614 Профессор Моск. Дух академии, а потом Московского университета по церковному праву. Сконч. 28 окт. 1874 г. 616 Диакон Англиканской церкви. Его сочинение о патр. Никоне, под заглавием: «Патриарх и Царь», на английском языке и вышло потом в печати. Сконч. в 1879 г. 618 Окончательная редакция манифеста действительно принадлежит митр. Моск. Филарету. См. Собр. мн. и отзывов его т. V, стр. 5–17, Москва, 1887. 626 о. Иосиф – в мipe Иоанн Руднев, по окончании в Тульской семинарии курса во 2-м разряде, был священником и учителем в Тульском духовном училище. Овдовевши поступил в Московской Высокопетровский монастырь и здесь принял монашество. Человек не высокого образования, но совершенно трезвый, честный и к занятию хозяйственными делами очень способный. 632 Руднев. С 1860 – рект. Волог. сем. с 1866 – еписк. Кинешемский и 1869 – Олонецкий в 1877 г. – Ярославский, с 15 мая 1883 г. архиепископ. 633 Епископ Христофор Еммаусский. Сконч. 1872 г. 11 авг. на покое в Тотемском Спасо-Суморин монастырь. В Вологде был с 1856 по 1866 год. 636 Ивана Матвеевича († 1880 г.), сын которого Константин Иванович и доселе содержит живописную мастерскую в собственном доме в Сергиевом Посаде; а в 1861 г. Малышев работал еще в Лаврской живописной. 637 Евфимий Васильевич, вышеупомянутый. Он действительно и назначен, был министром, народного просвещения, хотя и не долго пробыл в этой должности. 639 Новоселов. С 1860 г. – ректор Владимир. сем. С 1867 – еп. Томский. С 1868 – Екатеринославский. † 1880 г. февр. 26. 651 Шерешилов, с 1861 г. – рект. Чернигов. сем. с 1870 г. – еп. Брестский, а потом: Ковенский, Минский, Астраханский, Ставропольский, с 1893 г. Могилевский. † 1897 г. 23 марта. 670 В схиме опять Филипп, до пострижения в монашество обыкновенно ходивший с тяжелым посохом, наверху которого приделан был медный голубь Филипп был основателем пещерного отделения при Гефсиманском ските (близ Сергиевой Лавры) и Боголюбской Киновии, близ него, где 18 июня 1861 г. и служил митрополит Филарет. 672 Пустынь св. Параклита, описание которой издано отдельною Брошюрою. Москва, 1880 2-е изд. М 1802.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Инспектором Академии был архимандрит Димитрий (Муретов) , также занимавший потом Херсонскую кафедру. Его отличала основательность подготовки к лекциям. Обычно о. Димитрий излагал урок без конспекта, в течение двух часов приводя на память текст, с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений. Его лекции были глубоки по содержанию и проникнуты духом христианской любви. Особенное влияние на Георгия Говорова оказал профессор церковного красноречия Иаков Космич Амфитеатров, автор книги «Чтения о церковной словесности». Этот и другие его труды легли в основу самобытного отечественного стиля христианской проповеди . Иаков Космич был земляком будущего святителя, нередко приглашал его к себе в гости, и они подолгу гуляли. Георгий учился у него простоте слога и ясности выражения своих мыслей, а на вопросы из области духовной жизни получал мудрые ответы. И. К. Амфитеатров помогал многим нуждающимся устроиться в Киеве и выйти в люди. Свт. Феофан вспоминал такой случай. Во время одной из прогулок профессор обратил внимание на группу слепых нищих. Среди них выделялся своей бойкостью и умным выражением лица мальчик-поводырь. Иаков Космич расспросил его и выяснил, что маленький Коля Шерешилов, сын диакона из Чернигова, рано лишился родителей и стал поводырем своего слепого дяди. Амфитеатров взял мальчика к себе домой и устроил в Духовное училище. Его воспитанник оказался очень способным. Он поступил в Академию, где принял монашество с именем Евгений, а спустя годы стал епископом Могилевским и Мстиславским. Под руководством таких, истинно христианских, учителей Георгий Говоров с помощью Божией достиг блестящих результатов, особенно в написании сочинений на духовные темы. «Никто лучше его не писал, – вспоминал митрополит Макарий (Булгаков) , учившийся со святителем на одном курсе, – только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения». Самый важный шаг Близость святынь Киево-Печерской Лавры создавала в Киевской Духовной Академии особую атмосферу, которая «отличалась какой-то особенной любовью, можно сказать, увлечением иночеством как идеальным общественным служением». Многие профессора и даровитые студенты принимали монашеский постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Архиепископы и Епископы Могилевские и Витебские (с 1803 до 1833 г.): Анастасий Братановский 1797–1805. Архп. с 1801. Варлаам Шишацкий 1805–1813. Архп. с 1808. Даниил Натток-Михайловский 1813–1821. Архп. с 1816. Иоасаф Сретенский 1821–1827. Архп. Павел Павлов (Морев) 1827–1831. Могилевские и Мстиславские (с 1833 г.): Гавриил Городков 1831–1837. Архп. с 1833. Смарагд Крыжановский 1837–1840. Архп. Исидор Никольский 1840–1844. Архп. с 1841. Анатолий Мартыновский 1844–1860. Архп. с 1853. Евсевий Орлинский 1860–1882. Архп. Виталий Гречулевич 1882–1825. Сергий Спасский 1885. Павел Вильчанский 1892–1892. Ириней Орда 1892–1893. Евгений Шерешило 1893–1896. Мисаил Крылов 1896–1904. Стефан Архангельский 1904–1911. Константин Булычев 1911. Гомельское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Митрофан Краснопольский 1907. Московская 31 Кафедра в Москве Митрополиты Московские и всея Руси: Феодосий Бывальцев 1461–1464. Филипп 1464–1473. Геронтий 1473–1489. Зосима Бнадатый 1490–1494. Симон 1495–1511. Варлаам 1511–1521. Даниил 1522–1539. Иоасаф Скрипицын 1539–1542. Макарий 1542–1563. Афанасий 1564–1566. Св. Филипп Колычев 1566–1568. Кирилл 1568–1572. Антоний 1572–1581. Дионисий 1581–1586. Иов 1586–1589 . Патриархи Всероссийские: Иов 1589–1605 . Игнатий (грек) 1605–1606 (не был признан). Гермоген 1606–1612. (Междупатриаршество 7 лет). Филарет Романов 1619–1633. Иоасаф I 1634–1640. Иосиф 1642–1652. Никон Минин 1652–1666. Иоасаф II 1667–1672. Питирим 1672–1673. Иоаким Савелов 1674–1690. Адриан 1690–1700 (последний патриарх). Стефан Яворский , блюститель патриаршего престола, 1701–1721. Архиепископы 32 : Иосиф Волчанский 1742–1745. (С 1745–1748 управлял Крутницкий 33 еп. Платон). Платон Малиновской 1748–1754. Тимофей Щербацкий 1757–1767. Митр. Амвросий Зертис-Каменский 1768–1771. (С 1771 по 1775 управлял Крутицкий еп. Самуил Миславский). Московские и Коломенские (с 1799 г.): Платон Левшин 1775–1812. Митр. с 1787. Августин Виноградский 1818–1819. Митрополиты Московские и Коломенские: Серафим Глаголевский 1819–1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Петр Другов 1899–1908. Феодосий Феодосиев 1908. Ставропольская, учр. в 1843 г. Кафедра в Ставрополе (на Кавказе) Епископы Кавказские и Черноморские: Иеремия Соловьев 1843–1849. Иоанникий Образцов 1849–1857. Игнатий Брянчанинов 1857–18(51. Епископы Кавказские и Екатеринодарские (с 1866 г.): Феофилакт Губин 1862–1872. Герман Осецкий 1872–1886. Ставропольские и Екатеринодарские: Владимир Петров 1886–1889. Евгений Шерешило 1889–1893. Агафодор Преображенский 1893. Архп. с 1907. Ейское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Иоанн Левицкий 1908. Александровское викариатство. учр. в 1911 г. Епископы (в Ставрополе): Михаил Космодамианский 1911. Сухумская, учрежд. В 1885 г. 52 Кафедра в Сухуме Епископы: Геннадий Павлинский 1886–1889. Александр Хованский 1889–1891. Агафодор Преображенский 1891–1893. Петр Другов 1893–1895. Арсений Изотов 1895–1905. Серафим Чичагов 1905–1906. Кирион Садзагелов 1906–1907. Димитрий Сперовский 1907–1911. Андрей кн. Ухтомский 1911. Таврическая, учр. в 1859 г. Кафедра в Симферополе Епископы и Архиепископы Таврические и Симферопольские: Елпидифор Бенедиктов 1860. Архп. Алексий Ржаницын 1860–1867. Гурий Карпов 1867–1882. Архп. с 1881. Гермоген Добронравин 1882–1885. Алексий Лавров-Платонов 1885. Мартиниан Муратовский 1885–1897. Архп. с 1896. Михаил Грибановский 1897. Николай Зиоров 1898–1905. Алексий Молчанов 1905–1910. Феофан Быстров 1910. Тамбовская 53 Кафедра в Тамбове Епископы Тамбовские и Козловские. Леонтий 1682–1684. Питирим 1685–1697. Игнатий Шалгин 1697–1699. Тамбовские и Пензенские: Пахомий Симанский 1758–1766. Феодосий Голосницкий 1766–1786. Феофил Раев 1788–1794. Платон Любарский 1794. Епископы Тамбовские и Шацкие (с 1799 г.): Платон Любарский (вторично) 1794–1811. Иона Василевский 1812–1821. Феофилакт Ширяев 1821–1824. Афанасий Телятьев 1824–1829. Евгений Бажанов 1829–1832. Арсений Москвин 1832–1841. Николай Доброхотов 1841–1857. Макарий Булгаков 1857–1859. Феофан Говоров 1859–1863. Феодосий Шаповаленко 1863–1873. Палладий Раев 1873–1876. Палладий Ганкевич 1876–1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

