Высокопредставительная делегация Русской Православной Церкви принимала участие в состоявшейся 24 апреля 2015 г. в Эчмиадзине канонизации полутора миллиона армян — жертв массового уничтожения христианских народов в Османской империи в 1915-1923 гг. Важную роль в развитии двусторонних контактов играет Российская и Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви, которую с 2001 г. возглавляет архиепископ Езрас, Патриарший экзарх в России. Руководство епархии деятельно участвует в работе таких авторитетных площадок, как Христианский межконфессиональный консультативный комитет, Межрелигиозный совет СНГ и Рождественские образовательные чтения. В декабре 2016 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви было образовано Патриаршее благочиние в составе приходов, находящихся в Республике Армении. Управляющим благочинием назначен епископ Владикавказский и Аланский Леонид. В контексте целенаправленных усилий по поддержке христианского населения Ближнего Востока и Африки значительно активизировались контакты Русской Православной Церкви с представленными в этих регионах Церквами дохалкидонской традиции. В апреле 2010 г. в ходе визита Патриарха Кирилла в Александрийский Патриархат состоялась встреча Его Святейшества с Главой Коптской Церкви Патриархом Шенудой III. Делегация Русской Православной Церкви присутствовала на интронизации его преемника Патриарха Тавадроса II 18 ноября 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл неоднократно выступал с призывами встать на защиту коптов в связи с погромами христиан, участившимися начиная с 2011 г. в ходе политических волнений в Египте. Этот же вопрос был одним из ключевых на встрече Патриарха Кирилла с послом Египта в Москве 12 апреля 2013 г. Вопрос о положении христиан в странах Ближнего Востока был основным и на встречах Святейшего Патриарха Кирилла в Сирии и Ливане в ноябре 2011 г. с Патриархом Маронитской католической Церкви Бешарой Бутросом ар-Раи, с членами проходившего в это время Совета католических патриархов Востока, в частности с халдейским Патриархом Вавилона кардиналом Эммануэлем III Делли, с Патриархом Коптской католической Церкви кардиналом Антонием Нагибом, с греко-католическим (мелькитским) Патриархом Григорием III Лахамом, с сиро-католическим Патриархом Антиохийским Игнатием Иосифом III Юнаном и латинским Патриархом Иерусалима Фуадом Туалем.

http://patriarch.patriarchia.ru/otnoshen...

За время Патриаршества П. приложил много усилий к восстановлению Церкви после коммунистического режима. Было возвращено конфискованное церковное имущество, вновь открыты школы и др. образовательные учреждения, в частности теологический колледж Св. Троицы, заново отстроена разрушенная патриаршая резиденция, отреставрирован кафедральный собор Св. Троицы в Аддис-Абебе. В 1997 г. в Боле, пригороде Аддис-Абебы, был построен собор Спасителя мира (Мэдхане-Алем), ставший 2-й по размерам христианской церковью на Африканском континенте. П. направил в Британский музей запрос о возвращении эфиопских святынь, вывезенных военной экспедицией Р. Нейпира (1868), и смог вернуть 10 таботов (эфиоп. аналог антиминса). П. содействовал реабилитации жертв сверженного режима и в то же время просил у нового правительства смягчения наказания для членов Дерга, что вызвало значительный резонанс в обществе. П. организовал поддержку ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом. В 2008 г. он совместно с главами католич., протестант. и мусульм. общин Эфиопии участвовал в создании резолюции против гомосексуалистов, благодаря к-рой соответствующие меры были приняты на правительственном уровне. Важнейшими событиями времени Патриаршества П. стали отделение от Эфиопии Эритреи в 1993 г. и последовавшее за этим провозглашение автокефалии Эритрейской Церкви , к-рую П. был вынужден признать. В период эфиопско-эритрейского военного конфликта (1998-2000) П. неоднократно инициировал диалог с религиозными лидерами Эритреи. Эфиопская Церковь оказывала посильную помощь вынужденным переселенцам, пострадавшим в результате военных действий на приграничных с Эритреей территориях и засухи. За эту деятельность Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев в 2000 г. наградило П. медалью Ф. Нансена. П. состоял членом ряда международных миротворческих орг-ций. В 2007 г. обсуждал вопросы мирного урегулирования конфликтов в Африке с президентом Судана Омаром Хасаном аль-Баширом. П. стремился к укреплению межцерковных связей. В 2006 г. в Бразилии он был избран одним из 7 председателей ВСЦ. В 2007 г. посетил копт. патриарха Шенуду III, что положило конец многолетнему конфликту с материнской Коптской Церковью , усугубившемуся после признания патриархом Шенудой автокефалии Эритрейской Церкви (1993). В 2008 г. П. совершил путешествие в Индию, где встречался с предстоятелем Маланкарской Церкви Василием Мар Фомой Дидимом I и был удостоен ордена св. Фомы за миротворческую деятельность. При содействии католич. Общины святого Эгидия П. встречался с представителями Римско-католической Церкви в Ассизи (1994), Бухаресте и Милане (1998). В 2009 г. был почетным гостем ассамблеи Синода католических епископов Африки, проходившей в Ватикане.

