В авг. 1849 г. по благословению митр. Филарета (Амфитеатрова) М. поступил в КДА. Учился при ректорах Димитрии (Муретове) и Антонии (Амфитеатрове) и 3 инспекторах: архимандритах Феофане (Авсеневе), Данииле (Мусатове) и Леонтии (Лебединском) . В числе товарищей М. по курсу были будущие иерархи - еп. Пензенский и Саранский Павел (Вильчинский), еп. Могилёвский и Мстиславский Евгений (Шерешилов (Шершило)), еп. Тамбовский и Шацкий Александр (Богданов) , еп. Черниговский и Нежинский Вениамин (Быковский) , архиеп. Владимирский и Суздальский Сергий (Спасский) , архиеп. Казанский и Свияжский Владимир (Петров) , архиеп. Донской и Новочеркасский Афанасий (Пархомович) , еп. Кирилловский, викарий Новгородской епархии Арсений (Иващенко) . Курсовое соч. «О церковном Октоихе» (1853), напечатанное в 1865 г. в Вильне, затем переработанное и дополненное (Екат., 18782; К., 18853), одобрено определением Синода от 16-30 июля 1880 г. для приобретения в фундаментальные б-ки семинарий, духовных уч-щ и приходские б-ки. По окончании КДА (старшим кандидатом, 31-м по разрядному списку из 48) 24 мая 1854 г. М. был назначен смотрителем в Слуцкое ДУ Минской епархии, преподавал рус. грамматику, церковный устав и церковное пение. 24 июля 1854 г. зачислен в братию слуцкого во имя Святой Троицы монастыря , состоял проповедником, провожал и напутствовал идущие через Слуцк в Крым войска. 25 дек. 1856 г. возведен в сан игумена. В 1857 г. назначен надзирателем над церковью и монашествующими. С сент. по 15 нояб. 1857 г. состоял законоучителем Слуцкой гимназии. В Слуцке написал соч. «Св. Григорий Палама, митр. Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих» (К., 1860), в 1858 г. представленное на степень магистра богословия, 31 марта 1859 г. утвержден в степени магистра. Одновременно начал работу над соч. «Слуцкие князья», но тяжелая болезнь прервала труды. 15 нояб. 1858 г. М. был переведен в Киев ректором и учителем Киево-Подольского духовного уч-ща. Пребывание в Киеве благотворно сказалось на его здоровье. По словам биографа, новая книга М. «Краткое сказание о жизни... отцев дальних пещер... с присовокуплением тропарей и кондаков сим святым» (К., 1862; 19126) явилась «благоговейным выражением глубокого чувства благодарности преподобным отцам за исцеление». Книга была подготовлена до 9 июля 1861 г. на основе лаврской рукописи или списка на «славянопольском» языке, составленного, по мнению М., в сер. XVII в. В список вошли надписи с 40 досок, бывших при мощах подвижников, почивавших в Дальних пещерах. К сер. XIX в. сохранилось лишь 6 досок с изображениями святых и кратким описанием их подвигов. В книгу вошли 46 имен святых. До М. подобного труда о преподобных отцах Дальних пещер не было.

