649. Похвальное слово святому мученику Роману. 1864. II. 293. 650. Беседа о том же святом мученике. 1864. II. 305. 651. Похвальное слово св. мученику Варлааму. 1864. II. 314. 652. Похвальное слово св. священномученику Игнатию Богоносцу . 1864. II. 327. 653. Похвальное слово египетским мученикам. 1864. II. 346. 654. Беседа первая против Аномеев о непостижимом. 1864. II. 355. 655. Беседа вторая против Аномеев о непостижимом. 1864. II. 372. III. 385. 656. Беседа третья против Аномеев о непостижимом. 1864. III. 393. 657. Беседа четвертая против Аномеев о непостижимом. 1864. III. 411. 658. Беседа пятая против Аномеев, о непостижимом. 1864. III. 433. 659. Беседа шестая против Аномеев, в память блаженного Филагония. 1864. III. 454. 660. Беседа седьмая против Аномеев, о единосущном. 1864. III. 470. 661. Беседа восьмая против Аномеев, о просьбе сынов Заведеевых. 1864. III. 496. 662. Беседа девятая против Аномеев, о четырехдневном Лазаре. 1864. III. 516. 663. Беседа десятая против Аномеев, о молитвах Христовых. 1864. III. 525. 664. Беседа одиннадцатая против Аномеев, о согласии Нового Завета с ветхим в учении об Иисусе Христе. 1864. III. 548. 665. Беседа двенадцатая против Аномеев, о тридцативосьмилетнем расслабленном. 1864. III. 562. 666. Слово на новый год. 1865. I. 3. 667. Беседа на день Рождества Христова. 1865. I. 22. 668. Слово на рождество Спасителя нашего Иисуса Христа. 1865. I. 44. 669. Беседа в день крещения Христова. 1865. I. 59. 670. Беседа первая, о предательстве Uyды. 1865. I. 76 . 671. Беседа вторая, о предательстве Uyды. 1865. I. 95 672. Беседа о кресте и разбойнике. 1865. I. 101. 673. Беседа о кладбище и кресте. 1865. I. 124. 674. Слово на святую Пасху. 1865. I. 135. 675. Беседа первая на неделю св. Пасхи. 1865. I. 137. 676. Беседа вторая на неделю св. Пасхи. 1865. I. 149. 677. Беседа в день вознесения Господа нашего Иисуса Христа. 1865. I. 167. 678. Беседа первая в неделю св. Пятидесятницы. 1865. I. 186. 679. Беседа вторая в неделю св. Пятидесятницы. 1865. I. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Енё Гергей СПИСОК ПАП И АНТИПАП Св. Петр, (33)-64(67) Св. Лин, 67–76(78) Св. Клет(Анаклет), 76(78)-88(90) Св. Климент I, 88(90)-97(99) Св. Эварист, 97(99)-105(107) Св. Александр I, 105(107)-115(116) Св. Сикст I, 115(116)-125 Св. Телесфор, 125–136 Св. Гигин, 136–140 Св. Пий I, 140-(154)155 Св. Аникет, (154)-(165)166 Св. Сотер, (165)166-(174)175 Св. Элевтерий, (174)175–189 Св. Виктор I, 189–199 Св. Зефирин, 199–217 Наталис (антипапа) (199-[?]) Св. Каликст I, 217–222 Ипполит (антипапа), (217–235) Св. Урбан I, 222–230 Св. Понтиан, 230.VII.21–235. IX.28 Св. Антер, 235.XI.21–236.I.3 Св. Фабиан, 236.I.10–250.I.20 Св. Корнелий, 251.III-253.VI Новациан (антипапа), (251–268) Св. Луций I, 253.VI.25–254.III.5 Св. Стефан I, 254.V.l2–257.VIII.2 Св. Сикст II , 257.VIII.3O-258.VIII.6 Св. Дионисий, 259.VII.22–269. XII.26 Св. Феликс I, 269. I.5–274. XII.30 Св. Евтихий, 275.I.4–28З.XII.7 Св. Гай, 283.XII.17–296.IV.22 Св. Марцеллин, 296.VI.30–304.X.25 Св. Марцелл I, 308.V.27–309.I.16 Св. Евсевий, 309(310)IV.18–309(310) VIII.17 Св. Мильтиад (Мельхиад), 311.VII.2–314.I.11 Св. Сильвестр I, 314.I.31–335.XII.31 Св. Марк, 336.I.18–336.X.7 Св. Юлий I, 337.II.6–352.IV.12 Либерий, 352.V.17–366. IX.24 Феликс II (антипапа), (355–358; 365.XI.22) Св. Дамас I, 366.X.1–384.XII.11 Урсин (антипапа), (366–367) Св. Сириций, (384.XII.l5–399.XI.26) Св. Анастасий I, 399.XI.27–401.XII.19 Св. Иннокентий I, 401.XII.22–417.III.12 Св. Зосима, 417.III.18–418.XII.26 Св. Бонифаций I, 418.XII.29–422.IX.4 Евлалий (антипапа), (418.XII.29–419) Св. Целестин I, 422.IX.10–432.VII.27 Св. Сикст III, 432.VII.31–440.VIII.19 Св. Лев I (Великий), 440.IX.29–461.XI.10 Св. Иларий, 461.XI.19–468.II.29 Св. Симплиций, 468.III.3–483.III.10 Св. Феликс II, 483.III.13–492.III.1 Св. Геласий I, 492.III.1–496.XI.21 Св. Анастасий II, 496.XI.24–498.XI.19 Св. Симмах, 498.XI.22–514.VII.19 Лаврентий (антипапа), (498,501–505) Св. Гормизд, 514.VII.20–523.VIII.6 Св. Иоанн I, 523.VIII.13–526.V.18 Св. Феликс III , 526.VII.12–530.IX.22 Бонифаций II, 530.IX.22–532.X.17

