г. Себежа. Монастырь основан около 1600 г. Мстиславским воеводой Иосифом Корсаком. С 1844 г. считается внештатным, а в 1896 г. преобразован из мужского в женский. В нем два храма с тремя приделами. Соборный храм в честь Покрова Богоматери воздвигнут в 1796 г. При этой общежительной обители имеется смешанная церковноприходская школа и иконописная мастерская. Управляет игуменья. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцком уезде. Спасо-Евфросиниевский первоклассный (с 1842 г.) необщительный монастырь, расположенный на правом берегу р. Полоты и в 2 в. от уездн. гор. Полоцка, основан около 1125 г. известной полоцкой княжной прп. Евфросинией, в миру Предиславой. Судьба этой знаменитой по древности и историческому значению для края обители тесно связана с судьбой Белорусского края и в особенности с судьбой города Полоцка. Этот город, подпав в конце XIV в. под власть поляков, долгое время находился под гнетом иноверного правительства и насильно навязанной унии. Обитель в 1579 году была отдана иезуитам, а в 1654 г. возвращена православным. Затем в 16 37 г. она снова достается иезуитам, и снова они изгоняются из Полоцка; в 1820 г. обитель переходит в казну, а в 1832 г. отдается в православное духовное ведомство. Она восстановлена была в 1840 г. по повелению императора Николая I архиепископом Полоцким Василием Лужинским . В монастыре два каменных храма: Спасо-Преображенский, построенный основательницей обители не позже 1160 г., и трехпрестольный в честь Воздвижения Креста Господня. В 1870 г. в обитель были принесены часть мощей прп. Евфросинии Полоцкой, скончавшейся в Греции 23 мая 1173 г. и покоящиеся в Феодосиевской пещере Киево-Печерской лавры. Вещественными памятниками преподобной остаются в основанном ею монастыре ее келья в Спасовом храме и ее драгоценный шестиконечный крест 1161 года, длиной в 11,75 вершка, с заключающимися в нем частицами мощей святых. Крест этот обложен золотым и серебряными листами с мозаичной орнаментикой и 20 небольшими образами, из которых один – Григория Богослова – утрачен. На боковых сторонах его вырезана на славянском языке следующая надпись: «въ л. и. Х покладать фросинь чьстьныи крстъ, въ манастыри въ цркви. стго спса. чьстьно дрво бсцньно сть. акованье его. злото. и сребро. и камнье. и жьнчюгъ. къ р гривнъ. а др… м гривнъ. да низносетьс из манастыр. никогдаже ко ни продати. ни аще се кто прслоушать. изнесть и манастыр да не боуди моу помощникъ. чьстьныи крстъ ни въ сь вкъ ни въ боуд. щин. и да боудеть проклтъ стою животворщею троицею. и стыми тци. ти. семию съборъ стыхъ отцъ. и боуди моу часть съ июдою. иже прда хса. кто же дрьзнетъ сътвори с… властелинъ. или кнзь. или пискоупъ или игоумнь. или инъ которыи любо члвкъ а боуди мой клтваси. фросинь же раба Хва. сътжавъши крстъ сии приметь вчню жизнь съ вс… и с.»

