В Испании к концу XV века с падением Гранады завершается реконкиста – длительный процесс отвоевания христианами территории Пиренеев у «мавров», как тогда называли мусульман – арабов и берберов. Последний мавританский правитель был изгнан с Иберийского полуострова 2 января 1492 года. Это было не только торжеством католицизма на Пиренеях, но и началом вытеснения отсюда евреев. Основными регионами исхода для них становятся Балканы, а также страны Ближнего Востока. В землях Германии, ставших в Средневековье одним из крупнейших центров европейского еврейства (Ашкеназ), иудеи подвергаются гонениям в эпоху Крестовых походов, многие из них бегут в Восточную Европу. Появление новых направлений иудаизма В первой половине XVIII века именно на территории Восточной Европы возникает новое религиозное направление иудаизма – хасидизм (от ивр. хасидут «праведность»). Это мистическое движение указывало на важность личной праведности перед Богом, а также живой веры и личного религиозного чувства, противопоставляя их концентрации на исследовании текстов, свойственной для раввинистической среды той эпохи. Во второй половине того же XVIII века внутри хасидизма появляется отдельное течение – хабад, или хабад-хасидизм. Название движения представляет собой акроним еврейских слов хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Эти понятия обозначают важнейшие добродетели в данной иудейской конфессии. Перечисленные категории указывают на попытку сделать акцент на интеллектуальной составляющей духовной жизни, скорректировав таким образом учение классического хасидизма. Со времени своего появления хасидизм встретил активную критику и даже преследование со стороны ряда уважаемых традиционалистов, самым известным из которых был Элияху бен Шломо Залман – «Виленский 92 гаон» (1720–1797), обличавший хасидов в неправомыслии, почитавший их сектантами и призывавший ортодоксальных иудеев всеми силами препятствовать распространению этого нового учения. Элияху бен Шломо Залман оказал огромное влияние на формирование системы религиозного иудаистского образования, в связи с чем его принято считать одним из основателей современного ортодоксального иудаизма. Кроме того, он выражал намерение переехать на историческую родину и высказывался за репатриацию евреев, в связи с чем стал одним из предвестников религиозного сионизма (движения за основание национального государства Израиль на его исторических территориях). Его последователи массово перебирались в Израиль, составив значительную часть еврейского населения Иерусалима. Виленский гаон стал основоположником такого влиятельного на сегодня направления иудаизма, как митнагдим (с ивр. букв. «оппоненты»). Это название было дано последователям Элияху хасидами. В настоящее время это движение принято именовать также литваками – по месту жительства его духовного лидера и основателя. Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – настоящее время)

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В землях Германии, ставших в Средневековье одним из крупнейших центров европейского еврейства (Ашкеназ), иудеи подвергаются гонениям в эпоху Крестовых походов, многие из них бегут в Восточную Европу. Появление новых направлений иудаизма В первой половине XVIII в. именно на территории Восточной Европы возникает новое религиозное направление иудаизма – хасидизм (от ивр. хасидут – букв. «праведность»). Это мистическое движение указывало на важность личной праведности перед Богом, а также живой веры и личного религиозного чувства, противопоставляя их концентрации на исследовании текстов, свойственном для раввинистической среды той эпохи. Во второй половине того же XVIII в. внутри хасидизма появляется отдельное течение – хабад, или хабад-хасидизм. Название движения представляет собой акроним еврейских слов хохмá – «мудрость», бина – «понимание», даат – «знание». Эти понятия обозначают важнейшие добродетели в данной иудейской конфессии. Перечисленные категории указывают на попытку сделать акцент на интеллектуальной составляющей духовной жизни, скорректировав таким образом учение классического хасидизма. Со времени своего появления хасидизм встретил активную критику и даже преследование со стороны ряда уважаемых традиционалистов, самым известным из которых был Элияху бен Шломо Залман – « Виленский гаон » (1720–1797) , обличавший хасидов в неправомыслии, почитавший их сектантами и призывавший ортодоксальных иудеев всеми силами препятствовать распространению этого нового учения. Вильна (Вильно) – до 1918 г. наименование современного Вильнюса, столицы Литвы. Элияху бен Шломо Залман оказал огромное влияние на формирование системы религиозного иудаистского образования, в связи с чем его принято считать одним из основателей современного ортодоксального иудаизма. Кроме того, он выражал намерение переехать на историческую родину и высказывался за репатриацию евреев, в связи с чем стал одним из предвестников религиозного сионизма (движения за основание национального государства Израиль на его исторических территориях). Его последователи массово перебирались в Израиль, составив значительную часть еврейского населения Иерусалима. «Виленский гаон» стал основоположником такого влиятельного на сегодня направления иудаизма, как митнагдим (с ивр. – букв. «оппоненты»). Это название было дано последователям Элияху хасидами. В настоящее время это движение принято именовать также литваками – по месту жительства его духовного лидера и основателя. Современная эпоха, или эпоха Третьего храма (XIX в. – наст. вр.)

