В марте 2010 г. состоялся первый визит Патриарха Кирилла в Армению в качестве Предстоятеля Русской Церкви. Во время визита состоялись встречи с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II ; Предстоятель РПЦ освятил закладного камень в основание нового православного храма Воздвижения Креста Господня в Ереване, при котором планируется создать представительство РПЦ в Армении. По итогам визита была подписана совместная декларация, в которой изложен план двустороннего сотрудничества на ближайшие годы. Во время визита в Александрийский Патриархат в 2010 г. Патриарх Кирилл встретился с Папой и Патриархом Коптской Церкви Шенудой III . Докладчик констатировал, что в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей Русская Церковь все меньше находит союзников в западной протестантской среде. В области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. В межсоборный период представители Московского Патриархата принимали участие в ряде мероприятий, проходивших по линии Всемирного совета церквей (ВСЦ). В период с 27 по 30 июня 2010 г. в Москве побывал с первым визитом новый генеральный секретарь ВСЦ пастор Олаф Фюксе Твейт. В ходе беседы с ним Патриарха Кирилла обсуждались причины затяжного кризиса, который переживает совет в последние 15 лет. Предстоятель РПЦ усматривал их в противоречии между декларируемым стремлением к христианскому единству и усугублением расхождений между христианами по ряду доктринальных вопросов, касающихся в первую очередь антропологии и нравственности. С 30 июня по 4 июля 2010 г. в Москве состоялось заседание Постоянного комитета ВСЦ по консенсусу и сотрудничеству. Цель его деятельности состоит в вынесении рекомендаций по оптимизации участия Православных Церквей в процессе выработки и принятия решений в рамках этой организации. В качестве положительного примера сотрудничества докладчик привел деятельность Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), возобновившего свою работу в 2008 г. после шестилетнего перерыва. Входящие в него христианские общины имеют схожие взгляды на задачи, стоящие перед мировым христианским сообществом, и разделяют убежденность в непреходящем значении евангельского нравственного учения. 4 февр. 2010 г. в Москве состоялось пленарное заседание ХМКК, посвященное теме «Христианская семья – «малая церковь» и основа здорового общества». В итоговом документе была отражена совместная позиция и убежденность в неизменности традиционных семейных ценностей.

http://pravenc.ru/text/2069582.html

Вместе с тем в ходе двусторонних контактов с руководством Римско-Католической Церкви мы продолжаем обсуждать вопрос о непростой ситуации на Западной Украине, где в результате насильственных действий греко-католиков на рубеже 1980-1990-х годов православные верующие были лишены своих храмов и до сих пор ущемляются в правах. Эта проблема остается неурегулированной и требует конкретных практических шагов католической стороны. Продолжается деятельность учрежденной в 2004 году Совместной рабочей группы по рассмотрению проблем в отношениях между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в России. Главной темой обсуждения являются вопросы миссионерской деятельности католических представителей в России и духовного окормления в католических приютах детей, крещенных в Православии. Необходимо, чтобы рекомендации рабочей группы претворялись в жизнь. Положительно развиваются отношения Русской Церкви с Армянской апостольской церковью. В марте 2010 года состоялся мой первый визит в Армению в качестве Предстоятеля Русской Церкви. Беседы с Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II проходили в духе взаимопонимания, христианской любви и конструктивного диалога. Я совершил освящение закладного камня в основание нового православного храма Воздвижения Креста Господня в Ереване, при котором будет создано представительство Русской Православной Церкви в Армении. По итогам визита была подписана совместная декларация, в которой изложен план двустороннего сотрудничества на ближайшие годы. Продолжаем поддерживать контакты и с другими Древними Восточными церквами. В частности, во время визита в Александрийский Патриархат я имел возможность побеседовать с Папой и Патриархом Коптской церкви Шенудой III. К сожалению, в деле сохранения христианского наследия и защиты традиционных христианских ценностей Русская Церковь все меньше и меньше находит союзников в западной протестантской среде. В области богословия, экклезиологии и нравственного учения многие протестантские общины становятся на сторону секулярной идеологии. Некоторые деноминации узаконили благословение «однополых союзов» и рукоположение лиц, открыто заявляющих о своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Наш долг мы видим в том, чтобы в духе христианской любви свидетельствовать протестантам о православной традиции, об апостольских правилах устройства церковной жизни. Бережно сохраняя Священное Предание, мы остаемся открытыми к диалогу, но наблюдаем, как отдаляются от нас те сообщества, которые принимают недопустимые для Церкви нововведения.