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

122 7089 (1581) г. октября 1-го. Антиминс со св. мощами, холщовый, квадратный в четверть аршина, имеющий на углах нашивки с исподней стороны, в храм Покрова Пресвятыя Богородицы, освятися в 1-й день октября при благоверном Царе Великом Князе Иване, по благословению преосвященного Архиепископа Александра Великого Нова-города и Пскова, лета 7089; пропись рукописная ведена не вокруг антиминса, а обыкновенными строками. На средине крест о шести концах, на подножии, с надписью: Царь Славы icъ хъ, а в подножии: ни ка. По хронолог. реестр. при деле арх. Св. Синода 1841, 693, антим. 3). 7126 (1618) года марта 22-го. Антиминс со св мощами, той же меры, холщевый с нашивками по углам с лицевой стороны, для храма иже во святых отца нашего Николы Чудотворца, освятися лета 7126 марта в 22-й день, при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея Русии и при Митрополите Исидоре Великого Нова-города. Пропись рукописная идет строками вокруг антиминса. На средине оного начертан крест о шести концах с подножием, подобно как на предыдущем антиминсе и с надписями вверху креста: Царь Славы; ниже сего по сторонам креста: ic хс ни ка копие тр ст м л р б. (Там же 5). 7135 (1627) года апреля 8-го дня. Антиминс со св. мощами, в меру одинаковую с предыдущими, холщевый, имеющий на углах нашивки спереди, для церкви св. чудотворца Николы освятися лета 7135 апреля в 8-й день, при благоверном Царе Михаиле всея Руси и Патриархе Московском и всея Руси Филарете. Пропись рукописная ведена не вокруг антиминса, а обыкновенным порядком. На сем антиминсе против частицы св. мощей намечен крестик шестиконечный с подножием и надписью: Царь Славы ic. хс. (Там же 8). 123 От древности сохранилось не мало четыреконечных крестов, кои христианами были чтимы наравне с шести- и осмиконечными. (Указание о таких крестах X, XI, XII, веков и далее см. в Истории Русской церкви Преосв. Макария, Архиепископа Харьковского, изд. 1868 г., т. I, стр. 80, т. стр. 97 и т. д.). 124 7131 (1623) года января 12-го. Антиминс со св. мощами, квадратный, в. четверть аршина, холщевый, с нашивками на углах спереди, для храма во имя иже во святых отца нашего Василия Великого Кесарии Капиадокийския, освящен лета 7131 января 12-го при благоверном Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче, и при его богомольце святейшем Патриархе Филарете Московском , и при его матери инокине Марфе и преосвященном Архиепископе Тверском Пафнутии. Пропись на антиминсе ведена строками вокруг оного. На средине его явственно начертание четвероконечного креста, сделанное св. миром довольно толсто и как бы перстом. (Дело арх. Св. Синода 1841 г., 693, хронол. реестра 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

над этим изображением, за каймою круга, в котором изображен орел, между словами царского титула, виден крестик четвероконечный . На одной стороне печати Иова патриарха, именно на той, на которой начертаны его имя, титул и благословляющая рука, вверху, между двумя ободками, изображен также крестик четвероконечной формы. На печати архиепископа Суздальского и Торузского Иова на одной стороне изображена Божия Матерь, восседающая с Предвечным Младенцем на престоле. В руке Божественного Младенца четвероконечный крестик такого вида: 4. В грамоте государя царя Михаила Феодоровича, посланной «в Любек бургомистрам, ратманам и палатникам: о возвращении, по ходатайству их, посаднику Григорию Мундинусу товаров, отобранных в казну у прикащика его Баингарта за злоумышленность и непорядочное поведение в гор. Архангельске» (писано в 1618 году, в августе), приложена под кустодиею на красном воске печать, на которой между главами орла изображен шестиконечный крестик, а выше за ободком, один над другим, три четвероконечных крестика при начале каждой из трех строк полного царского титула. 5. Пред началом грамоты от Александрийского патриарха Герасима к государю царю Михаилу Феодоровичу, в коей первосвятитель, благодаря за присланные к нему с Иваном Коровянным и иеродиаконом Сергием дары, изъявляет сожаление его о кончине родителя государева патриарха Филарета и утверждает избранного на его место патриарха Иоасафа (писано в 1635 году в октябре), начертано следующее изображение четвероконечного креста с греческой надписью: А в конце, пред подписью патриарха, следует фигура креста, начертанного скорописью: Что же опять следует из всего сказанного об изображениях креста в государственных грамотах и договорах? То, что кресты четвероконечной формы употреблялись у нас, в России, если не чаще, чем кресты всякой другой формы, то наравне с ними. Что же касается почтения, воздававшегося кресту той или другой формы, то оно, конечно, было одинаково, потому что на всякий крест смотрели как на один крест Христов и не знали различия между четвероконечным, шестиконечным и