Сохранились фотографии 2 ранних портретов И. (предположительно кон. XVII в.; см.: Иванова. 2000. С. 74, 79. Ил. 7, 8), одна в собрании ГЛМ. Известно, что портреты патриарха украшали дом князей Голицыных, ц. Преображения Господня с. Сивкова Верейского у., освященную И. в 1687 г. (Там же. С. 74-75). На поясном портрете 1-й пол. XVIII в. из Димитриева Прилуцкого монастыря (ВГИАХМЗ; упом. в кн.: Савваитов П. И., Суворов Н. И. Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Вологда, 19023. С. 44) И. показан вполоборота вправо, в богослужебном облачении, с темными волосами и более светлой бородой с проседью. Нек-рые подробности рисунка аналогичны деталям портрета из Тобольска, слева на темном фоне - картуш с именованием; имеются более поздние поновления. Создание портрета предположительно связано с пребыванием в 1740-1753 гг. на Вологодской кафедре еп. Пимена (Савёлова) . В XVIII-XIX вв. существовали живописные списки портретов И. в ряду изображений других патриархов, напр. в ц. ап. Андрея Первозванного в Чудовом мон-ре Московского Кремля (см.: Опись икон, серебряных предметов, тканей и книг Чудова мон-ря 1924 г.//ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1924 г. Д. 41). Др. образец («в полном архиерейском облачении, на груди две панагии и крест») находился в собрании Спасо-Иаковлевского мон-ря в Ростове (XVIII в. (?), до 1966 хранился в ГМЗРК; см.: Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 236, 253. Кат. 25). Портрет овальной формы поступил из коллекции А. Н. Муравьёва в ЦАМ при КДА (1-я пол. XIX в., НКПИКЗ; см.: Каталог збережених пам " яток Киïвського ЦАМ, 1872-1922 рр./НКПИКЗ. К., 2002. С. 40. 68). В 70-х гг. XIX в. изображение И. входило в группу портретов, размещенных в конгрегационном зале КДА ( Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 4. Стб. 293). В монументальной живописи поясной прямоличный образ И. в медальоне встречается в росписи алтарной части собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря в Москве (1707; см.: Рус. ист. портрет. 2004. С. 29; Липатова С. Н. Фрески собора Сретенского мон-ря. М., 2009. С. 68). Как и др. патриархи, он написан с нимбом, в саккосе, омофоре и митре, с 2 панагиями и крестом, с жезлом в правой руке. У И. крупные черты лица, раздвоенная с острыми клиньями борода с проседью, длинные пряди волос лежат на плечах; надпись утрачена.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Иконография образа П., созданного на иконе из кремлевского Успенского собора, воспроизведена в росписи юго-вост. столпа ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, Дионисий и его сыновья). Этот извод послужил прототипом М. И. Милютину при создании им в 1691 г. иконы для местного ряда ц. во имя свт. Петра в Высокопетровском мон-ре (МГОМЗ). В отличие от икон свт. Алексия, где этот извод был наиболее востребованным, в иконографии П. он менее распространен и чаще встречается в шитье, напр. на епитрахили «Святители» посл. четв. XVI в. (мастерская царицы И. Ф. Годуновой) и пелене 50-60-х гг. XVII в. (мастерская А. И. Строгановой, вклад Г. Д. Строганова в Успенский собор, поступила из кремлевского Чудова мон-ря) (обе - в ГММК); на левом поле пелены «Св. царевич Димитрий Угличский, со сценой его убиения и святыми» 1654 г. (мастерская А. И. Строгановой, СИХМ). К этому типу относятся и образ в верхнем ряду семейных икон царя Алексея Михайловича (ок. 1650, ЦМиАР) и икона XVIII в. (ГМЗРК). Создатели житийных икон П. обычно ориентировались на икону из кремлевского Успенского собора, однако количество клейм и их последовательность варьировались. Напр., на костяной иконе П. с 14 клеймами жития 1-й трети XVI в. (ГММК) ряд эпизодов не был включен в состав иконы. Композиции клейм в целом повторяют икону круга Дионисия, однако некоторые из них более лаконичны (очевидно, это обусловлено материалом изготовления иконы). На житийной иконе 3-й четв. XVI в. (ВГИАХМЗ) нарушена последовательность повествования: 9-е и 10-е клейма расположены на ряд выше и т. о. П. оказался поставленным во митрополита еще до того, как П. отправился в Царьград. В 8-м клейме, согласно надписи, П. встречается не с кн. Юрием Галицким, а с вел. кн. Иоанном Даниловичем Калитой. В дополнительном, 20-м клейме изображены прав. Евдоким и архидиак. Стефан, скорее всего тезоименитые святые заказчиков иконы. На рубеже XVI и XVII вв. увеличивается численный состав клейм. К нач. XVII в. относится икона с 24 клеймами жития П. письма Истомы Савина (на доске от гроба П., из усыпальницы вел. кн. Сергея Александровича в Чудовом мон-ре, ГТГ). В среднике иконы П., изображенный в рост, молитвенно обращается к Богоматери с Младенцем, у его ног - коленопреклоненные молящиеся. Здесь добавлены 5 дополнительных эпизодов: поставление во диакона (клеймо 4); патриарх Афанасий наставляет П. (клеймо 13); отплытие П. из К-поля (клеймо 14); свт. Феогност посылает в К-поль сообщение о чудесах у гроба П. (клеймо 23); перенесение мощей П. (клеймо 24; лит. основой могло послужить «Слово о перенесении честных и священных мощей… великого Петра митрополита всея России нового чудотворца», где есть описание перенесения мощей в 1472 и 1479).

