Управляет монастырем викарный епископ Угличский. По количеству братии обитель незначительна. Богоявленский Авраамиев монастырь в Ростовском уезде. Этот необщежительный монастырь расположен в одной версте от г. Ростова, в сторону от Московско-Ярославского шоссе, на берегу озера Неро, недалеко от фабрики Ростовской Кекинской мануфактуры. Основана обитель прп. Авраамием, просветителем Ростовской области. Время основания с точностью определять нельзя, но предполагают, что основан монастырь в конце XI века. За время своего долголетнего существования обитель претерпела много бедствии, но особенно сильно пострадала она от нашествия Батыя и в Смутною время от поляков и разбойничьих шаек. В 1764 году монастырь был отнесен ко 2-му классу. В 1818 он удостоился посещения императрицы Марии Феодоровны, а в 1823 году – императора Александра Павловича. В 1862 году в обители происходило торжество переложения мощей Св. Авраамия в новую раку. Храмов в монастыре три: 1) соборный, в честь Богоявления Господня, с двумя приделами; 2) теплый Введенский и 3) над свв. воротами – во имя Св. Николая Чудотворца. На северной стороне Авраамиевского придела в соборном храме открыто почивают в серебряной раке мощи преподобного Авраамия, память которого чтится 29 октября, обретенные при вел. кн. Всеволоде III; около мощей лежит архимандритская шапка преподобного, а в северо-восточном углу арки вделан в стену в особом киоте медный шестиконечный крест с жезла прп. Авраамия. Против алтаря соборного храма находится каменная часовня, построенная в конце XVIII века купцом Никитой Хлебниковым над погребенными здесь подвижниками благочестия: Стахием, или Афанасием, юродивым и Пименом затворником, жившими в обители в XVII веке. В монастыре со времен Иоанна Грозного хранятся три иконы, называемые «Корсунскими»: Спаса на убрусе, Успения Богоматери и Одигитрии. Крестных ходов бывает ежегодно два: в первое воскресенье Петровского поста и 29 октября. Управляет обителью архимандрит. Борисоглебский монастырь в Ростовсковском уезде. Эта обитель, расположенная в 17 верстах от Ростова, на горе, близ р. Устьи, была основана в 1863 году старцами Феодором и Павлом, по благословению прп. Сергия Радонежского.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Что касается до внешней формы креста, то для православного христианина одинаково священны кресты разных форм – четыреконечные, осьмиконечные, шестиконечные и даже трехконечныг. Дело не в форме креста, а в распятии на нем Христа Спасителя. Посему весьма достойны сожаления те суеверы, которые чтут только осьмикоиечный крест, а четыреконечный порицают и считают грехом употреблять его, не считая его крестом истинным. Да вразумит их Господь. Наконец, чествование креста Христова выражается в употреблении крестного знамения. Оно соединяется с каждою молитвою. Без него не совершается ни одно священнодействие. Оно употребляется для преподания благословения священнического. Силою крестного знамения освящаются люди и предметы. Употреблением крестного знамения во всех этих случаях мы исповедуем веру в спасительное действие крестных страданий и смерти Христа Спасителя, наглядно выражаем уверенность в том, что мы не можем жить без благодати Божией, а сия благодать даруется нам единственно ради жертвы Христовой, принесенной на кресте, что Христос есть первосвященник, однажды принесший за нас эту жертву и вечно ходатайствующий за нас в силу заслуг своих, явленных в этой жертве. Таково значение крестного знамения. Оно спасительно для нас не само по себе, а по вере в спасительную силу крестной смерти Христовой. Кто не имеет этой веры и думает, что спасительно одно механическое употребление крестного знамения, тот напрасно ожидает от него плода. Что касается до перстосложения, соединяемого с крестным знамением, то нельзя не пожалеть тех несчастных суеверов, которые признают спасительным только двуперстие и почитают величайшим грехом употребление троеперстия, которое называют печатью антихриста, не обращая внимания на то, что троеперстием знаменуется вера в догмат Св. Троицы и что исповедание сей веры соединяется с крестным знамением отнюдь не потому, будто бы на кресте распята Св. Троица, как утверждают враги православия, а единственно потому, что распятой на кресте есть, одно из лиц Св. Троицы ж что распятие Его потому только и спасительно, что распятой есть не простой человек, а Бог во плоти, един Сын Св. Троицы, единосущный Отцу и Св. Духу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Великий Новгород. Антониев монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1106. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, район Антоново, д. 3 Координаты: 58.539847, 31.286794 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождество-Богородицкий Антониев монастырь, 2 класса, в Новгороде, на берегу реки Волхова. Основан преподобным Антонием Римлянином (см. 3 августа). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен преподобным Антонием, освящен в 1119 году и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 году, открыто почивают мощи преподобного Антония и под спудом почивают мощи святых 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей монастыря относится: колокол (весом в 1 пуд 10 фунтов) и 6 мазоичных икон XII века, каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую преподобный Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие преподобному Антонию. В память открытия мощей преподобного Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в монастырь; по окончании литургии святые мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» На живописном берегу реки Волхов расположился один из древнейших новгородских монастырей - Антониев. История основания этой обители преподобным Антонием Римлянином в самом начале XII столетия настолько любопытна, что не будет лишним её упомянуть. Преподобный Антоний родился в Риме в 1067 году от православных родителей. В 17 лет юноша осиротел, принял постриг в одном из небольших скитов, где прожил около двадцати лет. Перед этим он отдал часть своего наследства нищим, а другую часть положил в бочку и пустил на волю волн. Когда гонения со стороны латинян вынудили монахов разойтись из скита и скрываться, подвижник избрал для себя пустынное место на берегу моря, где проводил всё время в посте и молитве. Однажды на море поднялась буря, оторвавшая от берега кусок скалы, на которой находился преподобный. Спустя несколько дней, под праздник Рождества Пресвятой Богородицы камень этот (кстати, и сегодня пребывающий на паперти Богородице-Рождественского собора) с совершенно невредимым " путешественником " остановился близ Новгорода. Здесь преподобный Антоний основал монастырь в честь Рождества Богородицы. Но этим чудеса не кончились. Спустя год новгородские рыбаки выловили из Волхова бочку с наследством преподобного, некогда брошенную им в море. Так у святого появились деньги на благоустройство обители. Скончался он 3 августа 1147 года, а канонизирован был в 1597 году.

http://sobory.ru/article/?object=05347

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В конце лета, 25 августа, исполняется год со дня трагического пожара в соборе во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, который был возведен в 1835 году по проекту архитектора Василия Стасова (подробнее о храме читайте на стр. 41). Напомним, что тогда огонь, разгоревшийся на строительных лесах, полностью уничтожил второй по величине в Европе деревянный купол. Однако причины возгорания до сих пор не названы. По словам настоятеля собора протоиерея Геннадия Бартова, при возведении строительных лесов были соблюдены все необходимые условия: пожарные сами пропитали их антипиренами, дав двухлетнюю гарантию на свою работу, на всех уровнях имелось необходимое количество огнетушителей. Все рабочие проходили обязательную проверку службы безопасности собора, и случайный человек на куполе оказаться не мог. К тому же рабочие в тот день получили зарплату и примерно на двадцать минут раньше ушли с работы. Более того, за час до пожара отец Геннадий лично поднимался на леса центрального купола с представителями строительной компании, чтобы определить каким именно образом демонтировать для реставрации старый крест. Ничего подозрительного он не заметил. По свидетельству очевидцев строительные леса центрального купола загорелись одновременно в трех разных местах, причем на разных высотах. Никаких электроинструментов у рабочих, разбиравших старую кровлю, как утверждают в соборе, не было. Вместе с тем, в прокуратуре, которая вот уже почти год ведет следствие, среди возможных версий в первую очередь вспоминают именно про старую проводку. Однако окончательных выводов так и не сделано. Елена Ордынская, старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по связям с общественностью, лишь разводит руками: «Говорить о результатах следствия пока рано, на настоящий момент нет никакого официального решения. Была проведена одна экспертиза, но она не дала четких ответов. Сейчас ведется вторая, она еще не завершена, и пока у нас не будет экспертного заключения, мы не сможем назвать причину пожара или отдать предпочтение какой-то версии». Нет своей версии и у настоятеля храма. Отец Геннадий говорит, что анализ фотографий и видео, сделанных прихожанами в первые часы трагедии, нисколько не прояснили картину. Все бытовые версии были отвергнуты одна за другой. Но и в пользу поджога, например совершенного экстремистами, не довольными открытием на куполах исторических шестиконечных звезд (некоторым клирикам храма прямо угрожали незадолго до пожара), нет никаких фактов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