восьмиконечным крестами. А в Греции и не знали другого креста, кроме четвероконечного, и в начертании его позволяли себе свободу, пиша его или в виде римской буквы f, или похоже на греческую букву ψ, и иначе как-либо, и все именовали крестом Христовым, не споря о концах или прямизне составов креста. IV. О древнейших памятниках креста, взятых из книги под заглавием «Чтения в Императорском Московском обществе Истории и Древностей Российских»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Я уже говорил, что двуперстие не имеет той последовательности в образовании троического таинства и воплощения Господня, какую видим в благословении трикирием и дикирием. Когда архиерей благословляет трикирием и дикирием, то трикирий берет в правую руку, а дикирий в левую, и сим показует первее исповедание Троического превечного таинства, и потом воплощение Господне, бывшее под леты; а в двуперстном сложении наглядно исповедуется прежде таинство двух естеств, а потом таинство Святыя Троицы. А притом благословение иерейское совершается не однообразно, но иногда честным крестом, иногда святым Евангелием, даже и хлебом и спицею, как в крещении и елеопомазании больного: посему требовать в нём единообразия с положением на себе крестного знамения нет достаточного основания, а паче важно, чтобы в употреблении оного было согласие с вселенской церковью, в которой установлено благословлять именословно в соответствие благословению святым Евангелием и святым крестом, которое есть также благословение именем Иисуса Христа, и во исполнение реченного ко Аврааму: о семени твоем (еже есть Христос) благословятся вси языцы. Разговор третий Старообрядец. Скажите, ради какого возвождения к лучшему, или ради какого однообразия сделано изменение в печатании просфор? Почему вместо креста восьмиконечного повелено печатать просфоры крестом четвероконечным? Была ли в том изменении какая-нибудь потребность? Так, о кресте шестиконечном в церковной песни на праздник Воздвижения свидетельствуется: «Ты ми покров державен буди тричастный кресте Христов: верою поклоняюся тебе и славлю тя». Тричастный крест имеет только три части, или древа, а потому концов имеет только шесть, то есть не имеет или титла, или подножия. Несмотря на то, что в нём единаго древа недостает, церковь поклоняется ему верою и славит его, и нарицает крестом Христовым. А что крест четвероконечный должно так же почитать, как восьмиконечный и шестиконечный, это доказывается всеми церковными тайнодействиями, которые совершаются именно четвероконечным крестом: таинство святого миропомазания, таинство елеосвящения над больными, освящение воды в таинстве крещения, – все сии священнодействия совершаются воображением креста четвероконечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

21. О выражении: истощание, вместо: излияние, прилагаемом к лицу Христа Спасителя. 22. Об употреблении выражения: во плоти, вместо: в плоть. 23. О выражении, что Сын Божий родился на небеси. 24. Об употреблении слова: даровав, вместо: отмыв. 25. Об употреблении в молитве: «Господи и Владыко живота моего», выражения: не даждь ми, вместо: отжени от мене. 26. Об употреблении выражения: Душе истины, вместо Душе истинный. 27. О выражении: дух лукав, в молитве, читаемой в совершении таинства крещения. 28. О выражении: веков, вместо: веком. 29. О выражении в заклинательной молитве мученика Трифона: еще заклинаю вас великим именем, и прочая. 30. О том, что слово господь прилагалось иногда, в значении слова: господин, к лицу святителей и царей. Отделение третье. О кресте Христовом. 1. О кресте четвероконечном и освиконечном. 2. Свидетельства греческих и славянских древних памятников о безразличном употреблении креста четвероконечного, шестиконечного и осмиконечного. 3. О древах креста. 4. Об изображении креста в произнесением имени Святыя Троицы. 5. О крестообразном благословении перстнем при обручении жениха с невестою. 6. О том, что крест латинский есть также крест Христов, и чем латиняне разнствуют от православных в почитании креста Христова. Отделение четвертое. О перстосложении для крестного знамения. 1. О древности именословного сложения пестов для благословения. а) Свидетельства мозаических и фресковых изображений и древних икон, обретающихся на Востоке, в России и других странах. б) Свидетельства миниатюрных и политипажных изображений, обретающихся в древлеписьменных и древлепечатных книгах, хранящихся в разных библиотеках. в) Свидетельства изображений на древних святительских облачениях, покровах, пеленах и других церковных принадлежностях. 2. О древности троеперстного сложения для ограждения себя крестным знамением. а) Свидетельства св. нетленных мощей, древних икон, фресков и миниатюр. б) Свидетельства, обретающияся в книгах богослужебных, катихизических и исторических.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vypiski-...

