Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Никон (Беляев), иером. Фотография. Нач. 20-х гг. XX в. (Беляев Николай Митрофанович; 26.09.1888, Москва - 8.07.1931, дер. Козлово Пинежского р-на Северного края (ныне Валдокурье Пинежского р-на Архангельской обл.), преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из купеческой семьи. Гимназистом получил совет от свящ. Симеона Ляпидевского, настоятеля храма «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, по праздникам непременно ходить в церковь: «Это наш долг пред Богом». Стал посещать храм и в будние дни, вместе с братом Иваном начал петь и читать на клиросе, прислуживать в алтаре. В 1905 г. за участие в демонстрации весь класс, в котором учились Николай Беляев и его брат Сергей, был исключен из гимназии. Это подтолкнуло Николая к осмыслению жизненного пути. Вместе с др. братом Иваном он более тяготел к духовной жизни. Чтобы молиться более сосредоточенно, не отвлекаясь на чтение и пение, они стали посещать храм Василия Блаженного, Казанский собор, Благовещенский собор, ц. вмц. Варвары на Варварке, Чудов мон-рь в Кремле. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. Послушники братья Николай и Иван Беляевы. Фотография. Ок. 1909 г. В 1906 г. Николай Беляев поступил на физико-математический факультет Московского ун-та. Через полгода Николай практически перестал посещать учебные занятия, посвящая вместе с братом Иваном все время посещению богослужений в московских храмах. После одной исповеди в Чудовом мон-ре они практически отказались от мирской жизни, как отметил впосл. Николай в дневнике, «в Чудовом мон-ре совершилось чудо милосердия Божия над нами…». Братья вытянули по жребию название мон-ря, куда намеревались поступить, это была Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь . Получили благословение от Дмитровского еп. Трифона (Туркестанова ; впосл. митрополит), наместника московского Богоявленского мон-ря. 24 февр. 1907 г. прибыли в Оптину пуст. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) благословил братьев немного пожить в мон-ре, но Николаю, как бывшему участнику революционного движения, в приеме послушником отказал. Братья работали трудниками при скотном дворе. Николай стал близок к прп. Варсонофию (Плиханкову) , к-рый говорил юноше, что их «сердца настроены на один лад…» (Житие. 1996. С. 53). Пробыв в обители Великий пост, братья вернулись в Москву, где прожили 8 месяцев.

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРМАН (Клица Григорий Иванович; 3.03.1816, г. Нежин Черниговской губ.- 13.04.1890, Святогорская Успенская пуст. Харьковской губ.), архим., настоятель Святогорской Успенской пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ). Род. в многодетной купеческой семье, дед Г., грек, прибыл в Нежин с о-ва Кефалиния (Кефалония). Крещен в честь свт. Григория Паламы . С детства Г. вместе с матерью посещал нежинский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь , насельница к-рого схим. Мария предсказала ему монашество. Окончил Нежинское греч. уч-ще, Нежинский лицей кн. Безбородко, в 1829 г.- Московскую практическую коммерческую академию. В 30-х гг. XIX в. вместе с братьями занимался торговлей мехом в Москве, Киеве, Харькове, Сибири. Посещал театры и увеселительные заведения, «бывали и попойки, и разгул купеческий», вспоминал Г. впосл. В 1836 г., возвращаясь с Ирбитской ярмарки, близ Свияжска провалился под лед Волги. После чудесного спасения раскаялся в греховной жизни, в Чудовом мон-ре дал обет стать монахом. Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) Архим. Герман (Клица). Портрет. Ок. 2000 г. (Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра) По совету настоятеля Самарского Пустынно-Николаевского муж. мон-ря архим. Авксентия и благословению Харьковского архиеп. Мелетия (Леонтовича) 24 июня 1840 г. Г. поступил в Глинскую пуст. , стал учеником прп. игум. Филарета (Данилевского) . Нес послушание на пасеке, вкушал пищу раз в день, прочитывал престарелому старцу-пасечнику келейное правило, Евангелие, Псалтирь. После кончины игум. Филарета с 1841 г. служил письмоводителем при игум. Евстратии, пел на клиросе. 20 июня 1842 г. пострижен в рясофор. 15 янв. 1844 г. по инициативе Т. Б. и А. М. Потёмкиных была восстановлена Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы пуст., настоятелем к-рой назначен друг Г.- иером. Арсений (Митрофанов) . 8-15 апр. 1844 г. Г. вместе с 12 глинскими насельниками перешел в Святые горы, где участвовал в возобновлении мон-ря по уставу Глинской пуст., стал ближайшим помощником игум. Арсения, нес послушание ризничего. 7 марта 1845 г. игум. Арсением был пострижен в монашество в честь свт. Германа I , патриарха К-польского, 17 марта 1845 г. в Харькове еп. Иннокентием (Борисовым) рукоположен в сан иеродиакона, служил уставщиком, ввел в обители Глинский распев. Из-за конфликта с казначеем иером. Вениамином, а также из-за частых посещений мон-ря ктиторами Потёмкиными, Е. Шабельской, вносившими «мирскую суету», Г. решил оставить мон-рь. В 1846 г. по совету братского духовника иером. Феодосия ушел в отпуск, нек-рое время жил в Киево-Печерской лавре , Мгарском в честь Преображения Господня мон-ре , брянском во имя ап. Петра и Павла мон-ре , Молченской Софрониевой и Глинской пустынях.

