П. К истории виленских мучеников//БТ. 1984. Сб. 25. С. 231-232). В целом, несмотря на существование значительного числа специальных работ, агиографические и гимнографические сочинения, посвященные А., исследованы далеко не в полной мере. История посвящения А. церковных престолов остается практически не изученной. До XVII в. такие посвящения не часты и ограничиваются преимущественно Москвой, Подмосковьем и Новгородом. Древнейшая каменная ц. в честь А. (трапезная) была заложена в 1483 г. в Чудовом мон-ре буд. новгородским архиепископом архим. Геннадием ; это положило начало традиции посвящения А. трапезных храмов. Впосл. церковь неоднократно перестраивалась и была разрушена вместе с др. монастырскими постройками в 1929 г. Ок. 1513 г. храм, «иже под колоколы», в честь А. был возведен итал. мастерами в великокняжеской резиденции в Александровой слободе (перестроен во времена царя Иоанна IV, сохранился в составе Распятской ц.-колокольни). В Новгороде в 1538-1539 гг. архиеп. Макарием в Юрьеве мон-ре была построена трапезная ц. в честь А., отличавшаяся огромными размерами - 17 на 12 сажен. По словам Павла Алеппского , она превосходила «все трапезные в... монастырях своею красотою, обширными размерами и радостным видом». Эта постройка была разобрана за ветхостью в 1761 г., но сохранилось ее схематическое изображение на иконе «Видение пономаря Тарасия» 1574-1583 гг. Вероятно, в 1540 г. был устроен придел в честь А. при ц. Анастасии Великомученицы, возведенной в камне тем же архиепископом в Новгородском кремле-детинце. Трапезная ц. А. сооружена была в 60-70-х гг. XVI в. в Солотчинском мон-ре под Рязанью. В царствование Феодора Иоанновича в московском в честь Зачатия св. Анны мон-ре был возведен храм Рождества Богородицы с приделом в честь А. Еще более редки посвящения храмов 3 святителям Московским - митрополитам Петру, А. и Ионе. Первая церковь в их честь была возведена Патриархом Иовом в Московском Кремле на Патриаршем дворе в связи с учреждением соответствующего праздника в 1596 г. В старопечатном рус. Типиконе (М., 1610) под 12 февр. указывается бденная служба (см. Знаки праздников месяцеслова ) А., совершаемая в том случае, когда этот день не приходится на Великий пост; под 20 мая в этом же Типиконе указана бденная служба на обретение мощей А. Принятый ныне в РПЦ Типикон под 12 февр. указывает бденную службу А., если этот день не приходится на Великий пост, в противном случае Типикон указывает петь полиелейную службу ; под 20 мая в Типиконе помещено противоречивое указание - на полях стоит знак славословной службы, но в тексте предписано совершать по всем храмам полиелей, а в Чудовом мон-ре (в наст. время разрушенном) и кремлевском Успенском соборе - бдение. В Минее (МП) и под 12 февр., и под 20 мая помещены бденные службы. Кроме указанных служб имя А. упоминается в бденной службе в честь святителей Московских (5 окт.) в Минее (МП). Типикон 1610 г. указывает петь 5 окт. бденную службу, современный Типикон - славословную.