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

437. Увещательное 1-е к Феодору падшему. 1844. I. 337. 438. Увещательное 2-е к Феодору падшему. 1844. II. 3. 439. Огласительные. 1844. IV. 3. 440. На надписание деяний Апостольских, о том, что добродетельная жизнь полезнее знамений и чудес, и также о различии жизни от знамений. 1846. II. 167. 441. О том, что не должно смущаться несчастиями людей добродетельных и благоденствием порочных. 1847. I. 325. 442. К Димитрию монаху, о сокрушении 1-е. 1850. III. 1. 443. К Стелехию, и о сокрушении 2-е. 1850. III. 41. 444. Против недоброжелательствующих тем, которые руководствуют к монашеской жизни, сл. 1-е. 1846. I. 398. 1850. III. 69. 445. К неверующему отцу, сл. 2-е. 1850. III. 99. 446. К верующему отцу, сл. 3-е. 1850. III. 139. 447. К подвижнику Стагирию три слова. 1850. III. 234. 291. 347. 448. К молодой вдовице. 1850. III. 401. 426. 449. Против Иудеев семь слов. 1850. III. 449. 482. 493. 516. 541. 588. 615. 640. II. Беседы: 450. О страдании и терпении Иова. 1821. IV. 180. 451. О Давиде и Сауле. 1833. II. 121. 452. На память св. Священномученника Вавилы. 1842. III. 307. 453. На усекновение главы св. Иоанна Крестителя. 1837. III. 136. 454. О посте и милостыне. 1830. XXXVII. 266. 455. О покаянии. 1834. I. 253. 456. О покаянии, также о священной трапезе и суде. 1836. I. 225. 457. О предательстве Иуды, о Пасхе, о приобщении Таин и о забвении обид, говоренная в Великий Четверток. 1824. XIV. 3. 458. О предательстве Uyды. 1834. II. 22 . 459. На Великий Пяток. 1825. XVIII. 27. 460. О названии кладбища и о Кресте Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 1824. XIV. 30. 461. На Вознесение Господне, произнесенная в храме мучеников в Романезии. 1840. II. 165. 462. О сребролюбии. 1836. III. 249. 463. О том, что надлежит постоянно быть при собраниях, и что находящимся в грехах не должно отчаиваться в своем спасении, но приносить покаяние. 1822. VII. 250. 464. О усердии к храму Божию, о псалмопении и о том, что слабость пола нимало не препятствует женщинам подвизаться в добродетели. 1822. VIII. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодать озаряет человека внезапно, но и не без постепенности. I, 109. Побуждения следовать благодатному призыванию. III, 489, 490. Для чего даруется нам благодать? I, 489. Сила благодати передается чрез видимые действия и вещи. III, 548, 549. Без благодати невозможно было восстание падшего человечества. I, 487. В Христианстве все благодатию и ничего без благодати. 488, 489. Она даруется всем достойным и способным принять ее. 172, 527. Почему Бог не дарует всякому многих даров благодати? II, 154. Сам человек виною, если не приемлет благодати, или вотще приемлет. III, 58, след. Приятию ее препятствуют плоть, мир, и грех . I, 181, 182. Пути к приобретению благодати и средства к ее сохранению. 491, III, 59, 60. Она подается чрез Иисуса Христа. I, 267. Способы к принятию благодати. III, 63, 253, 254. Терпением и подвигами надобно достигать плодов благодати. I, 183, III, 62, 63. Действие благодати в человеке многоразлично и непостижимо. I, 165. Отчего человек часто не слышит голоса благодати призывающей, и как может слышать? III, 172–174. Для чего благодатное основание в человеке скрывается от мира и самого человека, утверждаемого благодатию? 460, 461. Церковь есть сокровищница благодати. III, 58, 59. Благодать, даруемую в Крещении, должно хранить и умножать. 