Реакция вел. князя и его советников на это вызванное важными причинами решение патриарха и Синода оказалась очень острой. В Москве его восприняли как продиктованное интересами Литвы и выразили несогласие с действиями императора, его одобрившего. Все обвинения против свт. Алексия были отвергнуты, здесь его «все считали... отцом и называли спасителем народа». Митрополит не допустил открытого столкновения с патриаршими послами, но перед лицом сближения Литвы и Орды, с к-рой уже шла открытая война, Д. И. не мог допустить на митрополичий стол в Москве человека, тесно связанного с Литвой. Положение еще более осложнилось из-за действий Киприана, к-рый зимой 1376/77 г., одновременно с поездкой патриарших послов в Москву, попытался подчинить своей власти Вел. Новгород. 12 февр. 1378 г. митр. Алексий умер. Перед смертью он поручил Д. И. заботу об основанном им Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ре . На его похоронах присутствовали Д. И. с сыновьями Василием и Георгием (Юрием), а также кн. Владимир Андреевич. По приказу вел. князя, но вопреки воле покойного, по смирению желавшего быть похороненным вне церкви, митр. Алексий был погребен в соборе Чудова монастыря «с великою честью... близ олтаря». В июне 1378 г. митр. Киприан направился в Москву, чтобы занять митрополичий стол в соответствии с патриаршим решением. По приказу вел. князя он со свитой был задержан и ограблен, сутки пробыл под арестом, а затем с позором выслан в Литву. Всех, кто были причастны к этому, митр. Киприан предал проклятию и направился с жалобами на действия Д. И. в К-поль, куда прибыл весной 1379 г. У Д. И. был свой кандидат на митрополичий стол - коломенский свящ. Митяй (Михаил) , духовный отец и начальник великокняжеской канцелярии (печатник). В 1376 г. он был пострижен в монахи Чудова мон-ря архим. Елисеем Чечёткой и сразу стал архимандритом великокняжеского московского в честь Преображения Господня мон-ря (Спаса на Бору) в Кремле . Вел. князь добивался, чтобы митр. Алексий, подобно тому как поступил по отношению к нему митр. Феогност , «благословил» Митяя быть его преемником на кафедре, но митрополит отказался это сделать. После смерти свт. Алексия вел. князь передал архим. Михаилу управление делами митрополии, и тот поселился на митрополичьем дворе. Осенью 1376 г. был низложен К-польский патриарх Филофей. К новому патриарху Макарию Д. И. направил послов с жалобами на решения его предшественника, и им удалось добиться успеха. Патриарх Макарий одобрил решение вел. князя не признавать митр. Киприана, дал архим. Михаилу полномочия управлять митрополией и обещал возвести его на митрополичью кафедру. Однако в 1379 г. утратил свой престол и патриарх Макарий. Не зная об этом, Д. И. собрал в Москве епископов Сев.-Вост. Руси для совершения епископской хиротонии Митяя (Михаила), готовившегося к поездке в К-поль. Против выступил один из наиболее авторитетных иерархов - Суздальский еп. св. Дионисий , и этот план был оставлен.