http://pravenc.ru/text/2580092.html

29 июня 1555 г. в Москву был принесен с Вятки чудотворный Великорецкий образ свт. Николая Чудотворца, который поновили М., «бе бо иконному писанию навычен» (ПСРЛ. Т. 13. С. 254), и прот. Благовещенского собора Андрей (впосл. митр. Афанасий ). Один из приделов строящегося Покровского собора был посвящен свт. Николаю (см. подробнее: Макарий (Веретенников), архим. Принесение в Москву чудотв. Великорецкого образа свт. Николая//ЖМП. 2007. 12. С. 88-91; Он же. Храм-памятник: Из истории построения московского храма Покрова Пресвятой Богородицы на Рву//Моск. ж. 2009. 7(223). С. 54-63; ранний рассказ о строительстве собора Покрова на Рву и перенесении образа Николы Великорецкого содержится в 3-й ред. Жития митр. Ионы, см.: Усачёв А. С. Житие митр. Ионы 3-й редакции//ВЦИ. 2007. 2(6). С. 5-60). Во время построения храма, в 1557 г., почил Василий Блаженный Московский; по распоряжению М. он был погребен рядом с еще не достроенным собором. Освящен был Покровский собор в 1561 г. (об участии М. в его освящении в летописи не сообщается). В 1556 г. в московском Чудовом мон-ре М. была освящена ц. во имя прп. Иоанна Лествичника с приделом прмц. Евдокии (посвящения были связаны с небесными покровителями царских детей). На освящении молились царская семья «да митрополит из Царяграда Кизитцкий Иасаф да старцы Святыя Горы» (ПСРЛ. Т. 13. С. 276; Т. 29. С. 251). В кон. 50-х гг. XVI в. начинается возрождение древнейшего московского Данилова во имя преподобного Даниила Столпника мужского монастыря . Предполагается, что внимание царя к обители было вызвано его молением о здравии царицы Анастасии ( Антонов А. В. К истории возобновления московского Данилова мон-ря//РД. 2000. Вып. 6. С. 181-182; Он же. Историко-археогр. исследования: Россия XV - нач. XVII в. М., 2013. С. 620-621). 18 мая 1561 г. М. в присутствии царя Иоанна IV освятил каменный монастырский собор во имя отцов семи Вселенских Соборов. Первосвятитель имел попечение о можайском Лужецком мон-ре, в котором был некогда архимандритом. Возведение соборного храма в обители С.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