http://pravenc.ru/text/164767.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 12 сент. 1395, Серпухов), прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых), 2-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ). Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в. (СИХМ. 7408. Л. 4 об.) Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» (РГБ. Унд. 288), написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре (см. Афанасий Высоцкий Старший ). В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского . Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий Старший отправил в Высоцкий мон-рь вместе с иером. Виктором 7 икон деисусного чина, 3 иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи (см. Высоцкий чин ) и благословенную грамоту. Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Чудо об исцелении прп. Афанасием Высоцким Младшим бесноватого монаха. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. 7408. Л. 55 об.) Перед кончиной А. В. долго болел. Он был погребен напротив зап. врат Покровской ц. Некий инок Высоцкого мон-ря, имевший обиду на игумена, не пошел на его погребение. Вдруг инок впал в беснование, а когда пришел в себя, раскаялся и с плачем побежал в церковь. Когда тело святого опускали в землю, этот монах упал в могилу. После того как его достали, он рассказал братии, что А. В. протянул ему руку и предсказал ему близкую кончину. Через 3 дня инок умер. Др. чудо преподобный совершил во время нападения крымских татар на Серпухов. Татары и жители города видели, как из Высоцкого мон-ря на белом коне выехал старец, смуглый, с густой черной бородой. Он объехал вокруг обители с жезлом в руке и устремился на врагов, после чего те в страхе бежали.

http://pravenc.ru/text/76984.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший ( между 1401 и 1412/14, К-поль), прп. (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых), 1-й игум. серпуховского мон-ря в честь Зачатия Богородицы «на Высоком» (см. Высоцкий серпуховской мон-рь ), ученик прп. Сергия Радонежского . Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. 1673. Л. 10). Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. 288), в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692/СТ 78). В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Афанасием III Пателларием . «Слово» заканчивается виршами, и на этом основании исследователи делали вывод, что автор его - Карион (Истомин) . Однако подобное утверждение нуждается в дополнительных аргументах. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» ( Тихонравов. С. 132). В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать близ Серпухова Высоцкий мон-рь, «състави общее житие зело благоразумне» и благословил на игуменство А. В. (ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Стб. 107). Ок. 1381/82 г. некий «игумен Афанасий» (большинство исследователей считают, что это был А. В.) обратился к митр. свт. Киприану с просьбой прокомментировать правила монашеского общежития и ответить на вопрос, можно ли мон-рю принять село от жертвователя. Видимо, тогда же (во всяком случае не позднее 1382) были написаны «Ответы» свт. Киприана (РИБ. СПб., 1908. Т. 6. Стб. 243-270).

