Второй раз жители обратились с прошением о строительстве храма Рождества Пресвятой Богородицы в 1883 г. уже на новом месте. Под строительство был отведен крупный участок, а инженер Кнорре составил проект, но попытка вновь оказалась безуспешной. Строительство храма началось только с третьей попытки. В 1893 г. Константин Никифорович Стаканов обратился с заявлением, что усопшая Евдокия Прокофьевна Малахова завещала деньги и имущество на постройку на Ташле храма в честь святой преподобномученицы Евдокии. Епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешилов) благословил строительство храма с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в 1897 г. На деньги ташлян при храме была открыта церковно-приходская школа. Церковная жизнь в храме святой преподобномученицы Евдокии спокойно развивалась до 1920 года, гармонично вписываясь в быт и духовную составляющую народной жизни Ташлы. Храм пережил бурные 1920-е годы и антирелигиозные мероприятия советской власти, связанные с этим временем, и был закрыт в 1936 году. Церковное здание было разрушено, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располагаются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец». Ненадолго церковная жизнь на Ташле возродилась в конце войны. 1 августа 1944 г. ташлянской общине верующих было передано деревянное строение со сторожкой для устройства молитвенного дома по адресу: ул. Кренкеля, д. 9. Первым настоятелем вновь открытого храма стал отец Иоанн Тернавский, позднее переведенный в Успенский храм. Евдокиевский молитвенный дом после второго открытия просуществовал всего два с половиной года, и был закрыт в конце февраля 1947 года. Номинально храм был объединен с церковью с. Михайловского, а община переведена в Крестовоздвиженскую церковь. Имущество Евдокиевского храма было передано в Успенскую церковь, а часть богослужебных принадлежностей – в Михайловскую.

http://sobory.ru/article/?object=14046

В. Г. Пидгайко 1800-1917 гг. Переезд архиерея и консистории из Слуцка в Минск завершился летом 1800 г., после окончания перевода братии минского Духовско-Петропавловского мужского мон-ря в Пинск, преобразования монастырского собора в кафедральный и урегулирования всех имущественных вопросов. В связи с восстановлением в 1833 г. Полоцкой епархии и передачей приходов Виленской губ. в юрисдикцию Полоцкого епископа территория М. е. уменьшилась до пределов Минской и Гродненской губерний и Белостокской обл. Минский архиерей получил титул «архиепископ Минский и Гродненский». В 1840 г. территория М. е. стала соответствовать границам Минской губ., кафедра получила именование Минская и Бобруйская. В 1878 г. по ходатайству Минского архиеп. Евгения (Шерешилова) епархия стала именоваться Минская и Туровская, сохраняла это название до 1922-1923 гг. Во время Отечественной войны 1812 г. значительное число храмов М. е. подверглось разорению. В Минске до 1814 г. богослужения совершались в единственной уцелевшей кладбищенской церкви. После Полоцкого Собора 1839 г., принявшего решение о воссоединении белорусско-литов. униатов с правосл. Церковью, число приходов М. е. значительно увеличилось. В 60-х гг. XIX в. в М. е. наблюдалось оживление церковной жизни. Было построено ок. 20 каменных и ок. 70 деревянных церквей. В Минске выстроено новое здание ДС, освящен архиерейский дом с Покровской ц. В Пинске, в мест. Паричи Бобруйского у. и в Минске открыты духовные уч-ща, при церквах - начальные школы грамотности, их насчитывалось ок. 500 с 11 тыс. учащихся. В 1868 г. начали выходить «Минские епархиальные ведомости» . Повсеместно учреждались церковные попечительства, проходили «соборики духовенства». В Минске и Слуцке возобновилась деятельность церк. братств . В окт. 1907 г. в Минске начал работу церковный историко-археологический комитет, вскоре был организован музей. В нач. 1912 г. в связи с болезнью Минского архиеп. Михаила (Темнорусова) было учреждено Слуцкое викариатство М. е. Слуцкие епископы являлись настоятелями минского Свято-Духовского мон-ря, жили в Минске.