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

6,7 тыс. чел. С кон. XIX в. в Л. стали появляться представители др. протестант. деноминаций: в кон. XIX в.- методисты (в Ковно) и баптисты, в нач. XX в.- пятидесятники (в Биржах), ок. 1920 г.- адвентисты. Иудаизм Иудеи (евреи-ашкенази) появились в Л. в кон. XIV в. Их правовое положение основывалось на привилеях, выданных кн. Витовтом берестейским (брестским) евреям в 1388-1389 гг. (впосл. их действие распространено на все евр. население ВКЛ, проживавшее как на территории Л., так и на землях Юж. Руси - в Киеве и Луцке). В 1495 г. вел. кн. Литовский Александр изгнал евреев из ВКЛ (или они должны были креститься), но в 1503 г. им было позволено вернуться, вел. кн. Сигизмунд I подтвердил их привилегии, распространив на них действие привилеев кн. Витовта. В 1566 г. права евреев были закреплены во II Литовском статуте, а впосл. евреи ВКЛ получили ряд привилеев (последний - от Владислава IV в 1646), к-рые, в частности, закрепляли их сегрегацию. В отличие от др. европ. стран в ВКЛ евреи имели право приобретения земли. Во 2-й пол. XVI-XVIII в. численность евреев в ВКЛ заметно увеличилась, крупнейшие общины на территории Л. действовали в Вильно (ок. 5 тыс. чел.), Юрбарке, Кейданах (более 2 тыс.) и др. владениях Радзивиллов. В 1623-1764 гг. высшим органом евр. самоуправления в ВКЛ был совет главных евр. общин (Ваад ха-Медина), выступавший в качестве законодательного органа и посредника между иудеями и христианами. В 1764 г. в его ведении были оставлены лишь религ. вопросы и сбор поголовного налога, в результате главными центрами евр. самоуправления стали кагалы. В 1792 г. евреи, ранее имевшие особый статус, были включены в мещанское сословие. Они были ремесленниками, мелкими торговцами, работали в промышленности, иногда занимались земледелием. В XVIII в. Вильно оставался одним из крупнейших центров иудаизма, с 1745 г. в этом городе проживал талмудист Илия бен Шломо Залман (до кончины в 1797), боровшийся против хасидизма. После разделов Речи Посполитой положение евреев стало одной из актуальных проблем для властей Российской империи, к-рые стремились теми или иными способами интегрировать евреев в общество (при этом критерием принадлежности к евреям служило вероисповедание - иудаизм).

