Тальберг Н. К сорокалетию пагубного евлогианского раскола. Нью-Йорк: Джорданвилль. Свято-Троицкий монастырь, 1966. Тальберг Н. Святая Русь на Святой Земле. Православная Русь. 1958. 1417. Троицкий С. «Дымное надмение мира» и Церковь . Церковные ведомости. 1924. 2122. Троицкий С. История самочинной карловацкой организации. Церковно-исторический вестник. 2001. 8. Троицкий С. Митрополит Сергий и примирение русской диаспоры . Сремские Карловцы, 1937. Троицкий С. О неправде Карловацкого раскола. Editions de L’Exarchat Russe en Europe Occidentale. P., 1960. Репр.: Московская Патриархия, 1992. Троицкий С.О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины. Каноническая норма. Церковные ведомости. 1926. 1718. Троицкий С. Правовое положение Русской Церкви в Югославии. оттиск из Записок Русского научного института в Белграде. 1940. Вып. 5. Троицкий С. Размежевание или раскол. Р.: YMCA-Press, 1932. Троицкий С. Юрисдикция Цариградского Патриарха в области диаспоры. Церковные ведомости. 1923. 1112; 1718. Троицкий С.В. Идеология карловацкого раскола. ЖМП . 1948. 2. Цуриков В., прот. История России в документах архива Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. М.: ПСТГУ, 2012. Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 19171997. История Русской Церкви: В 9 кн. Кн. 9. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. Шабатин И. Из истории взаимоотношений Сербской и Русской Церквей. ЖМП. 1956. 3. Шевченко Т. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви (19171957). М.: ПСТГУ, 2012. Шишкин А. Путь духовной гибели. ЖМП. 1954. 2. Шкаровский М. История русской церковной эмиграции. СП б.: Алетейя, 2009. Шкаровский М. Нацистская Германия и Православная Церковь . М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья. Общество любителей церковной истории. 2002. Шкаровский М. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 19351945 годов. М.: Изд-во Крутицкого Патриаршего Подворья. Общество любителей церковной истории, 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце прошлого года нам выпала загранкомандировка. На Украину, в шахтерский Донецк. Задание наше было таково: встретиться с настоятелем Свято-Покровского храма митрофорным протоиереем Димитрием Гапоновым, поздравить его с 80-летием, с днем Ангела (поскольку прибывали мы в Донбасс как раз накануне дня памяти святого великомученика Димитрия Солунского), а также записать воспоминания отца Димитрия о годах его жизни в Саратове и преподавания в саратовской семинарии — 1956-1959. Мы ехали и не знали, что встреча с отцом Димитрием станет одним из самых ярких событий нашей жизни. Знакомство Донецк — город ухоженный, прибранный, не то, что Саратов. Длинный бульвар Шевченко красиво поднимается в гору и выводит прямо на Свято-Покровскую церковь, вот уж истинно — улица, ведущая к храму. Отец Димитрий начал строить этот храм в 94-м, самому ему тогда было уже 65 — и закончил в 2005-м. Самым трудным делом оказалось оформить, а точнее, отстоять этот участок городской земли. У другого бы не получилось… — Отец Димитрий — это действительно Божий человек,— говорил один из наших новых донецких знакомых, Сергей, здорово выручивший нас своей машиной,— я раньше не знал, что такое отношение к людям, как у него, вообще возможно. Он смотрит на тебя — и все видит, все понимает и не осуждает. У нас реакция на чужой недостаток, на что-то враждебное нам в другом человеке — какая? Встречная враждебность, агрессия, осуждение. А у него этого нет. Совсем нет. Когда я это понял, меня это просто поразило. И я сам стал меняться с этого момента. Сказать, что отцу Димитрию сегодня трудно — это ничего не сказать: возраст и болезнь сделали проблемой буквально каждое движение. Встать со стула, подняться по лестнице, переодеться, взять в руки необходимый предмет — все это в любую минуту может не получиться. Но, вопреки этому обстоятельству, батюшка очень деятелен. Он все время куда-то спешит, кого-то встречает или провожает, что-то выясняет, кого-то успокаивает, забывая и про стынущую тарелку, и про осеннюю погоду. Мы стоим на храмовом дворе, я в теплой куртке, батюшка в хлопчатобумажном подряснике, я продрогла, а он все рассказывает мне, как строили колокольню, как не давали провести газ, как потом газ удалось провести…