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Кроме того, Малышевским были составлены исторические записки о Киевской Духовной Академии за 50-летие с 1819 по 1869гг. и о Русской Церкви за 25-летие царствования императора Александра II. Им же изданы, разошедшиеся в десятках и даже сотнях тысяч экземпляров, популярные брошюры: «Правда об унии» (переведена на польский и чешский языки), «Западная Русь в борьбе за свою веру и народность», «Житие святого равноапостольного князя Владимира», написанное к празднованию 900-летия крещения Руси. Особенно замечательна написанная по поручению Императорской Академии Наук «Рецензия на историю Русской церкви профессора Е.Е. Голубинского ». В этой работе выразились общие начала разработки русской церковной истории, лежавшие в основе всей ученой деятельности профессора И. И. Малышевского , а также были заново перерешены многие запутанные вопросы древнейшей истории Русской Церкви. В 1879 г. Малышевский по просьбе своего бывшего академического однокурсника и друга, епископа Минского и Туровского Евгения (Шерешилова), принял деятельное участие в издании творений святителя Кирилла Туровского , вышедших в Киеве в 1880 г. Глубокий знаток русской церковной истории, профессор Малышевский обладал выдающимися преподавательскими способностями, привлекавшими в его аудиторию сотни слушателей. Он славился как талантливый оратор в торжественных собраниях и серьезный публицист. Искренний патриот, образованнейший русский и славянский деятель, он принимал живое и деятельное участие в общественной жизни юго-западного края. Малышевский вел обширную переписку со многими выдающимися русскими иерархами и светскими людьми. Одно время редактировал «Киевские Епархиальные Ведомости». Как человек любвеобильного сердца и восприимчивого характера И. И. Малышевский деятельно принимал участие во многих учреждениях и обществах, служащих религиозно-просветительским целям. Так, он был деятельнейшим членом Киевского отделения Славянского благотворительного общества. Принимал живое участие в деятельности Киево-Владимирского братства, одной из главных задач которого было обращение евреев в православно-христианскую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Яковлев (11.11.1866, с. Новоегорлыкское Медвеженского у. Ставропольской губ.- 28.09. 1921, Краснодар), сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. По окончании Ставропольской ДС был псаломщиком в Свято-Николаевской ц. в г. Ейске Кубанской обл. Рукоположен Ставропольским и Екатеринодарским еп. Евгением (Шерешиловым) во диакона к церкви ст-цы Брыньковской (ныне Бриньковская Краснодарского края). Позднее рукоположен во иерея, служил в ц. во имя свт. Иоанна Богослова ст-цы Новониколаевской. С 1 нояб. 1891 по 10 дек. 1899 г. был законоучителем Новониколаевского станичного училища. С 1899 г. служил в Свято-Даниловской ц. г. Ставрополя, одновременно был законоучителем ставропольского 2-го городского уч-ща. В 1903 г. переведен в Димитриевскую ц. г. Екатеринодара (с дек. 1920 Краснодар), был законоучителем Екатеринодарского жен. ДУ (1903-1909). В 1908-1910 гг. был членом совета Екатеринодарского жен. ДУ по выбору съезда духовенства Екатеринодарского училищного округа. В 1907-1910 гг. был избран съездом духовенства г. Екатеринодара депутатом от городского благочиния, в 1912-1916 гг. представлял духовенство в Екатеринодарской городской думе. 27 авг. 1915 г. на 5 лет назначен депутатом в Екатеринодарское городское по налогу с недвижимости имений присутствие. 18 нояб. 1913 г. получил благодарность от Ставропольского епархиального училищного совета за усердно-ревностное и внимательное отношение к возглавляемой им церковноприходской школе при Димитриевской ц. Был награжден набедренником (28 марта 1898), скуфьей (20 марта 1908), камилавкой (30 марта 1910), золотым наперсным крестом (6 мая 1914), а также правом ношения медалей: бронзовой за перепись населения (1897), серебряной в память имп. Александра III, бронзовой в память 300-летия Дома Романовых (12 окт. 1913). 16 сент. 1921 г. арестован, заключен в краснодарскую тюрьму по обвинению в контрреволюционной деятельности и в переписке с репрессированным духовенством. С письмами в защиту И. выступили полномочный представитель Кубанского епархиального архиерея и прихожане Димитриевской ц. 23 сент. Коллегией Кубано-Черноморской ЧК приговорен к расстрелу как «враг трудового народа». Казнен вместе со священниками священномучениками Андреем Ковалёвым, Григорием Конокотиным и Григорием Троицким . Погребен в безвестной общей могиле в г. Краснодаре. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2003 г.