http://pravoslavie.ru/44498.html

Президентом Республики Парагвай Орасио Картесом (16 февраля 2016 года); Президентом Бразилии Дилмой Русеф (19 февраля 2016 года); Президентом Государства Израиль Реувеном Ривлином (17 марта 2016 года); Королевой Великобритании и Северной Ирландии Елизаветой II (18 октября 2016 года); Президентом Французской Республики Франсуа Олландом (5 декабря 2016 года); Президентом Итальянской Республики Серджо Маттареллой (12 апреля 2017 года); Президентом Республики Южная Осетия Анатолием Ильичем Бибиловым (25 июля 2017 года); Президентом Республики Хорватия Колиндой Грабар-Китарович (19 октября 2017 года); Президентом Республики Болгария Руменом Радевым (4 марта 2018 года); Президентом Республики Албания Илиром Метой (30 апреля 2018 года); Премьер-министром Республики Албания Эди Рамой (30 апреля 2018 года); Председателем Государственного Совета и Совета министров Кубы Мигелем Марио Диас-Канелем Бермудесом (3 ноября 2018 года). VI. В период со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 1 февраля 2009 года и по 1 февраля 2019 года состоялись встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с главами инославных церквей и религиозных организаций: Верховным Патриархом и Католикосом всех армян Гарегином II (16 марта 2010 года, 14 июля 2010 года, 28 ноября 2011 года, 11 сентября 2013 года, 22 ноября 2016 года, 8 сентября 2017 года); Патриархом Коптской Церкви Шенудой III (10 апреля 2010 года); Генеральным секретарем Всемирного совета церквей пастором Олафом Фюксе Твейтом (28 июня 2010 года, 10 октября 2014 года, 22 апреля 2015 года); Маронитским Патриархом Бешарой Бутросом ар-Раи (15 ноября 2011 года, 27 февраля 2013 года); Президентом Всемирного баптистского альянса пастором Джоном Аптоном (29 марта 2012 года); Архиепископом города Турку Кари Мякиненом, примасом Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии (13 июня 2012 года, 2 сентября 2014 года); Архиепископом Евангелическо-Лютеранской церкви Эстонии Андресом Пыдером (16 июня 2013 года); Патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар Дынхой IV (28 мая 2014 года);

http://religare.ru/2_117103.html

– Какие воспоминания остались у Вас о служении в должности патриаршего экзарха при Патриархе Александрийском и всея Африки? – По египетским улицам можно было ходить в любое время дня и ночи. Хоть в Каире, хоть в Александрии, хоть в любом другом городе. Мы никогда не снимали там своих священнических одежд. Была замечательная возможность познакомиться с древнейшими египетскими памятниками. Каирский музей древностей – один из лучших в мире. Большой школой для меня было общение с Патриархом Александрийским Парфением III и коптским патриархом Шенудой III. Должен сказать, что с коптами у нас действительно есть догматические разногласия, но эту разницу простой копт-мирянин и даже священник (не богослов) сформулировать не в состоянии. Большое впечатление на меня произвела система социального служения у коптов. Великолепен и монастырь Макария Великого. Его уникальная библиотека была оснащена компьютерами, за которыми работали монахи; это было в 1989 году, когда у нас ещё и речи об этом не было. В Египте пришлось столкнуться с мусульманским миром. Неоднократно бывал и в знаменитом Каирском университете исламском Аль-Азхар, встречался со студентами и профессорами. Для меня это была большая школа. В те времена ещё не было столь ярко выраженного, скажем, крайнего экстремистского движения. Хотя, следует признать, большой дружбы между мусульманами и, скажем, христианами-коптами тоже не наблюдалось. Но и не было такой вражды. Всегда приходилось удивляться: строится мечеть и тут же обязательно коптский храм. Рядом! Как бы свидетельство мира между христианской и мусульманской общинами. Сейчас, увы, совершенно другая обстановка. – В 1993 году вы стали работать в Москве в должности заместителя председателя ОВЦС. Вам пришлось работать в новых условиях: советская власть ушла в прошлое, наблюдалось возрождение церковной жизни в России. Расскажите, пожалуйста, об этом непростом периоде. – Это один из самых сложных периодов моей жизни. Я работал бок о бок с митрополитом Кириллом, нынешним Патриархом. С людьми талантливыми просто никогда не бывает, а Святейший Патриарх – не просто талантливый, но богато одарённый человек. Работать с ним было непросто, но очень полезно и продуктивно. Я в полной мере оценил его энергию и вдумчивость.

http://pravmir.ru/mitropolit-chelyabinsk...

