7 Преподобных Антония Сийского и Нила Столобенского – паримии преподобного 13 Свв. мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – паримии мучеников 15 Свт. Стефана, архиеп. Сурожского – паримии святителей Неделя пред Рождеством Христовым святых отец (воскресенье между 18 и 24 декабря) – паримии свв. отцов 21 † Свт. Петра, митр. Московского I – Прит. 10, 7, 6; 3 , 13–16; 8, 6, 34–35, 4 , 12, 14, 17, 5–9; 1, 23; 15, 4 II – Прем. 4, 7, 16–17, 19–20; 5 , 1–7 III – Прит. 10, 31–32; 11 , 2; 10, 2; 11 , 7, 19; 13, 2, 9; 15, 2; 14, 33; 22, 12; Прем. 6 , 12–16; 7 , 30; 8 , 2–4, 7–9, 17–18, 21; 9 , 1–5, 10–11, 14 24 Навечерие Рождества Христова На 1-м часе – Мих. 5 , 2–4 На 3-м часе – Иер. (Вар. 3 , 36–38; 4, 1–4) 641 На 6-м часе – Ис. 7 , 10–16; 8 , 1–4, 8–10 На 9-м часе – Ис. 9 , 6–7 25 Рождество Христово На вечерне: I – Быт. 1 , 1–13 II – Чис. 24, 2–3, 5–9, 17–18 III – Мих. 4, 6–7; 5 , 2–4 IV – Ис. 11 , 1–10 V – Иер. (Вар. 3 , 36–38; 4, 1–4) 642 VI – Дан. 2 , 31–36, 44–45 VII- Ис. 9 , 6–7 VIII – Ис. 7 , 10–16; 8 , 1–4, 8–10 На молебном пении: Ис. 14, 13–17, 24–27 Январь 1 Обрезание Господне и свт. Василия Великого I – Быт. 17, 1–2, 4–8, 3 , 9–12, 14 II – Прит. 8 , 22–30 III – Прит. 10, 31–32; 11, 1–2, 4, 3, 5–12 2 † При. Серафима Саровского – паримии преподобного 5 Навечерие Просвещения На 1-м часе – Ис. 35, 1–10 На 3-м часе – Ис. 1 , 16–20 На 6-м часе – Ис. 12, 3–6 На 9-м часе – Ис. 49, 8–15 6 Святое Богоявление На вечерне: I – Быт. 1 , 1–13 II – Исх. 14, 15–18, 21–23, 27–29 III – Исх. 15, 22–27; 16, 1 IV- Нав. 3 , 7–8, 15–17 V – 4 Цар. 2 , 6–14 VI – 4 Цар. 5 , 9–14 VII – Ис. 1 , 16–20 VIII – Быт. 32 , 1–10 IX – Исх. 2, 5–10 X – Суд. 6, 36–40 XI – 3Цар. 18, 30–39 XII – 4 Цар. 2, 19–22 XIII – Ис. 49, 8–15 На водоосвящении: I – Ис. 35 , 1–10 II – Ис. 55 , 1–13 III – Ис. 12 , 3–6 9 Свт. Филиппа, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 10 Прп. Павла Комельского – паримии преподобного 11 Прп. Феодосия, общежитий начальника – паримии преподобного 12 Свт. Саввы, архиеп. Сербского – паримии те же, что и 21 декабря

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

25-й день месяца Хаслева, 148 года – 165 г. до Р. Х. (ср. к 1Мак.1:54 ). 1Мак.4:53 . и принесли жертву по закону на новоустроенном жертвеннике всесожжений. «Принесли жертву по закону», т. е. предписанную в законе утреннюю жертву ( Исх.29:38–42 ; Чис.28:3–7 ). Эта жертва, как все установленные для новомесячий и праздничных дней, соединялась обыкновенно с жертвой за грех ( Чис.28:15,22,30 и д.). Так как в Моисеевом законе нет особой жертвы для очищения и освящения алтаря, то последнее совершилось вместе с очищением священников, через окропление жертвенною кровью по Лев.8:15 . 1Мак.4:54 . В то время, в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами. «С песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами», ср. 1Пар.16:42 . – Обновление и очищение храма и жертвенника совершилось «в тот самый день», в который некогда произошло и осквернение, т. е. 25 Хаслева. Это совпадение отмечают также – 2Мак.10:5 и Иос. Фл. в Antt. XII, 7, 6. – Промежуток времени от осквернения до очищения исчисляется в 3 года (ср. 1Мак.1:54 ; 1Мак.4:52 ); двухгодичное время, указываемое для сего в 2Мак.10:3 , – должно быть признано неправильным. 1Мак.4:55–56 . И весь народ падал на лицо свое, и молились и воссылали благодарение на небо Благопоспешившему им. Так совершали обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы. «Жертву спасения и хвалы» – θυσαν σωτηρου κα ανσεως – т. е. жертву спасения, или – что то же – хвалы. Двойной родительный падеж не означает здесь двух особых видов жертвы благодарственной (собственно ουσα σωτηρου есть греч. перевод евр. ...) – и эта последняя разделялась на 3 вида: жертву хвалы, жертву обета и добровольную жертву усердия ( Лев.7:12,16 ), причем жертва хвалы именно и была θυσα ανσεως σωτηρου – «мирная жертва благодарности» ( Лев.7:13,15 ) – или просто – θυσα ανσεως – жертва благодарности ( Лев.7:12 ). – Единственное число « θυσιαν» («жертву спасения и хвалы») подле множественного ολοκαυτματα («всесожжения») означает не одну только единственную жертву этого рода, но употреблено в общем значении: это были по преимуществу семейные жертвы составлявшие вместе и праздничную трапезу участников жертвы, так что число жертв этого рода определялось числом желавших принести оную.