http://pravenc.ru/text/76986.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЖЕДМИТРИЙ I (Юрий Богданович Отрепьев, в монашестве Григорий; рубеж 70-х и 80-х гг. XVI в. (?) - 17.05.1606, Москва), претендент на рус. трон, выдававший себя за царевича Димитрия Иоанновича , младшего сына царя Иоанна IV Васильевича (см. также ст. Смутное время ). Сын боярский из Галицкого у. Ю. Б. Отрепьев в молодости служил при дворах Михаила Никитича Романова и его родственника кн. Бориса Камбулатовича Черкасского, после опалы Романовых и Черкасских осенью 1600 г. и роспуска их дворов постригся в монашество, приняв имя Григорий. Эти особенности его биографии давали основание предполагать, что он объявил себя царевичем Димитрием, действуя по поручению бояр, враждебных царю Борису Феодоровичу Годунову , но данные, к-рые позволили бы подкрепить эту т. зр., отсутствуют. Спустя нек-рое время благодаря помощи своего деда Елеазара (Замятни-Отрепьева), мон. московского Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыря , Григорий (Отрепьев) смог поселиться в этой обители. Отрепьев стал известен патриарху св. Иову , к-рый брал его к себе для переписки книг, от патриарха он получил рукоположение во диакона. В разных повестях о жизни Л., появившихся после его смерти, говорится, что уже в Чудовом мон-ре он заявлял старцам, «яко царь буду на Москве» (ПСРЛ. Т. 14. С. 59). Сохранились упоминания, что царь Борис Годунов предложил отправить его «под начал» в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь . Возможно, это заставило Отрепьева оставить Чудов мон-рь и бежать из Москвы. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Лжедмитрий I. Гравюра Луки Кимиана. 1607 г. Главным источником о позднейших событиях является «Извет» спутника Л. в последовавшем путешествии старца Варлаама (Яцкого), который был записан во время расследования при Василии Иоанновиче Шуйском . Во время царившего в то время в России голода монахи часто отправлялись за сбором милостыни в более благополучные юж. края. Отрепьев и 2 его спутника - Мисаил (Повадин) и Варлаам (Яцкий) - в нач. 1602 г. отправились в Новгород-Северский, откуда они перебрались в Речь Посполиту. По словам Варлаама, они жили 3 недели в Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ), затем переехали во владения кн. Константина Константиновича Острожского на Волыни, некоторое время находились в Дерманском монастыре (см. Св. Троицы монастырь ). Сохранился экземпляр «Книги о постничестве» свт. Василия Великого, изданный в острожской типографии в 1594 г., с надписью о том, что 10 авг. 1602 г. эту книгу кн. Константин Острожский дал «Григорию с братею с Варлаамом да с Мисаилом» (находится в б-ке РГАДА).

http://pravenc.ru/text/2463625.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Владимир (Тихоницкий), еп. Белостокский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Тихоницкий Вячеслав Михайлович; 22.03.1873, с. Быстрица Орловского у. Вятской губ.- 18.12.1959, Париж), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов в юрисдикции К-польского Патриархата. Из священнического рода, сын сщмч. прот. Михаила Тихоницкого , брат архиеп. Вениамина (Тихоницкого) . Начальное образование получил в Вятском ДУ, в 1890-1893 гг. учился в Вятской ДС. По особому разрешению Вятского архиеп. Сергия (Серафимова) в 1894 г. был допущен к поступлению в КазДА и после успешной сдачи экзаменов зачислен в академию. Во время учебы нес послушание иподиакона у Казанского и Свияжского архиеп. Владимира (Петрова) . 27 сент. 1897 г. ректором КазДА Чебоксарским еп. Антонием (Храповицким) пострижен в монашество с именем Владимир, в память о незадолго до этого почившем архиеп. Владимире († 2 сент. 1897), и 11 окт. того же года рукоположен во диакона. 22 февр. 1898 г. Казанский и Свияжский архиеп. Арсений (Брянцев) рукоположил В. во иерея. В том же году В. закончил КазДА со степенью канд. богословия за соч. «Личная жизнь инока и его общественная деятельность по сочинениям Иосифа Волоколамского, Нила Сорского и Максима Грека» и определен в Омскую епархию в Киргизскую миссию . 6 мая 1901 г. назначен начальником миссии с возведением в сан архимандрита. В 1906 г. по ходатайству Волынского архиеп. Антония (Храповицкого) и Гродненского еп. Михаила (Ермакова) В. был переведен в Гродненскую епархию на должность настоятеля супрасльского Благовещенского мон-ря . 18 мая 1907 г. В. определено быть епископом Белостокским, викарием Гродненской епархии, хиротонию, состоявшуюся 3 июня в Троицком соборе Александро-Невской лавры , возглавил С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) . В 1907-1912 гг. В. оказывал помощь в управлении епархией Холмскому и Люблинскому еп. Евлогию (Георгиевскому) во время его работы в 3-й Государственной думе. После начала первой мировой войны В. способствовал эвакуации мирного населения из оккупированных территорий в Россию. По причине боевых действий и наступления нем. армии В. переехал в г. Слоним, где окормлял госпитали с ранеными, неоднократно посещал солдат на передовых позициях, за что был удостоен орденов св. Анны 1-й степени и св. Владимира 2-й степени. Активно участвовал в эвакуации из храмов и мон-рей Гродненской епархии ценностей и святынь, в авг. 1915 г. сопровождал раку с мощами мч. Гавриила Белостокского . Осенью того же года был эвакуирован в Москву, жил в Чудовом мон-ре . В 1917 г. был избран делегатом от Гродненской епархии на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.

