Хасидизм. Предшественники хасидов в Средние века. Основные этапы истории хасидизма. Роль цадика в жизни хасидов. Лидеры хасидизма: Баал-Шем-Тов, Шнеур-Залман. Появление бреславских хасидов. Философия Хабад. Любавические хасиды. М.-М. Шнеерсон. Современные иудейские религиозные объединения и их лидеры. ФЕОР. КЕРООР. Святые отцы об иудаизме. Христианско-иудейский диалог на Западе и его результаты. Различие позиций Православной Церкви и западного христианства по отношению к христианско-иудейскому диалогу. Основная литература: 1. Максимов Ю. Иудаизм//Максимов Ю., Смоляр К. Иудаизм. Ислам. Буддизм. М., 2006. (Серия: Православное религиоведение). 2. История религий в России. Учебник /Под. общ. ред. О. Ю. Васильевой. М.: РАГС, 2005. 3. Религии России. Учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению /Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, В. В. Шмидта. М.: РАГС, 2009. 4. Чаплин В., прот., Максимов Ю. В., Сафонов Д. В. О православном взгляде на нехристианские религии [Электронный ресурс] //Церковный вестник. 24 (397). 26.12.2008. - Электрон. дан. - Интернет-газета «Церковный вестник», 2007-2008. - Режим доступа: http://www.e-vestnik.ru/rubric/8/373 , свободный. - Загл. с экрана. 5. Амораи//ПЭ. М., 2001. Т. II. 6. Агада////ПЭ. М., 2001. Т. I. 7. Дозоец Д. П. Гемара//ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 568. 8. Иешива//ПЭ. М., 2009. Т. XXI. С. 514-515. 9. Пятецкий Л. М. Галаха//ПЭ. М., 2005. Т. X. С. 305-307. 10. Дозорец Ю. Ю. Гирш//ПЭ. М., 2006. Т. XI. С. 522. Дополнительная литература: 1. Христианско-иудейский диалог: Хрестоматия: Межконфессиональный и межрелигиозный диалог. 2-е изд., испр., М., 2002. 2. Кураев А., диак. Как делают антисемитом. М., 1998. 3. Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990. 4. Филипп (Рябых), иером. Православно-иудейский диалог и его перспективы (Доклад на международной конференции «Христианско-иудейский диалог: религиозные ценности как основа взаимоуважения в гражданском обществе в условиях глобального экономического кризиса».09.11.09) [Электронный ресурс] /Центр информационных технологий МДА. - Электрон. дан. - Интернет-портал «Богослов.Ru», 2007-2009. - Режим доступа:   http://www.bogoslov.ru/persons/492725/index.html , свободный. - Загл. с экрана.

http://bogoslov.ru/article/740746

К концу жизни стал главой всех хасидов Белоруси. Редактировал богослужебные чины ашкеназского иудаизма, сблизив их с сефардскими. Преследовался государственной властью Российской империи, однако сумел благополучно преодолеть испытания без серьёзных последствий для себя и своих адептов. Вместе с тем Шнеур Залман пытался предложить философское осмысление хасидизма, составить целостную, внутренне непротиворечивую концепцию, объясняющую отношение Бога, мира и человека. В его учении явно проступают пантеистические мотивы. Согласно предложенной им доктрине, Бог бесконечен, и потому всё, что существует во Вселенной, пребывает в составе Его природы, которая покрывает собой всё сущее. Само происхождение мира мыслится им как раскрытие одного из аспектов Божественной природы, поэтому материальный мир тоже божественен, ибо есть своего рода физическая сторона Божественной субстанции. В связи с этим физическое исполнение предписаний Закона – мицв и неразрывно связанное с этим изучение Торы, поскольку без этого невозможно знание воли Творца, означает жизнь в согласии с природой мира и природой Бога. Вообще, при таком подходе телесные действия человека (иудея) приобретают большую значимость, нежели внутреннее сердечное, сокровенное от внешних взоров богообщение. Человек, конечно, должен стремиться изо всех сил отождествить свою волю с Божественной, однако без исполнения мицвот и изучения Торы это не принесёт нужного эффекта. При этом Залман в свойственном хасидизму духе подчёркивал роль цаддика как харизматического лидера, а также значение общины, им возглавляемой, для каждого иудея. Достичь подлинного единства с Богом возможно, только соединяя свои усилия с усилиями всей общины, руководимой цаддиком. Вместе с тем никакого внешнего единства общин не предполагается, и даже в своём следовании к вершинам духовной жизни каждая община призвана самостоятельно прокладывать себе путь под водительством лидера. Преемник Шнеура Залмана Дов Бер (1773–1827) перенёс свою деятельность в Любавичи. Начиная с него все последующие главы движения имели добавление «из Любавичей» в составе своего имени. Именно Дов Бер стал основоположником знаменитой династии Шнеерсонов, к которой принадлежали все последующие цаддики – лидеры хабада, вплоть до седьмого – Менахема Менделя Шнеерсона (1902–1994) , часто называемого просто «любавичский ребе».