http://pravenc.ru/text/2110567.html

И. зарекомендовал себя последовательным и непримиримым противником хасидизма - религ. движения в иудаизме, возникшего во 2-й четв. XVIII в. на территориях совр. Польши, Литвы, Украины и Белоруссии, к-рое, с его т. зр., могло привести к расколу в еврействе, как это произошло веком ранее в связи с появлением лжемессии Саббатая Цеви . И., считая хасидов прямыми наследниками саббатианства, использовал свой авторитет для борьбы с ними. Будучи знатоком каббалы, он видел большую опасность для единства веры в идеях о превосходстве мистического знания над галахическим; кроме того, он не принимал изменений в молитвенной практике и обрядах, внесенных хасидскими учителями. В нач. 70-х гг. XVIII в. под влиянием И. в Вильно были закрыты хасидские молельни, книги из них сожжены, а хасиды отлучены от общины. В 1772 г. лидеры виленского еврейства послали во все крупные евр. общины письма, призывавшие поступать с хасидами так же, как это сделали в Вильно, и следить за ними до тех пор, пока они не раскаются. Документ об отлучении хасидов был издан в Вильно в нач. 80-х гг. XVIII в. Город стал центром движения против хасидизма (т. н. митнагдима). Несмотря на неоднократные попытки лидеров хасидов встретиться с И. и объяснить ему свою позицию, он отказывался от общения с ними, объявив их (в частности, раббе Шнеура Залмана) еретиками и пантеистами и призвав благочестивых евреев не заключать браки с хасидками. В свою очередь в хасидской среде распространялись сплетни, порочащие И., в результате чего его жизнь в общине осложнилась. Так, в кон. 80-х гг. XVIII в. по ложному обвинению он был заключен на нек-рое время в тюрьму. И. удостоился наименования Гаон, к-рое носили во 2-й пол. I тыс. по Р. Х. главы раввинских академий в Вавилонии. Аскетизм, скромность и праведность принесли ему еще дно почетное прозвание - Хасид, поскольку именно он, по мнению современников, воплощал идеалы евр. благочестия (хасидут). Св. праведник и мудрец, он стал одним из наиболее влиятельных учителей иудаизма, основоположником и символом литов. («литвацкого») ортодоксального иудаизма, прославившегося в последующие 2 века учителями и подвижниками, к-рые следовали разработанному И. кодексу поведения, нормам и обрядам (т. н. минхаг ха-Гра). В 1808-1812 гг. 3 группы учеников И. с семьями (всего ок. 500 чел.) переселились в Палестину, обосновавшись сначала в Цфате (В. Галилея), затем в Иерусалиме. Назвав себя «прушим» (отделенными, т. е. оставившими все земные блага ради изучения Торы), они стали первыми организованными переселенцами из Европы в Св. землю в Новое время и сыграли значительную роль в истории ее заселения евреями.

http://pravenc.ru/text/389405.html

Нехавенди был, вероятно, единственным караимским ученым IX в., писавшим на иврите. Последующее развитие караимской культуры ознаменовано расцветом арабоязычной лит-ры. Враждебное отношение к светской культуре, характерное для Анана бен Давида и ранних представителей караимства, сменяется интересом к светским наукам, и ученые-караимы способствуют расцвету араб. культуры своего времени. Тем не менее противники светской культуры сохранялись среди К., наиболее известные из них - Даниель аль-Кумиси и Залман бен Йерухам. Придавая особое значение изучению Библии, К. с большим рвением занимались изучением масоретского текста ВЗ (вопрос об участии К. в работе над масоретским текстом ВЗ подробно разбирается П. Кале - Kahle. 1959) и грамматическими исследованиями библейского текста. Широкие масштабы миссионерской деятельности К. побудили раббанитов к вступлению в начатую К. полемику вопреки общей тенденции игнорировать еретические движения и не уделять им внимания. Первым автором, обладавшим авторитетом ученого и выступившим против К., стал Саадия Гаон. Крупнейшим законоучителем персид. караимской общины X в. был Якуб аль-Киркисани. Ему принадлежит капитальный труд по караимскому религ. праву и экзегезе, разделенный на 2 части: «Китаб аль-Анвар ва-ль-Маракиб» (Книга светов и башен) - систематическое изложение караимского права и «Китаб ар-Рияд ва-ль-Хадаик» (Книга садов и парков) - комментарий к разделам Торы, не носящим правового характера. «Китаб аль-Анвар ва-ль Маракиб» содержит 13 частей, 1-я посвящена истории иудейских сект и служит ценным источником по истории К. Во 2-й пол. X в. был широко известен в качестве лексикографа и комментатора Писания Давид бен Аврахам аль-Фаси, живший в Фесе (Марокко). В кон. X в. Яфет бен Али из Басры перевел Библию на араб. язык, снабдив перевод собственным комментарием. Иерусалимская община С упадком багдадской общины центр К. переместился в Иерусалим. Даниель аль-Кумиси стал 1-м караимским ученым, переселившимся в Палестину (80-е гг. IX в.).

