при патр. Филарете в 1623 г., ему приписывается литийная стихира в службе ап. Андрею Первозванному. Употреблялось ли оно в древности? Употреблялось, так как встречается на древних мозаических иконах Софийского константинопольского собора (6 в.), Киево-Софийского собора (11 в.) и др., на древних чудотворных иконах – Смоленской, Боголюбской и др., на священных одеждах и т. п. (см. свидет. в Вып. Озер. ч. 2, стр. 317362). Следовало ли изменять двуперстное сложение на именословное? Следовало а) для единообразия с вселенской Церковью и б) для отличия благословляющего перстосложения от молитвенного, так как благословение священническое имеет особенную благодатную силу и преподать его другим могут только лица хиротонисанные. Одно ли тоже перстосложение и крест? Нет, не одно и то же: первое есть только орудие для изображения креста, а не самый крест; поэтому, если мы сложим персты (троеперстно или двуперстно), но не положим их на чело, грудь и плечи, то никакого креста не получится. 5) О кресте Господнем Как учит православная Церковь о кресте Господнем? Православная Церковь учит, что следует покланяться кресту Господню во всех его видах, т. е. четвероконечному, шестиконечному и восьмиконечному, потому что каждый из них одинаково напоминает о страданиях Спасителя и имеет в себе такую же благодатную силу, как и тот крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Что отвечать раскольникам, которые говорят: крест Христов один – восьмиконечный, ему только и нужно покланяться; поэтому православная Церковь , почитая восьмиконечный и четвероконечный крест, почитает два креста – Христов и не-Христов? Нет, как икона Спасителя, изображающая Его во весь рост или в пояс, или даже одно лицо (на нерукотворенном образе) всегда есть одна икона единого Христа, так и крест Христов, будет ли восьмиконечный или четвероконечный, есть один и тот же Христов крест. Затем, сами раскольники почитают не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный, но разве о них говорят, что они почитают два креста: Христов и не-Христов? Откуда видно, что следует почитать четвероконечный крест? Это видно, во 1-х, из того, что изображением его совершаются все таинства, напр.: в крещении этим крестом освящается вода («да сокрушатся под знамением воображения креста Твоего вся сопротивныя силы»), в миропомазании этот крест начертывается на миропомазуемом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Мощи святых полагаются еще под престолом в особо устроенном ящике, если архиерей сам освящает престол. При совершении бескровной жертвы на престоле Господь почивает на пострадавших по Нем честных мучениках. Цер­ковь руководствуется в этом случае откровением святого Иоанна Богослова, который видел на небесах алтарь и под алтарем души избиенных за слово Божие и за свидетельст­во, еже имеяху (апок. 6:9). Чтобы означить, что на престоле таинственно присут­ствует Сам Бог, среди престола полагается Святое Еванге­ лие, слово Божие (Им. 1:1). Напрестольное Евангелие обде­лывается в особый переплет, в котором содержатся иконы: в середине — Воскресения Христова, а по углам — четырех евангелистов. Вверху переплета — Матфея и Иоанна — из числа 12 апостолов, внизу — Марка и Луки — из 70. Престол служит местом, где совершается бескровная жертва, принесенная Господом на кресте; посему на престо­ле всегда находится крест (иногда и за престолом ставится крест, называемый «запрестольным» и «выносным»). Крест сперва, а именно у римлян, служил для позорной и мучительной-казни. Со смертью же на кресте Господа, даро­вавшего нам спасение, крест сделался знамением победы над смертью и адом и при благоговейном воспоминании страда­ний и смерти Господа заключает в себе спасительную силу. Тот крест, на котором пострадал Господь Иисус Хрис­тос, не сохранился до нас в целости. Несомненно, что крест Господа был четырехконечный. А если была на кресте Гос­пода подставка под ногами Его и если она, а также и доска над головою Господа, были шире дерева креста, выдава­лись своими концами, то крест мог быть и осьмиконечный. В Православной Церкви употребляется крест и четы­рехконечный, и шестиконечный, и осьмиконечный. Спаси­тельная сила изображенного креста зависит не от концов креста, не от того, сколько концов имеет крест, а от Госпо­да Спасителя, распятого на кресте. На престоле, знаменующем гроб Господень, ставится ковчег, иначе — кивот, дарохранительница, в котором пола­гаются Святые Дары — Тело Христа Спасителя, напитанное Кровью, которые сохраняются для больных, а в Великом посту — для преждеосвященных литургий. Ковчег делается наподобие гроба Господня, или пещеры, в которой был по­гребен Спаситель мира, и называется «гробницею».