http://pravenc.ru/text/2581927.html

Возвращаюсь к своему вопросу. Когда я поступил в Университет, я почувствовал, что пришло время заняться им решительно, поскольку тогда у меня появилось время, знание языка и душевная способность для того, чтобы подойти серьезно к поиску ответа. Я учился на инженера, но решил также поступить в Коптскую семинарию и посещал там вечерние занятия. Из этих занятий я понял, что Коптская Церковь верит в греческий догмат о единстве, который называется «одна природа воплощенная». Следовательно, она отвергла догмат, принятый на Халкидонском Соборе и осудила Папу Льва Римского за его богословское послание  под названием «Томос». В то время мне не попадался арабский перевод «Томоса», но я читал о нем в некоторых книгах. Одна из этих книг была написана Патриархом Коптской Церкви Шенудой III. Он писал: «Две природы были настолько очевидны, что было сказано, что Христос – это два лица, Бог и человек; одно из них творит чудеса, другое приемлет оскорбления и унижения» . Как я выяснил позднее, когда мне впервые удалось раздобыть «Томос» на английском языке, этот перевод был неверным. Папа Лев разъясняет, что природы Христа различаются, а лицо Его остается единым. Затем я заинтересовался, почему Коптская Церковь придерживается этого учения. Я обнаружил, что вызванная политическим конфликтом между Патриархом и Византийской Империей изоляция Коптской Церкви привела к появлению новых богословских сочинений, далеко отклонившихся от общего течения мирового православия.  Этим объясняются социологические, политические и богословские обстоятельства, которые привели к появлению учения, названного впоследствии монофизитской христологией, и которого придерживаются большинство коптов с пятого века. Монофизитство – это учение, утверждающее, что Христос имеет только одну природу, божественную. Это название не в ходу у самих монофизитов. Однако Папа Шенуда его использует, говоря: «Термин «монофизиты», употребляющийся для обозначения верующих в Одну Природу, намеренно или нет, на протяжении некоторых периодов истории толкуется неверно» . В то же книги Шенуда пишет: «Дева не родила человека и Бога» .

