XII, стр. 391). Высокий образ истинной кротости указал Спаситель верующим в Себе Самом, сказав: Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Ближайший ученик Христов апостол Петр такими чертами характеризует кротость Своего Божественного Учителя: Иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше, предаяше же Судящему Праведно ( 1Петр.2:23 ). «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному». И действительно, жизнь Спасителя была преисполнена обид и оскорблений (со стороны фарисеев, книжников и прочих), всевозможных лишений; но никогда на оскорбления Он не отвечал оскорблениями, на зло – злом, и никогда ропота никто не слышал из уст Его. Отцу Он послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя ( Флп.2:8 ), на преследования и неправды людские Он отвечал молитвою: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят ( Лк.23:34 ). «Отче! прости им, ибо не знают, что делают». Этот же путь кротости – безропотного перенесения лишений и бедствий жизни, безответного перенесения людских обид и оскорблений указал Спаситель и Своим последователям. Кротость есть чисто и истинно христианская добродетель, совершенно чуждая душе естественного человека-язычника. В языческом мире, да и в нашем полуязыческом обществе, не только кротость – спокойное и безответное перенесение обид и оскорблений не почитается добродетелью, высоким подвигом и проявлением высоты душевной; но, наоборот, почитается позором, иногда позором несмываемым или смываемым убийством, кровью оскорбителя, или же, при невозможности отомстить ему, самоубийством оскорбленного. В языческом Мире обычай «кровавой мести» был священным законом, и явные следы этого узаконенного обычая мы находим в законодательстве По Закону Моисееву, родственник убитого ( южик крове – Нав.20:5 ), например, мог безнаказанно убить убийцу своего родственника, если это убийство было намеренное (для ненамеренных, случайных убийц – гради (города) убежища – Чис. 35:12 ). Только в позднейшее время у пророков мы встречаем указания на кротость как на добродетель ( Пс.36:11 ; Ис.66:2 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Поэтому если боже­ственное Слово, предусматривая нашу способность к восприятию, отовсюду доставляло нам то, что способно «поднять вверх», облекает некоторыми об­разами как предметы простые, так и не имеющие образов, то почему не изображать того, что по своей собственной природе владеет образом и че­го хотя мы и желаем страстно, но что, вследствие своего отсутствия, видимо быть не может? Ибо через посредство чувства в передней полости мозга образуется некоторое представление и таким образом отправляемое к способности суждения со­храняется в сокровищнице памяти. Действитель­но, и Григорий Богослов говорит, что «ум, сильно стараясь выйти за пределы телесного, всюду ока­зывается бессильным». Но и «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). Ибо в тварях мы замечаем образы, прикровенно показывающие нам божественные отражения, так что когда говорим о Святой Троице, высшей всякого начала, то изображаем себе посредством солнца и света и луча, или бьющего ключом источника и вытекающей влаги и течения, или ума и слова и находящегося в нас дыхания, или ствола розы и цветка и благовония. XII. В свою очередь, образом будущего назы­вается такой, который под покровом загадки оттеняет будущее, как кивот Завета и жезл и стамна обозначали Святую Деву и Богородицу 12 , как змий – Того, Кто через крест уничтожил силу укушения виновника всех зол – змия, как море и вода и облако – дух крещения. XIII. С своей стороны, образом прошедшего называется такой, когда воспоминается о каком-либо чуде, или почести, или позоре, или добродетели, или пороке, для пользы тех, кто после рассматривает [это], чтобы нам [таким образом] избегать пороков и устремляться к добродетелям. Это же [изображение] – двояко: как через впи­сываемое в книги слово, подобно тому как Бог начертал на каменных досках закон и повелел, чтобы была записана жизнь боголюбезных му­жей, – так и через чувственное созерцание, по­добно тому как Он повелел, чтоб, в воспоминание, были положены в кивот Завета стамна и жезл 13 ( Чис.17:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