60, 61. БЛАГОДАРНОСТЬ. Ее польза. III, 254. Должно, и как должно благодарить Бога за все Его благодеяния. 357–359. БЛАГОДЕЯНИЯ. Великие благодеяния Божии к человекам. II, 416, 417. Человек, обыкновенно, лучше ценит благодеяния Божии, когда лишается их. III, 353. См. Благодарность. БЛАГОПОЛУЧИЕ. Истинное благополучие достигается только добродетелию. III, 259, след. Неправда и порок не приводят к истинному благополучию. 264, 265. БЛАГОСЛОВЕНИЕ. Значение его. II, 128, 133. Сила. 127, 130. Верховный раздаятель благословений – Иисус Христос . 133. Начатки возвращаемого человеку благословения Божия от жены таились долее, нежели от мужа. I, 448. Благословение возвышается тем, что Сам Бог требует Себе оного от тварей. II, 135, 136.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

И действительно, церковь мы видим во всех погостах Водской пятины. Прямо названы и описаны церкви в 39 погостахъ: III, 8, 30, 56, 82, 182, 278, 358, 414, 471, 486, 553, 569, 603, 637, 680, 712, 726, 756, 795, 832, 861, 892, 905; XI, 36, 42, 55, 91, 199, 142, 257, 286, 341; 431; XII, 33, 76, 120, 143, 170, 179. В погосте Антоньевском церковью мог служить Антониев с Боженки монастырь; или же церковь погоста могла быть в Обонежской пятине. В Обонежской пятине находились церкви погостов Грузинского (III, 445) и Никольского с Городища (XI, 107); в Шелонской пятине – погостов Сабельского (III, 105), Коситского (III, 154), и Передольского (III, 157); церкви не описаны, так как находились в дворцовых волостях, в погостах Пидебском (III, 13), Петровском (III, 478), Хрепельском (III, 144), Клим. Тесовском (III, 67). Церковью Суйдовского погоста мог служить монастырь Суйдовский (III, 691). В Келтушском погосте церкви не описано – вероятно потому, что начало описания погоста утрачено. В утраченном описании погостов Орлинского и Грезневского описание церквей было, почему и погосты называются первый Спасский, второй Никольский. А в таком случае у нас остаются, по-видимому, без церквей погосты Каргальский и три Городенских – Ладожский, Ореховский (Спасский) и Корельский. Но не очевидно ли, что для Каргальского погоста погостской церковью была какая-нибудь церковь из города Копорья, находившегося на территории погоста; три же Городенских погоста имели свои церкви в городах – Ладоге, Орешке и Кореле. Ореховский Городенский погост даже и называется Спасским, очевидно по имени Спасской церкви, действительно бывшей в г. Орешке. И почему бы, в возражение профессору Сергеевичу (III. 86, прим.) спросим, церкви городской не быть церковью погостской, когда погостской церковью бывали и монастырские церкви? У нас совершенно без церкви останутся только Заверяжье и Окологородье. Но ни первое, ни второе погостов не составляли (в смысле округа) и центров не имели самостоятельных, тянули же они вероятно к Новгороду (Заверяжье) и к Яме (Окологородье). В позднейших Писцовых Книгах и Заверяжье, и Окологородье совершенно даже исчезают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

При Иннокентии III было подавлено на юге Франции движение альбигойцев или катаров. Это дуалистическая манихейская секта, родственная павликианам и богомолам («альбое» — белый, чистый). Это тайное сообщество отвергало учение Церкви о таинствах, иерархии. В ней скрывалось и поклонение злу. Катары организовались в военную силу и завоевали часть замков. Иннокентий III организовал крестовый поход, и для борьбы с альбигойцами была учреждена инквизиция. В 1215 г. состоялся IV Латеранский собор, на котором наряду с западными епископами присутствовали епископы титулярных восточных кафедр (латинские епископы, уже назначенные на восточные кафедры). Цель собор указал: окончательное покорение Востока. Но в 1216 г. умер Иннокентий III, и покорения