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Гугель А. Год “Зеро” – последний или первый? Встретим апокалипсис с энтузиазмом, призывает известный галерист Марат Гельман//Век. 1999, 34 (349). Гельман готовит и свою собственную экспозицию к началу нового тысячелетия. Одну из её частей составляет “исследование Библии с точки зрения Уголовного кодекса”. А чего стесняться – “да этот суперновый год на самом деле – модное коммерческое предприятие, шанс заработать, который даётся раз в тысячелетие” 2 Внимание православных читателей обращу на то, что и у древних Святых Отцов считалось в порядке вещей без ретуши представлять пред глаза читателя смрадные страницы еретических и языческих теорий и практик. «Особенно грязные пороки приписывает Епифаний египетской секте гностиков – фивионитов или варвелитов (некоторые из этих описаний поэтому и опущены в русском переводе)» (Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М.,1877, с. 295). 3 Эсхил. Прометей прикованный//Античная драма. М., 1970, С. 83. 4 Трубецкой С. Н. Мнимое язычество или ложное христианство?//Собрание сочинений Т. 1. М., 1907. Публицистические статьи 1896-1905 гг. С. 163. 5 Тураев Б. А. История древнего Востока. Л., 1935. Т.1. С. 124. 6 Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 246. 7 См.: Eliade M.Histoire des croyances et des idees religieuses. De l " age de pierre aux mysteres d " Eleusis. Paris, 1976. p. 167. 8 Элиаде М. Трактат по истории религий. СПб., 1999, Т.1 С.111-112. 9 Каббалистическая мистика, кстати, считает иначе: «Существует ли сотворённое? Если смотреть „со стороны Б-га“, то ничто не существует, кроме Него» (Рабби Шнеур-Залман из Ляды. Ликутей Амарим (Тания). Вильнюс, 1990. С. 345). 10 Так говорит трактат «Аум» из рериховской серии «Агни Йоги» (Аум, 242). 11 По уверению Блаватской, свойствами Абсолютности являются “Абсолютное Небытие и Бессознание” (Блаватская Е. П. Комментарии к “Тайной Доктрине”. М., 1998, с. 71) и про Божественную волю “нельзя сказать, что она действует с пониманием” (Там же, с. 127). “Как можно полагать, что Абсолют думает, то есть имеет какое-то отношение к чему бы то ни было ограниченному, конечному и обусловленному? Это философский и логический абсурд. Даже каббала иудеев отвергает эту мысль” (Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с. 77). 12

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Имп. Павел I (1796-1801) не позволил ввести новые ограничения для евреев. Так, в 1797 г. он отклонил петицию христ. населения Каменец-Подольского и Ковны (ныне Каунас, Литва), требовавшего выслать евреев из этих городов на основании привилегий, данных этим городам еще польск. королями; в 1801 г. Павел I отказал магистрату Киева, обратившемуся с такой же просьбой. В 1797 г. представители кагалов Белоруссии подали царю жалобу на крупных землевладельцев (в основном поляков), к-рые относились к евреям как к своей собственности: вводили новые налоги, вершили суд и наказания. В 1798 г. вышло постановление правительства, в к-ром говорилось, что помещики не имеют права лично судить евреев, проживающих на их землях. В кон. XVIII в. обострился конфликт между хасидами и митнагдим, после раздела Польши ставшими подданными Российской империи. В 1797 г., после смерти Виленского гаона, столкновения хасидов с митнагдим привели к человеческим жертвам. Виленский кагал провозгласил херем, по к-рому хасиды не только исключались из общины, но и вообще не считались евреями. Для борьбы с хасидами была создана специальная комиссия, она назначила т. н. тайного преследователя, к-рый организовывал нападения на хасидов и уничтожение их имущества. Хасиды пожаловались виленскому губернатору, и он позволил им вести собственные богослужения, а также запретил кагалу объявлять херем хасидам. Виленский кагал также обратился к правительству, обвинив Шнеура Залмана («раввина Залмана Боруховича») в 1798 и 1800 гг. не только в создании вредной секты, но и в антигос. деятельности. Шнеур Залман тайно отправлял деньги для поддержки евреев, обосновавшихся в Палестине в Эрец-Исраэль, а его противники заявляли, что он содействовал Наполеону в подготовке похода на Ближ. Восток или шпионил в пользу Османской империи. Власти дважды арестовывали Залмана и держали в Петропавловской крепости, но после 2-го ареста он был полностью оправдан. Отношения митнагдим и хасидов стали восприниматься как чисто религ. внутриевр. конфликт. Местная администрация защищала хасидов, и постепенно митнагдим сосредоточились на развитии и углублении традиц. евр. образования (основание новых иешив), чтобы оградить молодежь от влияния хасидов. В этот период хасиды создали независимые общины, синагоги и школы, что привело к закреплению раскола внутри евр. общины и ослаблению авторитета раввинов. Постепенно кагал терял влияние, авторитет хасидских цаддиков укреплялся. Т. о. единственной функцией кагала в Белоруссии остался сбор податей.