139. Слав. и престанут соотв. κα καταπασουσιν — в XII, 88 и компл., в др. нет. 140. Греч. κα, слав. и, а в рус. синод. но. 141. Для ясности русской речи перифразируем: букв. при разсеянии (ν τ διασκορπισμ) вашем по странам. 142. Разумеются клятвенныя речи Господа, неоднократно раздаеавшияся в ушах и сердце Израиля, на протяжении его истории, и подтверждавшия будущее его благополучие и страдание (Быт. 24:7. Чис. 32:10. Вт. 2:14. Пс. 88:4. Иер. 11:5. 4 Цар. 17:13. 21, 12. особ. Втор. 32:40 – 42). 143. В знак раскаяния; в рус. синод. почувствуют отвращение. 144. Εγε — букв. слав. благоже. Но греч. εγε употребляется и в значении сожалиния. Здесь это значение уместно, и в рус. синод. горе! 145. Слав. злобы соотв. κακων в XII, 23, 51,88; в вульг. malorum, и в евр. есть. В др. гр. спп. нет. 146. Слав. яко нет соотв. в греч. и лат. спп., следовало-бы оскобить. 147. Περιεχμενος букв. удержанный, взятый, окруженный. Прилагат. и глаголы по гр. в 12 ст. стоят в ед. ч., а по слав. во множ.: дальние… ближние… ихъ… В этом случае слав. переводчики уклонились от всех других: евр., греч., лат. т. и даже в рус. синод. ед. число: кто… тот. 148. Συντελσω — до конца доведу проявление Моего гнева, в полной мере проявится Мой гнев. 149. Букв. сделаю опустошением и истреблением. 150. Местоположение пустыни Девлаф неизвестно. 151. См. 9-е прим. к 6 ст. 152. В алекс. δονα Κριος, вь слав. Господь. 153. „Чтобы грешница видела свои беззакония, за которыя страдает“. Иероним. 154. Слав. Адонаи соотв. δονα в XII, 22, 36, 46, 51, а в алекс. и др. нет. 155. В гр. спп. начальные стихи смешанно стоят: 1, 2 и часть 3-го, потом: 7, 8, 9 и конец 3-го, 4, 5, 10 и 11 и т. д. Слав. перев. следует евр. и соотв. ему выбору стихов и частей их. 156. Т. е. без предварительных сильных потрясений и болезненных поражений, а как „естественный“ исторический неизбежный процесс, наступит погибель Иудеи. Ср. 11 ст. 157. Τπτων — бьющий. 158. Слав. приходит соотв. κει — в 86, 87, 91, 228, 238 и альд., в др. нет.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

И мир преходит и похоть его; а творяй волю Божию пребывает (как и Бог) во веки» (1Ин.2:15—17). И опять в Первом Павловом послании к Коринфянам: «очистите убо ветхий квас, да будете ново смешение, якоже есте безквасни; ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос. Темже да празднуем не в квасе ветсе; ни в квасе злобы и лукавства, но в безквасиих чистоты и истины» (1Кор.5:7—8). XII. Не должно божиться    В книге Премудрости Иисуса Сирахова: «муж кленыйся много исполнится беззакония и не отступит от дому его язва... И аще вотще кляся, не оправдится; ... и аще презрит, сугубо согрешит» (Сир.23:11—13). Также в Евангелии от Матфея: «глаголю вам не клятися всяко..., буди же слово ваше: ей, ей; ни, ни» (Мф.5:34, 37). И в книге Исхода: «не возмеши имене Господа Бога твоего всуе» (Исх.20:7). XIII. Не должно злословить    В книге Исхода: «да не злословиши и князю людий твоих да не речеши зла» (Исх.22:28). Также в псалме 33: «кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс.33:13—14). О том самом и в книге Левит: «и рече Господь к Моисею, глаголя: изведи клявшаго вне полка, и да возложат вси слышавшии руце свои на главу его, и да побиют его камением весь сонм сынов Израилевых» (Лев.24:13—14). О том же и в Послании Павла к Ефесеям: «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших; но точию еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим» (Еф.4:29). И