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5. О святости Церкви " Святой«, значит выделенный, отрезанный, не людям, но Богу принадлежащий. Слово «святой» принято понимать в смысле безгрешности потому, что, прилагалось всегда к Богу, а Бог безгрешен. Что слово «святой» не означает «безгрешный» это видно из названия святыми предметов, которые не могут грешить: Место святое ( Нав.5:15 ). Храм святой ( Пс.5:8 ). гора святая ( Пс.47:2 ; 2Пет.1:18 ). вода святая ( Чис.5:17 ). елей святой ( Пс.88:21 ). день свят ( Неем.8:9 ). Эти предметы называются святыми в смысле выделенности их из ряда подобных себе предметов особыми явлениями Божьими, особыми событиями и священнодействиями. Так и Церковь есть религиозное общество, выделенное из всех религиозных обществ особыми преимуществами и целью. Поэтому Церковь и называется святой, но не потому, что все члены Церкви безгрешны, как думают сектанты. Безгрешных нет: Господи, «Ты един свят!» ( Откр.15:4 ). «все мы много согрешаем» ( Иак.3:2 ). «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). Спаситель научил всех христиан молиться Богу Отцу: «прости нам грехи наши» ( Лк.11:4 ). В Писании святой именуется и Церковь ветхозаветная, а это не означало безгрешности евреев, а лишь свидетельствовало, что общество израильское выделено из всех обществ и народов: «Когда вышел Израиль из Египта, дом Иакова из народа иноплеменного, Иуда сделался святынею Его, Израиль владением Его» ( Пс.113:1–2 ). Господь говорил Израилю: «вы будете у Меня царством священников, народом святым» ( Исх.19:6 ). «будете у Меня людьми святыми» ( Исх.22:31 ). " ты народ святой у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ). Святой именно означает не безгрешный, но выделенный, отделенный: 3латоуст говорит: «свят Израиль Господу», то есть отделен для Господа (Злат. XII, 1147). В Ветхом Завете не было никого безгрешного: «Что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиною быть Праведным? Вот, Он и святым Своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его: тем больше нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:14–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Числ. 11:16. 1185 Митрополит–в данном случае то же, что архиепископ. Беда постоянно призывал к выделению Нортумбрийской церкви в отдельное архиепископство, независимое от Кентербери. 1186 Большинство деятелей церкви, напротив, выступали против учреждения центров епархий в монастырях. Эта точка зрения победила–ни Уирмут, ни Ярроу так и не стали епископскими кафедрами. 1187 В данном письме Беда несколько раз использует пословицы, очевидно, бытовавшие в англосаксонской народной культуре или заимствованные из письменной традиции. Интерес к фольклору был характерен для церковной литературы VIII в.; можно вспомнить англосаксонские стихи и загадки Альдхельма и сборник загадок архиепископа Татвина. 1188 Ис. 58:6. 1189 Имеются в виду королевские воины (гезиты), которых за службу награждали поместьями. В римское время ветеранами назывались отставные солдаты, получавшие участки земли в провинциях; из них состояло население многих римских городов в Британии. 1190 О том же говорит известное монашеское правило св. Бенедикта Нурсийского, написанное еще в VI в. 1191 Еще одна пословица, неизвестная по другим источникам. 1192 Имеются в виду высшие сановники, члены ”совета мудрых» (витанагемота). 1193 Мф. 15:14. 