15 сентября 1890 года он получает новое назначение – законоучителем Ставропольской мужской гимназии, а с 21 августа 1891 года становится настоятелем церкви этой гимназии. 6 декабря 1891 года епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешило) наградил отца Иоанна набедренником, как изъяснено в указе Консистории, «за ревностное исполнение обязанностей, за проповедование слова Божия, усердное преподавание Закона Божия, открытые им собеседования с пансионерами гимназии». Состоявшийся 24 августа 1893 года Епархиальный съезд духовенства Ставропольской епархии избрал отца Иоанна членом Совета Ставропольского Епархиального женского училища на три года. 2 октября того же года он становится членом Правления Ставропольской Духовной семинарии. В 1894 году в жизни отца Иоанна совершилась перемена: с согласия Высокопреосвященнейшего архиепископа Владимира (Богоявленского), Экзарха Грузии, Попечитель Кавказского учебного округа телеграммой от 29 сентября назначает его законоучителем гимназии в г. Елисаветполе . Как и в Ставрополе, отец Иоанн, наряду с богослужением, воспитанием и обучением гимназистов, ведет в Елисаветполе разнообразную общественно-административную работу: 7 сентября 1895 года он назначен членом Елисаветпольского отделения Грузинского Епархиального Училищного совета, 11 августа 1896 года избран на три года секретарем Педагогического совета гимназии. С 1897 года отец Иоанн Восторгов живет и служит в Тифлисе: 17 июля он перемещен законоучителем Тифлисской 1-ой женской гимназии Великой княгини Ольги Феодоровны. Архиепископ Владимир (Богоявленский) утверждает его в должности настоятеля домовой гимназической церкви во имя святой равноапостольной княгини Ольги. В августе 1898 года ему поручают преподавание Закона Божия в 1-ой Тифлисской мужской классической гимназии. В 1900 году, благодаря деятельности Тифлисского миссионерского братства, в одном из самых неблагоустроенных районов Тифлиса, населенного сектантами, открылись три церковноприходские школы, в которых училось до трехсот человек. Вскоре число школ возросло до восьми. Заведующим школами был поставлен отец Иоанн. Он не только руководил занятиями, но и совершал богослужения (сначала в классах, а затем в устроенной его усилиями домовой церкви), а также проводил беседы о воспоминаемых Церковью лицах и событиях, о поведении в храме, в школе и дома. Число учащихся через несколько месяцев достигло пятисот человек, двадцать процентов из них составляли дети сектантов. «Пусть они сближаются с Православной Церковью, – писал отец Иоанн, – пусть видят любовь к ним и заботливость о них. Не может быть, чтобы потом на любовь они не ответили любовью».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-io...