Наступила другая седьмица. Она называлась по-церковному – Неделя о блудном сыне . За всенощной пели еще более горькую песню, чем «Покаяние», – «На реках Вавилонских» . В воскресенье пришел к нам погреться Яков Гриб. Присев к печке, он запел старинный стих «Плач Адама»:   Раю, мой раю, Пресветлый мой раю, Ради мене сотворенный, Ради Евы затворенный.   Стих этот заставил отца разговориться. Он стал вспоминать большие русские дороги, по которым ходили старцы-слепцы с поводырями. Прозывались они Божьими певунами. На посохе у них изображались голубь, шестиконечный крест, а у иных змея. Остановятся, бывало, перед окнами избы и запоют о смертном часе, о последней трубе Архангела, об Иосафе-царевиче , о вселении в пустыню. Мать свою бабушку вспомнила: – Мастерица была петь духовные стихи! До того было усладно, что, слушая ее, душа лечилась от греха и помрачения!.. – Когда-то и я на ярмарках пел! – отозвался Яков, – пока голоса своего не пропил. Дело это выгодное и утешительное. Народ-то русский за благоглаголивость слов крестильный крест с себя сымет! Все дело забудет. Опустит, бывало, голову и слушает, а слезы-то по лицу так и катятся!.. Да, без Бога мы не можем, будь ты хоть самый что ни на есть чистокровный жулик и арестант! – Теперь не те времена, – вздохнула мать, – старинный стих повыветрился! Все больше фабричное да граммофонное поют! – Так-то оно так, – возразил Яков, – это верно, что старину редко поют, но попробуй запой вот теперь твоя бабушка про Алексия человека Божия или там про антихриста, так расплачутся разбойники и востоскуют! Потому что это… землю русскую в этом стихе услышат… Прадеды да деды перед глазами встанут… Вся история из гробов восстанет!.. Да… От крови да от земли своей не убежишь. Она свое возьмет… кровь-то! Вечером увидел я нежный бирюзовый лоскуток неба, и он показался мне знамением весны – она всегда, ранняя весна-то, бирюзовой бывает! Я сказал про это Гришке, и он опять выругался. – Дам я тебе по затылку, курносая пятница! Надоел ты мне со своей весной хуже горькой редьки!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Так же в библиотеке в греческих харатейных древних рукописях но многих изображены благословляющие руки именословно, чему я многажды был самовидец, и каждому посетителю это самому можно видеть. Но нашим слепцам и невеждам все темно, и ничего не хотят разыскивать, а только говорит, было бы по-нашему. Но когда так: зачем же вы называете ересью то, что в восточной святой Церкви принято и содержимо было издревле и до ныне соблюдается. 57. О четвероконечном кресте, который раскольники хотя и хулят, но сами почитают и повсюду употребляют Скажу и о четвероконечном кресте. В православной Церкви вы называете ересью то, что якобы она приняла един четвероконечный крест, но восьмиконечный отвергла. Но это ложь и клевета. Ибо святая восточная Церковь все кресты восьмиконечный, шестиконечный и четвероконечный равно почитает и покланяется. Так равно и вы хотя ругаете и хулите четвероконечный крест, но вместе и почитаете и уважаете его не меньше восьмиконечного, хотя сами сего не понимаете. Ибо, ограждая себя крестным знамением, творите четвероконечный крест; так же благословляетесь, все тайны тем же совершаются, и повсюду нашит на священных одеждах четвероконечный крест. Зачем же вы называете в православной Церкви то ересью, что и сами почитаете? Не явно ли, что это только одна злоба, невежество и клевета ваша на святую Христову Церковь ? 58. О том, О том, что литургия божественная служится не на пяти, и не на седьми просфорах, а только на одном агнце Еще в православной Церкви называете ересью то, что яко бы она убавила две просфоры. Прежде, говорите, служили на семи, а ныне служат на пяти просфорах. Но это одно невежество и клевета. Ибо ни в каких древних служебниках не положено служить на семи просфорах, так же и в исправленных служебниках нигде не показано служить на пяти просфорах. Но как в древних, так равно и в исправленных повсюду положено служить литургию на одном агнце-Христе Спасителе. А на семи и на пяти агнцах служить литургию и слуху в Церкви никогда не бывало. Хотя в великий пост и бывают запасные агнцы для преждеосвященной литургии, но и то считается за один агнец.