http://pravenc.ru/text/178205.html

В рус. иконописи изображения А. ч. Б. нередко имели патрональный характер: в среднике складня 1491 г. с изображением Ярославской иконы Божией Матери (ГТГ) из ц. прор. Илии в Сандырях близ Коломны - полуфигуры А. ч. Б. и мц. Фёклы внизу в круглых медальонах; на деисусной иконе кон. XV - нач. XVI в. (ГРМ) из Гуслицкого мон-ря в г. Куровское Московской обл. (первоначально находился в ц. митр. Алексия в московском Чудовом мон-ре ) А. ч. Б. изображен как соименный святой свт. Алексия; на поле новгородской иконы «Спас Недреманное Око» 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - среди избранных святых; на ростовско-суздальской иконе «Воздвижение Креста, Покров Богородицы и избранные святые», 1565 г., мастера Д. И. Усова (ГТГ). Особенно часто образ А. ч. Б. встречается на иконах сер.- 2-й пол. XVII в., где святой - небесный покровитель царя Алексея Михайловича - изображался с прп. Марией Египетской (в честь к-рой была названа первая супруга царя М. И. Милославская) или с мц. Наталией (небесной покровительницей Н. К. Нарышкиной - 2-й супруги государя): икона «Преподобные Алексий, человек Божий, и Мария Египетская», 1648 г., работы Я. Т. Рудакова (Якова Казанца) из Успенского собора Московского Кремля (ГММК); «Прп. Мария Египетская, прп. Алексий, человек Божий, свт. Алексий, митр. Московский, и вмч. Феодор Стратилат, предстоящие Троице Новозаветной», 2-я пол. XVII в. (СПГИАХМЗ); «Первый Вселенский Собор» 2-й пол. XVII в. (ГТГ) из Успенского собора Московского Кремля (на полях А. ч. Б. и мц. Наталия). Существуют и единоличные изображения А. ч. Б. на фоне пейзажа, напр. на иконе сер. XVII в. (СПГИАХМЗ) из дворцовой Алексеевской ц. с. Воздвиженского - преподобный представлен прямолично, со сложенными на груди руками; на иконе 2-й пол. XVII в. (ГТГ) - в молении Спасителю на фоне Москвы, являющей образ Третьего Рима. Икона сер.- 2-й пол. XVII в. (ГММК) из надгробного иконостаса Архангельского собора Московского Кремля (вероятно, была перенесена после смерти царя Алексея Михайловича из Благовещенского собора): А. ч. Б., облаченный в тунику охристого цвета с живописной разделкой твореным золотом, обращен к благословляющей его из облака деснице Господней; руки святого подняты в жесте приятия благодати (персты правой сложены именословно). В иконостасе Благовещенского собора (напротив стоящего прежде у юго-вост. столпа царского моленного места) находится икона с изображениями св. Иоанна Предтечи и ап. Петра, ок. 1683 г. (ГММК), к к-рым между 1745 и 1761 гг. был дописан образ А. ч. Б. (покровителя отца царей-соправителей Иоанна V и Петра I Алексеевичей) и 3 сюжета внизу, в т. ч. «Преставление Алексия, человека Божия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСИЙ ЧЕЛОВЕК ...

князя был помещен «за сторож» в Чудовом мон-ре за непредоставление митрополиту «месячного суда» (ПСРЛ. Т. 37. С. 81). Др. источники, в т. ч. такой ранний, как Троицкая летопись 1-й четв. XV в., указывают как место заключения архиепископа московский мон-рь Николы Старого. В Никоновской летописи 20-х гг. XVI в. под 1401 г. рассказывается, что К. созвал на Собор всех епископов вост. части митрополии и Черниговского еп. Исаакия и Иоанн «отписася» своей архиепископии, так же поступил Луцкий еп. Савва, «бе бо на них брань возложил митрополит за некия вещи святительския» (ПСРЛ. Т. 11. С. 85). Однако в Новгородском владычном своде 60-х гг. XV в. (дошедшем в составе «Летописи Авраамки») указывается, что Иоанн находился в заключении «без рассуда», т. е. без следствия и суда. Возможно, в рассказе Никоновской летописи мы имеем дело с редакторской работой, к-рая должна была показать безупречность действий митрополита с т. зр. канонического права. Иоанн пробыл в заключении более 3 лет, 15 июля 1404 г. вернулся в Новгород, где