http://pravenc.ru/text/1470393.html

Здесь следует заметить, что все эти белобородовы, юровские, ермаковы, как бы главные исполнители казни царской семьи, упорно в своих воспоминаниях настаивают, что имел место банальный расстрел ипатьевских узников, ну, а глумление над телами, расчленение тел были уже посмертные, т.с. вынужденные.... Ну, да, конечно, с какого-нибудь мещанина за утаённую золотую бижутерию, могли кожу с живого содрать, а тут обладателей многомиллионных счетов просто-напросто расстреляли. Большевистский гуманизм... Любопытный персонаж мелькает во всей этой царской истории. Он едва заметен. Прямо, как утренний туман: чем внимательней к нему приглядываешься, тем быстрее он рассеивается... «Вот какой рассеяный с улицы Басеиной». О нём упоминают как бы вскользь. Но ... шила в мешке не утаишь. Иешуа-Залман Михайлович Свердлов, родной брат Якова Михайловича Свердлова. Шестнадцати лет он был усыновлён «великим пролетарским писателем» Максимом Горьким и стал называться Зиновием Пешковым. Был секретарём у новоявленного «папы», контролируя все его денежные дела, служил во французском Иностранном Легионе, геройски сражался за Францию и даже потерял на фронте руку, был личным другом Шарля де Голя, дослужился до генерала, был кавалером всех высших наград Франции, в частности Кавалером Ордена Почётного Легиона. Считается, что Зиновий Пешков, с его собственных слов, прибыл в Петроград в июле 1917 г. уже после отречения, как представитель военной французской миссии. Керенский сразу же наградил его орденом Святого Владимира. Серьёзная награда: надо полагать, за серьёзные заслуги. Только за какие? Ведь он приехал уже после " отречения " , за что же его было награждать? И когда же он успел прославиться? А, может, он не в июле прибыл, а несколько раньше... И перед большевистским переворотом он тоже вроде в Питере околачивался. Потом в 1918 г. он оказывается уже в Сибири, уже как бы после уничтожения Государя и его Семьи. Как бы... да кабы... Руководство Антанты даёт Пешкову задание лично вручить адмиралу Колчаку акт о признании его верховным правителем России.

http://ruskline.ru/analitika/2018/10/201...

деяний, т. е. обрядов, покаянных упражнений и медитаций, чему В. посвятил целый ряд отдельных произведений. В. также принадлежат сочинения: «Сефер Эц ха-Даат» (Книга древа познания) - гомилетические этюды на книги Свящ. Писания, из к-рых сохранились лишь отдельные части; «Сефер ха-Каванот» (Книга значений) в 2 частях, (первая посвящена рассмотрению ритуальных вопросов и благословений, 2-я - ритуалу на субботние и праздничные дни); «Ноф Эц Хайим» (Лоза древа жизни) - новеллы; «Сефер ха-Гилгулим» (Книга о переселении душ) - обновленное и дополненное учение Лурии о переселении душ; «Шаарей Кедуша» (Врата святости) - трактат о воздаянии в будущем мире и о святости, излагающий мистические основы нравственного богословия; «Ликкуте Тора ве-Тааме ха-Мицвот» (Свод учения и смысл заповедей) - каббалистическое объяснение Библии в соответствии с учениями Лурии; «Шаарей ха-Ихудим, ве-Тиккун Авонот» (Врата единений и исправление грехов) - о пророках, о Св. Духе и о покаянии, изданное его учеником врачом Юсефом бен Цемахом; «Сефер Оцрот Хайим» (Книга о сокровищах жизни) - теория заклинания облаков и алхимические рассуждения о 7 подвижных звездах, о 7 небесных сферах и соответствующих им металлах; «Ликкуте ха-Шас» (Сборник разделов Мишны) - каббалистическое толкование талмудических сказаний в соответствии с учениями Лурии с вставными молитвословиями автора; «Арба Меот Шекель Кесеф» (Четыреста шекелей) - каббалистический трактат о 400 шекелях, уплаченных Авраамом Ефрону за пещеру Махпелу. Многие из произведений В. остались неизданными, напр. «Бет ха-Рое» (Дом провидца) - описание ритуала на круглый год. Лит.: Шолем Г. Основные течения в евр. мистике. Иерусалим, 1984; Вепауани M.//Sinai. Yerushalayim,1952. N 30. P. 65-75; Langer G. Liebesmystik der Kabbala. Münch., 1956. Э. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГИКАТИЛЛА Иосиф бен Авраам (1248-1305, по др. сведениям, 1323-1325), иудейский богослов-каббалист, ученик каббалиста Авраама Абу-лафии ИЛИЯ БЕН ШЛОМО ЗАЛМАН [Илия Гаон, Виленский Гаон (идиш Дер вилнер Гоэн), акроним ха-Гра, т. е. Гаон рабби Элияху]; (1720, Селец, совр. Брестская обл., Белоруссия - 1797, Вильна, ныне Вильнюс, Литва), талмудист, каббалист, филолог и математик, один из наиболее авторитетных учителей ортодоксального иудаизма АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец)