9 мая П. покинул Владимир, 10 мая прибыл в Москву, остановился в Чудовом мон-ре в кельях митр. Филарета. Здесь П. посетили епископы Филофей (Успенский) , Евгений (Сахаров-Платонов) , свт. Иннокентий (Борисов) и др. Архиерей отслужил панихиду над прахом родителей в Донском мон-ре и 16 мая покинул Москву, 20-23 мая провел в Задонске, 24 мая прибыл в Воронеж. Его встречал викарный еп. Феогност (Лебедев) . 28 мая П. служил 1-ю литургию в кафедральном Митрофановом воронежском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужском монастыре и произнес приветственное слово. В дальнейшем из-за болезни П. служил в воронежских храмах «не более пяти раз». 18 дек. 1850 г. в письме митр. Никанору (Клементьевскому) П. называл еп. Феогноста «надежным помощником», к-рый «может вполне заменить местного архиерея». На Воронежской кафедре проявилась забота и любовь П. «к ближним, особенно к сиротам и бедствующим»: за короткое время он собрал для бедных духовного звания ок. 50 тыс. р. серебром ( Орлов. 1882. С. 75), из монастырских сумм выделил пособие для Воронежского ДУ при Митрофановой обители. Наиболее нуждающиеся ученики стали получать на содержание по 300 р. ежегодно и столько же единовременно на первоначальное обзаведение; до поступления в семинарию они именовались во всех списках «воспитанниками воронежского Митрофанова монастыря», при переводе в семинарию поступали на казенное содержание, а на их место в Воронежском ДУ избирались другие. При П. в обители был построен вместительный братский корпус. 5 мая 1851 г. ночью у П. случился апоплексический удар, наступил паралич языка, правой руки и ноги. 9 нояб. того же года припадок повторился, 10 нояб. П. был соборован. Вечером 4 авг. 1853 г. П. посетили новый викарный еп. Острожский Антоний (Павлинский) и настоятель Митрофанова мон-ря архим. Даниил, отметившие у архипастыря признаки холеры. Утром 5 авг. П. причастился и соборовался. 6 авг., после кончины П., еп. Антоний с духовенством Воронежа отслужил панихиду. 7 авг., в день открытия мощей свт.

http://pravenc.ru/text/2579093.html

А. вел. кн. Василием I, стремившимся в лице боровско-серпуховского князя обрести надежного и полезного союзника. В. А. также принадлежала 1/3 московских налогов и пошлин. Он владел двором в Кремле, а за его стенами - большим двором «на трех горах» на берегу р. Москвы (в XIX в. здесь будет основана «Трехгорная мануфактура»), по-видимому, этот двор был постоянной резиденцией серпуховского князя в Москве. Двор обслуживали жители расположенного неподалеку с. Кудрина и относившихся к Кудрину многочисленных деревень, стоявших вблизи совр. Никитских ворот, Новинского пер., Тверской ул. и Ленинградского просп. После смерти В. А. его вдова кнг. Елена передала Кудрино митрополичьей кафедре как заупокойный вклад по мужу. Помимо названных дворов, села и деревень В. А. принадлежали в Москве и ее округе др. дворы, сады, мельницы и различные угодья. По размерам своих владений В. А. мог соперничать со мн. самостоятельными князьями Сев.-Вост. Руси. Однако владения московского вел. князя росли еще быстрее и во много раз превосходили владения младшего родственника, что в конечном счете постоянно удерживало В. А. на положении вассала московского вел. князя. В. А. Кучкин Почитание В XVII-XIX вв. В. А. почитался в серпуховском Высоцком мон-ре как местночтимый святой, о чем свидетельствуют памятники агиографии и иконографии, связанные с этой обителью. В. А. с нимбом вокруг головы изображен на миниатюре из вкладной книги Высоцкого мон-ря 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). В «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288, 1697 г.), созданном в Чудовом мон-ре и в мае следующего года переписанном в Высоцкой обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78), о В. А. говорится: «Благоверный князь Владимир Андреевич по усердию своему созда церковь каменну и трапезу братии с церковию теплою» (КП 1692/СТ 78. Л. 50). На заставке в тексте службы прп. Афанасию Высоцкому Младшему , а также на рисунке пером, предваряющем «Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго» в сборнике нач.

http://pravenc.ru/text/159088.html

В 1499-1500 гг. целый ряд новгородских мон-рей был освобожден великокняжеской властью от суда архиепископа (кроме «духовных дел») и уплаты налогов в его казну, десятильникам и «людям владычним» запрещались въезд на монастырские земли, постой, взимание кормов, подвод и правление проводников. В авг. 1499 г. Иоанн III пожаловал грамоты с такими льготами Клопскому и Коневскому монастырям, в следующем году - Успенскому Волотовскому мон-рю (см.: Каштанов С. М. Соц.-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967. С. 122-133). В 1504 г. свт. Геннадий по распоряжению вел. князя и митрополита был сведен с кафедры (отреченная грамота, адресованная митр. Симону и объясняющая оставление архиепископства «немощью», датируется 26 июня 1504 - РФА. 2008. С. 314. 99) по обвинению в симонии (ПСРЛ. Т. 8. С. 244; Т. 12. С. 258; новый запрет на взимание ставленнических пошлин был введен на Московском Соборе 1503 г., в к-ром Новгородский архиепископ принимал участие), а также, вполне вероятно, по причине непримиримой позиции в вопросе о неприкосновенности церковной собственности на Соборе 1503 г. Бывш. архиепископ через год скончался в Чудовом мон-ре. В авг. 1504 г., в период, когда Новгородская кафедра была вакантной, вел. кн. Василий III Иоаннович, ставший соправителем своего отца в последние годы жизни Иоанна III, выдал духовенству Софийского собора жалованную грамоту на сбор пошлин (в т. ч. венечной) и хлебной руги с новгородских пятин ( Макарий (Миролюбов). Грамоты. 1866. С. 5-7. 3). Новым Новгородским архиереем 15 янв. 1506 г. стал игумен Троице-Сергиева мон-ря свт. Серапион, заслуживший авторитет у новгородцев во время большого пожара и эпидемии чумы 1507 г. Основным событием периода его правления Новгородской епархией стал конфликт с прп. Иосифом Волоцким († 1515), которого поддерживала великокняжеская власть после разгрома в 1504 г. ереси жидовствующих (с целью ее обличения волоцкий игумен написал объемную «Книгу на новгородских еретиков», в полном варианте состоявшую из 16 «слов»).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