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Реконская Троицкая пуст., общ., в 45 в. от г. Тихвина, при р. Рекони. Основана до 1676 г.; в 1764 г. упразднена; возобновлена в 1860 г. Здесь находится древняя чудотворная икона Св. Троицы, известная с XIII в. Рождество-Богородицкий Антониев , 2 кл., в Новгороде, на бер. р. Волхова. Основан пр. Антонием Римлянином (см. 3 авг.). Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы построен пр. Антонием, освящен в 1119 г. и сохранился до наших дней. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860 г., открыто почивают мощи пр. Антония и под спудом почивают мощи свв. 5-ти братьев Алфановых: Никиты, Кирилла, Никифора, Климента и Исаакия (см. 4 мая). К числу достопримечательностей мон. относятся: колокол (весом в 1 п. 10 ф.) и 6 мозаических икон XII в., каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы или морская трость, которую пр. Антоний, по преданию, держал в руке, во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных паникадила и две фелони, по преданию, принадлежавшие пр. Антонию. В память открытия мощей пр. Антония ежегодно совершается в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора в мон.: по окончании литургии св. мощи обносятся с крестным ходом вокруг монастырского соборного храма. Савво-Вишерский , зашт., общ., в 10 в. от Новгорода, на бер. р. Вишеры. Основан в 1417 г. пр. Саввой Вишерским (см. 1 окт.); в 1764 г. упразднен; в 1769 г. восстановлен. Здесь почивают под спудом мощи пр. Саввы; в приделе его имени замечательна икона, писанная после кончины преподобного; в часовне мон. хранится крест, водруженный пр. Саввой. Свято-Духов , зашт., общ., на р. Мсте, при г. Боровичах. Основан в 1327 г. Здесь хранится часть мощей св. Иакова Боровицкого (см. 23 окт.). В день Пятидесятницы и Введения во храм Пресвятой Богородицы совершается крестный ход из мон. в городской собор, в день Сошествия Святого Духа и 23 окт. – из собора в мон. Сковородский Михаиловский , 3 кл., в 4 в. от Новгорода, на бер. р. Волхова, в местности, углубленной в середине с отлогим возвышением по краям, на подобие сковородки. Основан в 1355 г. св. Моисеем (см. 25 янв.). В мон. находится древняя икона святит. Николая и хранится деревянный крест, который был положен в гроб со св. Моисеем и лежал 300 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Я говорил так о кресте четвероконечном не потому, что совершенно отвергал восьмиконечный или шестиконечный крест, но для того, чтобы заградить уста безумцев и не знающих, в чем заключается сила почитания Креста Христова. В особенности же это нужно показать для изъяснения того, почему мы почитаем другие святые вещи, как, в частности, и святой Крест. Мы почитаем, например, святое Евангелие, в котором имеются многие вещи: бумага и чернила, которыми написаны на бумаге слова Христовы и вся история жизни Христа и первого христианства. Иногда оно бывает обложено серебром, золотом и многоценной парчой. Что же мы почитаем, когда поклоняемся святому Евангелию, и в чем сила поклонения ему? Почитаем ли мы серебро и золото или парчу, бумагу? Думаю, что ни один из православных не скажет этого. Что же мы почитаем? Почитаем слова Христовы, учение Христово и всю историю жизни Христовой, и, следовательно, ради этого почитаем и все Евангелие. Затем, когда мы поклоняемся святой иконе, например, иконе Христовой или Богородичной, или какого-либо святого, то что мы почитаем? В иконе также имеются многие вещи: доска, краски, которыми пишет иконописец, и изображение первообраза. Что же мы почитаем в ней? Доску ли, или краски, или