1194 Не называя имен, Беда обличает нортумбрийских епископов того времени–Акку Хексемского, Этельвальда Линдисфарнского и, возможно, Вилфрида II Йоркского. 1195 Ис. 60:22. 1196 Имеется в виду глава 65 ”Правила» св. Бенедикта об обязанностях аббата. 1197 Еккл. 8:10. 1198 Эта позиция Беды была окончательно отвергнута католической церковью начиная с XII в. В то время для верующих считалось достаточным совершать причастие раз в месяц. 1199 Деян. 5:29. 1200 Лк. 12:33. 1201 Лк. 14:33. 1202 Член христианской общины Анания и его жена Сапфира утаили от апостолов часть своих денег и были поражены смертью (см. Деян 5:1–10). 1203 Лк. 6:20. 1204 Лк. 6:24. 1205 1 Кор. 6:9. 1206 1 Кор. 6:10. 1207 Еф. 5:5. 1208 Мф. 15:3. 1209 Мф. 15:13. 1210 Мф. 7:13–14. 1211 Пророк Валаам, польстившись на дары царя моавитян Валака, пообещал проклясть Израиль, но не смог этого сделать из–за вмешательства Ангела Господня (см. Чис. 22–31). 1212

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

468 Можно прибавить, что и в арабском языке ел-арш означает не только престол, но и престол величия, и есть термин более возвышенного значения, чем корси (другое арабское название престола) (См. Коран Магомета, гл. 40, ст. 15, примеч. в переводе Корана Казимирского). 487 Герод. 2, 91; 4, 82. Страб. XVII, 3, 8. Иногда впрочем и кенотафиумам, посвященным людям новейших исторических эпох, давали такие же необычайные меры из почтения к лицам. Напр. еврейский путешественник XII века Петахия Регенсбургский говорит, что гробница аввы Ариха, основателя знаменитой Академии в Суре, имела 18 локтей длины. (См. Перевод этого путешествия Марголина, стр. 32). 491 Впрочем указание одра Ога именно в Аммане не совсем понятно, так как васанское царство Ога лежало выше на север и не достигало до Аммана. Может быть Раббат Аммон был родиной Ога, и отсюда, уже впоследствии, он эмигрировал на север, по политическим обстоятельствам. 508 Втор. 34:6 . Весьма замечательно, что в 2Мак. 2:4–8 гора Небо, таинственное место погребения Моисея, является еще таинственным местом хранения ковчега и жертвенника скинии, которого «не могоша обрести последствующии» и о котором пророк Иеремия говорил: «не ведомо будет место, дóндеже соберет Бог собрание людей». 520 В финикийских и арамейских надписях упоминается особенное ex-voto «куппа» ( ) очевидно тождественное с ( ) Чис. 25:8 . В одной же билингной (арамейско-греческой) надписи указывается еще дополнение к куббе в виде постели: Ваалу Сомину, владыке мира, поставил куббу эту и постелю эту... (См. Journal asiatique, série 7, tome XIII, p. 184). При этом арамейское слово кубба или куппа греческий текст заменяет выражением καμεραν, камеру. Не следует ли и в Чис. 25:8 , по LXX, читать καμεραν, вместо καμινον. 523 Иринея. Против ересей. 4, 31, § 3. – Чтобы яснее представить себе древнюю картину местности рассматриваемой мегалитической группы, нужно иметь в виду основательное предположение Клермона Ганно, что во время Иисуса Навина Мертвое море простиралось гораздо дальше на север, чем оно простирается ныне, до Каср-ел-Иехуд, следовательно, до границ того поля мегалитов, которое мы сейчас рассматривали (Revue archéol. 1893, 1. 237) В таком случае, столб жены Лотовой, находившийся на северном берегу Мертвого моря, был очень близок к описанным мегалитам, если даже не стоял между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