снова занял кафедру. В «Летописи Авраамки» сообщается, что он был освобожден по приказу Василия Димитриевича. Во всех этих сообщениях много неясного: летописцы разной ориентации явно стремились говорить как можно меньше об этом эпизоде. Споры на тему «месячного суда» могли иметь место, но вряд ли они стали причиной ареста архиепископа и его долгого заключения. Митрополит, неоднократно бывавший в Новгороде, несомненно знал, что решение вопроса о суде зависит в первую очередь не от владыки, а от новгородских властей, с к-рыми он и вел переговоры; арест архиепископа вряд ли был такой мерой, к-рая побудила бы новгородцев к уступкам. 12 дек. 1402 г. датирован сборник уставов, определяющих отношения Церкви и светской власти, источники обеспечения духовенства, объем церковного суда (в т. ч. над светскими людьми) и размеры штрафов за различные проступки. В состав сборника как действующие источники права, по мнению вел. кн. Василия Димитриевича и К., вошли Устав кн. Владимира, Устав кн.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Согласно митрополичьему летописанию, в 1482 г. архиеп. Феофил, «в заточении седя», отказался от кафедры (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 316; Т. 20. Ч. 1. С. 349-350). В подписанной им отреченной грамоте он заявлял «о своем дерзъновеньи и о своей грубости и о недостаточстве своего ума» (ПДРКП. Стб. 745-748. 110; РФА. 2008. С. 259-260. 77; другую, краткую редакцию см.: Макарий (Миролюбов). Грамоты. 1866. 1. С. 1; в великокняжеском летописании кон. XV в. говорится, что Феофил в Чудовом мон-ре «седел полтретья лета (2,5 года.- М. П.), ту и преставися» (ПСРЛ. Т. 25. С. 326), т. е. кончину бывш. архиепископа следует отнести к сер. 1482). Новым архиепископом Новгорода и Пскова 17 июня (или июля) 1483 г. был избран троицкий иером. Сергий, бывш. «протопоп Богородицкий» (протоиерей Успенского собора) Семен (Симеон). Его избрание состоялось с нек-рым учетом новгородской церковной традиции путем жребия, но не в новгородском соборе Св. Софии, а, очевидно, в Успенском соборе Москвы. Др. кандидатами были чудовский архим. Геннадий и архимандрит также кремлевского Спасского на Бору мон-ря Елисей. 4 сент. 1483 г. состоялась хиротония Сергия (ПСРЛ. Т. 18. С. 270; Т. 25. С. 330; и др.). В Новгород «князь велики посла боярина своего с ним (Сергием.- М. П.), и казначея, и диака» (Там же. Т. 6. Вып. 2. Стб. 319; Т. 20. Ч. 1. С. 351), что означало окончательное разрушение прежнего аппарата управления Новгородской епархией. Сергий занимал Новгородскую кафедру менее года, не заслужив авторитета новгородцев и псковичей. Он обложил духовенство новыми податями: «...многы игумены и попы исъпродаде [«обложил налогом, чрезмерными поборами» - Словарь рус. яз. XI-XVII вв. М., 1979. Вып. 6. С. 297] и многы новыя пошлины введе» (ПсковЛет. Вып. 2. С. 63). Несомненно, это было связано с острой нехваткой средств у владычной кафедры после конфискаций 1478 и 1480 гг. Присланный из Москвы архиерей запомнился также непочтительным отношением к местным святыням (ПСРЛ. Т. 30. Стб. 200). Источники ничего не сообщают о переживаниях Сергия за свою паству зимой 1483/84 г., когда начался новый этап вывоза из Новгорода боярских семей, совершались аресты и пытки «житьих» людей, обвиненных наместниками вел. князя в антимосковском заговоре (ПСРЛ. Т. 25. С. 330; Т. 24. С. 235; Т. 6. Вып. 2. Стб. 318-319; Т. 28. С. 151-152, 317; Т. 24. С. 203).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