заменено на А. («Алексия святаго»). Исторические реалии, к-рые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.- нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорус. митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца А. Менее вероятно, что др. имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с др. списками в XVII в. оно было исправлено на А. Учитывая тесную связь с Григорьевским затвором свт. Стефана , еп. Пермского, поставленного во епископа митр. Пименом, наиболее вероятна атрибуция текста последнему, однако вопрос нуждается в дополнительном изучении. В оригинале (дефектном) и в копии XVII в. сохранилась духовная грамота А., в к-рой святитель завещает Чудову мон-рю ряд принадлежавших ему родовых сел и свой «подолней садец», поручив обитель попечению вел. кн. Димитрия Иоанновича (оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа/Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митр. Московского. М., 1892). С XVII в., со времени Епифания (Славинецкого), с именем А. принято связывать создание особой редакции перевода на слав. язык НЗ (см. Чудовский Новый Чудовский Завет), выполненного несомненно в К-поле не позднее кон. XIV в. Хотя к наст. времени исследователи не считают этот кодекс автографом А. и отказались от его датировки 1355 г., временем второй поездки святителя в К-поль (судя по снимкам, кодекс, пропавший в 1918 г., написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем сер. XIV в.,- скорее ближе к концу столетия), в филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита (возможно, в Чудовом мон-ре) группы переводчиков, связанных с К-полем и переведших помимо НЗ также «Устав Божественной литургии» ( «Диатаксис» ) Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших, т.

http://pravenc.ru/text/81755.html

В предисловии к сборнику 2-й пол. XVI в. игум. Евфимия (РНБ ОСРК. Q.XVII.50) К. указан 1-м среди учеников прп. Иосифа (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 109). Игум. Евфимий назвал К. наряду с прп. Иосифом, Ионой Головой и книгописцем прп. Герасимом Чёрным «начальником» и «учителем». Память К. содержится в составленном Евфимием «Списке старой кормовой», где соединены синодик и кормовая книга Иосифова Волоколамского мон-ря (ГИМ. Епарх. 1(6). Л. 29 - КЦДР. 1991. С. 125); вскоре эту рукопись Евфимий заменил «новым списком» (ГИМ. Епарх. 415/675). В выписке из обиходника Волоколамского мон-ря посл. четв. XVI в. К. назван «преподобным» ( Леонид (Краснопевков). 1863. С. 5). Наличие пространного повествования о К. в Степенной книге (22-я гл. 16-й степени), составитель которой, вероятно, не был знаком с Житием святого, указывает на то, что в сер. XVI в. рассказы о К. бытовали и за пределами Волоколамской обители (при митрополичьей кафедре и в близком к ней Чудовом в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ре , где, судя по всему, создавалась Степенная книга). В Житии прп. Даниила Переяславского (ок. 1556-1562) отмечены добродетели К., определившие выбор вел. князем восприемника при крещении наследника («сему сущу в добродетелех состаревшуся» - Смирнов. 1908. С. 55). В 1563/64 г. Иоанн IV «учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом и велел по нем кормити корм на всяк год на его преставление месяца февраля 11, а деньги на корм имати на всяк год по семи рублев изо государевы казны» (Вкладные и записные книги. 1906. Прил. С. 44. 186). Канонизацией К. стало включение его имени в Собор Московских святых, празднование которому было установлено в 1997 г. Изображения К., по-видимому, встречаются на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. в рассказе о крещении им и прп. Даниилом Переяславским сына вел. кн. Василия III, впосл. царя Иоанна IV (Шумиловский том - РНБ ОР. F.IV.232. Л. 890, 891 об.; см.: Лицевой летописный свод: Факсим. изд. рукописи XVI в.