http://pravoslavie.ru/38274.html

Протоиерей Николай Агафонов родился 13 апреля 1955 года. В 1992 году, по окончании ленинградской духовной академии, Синод Русской Православной Церкви назначил отца Николая ректором Саратовской духовной семинарией. В 1997 году переезжает в Волгоград, где его назначают настоятелем церкви св. великомученицы Параскевы и заведующим миссионерским отделом епархии. В 1999 году награжден орденом святителя Иннокентия III степени. С 2001 года отец Николай серьёзно увлекается писательской деятельностью. Уже в 2002 году его два рассказа печатаются в литературно-художественном журнале «Отчий край» Волгограда. Лауреат всероссийских литературных премий «Хрустальная роза Виктора Розова» за 2005 год, и «Святого благоверного князя Александра Невского» за 2007 год, автор нескольких сборников рассказов и двух исторических романов. Валерий Ганичев родился 3 августа 1933 года в Новгородской области. В 1956 году окончил исторический факультет КГУ имени Т. Г. Шевченко. С 1960 года занимался комсомольской и журналистской работой (заместитель главного редактора журнала «Молодая гвардия») в Москве. С 1968 по 1978 год — директор издательства «Молодая гвардия». С 1978 по 1980 год — главный редактор газеты Комсомольская правда». С 1981 года по 2001 год — главный редактор журнала Роман-газета. С 1998 года является главным редактором журнала «Роман-журнал. XXI век». С 1994 года — Председатель Правления Союза писателей России. Валентин Курбатов родился в 1939 году в поселке Старый Салаван Ульяновской области. После войны семья переехала на Урал. Окончил школу в 1957 году, работал столяром, служил на Северном флоте. С 1964 года живет в Пскове. Работал в молодежной газете, в 1972 году окончил киноведческий факультет ВГИКа. В 1978 году принят в Союз писателей СССР. Лауреат премии им. Л. Н. Толстого, Горьковской (2009) и Новой Пушкинской (2010) премий.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/stali-izvestnyi-imena-...

1941. Vol. 15. P. 231-248) и др. исследователями, считавшими рассказ о нашествии руси на Амастриду позднейшей интерполяцией; это событие они связывали с походом руси на К-поль в 860 г., о к-ром говорится в 2 гомилиях патриарха К-польского свт. Фотия ( Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lpz., 1983. (BSGRT). Vol. 1. P. 50), или с походом кн. Игоря на Византию в 941 г. Т. зр. Васильевского разделяли отечественные ученые ( Никитин П. О нек-рых греч. текстах житий святых//ЗИАН. Сер. 8. 1895. Т. 1, 1. С. 27-51; Левченко М. В. Очерки по истории рус.-визант. отношений. М., 1956. С. 46-55). Наконец, ее поддержал и обосновал И. И. Шевченко , к-рый считал, что существует стилистическая близость жития, в т. ч. и пассажа о нашествии руси, к др. сочинениям Игнатия Диакона, и назвал ряд признаков, по к-рым текст можно отнести к памятникам иконоборческой эпохи. Если последнее предположение верно, то упоминание этнонима «русь» в Житии Г. является древнейшим во всех известных греч. источниках. О. Н. Трубачёв, опираясь на данные южнорус. топонимики, предложил свое толкование этнонима «рос», к-рый в Житии Г., по его мнению, является архаизмом, поскольку идентичен названию народа ος/ς, жившего на Азовском побережье в VI в. ( Трубачёв О. Н. Indoarica в Сев. Причерноморье//ВЯ. 1981. 2. С. 3-21). Житие Г. сохранилось в единственной рукописи Х в. (Parisin. gr. 1452. Fol. 57r-75r), к-рая представляет собой часть греч. Минеи на февр. Житие помещено под 8 февр. Рукопись поступила в Королевскую б-ку Парижа в составе собрания кард. Н. Ридольфи, племянника папы Льва X. В греч. служебных минеях и синаксарях память Г. находится под 21 февр., там же помещена краткая редакция жития (SynCP. Col. 481-482). Г. приписывается авторство неск. канонов: на происхождение честных древ Креста (1 авг.), святителям Парфению Лампсакийскому (7 февр.), Порфирию Газскому (26 февр.), критским мученикам (23 дек.), прп. Пелагии (8 окт.), мч. Артемону (13 апр.). Ист.: Васильевский В. Г.

