Авнер " . В ходе встречи раввин преподнес заместителю губернатора серебряную менору.

http://religare.ru/2_7472_1_21.html

После временного упадка в XVII в. возрождение И. на Ближ. Востоке началось в XVIII в. благодаря усилиям учителей и таких евр. религ. деятелей, как Хизкия де Сильва, Хаим бен Аттар, Шалом Мизрахи, каббалист Гдалия Хайюн, работавших в основном в Иерусалиме. В Новое время в Зап. и Центр. Европе в результате активной деятельности раввинов из Польши и Литвы еврейские образовательные структуры переживали временный подъем. В XVII-XVIII вв. в Зап. Европе наибольшей известностью пользовались И. во Франкфурте-на-Майне, в Хальберштадте, в Фюрте, в Меце. Среди И. Центр. Европы в это время выделялась пражская, с к-рой связана деятельность Иома-Това Липмана Геллера, Йонатана Эйбеншюца и Иезекииля Ландау. В 1-й пол. XIX в. выделялись И. в Лиссе (ныне Лешно, Польша), в Познани, а также в Никольсбурге (ныне Микулов, Чехия). В нек-рых крупных городах, таких как Львов, Краков, Люблин, было неск. И., содержавшихся за счет общин. Иногда И. имела собственное здание, чаще размещалась в одной из синагог города, поэтому в польских и рус. документах синагоги иногда называются «школы». В кон. XVIII в. стали развиваться литов. И., в отличие от других они имели значительную степень самоуправления, будучи организованы независимо от местных общин. Наиболее видным деятелем литов. еврейства был виленский гаон Илия бен Шломо Залман , который вместе с учениками смог организовать развитую сеть И. в Литве и Белоруссии. Введенный им творческий метод анализа текстов Талмуда вместо бессмысленной крайней схоластики, господствовавшей в И. Польши и Литвы в XVI-XVII вв., успешно распространялся в основанных им новых И. Литвы. В 1802 г. учеником гаона Илии Хаимом Воложинером была основана И. в Воложине, где наиболее успешно применяли новые методы обучения. Окончившие эту И. раввины и ученые-талмудисты стали известны не только в России, но и за ее пределами. Высокий авторитет воложинской И. привлекал учащихся из разных стран, в т. ч. из Великобритании, Германии, Австрии и Сев. Америки. С сер. XIX в. в литов. И. начали вводить ряд общеобразовательных дисциплин в учебные программы, однако консервативно настроенная часть раввината сопротивлялась этим изменениям.

http://pravenc.ru/text/293812.html

В документе содержится просьба к главе Генеральной прокуратуры Ю.Чайке и главе Следственного комитета А.Бастрыкину взять это дело под личный контроль в связи с его общественной значимостью, а также предотвращения эскалации межнациональной розни. К обращению присоединились лидеры основных конфессий и национальных общин Волгоградской области, такие, как муфтий Волгоградской области Ильяс Алиевич Бактимиров, главный раввин Волгограда и Волгоградской области Залман Иоффе, духовный наставник казачьих обществ Волгоградской области протоиерей Олег Кириченко, председатель правления Волгоградской областной национальной общины Вячеслав Владимирович Виробян, председатель правления Ассоциации Волгоградской Азербайджанской интеллигенции Ризван Ахмед Оглы Сейфулаев, председатель правления ВГОО Союз «Калмыкия-Волгоград» Геннадий Михайлович Кошелев. Отметим, что конфликт между руководителем союза молодежи Волгоградской области «Единство» А.Шамаевым и В.Шушпановым спровоцировала нетрезвая посетительница ночного клуба, которая стряхнула с сигареты пепел на одного из членов кампании, в которой находился А.Шамаев. На сделанное ей замечание она начала оскорблять присутствующих, назвала их стадом баранов, говорила неприятные вещи про национальность. Затем появился ее муж, который стал вызывать А.Шамаева на мужской разговор один на один, также оскорбляя национальные чувства присутствующих. В результате обострившегося конфликта, произошла драка между А.Шамаевым и В.Шушпановым. После конфликта оба участника после приезда полиции дали объяснения о случившемся. Затем А.Шамаева вызвали на допрос и посадили в СИЗО, в котором он находится уже более полутора месяцев. Данный конфликт вызвал широкий резонанс в обществе и получил межнациональную окраску. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/29/du...