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 епископ Евгений предоставил под лазарет часть архиерейского дома, где было более 50 мест для раненых, за что был награжден знаком отличия Красного Креста. Заботясь о распространении духовного образования, в 1879 году еп. Евгений открыл одногодичное приходское училище при Минском архиерейском доме, несколько воскресных и церковноприходских школ, для проверки деятельности семинарий и духовных училищ учредил ревизионные комитеты. При нем священный сан получали исключительно лица, имевшие богословское образование; для причетников проводился специальный экзамен, не выдержав который они увольнялись за штат. 4 июля (по др. сведениям, 26 июня) 1880 года переведен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру . Синодальный указ об этом был получен в Минске 4 августа, а 8 числа этого месяца преосвященный уже оставил Минск. Руководил строительством храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Астрахани . 29 сентября 1885 года освятил его главный придел и открыл церковноприходскую школу. Особое внимание уделял епархиальной библиотеке. Перестроил ее здание на свои средства и на средства привлеченных им жертвователей, а 23 ноября 1883 года освятил. Подарил библиотеке много книг, ее фонд составил ок. 5,3 тыс. томов. Устроил в библиотеке зал, вмещавший 1 тыс. чел., для внебогослужебных чтений, которые открылись 4 декабря 1883 года. В 1885 года в честь 1000-летия со дня кончины св. равноап. Мефодия основал в Астрахани Кирилло-Мефодиевское братство ревнителей веры, которое проводило миссионерскую работу, внебогослужебные чтения; в здании братства помещались епархиальная библиотека, книжный склад, редакция «Астраханских епархиальных ведомостей» и церковно-школьный совет (до учреждения самостоятельного епархиального училищного совета). Проводил публичные собеседования с раскольниками в зале епархиальной библиотеки, в декабре 1884 года были открыты епархиальный склад книг, брошюр и икон, павильоны для продажи книг (до того в Астрахани не было книжного магазина, работала только книжная лавка Комиссии народных чтений учебной направленности). Основал епархиальный дом призрения бедных и престарелых духовного звания.