http://pravenc.ru/text/162168.html

Только в семье иногда бывший мученик разрешает себе побрюзжать. Только тут он иногда помнит , чтоб его больше ласкали и ценили. А выходя за порог, он — забыл . Однако не будем так беспреклонны. Ведь это общечеловеческое свойство: от опыта враждебного вернуться в своё «я», ко многим своим прежним (пусть и не лучшим) чертам и привычкам. В этом остойчивость нашей личности, наших генов. Вероятно, иначе человек тоже не был бы человеком. Тот же Тарас Шевченко, чьи растерянные строки уже были приведены, через 10 лет пишет обрадованно: “ни одна черта в моём внутреннем образе не изменилась. От всей души благодарю моего всемогущего Создателя, что Он не допустил ужасному опыту коснуться железными когтями моих убеждений”. Но как это — забывают? Где б научиться?… “Нет! — пишет М. И. Калинина, — ничто не забывается и ничто в жизни не устраивается. И сама я не рада, что я такая. И на работе можно быть на хорошем счету, и в быту бы всё гладко, — но в сердце точит и точит что-то, и бесконечная усталость. Я надеюсь, вы не напишете о людях, которые освободились, что они всё забыли и счастливы?” Раиса Лазутина: “Не надо вспоминать плохого? А если нечего вспомнить хорошего?…” Тамара Прыткова: “сидела я двенадцать лет, но с тех пор уже на воле одиннадцать, а никак не пойму — для чего жить? И где справедливость?” Два века Европа толкует о равенстве — а мы все разные до чего ж! Какие разные борозды на наших душах от жизни: одиннадцать лет ничего не забыть — и всё забыть на другой день… Иван Добряк: “Всё осталось позади, да не всё. Реабилитирован, а покою нет. Редкая неделя, чтобы сон прошёл спокойно, а то всё зона снится. Вскакиваешь в слезах или будят тебя в испуге”. Ансу Бернштейну и через одиннадцать лет снятся только лагерные сны. Я тоже лет пять видел себя во сне только заключённым, никогда — вольным, а нет-нет — и сегодня приснится, что я зэк (и во сне нисколько этому не удивляюсь, веду себя по старому опыту). Л. Копелев через 14 лет после освобождения заболел — и сразу же бредит тюрьмой.

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Стоит помнить, что совершающий кощунство человек вредит не Богу, а самому себе, лишает себя вечной участи со Христом, и в этом смысле кощунник – самый несчастный человек на свете, в какой-то мере он достоин сожаления. «Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием» Священник Святослав Шевченко Священник Святослав Шевченко , руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, клирик Благовещенского кафедрального собора г. Благовещенска: – Современный мир, действительно, бросает православным христианам вызовы. И здесь важно, на мой взгляд, помнить слова святителя Василия Великого, который недвусмысленно сказал, что кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Такова эволюция греха в поврежденной природе человека. Но по другую сторону от духовной теплохладности находится еще одна крайность – человеконенавистничество, когда верующие готовы даже избивать. Оба пути – тупиковые и никогда не принесут результата. Наш Спаситель дал нам хороший совет для таких ситуаций: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). И если попытаться сформулировать рецепт в русле святых отцов, то он будет вот каким: мы должны хорошо продумывать ответные гражданские акции, но планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем. И тогда всё встанет на свои места. Можно поучиться этому у Самого Христа в тех евангельских эпизодах, когда Его пытались спровоцировать. Ведь Он не всегда молчал. Но Его ответы всегда были мудры и просты – одновременно. Самый яркий пример: «Иисус, видя лукавство их, сказал: …покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 18–21). По сути Господь провел публичную акцию, в которой поставил провокаторов на место. Более того, Его ответы по большей части адресовались не тем, кто Его вопрошал, а окружающим слушателям.