http://pravenc.ru/text/81755.html

М., 2011. С. 52-102; Буланин Д. М., Творогов О. В. Библиографические доп. к статьям, помещенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (вып. 2, части 1-2)//СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 48-51; Ляховицкий Е. А., Шибаев М. А. К истории создания Великих Миней Четьих свт. Макария//Румянцевские чт.- 2015: Мат-лы междунар. науч. конф. М., 2015. Ч. 1. C. 235-238; они же. Писцы макариевских Миней четьих//История и культура: Статьи, исследования, сообщения. СПб., 2015. Вып. 13(13). С. 301-323; они же. Заметки о хронологии и порядке работы над Софийским комплектом Великих Миней Четьих//Тр. ист. фак-та СПбГУ. 2015. Вып. 24. С. 8-13; Ляховицкий Е. А. Проблема интерпретации данных бумаги русских рукописей раннего Нового времени//Фотография. Изображение. Документ. СПб., 2015. Вып. 5(5). С. 49-60; Брачев В. С. Великие Минеи Четии, собранные митр. Макарием: К истории публикации (1868-1917)//Древняя Русь во времени, в личностях, в идеях. СПб., 2016. Вып. 5. С. 367-376. Е. А. Ляховицкий, М. А. Шибаев Чудовские Минеи (ЧМ) в 13 томах (книга за нояб. переплетена в 2 тома) были составлены в кремлевском Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в 1599-1600 гг., при архим. Пафнутии (ныне хранятся в ГИМ (Чуд. 307-317), отсутствуют тома за дек. и 1-ю пол. нояб.). Книги форматом in folio написаны по преимуществу каллиграфическим полууставом несколькими почерками с предисловием-«летописцем» в начале каждого тома и внешне напоминают ВМЧ, но значительно меньше их по объему. Вопрос о восхождении ЧМ к ВМЧ остается открытым. Следует отметить наличие в ЧМ текстов, которые отсутствуют в ВМЧ. Т. о., в любом случае для составления ЧМ книжники Чудова монастыря провели большую работу. В предисловии к каждому тому сообщается о времени и месте написания Миней, а также о предписании читать их в Чудовом мон-ре. Качество бумаги, почерки писцов и переплетное тиснение Миней подтверждают сообщение в предисловии об их написании в Чудовом мон-ре. По наблюдениям Л. М. Костюхиной, в создании ЧМ участвовали 22 писца, причем некоторые из них были не только переписчиками, но и редакторами текстов. Исследовательница предположила, что отдельные писцы ЧМ ранее привлекались для переписки томов ВМЧ московских комплектов, но при полувековом хронологическом разрыве в работе это представляется маловероятным. Состав ЧМ свидетельствует о репертуаре текстов, с которыми работали московские книжники в кон. XVI в., до разорения кремлевских книгохранилищ в Смутное время. О фактах привлечения ЧМ к книжной деятельности более позднего времени неизвестно.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Подобные записи на тюремных стенах весьма обычны. Д.Д.Ахшарумов написал свое излияние гвоздем на стене Петропавлов. крепости (В. Евр., 1901, 12, с. 669) 1887 Опис. рукоп. Синод. библ., II, ч. 2, с.78–81; Жития святых, А.Муравьева, 80. Карамзин хвалит М.Грека за противодействие произволу Василия III и Ивана IV (Сочин., 484–485) 1888 По сказанию Паисия – это был «донос» на Максима Грека , Вассиана (заключенного в Чудовом мон.), Савву святогорца (грека) и Мих. Медоварцева; жившего с Максимом в Чудовом монастыре. Голубинский не без основания полагает, что и Савва был здесь (как грек) в качестве переводчика (II, 732, прим.) 1889 Один из переписчиков, живший в Чудовом мон-ре и некоторое время у Вассиана для переписки («Прение с М.Греком», 8) 1890 Исаак Собака был каллиграф своего времени: так, ему поручено было троицкими властями (1523) приготовить роскошный список Евангелия (лавр. библ. 10) учительного (Акты Арх. ком., I, 380, Списки Строева, 162–163). С 1544–45 г. архим. Чудова м. 1891 Вот они вполне: «обретеся убо Иосиф якова искаше слова, а от того же колена и отечества Девицы, и обручает по совещанию себе отроковицу; совокупления же до обручения бы»; другая: «и носимого в ней плода утробы преславне нарицает, аки (т. е. условно) семени мужеска никако же причастившееся», третья: «тайное отпущение устрояше Иосиф, аки праведен сый глаголя» 1895 Списки жития находились уже в обращении. Сам Вассиан, сделав противень с оригинала перевода, вместе с своими правилами, поднес вел. князю. Во время заседания митрополит вытребовал этот список для подтверждения обличения. Перевод был буквально точен, но, как видно, от двусмыслия неудачно употребленных, приведенных выше, частей речи (примеч.), получился еретический смысл (ср. еще замеч. у Голубинского, стр. 720–721, примеч.). Как опасно было «чернить и приписывать строки» даже в печатной псалтири, см. дела Сибирского приказа 1649 г (Р. Стар., 1892, 3, стр. 682). Сличение переводов с греческим текстом (опущения) не дают права обвинять М.Грека в умышленной порче