«Господи возвах» – уставной термин, обозначающий пение в первой части вечерни избранных стихов из псалма 140, начинающегося словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», а также из 141, 129 и 116 псалмов. Догматики – стихи, в которых восхваляется Богородица. К л. 68 об . Прокимен – стих, выбранный из Псалтири в соответствие церковному празднику. Вешний Никола – церковный праздник, который русской православной церковью отмечается 9 мая в честь святого Николая Мирликийского. ...понахиду поют – кутия у них у царских врать стоить на земли. – Панихида – церковная служба по умершему. Кутия – кушанье из зерен с медом (символ вечной жизни), употребляемое на похоронах и поминках и приносимое в храм на заупокойные службы. К л. 69 . Греки служат на одной просвире, а крест на просфире четвероконечной. – Просфора – специальный хлеб, употребляемый во время причастия. В русской православной церкви со времени патриарха Никона для службы употребляют пять просфор, в старообрядческой церкви – семь. Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, отвергая как ересь четырехконечный («латынский крыж») и всякий другой. Официальная православная церковь допускает одинаково восьмиконечную, шестиконечную и четырехконечную формы креста. Полемика старообрядцев и никониан о форме креста нашла отражение в таких памятниках древнерусской книжности, как «Поморские ответы» Андрея Денисова, «Жезл правления» Симеона Полоцкого . Греки в крещении совершенно обливаются, .. – Имеется в виду обряд крещения, при котором крестящегося обливают водой, а не троекратно полностью погружают в воду, как это совершалось в Древней Руси и по сей день – в старообрядческой церкви. Ефимон – вечерняя церковная служба, совершаемая в Великий пост . Полиелейос – полиелей, или многомилостивое, – одна из составных частей утрени, поется только в воскресные и праздничные дни перед чтением Евангелия в период с 22 сентября до 20 декабря и с 14 января до Сырной недели, состоит из псалмов 134 и 135. Название торжественного песнопения происходит от многократного повторения в нем слов «Яко в век милость Его» и возжения в это время елея в лампадах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Средства к поддержанию в себе духовной РАДОСТИ суть следующие. Во-первых, чтение слова Божия и посещение храма Божия. Во-вторых, милосердие к бедным и несчастным, обнаруживаемое подаянием или приветливостью. В-третьих, молитва и достойное причащение Святых Таин. Средство к поддержанию духовной радости есть еще воздержание от излишнего употребления пищи и пития. Объедение и пьянство омрачают душу, отягощают сердце, возмущают совесть, а потому и отнимают у человека радость. Наконец, последнее и самое могущественное средство к поддержанию в себе духовной радости есть живое представление благ жизни вечной в Царствии Христа и Бога нашего; то средство, которое воодушевляло тысячи святых мучеников и давало силы дивному их терпению в муках за Христа. «После молитвы будем радеть о РУКОДЕЛИИ » 25 О РАСКОЛЬНИКАХ и старообрядцах. Возьмем поклонение Кресту Христову. И православные и старообрядцы чтут благоговейно Крест Христов как орудие нашего искупления; но для православных безразлична форма Креста Христова, для них одинаковое священное значение имеет крест восьмиконечный, шестиконечный, четырехконечный, и даже трехконечный. Дело не во внешней форме креста, а в том, что на кресте Плотью, нас ради, распят Сын Божий. А старообрядцы почитают истинным и спасительным поклонение только кресту восьмиконечному. Предпочтение креста восьмиконечного четырехконечному дает справедливый повод к обвинению их в том, будто Христос спас нас не распятием на кресте, а древами креста. Как это оскорбительно для чистой веры в силу Креста Христова! Церковь разрешает употребление креста ревнителям старого обряда двуперстия, лишь бы они не порицали троеперстия, из-за разности в обряде не хулили Церковь . К сожалению, не так смотрят на это дело старообрядцы – раскольники. Самые тяжкие хулы они изрыгают на троеперстие, не обращая внимания на знаменование этого обряда, на соединяемую с ним веру в Святую Троицу. Пристрастие к излюбленному обряду ослепило их до того, что они стоят за него, как за догмат, забывая, что обряд – не догмат и что если Церковь отменила для чад своих двуперстие, то отменила отнюдь не потому, что восстала против догмата, в нем выражаемого, а единственно потому, что под предлогом догмата раскольники кощунственно сделали этот обряд знамением своей вражды к Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