изображение, ради которого почитаем и всю икону? Если же мы почитаем ее ради изображения первообраза, то ясно безумие тех некоторых людей, которые не хотят почитать новые иконы и почитают только иконы старые, закоптелые, а также и новые, когда закоптят их дымом. Они почитают не изображение первообраза в иконе, а дым, черноту, грязь и копоть, и говоря последовательно, они не христиане, а идолопоклонники. Из вышесказанного становится ясным безумие и таких, которые почитают только то изображение, которое сделано на доске, и не хотят почитать изображений, сделанных на холсте, бумаге или иной вещи. И таковые почитают не изображение, а доску и дерево и являются идолопоклонниками, забывая, что Сам Христос Господь дал изображение Свое царю Авгарю не на доске, а на полотне. Но да будет известно, что мы не отвергаем древние иконы, но почитаем их, особенно чудотворные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Внизу же, на левой стороне этого шестиконечного креста, под образом Св. Пантелеимона Целителя вырезана мелкими буквами подпись мастера: «ги помози рабоу своем Лазорю нареченному богъши съдллвшемоу крьстъ сии цркви стаго спаса и фросиньи.» Этот крест находится в Спасском храме монастыря, в келье прп. Евфросинии, с 1842 года, а до этого времени с 1563 г. был в Полоцком Софийском соборе, в 1596–1839 г. принадлежавшем униатам. При монастыре есть церковноприходская школа и трехклассное училище на 120 девочек. Управление игуменское. Тадулинский Успенский монастырь в Витебском уезде. Обитель эта находится на берегу озера Вымно, в 18 в. от заштатного г. Суража и в 30 в. от губерн. г. Витебска. Здесь в 1740 г. князь Тадеуш Огинский основал мужской католический монастырь, на месте которого в 1842 г. и была учреждена второклассная необщежительная православная мужская обитель. В женский монастырь она переименована в 1888 году. Управляется игуменьей. Волынская губерния Обителей мужских 10, женских 5. Мужские обители Богоявленский монастырь в г. Житомире. Эта нештатная необщежительная обитель находится на Николаевской улице г. Житомира и открыта в 189S г. в силу ходатайства Модеста, архиепископа Волынского. Она находится в ведении Успенской Почаевской лавры. Храмов два: Богоявленский с приделами в честь Почаевской иконы Богоматери и во имя Св. Николая Чудотворца и построенный при корпусе братских келий храм во имя Воскресения Христова. Святыню монастыря составляет находящаяся в Богоявленском храме с основания монастыря копия с Почаевской иконы Богоматери, которую по указу консистории от 3 авг. 1899 г. разрешено носить по домам жителей г. Житомира. При монастыре имеется живописная школа и странноприимный дом для богомольцев, а у подошвы горы монастырской усадьбы сооружена часовня над колодцем, по преданию, древним, принадлежавшим римско-католической общине сестер милосердия – шариток. В Преполовение и 1 августа здесь совершается водоосвящение. Дубенский Крестовоздвиженский монастырь в г. Дубно. Находится он на окраине города и расположен на острове, образовавшемся от разлива р. Иквы. Основанный не позже первой половины XV в. князьями Острожскими, он во второй половине XVI в. достиг цветущего состояния благодаря заботам поборника православия кн. Константина Острожского. Однако он не избег общей участи волынских монастырей: в 1660 г. он был обращен насильственно в унию и только в 1795 г. возвращен в православие, но ненадолго, так как в 1800 году опять достается монахам-базилианам и находится у них до 1822 г. В этом году он окончательно становится православным и обращается в приходскую церковь . Согласно с определением Св. Синода от 2 июля 1860 г., церковь в следующем 1861 г. обращается вновь в монастырь, приписной к Почаевской лавре, а в 1904 г. возводится на степень 2 класса и становится самостоятельным. Управляют им архимандриты-наместники Успенской Почаевской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010