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

среди братии не выделена). В сцене с явлением Симеону Антонову Радонежских игуменов Н. нередко изображен за прп. Сергием с иконой в руке. К этой группе относятся иконы: 80-90-х гг. XV в. (из Успенского собора Московского Кремля, ГММК); нач. XVI в. (ок. 1512?), предположительно происходящая из надвратной ц. прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевом монастыре (СПГИАХМЗ); 1-й трети XVI в. (из ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Чудовом мон-ре, ГММК); 1-й пол.- сер. XVI в. из ц. прп. Сергия Радонежского в Борисоглебском монастыре на Устье (ГМЗРК); 2-й пол. XVI в. (?) из старообрядческой ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке в Москве (ГИМ); ок. 1586 г. из Троицкого собора в Ипатиевском мон-ре в Костроме (КГОИАХМЗ); 1591 г. и кон. XVI в. работы мон. Евстафия (Головкина) (СПГИАХМЗ, ПЗИХМЗ; см.: Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. Рыбинск, 2015. С. 58-63. Кат. 17); кон. XVI в. из ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевом мон-ре (СПГИАХМЗ); нач. XX в. (ГМИР) и др. На иконах из надвратного храма, Борисоглебского и Ипатиевского мон-рей в клеймах «Принесение даров Константинопольского патриарха Филофея» и «Исцеление ослепшего греческого епископа» за спиной прп. Сергия стоит монах с нимбом, вероятно, Н. В др. житийных циклах помимо указанных сюжетов встречается клеймо «Прп. Сергий благословляет прп. Никона на игуменство», напр. на иконе с 12 клеймами сер. - 2-й пол. XVII в. (ГИМ) и на иконе с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. (ЧерМО). Судя по наличию нимба, Н. (иногда в фелони) изображали также в композиции «Преставление прп. Сергия» и «Погребение прп. Сергия» (роспись 1459-1463 гг. в ц. прп. Сергия Радонежского Новгородского кремля, НГОМЗ; икона с 17 клеймами предположительно письма Феодосия, сына Дионисия, из Успенского собора в Дмитрове, ок. 1510, ЦМиАР; вологодская икона с 12 клеймами, 1-я треть XVI в., собрание русских икон при поддержке Фонда ап. Андрея Первозванного) и др. Особый сюжет из Жития Н.- явление ему прп. Сергия со святителями Петром и Алексием, митрополитами Московскими, перед нашествием Едигея - был написан на «древней» иконе в серебряном окладе, находившейся на сев.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

диптих, изображающий достойного (А.) и недостойного (Михаил-Митяй) архипастырей. Повести были включены в летописный свод 1409 г., к-рый отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Мощи А. были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при к-ром произошло событие (в повести называется Фотий , умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор ). Учитывая, что точная дата кончины А. (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении св. митр. Ионы , не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление А. задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей А. После этого почитание А. (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) А. стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского гос-ва. Уже в «проклятой» грамоте кн. Дмитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. А. фигурирует среди рус. святых - гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием, еп. Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. А.) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя А. в Чудовом мон-ре) и 1503 гг. (строительство собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную церковь. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом мон-ре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим А.; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 - июне 1519 г. у раки А. совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31-33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, А. вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери , знаменуя заступничество от вражеского нашествия.