http://pravmir.ru/doroga-v-xalkidon/

После того, как 6 октября 1981 года  Садат был убит одной из тех же фундаменталистских группировок, новым президентом Египта стал Хосни Мубарак. 6 января 1985 года он подписал указ об освобождении Патриарха, после чего Его Святейшество вернулся в собор Святого Марка в Каире, где его встречало более 10000 прихожан. После благодарственного молебна, Предстоятель обратился к пастве со следующими словами: «Нет у меня иного дома, кроме как в сердцах ваших, полных любви. Не было и минуты, чтобы не думал я о вас в сердце моем. Я сделаю все возможное для укрепления мира и любви между Церковью и Государством, между христианами и мусульманами, ведь мы все – органы одного тела, и тело это – Египет».  В ответ на страшные события, всколыхнувшие страну в 2011 году, Патриарх заявил, что «Египет переживает критический переходный период, но мы уверены, что все разногласия сможем решить мирным путем». В своем стремлении урегулировать религиозные противоречия между победившей на выборах исламской партии «Братьев мусульман», ультраконсервативной салафитской партии «Аль-Нур» и христианами-коптами, Патриарх сумел добиться того, что на службе в Праздник Рождества Христова  в этом году в церкви бок о бок стояли христиане, верховные мусульманские священнослужители и члены правящего Военного совета. 20 марта в Египте было объявлено днем национального траура. В это день? согласно завещанию, составленному Патриархом Шенудой III за два месяца до кончины, Предстоятель Коптской Церкви был похоронен в монастыре преподобного Паисия в районе Вади-Натрун. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выразив соболезнование членам Священного Синода Коптской Церкви в связи с кончиной Предстоятеля Коптской Церкви Патриарха Шенуды III, в частности, сказав следующее: «Весь христианский мир понес тяжелую утрату, лишившись выдающегося богослова и вдохновенного проповедника, столь долгие годы стоявшего во главе Церкви-исповедницы. Заслуги почившего Первоиерарха как перед полнотой Коптской Церкви, так и перед всем христианским миром поистине можно назвать великими.

http://e-vestnik.ru/obituaries/patriarh_...

1965 г., текст которой на завершающей сессии II Ватиканского Собора зачитал член Секретариата по содействию христ. единству еп. Йоханнес Виллебрандс . Одновременно декларация была оглашена секретарем Синода в патриаршем кафедральном соборе на Фанаре в Стамбуле. П. и Афинагор I выразили сожаление по поводу прискорбных исторических событий, связанных с разделением Церквей 1054 г., и взаимно отменили наложенные тогда анафемы (AAS. 1966. Vol. 58. P. 20-21). 25 июля 1967 г. П. встретился с патриархом Афинагором I в Стамбуле. 26-28 окт. состоялись встречи в Ватикане, по итогам к-рых была принята новая совместная декларация, официально оглашенная еп. Й. Виллебрандсом в тот же день на 1-й Генеральной ассамблее Синода епископов (AAS. 1967. Vol. 59. P. 1054-1055). 22 июня 1968 г. П. принял в Ватикане делегацию Коптской Церкви и передал ей для нового кафедрального собора в Каире часть реликвий ап. Марка, хранившихся неск. столетий в Венеции. В мае 1973 г. в Ватикане состоялась встреча папы Римского с главой Коптской Церкви патриархом Шенудой III (1971-2012). Визит патриарха в Рим был приурочен к 1600-летию смерти свт. Афанасия I Великого , память к-рого торжественно отмечалась в базилике св. Петра в воскресенье 6 мая 1973 г. в присутствии глав Римско-католической и Коптской Церквей. По результатам встречи была принята совместная декларация (AAS. 1973. Р. 299-301) и создана совместная католическо-копт. комиссия для изучения вопросов церковной традиции, патристики, литургики, богословия и истории. Первое пленарное заседание комиссии состоялось в Каире 26-30 марта 1974 г. 9-11 мая 1970 г. П. принимал в Ватикане верховного патриарха и католикоса всех армян Вазгена I (1955-1994); 25-27 окт. 1971 г.- главу Сирийской яковитской Церкви патриарха Антиохийского Иакова III (1957-1980). В воскресенье 14 дек. 1975 г. в Сикстинской капелле в Ватикане на церемонии в честь 10-летия снятия анафем специальный представитель нового патриарха К-польского Димитрия I митрополит Халкидонский Мелитон огласил решение о создании Всеправославной богословской комиссии по подготовке диалога между Римско-католической и Православной Церквами.