http://pravenc.ru/text/2563922.html

В 1883 г. началось издание «Могилёвских епархиальных ведомостей» . В том же году было восстановлено могилёвское Богоявленское братство, основной целью которого стала миссионерско-просветительская деятельность. Для укрепления братства много сделал еп. Мисаил (Крылов), назначенный в Могилёв в авг. 1896 г. В Гомеле и Мстиславле открылись отд-ния братства. В Могилёве началось строительство братской церкви-школы. Еп. Сергий (Спасский) ввел общее пение в церквах, при храмах стали вести описи церковного имущества по форме, данной Синодом в 1856 г. С именем еп. Сергия связано открытие приюта для вдов и сирот духовного звания. По инициативе еп. Евгения (Шерешилова) в Могилёве был создан центральный книжный склад с отделениями в уездах. Епископ выделял средства на издание книг и брошюр религиозно-нравственного содержания, на устройство церковнопевческой школы для подготовки регентов для церковных школ. В 1897 г. в Могилёве открылось епархиальное хранилище древностей (с 1904 - церковноархеологический музей). Такой же музей был создан в Мстиславле. В 1910 г. в Могилёве 3 дня находились мощи прп. Евфросинии Полоцкой, возвращавшиеся в Полоцк из Киево-Печерской лавры. В 1907 г. было учреждено Гомельское викариатство Могилёвской епархии. В 1911 г. в епархии, разделенной на 40 благочиннических округов, насчитывалось 828 храмов, в т. ч. 7 соборов, 11 церквей при мужских и 15 при женских мон-рях, 549 приходских церквей, 15 церквей при казенных и богоугодных учреждениях, 94 на кладбищах, 46 молитвенных домов. Действовали 12 монастырей (6 мужских и 6 женских). В клире епархии состояли 38 протоиереев, 540 священников, 93 диакона, 533 псаломщика. Работали 533 церковные б-ки, 2 больницы при монастырях, 5 при церквах, 3 богадельни при мон-рях. Действовали Могилёвская ДС и Мстиславское ДУ. В годы первой мировой войны в Могилёве с 8 авг. 1915 по 25 февр. 1918 г. находилась ставка Верховного главнокомандующего. 23 авг. 1915 г. в город прибыл имп. св. Николай II Александрович , вместе с отцом постоянно жил цесаревич св. Алексий Николаевич . Император не пропускал ни одного правосл. богослужения, от дома губернатора, где жил самодержец, до церкви была специально проложена асфальтовая дорожка. После отречения от престола Николай Александрович вернулся в Могилёв, уехал из города 8 марта 1917 г. 1917-2017 гг.

http://pravenc.ru/text/2563894.html

В 1884 году вышло высочайшее постановление об открытии церковноприходских школ. За короткий срок еп. Евгений учредил школы почти при всех храмах в Астрахани и при многих церквах в уездах. В затруднительных случаях он привлекал жертвователей, которые строили школы стоимостью в десятки тысяч рублей. Вскоре вместо небольших помещений стали появляться школьные здания с квартирами для учащихся и помещениями, пригодными для внебогослужебных чтений. По отзывам наблюдателя церковноприходских школ свящ. М. Благонравова, еп. Евгений, " открывая школы, внимательно следил за ходом учебно-воспитательного дела в них. Он часто посещал школы; целые часы просиживал на уроках учителей и законоучителей; присутствовал на экзаменах не только выпускных, но и переводных - в младшем и среднем отделениях " . В связи с увеличением численности церковноприходских школ не хватало диаконов-учителей. В епархии из-за недостатка кандидатов много священнических и диаконских мест оставались вакантными. Евгений открыл доступ на диаконо-учительские места учителям министерских школ, которые поставлялись после специального экзамена. Наиболее достойные впоследствии возводились в сан священника. Еп. Евгений обустроил епархиальное женское духовное училище . Заботами архиерея и частью на его средства были построены здания для церкви, спален, столовой, квартир учащихся. По воспоминаниям современников, архиерей " ежедневно приезжал на постройку, лазил по подмосткам и подвалам... делал указания - словом, вникал во всякую даже мелочь " . К началу XX века здание училища было одним из лучших в Астрахани в архитектурном отношении. По инициативе и благословению еп. Евгения Троицкая церковь бывшего астраханского Троицкого монастыря была обращена в зимний собор. 23 ноября 1885 года еп. Евгений освятил его главный престол. При нем совершилось возвращение отобранной у Астраханского духовного училища в пользу Астраханской гимназии церковь в честь Входа Господня в Иерусалим . В гимназии, как и в других светских учебных заведениях Астрахани, были устроены домовые храмы.

http://drevo-info.ru/articles/13676619.h...