в Послании к Римлянам: «благословите, а не клените» (Рим.12:14). Также в Евангелии от Матфея: «иже бо речет аще брату своему: ... уроде, повинен есть геенне огненней» (Мф.5:22). И в другом месте того же Евангелия: «глаголю же вам, яко всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный; от словес бо своих оправдишися, и от словес своих осудишися» (Мф.12:36—37). XIV. Никогда не надобно роптать; но за все, случающееся с нами, должно благословлять Бога    У Иова: «рцы глагол некий ко Господу, и умри. Он же воззрев, рече к ней: вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? Во всех сих приключившихся ему, ничимже согреши Иов устнама пред Богом» (Иов.2:9—10). У него же: «внял ли еси мыслию твоею на раба Моего Иова? Зане несть, яко он, на земли человек непорочен, истинен, богочестив, удаляяйся от всякия лукавыя вещи» (Иов.1:8). О том и в псалме 33: «благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих» (Пс.33:2). О том же и в книге Чисел: «и да престанет роптание их от Мене и не измрут» (Чис.17:10). О том также в Деяниях Апостольских: «в полунощи же Павел и Сила молящеся пояста Бога; послушаху же их юзницы» (Деян.16:25). И в Послании Павла к Филипписеям: «вся творите (ради любви) без роптания и размышления, да будете неповинни и цели, чада Божия» (Флп.2:14—15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Гог изображается у пр. Иез.вождем всех северных, прилегающих к Черному и Каспийскому морям, народов – Гомера или Киммерийцев, Тогармы, Персов (XXXVIII, 5. 6). Он выступает с большими полчищами (4 и 7), поднимается как буря, идет как туча (9) с места своего от пределов севера (15). Отсюда ясно, что ко времени Иезекииля эти народы представляли уже грозную силу для народов Сирии и Месопотамии. Таковыми они изображаются еще раньше около времени завоевания земли обетованной в летописях египетского фараона Рамзеса III-ro (в начале XII ст. до Р. Хр.). Подобно саранче они пришли с своих берегов и островов и вдруг распространились по землям. Ни один народ не мог устоять против рук их, начиная с народа Хита (народов), Кади (Галилея), Каркемиша, Аратуса и Ануса. Они опустошили эти (местности) и разбили стан в одном месте в земле Амореев» (Бругш. Египет, стр. 566. Ср. Иез.38:11–13; 34:6 ). Такими образом народы Гога с древнейших времен составляли тип (идеал) политического могущества, так что превосходство в отношении Гога Валаам мог с достаточным основанием выставить, как идеал судьбы Израильского народа. Текст этого ( Чис.24:14 ) стиха нуждается в некоторых пояснениях. Греко-слав. εις τον τοπον μου до места своего немного разнится от букв. смысла общепринятого масорет. к народу своему. Так как Самар., Арабск., Онкел. и Вульгата читают также, то разночтение LXX по-видимому объясняется влиянием параллел. Чис.24:11 и Чис.24:25 . Греко-слав. συμβουλευσω, присоветую в русском согласно масор. передано «возвещу тебе». Слово собственно упирать, настаивать, советовать 3Цар.1:12 наставлять Пс.15:7 . Такое значение по-видимому не уместно здесь. Психологически, однако, вполне понятно и естественно, что Валаам как прорицатель (а не пророк), увлекаемый возникающими из глубины сердца созерцаниями касательно отношения Израиля к Моавитянам, не мог назвать эти напрашивающиеся вылиться пророчественные картины грядущего иным словом кроме совета или сочувствующего Моавитянам предостережения. Кроме того, даже и под формой совета или предостережения Валак едва мог выносить излияние неприятных ему откровений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Рамет эль-Амлех (Ramet el- " Amleh), у современного Хеврона, славится своими виноградниками и расположен близ вади. 1:26–46 Неповиновение народа 1:28. Сыны Енаковы. Потомки Енака удостаиваются особого упоминания в Чис. 13:23,29 . Судя по именам, это были хурриты (библейские «хорреи»; см. коммент. к Втор. 2 ). Потомки Енака отличались высоким ростом ( Чис. 13:33 ; Втор. 2:10,11 ; 2Цар. 21:18–22 ). В других источниках они не упоминаются, хотя в египетском письме на папирусе Анастаси I (XIII в. до н. э.) описаны могучие воины из Ханаана ростом от семи до девяти футов. В Tell es-Sáideyeh, в Трансиордании, найдены два женских скелета ростом около 7 футов, датируемые XII в. до н. э. 1:44. От Сеира до Хормы. Принято считать, что Сеиром называлась горная местность в центральном Эдоме (с вершинами, достигающими более 5 тыс. футов) между вади эл-Хувайр (al-Ghuwayr) на севере и Рас эн-Накб (en-Naqb) на юге. Селение Хорма, расположенное в 7,5 милях к востоку от Беэршивы, отождествляют с Телль-Масос (Tell Masos, Khirbet el-Meshash). Путь от Сеира до Хормы лежит в северо-западном направлении и составляет около 50 миль. 1:46. Кадес. Кадес обычно идентифицируют с оазисом Айн эль-Кудейрат ( " Ain el-Qudeirat), расположенным примерно в 50 милях к югу от Беэршивы и наиболее богатым водой в этом регионе. Археологических остатков, относящихся к этому периоду, здесь не сохранилось, но на протяжении долгого времени этот оазис служил перевалочным пунктом для кочевников и бедуинов, а большое количество «негевской» керамики, датируемой этим периодом, подтверждает вероятность пребывания здесь израильтян.   Завет и древние ближневосточные договоры Археологи нашли большое количество договоров 2-го и 1-го тыс. до н. э., заключенных между государствами и их вассалами. Основную массу документов 2-го тыс. до н. э. составляют хеттские договоры с различными народами, а образцы договоров 1-го тыс. до н. э. относятся ко времени правления ассирийских царей Асархаддона и Ашшурбанипала (VII в. до н. э.). Форма этих договоров обнаруживает удивительное сходство с формой целого ряда библейских материалов, посвященных завету Израиля с Богом, особенно в Книге Второзаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так и Павел исполнил обет стрижения головы, когда прибыл в Кенхреи. Этого же рода были и те обеты или ναθματα, которыми принимающие их на себя обещались, что они не будут употреблять ни пищи, ни питья, пока не достигнут задуманного, подобию тем, которые дали клятвенный обет, что они не будут ни есть, ни пить до тех пор, пока не убьют Павла ( Деян.23:12 )». К подобным же обетам Kvinoël относит и те, о которых говорит Иосиф Флавий (Cit. Op., pag. 630). Известны были такие обеты и у язычников; они обычно давались при кораблекрушениях, при продолжительных болезнях и т. п. (Jupenal. Satir. XII, 81; gaudeut ubi vertice raso Garrula securi uarrare pericula nauiae. – Avkenidor. Onirocr. I, 23: ναυαγσαντες μν γαρ κ μεγλης σωθντες νσου ξυρνται ο νθρωποι). – Выше уже было показано, что в 18 стихе гораздо удобнее видеть именно назорейский обет, а не civile votum. – б) другие, как напр, Grotius (толк. на это место), Spenser (De legibus Hebraeorum ritualibus carumque rationibus. Gamb. 1727. Tom. II, p. 862) полагают, что для тех, дававших назорейские обеты, иудеев, которые жили вне границ Палестины, делались обычно снисхождения при исполнении обетов; им позволялось в день окончания обета только остричь волосы, а принесение жертвы – отложить до того времени, когда им будет удобная возможность прибыть в Иерусалим. (Этого мнения об обете Ап. Павла держится и Фаррар. Жизнь и труды св. Апостола Павла. Изд. иллюстр. СПБ. 1887. Стр. 409). – Но нельзя нигде подыскать оснований для такого, будто бы на самом деле существовавшего, послабления; напротив Mischna Nasir III, 6, ясно говоря о том, что обеты назорейства могли давать иудеи и жившие вне своего священного отечества, однако вполне определенно замечает, что совершать акт окончания обета нельзя на чужой земле, что, конечно, вполне согласно и с буквой закона ( Чис.6 ). – в). Третьи, как напр., тот же Wolf, Stolz, Rosenmüller