14:2. Фекоя. KhirbetTeqúa, примерное Юмилях к югу от Иерусалима, лежит в горной местности Иудеи на границе с пустыней. Незначительность и отдаленность этого селения позволили умной женщине представить вниманию царя вымышленную ситуацию, о которой не могло быть известно в Иерусалиме. 14:2. Стратегия умной женщины. Умная женщина использует хорошо известный прием переодевания и юридической фикции. В одном египетском мифе (XII в. до н. э.) боги Гор и Сет ведут борьбу за трон, оставшийся незанятым после смерти Осириса. Мать Гора, Исида, приходит к Сету под видом вдовы пастуха и жалуется ему, что чужеземцы якобы пытаются отобрать имущество ее сына и прогнать его. Сет приходит в негодование и решает дело в ее пользу, осуждая себя собственным вердиктом. 14:4–11. Царь как суд последней надежды. Одной из основных обязанностей царей на древнем Ближнем Востоке было утверждение справедливости (пролог к кодексу Хаммурапи; 2Цар. 8:15 ; 3Цар. 10:9 ). Чтобы справиться с потоком поступающих жалоб, царь передал полномочия старейшинам и судьям, которые решали споры и тяжбы ( 2Цар. 15:4 ). Тем не менее в некоторых текстах (письмах из Мари, кодексе Ур-Намму), посвященных положению вдов и сирот, царь выступает как суд последней надежды. 14:7. Восстало все родство. Согласно Исх. 21:12 , убийство является преступлением, наказуемым смертной казнью (как и в кодексе Ур-Намму). Обычно право приведения приговора в исполнение принадлежало родственникам жертвы (как и в среднеассирийских законах). Иногда «мститель за кровь» (14:11) не являлся членом клана, а нанимался для приведения приговора в исполнение. Дело усложняется отсутствием свидетелей ( Чис. 35:30 ). Но самую серьезную проблему представляет угроза устранения наследника. Это оставит вдову без попечителя, а родовая земля перейдет в собственность клана или ближайшего родственника. 14:7. Клан и вымирающая ветвь. В случае смерти последнего потомка его земля оставалась во владении клана и могла быть выкуплена ближайшим родственником (см.: Иер. 32:16 ). Это обстоятельство было экономически выгодным, так как позволяло увеличить владения наиболее жизнеспособного члена клана (ср. приобретение Ахавом виноградника Навуфея в 3Цар. 21 ) и обеспечивало непрерывность культивации земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава 16 1–14. Наказание египтян через животных и облагодетельствование через них евреев. 15–29. Второе сопоставление: наказание египтян грозными стихийными явлениями и благодетельное действие их на евреев. Главы 16-я и 19-я, сопоставление событий из истории египтян и еврейского народа во время освобождения его из рабства. В этом последнем отделе книги Премудрости Соломона писатель возвращается к той же теме, какая раскрывалась им в Прем. 10:15–11:1–17 ст. и которая была прервана рассуждением о Божией любви (XI:18-XII) и о происхождении и неразумности идолопоклонства (XIII-XV). Выясняя противоположную участь покровительствуемых премудростью Божией евреев и отверженных египтян он делает пять сопоставлений событий периода выхода евреев из Египта. Сопоставления эти сделаны весьма искусно, в описании событий немало новых, сравнительно с книгой Исход, подробностей и объяснений, а самые описания нередко весьма художественны (напр., XVII гл.). Начальные 14 стихов XVI гл. содержат первую параллель между противоположной участью египтян и израильтян, именно в отношении наказания одних и облагодетельствования других через животных. Израильтяне утоляли свой голод посылаемыми им животными, у египтян же, напротив, вид посланных во 2-й казни животных вызывал отвращение к пище (1–4 ст.). Если же израильтяне наказывались через животных, то, в противоположность египтянам, на короткое время и притом с тою целью, чтобы быстро следующее за наказанием спасение напомнило им о милости Божией (5–14 ст.). Прем.16:1 . Посему они достойно были наказаны чрез подобных животных и терзаемы множеством чудовищ. 