В 1822 году Воскресенский монастырь был упразднён и местные жителе стали называть свою слободу просто Селением. До середины XIX века это новое Селение представляло из себя незначительный посёлок, но в 1858 году произошло событие, серьёзно повлиявшее на его судьбу. В ночь на 1 августа 1858 года в Астрахани произошёл страшный пожар, во время которого выгорели все местные и дровяные пристани на берегу Волги. Сильно пострадала и закутумная часть города: в приходе Казанской церкви, где располагались слободы бондарей, кузнецов и колесников. После этого пожара городское управление вынесло решение перенести за город слободки кустарей на место осушённого ильменя Бляблин. Там образовались посёлки Бондарный, Кузнечный и Колёсный. На стрелку Волги и Болды были перенесены местные пристани, по берегу Волги обустраивались лесопильные заводы и причалы, принадлежащие астраханскому купечеству и различным местным обществам. Весь этот ново-заселённый район был приписан к приходу Казанской церкви, но для такого небольшого храма вместить такое большое число прихожан было невозможно. Появилась идея создания нового большого храма в центральной части Селения. Главным инициатором этого строительства выступил известный купец и благотворитель Иван Иванович Губин. Весной 1877 года был создан строительный комитет, который сразу же обратился в Городскую Думу с просьбой о выделении под постройку земельного участка. 4 апреля 1877 года Дума удовлетворила ходатайство и отвела место «на Селении в местности Ильмень, что около бондарного посёлка». Проект храма был составлен архитектором Знаменским, и 11 октября 1878 года одобрен строительным отделением Астраханского Губернского Правления. В 1879 году начались строительные работы, продолжавшиеся до 1885 года. 31 марта 1885 года в торжественной обстановке на колокольню храма были повешены колокола. 29 сентября 1885 года накануне праздника Покрова Богородицы был освящён главный алтарь Покровского храма архиепископом Евгением (Шерешиловым). Боковые приделы были освящены: правый в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, а левый в честь Великомученика Пантелеимона-исцелителя. На строительство храма было затрачено 95 тыс. рублей, из них львиную долю пожертвовал купец Иван Иванович Губин. В 1887 году он был избран церковным старостою и до самой кончины бессменно выполнял свои обязанности.

http://sobory.ru/article/?object=01041

с 05.1945 – Ставропольская и Бакинская; С 13(26)02.1994 – Ставропольская и Владикавказская. Викарные кафедры: Моздокская, Ейская, Александровская, Екатеринодарская, Армавирская, Арзгирская, Белоглинская, Черноморская (?). 01.01.1843 20.11.1849 Иеремия Соловьев 20.11.1849 30.10.1857 13.11.1857 05.08.1861 01.12.1862 11.05.1872 24.06.1872 16.02.1886 08.04.1886 25.11.1889 Владимир Петров 16.12.1889 17.07.1893 Евгений Шерешило 17.07.1893 18.07.1919 10.05.1914 01.09.1914 13(26)04.1923 06.1923 (в/у?) сщмч. Димитрий Добросердов 02(15)10.1923 07(20)08.1926 Иннокентий Летяев 10.1926 12.1926 Иринарх Синеоков-Андреевский 13(27)06. 1927 28.01(10.02)1928 29.07(11.08)1932 29.07(11.08)1932 01(14)09.1943 25.10(07.11)1962 27.10(09.11)1962 03(16)11.1962 03(16)11.1962 14(27)02.1968 14(27)02.1968 19.05(01.06)1975 12(25)07.1975 21.07(03.08)1975 в/у Антоний II Завгородний 21.07(03.08)1975 21.11(04.12)1989 13(26)01.1990 08(21)03.2003 13(26)12.2002 24.04(07.05)2003 24.04(07.05)2003 Феофан Ашурков Ставропольская, обн. (Северокавк.) Основана в 1923 г. Упразднена в 1945 г. Викарные кафедры: Армавирская, Пятигорская, Моздокская (?). 20.12.1923(02.01.1924) 05(18)04.1924 Алексий Марков 25.01(07.02)1924 07(20)12.1924 Христофор Сокольский 03(16)01.1925 18.02(03.03)1925 27.09(10.10)1925 Георгий Крашенинников (Крашенников) 23.10(05.11)1925 06(19)04.1926 Серапион Сперанцев 26.03(08.04)1927 Иоанн Кушнев 19.10(01.11)1927 13(26)01.1928 08(21)02.1928 Александр Филиппов 05(18)05.1930 25.11(08.12)1932 Николай Автономов 25.11(08.12)1932 03.1935 08.1935 Сергий Баженов 22.11(05.12)1935 Ставропольская, обн. (Самар.) Основана в 1923 г. Местопребывание – в г. Ставрополь-на-Волге (с 1964 г. – Тольятти). Самарское викариатство. Упразднена в 1927 г. (?) 12(25)11.1923 Александр Анисимов 06(19)06.1923 1927 (?) 19.10(01.11)1927 13(26)01.1928 Сталинградская (см. Волгоградская) Сталинградская, григ. Основана в 1925 г. (?) Упразднена в 1931 г. (?) Викарная кафедра: Усть-Медведицкая. 1925 Смарагд Яблоков Серафим Поляков Сталинградская, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1870 году на средства жившего на покое в Покрово-Болдинском монастыре бывшего Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) в обители были устроены: новая каменная баня, новый тесовый забор вокруг монастырского сада, вырыта новая яма для чигиря и устроен новый чигирь. В 1884–1886 годах при игумене Павле было закончено строительство новой каменной ограды вокруг монастыря, начатой ещё при архимандрите Августине. С благословения Астраханского епископа Евгения (Шерешилова) для расширения территории монастыря был выделен участок архиерейского сада к северу и востоку от обители. Таким образом, оба восточных храма обители – Иларионовский и Мефодиевский, игравшие некогда роль угловых монастырских башен, оказались внутри ограды. Внутри ограды оказались и западные башенки: одна под кладовой, а другая под старой баней, они по распоряжению епископа Евгения в 1889 году были сломаны. Старанием игумена Павла в 1884–1886 годах в монастыре был полностью перестроен прилегавший к Мефодиевской церкви корпус братских келий, устроены новые помещения для хозяйственных нужд, при входе в обитель – новые святые врата. В середине XIX века сильно обветшала церковь преподобного Илариона. Астраханский купец Иоаким Андреевич Репин выразил желание восстановить храм на свои средства. Репин выдвинул одно непременное условие, чтобы церковь эта была переименована в честь святой великомученицы Варвары, в молитвенное воспоминание его умершей супруги, с устройством здесь фамильного склепа для членов семейства Репиных. Астраханский архиепископ Афанасий, уважая благочестивое желание щедрого благотворителя, разрешил переименование и устройство склепа. В том же 1867 году этот храм был отремонтирован и заново освящён с переименованием его в Варваринский. В 1875 году возникло дело о расширении территории обители из-за того, что примыкавшая к архиерейскому саду с юга Варваринская церковь и прилегающий к ней корпус братских келий были совершенно открыты для нападения грабителей, нередко бродящих по окружающей монастырь местности. Варваринская церковь и келии были обнесены с юга каменною оградою. 31 января 1893 года во время случившегося в южных келиях пожара пострадал и Варваринский храм (в особенности его иконостас), реставрацию которого вызвался произвести за свой счёт купец Репин. В 1893 году был выстроен новый двухэтажный настоятельский корпус на месте старого одноэтажного, по проекту архитектора Коржинского.