Патриарх Кирилл: Потеря христианского присутствия будет опасна для ближневосточных стран Хаос на Ближнем Востоке мог быть выгоден определенным силам. 12 ноября, 2014 Хаос на Ближнем Востоке мог быть выгоден определенным силам. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего программы Al Hayat Al Youm — LifeToday, которая выходит в эфире египетского телеканала Al Hayat TV. — Приветствую Вас, Ваше Святейшество, в эфире телеканала Al Hayat TV. Большое Вам спасибо за то, что предоставили возможность побеседовать с Вами. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете отношения сейчас между двумя Церквами — Русской и Коптской — в свете последнего визита в Египет, который Вы совершили в 2010 году? — Исторически на протяжении столетий отношения между нашими Церквами были очень добрые. Всякий раз, когда русские православные люди соприкасались с православными коптами, они чувствовали духовное родство, особенно в сфере монашества. Монастыри играют важную роль в Коптской Церкви, и такую же важную роль монастыри играют в жизни нашей Церкви. Что касается практического сотрудничества, то оно стало развиваться в период после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960-х годов, когда Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. На платформе Всемирного Совета Церквей несколько позже завязались уже наши двусторонние отношения. А затем, нужно сказать, все Православные Церкви, связанные исторически с Византией, и все Ориентальные Православные Церкви, которые не входят в семью Восточных Православных Церквей, вступили в диалог. И в этом диалоге, конечно, очень важную роль играют две наших Церкви. Всякий раз, когда русские Патриархи приезжают в Египет, они встречаются с Александрийскими Патриархами Коптской Церкви. И последний раз, когда я имел счастье и удовольствие быть в вашей стране, я встречался с покойным Папой Шенудой. Сейчас нас навестил Святейший Патриарх и Папа Феодор II после его избрания. Такова традиция — после избрания Патриархи совершают визиты в другие Церкви. И я очень ценю тот факт, что первый такой визит Патриарх Феодор нанес в Москву. У нас состоялась важная встреча. Мы договорились о том, что открываем новую страницу в двусторонних отношениях, создаем совместную комиссию, совместный рабочий орган, который будет помогать нам осуществлять мониторинг наших отношений и развивать взаимодействие в богословской, культурной и образовательной сфере. Мы также предполагаем, что в рамках этой комиссии могли бы работать политические эксперты, с тем чтобы всесторонне содействовать развитию отношений между нашими странами и народами, укрепляя одновременно и отношения между нашими Церквами.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-potery...

Вначале Церковь использовала иконографические концепции эллинистической античности (они видны в памятниках раннехристианского искусства, сохранившихся в монастыре св. Екатерины на Синае, в равеннских мозаиках и т.д.). Лишь приблизительно к VII в. сложился знакомый нам иконографический канон. Эта эволюция показывает, что христианская Церковь вначале восприняла язык того искусства, которое современное общество могло понимать, но в конце концов, так как весть христианства в корне отличалась от язычества, появились новые христианские формы и методы выражения богооткровенных истин в образах и красках. После Эфеса во множестве стали появляться иконы Богоматери. Тогда же в исторических источниках мы находим первое упоминание об иконе Богоматери «Одигитрия» - защитнице Константинополя. Мы уже говорили о строительстве новых церквей и о том, что специфика христианского богослужения определила выбор типа здания для церкви - секулярную базилику. В каждом городе была единственная главная церковь - собор, где епископ регулярно совершал Евхаристию. Другие храмы обычно располагались на месте погребения святого или мученика. Отсюда происходит их название: «мартирии». Иногда мартирии воздвигались в знак памяти о происшедшем на этом месте чуда. 5. В обществе все более развивался культ святых. Святость воспринималась как эсхатологический дар: когда божественное присутствие являло себя в человеческой личности, это происходило всегда в предвкушении будущего Царства Христова. Следовательно, святость одного члена затрагивала всю Церковь и могла быть обретена лишь в ее сакраментальной (т.е. связанной с таинствами) реальности. Христианская святость, т.е. «жизнь во Христе» и участие в Его Божестве, зависела от личного усилия человека, стремящегося к просветлению и очищению. Святость не воспринималась как языческое магическое владычество над сверхъестественным миром: Бог отвечал на свободное стремление человека к истине и на усилие любви. Восточные отцы говорили о сотрудничестве - «sinergia» - между божественной благодатью и человеческой свободой, необходимом для обретения святости (или обожения - «θεσις»), поэтому христианское сознание того времени видело в святых наилучших свидетелей Истины христианства. Роль, которую играли св. Симеон Столпник и св. Савва Палестинский в защите христианского православия, и, наоборот, роль, сыгранная известным монахом-аскетом Шенудой в защите египетского монофизитства, ясно иллюстрирует всю весомость голоса «святых» в догматических спорах. Иной раз почитание аскета было сильнее в народном сознании, чем его же формальное осуждение по догматическим вопросам. Так, писания Евагрия, автора Ареопагитик (скорее всего, монофизита), св. Исаака Сирина (несторианского епископа) или - на Западе - св. Иоанна Кассиана остались в классическом фонде христианской духовной литературы, несмотря на официальные церковные осуждения их авторов или групп, к которым они принадлежали.