Храм Всех Святых, в земле Российской просиявших (СНТ Оптимист). Сначала на территории прихода была построена деревянная часовня, которая была освящена в честь иконы Божьей Матери «Владимирская», где прихожане регулярно стали читать акафист Деве Марии. Затем был построен дома причта. В 2007 г. состоялась закладка будущего храма с воздвижением деревянного шестиконечного креста с надписью на памятном камне: «По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия сей памятный крест поставлен в лето 2007 года при начале строительства православного храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших». С того же года начались регулярные водосвятные молебны. Здание церкви было построено из красного кирпича с колокольней. Адрес: 142633, Россия, Московская область, Орехово-Зуевский г.о., п. 1 Мая, СНТ «Оптимист», участок 199, стр. 1. Телефон : +7 (496) 415-10-38 , +7 (968) 789-24-50 Электронная почта: contact@oz-blago.ru Сайт: http://russia-hram.cerkov.ru/pomoshh-prixodu/ Подробнее... Храм Георгия Победоносца (Орехово-Зуево) [ править править код ] Храм Георгия Победоносца (Орехово-Зуево). Основание прихода связано с трагической гибелью футбольной команды «Знамя Труда», которая произошла в мае 2004 года. В автокатастрофе погибли 9 членов команды. В 2007 году возникло предложение увековечить память ребят и построить часовню в честь великомученика Георгия Победоносца. В 2009 году по благословению митрополита Ювеналия был организован приход и дано благословение на устройство храма. В пятилетнюю годовщину гибели спортсменов , в мае 2009 года установлен Поклонный Крест, а в апреле 2010 года начаты работы по заливки фундамента храма. В 2013 году храм был открыт для проведения богослужений, а в 2015 году было совершено его Великое освящение епископом Балашихинским Николаем. Адрес: 142600, Россия, Московская область, город Орехово-Зуево, улица Окрайная, дом 1-А Телефон : +7 (926) 708-22-20 Электронная почта: d.dimitry.f@mail.ru Сайт: http://oz-georg.ru Подробнее... Храм Иконы Божией Матери Боголюбская (Поточино) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Орехово-Зуевск...

В 1905 г. на кладбище были похоронены погибшие 9 января горожане. Православное кладбище было в 1911 г. закрыто для захоронений. Летом 1918 г. верующие образовали общий приход всех кладбищенских храмов, но это лишь на время отложило их закрытие. Преображенскую церковь закрыли осенью 1929 г. и вскоре разобрали на строительные материалы. Фарфоровское (Спасо-Преображенское) кладбище располагалось на территории современного Невского района Санкт-Петербурга, около станции метро «Ломоносовская». Оно образовалось в 1730-х годах при Преображенской церкви казённых кирпичных заводов на Шлиссельбургском проспекте (ныне проспект Обуховской Обороны). Впоследствии здесь возникла Невская порцелиновая мануфактура, позже преобразованная в Императорский фарфоровый завод. В 1902 году к кладбищу прирезали новый обширный участок земли, но котором в 1902-1912 годах по проекту академика архитектуры А.Ф. Красовского выстроена Духовская церковь с уникальным фарфоровым иконостасом. Каменная Спасо-Преображенская церковь была возведена на месте деревянной в 30-е гг. XVIII в. Ее строителем соборная книга называет священника Иродиона Тимофеева. Она находилась напротив современного д. 151 по пр. Обуховской Обороны. По словам историка М. Пыляева, среди жертвователей на ее строительство были императрица Анна Иоанновна («100 руб. да на свечи рубль»), граф Головин (5 руб.), князь Куракин (3 руб.), князь Одоевский (2 руб.), советник Хитрово (1 руб.) и другие. Менее состоятельные люди жертвовали материал. Обжигальщик Нефед Иванов пожертвовал две тысячи штук красного кирпича, приказчик Алексей Деребин сто дюймовых досок. позолоченный Крест на церковь изготовили на деньги купца Прохора Рювищева. К 1830 г. он расшатался, и закреплял его известный мастер Петр Телушкин, исправлявший шпиль Петропавловского собора. В 1845 г. была произведена значительная переделка храма Преображения Господня. Верхний деревянный ярус на колокольне заменили каменным, а шпиль — восьмигранным куполом. Над церковью возвели деревянный со стеклами фонарь с луковицеобразной главой; внутри нее — хоры. Придельные храмы после реконструкции составили одно целое с главным. В 1846 г. четырехконечный крест заменили золоченым шестиконечным. Храм не раз перестраивали, но его гордостью всегда оставался большой колокол с латинской надписью «Soli Deo gloria. Gloria in excelsis Deo. Me fundebat anno 1686 Holmiae Micael Bader», отлитый шведским мастером Михаэлем Бадером. По преданию, он был перенесен сюда из Ниеншанца.