http://pravenc.ru/text/158810.html

«Фамилии-аббревиатуры являются специфической особенностью еврейской системы собственных имён. Аббревиатуры широко использовались в еврейской среде для именования видных раввинов ещё в раннем средневековье, однако поначалу они не представляли собой передаваемых по наследству фамилий. Использование аббревиатур как фамилий получает распространение параллельно с расширением использования евреями фамилий вообще, и основные типы фамилий-аббревиатур похожи на основные типы еврейских фамилий в целом. Так, одной из самых ранних передаваемых по наследству фамилий является фамилия Кац, представляющая собой сокращение словосочетания “кокэн цэдзк “, то есть “праведный кокон” или “кокэн праведности”… К фамилиям левитов относится фамилия Сегал с вариантами Шагал, Сагал — это аббревиатура от “сган-Леви”, то есть “староста левитов”. В более позднее время, на рубеже XVIII-XIX веков, от неё образовывается вариант со славянским суффиксом “отчества” — Сагалович. Большой группой фамилий-аббревиатур являются патронимы-аббревиатуры, причём, как и в целом для еврейских фамилий-патронимов, имеет место как использование непосредственно имени/прозвища родоначальника фамилии в качестве семейного имени его потомков, так и варианты, оформленные как “отчества”. К первому типу относятся такие фамилии, как Макаршак — аббревиатура “титула“родоначальника фамилии “морэйну ка-рав Шмуэль Кайдановер” (учитель наш и раввин Шмуэль Кайдановер), по имени раввина, жившего в 1624–1676)… вариант Маршак. Среди фамилий этой группы: Богорад — бэн карав Давид, Богораз — бэн ка-рав Залман, Баран — бэн рабби На-хман» и, добавлю, небезызвестная фамилия трагической возлюбленной Владимира Маяковского Лили Брик — бэн рабби Иосэф КоЬэн… «Немало фамилий-аббревиатур, — повествует далее статья, — образовано от названий профессий, но это исключительно профессии, связанные с религиозной практикой и общинной жизнью. Примеры: Шуб — “шохзту-бодж” — “резник и проверяющий” (в смысле “проверяющий правильность кошерности мяса”), Шур, Шор — “шохзт взрав” — “резник и раввин”, Шац — “шлиах-циббур” — “посланник общины”, Шабад — “шлиах бет-дин” — “посланник (раввинского) суда”, Рок — “рош кэкилла” — “глава общины”, Ромм (исходно было Ром) — “рош мэтивта”, “глава йешивы”, Рабад — “рош бэт-дин” — “глава (раввинского) суда”» и т.д.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Столь же единодушное неприятие проекта было высказано и в пермских социальных сетях. И чему же противостоят пермяки? Как писали в 2019 году, тогдашний глава Перми Дмитрий Самойлов бесплатно предоставил пермскому филиалу управляемой из Нью-Йорка секты любавичских хасидов участок муниципальной земли в центре города площадью 6,3 тысячи квадратных метров и кадастровой стоимостью более 73 миллионов рублей. Наблюдатели отмечали, что «ХаБаД Любавич» глубоко сросся с пермской властью. Так, Борух Мильграм, адепт ХаБаДа, одно время занимал пост вице-премьера правительства Пермского края. Прямые контакты с сектой поддерживали бывшие пермские губернаторы Олег Чиркунов и Виктор Басаргин. Ещё один видный член секты миллиардер Леви Леваев владеет двумя пермскими алмазными предприятиями: ООО «Кама-Кристалл» и ЗАО «Уралалмаз». Также говорили, что пермский ХаБаД и его лидер, гражданин Израиля раввин Шнеор Залман Ахарон Дайч, обросли скандальными связями с пермским Центром по противодействию экстремизму. И вот обнадеживающее свежее сообщение . Власти Перми не выдали разрешение на строительство Еврейского центра. «Еврейский центр» – иное название синагоги «ХаБаД Любавич» . Когда хабадники встретили резкое неприятие синагоги Хабад со стороны пермяков, то для смягчения восприятия стали говорить «Еврейский общинный центр», а ещё чуть позже стали добавлять – «благотворительный». Но прежде всего «центр» – это синагога, а уже к ней прилагается некая инфраструктура, в том числе, как говорят, коммерческая – актовый зал, зал с тренажёрами, кошерный ресторан и другие. По данным издания Business Class, отказ в выдаче разрешения на Еврейский центр связан с отсутствием в заявке необходимых документов и несоответствием с земельным и иным законодательством. Застройщик планировал возвести Еврейский благотворительный общественный центр многоцелевого назначения высотой в 3–4 этажа. Заявку на строительство подавала местная иудейская религиозная организация «Еврейская община Перми». В этом месте необходимо пояснить, что некоммерческое партнёрство «Хабад Любавич Ор Авнер Пермь» и религиозная организация под более нейтральным названием «Еврейская община Перми» – тесно связанные организации.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/14/pe...