не получилось. Сам Иннокентий III написал ряд богословских трактатов, в которых не проявил себя оригинальным — продолжал развивать системы папской теократии. Более интересна его каноническая деятельность. Начиная с Иннокентия III соборные постановления, в принятии которых участвовал папа, делаются от его имени, а епископы лишь подписывались с грифом «одобряем». Особое право получает папа при Иннокентии III в примате юрисдикции, то есть прямой непосредственной власти над епископами и и вообще всеми верующими. Папе усваивается право всеобщего отпущения, состоящее не только в прощении вины за нарушение закона, но и в отмене самого закона и освобождении от клятвы. Папа получает право непосредственного распоряжения всеми церковными бенифициями (доходами). Иннокентий III отрицает всякую самость государств, и единственным законным порядком в мире может быть только теократия. «Государство получает свое существование только от Церкви, подобно тому, как луна отражает солнечный свет». Духовное, политическое и финансовое могущество папства достигает при Иннокентии III своего апогея, но оно же послужило и основанием к непосредственной реакции европейских государств против папской власти. 4. Преемники Иннокентия Три последующих папы после Иннокентия III — Гонорий III, Григорий IX и Иннокентий IV — были продолжателями дела Иннокентия III. Главной заботой папского престола в первой половине XIII b. была борьба с немецким императором Фридрихом II. Этот последний император из династии Гогенштауфенов вел борьбу с папами за полную независимость своей империи в течение 30 лет. Папы не были разборчивы в методах борьбы. Если раньше появлялись антипапы, то теперь — антиимператоры, ставленники пап. Наиболее известный из них Генрих Распэ, прозванный «поповским королем».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОНОРИЙ III Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гонорий III, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) (до 1160, Рим - 18.03.1227, там же; мирское имя Ченчо Савелли), папа Римский (с 24 июля 1216). Происходил из знатной рим. семьи. После рукоположения в сан пресвитера служил каноником базилики Санта-Мария Маджоре, затем каноником Латеранской базилики. Ок. 1188 г. папой Римским Климентом III назначен папским камерарием. Выступил инициатором составления «Liber censuum Romanae Ecclesiae» (с 1192) - регулярно пополнявшегося вплоть до XV в. сборника документов по вассальным доходам Папского престола. В 1193 г. папой Римским Целестином III возведен в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Лукии и в том же году назначен архипресвитером базилики Санта-Мария Маджоре (до 1212). С 1194 по 1198 г. занимал должность канцлера Римской курии, совмещая ее с обязанностями папского камерария. Способствовал реставрации рим. базилики св. Павла (Сан-Паоло фуори ле Мура), о чем свидетельствует мозаика рубежа XII и XIII вв. в конхе главной апсиды, где у ног Спасителя изображена фигура коленопреклоненного кард. Ченчо Савелли. В 1197-1201 гг. по поручению папы Римского Иннокентия III являлся наставником буд. кор. Фридриха II Штауфена . В 1200 г. папой Иннокентием III возведен в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. св. апостолов Иоанна и Павла. После смерти папы Иннокентия III на состоявшихся 18 июля 1216 г. в Перудже выборах кард. Ч. Савелли был избран папой с принятием имени Гонорий III и 24 июля кард.-еп. Остии Уголино (впосл. папа Григорий IX ) рукоположен в сан епископа. Коронация и интронизация Г. состоялись 31 авг. в соборе св. Петра в Риме и 4 сент. в Латеранской базилике. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви. Мозаика ц. Сант-Аньезе фуори ле Мура, Рим. Ок. 1625 г. Папа Гонорий III преподносит св. Агнесе модель церкви.