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Они одинаково чужды православному политическому самосознанию. Коммунизм : его апокалипсический символ – зверь багряный (Откр. 17: 3). Как идеология безбожия, коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства. Сказано: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс. 13: 1). Атеизм – начало безнравственности и крайних форм нечестия (как осквернение и разрушение естественных начал жизни). Сказано: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет”; во всех помыслах его: “нет Бога!”» (Пс. 9: 25). Национал-социализм – оскорбительное для Бога движение. Его апокалипсический символ – дракон (Откр. 12:14). Подрывает основы библейского откровения. Всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуда. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и культ «сверхчеловека» позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом ложного неоиудейского учения о преимуществах крови. В известном хасидском трактате сказано: «Души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых “клипот”, в которых нет добра совершенно… И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гмара выражение «Милосердие народов – грех»: «Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия» ( Шнеур-Залман , раби из города Ляды. Ликутей Амарим (Тания)/Под общ. ред. проф. Г. Брановера. Иерусалим, 1999. С. 45). Как подобные словеса перекликаются с сатанинскими пассажами из «Майн Кампф» Адольфа Гитлера! Религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации . «Еврей» в библейском понимании – это член религиозной общины Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этого слова. Сказано: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.

http://pravoslavie.ru/94102.html

Отражением этой космической катастрофы в истории евр. народа является изгнание (галут). На 3-м этапе происходит исправление и приведение мира в совершенное состояние, соответствующее первоначальному замыслу Творца (тиккун ха-олам): рассеянные искры Божественного света возвращаются к их источнику, а зло исчезает. Конечная цель творения и завершение процесса тиккун ха-олам, тождественное освобождению и спасению, прямо зависят от человека - активного и незаменимого участника процесса восстановления космической гармонии. Именно в этом состоит тесная связь между доктриной ха-олам и религ. и мистической деятельностью человека, к-рый должен бороться и пережить не только историческое изгнание евр. народа, но и мистическое изгнание Божественного присутствия (Шхины), вызванное «разрушением сосудов». Миссия собирания и вознесения рассеянных искр, подготовка пути избавления поручена Израилю, ибо Мессия придет лишь тогда, когда добро во вселенной будет полностью отделено от зла, когда ни одной искры святости не останется среди клиппот и эти «скорлупы» исчезнут. Охватывая все стороны жизни евреев и общины в целом, лурианская К. выходит за рамки спекулятивного учения. Именно в этот период К., являвшаяся до тех пор достоянием избранных, проникла в широкие круги евр. народа. Лурианская К. оказала огромное влияние на все евр. мистические учения и движения в последующие века, прежде всего на саббатианство и хасидизм. Особенно сильным было влияние К. на учение школы брацлавского хасидизма (основатель рабби Нахман из Брацлава) и Хабада (основатель рабби Шнеур Залман из Ляд). Каббалистические школы существовали в Европе, в Сев. Африке и в странах Ближ. и Ср. Востока в XVII-XX вв. Каббалистические центры в Вост. Европе прекратили деятельность лишь с началом второй мировой войны, а в Сев. Африке, Ираке, Иране и Йемене К. изучалась вплоть до создания гос-ва Израиль и начала массовой эмиграции евреев из этих стран. В Израиле каббалистические иешивы существуют и в наст. время. Исследование К. Школа научного изучения К.