Первая мировая война и приход к власти еврейских большевиков обездолили многие белорусские семьи. В 1920-е годы здесь зверствовала ЧК, особенно в приграничных районах. Большинство чекистов были евреями из бывшей черты оседлости. Получив власть и маузер, многие из них стали сводить счеты с беззащитным населением. Зверски подавляли самые мирные протесты крестьян, расстреливая зачинщиков недалеко от их деревень, заставляя перед расстрелом самим выкопать могилу. Память стариков и музейных работников сохранила имена чекистов-преступников: Израиль Леплевский, Давид Каплан, Залман Кауфман, Самуил Шлифгензон. В застенках ЧК-НКВД эти высокопоставленные чекисты собственноручно пытали священников и профессоров, поджигали им бороды, выкалывали глаза, отрезали груди у женщин и половые органы у мужчин. Старики рассказывали, что больше всего зверствовали чекисты, происходившие из хасидских семей. Убийство христиан, а особенно священников, для них было особым ритуалом. Один старик из Мстиславля сообщил мне, что в период массовых репрессий начала 30-х годов чекисты из хасидов отнимали младенцев у семей осужденных и передавали их в хасидские деревни для совершения ритуальных действий (?!). Страшные зверства совершали в Белоруссии и немецкие фашисты. Не так далеко от Минска мы побывали на месте белорусской деревни Хатынь, сожженной немецкими карателями вместе с жителями (149 человек, в том числе 75 детей). Таких деревень в Белоруссии представители западной цивилизации уничтожили около 700. Всего от их рук в Белоруссии погибло более 2 млн мирных жителей. Проехали мы по местам бывших еврейских местечек, в частности в районах Пинска, Давыдова городка, Мстиславля. Немецкие фашисты уничтожили все население этих местечек. Они загоняли евреев, преимущественно стариков, женщин и детей (тех, кому не удалось бежать), в ближайший овраг, заставляли копать яму, а затем всех расстреливали у ее края. В Мстиславле на месте расстрела около 1000 евреев – памятник за деревянной оградой. Метрах в 100 живут люди.

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/07/...

   001    002    003   004     005    006