http://pravoslavie.ru/1806.html

3. В развалинах Десятинной церкви в недавнее время также найден четвероконечный крест с Распятием. 4. В Печерской Лавре находится древнейший крест преп. Марка Печерского, подвизавшегося в этой обители в исходе XI века и почившего нетленно в Ближней пещере. Крест доселе хранится в этой пещере. Из него пил сам преподобный, а теперь богомольцам подастся в нем святая вода. Он — четвероконечный. 5. В музее древностей при университете св. Владимира в Киеве хранится шесть весьма древних крестов: один из них небольшой золотой; три — гораздо больше, из коринфской меди. Все они найдены на старом Киеве, в развалинах Феодосиевской церкви; медный крест, найденный близ Михайловского монастыря, и, наконец, серебряный с эмалью — на берегу реки Днепра. Все они четвероконечные. 6. В Софийской церкви доныне сохранился кипарисный крест в серебряной оправе, принадлежавший св. Макарию. который был поставлен в Киевские митрополиты в 1495 году. Память о нем совершается 1 мая . В этом кресте находятся резные изображения, разделенные на четыре яруса: в первом ярусе представлено Преображение Господне, во втором — Распятие, в третьем — снятие Господа со Креста и, наконец, в четвертом — Воскресение Христово. Как весь вообще крест, так и два вырезанных в нем изображения креста имеют четвероконечную форму. 7. В Богоявленской церкви Братского монастыря хранятся два древних замечательных по виду креста, из которых один пожертвован в собор митрополитом Феофаном в 1620 году, а другой, серебряный, — гетманом Сагайдачным в 1622 году. Первый крестшестиконечный, с загнувшимися на конце пред рукой ушками; верхняя поперечная дощечка его длиннее нижней, а не наоборот, как это обыкновенно делается теперь и как бы следовало; в самом кресте находится много изображений, разделенных на шесть ярусов. Во втором ярусе, считая сверху, представлено Распятие Господне. Крест, на котором оно изображено, — без верхней дщицы и подножия и четвероконечный. Другой крест, подаренный Братскому монастырю Сагайдачным, — семиконечный, с косым подножием и двумя верхними дщицами, но самая верхняя дщица совершенно закрывает верхний конец прямого древа креста, представляя вместе с ним подобие буквы Т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

432 Когда возник раскол, то он стал на защиту исключительно осьмиконечного креста, причем принятие, в частности, креста четвероконечного было объявлено признаком уклонения в латинскую ересь. Во всех главнейших раскольнических писаниях это учение проводилось с неизменностью, 433 когда эти писания были направлены против православной церкви. А между тем доказательства противоположного характера были слишком очевидны, чтобы можно было последователям раскола не смущаться ими и чтобы не сделать их предметом обсуждения у себя дома Так, например, проходя мимо Благовещенского собора в Москве, раскольники видели на его главе четвероконечный крест; в Новгороде такой же крест они видели на соборном храме Софии «Премудрости Божией»; четвероконечный крест они могли видеть и на соборной церкви во Владимире. Раскольники знали, что это есть свидетельство времен «древнего благочестия». Знали они и Корсунский крест, находящийся в алтаре Большого Московского собора, равно как и многие иконы с изображением четвероконечного креста. И не только осьмиконечные и четвероконечные кресты видели они на разных священных предметах, но и кресты других видов и форм (ср. IV, 301; VIII, 328–33). Откуда это разнообразие? И где взять крест от кипариса, певга и кедра? Почему только осьмиконечный крест есть истинный крест Христов, если из трех частей, – от кипариса, певга и кедра, – мог быть составлен лишь шестиконечный крест? Как, наконец, смотреть на крест других видов и форм? Все эти вопросы были вполне возможны в расколе, и неудивительно, если о них завязалась переписка с Пустозерском. Из ответов, полученных из Пустозерска, видно, однако же, что расколоучители не могли дать удовлетворительного решения. Можно в данном случае назвать диакона Феодора и особенно Аввакума. В послании к верным, относящемся еще к 1670 году, выражая свое, так сказать, исповедание веры, Феодор писал между прочим: «и за тричастный крест Христов подвизаемся, и двоесложнаго образа крестного не хулю и не отметаю, обоя в церкви есть, и проображение и событие самой истины, тридревнаго креста Христова» (VI, 267).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