1 . См. замечание к XI:16 ст. Первый стих тесно связан с двумя последними стихами XV гл. Нелепое до крайности почитание отвратительных животных было причиной того, почему египтяне «достойно были наказаны чрез подобных животных». Прем.16:2 . Вместо такого наказания Ты благодетельствовал народу Твоему: в удовлетворение прихоти их Ты приготовил им в насыщение необычайную пищу – перепелов, 2 . Ср. Прем.19:11–12 ; Исх. 16:13 ; Чис. 11:31 ; Пс. 104:40 . Переходя к судьбе израильского народа, писатель наказанию египтян через животных противопоставляет облагодетельствование евреев посланием им в пищу перепелов. Это было сделано «в удовлетворение прихоти их», т.е. когда евреи настоящего голода еще не чувствовали, а прося мяса, как замечает писатель в другом месте, «увлеклись пожеланием» ( Прем.19:11 ). Эта черта здесь отмечается писателем для противопоставления голоду египтян 3-го стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3.1 Земля как дар Яхве «Главная тема книги – это не завоевание земли в сражениях и не уничтожение жителей этой земли, как это постоянно утверждается, но земля как дар Яхве» (E. Zenger). В центре Книги Иисуса Навина находится не захват земли, но дарование земли (1:2, 3, 6, 11, 13, 15; 2:9, 14; 5:6; 9:24; 18:3; 24:13). Яхве дал Израилю землю «в удел» ( Втор.12:10; 19:10, 14; 20:16; 21:23; 24:4; 25:19 ). По мнению Ф. Фритца, Книга Иисуса Навина – это «попытка богословского обоснования захвата земли Израилем». «С помощью Бога Израиль вступил во владение землей». «Земля – это спасительный дар Бога своему народу». При этом нужно помнить, что земля – это экономическая основа существования народа. Только тот, у кого была своя земля, мог обзавестись семьей и участвовать в разрешении правовых вопросов. Дарование земли, осуществленное Яхве, открывает перед Иисусом Навином возможность разделить землю между коленами Израилевыми – постольку, поскольку это было сделано уже Моисеем. При этом играет роль сама процедура разделения, т.е. деление по жребию ( Чис.33:34 ; Ис Нав.14:2, 18:11, 19:51 ); поэтому земельный надел может обозначаться словом «жребий» (15:1; 16:1; 17:1, 14, 17). Этим вновь подчеркивается, что израильтяне не сами завоевали землю, но она была им дана. Колено Левия сначала не принимается в расчет при дележе земли, ибо его удел – сам Яхве (13:14, 33; 18:7). Но впоследствии левиты получают 48 городов, находящихся на территориях других колен (21:1–42). 3.2 Осуществление передачи земли в собственность 3.2.1 Изображение в Библии и свидетельства археологии Книга Иисуса Навина не является историческим источником о событиях так называемого завоевания земли, и не следует воспринимать ее так. «Захвата земли в ходе военных действий, то есть военного похода двенадцати колен Израилевых с уничтожением прежних обитателей земли никогда не было. К этому выводу приводят имеющиеся данные о возникновении Израиля, согласно которым Израиль сформировался в XII в. до н.э. как “смешанное общество”; большинство членов этого общества не пришли извне, но жили на этой земле и раньше: часть этого “коренного населения” вела полукочевой образ жизни на свободных территориях между городами-государствами; другой частью были “хананеи”, включившиеся в новую общественную систему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