и дрр. полагают, что острижение св. Павла в Кенхреях было tonsura immunditiei, которое обычно состояло, по закону, в следующем: назорей во все время своего обета не должен был подходить к мертвому телу; если же при нем умрет кто-нибудь вдруг, нечаянно, и он осквернит тем голову назорейства своего, то он должен остричь голову свою, в день очищения его, в седьмой день должен остричь ее ( Чис.6:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поэтому уже давно эту Макорабу принимали за Мекку, как это допускают известнейшие географы нашего времени, например, Риттер. (Erdk. XII, p. 15, 231) и Киперт (Atlas der Alten Welt. p. 9. сов. 3). Напротив, ориенталисты, которые признают, что город Мекка построен в пятом столетии нашей эры, и потому невозможно, чтобы Птоломей упоминал о нем, редко или даже вовсе не говорят в настоящее время о Макорабе. Это верно, если бы Мекка или Макораба означала прежде город, но этого ни коим образом не может быть, и даже у арабов это название встречается в другом значении. Так у Бекри я читаю: «потомки Фихра остановились около Мекки, пока Косай-ибн-Киляб позволил им жить на Хараме (в священной области). В Мекке не было никого». Гишам по свидетельству Аль-Кельби говорит: «когда люди исполнили святое путешествие, они рассеялись, так как Мекка была оставлена и не было ни одного человека». Здесь не может быть речи ни о каком городе, потому что еще не было никакого города, однако же название Мекки употреблялось. Нам ничего более не остается сделать, как написать Мекка и раба еврейскими буквами: makka rabba. Эти очень хорошо по-еврейски, и оба слова мы слышим друг подле друга: «Иегова произвёл между народом makka rabba, т.е. большую битву» ( Чис.11:33 – синодальный перевод для Чис. 11:33 звучит так, прим. ред, – «поразил Господь народ весьма великою язвою») и «произвели у них Авия и народ его makka rabba – поражение сильное» ( 2Пар.13:17 ). Синоним этого Макка gedola встречается очень часто. Итак, нисколько не удивительно, что арабы, не знавшие еврейского языка, не умели объяснить этого происхождения. Если теперь мы сравним рассказ Хроник, то увидим, что именно при этом месте, которое навеки стало Херемом, симеониты произвели большую битву с жителями, и, следовательно, не было ничего естественнее, как придать этому месту название, большая битва, – большое поле сражения, как сказали бы мы.» Dozy, Die Israeliten zu Mekka, p.72–73. 487 Pocock., Spec., p. 51. Об этих караванах упоминается в Коране 106:2.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Беф-Сан был еще одной хорошо укрепленной крепостью, находившейся в долине Иордана к востоку от Мегиддо и защищавшей долину Изрееля, которая шла от Иордана к великой Эздрелонской долине. В течение трех столетий египтяне пытались контролировать этот район, охраняя подступы к нему. На деле, Эздрелон являлся одной из личных житниц фараона. В начале XII столетия Рамсес III, пытаясь восстановить империю в прежних пределах, перестроил Беф-Сан и превратил его в хорошо укрепленный форпост, однако уже в третьей четверти XII столетия египтяне утратили контроль над Палестиной. В XI веке Беф-Сан вновь был перестроен, и сделали это, по всей видимости, филистимляне. Городские капища ( 1Цар. 31:10 ; 1Пар. 10:10 ) исследовались специалистами, занимавшимися изучением ханаанской религии. Результаты раскопок свидетельствуют о том, что израильтяне окончательно завладели этим городом в X столетии, вероятно, в правление Давида. Первые Пророки В 1Цар. 10, 5 мы впервые слышим об организованной группе «пророков», людей, впадающих в характерные состояния экстаза (ср. Чис. 11:24–29 ). Разумеется, мы не склонны считать экстаз феноменом, характерным исключительно для израильтян, – с подобными же проявлениями мы встречаемся и в других религиях. Вполне возможно, что его появление в Израиле было обусловлено чужеземным влиянием. В египетской истории Унамона (около 1100 г. до Р.