Однако основную свою задачу он видел в пояснении сложных и малопонятных мест в Талмуде посредством установления правильных прочтений. И. боролся против казуистических приемов интерпретации, преподававшихся в иешивах, заявляя, что простое прочтение является наиболее точным и осмысленным (именно поэтому он считал комментарии Раши лучшим пособием для изучения Талмуда). Основываясь на тщательном филологическом исследовании источников, предпринимая сравнительный анализ текста с учетом тонкостей грамматики и синтаксиса иврита и арам. языка и во многом предвосхищая совр. методы критического изучения текста, И. внес многочисленные исправления и добавления во мн. раввинистические и каббалистические сочинения. Его отрицательное отношение к казуистической тонкости метода пилпул также было связано с желанием выявить первоначальную редакцию различных мест Талмуда, а тем самым и галахи. Особое внимание он уделял проблеме пропусков и лакун в тексте Талмуда, применяя в таких случаях собственный экзегетический метод. Тот же метод, т. е. использование прямого смысла в сочетании с экзегетическими разъяснениями, И. применял и при комментировании каббалистических текстов, таких как «Сефер ха-бахир» (Книга блеска), «Сефер ха-Зохар» (Книга сияния) и др. В данном случае его особой заботой было показать, что тексты каббалы ни в чем не противоречат талмудическим; если же разногласия между ними все-таки были существенными, он объяснял их неверным прочтением или неправильным пониманием соответствующих слов Талмуда или каббалы. И. также изучал тексты лурианской каббалы, особенно популярной в то время, в частности в хасидизме. Он стремился выдвинуть на первый план простое, букв. понимание написанного, хотя, по словам его учеников, за этим «простым смыслом» он стремился сберечь эзотерическое значение соответствующего мистического текста. Приверженностью каббале объясняется непринятие И. воззрений Маймонида , отрицавшего действенность призывания божественных имен, влияния амулетов и заклинаний, т. е. практической каббалы, которой И. увлекался еще в юности. Вместе с тем И. считал, что занятия каббалой возможны только для того, кто строго соблюдает заповеди и уже стал знатоком Торы и Талмуда. Согласно мнению И., человек может войти в мир мистики, только обладая совершенством знаний и поведения, экзальтация и безудержный энтузиазм, к-рые он видел в хасидизме, не способствуют познанию основ мистики.

