Липовка. Церковь Сергия Радонежского. Карта и ближайшие объекты Фамильный храм Бехтеевых во имя преп. Сергия Радонежского, после 1917 года был разграблен, долгое время использовался как зернохранилище, а потом был попросту заброшен. В настоящее время храм находится на реставрации, но до завершения ее понадобится много средств и времени… До наших дней на главном куполе храма сохранился крест с венцом и полумесяцем. Существует предание, будто бы однажды пришли в этот храм венчаться родные брат с сестрой. Но таинство не состоялось, потому как налетел внезапно сильный ветер и забросил один из венцов прямо на купольный крест, где он и поныне находится. Крест на главном куполе существенно покосился. Этот крест – подлинное произведение искусства. Конструкция его включает верхний восьмиконечный православный крест меньшего размера, который переходит в нижний четырехконечный большой крест, в свою очередь украшенный по бокам семью малыми крестами. Всё это покоится на полумесяце, на концах которого расположены две шестиконечные звезды. Еще четыре звезды помещены между перекладинами большого креста. Уцелели также несколько херувимов из металла в подкупольном пространстве снаружи храма. http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4603 Данные 1905 год: " Село Липовка отстоит от Орла в 200 верстах, от Ельца в 35 верстах. Приход села Липовки находится при течении двух рек Дона и Липовка; от ж.д. ст. «Дон» село находится в 12 верстах. В состав прихода входит село и деревни Александровки (Писаревки), Васильевки, Варваровки, хутора «Хорошего» (Большая гора) и Николаевки. Количество прихожан обоего пола 2114. Храм каменный, трехпрестольный, главный во имя преп. Сергия, Радонежского Чудотворца, приделы во имя Священомученика  Никиты Елискова Мирского (? Прим. модератора: " Елискова Мирского " копируется от сайта к сайту) и во имя Всех Святых. Недалеко от церкви стоит часовня на месте когда-то сгоревшего храма. Время постройки ныне существующего храма неизвестно. Причт 3 членный. Церковной земли 35 десятин. Имеются школы – земская и грамоты.

http://sobory.ru/article/?object=11769

По законам бульварной прессы Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8-15 сентября. – Сретение Владимирской иконы. – Золотой крест на Афоне. – Теракты и панихиды. – Сектантский омут. – Церковь против наркомании. – Несостоявшаяся исповедь Толстого. - Усекновение главы Иоанна Предтечи. – Фальсификации и манипуляции. – Хронические болезни СМИ. – «Мирская жизнь». – Материалистические поиски души. – Святые Александр Невский и Даниил Московский. Прошлая неделя для православных верующих началась с праздника – Сретения иконы Владимирской Божией Матери. В этот день богослужение в московском Сретенском монастыре возглавил предстоятель Японской православной церкви митрополит Токийский и всея Японии Даниил (Нусиро), сообщает агентство «Регионы России» . «В престольный праздник обители ему сослужили епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), наместник монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), а также представители духовенства из Японской, Грузинской и Русской Церквей. На богослужении пел хор Сретенского монастыря, причем некоторые песнопения исполнялись по-японски... После богослужения Митрополит Даниил обратился к молящимся с проповедью, в которой подчеркнул, что «мы братья и сестры во Христе, хотя и принадлежим к разным государствам и национальностям». В этот же день агентство «Благовест-Инфо» сообщает о «русском священнике», по инициативе которого был позолочен трехметровый золотой крест на вершине Святой горы Афон». «Шестиконечный железный крест был установлен в 1882 году русскими на самой вершине Афона - на высоте 2033 метров над уровнем моря. За сто двадцать лет он весь покрылся ржавчиной». Золочение креста было осуществлено клириком Московской епархии Русской Православной Церкви протоиереем Сергием Конобасом и двумя его прихожанами - кандидатом медицинских наук Дмитрием Балалыкиным и юристом Игорем Аккуратовым. После Божественной литургии в Преображенском храме на вершине Афона «в течение четырех часов совершалось золочение креста: сначала с помощью кислоты была удалена вся ржавчина, потом крест был трижды покрыт жидким золотом и наконец - покрыт защитным слоем эпоксидного лака».