http://sobory.ru/article/?object=41153

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Бялозор Александр Адольфович; 1866, г. Бобруйск Минской губ.- 1933), еп. Ростовский. Отец служил секретарем в городской думе. Когда А. исполнилось 3 года, родители развелись, и мать с сыном переехала в Тифлис. В 1874 г. мать умерла, и мальчика воспитывала женщина, ранее помогавшая ей по хозяйству. Вскоре она отдала ребенка в архиерейский дом Астрахани, где его взял на попечение еп. Евгений (Шерешилов), отличавшийся исключительным благочестием и милосердием. Благодаря его заботам в 1884 г. А. окончил Астраханскую ДС. В 1886 г. тайно покинул благотворителя и уехал в Смоленск, предполагая заняться артистической деятельностью. Однако, тяжело заболев и раскаявшись, вернулся к еп. Евгению и испросил у него прощение. В 1889 г. еп. Евгений был назначен на Ставропольскую кафедру, и с 1890 г. А. служил делопроизводителем при ставропольском архиерейском доме. В 1891 г. еп. Евгением рукоположен во диакона, в 1892 г.- во священника и служил в ц. вмч. Пантелеимона в Ейске. Одновременно в течение неск. лет нес послушание законоучителя в городских духовных уч-щах. В 1922 г. был вызван обновленческим ВЦУ (см. Обновленчество ) в Москву и, будучи к тому времени вдовым священником, рукоположен обновленцами во епископа Ставропольского, в 1923 г. назначен обновленческим епископом Таганрогским. В сент. 1923 г. принес покаяние, принят в сущем сане в общение с РПЦ, ушел на покой и уехал в Ейск. В 1930 г. А. обратился к Заместителю Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) с просьбой назначить его на кафедру и стал епископом Барнаульским, а в 1931 г.- епископом Ростовским. В 1932 г. по состоянию здоровья подал прошение об увольнении за штат и поселился в Ейске. В янв. 1933 г. арестован ОГПУ и ложно обвинен в организации церковно-монархической группы, руководимой из-за рубежа, и в работе по созданию повстанческих ячеек. Под давлением следствия признал себя виновным. Расстрелян по приговору тройки при ПП ОГПУ 7 мая 1933 г. Арх.: УФСБ РФ по Краснодарскому краю. Арх. П-48721. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 45. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " ВИКТОР (Островидов Константин Александрович;1878-1934), еп. бывш. Глазовский, священноисп. (пам. 19 апр., 18 июня, в Соборе Вятских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64248.html