1:1–22 В Моав и обратно 1:1. Хронологическое замечание. Рассказчик относит историю Руфь к периоду судей, но не дает никаких указаний относительно того, в какой момент продолжавшегося несколько столетий периода произошли эти события. Если в помещенном в конце книги родословии нет пропусков (см. коммент. к Быт. 5:1–32 ), то, скорее всего, эта история произошла во второй половине XII в. до н. э., приблизительно во времена Иеффая и Самсона. 1:1. Вифлеем. Вифлеем расположен в 5 милях к югу от Иерусалима. Здесь найдена керамика эпохи бронзы и железа, но основательные раскопки не проводились, так как на этом месте стоит современный город. В Вифлееме отсутствуют источники воды, поэтому ее приходилось собирать в цистерны. Основные сельскохозяйственные культуры этого региона – злаки (пшеница и ячмень), а также маслины и виноград. 1:1. Бегство в Моав во время голода. Регион Моава пересекает множество вади, а климат и характер почвы создают благоприятные условия для сельского хозяйства. Семейство Елимелеха, вероятно, направилось на север, в район Иерусалима, а затем по дороге к Иерихону до переправы через Иордан. Пройдя на восток к Есевону, они оказались на протянувшейся с севера на юг «Царской дороге», ведущей в Моав. В зависимости от того, где они обосновались, их путь составил от 70 до 100 миль и занял около недели. 1:1. Моав. Моав простирается от равнин, расположенных к северу от реки Арнон до реки Заред на юге. Его протяженность с севера на юг составляет около 60 миль, а от Мертвого моря до восточной пустыни – около 30 миль. «Поля моавитские» принадлежали Сигону (см.: Чис. 21 ) и были отданы колену Рувима. О Моаве этого периода почти ничего неизвестно, хотя археологи обнаружили несколько десятков поселений, относящихся к этому времени. 1:2. Ефрафяне. Определение «ефрафяне» может указывать как на географический район, так и на родоначальника клана. Тот факт, что определение могло происходить от имени предков из различных колен и кланов, делает его довольно расплывчатым, но и географическое истолкование этого определения не менее затруднительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вопрос 1 Действительно ли ветхозаветная заповедь «не убий» запрещает любое лишение жизни, в любых обстоятельствах? Первое, на что ссылаются пацифисты, полемизируя с христианами, — на ветхозаветную заповедь «не убий», которую дал Господь Моисею на Сионской горе (Исх 20:13). Причем толкуется она расширительно — как безусловный запрет на лишение жизни любого человека, в любых обстоятельствах.  Такое понимание не совпадает с показаниями как филологического, так и исторического характера. В пользующемся авторитетом у специалистов комментарии на книгу утверждается, что глагол (рацах), употребленный в заповеди «не убий», встречается в тексте Ветхого Завета чуть более 40 раз — гораздо реже, чем глаголы (нараг), означающий «убивать, уничтожать, разрушать» (встречается более 160 раз), и (мават) «стать причиной смерти, убить» (встречается более 200 раз). По контекстному анализу мест, где употребляется (рацах), видно, что он может означать беззаконное убийство, убийство с особой жестокостью, убийство по причине кровной вражды и иногда, очень редко — убийство по неосторожности. Никогда этот глагол не применяется в случае убийства на войне, в случае убийства животного, а по отношению к смертной казни употреблен всего один раз (если кто убьет человека, то убийцу должно убить; Чис 35:30) — во всех остальных случаях, где речь идет о смертной казни, используются другие глаголы. Есть и другие, вполне очевидные, соображения: у иудеев ветхозаветного времени не было никакого, как сейчас принято говорить, «когнитивного диссонанса» между соблюдением этой заповеди и необходимостью сражаться, отстаивая веру и независимость Израиля. Смертная казнь также практиковалась, и нет никаких исторических свидетельств, что кто-либо оспаривал смертные приговоры как нарушение заповеди «не убий». Вопрос 2  Как первые христиане относились к войне и воинской службе? По одним данным, восходящим к известному церковному автору Евсевию Кесарийскому (начало IV века), христиане служили в римской армии, и Церковью это не порицалось. Указывают на существование при императоре Марке Аврелии отдельного христианского легиона, так называемого XII Молниеносного. Евсевий указывает также, что в правление Диоклетиана последователи Иисуса Назарянина состояли в личной охране императора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к Быт. 1:20 ; Исх. 7и Ис. 27:1 . 