http://pravenc.ru/text/469265.html

Предисловие. С. I-II). Сам почивший владыка с особенной любовью занимался изучением прошлых судеб двух ему дорогих епархий – Астраханской и Казанской. История Астраханской епархии, включая сюда и отдельные, иногда весьма обширные биографические очерки владык Афанасия (Дроздова), Хрисанфа (Ретивцева) , Евгения (Шерешилова) и др., очерки по миссии среди калмыков, описание соборов Успенского и Троицкого, Кирилловской часовни и т.д. – все это несомненные свидетели его благодарной памяти к воспитавшей его родной епархии. История Казанской Духовной семинарии, очерки верований чуваш, мордвы и др., описание монастырей Казанской епархии, биографии Казанских святителей и другие статьи по древностям Казанской епархии, собранные и изданные владыкой незадолго до своей смерти в одной книге под заглавием «Казанский сборник статей» (1909) – это опять неопровержимое доказательство того, какие нежные, горячие чувства питал он и к этой епархии, которой он отдал лучшие годы своей жизни, и где он преждевременно нашел себе вечное упокоение. Архиеп. Никанор считался плодовитым писателем-проповедником и обладал незаурядным ораторским талантом. Памятником этого рода его литературных трудов остаются несколько томов его слов и речей, которыми он сопровождал почти всякое свое служение. С проповедью он совершил даже свое последнее предсмертное богослужение 21 ноября в день храмового праздника в местном окружном женском Духовном училище. Обладая ораторским талантом, владыка весьма охотно выступал со своими докладами, богословскими чтениями и речами и в открываемых им в разных епархиях публичных народных чтениях и собеседованиях. Эти его выступления имели среди слушателей всегда немалый успех, а некоторые, как, напр., на Миссионерских съездах – Орловском и Казанском, – служили даже предметом оживленных толков в печати и в обществе. В епархиальной своей деятельности архиеп. Никанор, как это видно отчасти и из вышесказанного, входил в самые живые непосредственные сношения с управляемым им духовенством и повсюду пользовался с его стороны всеобщей любовью и уважением за свою всегдашнюю предупредительную любезность, редкую доступность, отсутствие надменности и гордости и отеческое к нему отношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Геннадий Андреевский 1753–1757 Дамаскин Аскаронский 1758–1769 Симон Лагов 1769–1778 Павел Зернов 1778–1800 Евгений Романов 1800–1811 Сергий Крылов-Платонов 1812–1817 Самуил Запольский-Платонов 1817–1830 Павел Подлипский 1830–1836 Владимир Алявдин 1836–1842 Виталий Щепетов 1842–1845 Иустин Михайлов 1845–1850 Леонид Зарецкий 1850–1853 Филофей Успенский 1853–1857 Платон Фивейский 1857–1877 с 1867 года архиепископ Игнатий Рождественский 1878–1883 Александр Кульчицкий 1883–1888 Августин Гуляницкий 1889–1891 Виссарион Нечаев 1891 Курская Учреждена в 1666 году. 36 Митрополиты Белоградские и Обоянские: Феодосий, серб 1667–1671 Мисаил 1671–1684 Авраамий Юхнов 1684–1702 Иустин Базилевич 1704–1709 Иларион Властелинский 1711–1720 Епископы Белоградские и Обоянские: Епифаний Тихорский 1722–1731 Досифей Богданович-Любимский, архиеп. 1731–1735 Арсений Берло назн. в 1735, но не был Петр Смелич, серб, архиеп. 