10 сент.), «Книга о небесном священноначалии» Дионисия Ареопагита (пам. 3 окт.), 22 Слова и «Главизны» свт. Григория Нового Богослова, «Добротолюбие» прп. Григория Синаита, «Главизны» прп. Макария Египетского (пам. 11 февр.), а также дополнительные статьи, помещавшиеся в конце томов. Использовав Софийский список ВМЧ как основу, выговские книжники, так же как и сотрудники свт. Макария, расширили первоначальный состав свода. Можно привести много примеров включения в ВМ текстов, к-рые вошли в ВМЧ только на московском этапе работы, однако нет никаких оснований утверждать, что эти тексты взяты именно из Успенского комплекта (хотя он и был выговским старообрядцам знаком), а не из рукописных источников. Прямой зависимости ВМ от свода, составленного в Чудовом мон-ре ок. 1600 г., также не обнаруживается, очевидны расхождения с ТМ. ММ, составитель к-рых прибегал к сокращению житийных текстов, не могли послужить источником Выговского свода, содержащего только полные тексты. Удалось обнаружить один пример заимствования из «Книг житий святых» свт. Димитрия Ростовского: из них было переписано Житие вмц. Варвары (эта редакция текста обладала наибольшей полнотой). Старообрядческие книжники, хотя и опирались на труды своих предшественников, гл. обр. составителей Софийского списка ВМЧ, все же работали самостоятельно и включали различные сочинения в двенадцатитомник в соответствии с собственной программой и возможностями. Вместе с тем выговцы продолжили древнерусские традиции составления М.-Ч. Выговские книжники вели самостоятельную работу как по уточнению календарной основы своих Миней (опираясь на наиболее полные редакции печатных сводных изданий: Пролога 1642-1643 гг. и Святцев 1646 г.), так и по наполнению их текстами. Для решения этих задач составители обратились к рукописной книжности и, подобно др. примерам (поморский кодекс сочинений прп. Максима Грека, иконография «Образ всех российских чудотворцев»), смогли создать богатый по материалам свод памятников. Впервые в таком количестве в М.-Ч.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Alice Grossherzogin von Hessen und bei Rhein, Prinzessin von Grossbritannien und Irland: Mitheilungen aus ihren Leben und aus ihren Briefen. Darmstadt, 1883; La société de Bienfaisance Elisabeth à Moscou fondée 1892. M., 1899; Фелькерзам А. Е. Дар вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Имп. Эрмитаж//Старые годы. 1909. Янв. С. 24-29; Врангель Н. Н. Дар вел. кнг. Елизаветы Федоровны Русскому музею//Там же. С. 30-35; Степанов М. П. Храм-усыпальница вел. кн. Сергея Александровича во имя прп. Сергия Радонежского в Чудовом мон-ре в Москве. М., 1909; Щетинин Б. А., кн. По стопам Христа//ИВ. 1910. 6. С. 955-960; Владимиров В. Новое истинно-художественное в рус. церк. искусстве: (Новый храм Марфо-Мариинской обители в Москве). Серг. П., 1912; Ист. очерк развития благотворительной деятельности Елисаветинского об-ва в Москве и Московской губ. за 20 лет с 1892 по 1912 г. М., 1912; Соболев Н. Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия//Студия: Ж. искусства и сцены. 1912. 30/31. С. 8-10; Юшманов В. Д. Закладка рус. храма во имя свт. Николая Чудотворца в г. Бари. СПб., 1913; Серафим (Кузнецов), игум. Мученики христ. долга. Пекин, 1920; Olsoufieff A. The Grand Duchess Elisabeth Feodorovna of Russia. L., 1922; Анастасий (Грибановский), архиеп. Светлой памяти вел. кнг. Елизаветы Федоровны. Иерусалим, 1925; Smirnoff S. Autour de l " assasinat des Grands-Ducs. P., 1928; Marie, Queen of Romania. The Story of My Life. L., 1934; Балуева-Арсеньева Н. Вел. кнг. Елизавета Федоровна: (Из личных восп.)//Возрождение. П., 1962. 127. С. 63-70; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914. Thessal., 1963; Белевская-Жуковская М. Вел. кнг. Елизавета Федоровна//Вечное. Аньер-сюр-Сен, 1968. 7/8. С. 15-22; Noel G. E. Princess Alice: Queen Victoria " s Forgotten Daughter. L., 1974; Illgen V. Führer durch das Darmstädter Schlossmuseum. Darmstadt, 1980; Ferrand J. Les familles princiéres de l " ancien empire de Russie. P., 1988. Vol. 4: Nobless russe: Portraits; Koehler L. Saint Elisabeth: The New Martyr.

