Суд.11:27 .  А я не виновен пред тобою, и ты делаешь мне зло, выступив против меня войною. Господь Судия да будет ныне судьею между сынами Израиля и между аммонитянами! Суд.11:28 .  Но царь аммонитский не послушал слов Иеффая, с которыми он посылал к нему. Перед началом военных действий Иеффай вел переговоры с аммонитским царем относительно прав израильтян на владение Заиорданской областью, часть которой была занята аммонитянами. Во время этих переговоров в общих чертах была воспроизведена история завоевания Заиорданской области при Моисее (ср. Чис.20:14, 17, 21:13, 21, 24 ; Втор.2:19 ). Хамос, которого Иеффай называет племенным богом аммонитян (ст. 24), был в то же время племенным богом моавитян, как это ясно из 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:13 и надписи моавитского царя Меши (из IX в.), но почитался одинаково и родственными для моавитян аммонитянами. Суд.11:29 .  И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к аммонитянам. Суд.11:30 .  И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь аммонитян в руки мои, Суд.11:31 .  то по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. Суд.11:32 .  И пришел Иеффай к аммонитянам – сразиться с ними, и предал их Господь в руки его; Суд.11:33 .  и поразил их поражением весьма великим, от Ароера до Минифа двадцать городов, и до Авель-Керамима, и смирились аммонитяне пред сынами Израилевыми. После того, как аммонитский царь отказался исполнить требование Иеффая, Иеффай, одушевляемый Духом Божиим, выступил из Массифы (Рамоф) галаадской воевать против аммонитян, дав пред этим страшный обет Богу. Во время этой войны аммонитяне потерпели поражение, причем у них были отняты занятые ими города (числом 20), от Ароера (ср. Втор.3:12 ) до Минита (ср. Иез.27:17 ) (ныне Мениа, восточнее Хесбона) и Авель-Керамима (местечко в 7 милях от Филадельфии, еще во время Евсевия (Onomast 225, 6) богатого виноградниками; ныне развалины Авилы).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(1) Имена патриархов, принадлежащих к западно-семитской группе имен, встречаются среди Амореев намного чаще, чем среди Хананеев, указывая, таким образом, на существование Амореев во втором тысячелетии. (2) Рассказ о путешествии Авраама из Ура в Ханаан соответствует контексту начала второго тысячелетия. (3) Кочевой образ жизни, описанный в библейских рассказах, соответствует представлениям о жизни во втором тысячелетии. (4) Рассказы отражают немало социальных, экономических и юридических обычаев и законов второго и первого тысячелетий. (5) Многие описания религиозной жизни патриархов (детали алтаря, установка памятных камней, жертвоприношение животных, обрезание, молитвы и пророчества) рисуют картину религиозной жизни ранней эры. 104 Последнее свидетельство играет особую роль. Патриархи были монотеистами, они жили и поклонялись единому Богу среди пантеистического общества. Они практиковали форму «личной веры», которая подразумевала личные отношения семьи с божеством, которое благословляло и защищало семью. У древнего человека подобные рассказы вызывали мысли о месте народа и человечества в этом мире. 105 Для современного толкователя схожесть рассказов указывает на общее наследие, из которого происходит ближневосточная культура 106 , а их расхождение указывает на богодухновенность. 107 Текст и автор До середины XIX века – времени появления современной критики – безоговорочно считалось, что автором книги Бытия, как и всего Пятикнижия, был Моисей. Затем сформировалось два разных взгляда на этот вопрос: одни остались верны традиции, считая, что Моисей написал все книги Пятикнижия, а другие отвергали причастность Моисея к созданию этих книг. Ранние иудейские и христианские ученые основывали свою уверенность в авторство Моисея на нескольких основных свидетельствах. (1) Сам текст указывает на причастность Моисея к написанию книг, записи исторических событий, законов и созданию поэтических произведений ( Исх.17:14, 24:4, 34:27 ; Чис.33:2 ; Втор.31:22:32 ). (2) Существовала книга Закона, связанная с Моисеем (И. Нав.1:7:8 ), которая впоследствии стала называться Книгой Моисеевой ( 2Пар.25:4 ; Ездр. 6:18 ; Неем. 13:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