http://sobory.ru/article/?object=37165

Впоследствии м. Евгения со всей обителью перебралась в Сен Жермер де Фли (около Бовэ) в большой дом — когда-то конфискованное правительством здание католического монастыря. Юридически оно арендовалось католическим обществом, но фактически оно зависело от местного католического епископа в Бовэ. Расположившись в новом помещении, мы решили над нашей церковью водрузить православный шестиконечный крест. Каково было удивление, когда от представителя того общества, у которого мы дом наняли, последовал протест и требование — крест снять!.. По просьбе м. Евгении я обратился к епископу в Бовэ с письмом: " …Удивляюсь, что это требование заявлено от Вашего имени… Епископ может только радоваться, что здание увенчано крестом, а не протестовать… " В ответ — молчание. Надежду на создание женского монастыря в " Нечаянной Радости " мне долго не хотелось оставлять. М.Евгения объясняла неудачу отсутствием в эмиграции женских душ, влекущихся к монашеству. Тот женский элемент, который в обитель попадал, были в большинстве пожилые, больные, беспомощные дамы, которым негде было приткнуться. Душ, горящих стремлением к подвигу, не было. Когда я убедился, что у м. Евгении ничего не выходит, я решился на героический шаг в надежде, что это поправит дело. Я списался с монахинями Вировского монастыря , проживавшими в Румынии, и выписал из них трех хороших инокинь с многолетними привычками к монастырскому труду и быту: регентшу, садоводку и простую труженицу. Поначалу они в " Нечаянной Радости " как будто стали прививаться, но вскоре начались горькие слезы… И мне было перед ними стыдно. Монахини заявили, что уедут обратно. М.Евгения пригрозила, что обратится к властям и воспрепятствует отъезду. Тогда они бежали в Медон к священнику о. А.Сергеенко для работы в устроенном им детском приюте. Здесь они заработали себе на дорогу и отбыли в свой прежний монастырь в Румынии. М.Евгения была вне себя и предъявила ультиматум: я — или о. Сергеенко! Так печально закончилась последняя попытка спасти обитель. Вскоре она закрылась, и игуменья м. Евгения уехала в Иерусалим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Спасо-Евфросиниевский , 1 кл., в 3 в. от г. Полоцка. Основан в XII в. св. княжной Евфросинией (см. 23 мая); в 1579 г. был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 г. возвращен в православие; в 1667 г. снова попал в руки иезуитов; в 1820 г., когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 г. передан был духовному ведомству; в 1840 г. восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 г. пр. Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи пр. Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Св. Синода, в 1910 г. Это торжество перенесения св. мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось целый месяц, с 22 апр. по 22 мая. От Киева до г. Орши (Могилевской губ.) св. мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до г. Полоцка и Спасо-Евфросиниевской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В мон. также хранятся: келия пр. Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1161 г. драгоценный шестиконечный крест, длиной в 11¾ верш., с частицами мощей свв. угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот всегда должен пребывать в основанной др. Евфросинией обители. В 1897 г. в мон. освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При мон. женское училище и образцовая цер.-прих. школа. Тадулинский Успенский , 2 кл., в 30 в. от Витебска, на бер. оз. Вымно. Учрежден в 1888 г. вместо мужского мон., существовавшего с 1842 г. на месте римско-католического, основанного в пол. XVIII в. Полтавская епархия Мужские: Густынский Св.-Троицкий , 3 кл., в 8 в. от г. Прилук, на острове Густыне, образованном р. Удаем. Основан в 1610 г. афонским иеросхимонахом Иосафом; в 1793 г. упразднен; в 1843 г. восстановлен. В мон. находится чудотворная Густынская, называемая также Ярмарковой, Смоленская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010