http://pravenc.ru/text/1681241.html

Ермоген. Гравюра А. А. Осипова. 1821-1824 гг. (ГИМ) Описание внешнего облика Е. включено в нек-рые иконописные подлинники кон. XVIII в., 20-х гг. XIX в.: «Подобием сед, брада доле Иовли, курчевата, власы с ушей, в шапке и во амфоре (омофоре.- Авт.) со Евангелием, сак (саккос.- Авт.) лазорь, испод бакан» (БАН. Строг. 66. Л. 150 об.- в отдельном перечне без указания дня памяти); «сед, брада подоле и шире Григориевы Богослова, повилась, власы с ушей, в саку лазорь, амфор и Евангелие» (РНБ. Погод. 1931. Л. 167 об.- 10 июня). В XVIII-XIX вв. существовали портреты Е., создававшиеся под влиянием Титулярников. Один из них находился в ц. ап. Андрея Первозванного в Чудовом мон-ре Московского Кремля среди изображений (каждое 115×88 см, в овалах) др. патриархов, упоминающихся в Описи икон, серебряных предметов, тканей и книг Чудова мон-ря 1924 г. (ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1924 г. Ед. хр. 41. Л. 238. 2107). По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг., воспроизведен с указанием на его происхождение из Чудова мон-ря ( Восторгов И. И., прот. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. М., 1913. С. 3. Ил.). Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. А. Осипова , напр. на сделанной по заказу П. П. Бекетова в технике пунктира (портрет 1821-1824 помещен в изд.: [Бекетов П. П.] Портреты именитых мужей Рос. Церкви, с прил. их кр. жизнеописания. М., 1843; экземпляр в ГПИБ), а также на литографиях сер. XIX в., напр. изготовленной в мастерской И. Шелковникова или изданной И. Х. Дациаро ( Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 220). Д. А. Ровинский упомянул также резцовую гравюру Д. Степанова (ок. 1816-1818), гравюру на стали, напечатанную с картины П. П. Чистякова в мастерской Ф. А. Брокгауза в Лейпциге «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска», издание В. Е. Генкеля в С.-Петербурге ( Ровинский. Словарь гравированных портретов.

http://pravenc.ru/text/190175.html

Получив известия об этом, 8-й отдел НКЮ решил сделать подобную практику повсеместной. С февр. 1919 г. вскрытие мощей приобрело уже массовый характер. 16 февр. Коллегия НКЮ приняла специальное постановление «Об организованном вскрытии мощей». Устроителям кампании казалось, что «разоблачение мошеннических проделок церковников с мощами» (демонстрация тленности останков святых) за короткое время подорвет авторитет Церкви среди народа. Подобных взглядов придерживался в тот момент и сам Л. По воспоминаниям Бонч-Бруевича, Л. говорил: «Показать, какие именно были «святости» в этих богатых раках и к чему так много веков с благоговением относился народ, этого одного достаточно, чтобы оттолкнуть от религии сотни тысяч людей». 17 марта 1919 г. Л., после того как Красиков сумел заинтересовать его «ошеломительным успехом в деле дискредитации церковников» в Александровом Свирском мон-ре, обратился к наркому юстиции Курскому с предложением устроить публичное вскрытие рак с мощами в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре . Позднее, узнав от Красикова, что при вскрытии мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре велась киносъемка, Л. немедленно дал поручение: «Надо проследить и проверить, чтобы поскорее показали это кино по всей России». По свидетельству Бонч-Бруевича, Л. запросил фотографии вскрытия раки прп. Сергия и остался ими очень доволен. Одновременно и взаимосвязанно с кампанией по вскрытию мощей проходило массовое закрытие монастырей. В первый год советской власти положение мон-рей оставалось неопределенным: у обителей изымались земельные угодья и помещения, проводились реквизиции, насельники подвергались репрессиям, однако в целом монашеская жизнь в монастырях сохранялась. С весны 1918 г. начался процесс перехода монашеских обителей на положение сельскохозяйственных артелей или коммун, что позволялось советским законодательством. Однако с осени того же года 8-й отдел НКЮ стал требовать от местных властей «ликвидации черных гнезд» (так мон-ри именовались даже в официальных советских документах).

http://pravenc.ru/text/2463379.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010