http://drevo-info.ru/articles/13676619.h...

11 декабря 1868 года назначен ректором и профессором Литовской духовной семинарии . При отъезде из Чернигова пожертвовал в черниговскую семинарию свою значительную библиотеку, за что получил благословение от Св. Синода. В Литовской епархии с 16 мая 1869 года также являлся директором попечительного о тюрьмах комитета, редактором « Литовских епархиальных ведомостей » (с 1 марта 1869 по 1 января 1870), цензором духовных сочинений. 16 мая 1870 года был назначен, а 9 августа - хиротонисан во епископа Брестского . Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре. Определен 1-м викарием Литовской епархии с поручением в управление Гродненского Коложского Борисоглебского мужского монастыря . 10 15] февраля 1875 года был переведен на Ковенское викариатство той же епархии и назначен настоятелем Пожайского Успенского мужского монастыря . Особое внимание уделял исправлению нарушений уставного богослужения, которые были очень частыми в практике приходских священников. 16 мая 1877 года назначен епископом Минским и Бобруйским . С 1878 года в связи с изменением наименования епархии получил титул " Минский и Туровский " . По его инициативе в 1878 году состоялось торжественное празднование памяти покровителя Минской епархии свт. Кирилла Туровского ; издано собрание трудов святителя . В предисловии еп. Евгений писал, что цели издания были не столько научные, сколько практические, чтобы с личностью и трудами святителя ознакомились священнослужители Минско-Туровской епархии. В 1878 году после ремонта состоялось освящение главного престола кафедрального собора во имя апостолов Петра и Павла в Минске и придела во имя свт. Кирилла Туровского. Ко дню освящения придела еп. Евгений составил тропарь святителя и ему величание. В 1878 года по инициативе еп. Евгения проводились ремонтные работы в храме Ляденского Благовещенского монастыря : расширен иконостас, сделана новая крыша, возведен купол. В том же году в минской тюрьме еп. Евгений освятил домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1880 году - церковь во имя свт. Димитрия Ростовского для учениц Минской женской классической гимназии.

http://drevo-info.ru/articles/13676619.h...

16 декабря 1889 года назначен епископом Ставропольским и Екатеринодарским . Его заботами в епархии были организованы воскресные народные чтения и открыты читальни. При войсковом Александро-Невском соборе Екатеринодара (ныне Краснодар) начало работу Александро-Невское братство, имевшее несколько складов с апологетической литературой. В Ставропольской епархии еп. Евгений занимался делами объединившегося при нем (1892) Андреевско-Владимирского братства. На свои средства он устроил при братстве центральный книжный склад, который по издательским ценам отпускал книги духовного содержания и школьные принадлежности. В епархии братство открывало свои отделения и книжные лавки. Еп. Евгений ввел практику внебогослужебных бесед, открыл 50 священнических вакансий, чтобы священники могли по очереди отправлять службу на хуторах, где из-за удаленности населения от храма создавалась благоприятная почва для развития сектантства. Тогда же был достроен новый архиерейский дом и сооружено новое здание епархиального свечного завода с церковью, школой на 60 детей и летней архиерейской дачей. При вступлении еп. Евгения в управление епархией в ней насчитывалось ок. 200 помещавшихся при сторожках церковноприходских школ, в которых училось 6 тыс. детей. Через несколько лет школ было уже 327, а учащихся - ок. 13 тыс. За это время в приходах было построено 100 новых школьных зданий. 17 июля 1893 года перемещен на Могилёвскую и Мстиславскую кафедру . В 1895 года в Могилёве отмечалось 25-летие его архиерейского служения. 10 августа 1896 года был уволен на покой, проживал в Киеве . Скончался 22 марта 1897 года. Похоронен в церкви над Дальними пещерами в Киево-Печерской лавре . Епископ Евгений отличался находчивостью, живым, острым умом. Как епархиальный архиерей был весьма доступен, вел ежедневный, кроме праздничных дней, прием с 8 часов утра. Сначала принимал просителей из простонародья, которые обычно приходили рано утром, а затем из духовенства и светских лиц. Современники отмечали его способность подбирать помощников. По воспоминаниям, он,

http://drevo-info.ru/articles/13676619.h...