Наряду с прп. Евфросинией Полоцкой К. является наиболее почитаемым святым в Белоруссии. Ежегодно 11 мая в Турове проходит торжественное празднование памяти святителя с крестным ходом. В последние годы в честь К. было освящено неск. храмов в Туровской, Гомельской и Гродненской епархиях. В Нью-Йорке (в Бруклине) действует ц. во имя К. В 1996 г. открылась Минская ДА им. свт. Кирилла Туровского. В Белорусском Экзархате МП учреждены орден и медаль К. В 1993 г. начало работу Гомельское областное об-во Кирилла Туровского. Благодаря деятельности об-ва были установлены памятники К. в Турове 11 мая 1993 г. и в Гомеле 4 сент. 2004 г., проведено более 20 международных научных конференций. При активном участии об-ва в 1999 г. была создана Гомельская специализированная Славянская б-ка. Славянская б-ка и об-во Кирилла Туровского награждены орденами К. (в 2007 и 2008 соответственно). В деятельности об-ва активно участвовал Гомельский и Жлобинский архиеп. Аристарх (Станкевич ; † 2012). Соч.: Сухомлинов М. И. Рукописи гр. А. С. Уварова. СПб., 1858. Т. 2; Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского/Изд.: еп. Евгений (Шерешилов). К., 1880; Пономарёв А. И., ред. Памятники древнерус. церковно-учительной лит-ры. СПб., 1894. Вып. 1. С. 88-198; Ерёмин И. П. Лит. наследие Кирилла Туровского//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 342-367; 1956. Т. 12. С. 340-361; 1957. Т. 13. С. 409-426; 1958. Т. 15. С. 331-348; Понырко Н. В. Эпистолярное наследие Др. Руси, XI-XIII вв.: Исслед., тексты, пер. СПб., 1992. С. 166-170; Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исслед. М., 1999; БЛДР. 1997. Т. 4. С. 142-170. Ист.: А. А. Kipыл, enickan Жыццё, спадчына, светапогляд. Mihck, 20002; Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 350-354. Лит.: Сухомлинов М. И. О сочинениях Кирилла Туровского//СбОРЯС. 1908. Т. 85. С. 273-349; История рус. лит-ры. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 358-362; Ерёмин И. П. Ораторское искусство Кирилла Туровского//ТОДРЛ. 1962. Т. 18.