9:6. Горние чертоги. Желая показать абсолютную власть Бога над творением, Амос начинает с описания «многоярусного» или состоящего из множества помещений святилища или дворца на небе (ср.: Пс. 77:69 ; Ис. 66:1 ). Эти «горние чертоги» соединяют купол небес с водами, на которых они покоятся (см.: Пс. 103:3 ). Впервые горние чертоги упоминаются в эпосе «Энума элиш». В нем описывается храм Эсагила, посвященный богу Мардуку в Вавилоне, в котором боги «построили огромную многоярусную башню высотой с Апсу (воды выше небес)». В библейском и древнем ближневосточном мировоззрении космос представлялся храмом, а храм – микрокосмосом. 9:7. Сыны Ефиоплян. См. коммент. к Чис. 12:1 . 9:7. Филистимляне из Кафтора. О связи филистимлян с Кафтором (Критом) см. коммент. к Иер. 47:4 . В Иез. 25они также отождествляются с критянами. См. коммент. к Втор. 2о связи филистимлян с аввеями. Показывая заботу Бога обо всех народах, пророк руководствуется идеей универсализма, всеобъемлющей любви Бога. Филистимляне и арамеи, как и израильтяне, были приведены в Палестину, но условия завета между Яхве и Израилем требуют, чтобы ныне народ Израиля потерпел наказание. 9:7. Арамляне из Каира. ( В оригинале – «из Кира».) Амос рассматривает Кир как родину арамейских племен, однако в 4Цар. 16Кир упоминается как место, куда ассирийские завоеватели переселили арамеев после казни их царя Рецина. По-видимому, это обстоятельство находит подтверждение в Ис. 22:6 , где Кир упоминается наряду с Эламом, к востоку от Тигра. В анналах Тиглатпаласара I (1115–1107 гг. до н. э.) сообщается о миграции этих племен в Ассирию на протяжении XII в. до н. э. Здесь, как и в 1:5, Амос, вероятно, хочет сказать, что Бог может изгнать израильтян из Ханаана с такой же легкостью, с какой Он возвратил арамеев на историческую родину. 9:9. Зерно в решете. Процесс обработки зерна включал его обмолот на току с помощью молотилок, веяние (см.: Иер. 4:11 ) и просеивание через сито для удаления мелких камешков и другого сора.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Этот стих полезно сопоставить с загадочным высказыванием в Авв. 2:6 , где пророк высмеивает потерю ассирийскими завоевателями добытых злодеяниями богатств. 77:9. Поражение сынов Ефремовых. О каком именно сражении идет речь, неясно. Имя Ефрем часто используется для обозначения всего Северного царства Израиль. Вероятно, здесь подразумевается какое-то событие из ранней истории Израиля, например, поражение от филистимлян, которое привело к утрате ковчега Завета. Такое предположение подтверждается тем, что перечень бедствий (в ст. 60–64) завершается этим инцидентом. Некоторые исследователи, однако, относят этот эпизод к значительно более позднему времени – к падению Северного царства под натиском ассирийцев в 722 г. до н. э. 77:12. Поле Цоан. Цоан – египетский город в области Djánet, который феки называли Танисом. Он стал столицей региона Дельты в XII в. до н. э., в период 21-й династии. В этом регионе израильтяне обосновались в Египте во времена Моисея. 77:14. Облако и свет огня. Это относится к облачному и огненному столпам, которые сопровождали израильтян в пустыне. Более подробная информация об этом приведена в коммент. к Исх. 13:21,22 . 77:16. Вода из скалы. См. коммент. к Исх. 17 и Чис. 20 . 77:24. Манна. См. коммент. к Исх. 16:4–9 . 77:27. Птицы пернатые. См. коммент. к Исх. 16 . 77:44–51. Казни египетские. См. коммент. к Исх. 7–11 . 