1736–1742 Антоний Черновский, митроп. 1742–1748 Иоасаф Горленко, святой 1748–1754 Лука Конашевич 1755–1758 Иоасаф Миткевич 1758–1763 Порфирий Крайский 1763–1768 Самуил Миславский 1768–1771 Аггей Колосовский 1774–1786 Епископы Курские и Белоградские. 37 Феоктист Мочульский 1787–1818 с 1801 года архиепископ Евгений Казанцев 1818–1822 Владимир Ужинский 1822–1831 Иннокентий Сельнокринов 1831–1832 Илиодор Чистяков 1832–1860 с 1884 года архиепископ Сергий Ляпидевский 1861–1880 Ефрем Рязанов 1880–1883 Михаил Лузин 1883–1887 Иустин Охотин 1887–1893 Ювеналий Половцев 1893 Брестское викариатство. 39 Епископы Брестские (в Гродно): Антоний Зубко 1839–1840 Михаил Голубович 1840–1848 Игнатий Железовский 1848–1870 Евгений Шерешило 1870–1875 Владимир Никольский 1875–1877 Ианнуарий Попов 1877–1879 Донат Бабинский-Соколов 1879–1881 Авраамий Летницкий 1881–1885 Анастасий Охотский 1885–1891 Иосиф Соколов 1891 Минская. 40 Учреждена в 1793 году.  Кафедра в Минске (с 1795 года). Архиепископы: Виктор Садковский 1793–1796 Иов Потемкин 1796–1812 Серафим Глаголевский 1812–1814 Анатолий Максимович 1816–1832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на восстановительные работы в Троицком соборе, превратить его в зимний храм при Кафедральном соборе, как того хотел архиепископ Анастасий, долго не удавалось. Установленные в 1827 году в храме печи оказались по высоте храма неудобными, и архиепископ Виталий благословил перенес-ти их в крестильные храмы. Троицкий собор продолжал оставаться холодным и запущенным. Службы здесь совершались лишь два раза в год, и на это обратил внимание архиепископ Евгений (Шерешилов, 1880 – 1889 гг.). Ещё в 1881 году им было задумано из Троицкой и обеих крестильных церквей устроить одну – просторную, светлую и изящную. Но эта перестройка не осуществилась. Оставив идею соединить воедино все три храма, епископ Евгений в 1885 году благословил начать работы по утеплению Троицкой церкви и превращению её в зимний собор. Во время этих работ в алтаре были разобраны многие переборки, сильно стеснившие его пространство, а с правой стороны был устроен новый придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. В стенах храма были устроены голосники, отчего резонанс в нём был великолепный. Все работы были закончены к ноябрю 1885 года, когда 23 ноября епископом Евгением был освящён главный престол в честь Святой Троицы. Накануне, 22 ноября, священнослужителями Успенского собора во главе с кафедральным протоиереем в соборе был освящён придел в честь Святителя Митрофана Воронежского. Внешний вид Троицкого собора после перестройки 1885 года снова подвергся изменению. В первую очередь это связано с устройством широкой парадной лестницы с южной стороны собора, которая примыкала к его притвору. Вместе с ажурным фронтоном и галереей, лестница смотрелась очень благообразно, тем более, что с двух сторон от неё была сооружена деревянная резная ограда. Теперь южный вход в Троицкий собор стал единственным и парадным, так как коридор с западным входом был полностью разобран, а вход заделан. Для улучшения южного парадного входа в собор холодный притвор-коридор был переделан в трапезу, а в ней вместо одной маленькой и узенькой двери были пробиты три просторных прохода.