http://pravenc.ru/text/2578533.html

Обратите внимание на слайд – перед вами тот самый Абуна Салама, «отец мира», св. Фрументий. Это его изображение на одной из эфиопских миниатюр. А вот следы уничтоженной христианской Нубии. Чтобы увидеть этот образ нам нужно будет отправить не в Судан, откуда она была вывезена (и тем самым – спасена), но в Польшу; фрагмент фресковой росписи ныне хранится в Варшавском музее. Это образ Святой Анны. Обратимся к другим фрескам, спасенным из затопленного кафедрального собора в Фарасе, одного из центров христианского царства Макурия, уничтоженного в XIV-XV вв. Вот эта фреска с изображением Рождества Христова. Следующая – «Три отрока в пещи огненной», хорошо узнаваемый образ с этим огромным ангелом. Обе росписи могут быть достаточно условно датированы XII в. Нубийские фрески – явление совершенно уникальное, представляющее собой словно бы промежуточное звено между искусством Египта и Эфиопии; при этом, здесь видна рука достаточно утонченных коптских мастеров и, возможно, их нубийских учеников. Однако, опять же, христианская Нубия была уничтожена. Эфиопия же выстояла и даже дожила до дарования ее Церкви автокефалии. Причем автокефалия Эфиопской Церкви была дана лишь в XX в., в 1959 г. А раньше – по крайней мере с X в., у эфиопов либо один, либо несколько епископов, которые остаются преимущественно коптами; старший «абуна», архиепископ Эфиопии – всегда копт, которого Александрийский папа направляет на юг, по просьбе эфиопских царей. Первым абуной-эфиопом, первым эфиопом, взошедшим на престол Архиепископов Эфиопии, стал Абуна Василий I, избранный и поставленный на кафедру лишь в 1956 г., под достаточно ощутимым давлением императора Хайле Селассие. И спустя три года после этого поставления, знаменитый коптский Папа, уже почитаемый как святой и чудотворец – Кирилл VI, возвел Абуну Василия в сан «Католикос-Патриарха». Так, Эфиопская Церковь получила автокефалию и своего Католикос-Патриарха. Аналогичное событие произошло и в начале XXI в., когда от Эфиопии отделилась Эритрея. После чудовищной, кровопролитной войны, христиане Эритреи (кстати уступающие по численности мусульманам) не желали молиться и причащаться вместе с эфиопами. И тогда коптский Папа и Патриарх Шенуда III выступил как мудрый третейский судья. Он призвал Католикос-Патриарха Эфиопии согласиться на дарование автокефалии Церкви на землях Эритреи. И Эритрейская Церковь получила автокефалию; ее первый Католикос-Патриарх Филипп был возведен в сан Папой Шенудой III. То есть и эфиопы, и эритрейцы остались в лоне единой, канонической Церкви – но были разумно разделены в разные, независимые друг от друга поместные юрисдикции.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

23 июня 1984 г. совместно с Антиохийским Патриархом Сирийской яковитской Церкви Мар Игнатием Заккой I Ивасом папа подписал христологическую декларацию об «общей вере в Иисуса Христа, истинного Бога и истинного Человека». 12 февр. 1988 г. католич. члены Смешанной международной комиссии по диалогу с Коптской Церковью подписали с Коптским Патриархом Шенудой III «Отчет», содержавший краткую христологическую формулу о неразрывном соединении во Христе Божественной и Человеческой природы, и анафематизмы против Нестория и Евтихия . 3 июня 1990 г. в Коттаяме (Индия) была учреждена Совместная комиссия по сотрудничеству между Римско-католической Церковью и Маланкарской Церковью . Общность веры во Христа при разном понимании и трактовке ряда христологических моментов подтвердил на встрече с И. П. Патриарх Эфиопской Церкви Абуна Павел (11 июня 1993). С 1983 г. папа поддерживал дружеские отношения с арм. Киликийским Католикосом Карекином II Саркисяном, избранным в 1995 г. Верховным Патриархом и Католикосом всех армян под именем Гарегин I . Его визитом в Ватикан (10-14 дек. 1996) было положено начало регулярному богословскому диалогу с Армянской Апостольской Церковью . Символом братских отношений между Римом и Эчмиадзином стала передача мощей первого Предстоятеля Армянской Церкви св. Григория Просветителя Верховному Патриарху и Католикосу всех армян Гарегину II , находившемуся в Ватикане с 8 по 11 нояб. 2000 г. Выпущенное папой совместно с Католикосом коммюнике подтверждало единство двух Церквей в исповедании основных положений христ. веры, взаимное признание действительности таинств, а также содержало упоминание об арм. геноциде в нач. ХХ в. 22-27 сент. 2001 г. папа совершил ответный визит в Армению, приуроченный к празднованию 1700-летия принятия христианства Армянским гос-вом. Для решения общих вопросов достижения единства, гл. обр. относящихся к христологии и католич. учению о папском примате, в янв. 2003 г. была образована Смешанная международная комиссия по богословскому диалогу между Римско-католической и Древними Восточными Церквами (Коптской, Сирийской яковитской, Армянской, Эфиопской, Маланкарской Церквами и Эритрейской Церковью ). Богословские собеседования с Ассирийской Церковью Востока