http://pravenc.ru/text/166149.html

Антиох III Великий, сын Селевка II Каллиника (224–187=37 л.) Птолемей IV Филопатор, или Трифон, т.е. гуляка, сын Птолемея III Евергета, убийца своих родителей и братьев и муж сестры своей (221–204=17 л.). Птолемей IV Филопатор, воюя с Антиохом III Великим, жестоко разбил Антиоха при Рафии в 217 г., но довольный победою, заключил с ним мир, по коему Антиох III возвратил себе Сирию, по без Иудеи На возвратном пути, после битвы при Рафии, в Египет Птоломей IV Филопатор посетил Иерусалим, и, несмотря на увещания первосвященника Симона II, вошел в храм во святая святых, но был поражен трепетом и лишился языка По прибытии в Египет, он лишает Евреев права гражданства, потом собирает их со всех концов своего государства в Александрию, с тем, чтобы истребить в гипподроме слонами, но Промысл Божий спасает Иудеев Птоломей V Епифан, т.е. блистательный, 5 летний сын Птолемея IV Филопатора, находившийся под покровительством Римлян, царствует всего 23 года (204–181=23 г.) Иудея же остается под его владычеством только до 198 г., т. е. 6 лет Пользуясь малолетством Птоломея V, Антиох III завладел Иудеею в 203 г. Полководец Скопа, высланный Птолемеем V Епифаном из Египта, вновь отнял было Иудею у Сирийцев, но после 5 летней войны был разбит Антиохом III при источниках Иордана, у горы Паниона и заперся в Иерусалимской крепости. Антиох III овладел Самарией, а потом вытеснил Скопу из Иерусалима и взял крепость в 198 году Впрочем, опасаясь Римлян, Антиох III заключил мир с Птоломеем V, обещаясь выдать за него замуж дочь свою Клеопатру и в приданое за нею – Сирию, Финикию и Палестину. VIII. Владычество Сирийцев (198–143=55 л.) Год до начала Эры Дионисия Антиох III Великий, правит Иудеей 11 лет Он дозволил Иудеям жить по их обычаям и велел отпускать из своей казны все необходимое для жертвоприношений в храме В 191 г. Антиох III выдал дочь свою Клеопатру за Птоломея V Епифана, напрасно надеясь чрез нее погубить его Разбитый Римлянами в 190 г. при Магнезии, в Лидии, Антиох III обязался уплатить им, в 12 лет, 15.000 талантов и дал в заложники сына своего Антиоха IV Епифана, или Епимана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2-я книга (события 450-474 гг.) открывается описанием Вселенского IV (Халкидонского) Собора 451 г. (II 2-4), к-рый установил догматы христологии . Его решения явились камнем преткновения для дальнейшего развития единой Церкви. Важность этого Собора подчеркивается тем, что Е. С. в конце книги приводит эпитому актов Собора (II 18). Основное внимание автора обращено на историю борьбы за сохранение халкидонского вероисповедания в Вост. Церквах: описаны антихалкидонское движение в Палестине и Сирии (II 5), противостояние в Александрии сторонников ересиарха Тимофея II Элура , патриарха Александрийского, и правосл. патриархов Протерия Александрийского и Тимофея II Салофакиола Александрийского (II 5, 8-11). Имп. Маркиан изображен автором как благословенный правитель, чей приход к власти предвещали знамения и чье благочестие неизменно защищало империю от бедствий (II 1, 6). Личность имп. Льва I вызывает сочувствие историка, Е. С. уделяет большое внимание усилиям императора по поддержанию церковного единства, содержанию его «Окружного послания» (468), к-рым подтверждались определения Халкидонского Собора (II 9-10; приведен текст документа). Отдельная тема книги - падение Зап. Римской империи: убийство Флавия Аэция, имп. Валентиниана III и разграбление Рима вандалами в 455 г., история последних рим. императоров 60-70-х гг. V в. (II 7, 16). 3-я книга (события 474-518 гг.) повествует о времени правления императоров Зинона и Анастасия I, о борьбе между сторонниками и противниками Халкидонского Собора за влияние в Церквах Востока, в основном в Александрийской и Антиохийской. В связи с деятельностью ересиархов Тимофея Элура, Петра Монга, Севира изложена история принятия «Энотикона» имп. Зинона, приведен текст этого документа. Освещается история возникновения Акакианской схизмы (III 17-21). Е. С. описал события войны между императорами Зиноном и Василиском в 474-476 гг. (III 3-8), восстания Теодориха Скифа, Маркиана, Илла против Зинона (III 25-27). Правление имп. Анастасия освещается автором кратко, но есть упоминание об отмене налога с городского населения (хрисаргира) (III 39). Е. С. доброжелательно относится к этому императору, в то же время сочувствует низложенным имп. Анастасием патриархам Македонию II К-польскому и Флавиану II Антиохийскому, правда признавая, что в целом император стремился к сохранению мира в Церкви и был противником нововведений (III 30, 32). Е. С. касается событий Исаврийской войны (III 35), византийско-персид. войны 502-506 гг. (III 37), мятежа Виталиана (III 43), восстания в К-поле в 512 г. (III 44). В этой части повествования Е. С. впервые подробно обращается к событиям светской истории. В следующих книгах светская история начнет преобладать над церковной. Отдельное отступление посвящено полемике Е. С. с языческим историком нач. VI в. Зосимом (III 40-41).

http://pravenc.ru/text/180871.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010