77:60. Отринутый Силом. Город Силом (совр. Khirbit Seilun), расположенный в центральной части Ефремовых гор, служил местом священных собраний до перенесения богослужения в Иерусалим. Раскопками обнаружены обширные остатки архитектурных сооружений, относящихся к XI в. до н. э. Поселение в этом месте существовало на протяжении всего железного века, но суду Божьему подверглось именно святилище. Считается, что город был разграблен филистимлянами после сражения при Афеке ( 1Цар. 4 ). 77:61. Отдал славу (ковчег) в руки врага. См. 1Цар. 4–6 и соответствующие коммент. 78:1. Исторический контекст. В ветхозаветную эпоху храм был осквернен, а Иерусалим превращен в развалины только однажды – в 587 г. до н. э., когда город пал под натиском вавилонян. 78:2. Трупы рабов отдали на съедение птицам и зверям. В эпосе о Гильгамеше Энкиду советует Гильгамешу бросить тело поверженного хранителя кедрового леса Хувавы на съедение птицам и псам. Более подробную информацию об оставленных без погребения телах врагов см. в коммент. к 3Цар. 16:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

78:5. Доколе? Этот вопрос задается в Псалтири около двадцати раз, обычно в псалмах плача. Такой же вопрос встречается в шумерском «Плаче о разрушении Ура»: «Доколе вражеское око будет зариться на мои богатства?» 79:2. Восседающий на херувимах. Херувимы связаны с ковчегом Завета, на крышке которого были установлены их скульптурные изображения. В древнем искусстве херувимы довольно часто изображались фланкирующими престолы царей и богов. Сочетание херувимов в качестве хранителей престола, ковчега – в качестве его подножия, а также высказываний о Яхве, восседающем на херувимах, встречающихся в таком же, как здесь, контексте, подтверждают концепцию невидимого престола Яхве, воплощенную в ковчеге. В шествиях, устраиваемых в Египте во время праздников, статуи богов переносили в ладьях, снабженных шестами. В росписях эти ладьи изображены в виде ящиков размером с ковчег, украшенных статуэтками хранителей. Библейские описания, равно как и археологические находки (в том числе несколько прекрасных изображений на плакетках из слоновой кости, найденных в Нимруде, Арслан-Таше и в Самарии), показывают, что херувимы представляли собой крылатые существа, в облике которых сочетались черты различных животных и человека, наподобие египетского сфинкса. 79:4. Воссияет лицо Твое на нас. Подобные метафоры встречаются в письмах из Амарны и Угарита. Так, например, одному из вассалов египетского царя принадлежат слова «свет солнца [т. е. фараона] воссиял на мне». В Иерусалиме, в районе, известном под названием «Кетеп Хинном» (Keteph Hinnom), найдены два миниатюрных серебряных свитка (около дюйма длиной), которые содержат благословения из Чис. 6:25 , одно из которых гласит: «Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим». В настоящее время письмена на этих погребальных амулетах VII-VI вв. до н. э. представляют древнейший образец библейского текста. Представление о сияющем божественном лике, являющем благо, встречается в месопотамских документах и надписях начиная с XII в. до н. э. 79:6. Хлеб слезный. Слово, переведенное как «хлеб», может относиться к любой пище. В аккадских текстах эта метафора используется в таких выражениях, как «вместо хлеба я питался горькими слезами» или «рыдания – моя пища».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

1:26. Луз в земле хеттеев. «Землю хеттеев» обычно отождествляют с Сирией или Ливаном – регионами, входившими в состав Хеттского царства до вторжения «народов моря» в 1200 г. до н. э. Возможно также, что новый город Луз был построен в пределах Палестины чуть дальше к северо-западу от Вефиля (см.: Чис. 13:30 ; Нав. 16:2 ). 