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

62 Эгерия называет ночлеги mansiones. Это слово имеет несколько значений: кроме первоначальнаго значения – гостиницы, места жительства, оно приобрело еще значение места отдыха или странноприимный дом. Из Рас абу Цанимэ паломница отправилась в Арандара. место библейскаго Элима. Оттуда до Клисмы три дня пути (Петр диакон). 63 Петр диакон описывает Клисму: «Сама крепость Клисма на берегу, то есть над морем; там есть закрытая гавань, из которой отправляются корабли в Индию». Развалины ея теперь находятся к северу от Суэца. Она была основана Траяном на месте города Арсином. В Cotele z. Eccl. Gr. mon. упоминается о Сысое Фивянине, который в половине IV века был аввой в Клисме. У Гардуина (т. II, р. 696, 786) находим подпись епископа Клисмы Пимена (Помяловский). 64 Св. Писание не раз упоминает землю Гесем, в которой жили евреи во время своего пребывания в Египте ( Быт.45:46; 28:34; 47:1,4,6 ). Это была одна из лучших местностей Египта по плодородию и занимала тогда довольно большую площадь Нижнего Египта, между Танитским рукавом Нила и Пелусием. Главным городом этой местности был тогда Пи-Сорд (Эгерия называет этот город «Аравия») («Dictionnaire de la Bible», t. III, col-218–221, Gessen). Эгерия отождествляет Гесем с Аравией, согласно Семидесяти. 65 К сожалению, не сохранилось описание паломницей Фиваиды. Верхняя Фиваида в это время была знаменитым монашеским центром. Там подвизались знаменитые подвижники, как Иоанн Ликопольский, котораго посетили Палладий, епископ Еленопольский и раба Христова Пимения, знатная римлянка, построившая в 370-х или 380-х годах церковь на Имвомоне (в Иерусалиме). Тот же Палладий упоминает там и других знаменитых мужей, как: авву Аммона, авву Илию, авву Аполлоса и других. Фиваида была также родиной общежительных монастырей. Святой Пахомий в Тавеннисе, после видения ангельскаго, давшаго ему первый устав монастырский, основал там первый монастырь. Устав этот приняли многие монастыри, число братий которых достигало семи тысяч человек (Палладий). После смерти Пахомия появились многочисленные общежительные монастыри, самые знаменитые из коих: монастырь Мохарек – Дейр эль Мохарек, который населился монахами в 350 году. Там находится церковь во имя Пресвятой Богородицы, место пребывания Св. Семейства. Этот монастырь все еще существует. Белый монастырь у Ливийской горной цепи, основанный Амба Шенудой в конце IV века. Монастырь Старца, преп. Пахомия Великаго – Дейр эль Шаиб – недалеко от современнаго Люксора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 апреля. Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. На малом входе Святейший Владыка удостоил богослужебных наград ряд насельников Лавры в священном сане. 10 апреля. Начался трехдневный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Александрийский Патриархат. В первый день визита Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен в Благовещенском Патриаршем соборе Александрии. В Синодальном зале Александрийской Патриархии состоялись переговоры между Предстоятелями Александрийской и Русской Православных Церквей. В здании Коптской Патриархии в Александрии состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Патриархом Коптской Церкви Шенудой III. 11 апреля. В Патриаршем Благовещенском соборе Александрии Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей совершили Божественную литургию. По окончании Литургии от имени Блаженнейшего Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки Феодора II в Александрийской Патриархии прошел торжественный прием по случаю визита Предстоятеля Русской Православной Церкви. В Тронном зале состоялось награждение Святейшего Патриарха Кирилла Большим крестом ордена св. апостола и евангелиста Марка. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с Блаженнейшим Папой и Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II посетил подворье Московского Патриархата в Каире и совершил в храме св. вмч. Димитрия Солунского торжественный молебен. В резиденции Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Арабской Республике Египет прошла встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Народной Ассамблеи Египта, президентом ассоциации «Египет — Россия» Ахмедом Фатхи Суруром. 12 апреля. В Каире состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Верховным имамом шейхом университета «Аль-Азхар» Ахмадом Ат-Таибом. Затем Предстоятели Александрийской и Русской Православных Церквей посетили монастырь святого Георгия в Каире. В главном храме обители Блаженнейший Патриарх Феодор и Святейший Патриарх Кирилл вознесли молитву перед иконой Георгия Победоносца. В дар Александрийской Церкви Святейший Патриарх Кирилл передал комплект из семи колоколов. Предстоятели побывали также в храме Успения Пресвятой Богородицы и посетили участок кладбища, где находятся русские захоронения. В обновленной русской часовне была совершена заупокойная лития.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