http://pravoslavie.ru/4848.html

VII. Рисунки на антиминсах На сохранявшихся до настоящего времени антиминсах XII, XIV–XVII веков находится изображение креста Господня. Оно «служило знамением, что на антиминсах священнодействуются страдания Христовы, и что они изображают погребение Христово» (Сим. Солунск. Нов. Скриж., ч. 3, гл. 8, § 10). Антиминсы, имея назначение – находиться на престоле – содержали тоже изображение, какое было в древности на верхней стороне одежды престола. В Менологии X века, Императора Василия, находится несколько рисунков престола, облеченного священною одеждою 110 . На них, на верхней стороне одежды, изображен четыреконечный крест. Верхняя сторона одежды иногда изображена из одинаковой материи с боковыми её сторонами, иногда из особой, имеющей свой рисунок. Но в том и другом случае изображены углы около креста, составляющие собою четыреугольник, в средине которого находится крест. Если бы углы были ближе к изображению креста, а не у самых краев престола, то они были бы подобны нашивным углам, бывшим на антиминсах, о которых сказали выше. Но их нельзя признать за антиминсные углы потому, что между углами изображены кружечки, которые составляют один рисунок вместе с углами и показывают, что эти углы не суть углы антиминса для пришития его к престолу, а служат только украшением верхней одежды престола. На одном же рисунке Менология находится такое изображение креста с углами, кроме верхней стороны престола, на боковой стороне его одежды (30-го января) 111 . Изображение на древних антиминсах креста было неодно образно даже в одно и то же время и в одном и том же месте России. На антиминсах был изображаем крест и осмиконечный, и шестиконечный 112 и четыреконечный. При этих крестах рисовали то копие и трость с губою, то – и подножие с несколькими ступенями, то, вместо подножия – гору Голгофу, то под Голгофою Адамову главу. И около креста писали не всегда одну и ту же надпись. Укажем на антиминсы с такими рисунками, описанные более ясно и определенно. Изображение осмиконечного креста без копия и трости и без подножия находится на антиминсах, хранящихся в Тверском кафедральном соборе 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Приложения Опись антиминсам, находящимся в ризнице Александро-Невской лавры Антиминсы писанные Здесь не будем повторять описания пяти антиминсов, найденных в Новгородском Николо-Дворищском соборе, – трех антиминсов, открытых в Новгородской церкви XII Апостолов; так как они обстоятельно описаны Архимандритом, ныне Епископом, Макарием в Известиях Императорской Академии Наук (Том VI, стр. 86–92) и, кроме того, антиминс XII-ro столетия – г. Срезневским в Христианских Древностях, Прохорова (1862, кн. 4). (О них см. выше, стр. 149–153, 41 и 231). Но с антиминса XII-ro века, как древнейшего, начинаем опись. 1) Антиминс 1149 года замечателен, как выше сказано, по своей древности, величине и тем, что в нем не было св.мощей. Прилагается здесь рисунок с него (находящийся и в издании Прохорова) как с самого древнего (см. рисунок на листе А). 2) Холщевый – 3 1 / 8 вершка в ширину и столько же в высоту; в храм Положения честныя ризы Богородицы; от сотворения мира 6994 (от Рождества Христова 1486); с св. мощами 264 . На нем изображен шестиконечный крест на подножии, и при кресте слова: «IC. ХС. HI. КА, Царь Славы». Надпись не у краев и не кругом антиминса, а на средине его, следующая: «Освятися олтарь великого Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честного Положения ризы, смиренным Архиеписком Иоасафом при благоверном Князе Иване Васильевиче и сыне его Великом Князе Иване Ивановиче в лето 6994 на память Покрова Пресвятой Богородицы». Антиминс имеет пришивные наугольники (см. рисунок на листе Б). Этот антиминс найден в упраздненной деревянной церкви во имя Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы, состоящей Новгородской губернии, Кирилловского уезда, в селе Бородаеве, в 3-х верстах от Вогнемской приходской церкви. Священник этой церкви и благочинный Павел Левитский, нашедший этот и другие два антиминса, в рапорте, при котором представил 1866 г. ноября 14-го три антиминса, между прочим писал, что «по преданию старожилов, церковь и крестьяне села Бородаева принадлежали в старину Ферапонтову упраздненному монастырю, который здесь имел скотный двор, большую запашку, сенные покосы и рыбные ловли на реке Шексне. Жила здесь и братия из Ферапонтовой обители». Особенность этого антиминса – малая величина его, изображение на нем креста, место мощей – внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Кому помешали Кресты? В России участились случаи удаления православных Крестов с государственных и публичных символов Наталья Варламова   14:23 19.02.2024 484 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Как известно, в последние полгода – год в России то и дело предпринимаются попытки открыть новое окно Овертона: участились случаи удаления православных Крестов с государственных и публичных символов, и эти действия уже не кажутся случайными. Некие комментаторы назвали такие попытки «крестопадами», хотя, думается, они очень поторопились. Большой резонанс в православной среде москвичей и всей страны вызвало неожиданное решение (от 23.01.2024г.) муниципальных депутатов московского округа Зеленограда изменить герб муниципального образования. На нём было изображено стилизованное здание православного храма – Никольского, 1827 года постройки, и здание венчал православный Крест (почему-то шестиконечный). В новом варианте 2024 года Крест со здания исчез, ибо никак нельзя считать Крестом некую едва различимую круглую нашлёпку на куполе. Задним числом на рисунке эта нашлёпка превратилась в крошечный четырехугольный крест. В описании же (эталоне) герба о Кресте не сказано ничего!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/ko...

ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ТАИСТВА И ОБЫЧАИ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРАВОСЛАВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ТАИСТВА И ОБЫЧАИ [ скачать zip (KB), удобно для печати ] СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Для лучшего ознакомления с Преданием нашей Церкви передаем в Ваши руки настоящую книгу. Она введёт Вас в вопросы литургической жизни, которая являет собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной Церкви. Обилие православных Богослужений, глубина их символики, требуют объяснения для более сознательного, активного и живого в них участия. Восприятию предлагаемой совокупности тем послужат не столько тексты, сколько наглядные рисунки. В 15 разделах мы рассматриваем такие вопросы, как крест и его символика, понятие иконы, Церковь. Св. Таинства, священнодействия и некоторые православные обычаи. Горячо призываем Вас к усердному учению и восполнению своего знания, чтобы благодаря ему еще более полюбить и активнее включиться в жизнь нашей Православной Церкви. КРЕСТ И ЕГО СИМВОЛИКА Апостол Павел пишет: " ... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия " (1 Кор 1, 18). Вот почему знак креста в жизни правосланых христиан играет существенную роль. Крестное знамение предваряет все молитвы, богослужения, Таинства и священнодействия Православной Церкви. Имеются различные формы креста: греческий равноконечный, латинский четырехконечный, шестиконечный и восьмиконечный. Формы креста - крест латинский четыхконечный - крест шестиконечный - крест греческий равноконечный - крест восьмиконечый Верхняя перекладина это - дощечка с надписью на трех языках; Нижняя перекладина это - подпорка под ноги. На восьмиконечном кресте, на верхней перекладине надпись: " Иисус Назарянтн - Царь Иудейский " , бывшая на Кресте Христом.

http://zavet.ru/novoazy.htm

М.А. Пресняков " Озеро Шотозеро " . Каменьнаволок. 1999. Часовня расположена в самом начале деревни, если ехать со стороны деревни Соддер, на территории деревенского кладбища, в самом центре густого ельника. А совсем рядом - старинный поклонный крест начала 19 в. под навесом. Не каждый разглядит эти памятники с дороги. Но именно здесь находится основной въезд в деревню. Строение было поставлено в середине XIX в. Часовня представляет собой традиционную для того времени постройку клетского типа. Основное здание состоит из молельного помещения, сеней и небольшого крыльца. Над пространством сеней возвышается колокольня. Само здание целиком деревянное, внутри и снаружи обшито тесом. На колокольню ведет лестница из сеней. В нескольких метрах от здания часовни находится поклонный шестиконечный крест. Установлен на деревянной площадке, крытой резной кровлей. Часовня всегда открыта для паломников, за ней пристально присматривают местные жители. Возможно, именно из-за сохраненной православной веры, точнее, из-за людей, живущих в вере в этих местах - часовня не была разграблена до основания - часть родных икон, хоть и в очень плохом состоянии (уже не пригодны для реставрации) украшают часовню и напоминают о силе и глубине христианской веры в этих местах. Часовня с крестом входят в список объектов культурного наследия, находящихся на территории Пряжинского муниципального района. Каменьнаволок - одна из старинных деревень, которые стоят по берегам водоемов, входящих в бассейн реки Шуя (в верхнем течении - Суойоки и Тарасйоки). Расположена на берегу живописного озера Шотозеро в Пряжинском районе Республики Карелия. Как и все деревни по берегам озера Шотозера - основный промысел местных жителей во все времена - рыбалка. В деревне находятся три архитектурных памятника - усадьба Филиппова, часовня Николая Чудотворца и старинный поклонный крест. Усадьба Филиппова находится на самом берегу озера, обнесена забором и состоит из дома, большого амбара и бани. Построена была местными жителями - братьями Филипповыми. В настоящее время это обычный частный дом. Часовня и поклонный крест являются одними из интереснейших памятников православной архитектуры и христианского наследия.