http://pravenc.ru/text/81755.html

по: Браиловский. 1902. С. 249). Кроме того, в 90-х гг. XVII в. К., занимаясь вопросами воспитания царевича Алексея Петровича, общался с царицей Евдокией Феодоровной (ее брак с Петром пытался сохранить патриарх Адриан). Все это не могло нравиться Петру, поэтому после смерти патриарха Адриана К. утратил прежнее положение. 15 нояб. 1701 г. он ушел с Печатного двора, но продолжил лит. деятельность. Среди произведений этого периода можно отметить службу св. Донату (написана по заказу боярина Н. И. Иакинфова в 1704), службу и молитву свт. Ипатию, еп. Гангрскому (написана в марте 1707), службу св. кн. Даниилу Московскому (написана по заказу игум. Даниловского мон-ря Макария и старца Кариона (Борина), бывш. царского дьяка, в 1711). В 1712 г. К. по просьбе Новгородского митр. Иова перевели в Новгород, он должен был преподавать в организованной там школе и переводить книги с греч. и лат. языков. Позднее писатель вернулся в Москву. Сведений о трудах К. в Новгороде и о причинах его возвращения в столицу не сохранилось. Последнее сочинение К., «Слово об иконах Оковецких», создано в Чудовом мон-ре и поднесено его заказчику Г. С. Нелединскому-Мелецкому в апр. 1718 г. Похоронен К. в Чудовом мон-ре ( Панова Т. Д. Некрополи Московского Кремля. М., 2003. С. 53). Литературное наследие К. обширно, опубликована его незначительная часть. Преимущественно оно сохранилось в составе личного архива писателя. В сборниках автографов из Чудовского собрания ГИМ 300-302) «отложились черновики, наброски сочинений и писем, заметки дневникового характера» ( Сазонова. 2006. С. 74). Труды К. известны также в беловых авторских и писарских, подписанных автором рукописях. Сочинения К. распространялись при жизни автора, переписчики могли объединять его стихи под одним переплетом со стихотворениями Симеона Полоцкого . Для творчества К. характерны вариативность и неустойчивость текстов, использование одних и тех же словесных блоков в разных произведениях. Спорные вопросы биографии и атрибуции сочинений К. обусловлены тем, что имя Карион носили несколько писателей рубежа XVII и XVIII вв.

http://pravenc.ru/text/1681053.html

По словам Хворостинина, бывшего свидетелем освобождения Москвы Вторым ополчением, могила Е., «от еретик пострадавшего Христа ради нашего учителя», была найдена в Чудовом мон-ре сразу после взятия Кремля в нояб. 1612 г. Ополченцы поклонились его гробу, «яко сподобися венценосец Христов быти во дни наша последняя» (БЛДР. Т. 14. С. 640). В правительственном наказе гонцу Д. Г. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г., Е. именуется «новым исповедником» и «блаженным» (СбРИО. СПб., 1913. Т. 142). Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. в письме Новгородскому митр. Никону (впосл. патриарх Московский и всея Руси) уподоблял Новгородского митрополита, мужественно противостоявшего бунтовщикам, Е.- «прежнему святителю и хвалы достойному новому исповеднику» (Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1856; Письма русских государей. М., 1896. Т. 5). В 1652 г. мощи Е., оказавшиеся нетленными, были по инициативе патриарха Никона перенесены из рассыпавшегося гроба в Чудовом мон-ре в московский Успенский собор. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. углу собора, около места, где под медным шатром хранилась частица ризы Господней. К кон. XVII - нач. XVIII в. относится список «Сказания о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея России, новом исповеднике» (РГБ. Ф. 178. Муз. 364), где сообщается о том, что тело патриарха вынули «на верх земли цело, нетленно и благоухание испущающи и до днесь» ( Кедров. 1912. Прил. С. 110-111). В 1812 г., во время оккупации Москвы наполеоновскими войсками, мощи Е. были выброшены из гроба, нетленные останки святителя были найдены на полу храма. В 1883 г. при случайном открытии гроба мощи были видимы нетленными. Патриарх Ермоген. " Петербургский листок " . 16 февр. 1912 г. Патриарх Ермоген. " Петербургский листок " . 16 февр. 1912 г. В Уставе церковных обрядов Успенского собора (ок. 1634) отмечено, что «после Фомины недели в понеделник против вторника дияк понахидный докладывается у патриаха о панахиде по новом исповеднике по Гермогене патриархе, как благословит понахиду петь, обедню служить в тот день или во ин».