http://pravoslavie.ru/71414.html

Вместо гениев  - одни больные люди. Есть такая проблема. Вы её задали как вопрос, а я её несколько развил. Я не показал решение проблемы, потому что она очень масштабная, но я её вижу, я с вами согласен. Не надо этого. Надо что-то другое, надо по-другому жить. Надо накрывать на стол вкусную, тобою сваренную еду не для того, чтобы спросить: «Ну что, вкусно?» — «Вкусно». — «А соседка моя, дура, так готовить не умеет. Я готовлю лучше всех. Знаете вы это или не знаете? Так знайте». Вот такую еду хочется потом выблевать. Не для этого накрываются вкусные столы, а для того, чтобы сели, поели, поблагодарили, попели, порадовались, поцеловались и разошлись. Так надо во всём быть: и в спорте, и в музыке, и во всём остальном. Иначе получится какой-то бытовой сатанизм с вечным желанием первенства. Надоело это, хуже горькой редьки надоело это вечное желание первенства. И так все помрём, и в гробу будем все одинаковые. Шопен будет такой же незаметный в гробу, как тот сосед, которого он не знал по имени. Все мы будем одинаковы в гробу, так будем хоть при жизни разнолики. — Здравствуйте, отец Андрей. Вот Послание апостола Павла к римлянам, 14:5: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума». И 14:22-23: «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, чтó избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Как понять, что ты правильно веришь, что не ошибаешься и правильно идёшь? Насколько, верно рассуждение собственного ума? Как это понять, есть ли какой-то критерий? Есть люди, с которыми хорошо, легко и приятно, не хочется расставаться, хочется беседовать, как вы сказали — сидеть за столом радостно. А есть те, с которыми неприятно, от которых хочется уйти подальше. Действительно ли в них есть что-то плохое — то, что нам не нравится, или же это какие-то дьявольские козни, которые не дают людям быть вместе, дьявол людей просто ссорит и не даёт увидеть что-то хорошее? В связи с этим тоже вопрос: а надо ли себя заставлять общаться с таким человеком, пытаться найти в нём что-то хорошее, или же всё-таки отойти от него в сторонку? Глубокий поклон, отец Андрей, огромное спасибо заранее.

http://radonezh.ru/text/khochu-uznat-vas...

Кайдани (оковы,цепи) вражою злою кров’ю Волю То что поэт призывает к борьбе, так ведь это не грех,борьба освободительная, а не захватническая. Анна Коробкова 2 июля 2014, 14:16 Мне статья понравилась. И не вижу в ней ненависти к украинцам (тем более, что он и не разделяет русских и украинцев). Есть боль душевная: люди-то гибнут. Мы забываем, что слово отдается не только звуковыми колебаниями, но и реальными поступками. Ведь выбрали же люди именно ЭТО стихотворение (из множества других)! Да, у нас тоже понавыбирали в свое время, и чем отдалось? Да и сейчас " аукать " зачастую продолжаем в том же духе, теперь не дай Бог отклик услышать... А басни Крылова - это сокровищница мудрости, очень рекомендую всем почитать из того, что не вошло в школьную программу! Андрей Ткачук 2 июля 2014, 11:34 Или еще вот читаем из Откровения молитву святых, которую Бог не только слышит, но и отвечает утешением: " И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число. " Для меня эти слова в стихах Шевченка о крови врагов подобны этим словам из Св. Писания, потому что сказаны они были из глубины души, чутко переживавшей земную несправедливость. И это не по отношению к себе, а по отношению к другим, к своим братьям. И если бы это было не так, то люди бы не хранили и не переводили на разные языки, и не пели и не помнили бы эти стихи. Андрей Ткачук 2 июля 2014, 11:33 Скажу лишь одно. Вернее, приведу стихи из Псалмов, которые мы каждый раз читаем на Часах и, неужели, не замечаем этих слов?.. А ведь они еще похлеще будут, чем у Шевченко... " Ты же, человече равнодушне, владыко мой и знаемый мой, иже купно наслаждался еси со мною брашен, в дому Божии ходихом единомышлением. Да приидет же смерть на ня, и да снидут во ад живи, яко лукавство в жилищах их, посреде их. "