http://pravenc.ru/text/1319738.html

Противоборство начало смягчаться лишь в 90-х годах XVIII века, когда в литературе появились хвалебные гимны хасидизму, положившие начало так называемому неохасидизму. К настоящему времени острота полемики и накал страстей спали, однако среди ортодоксальных иудеев до сих пор немало тех, кто отказывается признавать хасидов настоящими иудеями. В своем развитии хасидизм получил два направления: полъско-украинское и литовско-белорусское, именуемое также хабад. Польско-украинский хасидизм своим необыкновенным успехом в значительной степени обязан Бешту. В Литве и Белоруссии хасидизм обрел самобытный характер, охватив в первое время не широкие массы, а лишь отдельных молодых людей, образовавших тайные общины. С начала 1780 года во главе литовско-белорусского хасидизма стал ребе Шнеур-Залман Борух. Благодаря его деятельности, литовско-белорусский хасидизм приобрел особые черты, коренным образом отличающие его как от ортодоксального хасидизма, так и от украинско-галицийского хасидизма. Он создал систему хабад (аббревиатура слов хохма (мудрость), бина (понимание) и даат (познание) – понятий, обозначающих составляющие разумной души как главный источник веры. Краеугольным камнем этой системы служит абсолютное всебожие бытия (пантеизм). Все материальные вещи – суть феномены, явления, существующие лишь условно в нашем разуме и наших чувствах, но не имеющие самостоятельного бытия. Борух учил, что в каждом человеке имеются две различные души: животная (источник чувств и наклонностей) и божественная (источник разума и духа), являющаяся «частицей Божества, дыханием уст Его». Божественная душа состоит из десяти сфирот (эманаций), соответствующих десяти творческим силам миропорядка. Три главные сфирот – мудрость, разум и познание. Из них вытекают остальные семь нравственных свойств. Источником веры в учении хабад является разум, разумная душа, а не чувство и экстаз, как у Бешта. В то время как большинство хасидов предпочитают ограничить связи с остальным миром до минимума, хасиды хабада ведут активную общественную деятельность, открыты внешнему миру. В отличие от первых, они обычно носят одежду, принятую на западе, и говорят на языке страны, в которой живут. Вместо раввинов в хасидских общинах высшим авторитетом стали пользоваться цадики («цадик» переводится как «праведник»), якобы обладающие сверхъестественными способностями. Для хасидизма характерны крайний мистицизм и религиозная экзальтация.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Сказано: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» ( Пс.13:1 ). Атеизм – начало безнравственности и крайних форм нечестия (как осквернение и разрушение естественных начал жизни). Сказано: «В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога! " » ( Пс.9:25 ). Национал-социализм – оскорбительное для Бога движение. Его апокалипсический символ – дракон ( Откр.12:14 ). Подрывает основы библейского Откровения. Всецело зиждется на идеях Дарвина, Ницше и Талмуда. Вера национал-социалистов в эволюцию, евгенику и культ «сверхчеловека» позволяет классифицировать их как секту сатанинской направленности. Их учение о расовом превосходстве одного народа над другим не выдерживает библейской критики и является прямым продуктом ложного неоиудейского учения о преимуществах крови. В известном хасидском трактате сказано: «души неевреев происходят от остальных, совершенно нечистых «клипот», в которых нет добра совершенно», – как сказано в книге «Эц хаим», врата 49, глава 3: «И все добро, что творят язычники, творят они лишь ради себя». И как комментирует Гмара выражение «Милосердие народов – грех»: Все справедливые и милосердные деяния народов мира совершаются лишь из тщеславия» («Ликутей Амарим (Тания)», раби Шнеур-Залман из города Ляды. Под общей ред. проф. Г. Брановера. Изд. «Шамир», Иерусалим, 1999, стр. 45). Как подобные словеса перекликаются с сатанинскими пассажами из «Майн Кампф» Адольфа Гитлера! Религия древних евреев не знала такого учения. Ветхозаветная традиция не знает и самого понятия нации. «Еврей», в библейском понимании, – это член религиозной общины Авраама, что согласуется и с новозаветным пониманием этого слова (понятия). Сказано: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Свои обещания он исполнил. Когда я приходил к нему, меня кормили до отвала и давали с собой полные карманы белых сухарей и еще полный мешочек, а в Москве приютили и кормили. Рассказ Наталии Константиновны Шнеур У Наталии Константиновны Шнеур, по мужу баронессы Врангель, жены полковника Платона Владимировича Врангеля, коменданта Петербургской станции Николаевской жел. дороги, в 1902 г. родился сын Леонид. После родов у родильницы отнялись ноги; много лет она лежала в постели и не могла передвигаться. Весной 