http://pravenc.ru/text/190175.html

В нач. 2000-х гг. для музейной экспозиции обители была создана акварель «Труды преподобного Корнилия с сестрами при строительстве монастыря». В 2007 г. владимирские иконописцы под рук. Л. А. Оксаничева расписали стены сестринской трапезной на сюжеты Жития К. Наряду с традиц. парным изображением прп. Лукиана и К. на фоне Успенского мон-ря были выбраны композиции, связанные с историей мон-ря: игум. Иулитта с сестрами молит К. стать их наставником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение жить преподобному в Успенском монастыре; К. наставляет монахинь и трудится вместе с ними (напр., «Кроить и шить сам отец учаше»); К. молится коленопреклоненно за своих духовных чад. Сцены показаны на фоне пейзажей или внутри палат. К. написан в соответствии с более ранней иконографической традицией - в схимническом куколе, иногда в простой рясе, в нек-рых композициях - с посохом в руке. В стенописи, исполненной в иконописной манере, заметно влияние стилистики палехских мастеров. В 2006 г., к 15-летию открытия обители, мон. Амвросией и инокиней Леониллой (Бакунц) был разработан и выполнен житийный образ К. В среднике - поясной прямоличный образ благословляющего святого, в его левой руке - игуменский посох. Вокруг в традиц. порядке расположены 15 клейм: К. в Чудовом мон-ре принимает монашеский постриг; К. приходит во Флорищеву пуст.; труды святого; К. наставляет братию; К. из-за зависти игумена уходит в Лукианову пуст.; рукоположение К. во иерея; «демонское страхование» на пути К. из Лукиановой пуст. в Александровскую слободу; игум. Иулитта с сестрами молят К. стать духовником; игум. Анисия испрашивает у патриарха благословение на переселение К. в александровскую жен. обитель; К. наставляет сестер; К. строит в обители кельи и ц. Сретения Господня; преставление К.; чудо исцеления Иоанна от мощей К. на праздник Св. Троицы; чудо возрождения мон-ря; обретение мощей К. В большинстве клейм верхнего ряда К. изображен в монашеском клобуке, после рукоположения - с непокрытой головой. Образ К. вошел в многофигурную композицию «Собор Александровских святых», где обычно представлен в 1-м ряду рядом с прп. Лукианом. Такие иконы нач. 2000-х гг. хранятся в собрании митр. Евлогия (Смирнова) (иконописец мон. Амвросия), в алтаре Троицкого собора (владимирские иконописцы). Ок. 2010 г. мастер Оксаничев выполнил большой 5-фигурный образ «Собор святых града Александрова» для местного ряда иконостаса Троицкого собора. Кроме того, святой изображается на совр. иконах «Собор Владимирских чудотворцев», созданных после канонизации К., напр. из Княгинина мон-ря во Владимире. Иконы различных изводов с изображением К. имеются также в Лукиановой пуст., в соборе Рождества Христова Александрова и др.

http://pravenc.ru/text/2458671.html

Архиепископу был вручен «Наказ» царя и митрополита с подробными наставлениями, как следует обращать в христианство казанских татар. Когда позднее, основав ряд монастырей для распространения христианства среди населения, архиеп. Гурий просил наделить эти монастыри землями, И. В., выразив удовлетворение, что архиерей распространяет просвещение по примеру митр. Макария, обещал это сделать. Впосл. и Казанский архиерейский дом, и основанные в Казанском крае обители были наделены крупными земельными владениями (описаны в писцовых книгах Казанского у. 1565-1566 гг.). Вместе со свт. Гурием в новую епархию был послан ряд волоколамских пострижеников, один из к-рых, Герман (Садырев-Полев) , стал преемником архиеп. Гурия на Казанской кафедре. В начале Ливонской войны И. В. стал принимать меры для распространения Православия в Прибалтике. После взятия Нарвы в 1558 г. царь приказал «город освящати» архимандриту новгородского Юрьева монастыря и протопопу Софийского собора и поставить в нем храмы в честь Воскресения Христова и в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». К кон. 50-х гг. XVI в. следует отнести замысел создания «по царскому заказу» «Книги степенной царского родословия» - изложения русской истории в форме биографий правивших в Русской земле государей. Главная идея книги - необходимость для России существовавшей в ней с самого начала сильной самодержавной власти, всякое ослабление которой вело к печальным последствиям. Одновременно в «Степенной книге» последовательно подчеркивались безукоризненное правоверие русских государей, их постоянное тесное сотрудничество с Церковью. В «Степенной книге» жизнеописания государей сопровождаются житиями их святых современников. Работу над этим огромным сочинением вела, по-видимому, группа книжников во главе с царским духовником протопопом Благовещенского собора Андреем, который в 1562 г. принял постриг в Чудовом мон-ре с именем Афанасий и в 1564 г. стал митрополитом всея Руси. Неск. обителей в эти годы удостоились особых милостей со стороны царя. Рождение, а затем выздоровление царевича Иоанна Иоанновича приписывались покровительству прп. Никиты Столпника. Прежде незначительный, переславль-залесский во имя великомученика Никиты мужской монастырь превратился в большую общежительную обитель, где были построены собор во имя прп. Никиты, каменные трапезная и ограда. Мон-рь был щедро наделен землями. Царь позаботился и о восстановлении запустевшего Данилова монастыря , где находились останки его предка, св. кн. Даниила Александровича . В мае 1561 г. был освящен построенный в мон-ре храм во имя Отцов семи Вселенских Соборов, мон-рь получил большие земельные владения. По приказу царя осенью 1556 г. был позолочен верх Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, а в янв. 1561 г. царь «по совету» митр. Макария «учинил» троицкого игумена архимандритом, занявшим 1-е место в иерархии настоятелей рус. мон-рей.