Х.) автор рассказывает о том, как принц финикийского города Библа «устроил приношение своим богам, после чего бог вошел в одного из его юношей, ставшего одержимым». Нас извещают о том, что египетский иероглиф, соответствующий слову «одержимый», изображает фигуру человека, испытывающего нечто вроде эпилептического припадка. Похоже, что царь Библа воспринял это событие, как знак того, что египетский бог Амон действительно пришел в город. Впрочем, в Израиле экстаз не считался главным или определяющим признаком пророчествующего духа. Пророк рассматривался, прежде всего, как Божий вестник, призванный сообщить миру некую весть, и потому он обычно начинал свои слова с формулы «Так говорит Господь».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2:9. Жезл железный. Жезл символизировал царскую власть, а железо – силу. Египетские правители нередко изображаются поражающими врагов своим жезлом, о чем свидетельствует, в частности, столь древнее произведение, как палетка Нармера. Особый интерес представляет тот факт, что, судя по «Текстам проклятий» (см. ниже), глиняные сосуды разбивались жезлом. 2:9. Сокрушишь, как сосуд горшечника. Египетские цари прославляли себя тем, что писали имена поверженных врагов на глиняных сосудах, которые затем символически разбивались. Эти перечни имен и называются «Текстами проклятий». Ассирийские цари, желая подчеркнуть свое превосходство над врагами, также использовали метафору сокрушения сосудов. 4:7. Свет лица Твоего, Господи. Подобные метафоры встречаются в письмах из Амарны и Угарита. Так, например, одному из вассалов египетского царя принадлежат слова «свет солнца [т. е. фараона] воссиял на мне». В Иерусалиме, в районе, известном под названием Keteph Hinnom, найдены два миниатюрных серебряных свитка (около дюйма длиной), которые содержат благословения из Чис. 6:25 , одно из которых гласит: «Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим». В настоящее время письмена на этих погребальных амулетах VI-VII вв. до н. э. представляют древнейший образец библейского текста. Представление о сияющем божественном лике, являющем благо, встречается в месопотамских документах и надписях начиная с XII в. до н. э. 6:7. Постель. Поэтическая метафора омытой слезами постели встречается также в угаритской литературе: «Слезы сыпались из его глаз, как сикли на землю, как монеты на постель». Постели, которые существовали в то время, представлены в иконографии Ближнего Востока. В основном, это были кушетки или высокие кровати. Бедняки, вероятно, спали на плоских матрасах на полу, а люди среднего достатка использовали раскладушки. 7:14. Палящие стрелы. В Ветхом Завете для стрел, которые используют люди, никогда не применяется эпитет «палящие». В аккадских текстах есть несколько упоминаний использования «огненных стрел», которыми цари осыпают врага. Такие стрелы смазывались маслом или дегтем и поджигались. Под стрелами, которые выпускает Яхве, обычно подразумеваются молнии (см.: 2Цар. 22:15 ; Пс. 76:18,19 ). Этот образ часто используется в повествованиях о божественных войнах. В Ассирии Нергал – бог войны, а Иштар – богиня войны, которая обрушивает на врагов пламень огня. Ханаанский Ваал и вавилонский Мардук – боги-воители. Гром и молния были непременными атрибутами божества, особенно в сражении. И в шумерском мифе «Возвышение Инанны», и в хеттских мифах о боге грома, и в аккадской и угаритской мифологии боги поражают своих врагов громом и молнией. Ваала нередко изображали с молниями в руке. Хеттские и ассирийские цари, представлявшие себя орудиями богов, охотно пользовались образами грома и молнии, обрушиваясь с устрашающими речами на тех, кто нарушал договоры или стоял на пути имперских завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010