http://sobory.ru/article/?object=18059

Храм святого благоверного князя Александра Невского (Ставрополь) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм во имя святого благоверного князя Александра Невского построен между 2002 и 2007 годами. Архитектор проекта В.В. Аксенов. Содержание История [ править править код ] Попытки устройства храма на Ташле имеют давнюю историю. С самого начала засе­ления местности остро ощущалась нехватка православной церкви, но активные действия по ее устройству начались только в шестидесятые годы XIX века. В 1867 г. жители Ташлы сос­тавили прошение, в котором говорилось о желании иметь храм неподалеку от старого клад­бища, где похоронены их предки, а также павшие воины. Церковь предполагали освятить во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Был составлен проект, но строительст­во так и не началось. Второй раз жители обратились с прошением о строительстве храма Рождества Прес­вятой Богородицы в 1883 г. уже на новом месте. Под строительство был отведен крупный участок, а инженер Кнорре составил проект, но попытка вновь оказалась безуспешной. Строительство храма началось только с третьей попытки. В 1893 г. Константин Ники­форович Стаканов обратился с заявлением, что усопшая Евдокия Прокофьевна Малахова за­вещала деньги и имущество на постройку на Ташле храма в честь святой преподобномучени­цы Евдокии. Епископ Ставропольский и Екатеринодарский Евгений (Шерешилов) благосло­вил строительство храма с приделом Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был построен и освящен в 1897 г. На деньги ташлян при храме была открыта церковно-приходская школа. Церковная жизнь в храме святой преподобномученицы Евдокии спокойно развива­лась до 1920 года, гармонично вписываясь в быт и духовную составляющую народной жизни Ташлы. Храм пережил бурные 1920-е годы и антирелигиозные мероприятия советской влас­ти, связанные с этим временем, и был закрыт в 1936 году. Церковное здание было разруше­но, а камень использован на строительство сельскохозяйственного училища (сейчас корпуса училища принадлежат 28-й школе). Богослужебные принадлежности были разграблены, а могилы осквернены. Теперь на месте храма располага­ются постройки детского дома, а в доме священника оборудован кинотеатр «Ставрополец».

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_б...

31 марта 1885 года в торжественной обстановке были освящены и повешены на колокольню колокола. 29 сентября, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) был освящен главный престол храма. Тогда были освящены и боковые приделы: правый – в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, а левый – в честь Великомученика и Целителя Пантелеимона. Левый придел был так назван по прошению попечительства. В то время со святой горы Афон доносились вести о русской обители, носящей имя Великомученика Пантелеимона. Добрался до Астраханской окраины и известный афонский иеромонах Арсений, по благословению своего монастырского начальства возивший по святой Руси афонскую святыню, от которой шло неисчислимое множество чудес. Еще задолго до освящения храма стал вопрос о внутреннем убранстве: устройство иконостаса, приобретение церковной утвари, роспись стен священными изображениями. Все расходы Иван Иванович Губин взял на себя. По заказу астраханскими мастерами был вырезан замечательный пятиярусный иконостас. Большая часть икон иконостаса была написана в Астраханской мастерской Силкова, часть икон закуплена в Петропавловской церкви города Астрахани. Центральные Царские Врата, деревянные, с позолоченной резьбой, также были приобретены в Петропавловской церкви, а для боковых приделов – деревянные резные в Казанской церкви. И всякая другая церковная утварь была приобретена на пожертвования от «неизвестных». За все эти труды Иван Губин приобрел полное доверие прихожан Покровской церкви. 30 ноября 1885 года по выбору прихожан, и с согласия церковнослужителей, за указом Астраханской Духовной Консистории за 5050 он был утвержден в должности церковного старосты Покровской церкви. Пробыл он в этой должности бессменно 28 лет до самой смерти. Главная святыня, которая составляет ценность Покровского собора, является икона – мощевик с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня, Ризы Пресвятой Богородицы - принесенный в дар собору от архиепископа Сергия (Ларина)в 1955 году. Большая икона Преподобного Сергия Радонежского со вставленной в нее частицей мощей святого – дар Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, посетившего город Астрахань в 1949 году. Икона Священномученика Иосифа Митрополита Астраханского с частицей его благодатной власяницы, которая была написана известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой). По благословению архиепископа Филиппа (Ставицкого) монахиней Агнией были написаны еще несколько икон, одна из них – храмовый образ Покров Божией Матери, перед которым каждую пятницу вечером совершается чтение акафиста. Очень почитают верующие астраханцымогилку архиепископа Филиппа (Ставицкого), находящуюся по спудом храма. За его благочестивую жизнь, исповеднический подвиг, молитвенную помощь он почитается как месточтимый угодник Божий.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_каф...