http://pravenc.ru/text/159078.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН Иоанн (Соколов), еп. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 60-е гг. XIX в. Иоанн (Соколов), еп. Смоленский и Дорогобужский. Фотография. 60-е гг. XIX в. (Соколов Владимир Сергеевич; 5.07.1818, Москва - 17.03. 1869, Смоленск), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист. Род. в семье священника ц. Вознесения Господня (в бывш. московском Варсонофиевском мон-ре) Сергия Федоровича Соколова. Обучался в Высокопетровском ДУ, затем в МДС (1832-1838) и МДА (1838-1842). По окончании МДА (2-м студентом 1-го разряда) был оставлен в академии в должности бакалавра кафедры нравственного и пастырского богословия (с 28 сент. 1844 также состоял помощником библиотекаря МДА). В дек. 1843 г. получил степень магистра за курсовое сочинение о Стоглавом Соборе (опубл. в 1860). 29 авг. 1842 г. принял монашеский постриг, на следующий день рукоположен во диакона, 5 сент.- во иерея в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужском монастыре в Москве (рукоположение совершил свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский). В кон. 1844 г. был переведен в СПбДА на кафедру канонического права. В марте 1845 г. назначен на должность помощника инспектора СПбДА, 3 июля того же года определен членом комитета, учрежденного в С.-Петербурге для рассмотрения конспектов преподавания учебных предметов в семинариях. В 1848-1857 гг. входил в состав С.-Петербургского комитета для цензуры духовных книг. 8 сент. 1848 г. возведен в сан архимандрита. В 1850 г. назначен в комиссию по пересмотру переводов богослужебных книг на татар. язык; состоял членом особого комитета по рассмотрению программ философских и богословских наук для высших учебных заведений Мин-ва народного просвещения. 8 янв. 1851 г. утвержден в должности инспектора СПбДА, с 26 сент. того же года экстраординарный профессор, с 19 дек. 1852 г. ординарный профессор этой академии. В 1852 г. принимал участие от СПбДА в рассмотрении перевода НЗ на евр. язык, исправленного В. А. Левисоном (см.: Романский. 1887. С. 15-16). 8 окт. 1853 г. за соч. «Опыт курса церковного законоведения» получил степень доктора богословия.

http://pravenc.ru/text/469548.html

В 1771 г. Д. м. стал средоточием событий Чумного бунта в Москве. Толпа решила расправиться с архиеп. Московским Амвросием (Зертис-Каменским) , по одной версии, за то, что он распорядился опечатать кружку у чудотворной Боголюбской иконы Божией Матери для употребления денег на богоугодные дела, по другой - за то, что ввиду эпидемии чумы намеревался убрать чудотворный Боголюбский образ, вокруг к-рого собирался народ. Узнав о предстоящей расправе, архиеп. Амвросий бежал из резиденции в Чудовом мон-ре в Д. м. Утром 16 сент. толпа ворвалась в обитель. Архиерей молился за обедней в соборе. Увидев, что бунтовщики вошли в храм, он, предчувствуя неминуемую кончину, исповедался и причастился Св. Таин. Мятежники вывели владыку из храма и зверски убили у врат колокольни. Архиеп. Амвросий был погребен в Малом соборе Д. м., против сев. алтарной двери. На месте расправы с ним был поставлен каменный крест, а на могиле установлен гранитный памятник, на к-ром помещена митра и дикирий с трикирием. После подавления бунта убийцы были найдены, трое из них повешены на месте совершения злодеяния, против зап. ворот монастыря. В 1812 г., перед нашествием франц. войск, большая часть насельников разошлась по др. обителям, оставшиеся заготовили припасы и заперли монастырские ворота. Ценные вещи из ризницы были ранее вывезены в Вологду, но Донская икона Божией Матери (кон. XVI в.) оставлена в мон-ре. 3 сент. франц. солдаты потребовали открыть ворота обители, выдать хлеб и вино, затем подожгли калитку монастырских ворот, ворвались в обитель, в ночь на 4 сент. разграбили кельи, 5 сент.- храмы. Поселившийся в настоятельских покоях франц. генерал разрешил братии проживать в мон-ре и беспрепятственно совершать богослужение. Но когда монахи привели в порядок церковь и собирались служить в ней часы, ворвались солдаты и заняли храм для постоя, а иноков заставили исполнять черную работу. В 20-х числах сент. в Д. м. прибыл Наполеон I , после отъезда которого франц. солдаты распространяли среди братии ложные слухи о том, что вся Россия уже завоевана. Однако вскоре монахов ободрил пришедший к ним служка Троице-Сергиевой лавры, сообщивший, что неприятель продвинулся по Троицкой дороге только на 7 верст и что в М. Мытищах стоят казаки. Монахи стали уходить из мон-ря, так что к 27 сент. в Д. м. осталось только 2 инока. Вскоре в обитель вернулся наместник. Когда 7 окт. Наполеон с главной армией оставил Москву, франц. солдаты ушли из обители. Наместник с 2 насельниками отслужил благодарственный молебен. После пребывания французов в Д. м. исчезли антиминсы и ценные предметы утвари, была разрушена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, в колокольне, в кельях разобраны полы. Однако пожар Москвы 1812 г. не коснулся Д. м.