http://pravenc.ru/text/469782.html

Известны 2 поучения М.: «Против разговаривающих в церкви» и «О глаголющих и смеющихся в церкви» (публ.: Жмакин. 1881. Прил. С. 84-88). Первое из них почти дословно включено в состав 16-й гл. «Стоглава». Основная мысль поучений состоит в том, что если мы с трепетом предстоим земному царю, то тем более должны иметь благоговение к Небесному Царю. Эти поучения М. мог произнести после венчания на царство Иоанна IV в 1547 г. и до начала Стоглавого Собора в 1551 г. В 60-х гг. XVI в. подавляющее большинство книжников круга М. либо умерли, либо в связи со старостью отошли от дел. «Макариевский» период в истории древнерус. книжности закончился вскоре после смерти св. митрополита (см.: Усачев. Некоторые размышления. 2013). Лишь немногие книжники, вероятно, продолжали работать и в более поздний период. На рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в. те, кто создавали Степенную книгу в Чудовом мон-ре, могли быть привлечены к составлению Лицевого летописного свода (см.: Усачев А. С. Митр. Афанасий и памятники рус. летописания сер.- 3-й четв. XVI в.//ЛиХ, 2011-2012. М.; СПб., 2012. С. 253-274). Архим. Макарий (Веретенников), А. А. Турилов Почитание Имя М. было внесено в монастырские синодики и кормовые книги Троице-Сергиевой лавры ( Кириченко Л. А., Николаева С. В. Кормовая книга Троице-Сергиева монастыря 1674 г.: Исслед. и публ. М., 2008. С. 240), Иосифова Волоколамского (КЦДР. 1991. [Вып.:] Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 125-126), Кириллова Белозерского ( Шаблова Т. И. Кормовое поминовение в Успенском Кирилло-Белозерском мон-ре в XVI-XVII вв. СПб., 2012. С. 312), Соловецкого в честь Преображения Господня муж. монастырей, оно также указано в синодике московского Успенского собора и др. В 1564 г. Иоанн IV, возвратившись из похода, поклонился в московском Успенском соборе мощам Московских чудотворцев, в т. ч. «и новейшаго Макария митрополита» ( Тихомиров М. Н. Новый материал об Иване Грозном//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 255; Он же. Российское гос-во XV-XVII вв. М., 1973. С. 391). В житийной лит-ре XVI-XVII вв. нередко отмечалась добродетельная жизнь М. Бывш. соловецкий игум. сщмч. Филипп II (Колычев) , став во главе Русской Церкви, согласно Житию кон. XVI в., «благий сей нрав подражая... боголюбиваго Макария митрополита, усердно подшася последовати честным стопам его» ( Лобакова И. А. Житие митр. Филиппа: Исслед. и тексты. СПб., 2006. С. 215-216). В Житиях псковских святых М. характеризуется как «боголюбивый Макарий, чюдный муж», «боголюбивый митрополит Макарий, чюдный отец», «муж в добродетелех преизрядный», «якоже второй Златоуст, учением и правою верою въсиа в Руской земли сей Святейший Макарие и Духа Святаго исполненый чюдный муж» ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв. СПб., 2007. Т. 1. С. 102; Т. 2. С. 154, 225, 371, 402).

http://pravenc.ru/text/2561278.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010