Ковненская Основана 19.06.1843. Именование – по г. Ковно (Виленская губерния; г. Каунас, Литва). Виленское и Литовское викариатство. Самостоятельная в 1923-–945 гг. Упразднена в 1945 г. Именовалась: Ковненская; Ковенская. 08.09.1843 06.11.1848 Платон Городецкий 01.01.1849 29.03.1851 Евсевий Ильинский 28.05.1851 13.09.1860 Филарет Малышевский 21.11.1860 14.08.1868 Александр Добрынин 11.09.1868 07.12.1874 Иосиф Дроздов 13.02.1875 16.05.1877 Евгений Шерешило 16.05.1877 14.05.1881 Владимир Никольский 14.05.1881 06.03.1882 Донат Бабинский-Соколов 30.05.1882 07.06.1885 15.09.1885 02.10.1886 18.10.1886 14.03.1889 Антонин Державин 13.05.1889 26.12.1890 02.02.1891 21.11.1892 19.12.1892 06.06.1897 Христофор Смирнов 06.08.1897 22.09.1899 Михаил Темнорусов 20.10.1899 06.09.1903 Михаил II Ермаков 06.09.1903 25.01.1907 Сергий II Петров I 25.01.1907 15.02.1908 22.02.1908 25.07.1911 21.08..1911 28.06(11.07)1921 Елевферий Богоявленский 28.06(11.07)1921 23.01(06.02).1923 в/у Елевферий Богоявленский 23.01(06.02)1923 20.10(02.11)1939 05.1942 17(30)12.1945 Ковровская Основана в 1920 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. 26.06(09.07)1920 14(27)06.1921 02(15)01.1927 22.08.(04.09)1934) 01(14)09.1924 Ковровская, обн. Основана в 1923 г. Именование – по г. Ковров (Владимирская область). Владимирское викариатство. Упразднена в 1924 г. 20.02(05.03)1923 24.01(06.02)1925 Александр Лавров 2091 Запрещен в священнослужении. Арестован по обвинению в причастности к убийству в Тифлисе Экзарха Грузии Никона (Софийского). Затем уволен на покой с пребыванием в монастыре. 2093 Бывший архиепископ Литовский и Виленский; с 1923 г. – с титулом Ковненский и Литовский, ввиду временного отхода Вильны к Польше. Первая дата – прибытие в г. Каунас по освобождении из заточения в Краковском Камалдульском монастыре. Митрополит с 15(28)11.1928. В 1930–1940 гг. – управляющий Патриаршими приходами в Западной Европе. 2094 Ставленник митрополита Сергия (Воскресенского), Экзарха Прибалтики (Латвии и Эстонии), убитого 16(29)04.1944. После его смерти возглавил Литовскую кафедру и Экзархат. Архиепископ с 1944 г. Вынужден был оставить епархию в июне 1944. Вторая дата – дата назначения на Пинскую кафедру, до этого времени именовался Ковненским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007