2). В качестве главных продуктов земли Ветхий Завет называет произведения земледелия и скотоводства. «Иегова (говорится во Втор.7:13 ) благословит хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного и мелкого скота, на земле той» Cp. Ос.2:7 , где народ признает хлеб, воду, лен, шерсть, масло и вино дарами божества Ваала, между тем как известная характеристика Палестины – земля, где течет молоко и мед (фруктовый) ( Исх.3:8 и др.), имеет в виду, может быть, описание земли Иудиной (в тесном смысле) с ее пастбищами и виноградниками. Между хлебными злаками главную роль играли пшеница и ячмень. Ячмень употреблялся не только для приготовления хлеба, но и как корм скота. Кроме того встречаются полба и хлебное растение, с точностью неизвестное, – сора. Талмуд называет, далее, наряду с овсом и рис, который был введен лишь после Александра Великого. Из стручковых хлебных растений известны: чечевица, просо, горох и бобы, из растений, служащих приправой к пище – мята, укроп, горчица и пр. Важными по полезности были, кроме того, растения: лен, конопля и хлопчатая бумага. Царственными в ряду плодовых деревьев были: виноградная лоза, ягоды которое частью употреблялись в пищу сырыми, частью шли на приготовление вина и меда, – и маслина. Далее, встречаются деревья: фиговые, гранатовые, миндальные, персиковые, ореховые, яблони, груши и смоковницы; на низменностях, особенно подле Иерихона, и финиковые пальмы. Лесами западно-иорданская страна в историческое время не была богата. Топливом служили сухие сучья, хворост и коренья ( 3Цар.17:10 , Ис.27:11 , ср. Чис.15:32 , Мф.6:30 ) или также навоз ( Иез.4:12–15 ). Впрочем, по местам было несколько лесов, особенно из сикомор, которые могли доставлять строевой материал: но значительных лесистых пространств не было и для больших и великолепных сооружений более дорогое дерево должно было привозиться извне. Напротив, страна к востоку от Иордана была богата прекрасными и большими лесами во многих местах. Между встречающимися здесь деревьями и кустарниками следует особенно назвать: несколько сортов дуба, теревинф, явор, разные виды сосны, тополя, ивы, акации, олеандр и др. Леса в Галааде были богаты деревьями, из которых добывались благовонные и целебные вещества (срав. Иер.6:22 ; Быт.43:11 ). Различные кустарники бальзамные, доставлявшие чистый бальзам, росли около Иерихона и по берегам Мертвого моря. Для приготовления много различно употреблявшихся румян важно было растение кипр (лавзоново дерево, араб. ал-хенна). Можно также в связи с этим упомянуть, что в позднейшее время для добывания розового масла разводили розы в таких размерах, что они подлежали законам субботнего года 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

В исполнении Своих обетований: «так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» ( Иер. 29:10 ). В исполнение Своих угроз: «Господь сказал им (израильтянам), что умрут они в пустыне, – и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина» ( Чис. 26:65 ). В попечении над самыми малыми предметами: «Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры?» ( Лк. 12:27, 28 ). «И волос с головы вашей не пропадет» ( Лк. 21:18 ). Провидение Божие бодрствует беспрестанно: «Я, Господь, хранитель его (возлюбленного виноградника), в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него» ( Ис. 27:3 ). Провидение Божие исполнено благости: «Все пути Господни – милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» ( Пс. 24:10 ). Провидение Божие иногда непостижимо и таинственно: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» ( Рим. 11:33 ). Провидение Божие обнаруживается по отношению к верным в руководстве их: «Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» ( Притч. 3:6 ). – «Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» ( Ис. 48:17 ). В содействии их благополучно: «с избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих» ( Втор. 30:9 ). В покровительстве им и сохранении их: «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» ( Пс. 144:20 ). – «Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим. 4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Исх.6:15 .  Сыны Симеона: Иемуил и Иамин, и Огад, и Иахин, и Цохар, и Саул, сын Хананеянки: это семейства Симеона. Исх.6:16 .  Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Исх.6:17 .  Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Исх.6:18 .  Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Исх.6:19 .  Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейства Левия по родам их. Исх.6:20 .  Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея [и Мариам, сестру их]. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь. Исх.6:21 .  Сыны Ицгаровы: Корей и Нефег и Зихри. Исх.6:22 .  Сыны Узииловы: Мисаил и Елцафан и Сифри. Исх.6:23 .  Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара. Исх.6:24 .  Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы. Исх.6:25 .  Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену одну из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их. Так как освобождение евреев совершилось при посредстве Моисея и Аарона, которые являются главными деятелями в дальнейших событиях, то, в виду полной уместности сказать, кто же такие были они, новый раздел начинается их родословием. Не без намерения предпосылается его изложению родословие сыновей Рувима и Симеона. Божественное избрание Моисея и Аарона в вожди народа еврейского совершается, хочет сказать этим автор, независимо от старшинства рода. Левий был третий сын Иакова, и однако его потомки удостоились этого избрания, Кааф, предок Моисея и Аарона, был также не первым, а вторым сыном Левия ( Исх.6:16 ). Намек на особенное благоволение Божье к потомкам Левия содержится и в указании долголетия его представителей ( Исх. 6:18, 20 ). По словам ст. 20, отцом Моисея и Аарона был Амрам. Судя по контексту, этот Амрам – не кто иной, как сын Каафа ( Исх.6:18 ). Но к такому выводу не располагает Чис. 3:27–28 . Как видно из данного места, по бывшему во второй год после исхода из Египта исчислению в поколении Каафа, делившемся на 4 рода, оказалось 8600 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лживость сектантов по этому вопросу ясно видна из их непостоянства и противоречий: то сектанты говорят, что священники были только в «Ветхом Завете и стараются унизить православных священников сопоставлением их с иудейскими священниками и первосвященниками, осудившими Господа Иисуса Христа; другой раз они отрицают необходимость особого священства, а между тем самих себя всех поголовно величают настоящими священниками; третий раз утверждают, что между людьми нет священников, так как один священник на небе Иисус Христос. Что касается до применения к православным пастырям названий – митрополит, протоиерей, благочинный и друг., то этими названиями лишь отличаются особые должности или почести в ознаменование заслуг (протоиерейство), но никак не разумеется здесь особая степепь священства. Ср. 1Тим. 5:17 . Возражение сектантов против благословения рукою пастыря не основано ни на чем. В этом случае пастыри поступают согласно с св. Писанием ( Чис. 6:22–27 , Евр. 7:7 ). Также относительно целования благословляющей руки пастыря должно заметить, что пастыри не требуют сами этого от своих пасомых, но если последние из уважения и благодарности к пастырям делают это, то и здесь нет ничего предосудительного. Сам Христос не отверг целования ( Лк. 7:38–45 ), и ап. Павел пишет: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( Евр. 7:7 ). Несправедливо сектанты разумеют под длинной одеждой указанной в Евангелии ( Мф. 23:5 ; Мк. 12:38 ) священническую рясу и это ставят в упрек священнослужителям. Что священническая ряса не похожа на фарисейскую длинную одежду, можно видеть из того, что ряса на священнике, покрытом камилавкой и молитвенно распростершем руки, имеет форму почти правильного четвероконечного креста; между тем этого не могло быть в одежде фарисеев, так как для иудеев (как и для сек тантов) есть юродство и соблазн ( 1Кор. 1:18;23 ). В приведенных местах осуждается не сама одежда длинная, а горделивое ношение ее,–чванно можно носить и короткую одежду. Длинную одежду, именно милость, носили св. Пророки ( 4Цар. 2:8–13 ). Носил и Сам Господь (см. Ин. 19:23–24 ); ее «разделили на четыре части»; так делить стоит только очень широкую одежду от этой одежды и происходит священническая ряса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Нав.9:7 .  Израильтяне же сказали евеям: может быть, вы живете близ нас? как нам заключить с вами союз? «Как нам заключить с вами союз», – говорят старейшины Израиля, имея в виду положительное запрещение заключать союзы с ханаанскими народами ( Исх.23:32,34:12 ; Втор.7:2 ). Нав.9:14 .  Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили. «Израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили». «Израильтяне», по-еврейски здесь «гаанашим», т.е. «известные мужи», яснее обозначенные в Нав.9:18,21 словом «несие» – «князья»; в этом значении принято слово «мужи» в Нав.9:14 у LXX, которые передали его через ο ρχοντες – «князи» по славянской Библии. Принятие князьями израильского народа от послов гаваонских хлеба, т.