http://sobory.ru/article/?object=11242

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви В конце лета, 25 августа, исполняется год со дня трагического пожара в соборе во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка, который был возведен в 1835 году по проекту архитектора Василия Стасова (подробнее о храме читайте на стр. 41). Напомним, что тогда огонь, разгоревшийся на строительных лесах, полностью уничтожил второй по величине в Европе деревянный купол. Однако причины возгорания до сих пор не названы. По словам настоятеля собора протоиерея Геннадия Бартова, при возведении строительных лесов были соблюдены все необходимые условия: пожарные сами пропитали их антипиренами, дав двухлетнюю гарантию на свою работу, на всех уровнях имелось необходимое количество огнетушителей. Все рабочие проходили обязательную проверку службы безопасности собора, и случайный человек на куполе оказаться не мог. К тому же рабочие в тот день получили зарплату и примерно на двадцать минут раньше ушли с работы. Более того, за час до пожара отец Геннадий лично поднимался на леса центрального купола с представителями строительной компании, чтобы определить каким именно образом демонтировать для реставрации старый крест. Ничего подозрительного он не заметил. По свидетельству очевидцев строительные леса центрального купола загорелись одновременно в трех разных местах, причем на разных высотах. Никаких электроинструментов у рабочих, разбиравших старую кровлю, как утверждают в соборе, не было. Вместе с тем, в прокуратуре, которая вот уже почти год ведет следствие, среди возможных версий в первую очередь вспоминают именно про старую проводку. Однако окончательных выводов так и не сделано. Елена Ордынская, старший помощник прокурора Санкт-Петербурга по связям с общественностью, лишь разводит руками: «Говорить о результатах следствия пока рано, на настоящий момент нет никакого официального решения. Была проведена одна экспертиза, но она не дала четких ответов. Сейчас ведется вторая, она еще не завершена, и пока у нас не будет экспертного заключения, мы не сможем назвать причину пожара или отдать предпочтение какой-то версии». Нет своей версии и у настоятеля храма. Отец Геннадий говорит, что анализ фотографий и видео, сделанных прихожанами в первые часы трагедии, нисколько не прояснили картину. Все бытовые версии были отвергнуты одна за другой. Но и в пользу поджога, например совершенного экстремистами, не довольными открытием на куполах исторических шестиконечных звезд (некоторым клирикам храма прямо угрожали незадолго до пожара), нет никаких фактов.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/19...