http://pravenc.ru/text/178962.html

20 сент. Синод приговорил Л. к лишению священного сана и монашеского чина с преданием гражданскому суду и через сенатора А. И. Ушакова представил «экстракт» из дела на утверждение императрице. Получив уведомление из Сената о том, что приговор конфирмован, 2 окт. Синод предписал угрешскому игум. Аввакуму (Львову; лишен сана в 1736) снять с Л. клобук, мантию и панагию, что и было совершено в тот же день. Дальнейшее следствие и суд по делу Юрлова велись в Сенате. 2 дек. императрица приказала содержать «расстригу Лаврентия» в Кий-Островском Крестном Онежском мужском монасиыре на Белом м., в одиночном заключении, без права переписки. 16 дек. Л. прибыл в мон-рь. Принадлежавшие ему золотые монеты и слиток были «взнесены» императрице, остальное имущество расхитили. Через неделю после смерти имп. Анны Иоанновны, 23 окт. 1740 г., был издан манифест о широкой амнистии (ПСЗ. 1830. Т. 11. 8263. С. 277-280), и 3 февр. 1741 г. Синод постановил ходатайствовать о «прощении вин» Юрлова и Смолы. По резолюции правительницы Анны Леопольдовны от 5 окт. 1741 г. бывш. архиереев Л. и Игнатия освободили из заключения и как монахов определили в мон-ри с предписанием «давать им пищу против простых монахов впятеро». С февр. 1742 г. Л. проживал в Чудовом мон-ре в Москве. Имп. Елизавета Петровна по случаю коронации повелела возвратить Л. архиерейский сан, что и было исполнено 22 апр. 1742 г. Но от предложения занять кафедру Л. отказался и был уволен с пенсией на покой в московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь с поручением служения панихид по царям и вел. князьям в Архангельском соборе Московского Кремля. 3 февр. 1743 г. Л. произнес имя здравствующей императрицы в заупокойной молитве по ее сестре, цесаревне Анне. В Синоде вновь завели дело против Л., но имп. Елизавета милостиво простила старца. По свидетельству современников, «вся Москва очень чтила его и уважала». Погребен, как и завещал, в нижнем храме собора Знаменского мон-ря. Надгробная медная настенная доска (текст воспроизведен: Болховитинов.

http://pravenc.ru/text/2463251.html

С этой же просьбой обратился к митр. Варлааму и патриарх Адриан. Вскоре, 16 окт. 1700 г., патриарх скончался, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митр. Стефан (Яворский). Петр I указом от 27 дек. 1700 г. назвал 2 кандидатуры на Сибирскую кафедру (обе, вероятно, были подсказаны митр. Стефаном): Д. и Переяславского еп. Захарию (Корниловича) , велев им прибыть в Москву не позднее первых чисел февр. 1701 г. Д. приехал в столицу 10 февр., 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Из-за весенней распутицы и болезни Д. не поехал в Сибирь, все недолгое время управления Сибирской епархией он жил в московском Чудовом мон-ре. Как сообщает Житие Д., святителя во время болезни посетил Петр I и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над «Книгой житий...», отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен Филофей (Лещинский) , хиротонисанный при участии Д. 4 янв. 1702 г. Живя в Москве, Д. много проповедовал в столичных храмах. И. А. Шляпкин указывает 15 Слов, сказанных святителем с февр. 1701 по февр. 1702 г., в т. ч. «Слово в начатии шведской войны» (19 июня) ( Шляпкин. 1891. С. 285-288). В некоторых проповедях содержится скрытая критика поведения царя во время русско-швед. войны (отсутствие в войсках, к-рыми распоряжались иностранцы, неподобающее поведение). К этому же времени относится пожалование царевичем Алексеем Петровичем панагии Д. Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Вид Спасо-Иаковлевского мон-ря с молящимися Ростовскими святителями Иаковом и Димитрием. Эмалевая икона. 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) 4 янв. 1702 г. Д. был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским вместо скончавшегося 10 нояб. предыдущего года Иоасафа (Лазаревича). 1 марта 1702 г. Д. прибыл в Ростов. Посетив прежде всего Яковлевский мон-рь (см. Ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев муж.

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010