http://pravoslavie.ru/71902.html

– Как объяснить существование в осадочной толще окаменелых деревьев, пересекающих несколько различных осадочных слоев? – Почему карбонатные осадочные породы имеют белый цвет и практически лишены примесей в том их количестве, какое должно было бы накопиться при постепенном высаждении этих пород на протяжении миллионов лет? Со временем количество подобных вопросов лишь прибавляется, и все большее число специалистов возвращается на позиции ранее общепринятой теории потопного происхождения осадочных отложений Земли, угольных пластов и ископаемых окаменелостей. Ковчег Однако в результате Потопа полного уничтожения жизни не произошло. Согласно Библии, вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых, и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег ( Быт. 7, 7–9 ). Возможно ли такое? Что представлял собой ковчег? Какое количество животных он мог вместить? Сколько животных необходимо было взять на ковчег? Библия описывает конструкцию ковчега следующим образом: Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье] ( Быт. 6, 14–16 ). Таким образом, ковчег (на современном русском языке это слово означает просто «ящик» или «шкатулка») являлся крупным трехпалубным судном с габаритными размерами около 150x25x15 метров. Водоизмещение лишь наполовину погруженного в воду ковчега составляло около 20 тысяч тонн. Такое же водоизмещение имеют теплоходы «Иван Франко», «Александр Пушкин», «Тарас Шевченко» и «Шота Руставели». Он практически не имел аналога до появления современных цельнометаллических судов. Однако вызывает удивление факт, что соотношение длины и ширины ковчега имеет ныне широко известное значение 6/1, обеспечивающее судну оптимальные ходовые качества в дрейфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Не смущайтесь. Раз Вы причащаетесь с именем Мария, то Вы Мария и есть. Всё действительно – и крещение, и венчание. Живите с Богом и не беспокойтесь об этом. Священник Игорь Шумилов Вопросы о крестных Можно ли быть крестной для ребенка кумы? Подруга приглашает меня крестить её ребёнка, но при этом сама является крёстной мамой моей дочки — могу ли я быть крёстной её малыша?  Если Вы являетесь постоянной прихожанкой и знакомы с основами Православия или же готовы пройти катехизацию, тогда Вы можете стать крестной для ребенка кумы. Но надо помнить, что обязанности крестной матери - это не дарить подарки ребенку, а заботиться о духовном его воспитании. Крестная должна делать все необходимое, чтобы младенец регулярно причащался, по мере взросления учился молиться, крестная мать должна учить ребенка Православию и благочестию. Если Вы готовы исполнять эти обязанности, тогда никаких препятствий стать крестной у Вас нет.  Можно ли стать крестным племянника? Могу ли я стать крёстным ребёнку своего родного брата, если он уже крестил моего сына? Нет канонических препятствий для того, чтобы вы стали крестным отцом для ребенка вашего родного брата. Священник Святослав Шевченко Может ли быть крестным невоцерковленный человек? Очень хотим покрестить дочку (младенец), я отношусь к этому очень серьезно. Но нам некого попросить стать крестной. Из двух подруг одна невоцерковленная, другая - не христианка. Вызвалась бабушка, но она даже крестик не носит. Попыталась объяснить ответственность и обязанности, но не вышло, меня не поняли и считают, что главное - просто покрестить. Другая бабушка воцерковленная, но сразу отказалась, боится ответственности. Других знакомых нет. Что делать? Ответ на Ваш вопрос есть в Евангелии: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк. 10: 29-30). Обратитесь со своей проблемой к приходскому священнику, и он может Вам рекомендовать в крестные благочестивую прихожанку. Вообще же стремитесь к тому, чтобы жить полноценной приходской жизнью, а не только приходить в храм на молитву. Может быть, на вашем приходе есть какие-то послушания, которые позволят вам сблизиться с теми, с кем Вы вместе молитесь и приступаете к таинствам Церкви. Тогда проблем, подобной Вами описанной, возникать не будет. Храни Вас Господь!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010