3) Наконец, раскольники говорят, что четвероконечный крест есть печать антихриста. Но такое мнение не имеет для себя ни малейшего основания ни в Св. Писании, ни в творениях отцов и учителей церкви, и есть не более, как нечестивая хула на честный и животворящий крест Господень. По словам св. Ипполита, папы римского, и св. Ефрема Сирина , имеющий на себе печать антихриста не будет в состоянии изобразить на себе крестное знамение, но связана рука его будет (Б. Собор, л. 131, Ефр. Сир. сл. 105, л. 298). Между тем, каждый из православных христиан изображает на себе крестное знамение. Св. Ипполит говорит: «даде Господь знамение иже в Него верующим честный крест, и той (антихрист) подобне даст свое знамение» (л. 127 в Б. Собор.), и далее: «вси уклонишася от Бога и лестцу (антихристу) вероваша, приемше начертание скверного богоборца, вместо животворящего креста Спасова» (л. 133 об.). Отсюда ясно, что печатью антихриста будет не животворящий крест Спасов, а начертание скверного богоборца, или, как говорит Иоанн Богослов, начертание, или имя зверя, или число имене его ( Откр.13:17 ). Наконец, если четвероконечный крест – печать антихриста, то почему раскольники знаменаются этою печатью? Раскольники возражают: почитая крест четвероконечный и восьмиконечный, правосл. церковь почитает два креста Господня. – Нет. «Как икона Христова, полная ли она, представляющая весь образ тела до ног, или сокращенная, напр., поясная, либо представляющая только существенную часть образа, лицо, напр., на образе не рукотворенном, всегда есть одна икона единого Христа и равно почитается: так и крест Христов, полный ли он или сокращенный, каков есть, четвероконечный и равноконечный, всегда есть один крест единого Христа, и равнопочитается в православной церкви» (м. Филарет). Притом же, если православные, почитая крест восьмиконечный и четвероконечный, почитают два различных креста, то и раскольники, почитая крест восьмиконечный и шестиконечный, почитают также два креста. (Извлеч. с сокращ. из кн. «Руководство по обличению русского раскола». Изд. 2. К. Плотникова , стр. 138–148). 7. Изъяснение догмата об искуплении по житиям святых

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но если православные, почитая крест восьмиконечный и четырёхконечный, тем самым почитают будто бы два различных креста; то и раскольники, почитающие крест восьмиконечный и шестиконечный, почитают также два креста, тогда как крест Христов один. Отвергнуть почитание креста шестиконечного и признать оный за не Христов крест им нельзя, так как Спаситель нёс на Себе на место распятия крест без дщицы, т. е. шестиконечный и пригвождён был к этому кресту, и этот крест оросил Своею божественной кровью; титла же была положена Пилатом по распятии (Мф..27:31–37; Лк.3:33–38 ; Ин.19:16–19 ). Дело в том, что, почитая крест восьмиконечный и четырёхконечный, церковь православная почитает не три креста, а один крест Христов, только в разных видах начертанный, – подобно тому, как и иконе Спасителя она поклоняется в разных видах: во весь рост, по пояс и изображению одной главы Его. Таким образом, обвинение в почитании двух крестов есть обвинение совершенно ложное. 2) Четырёхконечный крест раскольники называют ветхозаветной сенью, прообразом креста Христова, крестом (крыжем) латинским, а некоторые прямо печатью антихристовой. Но знамение, т. е. знак креста четырёхконечного мы полагаем на себе; он изображается в миропомазании и маслопомазания; начертанием оного изгоняется дух лукавый из воды крещеная, когда священник, осеняя воду рукой крестообразно, произносит: «Да сокрушатся под знаменем воображения креста Твоего вся сопротивныя силы» (Потребн. Иосиф., л. 102). Знамение четырёхконечного креста изображается на священных сосудах и на священных одеждах, и это знамение благоговейно лобызают, яко же св. евангелие и св. иконы. Нельзя и представить, что мы полагаем на себе, печатаемся в тайне миропомазания и проч. крестом сеновным (ветхозаветным, еврейским), не Христовым, крыжем латинским (еретическим), или тем более печатью антихристовой. Раскольники замечают: а) что образ или знамение креста различествуют от самого креста, что знамение креста, каковое мы на себе полагаем, может быть и четырёхконечное, самый же крест должен быть трёхсоставный.