http://pravenc.ru/text/189843.html

В 1504 г. Г. по распоряжению вел. князя и митрополита был удален с кафедры и поселился в московском Чудовом мон-ре. В офиц. великокняжеском летописании причинами были названы «немощь» архиерея, а также тот факт, что Г., вернувшись после Собора в Новгород, «начят мзду имати у священников от ставлениа наипаче перваго, через свое обещание, съветом единомысленаго своего любовника диака Михаила Иванова сына Алексеева» (ПСРЛ. Т. 8. С. 244; Т. 12. С. 258). Однако можно думать, что удаление Г. с кафедры стало следствием его позиции в вопросе о церковной собственности. Отреченная грамота Г. («своея ради... немощи оставил есмь свою архиепископию») датируется 26 июня 1504 г. Покидая Новгород, Г. мог взять с собой в Москву нек-рые рукописи, сохранившиеся в Чудовском собрании ГИМа ( Розов Н. Н. Библиотека Сильвестра//Исследования источников по истории рус. языка и письменности: Сб. ст./Ред. Л. П. Жуковская. М., 1966. С. 200). По сведениям, приведенным в рукописи РНБ. Соф. 984 (л. 213), незадолго до смерти Г. принял схиму с именем Галактион. Архиерей был погребен в правом предалтарии собора в честь Чуда арх. Михаила, в могиле, где покоились мощи митр. св. Алексия до перенесения их в посвященный святителю храм ( Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 135; Описание о российских святых. С. 262). Архиеп. Сергий (Спасский) пишет о нетленности останков Г. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 375). После уничтожения собора в 1929 г. погребение Г. было утрачено. С кон. XV в. встречаются свидетельства о почитании «премудрого Генадия», «исправляющего и научающего» Церковь. В приписке к Евангелию, написанному в кон. XV в. на Валааме (Евангелие Закхея, или Валаамское), сообщается о создании рукописи во время архиерейства Г., «егоже благословением архиепископиа его мир глубок приемлет, церкви же Божиа православна одеждею свыше истинною одеяся, исправлением его и научением и светлеется паче солнечных зарей и напаяется, яко от источника приснотекуща» (цит. по: Смирнова. Лицевые рукописи. С. 364). «Книга степенная царского родословия» нач. 60-х гг. XVI в. восхваляет просветительские труды Г. (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 367). «Русский временник» 20-х гг. XVII в. возглашает вечную память «премудрому Генадию, и преподобному Иосифу, и всем благочестия поборником» (цит. по: Насонов А. Н. История русского летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 432).

http://pravenc.ru/text/162054.html

Внизу надпись: «Cbяmeйшiй Гермогенъ Nampiapxъ, всеа Pocciu, въ зamoчehiu въ подземельи Чудова монастыря. 1612 года 17 февраля». Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.», издававшихся поставщиком имп. двора Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона в Москве (РГАДА), а также в иконописи, в финифти (Е. на фоне белокаменной стены, ГИМ), в шитье (икона работы Е. А. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. сщмч. Александром Хотовицким Л. А. Титовой), в фотокопиях (Дом-музей В. М. Васнецова). Первый храм во имя Е. в Чудовом мон-ре был освящен 13 мая 1913 г. На зап. стене храма находилась памятная медная доска с выгравированной надписью: «Храмъ сей въ молитвенную память святейшаго Патриарха Гермогена здесь скончавшемся мученической смертью за родину 17 февраля 1612 г. Устроенъ ycepдieмъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ oзhaмehobahie 300-лemiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго цapcmbobahiя Госуд. Императ. Николая Александровича по блarocлobehiю Митрополитовъ Московскаго и Коломенскаго Владимира (с 1912 митрополит С.-Петербургский и Ладожский.- Авт.) и Makapiя. Зoдчiй Н. Д. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Монарх. Coбpahiя и Русск. Монарх. Союза npomoiepeй Ioahhъ Восторговъ» (Доклад Н. П. Яныченко «Храм в память Св. Патриарха Гермогена в подклете храма Чуда святого Архистратига Михаила Чудова монастыря», 16 янв. 1919 г.- ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96). Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в.: деревянный иконостас был обложен тисненой медью, царские врата, сень, столбцы и нек-рые иконы относились ко времени царя Алексея Михайловича. Слева в иконостасе располагался почитаемый Казанский образ Божией Матери XVII в. в басменном серебряном окладе. Здесь находились новописаные иконы Е. (виды храма печатались во мн. книгах и журналах). Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. 1914 г. (ГММК) Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Выбор темы был не случаен, ибо семья Симанских горячо почитала Московского святителя, это почитание буд. Патриарх сохранил на всю жизнь. «Собрание речей и писем митрополита Московского Филарета» было его настольной книгой. Личные дневники Святейшего Патриарха содержат многочисленные выписки из творений свт. Филарета, свидетельствующие о том, что Патриарху были близки принципы управления Церковью, изложенные Московским митрополитом. В отзыве на работу А., написанном проф. по кафедре истории философии А. И. Введенским , говорилось: «Всего ценнее в сочинении - повсюду обнаруживаемая зрелость мысли, вполне способной подниматься до высоты вопросов, волнующих современное общество, и, с другой стороны,- разбираться в них с христианско-православной точки зрения, на которую автор повсюду восходит вслед за своим мудрым духовным руководителем приснопамятным святителем Московским» (Архив ЦНЦ). Последний учебный год в академии отводился почти полностью на написание студентами кандидатских работ; кроме того, как первый иподиакон еп. Арсения А. непременно участвовал во всех его службах не только в лавре, но и в соборах Московского Кремля, в храме Христа Спасителя и в др. московских храмах, где владыка совершал богослужения, будучи вторым викарием Московской епархии. В дек. 1903 г. Святейший Синод принял решение о назначении еп. Арсения на Псковскую кафедру. В день памяти митр. Петра , во время своего последнего служения в Троицком соборе лавры, возле раки с мощами прп. Сергия Радонежского еп. Арсений рукоположил своего ученика во иеромонаха. На следующий день в Чудовом мон-ре Московского Кремля А. совершил первую литургию, затем выехал во Псков, чтобы участвовать в подготовке встречи нового архиерея. По возвращении в академию А. последние полгода дорабатывал канд. диссертацию и готовился к выпускным экзаменам. 21 июня 1904 г. из рук нового ректора - еп. Волоколамского Евдокима (Мещерского) молодой иеромонах получил диплом об окончании академии и присвоении ему степени канд. богословия с правом на занятие должности по Духовному ведомству.

http://pravenc.ru/text/64694.html

Московского, в кон. XVI - нач. XVII в. строгановским мастером Истомой Савиным (ГТГ); в нач. XX в. находился в храме-усыпальнице вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре. Г. представлен здесь среди Московских чудотворцев на правой створке, припадающим в молении к Богородице с Младенцем вместе со св. Василием Блаженным , святителями Московскими Ионой и Феогностом (во время создания образа не был канонизирован). Г. облачен в саккос, украшенный орнаментами, омофор и белый клобук, имеет окладистую бороду средней величины с проседью, нимб и надпись с обозначением святости. На единоличной иконе Г. кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР), поступившей из Оружейной палаты Московского Кремля (на обороте надпись: «Мироварная палата 12 (1923 г.)»), использован распространенный иконографический извод: фронтальное изображение святителя с разведенными в стороны руками, десницей двуперстно благословляет, в левой руке держит Евангелие с Распятием на крышке, облачен в белый клобук, омофор и саккос с 4-конечными и Голгофскими крестами, на кайме рукавов - Деисус (данный саккос известен как саккос митр. Симона, кон. XV - нач. XVI в., хранящийся в Оружейной палате (инв. 12006) - указание А. С. Преображенского); надпись: «ога [ori?] Геронтей митрополит» (Russische Ikonen und Kultgerät aus St. Petersburg/Hrsg. S. Kucinskij, M. Basova. Köln, 1991. S. 112. Kat. 28). Оплечный образ Г. с нимбом помещен в правой группе на переводе ок. 1902 г. В. П. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с московскими святыми», исполненной не ранее 1-й пол. XVII в., из молитвенного дома Преображенского старообрядческого кладбища (в композицию включены еще не канонизированные в нач. XX в. прп. Андрей Рублёв, блгв. вел. кн. Димитрий Донской, свт. Макарий, митр. Московский, сщмч. Ермоген, патриарх Московский и всея Руси): «Пр[еподобный] Геронтий митрополит - в белом клобуке, борода космочками, книзу раздвоилась, правая рука с перстосложением» ( Успенский. С. 465). В составе композиции «Собор русских святых» Г. представлен (оплечно, в митре) в группе святителей на иконе 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/164853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010