http://sedmitza.ru/lib/text/434751/

В 430 году папа созвал собор в Риме, на котором Несторий был осужден в самых общих выражениях. Одновременно Кирилл получил из Рима письмо, дававшее ему полномочия уладить все дела с Несторием от имени папы римского. А уладить их было необходимо, ибо конфликт продолжал углубляться. Патриарх антиохийский Иоанн также написал письмо Кириллу Александрийскому , в котором призывал его уладить дело миром. Он видел, к чему может привести спор, и просил Кирилла называть Марию как угодно, но не раздувать уже и так накалившихся страстей. Но все эти миролюбивые попытки остались втуне. В том же 430 году Кирилл написал Несторию письмо с двенадцатью положениями (анафематизмами), в котором поставил Несторию ультиматум подписать эти положения до 30 ноября 430 года. Но еще до истечения этого срока император Феодосий решил созвать собор, чтобы наконец примирить враждующие стороны. Собор был назначен на 7 июня 431 года, на Пятидесятницу, в Эфесе, на полпути между Александрией и Константинополем. Феодосии был честный человек и старался лично не становиться ни на ту, ни на другую сторону. Сам он на соборе не присутствовал, но послал своего представителя – правительственного чиновника Кандидиана. Теоретически были приглашены митрополиты всех провинций империи и по несколько епископов из каждой провинции, однако на деле распределение сил было далеко не равным. На стороне Кирилла были епископ эфесский Мемнон и с ним тридцать пять епископов. Из Египта прибыло пятьдесят епископов и с ними несколько сотен монахов во главе со знаменитым аскетом Шенудой. Они не знали ни слова по-гречески, но зато пылали искренней ненавистью к несторианству. Епископ иерусалимский Ювеналий и его пятнадцать епископов также были на стороне Кирилла, и вообще они пошли бы на край земли, чтобы хоть как-то повредить престижу Антиохии, в юрисдикции которой находился Иерусалим, – по их мнению, несправедливо. Антиохийская делегация запаздывала, и Кирилл решил открыть собор, не дожидаясь ее прибытия. Собор состоялся в церкви святой Марии в Эфесе, что имело символическое значение, ибо, согласно Евангелию, евангелист Иоанн взял Марию жить к себе, и существовало предание, что Она умерла в Эфесе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Это краткий обзор моей светской, духовной и военной учебы. — Ваше Святейшество, когда Вы начали работать и какие должности занимали? Были ли у Вас, как у любого молодого человека, определенные цели и устремления в тот период? — После окончания университета я преподавал в государственных школах, совмещая эту работу с преподаванием на вечернем отделении семинарии. Затем я оставил работу в системе министерства образования, чтобы полностью посвятить все свое время преподаванию в семинарии. У меня не было никакого стремления к светской карьере. Я посвятил себя Богу и преподаванию в семинарии. Помнится, однажды студенты устроили митинг, требуя улучшения условий в семинарии. Свой протест они выразили лозунгом: «Или ремонт, или закрытие!» Я находился в учительской во время студенческой забастовки, и один из коллег спросил меня: «И этой семинарии ты хочешь посвятить свою жизнь?» Я ответил: «Да, именно этой семинарии и стоит посвятить жизнь. Раз уж мы оказались в ней в сложный для нее период, мы должны ее поднять». Относительно мирской карьеры я всегда говорил, что в случае увольнения кого-либо с любой светской должности сразу найдутся многие претенденты, и государство не будет в убытке. Но Церковь нуждается в преданных людях. Поэтому светская карьера не была моей целью и не занимала ни мои мысли, ни сердце. Сноски 1 Книга представляет собой запись нескольких бесед с папой Шенудой в его резиденции при монастыре св. Псоя в Нитрийской пустыне (здесь и далее – прим.перев.). 2 Общий титул архиереев в Коптской Церкви. 3 Главный город Центрального Египта, центр одноименного губернаторства. Его значение для Коптской Церкви связано с тем, что, по преданию, он явился конечным пунктом путешествия Святого Семейства в Египет. 4 Мирское имя папы Шенуды – Назыр Геййид. 5 Центр губернаторства Бухейра в северо-западной части Дельты Нила. 6 1/100 египетского фунта. 7 Центр губернаторства Кальюбия севернее Каира. 8 Нумерация псалмов различается в зависимости от того, сделан ли перевод с еврейского (масоретского) текста Библии или с греческого перевода (Септуагинты).

http://pravmir.ru/papa-shenuda-iii-iz-de...