4:6. Омывальницы. Археологи обнаружили бронзовую подставку XII в. до н. э., на которой, возможно, покоилась подобная «омывальница». Подставка была снабжена колесами и украшена фигурами мифических существ (см.: 3Цар. 7:29 ). 4:7. Светильники. В храме было десять золотых светильников (см.: 3Цар. 7:49 ), в отличие от единственного светильника в скинии ( Исх. 25:31–38 ). Они, вероятно, были цилиндрической формы, деревянные и покрыты листовым золотом. Помещенные внутри храма двумя рядами вдоль стен, они распространяли свет, который отражался от золотых предметов, подчеркивая и усиливая великолепие и славу, присущую храму Соломона и присутствию Бога (см.: Иер. 52:19 ; 2Пар. 13:11; 29:7 , где описывается это внутреннее убранство храма). Наряду со столами и жертвенником каждения эти светильники создавали впечатление, что это было место обитания Бога, «дом Яхве». 4:8. Столы. О назначении столов и хлебов предложения см. в коммент. к Лев. 24:5–9 . 4:8. Золотые чаши. Золотые чаши упоминаются и в 3Цар. 7:50 , а летописец уточняет, что их было 100 штук. Точное назначение их неизвестно, но, возможно, они использовались для черпания воды из омывальниц (ст. 6) или для сбора крови жертвенных животных (см.: Исх. 24:6,8; 27:3 ). 4:9–11. Расположение дворов. Эта характерная для финикийского архитектурного стиля трехчастная композиция представлена и в обнаруженном археологами храме в " Ain Dara, в Северо-Западной Сирии. Благодаря такой планировке, священные пределы, предназначенные для священнодействий, четко отделялись от той части храмового комплекса, к которому примыкали постройки мирского характера. 4:11. Тазы, лопатки и чаши. Список утвари завершается предметами, изготовленными Хирамом, которые использовались в процессе жертвоприношения и каждения. Лопатки для фимиама были найдены в Тель-Дане (см.: Лев. 16:12,13 ). В тазы выгребали пепел из жертвенника каждения, а в чаши собирали кровь жертвенных животных ( Исх. 38:3 ; Чис. 4:14 ). Все эти предметы предназначались для уборки после жертвоприношений. Тщательное удаление пепла и крови было необходимо для обеспечения ритуальной чистоты жертвенника и храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Тема награды и наказания рассматривается не только в Ветхом Завете, она лежит и в основе учения Христа ( Мф.5:17–30; 25:31–46 ); особенную параллель с 28-й главой Второзакония составляют «заповеди блаженства» в Евангелии от Луки (6:20–26), где сначала также идут благословения, а затем – «обетования горя». Глава 6. Вопрос о происхождении Пятикнижия, его история и современное состояние. Теория Графа – Велльгаузена 1. Традиционный взгляд на происхождение Пятикнижия Все древние иудейские и христианские толкователи были абсолютно уверены, что автором Пятикнижия является Моисей. Эта уверенность базировалась на следующих основаниях: 1) в тексте самого Пятикнижия неоднократно говорится о том, что Моисей в течение своей жизни записывал исторические события, законы и гимны ( Исх.17:14; 24:4; 34:27 ; Чис.33:2 ; Втор.31:22, 24 ); 2) в Ветхом Завете автором Торы считался Моисей: уже во времена Иисуса Навина существовала книга Закона, написанная Моисеем ( Нав.1:8 ); в книгах послепленного периода Закон также называется книгой Моисеевой ( 2Пар.25:4 ; 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ); 3) в новозаветный период Тора связывалась с именем Моисея ( Мф.19:7; 22:24 ; Мк.7:10; 12:26 ; Ин.1:17; 5:46; 7:23 ). Отцы Церкви не сомневались в авторстве Моисея, а в иудейской традиции эта мысль была засвидетельствована в Талмуде, где в трактате «Бава батра» было сказано, что все Пятикнижие написал Моисей, за исключением последних восьми стихов Второзакония, которые записаны Иисусом Навином. Из христианских писателей только блаженный Иероним, признавая авторство Моисея, не отвергал возможности, что Пятикнижие могло быть отредактировано Ездрой. Такая позиция связана с тем, что Иероним, следуя 3Езд.14 , считал Ездру восстановителем священных ветхозаветных книг. В древности только еретики (некоторые гностики, иудеохристиане) отрицали авторство Моисея и на этом основании отвергали достоинство Пятикнижия. Однако доводы еретиков не получили развития и широкого признания из-за их крайней субъективности. Впервые вполне обоснованное сомнение в авторстве Моисея в скрытой форме высказал в XII веке иудейский толкователь Авраам ибн Эзра. 2. Мнение Авраама ибн Эзры об авторе Торы и объяснение его Спинозой