Петрилово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Строитель - местный помещик, по словам жителей деревни. Проходит в описании Успенской церкви в селе Гагарина как соседний приход. В церкви сохранилась дощечка с надписью: " Закладена сия церковь на праздник 20 августа 1906 года " . Глава над шатром и кровля шатра утрачены. Расположена церковь в центре села у проселочной дороги. Выполнена из бруса в псевдо-русском стиле. Схема взята ценричная, кресщатая. В основе плана положена крестчатая " клеть " . При равных лопастях " креста " фронтоны их сделаны разными, так восточный и западный уширены для прируба с восточной стороны трапецевидной трехстенной алтарной пристройки, а на западе - такой же ширины трапезной, на перекрещивающихся балках соответствующих ширине поперечных лопастей и трапезной, а они равны, поставлен восьмериковый барабан, завершающийся шатром. Рукава креста и трапезная покрыты на два оката на коньках восточного и западного рукава поставлены небольшие металлические главки на металлических шеях. Внутри церковь обшита доской и покрашена. В алтаре сделан подшивной потолок имитирующий коробовый свод, в центре которого написано " Всевидящее око " в треугольнике. Шатер изнутри зашит тоже досками с восьмигранным " небом " , в котором вкомпанована роспись - равноконечный крест с вырезными окончаниями рукавов и с голубем в круглом среднике - " Дух святой " . Других росписей в церкви не было, освещается интерьер строенными окнами с южного и северного фасада, по два окна сделано в трапезной и алтарном прирубе. Восьмигранный барабан имеет четыре окна, расположенные по странам света. Снаружи весь сруб обшит профильной вагонкой. Входная часть оформлена наиболее богато. Так у сруба трапезной нижние шесть венцов имеют выпуски с фигурным обрезом и уширением книзу. Филенчатая дверь украшена в верхних филенках накладными шестиконечными, а в нижних - четырехконечными крестами. Над дверью помещена икона на металле с верхним обрезом в три лопасти. На ней изображены три фигуры: средняя - в рост - Христос с боков коленопреклоненые плохо читаемые фигуры. Возможно это " Вознесение " -храмовая икона. Дополняют декоративное убранство храма детали пропильной резьбы. Так коневые и крайние, над срубом, слеги сделаны с резными выпусками. Фронтоны оформлены полусолнцами - " веерами " , про пиловочные порезки украшают карниз всего здания и карниз восьмерика барабана. Проемы восьмерика с лучковой перемычкой оформлены простыми наличниками с накладными деталями. Окна притвора оформлены сандриками, перед трапезной залита бетонная площадка на равную с ней ширину, внутри пол бетонный с такой же двухступенчатой солеёй. Из убранства сохранилось ограждение алтаря, две хоругви и два напольных подсвечника. Основные габариты: 11,8 х 9,5 м.

http://sobory.ru/article/?object=43296

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Крест Евфросинии Полоцкой: суть вещей 2 мин., 19.11.2018 Напрестольный шестиконечный крест-реликварий, который святая Евфросиния заказала для построенного ею Спасо-Преображенского храма в Полоцке. Дата изготовления: 1161 год. Размеры: высота — 51,8 см, длина верхнего перекрестия — 14 см, нижнего — 21 см. Материалы: кипарис, серебряные и золотые пластинки, жемчуг, эмалевые образы, драгоценные камни. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Мастер: Лазарь Богша. Подпись мастера на обратной стороне креста: «Господи, помози рабу своему Лазорю, нареченному Богши, сделавшему крест сий Святаго Спаса и Офросиньи». Лицевая и оборотная стороны Нажмите чтобы перевернуть Поделиться результатом: Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Статус: утерян во время Великой Отечественной войны. Местонахождение копии: Крест хранится в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре в алтаре Спасо-Преображенского храма, Белоруссия. Напрестольный крест — небольшой крест, который хранится на престоле в алтаре храма. Священник выносит его в конце богослужений и дает приложиться (поцеловать) верующим. Этот же крест опускают в воду во время ее освящения. 3D-мoдeль креста  Saint Euphrosyne " s Cross by merlush on Sketchfab выполнена Дмитрием Тамковичем Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173) — дочь витебского князя Святослава Всеславича, просветительница Полоцкого княжества. В 12 лет отказалась от династического брака и ушла в монастырь. Вела аскетическую жизнь, носила вериги. Переводила и переписывала книги. Основывала монастыри, занималась просветительством. Умерла в Иерусалиме, совершая туда паломничество. История Крест хранился в Спасо-Преображенском храме до XIII века, пока Полоцк не захватил смоленский князь, который увез святыню с собой. В 1514 году царь Василий III захватил Смоленск и перевез крест в Москву. Его сын, Иван Грозный вернул святыню на место, в Спасо-Преображенский храм. Впоследствии крест еще несколько раз перевозили и возвращали, пока в 1928 году окончательно не увезли из Полоцка в Минск, а затем в музей Могилева.

http://foma.ru/krest-evfrosinii-polotsko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010