В 1-й пол. 70-х гг. XX в. резкий рост нефтяных цен на мировых рынках (1-й энергетический кризис 1973 г.) позволил Л. накопить значительные средства, которые направили на градостроительство и создание современной системы социального обеспечения и хорошо вооруженной армии нового типа. Наиболее полно финансировались проекты по сооружению электростанций и совершенствованию различных отраслей промышленности, оказывалась щедрая помощь ряду гос-в Азии и Африки (гл. обр. мусульманских). Во внешней политике Л. неоднократно предлагала соседним странам вступление в конфедерацию как 1-й шаг к постепенному объединению всего араб. мира. В сент. 1971 г. Л. вместе с Сирией и Египтом объявила о намерении создать Федерацию Арабских Республик (ФАР), которое не осуществилось. Аналогичная судьба постигла проекты интеграции с Тунисом (1974) и Сирией (1980). Отношения с СССР регулировались соглашением об экономическом и техническом сотрудничестве 1972 г. В 1973 г. ливийские ВС оккупировали полосу Аузу на крайнем севере Чада. «Сентябрьская революция» имела серьезные последствия для христиан Л. Католич. община, за предшествующее десятилетие уже существенно ослабленная эмиграцией итало-ливийцев на историческую родину, пострадала больше всего: правительство конфисковало собственность лиц итал. происхождения, которых вынуждали эмигрировать. С 1969 г. большинство католич. храмов были закрыты, а кафедральные соборы в Триполи и Бенгази преобразованы соответственно в мечеть и госпиталь. Коптская Церковь находилась в неск. лучших условиях. В 1971 г. в рамках церковной реформы, предпринятой Александрийским патриархом Шенудой III , в составе Бухейрской и Марьютской митрополии был восстановлен Патриарший Экзархат древней митрополии Ливийской (Ливии, Мармарики, Дарниды и Триполитании) и митрополии-архиепископства великой и древней митрополии Пятиградской (Кирена, Аполлония, Птолемаиды, Береника, Арсиноя). Однако в сер. 70-х гг. XX в. ввиду ухудшения отношений с Египтом многие его граждане, работавшие в Л., были вынуждены покинуть страну. После конференции ЛАГ в Триполи в 1977 г., когда Каддафи осудил переговоры Анвара ас-Садата с Тель-Авивом и инициировал создание т. н. фронта отказа, дипломатические отношения между Л. и Египтом были разорваны. Это еще более осложнило положение проживавших в Л. коптов.

http://pravenc.ru/text/2110469.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010