1:27. Бефсан. Идентифицируемый как Телль-эль-Хусн (el-Husn), Беф-Сан расположен в восточной оконечности Изреельской долины на севере Ханаана. Как и Мегиддон в западной части долины, он господствует над важной «приморской дорогой», Via Maris. Заселение этих мест началось в эпоху халколита и практически не прерывалось до настоящего времени. У подножия кургана лежит второй город, основанный в эллинистический период среди прочих городов Десятиградия и значительно выросший во времена Римской и Византийской империй (Скифополь). Раскопки показывают, что, в отличие от многих городов поздней бронзы, Беф-Сан не был разрушен «народами моря», и Рамсес III сохранял господство над этим важным торговым центром в первой половине XII в. до н. э. Саулу не удалось завоевать Беф-Сан ( 1Цар. 31:10–12 ), и он был присоединен к территории израильтян только во времена Соломона ( 3Цар. 4:12 ). 1:27. Фаанах. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:27. Дор. См. коммент. к Нав. 12:23 . 1:27. Ивлеам. Этот укрепленный город (Khirbet BeFameh) расположен в восточной части Изреельской долины. Перечисленный среди городов, которые не удалось завоевать колену Манассиину ( Нав. 17:11,12 ), он тем не менее играл определенную роль в качестве форпоста израильтян в период разделенных царств ( 4Цар. 9:27 ). Его стратегическое значение подтверждается упоминанием в перечне завоеваний Тутмоса III (XV в. до н. э.). 1:27. Мегиддон. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:29. Газер. См. коммент. к Нав. 12:21 . 1:30. Китрон. По всей вероятности, этот выделенный Завулону город находился в северо-западной части Изреельской долины. Гипотезы, приверженцы которых помещают его в долине Акко (Tell Qurdaneh и Tell el-Far) только потому, что эта местность благоприятствовала применению хананейской военной тактики, не соответствуют имеющейся на сегодняшний день информации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Вопрос археологического подтверждения истории Исхода напрямую связан с датировкой этого события священной истории. Проблема заключается в том, что библеисты XIX в., пытавшиеся это сделать, исходили из убеждения, что Исход произошел ок. 1450 г. до Р.Х., во время правления Аменхотепа Второго. Свое мнение ученые основывали на буквальном понимании текста Писания (см.: 3 Цар. 6 , 1), где было сказано, что основание Храма Соломоном (ок. 967 до Р.Х.) произошло на 480-м году после Исхода. Исследователями не было принято во внимание, что подобная дата, исчисленная при Ездре, возникла вследствие механического суммирования округленных лет деятельности судей Израилевых и царей Саула, Давида и Соломона. Причем не учитывалось, что многие судьи или иноземные поработители Израиля, чья деятельность длилась, согласно Книге Судей, по сорок, двадцать либо восемьдесят лет, часто были современниками, обитавшими в разных частях Святой Земли. Ошибочная датировка создавала для исследователей XIX в. неразрешимые проблемы: ведь если пребывание израильтян в Египте длилось 430 лет (см.: Исх. 12, 40 ), то временем их переселения в Египет должен быть 1880 г. до Р.Х., – т. е. эпоха XII династии, когда не было зафиксировано ни великого голода, ни общенародных бедствий и когда к власти никак не мог прийти чиновник-азиат. Дата Исхода в этом случае также вызывала серьезные сомнения, ибо еще не существовали города Пи-Атама (библ. Пифом; совр. Телль эль-Масхута) и Пер-Рамсес (библ. Раамсес; совр. Телль эд-Даба’) (см.: Исх. 1, 11 ), а также царства Эдома (библ. Едома) и Моава (см.: Чис. 20, 14–21 ). В сложившейся ситуации были возможны лишь полуфантастические предположения, изложенные, как мы уже отмечали, проф. А. Лопухиным , который считал Моисея воспитанником царицы Хатшепсут, возглавлявшим египетское войско в эфиопском походе, а фараоном Исхода – Тутмоса III, который в действительности покорил всю Сиро-Палестину и разгромил митаннийцев за Евфратом. Сейчас все эти проблемы сняты, так как датой Исхода (см. рис. 27), в силу приводимых ниже соображений, большинство ученых считает 1270–1250-е гг. до Р.Х.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010