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Напрасно вы, раскольники, называете Христов Крест восьмиконечным, поскольку титло к существу и естеству Креста отнюдь не принадлежит, как выше показано из Евангелия. И так, без титла, Крест будет шестиконечным. Напрасно же и о шестиконечном Кресте творите такие распри и мятежи, поскольку это подножное древко не является естественным и существенным Креста слагаемым и составной частью, что и было показано выше. Исходя из всего этого, напрасно вы называете себя благочестивыми поклонниками святого Креста, поскольку прилепляетесь к Крестному веществу и заканчиваете поклонение восьмиконечием, не возводя далее ум к распятому на Кресте Христу, от Которого Крест имеет всю свою силу, всю святость, всю честь и всю свою цену. Мы же, не желая соблазнить вас, но снова всячески надеясь на ваше обращение, явно исповедуем нашу веру, равно как поклоняемся и этому восьмиконечному Кресту и почитаем Честной Крест Господень, или, точнее, подобие того Креста, на котором был распят Христос. Тот самый же Крест, на котором был распят Христос, сейчас существует не целиком, а в раздробленном виде, и разнесен верными по всей вселенной как благословение и во исцеление. Ныне же только делается или изображается подобие этого Креста, однако мы его почитаем, как если бы это был тот самый Крест, но не боготворим его, не считая его Богом, но понимая, что это древо и казнь преступников. Почитаем же Крест не за количество его концов, но за память о страданиях Господних. Мы не смотрим на его восьмиконечие или четвероконечие, ибо поклоняемся не веществу, из которого сделан Крест, не дереву, не четырем только концам, но Христу Господу нашему, в память Его распятия на Кресте. Ибо не Крест, но Христос, распятый на Кресте, спас нас, и не Крест нам Бог, но Христос Бог наш. Поэтому мы веруем не в концы Креста, а в Самого Христа Бога. А святой Крест, или четвероконечный, или шестиконечный, или восьмиконечный, или имеющий и больше концов, почитаем в равной мере. Почитаем же Крест не ради Креста, но ради Самого распятого на Кресте Христа. И возлагаем надежду спасения нашего не в вещественном Кресте, но в распятом на Кресте Христе. Послушаем же святого учителя Иоанна Дамаскина , который говорит в Книге четвертой «Точного изложения Православной веры», в главе двенадцатой: «Поклоняемся образу Честного и Животворящего Креста, если он будет сделан и из другого вещества, не веществу, но образу, как символу Христа, Который говорил Своим ученикам, завещая им: тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ( Мф. 24, 30 ), говоря о Кресте».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Если мы надеваем на шею огромный крест с бриллиантами, «дизайнерский» или нет – не важно, что мы хотим продемонстрировать? Какие мы крутые, богатые? Или какие мы православные? Но веру нельзя продемонстрировать. Те люди, которых убивают в мусульманских странах за верность Христу, вот они истинно становятся сопричастны Кресту. И это уже не демонстрация, а свидетельство. Крестики на маечках В советское время, например, наоборот люди скрывали нательные кресты, а порой и не надевали их, дабы кто не осквернил, ведь бывали случаи, когда воинствующие атеисты срывали кресты с верующих. Отец Александр Мень, родившийся в 1935-м году, в «безбожную пятилетку», рассказывал, что его мама вышивала ему и брату крестики на маечках, чтобы крест присутствовал, но воспитатели в детском саду или учителя в школе его не увидели. Иначе крест могли прилюдно с ребенка сорвать, и это самое безобидное, что угрожало тогда верующим. Сегодня эпоха постмодерна, когда все смешалось, когда люди выставляют напоказ многое, к чему раньше относились со внутреннем целомудрием. Люди перестали быть чувствительны к духовному миру, не умеют правильно воспринимать символы. Наверное, не случайно, именно сейчас появились разговоры, что вот это православный крест, а это — не православный. Нет не православных крестов. Любой крест — это крест, это символ Христа и Его страданий. Просто бывают кресты восьмиконечные, шестиконечные, четырехконечные, процветший крест или крест с орудиями страстей и т.д. Они возникали в разное время, в разной культурной среде. Но все они говорят об одном — о Голгофском кресте. Преподобный Сергий Радонежский золотых крестов не носил Я не против того, чтобы нательные кресты были сделаны красиво с художественной точки зрения. История сохранила образцы, которые можно назвать настоящим произведением искусства. И неплохо, если человек покупает себе крест, который удовлетворяет его эстетическим представлениям. Тут дело вкуса и внутренней границы. Есть кресты с украшениями у священников, которые они получают как некую награду. Но такой крест с украшениями священник должен носить только во время богослужения или в каких-то представительских целях.