1909 г. к барону обратился г. N, с просьбой предоставить купэ для перевозки больной туберкулезом его жены в Крым. Барон обещал и разговорился с просителем поведав ему о болезни своей жены. В назначенный день г-н N явился для перевозки жены и вручил барону веточку от цветка, сорванную им с гробницы о. Иоанна Кронштадского, где он только что был и молился за жену и сорвал две веточки, одну своей жене, а другую баронессе Врангель. Барон передал веточку жене, и с того дня она совершенно самостоятельно стала передвигаться. В 1920 году она эвакуировалась в г. Белград, где служила в статистическом отделе и далеко – с Сеньяка ходила на службу, хотя и без помощи палки. Ныне она в Лионе (во Франции), где служила в последнее время, на шелковой фабрике. Глава 61. Еще несколько чудес о. Иоанна, при жизни им совершенных Рассказ полковника Константина Ивановича Цветановича, проживающего в Сербии, в Белграде, со слов его однополчанина Подполковник 2-го Закаспийского Кавалерийского полка, стоявшего в г. Острогожске, Воронежской губ., Адам Адамович Гоштовт заболел в начале 1900 года очень серьезно почками, причем одна из них была вырезана. Советы врачей результатов не давали. Тогда он обратился письмом к о. Иоанну и получил на свое письмо ответ: «Помолюсь. Блюди себя и молись». После этого он совершенно поправился. Рассказ Юрия Романовского, генерального штаба генерал-адъютанта, живущего в Сербии, в Белграде, угол Топольской и Петроградской ул. Со светлой памятью о. Иоанна Кронштадтского у меня связаны воспоминания раннего детства. Я рано лишился родителей и, оставшись круглым сиротой, воспитывался и рос у сестры моей покойной матери Александры Феодоровны Дурасовой, рожденной Ермоловой, в Царском Селе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Бывший полковник Генерального штаба А. Шнеур, со своей стороны, поведал, что в 1870 году, когда ему было шесть лет, он высунулся из окна вагона и вследствие того, что ему в глаз попал горящий уголек, ослеп сперва на один, а потом и на второй глаз. Профессора Беллярминов, Тихомиров и доктор Мор надеялись все же путем сложной операции спасти левый, не поврежденный угольком глаз. Накануне ее, во время прогулки в Шуваловском парке, больной мальчик и сопровождавший его отец встретили небольшую толпу, сопровождавшую какого-то священника, который отделился от толпы и стал расспрашивать их относительно болезни мальчика. Узнав, в чем дело, священник вдруг резким движением сорвал повязку с глаз больного и сказал: «Ничего, будет здоров». «Тогда, – передает рассказчик, – я увидел перед собою худенького небольшого священника, уходящего с толпой (раньше он ничего не видел). Зрение мое было совершенно ясно и осталось таким на всю жизнь». Вскоре выяснилось, что священник этот был отец Иоанн, и тогда вера в него во всей семье, в том числе и у главы ее, лютеранина, стала безграничной. Имеются сообщения еще о множестве других исцелений слепых и больных глазами. Среди этих рассказов выделяется сообщение очень известного в свое время музыкального деятеля Агренева-Славянского об исцелении взятого им в его хор еще юного слепого кобзаря 92 Ивана, певшего древние стихи духовного содержания. С благословения отца Иоанна, Агренев решил дать в Кронштадте концерт в пользу семейств погибшего экипажа военного корабля «Русалка». Отец Иоанн выразил желание прослушать известный хор во время Литургии. Пение ему очень понравилось, и хор пел в соборе вторично; тогда-то и произошло чудесное исцеление. «После обедни, – рассказывает Агренев, – я попросил отца Иоанна к себе благословить мою семью и певчих. После молебна с водосвятием мы все подошли приложиться ко кресту. Я подвел и слепца Ивана. «А давно ты слеп?» – спросил батюшка. «С малолетства, золотуха была, и я ослеп». «Ну, ничего, – сказал, нежно улыбаясь, отец Иоанн, – я сам был болен золотухой, плохо слышу. Давай помолимся Господу Богу», – и при этих словах он взял ложкою освященную воду и, налив на руку, три раза как бы промыл глаза Ивана, потом приласкал, благословил, сказав: «Ну, Господь помилует тебя, ступай с Богом!» Вечером я давал концерт. Перед его началом входит в мою уборную мальчик, которому было поручено водить Ивана, и говорит: «А ведь Иван-то видит!» – «Как видит? Приведи его сюда!» Пришел Иван… и отвечал: «Да, барин, я вижу; только как будто в тумане». Сомневаться было невозможно: Иван стоял передо мною и открытыми глазами и весело улыбался. С каждым днем Иван стал видеть все лучше и лучше. В настоящее время он все видит хорошо и сам всюду ходит один. Из грустного, с опущенною головою и с закрытыми глазами, Иван стал веселым, разговорчивым, поднял голову и уже поет более веселые песенки».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001   002     003    004    005    006