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего программы Al Hayat Al Youm — LifeToday, которая выходит в эфире египетского телеканала Al Hayat TV. — Приветствую Вас, Ваше Святейшество, в эфире телеканала Al Hayat TV. Большое Вам спасибо за то, что предоставили возможность побеседовать с Вами. Ваше Святейшество, как Вы оцениваете отношения сейчас между двумя Церквами — Русской и Коптской — в свете последнего визита в Египет, который Вы совершили в 2010 году? — Исторически на протяжении столетий отношения между нашими Церквами были очень добрые. Всякий раз, когда русские православные люди соприкасались с православными коптами, они чувствовали духовное родство, особенно в сфере монашества. Монастыри играют важную роль в Коптской Церкви, и такую же важную роль монастыри играют в жизни нашей Церкви. Что касается практического сотрудничества, то оно стало развиваться в период после Второй мировой войны, особенно начиная с 1960-х годов, когда Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей. На платформе Всемирного Совета Церквей несколько позже завязались уже наши двусторонние отношения. А затем, нужно сказать, все Православные Церкви, связанные исторически с Византией, и все Ориентальные Православные Церкви, которые не входят в семью Восточных Православных Церквей, вступили в диалог. И в этом диалоге, конечно, очень важную роль играют две наших Церкви. Всякий раз, когда русские Патриархи приезжают в Египет, они встречаются с Александрийскими Патриархами Коптской Церкви. И последний раз, когда я имел счастье и удовольствие быть в вашей стране, я встречался  с покойным Папой Шенудой. Сейчас нас навестил  Святейший Патриарх и Папа Феодор II после его избрания. Такова традиция — после избрания Патриархи совершают визиты в другие Церкви. И я очень ценю тот факт, что первый такой визит Патриарх Феодор нанес в Москву. У нас состоялась  важная встреча. Мы договорились о том, что открываем новую страницу в двусторонних отношениях, создаем совместную комиссию, совместный рабочий орган, который будет помогать нам осуществлять мониторинг наших отношений и развивать взаимодействие в богословской, культурной и образовательной сфере. Мы также предполагаем, что в рамках этой комиссии могли бы работать политические эксперты, с тем чтобы всесторонне содействовать развитию отношений между нашими странами и народами, укрепляя одновременно и отношения между нашими Церквами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

М. Аббас рассказал о том, что передал Предстоятелю Русской Православной Церкви письмо, написанное 24 года назад палестинцами; в нем идет речь о российской собственности на территории Палестины. «Это письмо свидетельствует о том, что мы еще до того, как вступили в переговоры с израильтянами, стремились узнать и уточнить, какие объекты, принадлежавшие в свое время Русской Православной Церкви, оказались на палестинских территориях. Они могли быть утрачены, некоторая часть подверглась разграблению. Происходило разное, но очень важно вернуть Русской Православной Церкви все, что принадлежало ей на палестинских территориях. Сейчас в судах рассматриваются одно или два дела. Уверен, что они будут решены в пользу Русской Православной Церкви», — рассказал гость. Он также обратился к теме сохранения межрелигиозного мира в ближневосточном регионе: «Те события, которые произошли, и те действия в отношении Церквей, которые имели место в Египте и Ираке, большой болью отозвались в наших сердцах. Мы решительно осудили эти акты, и я лично сразу же связался с Коптским Патриархом Шенудой. Три раза я посещал его за последнее время». Махмуд Аббас подчеркнул необходимость сохранения национального единства с тем, чтобы религиозные группы, которые жили там вместе на протяжении тысячи лет, могли продолжить сосуществование в мире и согласии. «Для нас очень важны отношения со всеми христианскими Церквами», — отметил палестинский лидер. Он рассказал о дружеских отношениях с Коптским Патриархом Шенудой, о состоявшемся два года назад визите в Вифлеем Папы Римского, о недавних встречах с представителями религиозных общин в Лондоне. «Земля Палестины должна быть не землей конфликта, но землей мира и согласия», — уверен Глава Палестинской национальной администрации. Напомнив, что эта земля является святой для верующих трех мировых религий, Махмуд Аббас подчеркнул: представители каждой из этих религий должны иметь возможность приезжать в Палестину и чувствовать себя там в мире и согласии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

http://patriarchia.ru/db/text/1970520.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010