Астрахань. Собор Владимира равноапостольного. Князь-Владимирский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 8 июня 1888 года Городская Дума под председательством городского головы В.М. Лазаревского приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 1000-летия крещения Руси в 6-м участке города Астрахани, где в то время проживало около 11000 православных жителей и был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Была составлена особая строительная комиссия, состоящая из гласных Городской Думы, которая избрала место для строительства храма на берегу Затона. Этим местом стал обширный пустырь, расположенный в самом центре 6-го участка, построенный на котором храм должен был быть виден всем его жителям. Храм возводился на самой границе русской и татарской слобод. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от этого пустыря и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. В целях миссионерских, для приобщения татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились часто в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма, решено было устроить эту церковь. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира и день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещёния Руси, в Астрахани из всех церквей был совершён крестный ход на избранное для строительства нового храма место. Здесь Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) было совершено молебствие с водосвятием и освящением места. Был организован конкурс для выбора лучшего проекта храма. На конкурс было представлено девять проектов, из которых строительной комиссией было отобрано три, наиболее соответствующих как в техническом, так и в художественном отношении тем параметрам, которые были определены Городской Думой. 10 сентября 1890 года на окончательном своём заседании комиссия признала наиболее достойным проект, проходивший под девизом «Равноапостольному», который был составлен гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц, из Санкт-Петербурга. Но работы по строительству храма начались только в 1895 году.

http://sobory.ru/article/?object=02861

Астрахань. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская единоверческая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1895 году единоверцы обратились в Городскую Думу и к епископу Астраханскому Митрофану (Невскому) с просьбой поддержать идею строительства единоверческого храма в Астрахани. Епископ Митрофан благословил их благое намерение, а Городская Дума выделила для строительства участок земли в центре города, на Кремлёвском спуске, севернее кремля. Построена церковь была на средства бывших старообрядцев, принявших единоверие. Наибольший вклад внесли купцы: Павел Герасимович Склянин, Яков Иванович Аверьянов и Алексей Михайлович Милютин. Храм был выстроен в древнерусском стиле, пятиглавый, с богато декорированным каменным фасадом. С запада к церкви примыкала двухъярусная колокольня, что было традиционно для русских храмов 17 века. Колокольня соединялась с храмом небольшой крытой галереей. Построена была с ним в одном стиле, со многими резными декоративными украшениями, и венчалась невысоким шатровым завершением с маковкой-луковкой наверху. Над боковыми входами в церковь были возведены башенки – сени. По своему внешнему облику храм был очень похож на сохранившийся Сретенский храм Иоанно-Предтеченского монастыря, освящённый в 1899 году. Возможно, оба храма строились по одному проекту. В 1930 году храм, по решению властей, был снесен. В Астрахани до 1886 года единоверие не имело большого распространения. Только в этом году к астраханскому епископу Евгению (Шерешилову) обратились с прошением астраханский мещанин единоверец Фёдор Евграфович Пальцев и кизлярский мещанин Чернозубов, принадлежавший к раскольническому поморскому толку, прося преосвящённого вызвать из посада Дубовки Саратовской епархии служившего там единоверческого священника отца Максима Замятина. Владыка Евгений, сильно радевший об укреплении в Астраханской епархии противораскольнической миссии, благосклонно отнёсся к этой просьбе, и 23 июля о. Максим Замятин прибыл в Астрахань. С 24 июля единоверческий священник с благословения владыки Евгения начал служить в Троицком Кремлёвском соборе по старопечатным книгам. Служения эти продолжались целую неделю и сопровождались приобщением к единоверию некоторых раскольников, в том числе и Ипполита Григорьевича Чернозубова, одного из инициаторов приезда о. Максима в Астрахань. Это служение вызвало у местных единоверцев желание создания в Астрахани собственного прихода. В 1890 году, по благословению Астраханского епископа Павла (Вильчинского), единоверческой общине был передан во временное пользование Никольский надвратный храм в Кремле. Он оставался в их пользовании вплоть до построения ими собственного храма.

http://sobory.ru/article/?object=39287

   001    002    003    004    005   006     007