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

872 Данное значение этого символического акта открывается из 4 гл. 7 ст. кн. Руфь, где упоминается об обычае, по которому снимать свой башмак и передавать другому было древним обрядом во Израиле при выкупе и обмене для подтверждения договора. Ибо как недвижимая собственность поступала во владение чрез переход земли т. е. чрез вступление на землю и стоящий на ней башмаком утверждал свое владение, так снятие и передача башмака становились символом оставления своего пололожения и своего владения,–в таком смысле этот обряд был употребителен у Индийцев (слич. Бенери 1 гл. стр. 14) и древних германцев (Гримм, deutsche Rechtsalterthümer, стр. 156. Слич. Пфейера, dubia vex стр. 361 и д. М. Баумгартена, theol. Comm. II, стр. 508. В нашем случае чувственный образ видоизменяется, по видимому, тем, что деверь, отказывающийся от брака не сам снимает башмак и отдает его снохе, но последняя снимает с него башмак и этим лишает его того положения, которое он занимал по отношению к ней и умершему брату, или к отцовскому дому. 873 Это именно означают слова: jarak bephanav, слич, Чис.12:14 , μπτειν εις τοπρσωπον LXX πτειν εις το πρ. Иосиф. Antiqq. IV, 8, 23; не: пред глазами плевать на землю, как это, вслед за тракт, jebam XII, 6., объясняют Заальшутц (mos. R. стр. 759) и Лейрер (loco citato стр. 359); еще менее это значит: bilem evomere выбранить, пожурить, как думает Михаэлис, М. R. U § 98. Слич. Бенари 1 гл. стр. 13. 874 У Персов, Индийцев, Афганцев, Друзов, большей части кавказских племен и др. Слич. Бенари 1 гл. стр. 31 и д. и Лейрера loco citato стр. 368. 875 Этот, совершенно чуждый закону, мотив обязан своим началом, встречающемуся уже у Иосифа (Antiqq. V, 9), но не одобренному никем из раввинов, ложному истолкованию рассказанного в книге Руфь брака Вооза со вдовою Руфью, о котором браке Зельден говорит (de succesc. in bona defimet. гл. 15): confusio est planissime binarum leum, quarum altera de haereditate alienata seu emptores invitante redimenda, altera de fratria ducenda est. Utraque satis invicem diversa. Neque altera quid cum altera aut in sacris literis, aut apud Magistros habet commune. Ибо как выше сказал тот же ученый: neque Machloni, defuncto Ruthae marito, erat Boazus frater; neque de propinquo aut fratre, qui fratriam duceret, uerba fiunt ibi, sed diserte de go’el sive ’alo hak–karob i. e. propinquo, cuijus aut officium erat redimendi patrimonium venditum ex lege lata. Lev. XXV и т. д. Это смешение совершенно разнородных вещей, тем не менее, благодаря Клерику и Гроцию, так распространилось что даже Евальд (Alterthumer, стр. 239), Заальшутц и Лейрер передали его, как несомненную истину, и Бенари (стр. 21 и д.) старается заново обосновать связь брака Руфи с законом левирата.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Исх.12:1–14 ). Моисей передал это повеление Божие Израильтянам, и они совершили пасху в пустыне синайской в 14-й день первого месяца, под сумерки; но оказалось, что некоторые Израильтяне были нечисты от прикосновения к телам умерших и потому не могли совершить пасхи в это время. Они пришли к Моисею и Аарону и говорили: «мы нечисты от прикосновения к мертвым телам человеческим; для чего же нас лишать того, чтобы мы принесли приношение Господу в назначенное время среди сынов Израилевых» (ст. 4–7)? Моисей обратился к Богу для разрешения этого вопроса, и Бог дал такой закон: всякий, кто из сынов Израилевых будет нечист от прикосновения к покойнику, или будет в дальней дороге, а потому не возможет совершить пасхи вò-время, пусть совершить ее чрез месяц, т. е. в 14-й день второго месяца под вечер и во всем сообразно с законом, т. е. должен есть ее с горькими травами, ничего не оставлять до утра, не сокрушать костей пасхального агнца и проч. (ст. 8–12 