http://pravmir.ru/irina-yazyikova-spetsi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крест прп. Ефросинии Полоцкой. Копия 1997 г. Оборотная сторона Крест прп. Ефросинии Полоцкой. Копия 1997 г. Лицевая сторона (XII в.), золотых дел мастер, эмальер. В 1161 г. по благословению прп. Евфросинии Полоцкой выполнил для храма Спасо-Преображенского собора полоцкого Спасо-Евфросиниева мон-ря золотой шестиконечный воздвизальный крест (см. ст. Евфросинии Полоцкой, прп., крест ). В 1941 г. крест был похищен и вывезен из страны немецко-фашистскими оккупантами; местонахождение в наст. время не известно. Имя мастера сохранилось в молитвенной надписи на оборотной стороне внизу креста: «Г[оспод]и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи». Крест, украшенный многоцветными тонкими перегородчатыми эмалями с погрудными изображениями святых, стилизованным растительным и геометрическим орнаментом и надписями, а также драгоценными камнями и жемчугом отличался высоким художественным уровнем исполнения. В манере работы Б. Л. сочетались геометричность и живописность рисунка. Наличие точной даты изготовления и имени мастера ставят золотой крест в число величайших ценностей в истории культуры Др. Руси. В 1997 г. была изготовлена копия-реконструкция креста (находится в Спасском соборе Спасо-Евфросиниева мон-ря) по сохранившимся архивным фотоснимкам и рисункам святыни, выполненным в XIX в., а также по аналогии с древнерус. перегородчатыми эмалями XII в. Изучение индивидуального почерка мастера и своеобразных технологических приемов изготовления, по мнению исследователей, позволяет связать с творчеством Б. Л. ряд др. подобных работ, являющихся лучшими достижениями в эмальерном искусстве Др. Руси XII в. Лит.: Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. Арх. 1957. 3; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали древней Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Высоцкая Н. Ф. Декоративно-прикладное искусство Белоруссии XII-XVIII вв. Минск, 1984. Ил.: Кат. 6; Багадзяж М. Лазар Богша//Праз смугу Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя//Вестник Белорусского Экзархата. Минск, 1996. 15 (1/96). В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/149631.html

церковь почитает два креста Господня. – Нет. „Как икона Христова, полная ли она, представляющая весь образ тела до ног, или сокра-щенная, напр., поясная, либо представляющая только существенную часть образа, лице, напр., на образе нерукотворенном, всегда есть одна икона единого Христа и равно почитается: так и крест Христов, полный ли ок или сокращенный, каков есть четвероконечный и равноконечные, всегда есть один крест единого Христа, и равно почитается в православной церкви“ (к. Филарет). Притом же, если православные, почитая крест восьмиконечный и четвероконечный, почитают два различных креста, то и раскольники, почитая кресть восьмиконечный и шестиконечный, почитают также два креста. 2) Четвероконечный крест, говорят раскольники, не имеет силы сам по себе, а получает освящение от осенения его рукою священника. Неправда. Священник осеняет рукою и, стало быть, освящает не самый крест, а одежду или какой-либо другой предмет, имеющий на себе знамение креста. Раскольники не сомневаются в святости восьмиконечного креста, а между тем священник осеняет рукою предметы, имеющие и этот вид креста. На кадиле напр. при патр. Иосифе был крест восьмиконечный, а на просфорах печать восьмиконечного креста, но священник во время литургии должен был благословлять их (см. Иосиф. Служ. 131 л. на об., 127, 160 и 168 л.). – (Извлеч. с сокращ. из кн. „Руководство по обличению русского раскола“. Изд. 2. К. Плотникова, стр. 138 – 148). Примеч. Свод библейских текстов о кресте . Против штундистов. Крест есть то место, на котором, страданием и смертию Сына Божия, все совершилось: грех разрушен, совершилось примирение Бога с человеком, проявилась любовь Божия к людям: Иоан. XIX:28, 30; Колос. II:13, 14; Ефес. ИИ, 16; Колос. I. 20; Филипис. II, 4 – 8; Римл. VIII:32, а те места , на которых Го-сподь Бог и Его ангелы являются людям, даруют людям обетования вли оказы-вают благодеяния, святы: Исх. III; 2—5; Иис. Нав. V:15; Быт. XXVIII:16, 18; Матф. XXVII:53. Крест есть орудие победы Спасителя над диаволом: Колос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010