http://pravenc.ru/text/389405.html

При этом Залман в свойственном хасидизму духе подчеркивал роль цаддика как харизматического лидера, а также значение общины, им возглавляемой, для каждого иудея. Достичь подлинного единства с Богом возможно, только соединяя свои усилия с усилиями всей общины, руководимой цаддиком. Вместе с тем никакого внешнего единства общин не предполагается, и даже в своем следовании к вершинам духовной жизни каждая община призвана самостоятельно прокладывать себе путь под водительством лидера. Преемник Шнеура Залмана Дов Бер (1773–1827) перенес свою деятельность в Любавичи. Начиная с него все последующие главы движения имели добавление «из Любавичей» в составе своего имени. Именно Дов Бер стал основоположником знаменитой династии Шнеерсонов, к которой принадлежали все последующие цаддики – лидеры хабада, вплоть до седьмого – Менахема Менделя Шнеерсона (1902–1994), часто называемого просто «любавичский ребе». Менахем Мендель Шнеерсон имел особый авторитет, был плодовитым автором: ему принадлежит несколько тысяч статей по вопросам Галахи, каббалы и жизни иудеев в современном мире. При нем значительно была расширена миссионерская деятельность движения, организованы религиозные центры в разных странах: в частности, в США, Индии и Таиланде (последние созданы для туристов-евреев). Почитался знатоком Торы, великим мудрецом, чудотворцем и прозорливцем. К концу жизни стал признаваться многими своими последователями обетованным Мессией. Скончался 12 июня 1994 года в Нью-Йорке, после чего единого лидера у движения хабад так и не появилось. Некоторые его адепты почитают ребе бессмертным (поскольку Мессия не может умереть) и полагают, что он просто скрылся от глаз публики. Ему до сих пор направляют письма люди, жаждущие приобщиться к его мудрости и получить помощь в сложных ситуациях (ср. с идеей сокрытого халифа у шиитов) 113 . Наиболее крупные центры хабада существуют в Израиле, США, России, на Украине, Казахстане; есть представительства в Индии, Таиланде. Ортодоксальный модернизм (или современные ортодоксы) – движение внутри иудаизма, пытающееся интегрировать достижения современной культуры и цивилизации с религиозными принципами и нормами жизни традиционного еврейства, а также идеями сионизма. Данное направление возникло еще в XIX веке и развивалось под лозунгом «Тора с мирской жизнью». Ортодоксальный модернизм сегодня является одним из самых многочисленных направлений иудаизма в Израиле. Ему близко по идеологии другое ортодоксальное движение – религиозный сионизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«Круглый стол» «Религия и СМИ» состоялся в рамках Межрелигиозного форума Москва, 5 марта 2004 г. «Круглый стол» «Религия и СМИ» состоялся 3 марта в рамках II Межрелигиозного миротворческого форума. На заседании присутствовали: митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир (Кантарян), муфтии, раввины, государственные чиновники. Координировали работу «круглого стола» ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин и раввин из Волгограда Залман Йоффе, сообщает «Благовест-инфо». Сергей Чапнин наметил основную проблематику заседания: взаимодействие светских и религиозных СМИ; профессионализм журналистов, занимающихся религиозной тематикой; изучение медийного пространства; механизмы создания различных мифов, связанных с религиозным и пара-религиозным сознанием. Говоря о влиянии современного телевидения на личное общение человека с Богом, на «образ нашей молитвы», выступавший отметил, что некоторые привязанности и симпатии, формируемые СМИ, можно и нужно анализировать с религиозной точки зрения. Так, увлекаясь телесериалами, зритель становится как бы членом «пара-общины» или своеобразной «телевизионной семьи», что осложняет его вхождение в жизнь реальной религиозной общины. Сергей Чапнин призвал обратить особое внимание на то, что религиозные символы все чаще используются в рекламе. По его словам, «скоро будет поздно защищать образы и символы наших религий, которые благодаря рекламе в массовом сознании будут ассоциироваться не столько с конфессиями, сколько с брэндами различных фирм». В ходе обсуждения участники высказали ряд практических предложений. Раввин из Москвы Александр Лакшин предложил обратиться к правительству России от имени всех традиционных религий с просьбой о выделении на государственных телеканалах эфирного времени для просветительских передач, которые готовили бы сами религиозные организации. Раввин поддержал опасения Сергея Чапнина относительно использования религиозных символов в рекламе и высказал пожелание, чтобы традиционные религии выработали общее мнение по этому поводу.

http://pravoslavie.ru/9154.html

Поскольку Бог ограничил Себя и снизошел до уровня мира и человека, обязанностью человека является стремление соединиться с Ним. Способом достижения этого является молитва, в к-рой человек забывает о себе и обо всем, что его окружает, и направляет все мысли и чувства на достижение слияния с Богом (см. ст. Двекут ). Д. Б. М. теоретически обосновал учение о цадике - абсолютном праведнике и духовном вожде, обладающем беспрекословным авторитетом и напрямую общающемся с Богом. По мнению Д. Б. М., только цадик способен полностью отвлечься от земного и сконцентрироваться на Боге. Через слияние с Богом он становится связующим звеном, посредником между Богом и творением и проводником Божией милости и благодати. Следов., обязанностью обычного человека является любить цадика и быть полностью послушным ему, строго соблюдая религ. законы во всех сферах жизни (на отдыхе, в работе, в общении с людьми и проч.). В этом учение Д. Б. М. расходится с учением Бешта и классическим иудаизмом, согласно к-рому между человеком и Богом нет посредников. Позиция Д. Б. М. по этому вопросу и нововведения, внесенные им в различные стороны религ. жизни, вызывали недовольство среди мн. раввинов, к-рые с беспокойством следили за распространением нового движения, но не могли ему помешать. Виленский гаон Илья бен Шломо Залман был единственным раввином, открыто противостоявшим Д. Б. М. 11 апр. 1772 г. он провозгласил 1-ю главную анафему против хасидизма. Илья, считавший, что хасидизм враждебен талмудическому раввинизму и представляет собой остатки недавнего савватианского движения, ставил в вину Д. Б. М. также и то, что его проповеди пагубно влияли на молодых иудеев, к-рые не хотели обучаться в религ. уч-щах - иешивах . Борьба, развернутая ортодоксальными противниками хасидизма против Д. Б. М. и его последователей, а также гонения, к-рым он подвергался, стали причинами болезни и смерти Д. Б. М. Руководство движением перешло к его ученикам, многие из них стали основателями династий цадиков. Сохранилось 2 сборника изречений Д.

http://pravenc.ru/text/178698.html

   001    002    003    004   005     006