ср. Ин.19:36 ). Но если кто без указанных уважительных причин не совершить пасхи вò-время, то «потребится душа та от людей своих» (ст. 13). Закон о пасхе пусть будет один для всех, как для пришельца, так и «для туземца» (ст. 14). _______________ 1. Какие известны в Писании пополнения и измнения в уставе о пасхе, данном в первый раз при исходе ( Ucx.XII ) из Египта? При праздновавнии пасхи у Синая первый устав о пасхе пополнился постановлением о двояком времени совершения пасхи в случаях исключительных ( Чис.9:10–11 ). В это же время вероятно изменен был и первый закон о частном заклании пасхального агнца в каждом доме и о помазании кровью его дверных косяков; так как в это время уже существовала скиния, где должны были закалаться все жертвы ( Лев.17:1–9 ), были и законные священники, которые одни имели право кропить кровью. Посему заклание пасхальных агнцев совершилось у Синая вероятно при скинии (см.Вт.16:5–6), а вместо помазания косяков дверных священники совершили кропление жертвенною кровью алтаря и сожжение на нем туков, как при жертвах спасения и греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Но этого было недостаточно; Езекия приступает к совершению пасхи, которая давно не совершалась среди народа, как об том свидетельствует 2Пар. 30:5 74 . По поводу совершения этой пасхи мы заметим, что ( 2Пар. 30:15 ) „закололи пасхального агнца в четырнадцатый день второго месяца“, а не первого, как приказано в Исходе XII, 1–6; т. е. как по нужде, совершали так называемую малую пасху, допущенную по закону Моисееву ( Чис. 9:1–8,9–11 ). Мы, признаемся, не совершенно уверены, чтобы эта пасха была совершена в первый же год царствования Езекии. В выражениях 2Nap. XXIX, 3, 16 и XXX, 2 есть некоторая неясность. В первом тексте несомненно говорится: „о первом месяце первого года царствования“, но мы не уверены, чтобы Езекия вступил на престол именно до начала месяца Авива (мартовского новолуния), поэтому этот первый месяц царствования мог случиться во всяком месяце года. Что же касается до второго текста (XXX, 2), то едва ли можно сомневаться в том, что здесь имеет место упоминание о втором месяце священного года, а не царствования: „И положили на совете царь и князья его и все собрание в Иерусалиме совершить пасху во второй месяц“. Мы еще более сомневаемся в возможности совершить пасху в самом начале воцарения Езекии, что он принял меры, дабы все по возможности Израильтяне всей Палестины приняли в ней участие; а собрать весь народ в течение такого короткого срока было невозможно. Но еще важнее то обстоятельство, что это участие всего Израиля стало возможным лишь после разрушения Самарии ( 4Цар. 18:10 ), когда Израильтяне, оставшиеся в Палестине, как овцы, не имевшие пастыря после разрушения Царства Израильского стали обращать взоры свои на Иерусалим. Поэтому многие богословы 75 думают, что пасху Езекии надо отнести к тому времени, когда он остался единым царем в Палестине; а это имело место в шестом году его царствования. Поэтому весьма правдоподобно мнение, относящее совершение пасхи Езекией лишь к седьмому году его царствования, когда враги выступили из Палестины после взятия Самарии и повидимому не тревожили ее между 6 и 14 годом Езекии ( 4Цар. 18:10,13 ). В эти именно восемь лет происходили смуты в Ассирии, кончившиеся восшествием на престол Саргона, после чего идет в Палестину сын его (как военачальник) Сеннахирим 76 . Вот в этот период спокойствия, когда несомненно до Езекии дошли слухи о внутренних смутах в Ассирии, ему пришла мысль, во-первых, докончить дела поднятия религиозного духа среди народа совершением торжественной пасхи, и во-вторых объединить разрозненный расколом народ и призвать в Иерусалим не только жителей царства Иуды, но и тех жителей бывшего царства Израильского которые оставались на месте своего жительства 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010