http://pravenc.ru/text/1840435.html

В 1856-1874 гг. Л. м. находился в ведении ректоров Минской ДС, под непосредственным управлением ее казначеев или экономов. С 1856 г. обязанности настоятеля исполнял архим. Николай (Трусковский), ректор Минской ДС, автор «Историко-статистического описания Минской епархии» (1864). В 1874 г. ректор семинарии архим. Ианнуарий (Попов-Вознесенский) передал дела управления Л. м. игум. Адриану (1874-1876). В 1877-1878 гг., при настоятеле игум. Всеволоде, по благословению Минского и Туровского еп. Евгения (Шерешилова) был произведен ремонт Благовещенской ц.: заменена крыша, возведен купол, увеличен иконостас, обновлена роспись. Работы велись за счет монастырских средств, древесина поставлялась из лесной дачи. 20 авг. 1878 г. состоялось освящение храма. По-видимому, к этому времени относится устроение в нем придела во имя псковского св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича. В 1888 г. обрушился внутрь купол Благовещенской ц., богослужения стали совершать в придельной Троицкой ц. По просьбе управляющего иером. Илария из казны было отпущено более 10 тыс. р. на восстановительные работы. 16 июля 1900 г. храм был освящен еп. Минским и Туровским Михаилом (Темнорусовым) . Тогда же был возведен новый иконостас с «иконами хорошего письма». В 1900-1904 гг. в монастыре проживали 3 иеромонаха и 3 иеродиакона, должность настоятеля была вакантной. Управляли обителью иеромонах минского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря Иларий, в 1904 г.- иеромонах пинского Богоявленского мон-ря Донат. К 1908 г. в обители проживали игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 3 штатных послушника и 5 внештатных. При Л. м. действовала школа грамоты. Мон-рь получал на содержание из гос. казны 1840 р. В 1915 г., при настоятеле игум. Феодосии, Л. м. собирал и жертвовал денежные средства на военные нужды и в пользу Красного Креста. К нач. XX в. богослужения в Л. м. совершались по монастырскому уставу: утренняя служба начиналась в 6 ч. утра, литургия в будние дни - в 9 ч., а в дни великих праздников - в 10 ч. По субботам, кроме Пасхальной недели и 2 недель Рождества Христова, настоятель служил заупокойную литургию и панихиду с поминанием иерархов, бывш. настоятелей, братии. В торжественные дни до литургии настоятель в сослужении 2 либо 4 иеромонахов читал акафист перед Ляданской иконой Божией Матери. Важными праздниками были Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти апостолов Петра и Павла. 29 июня совершался крестный ход на Базарную пл., в часовню, где находилась резная Ляданская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2561098.html

17 апр. 1811 г. в рапорте архиеп. Михаилу архим. Виктор сообщал, что в Благовещенском соборе «открылись опасные трещины, требующие починки», а также «другая поперечная трещина показалась», и что средства на ремонт были выделены лишь частично. Усердием архим. Виктора в Благовещенском храме был обновлен иконостас, на стенах появилась живопись; построена гостиница для богомольцев и произведен ремонт зданий приписного Рождественского мон-ря, в к-ром перестроена древняя Георгиевская ц., возведена колокольня. В прошении, поданном в Синод, архим. Виктор уточнял, что «выписал из отечества своего значительную сумму денег, которую получил через общего четырех патриархов проповедника, иеромонаха Дорофея, всего 12 000 червонцев... и деньги эти издержал на возобновление обители». В описании мон-ря 1867-1868 гг. сказано: «Святитель Стефан и архимандрит Виктор неразлучны в народной памяти: первый - создал, второй - воссоздал эту святую обитель». Одновременно со строительной деятельностью архим. Дорофей заботился о строгости повседневной жизни братии, составил общежительные правила, в т. ч. отметил, что «настоятелю быти во первых образом жизни... и пектися о других жительствующих в обоих монастырях», а также рагламентировал жизнь насельников. «Келейное тайноядение,- в частности писал о. Виктор,- между прочим, и бесчиние бывает, когда держит кто в кельи пьянственные напитки и сластолюбствует; вся бо злая от сих рождаются и бесчиния в монастыре». В 1812 г. Н. Б. м. посетил Иван Чернов, к-рый составил краткую историю обители, напечатал ее вместе с нек-рыми грамотами и письмами митр. Стефана (Яворского), найденными в б-ке мон-ря. В 1850 г. Н. Б. м. возглавлял архим. Феофан (Александров) , известный церковный композитор. С окт. 1857 г. в обители проживал на покое бывш. еп. Кавказский и Черноморский Иоанникий (Образцов) , часто служивший в храмах Нежина (погребен в Сретенском приделе монастырского Благовещенского собора). С янв. 1860 г. в Н. Б. м. настоятельствовал архим. Вассиан (Чудновский) , в 1866 г. хиротонисанный во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, а с 1861 г.- архим. Евгений (Шерешилов) , в 1870 г. рукоположенный во епископа Брестского, викария Литовской епархии. В 1904-1905 гг. Н. Б. м. возглавлял Иоанникий (Дьячков), в 1907 г. рукоположенный во епископа Кирилловского. С 9 нояб. 1912 г. настоятелем обители был уволенный на покой еп. Владимир (Благоразумов) (в 1914 погребен в обители). В 20-х гг. XX в. Н. Б. м. возглавлял архим. Серафим (Зборовский) .

http://pravenc.ru/text/2564834.html

   001    002   003     004    005    006    007