е. вообще съестных припасов, не было, нужно думать, простой пробой последних для удостоверения в продолжительности путешествия их из места жительства, потому что при этом оставалась бы непонятной внутренняя связь между этим действием князей и вопрошением Господа: простая проба хлебных припасов составляет слишком незначительное действие, чтобы на него испрашивать соизволение высочайшей воли. Поэтому если библейский писатель, сказав об этом поступке, непосредственно за этим указывает на невопрошение Господа, то этим самым располагает к тому представлению, что принятие хлеба от гаваонских послов имело иное, гораздо более важное значение: оно служило выражением со стороны израильских князей расположения к послам и их делу, т.е. согласия на сделанное ими предложение. Прежде чем отважиться на такой шаг, израильские князья во главе с Иисусом Навином действительно должны были вопросить Господа, конечно, через первосвященника, согласно с божественным повелением ( Чис.27:21 ). Нав.9:17 .  ибо сыны Израилевы, отправившись в путь, пришли в города их на третий день; города же их [были]: Гаваон, Кефира, Беероф и Кириаф-Иарим. Названные здесь три города Гаваонского союза достаточно известны по своему положению в средней части Палестины, в небольшом вообще расстоянии на север от Иерусалима. Кефира, в настоящее время Кефр, с сохранившимися развалинами, находится верстах в 12 к западу от Гаваона. Впоследствии этот город принадлежал Вениаминову колену ( Нав.18:26 ). Беероф, ныне большая деревня Бирэ, на большой дороге из Иерусалима в Сихем, верстах в 12 от первого. Впоследствии он также принадлежал Вениаминову колену ( Нав.18:25 ). Кириаф-Иарим, полагаемый обыкновенно исследователями на месте нынешней мусульманской деревни Карьет-Эль-Энаб, находился к северо-западу от Иерусалима, в 3-х часах пути на дороге в Лидду. Он получил свое название от окружающего столь редкого в южной Палестине леса (еврейское слово «ийаар» значит «лес»), сохранившегося и в позднейшее время, по свидетельству путешественников 83 . В древнее время он носил еще название Кириаф-Ваал ( Нав.15:60 ) от находившегося, вероятно, в нем жертвенника или храма Ваала и принадлежал Иудину колену, по имени которого назывался еще Ваалом Иудиным ( 2Цар.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Проклятие, озвученное Ноем в адрес Ханаана — «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» ( Быт.9:25 ) — тоже не осталось без последствий и было реализовано в рамках Божественного Промысла. Почему Бог откликнулся на него? Дело в том, что это проклятие соответствовало принципам Высшей Божественной Правды: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» ( Иер.48:10 ); «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» ( Втор.27:16 ). На том же основании результативными могли становиться и проклятия, провозглашаемые ветхозаветными священниками, действовавшими строго в рамках Божественных установлений, например: «тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим» ( Чис.5:21 ). Если же человек проклинает кого-либо вопреки Божьему закону, этим он сам преступает закон. В этом случае проклятие может обратиться на голову самого проклинающего: «неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь тó же» ( Рим.2:1 ). Так, Бог, зная о праведности Авраама, пообещал ему, что всякий злословящий его будет проклят: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну» ( Быт.12:3 ). В чем состоит смысл Божественных проклятий? В отличие от человека Бог никогда не проклинает незаслуженно или напрасно. Именно эти аспекты необходимо учитывать в первую очередь, чтобы понять смысл и значение Божьих проклятий. Одна из первейших причин низведения Богом проклятия — необходимость справедливого воздаяния грешнику ( Пс.108:17 ). В свою очередь возмездие, или наказание, в зависимости от обстоятельств может иметь различные цели. Помимо ближайшей цели — восстановления справедливости, как это было, к примеру, в случае с наказанием насмехавшихся над Елисеем детей ( 4Цар.2:22-23 ), наказание может накладываться в качестве воспитательной меры, побуждающей грешника одуматься, остановиться ( 4Цар.22:19 ).

http://azbyka.ru/proklyatie

При отсутствии дочерей, наследником земельного участка является ближайший родственник умершего.   Чис.27:12 .  И сказал Господь Моисею: взойди на сию гору Аварим, [которая по эту сторону Иордана, на сию гору Нево,] и посмотри на землю [Ханаанскую], которую Я даю сынам Израилевым [во владение]; Нево (или Невав) – одна из возвышенностей горного хребта Аварим. Чис.27:15 .  И сказал Моисей Господу, говоря: Чис.27:16 .  да по­ставит Го­с­по­дь, Бог духов всякой плоти, над обще­с­т­вом сим человека, Чис.27:17 .  который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который при­водил бы их, чтобы не осталось обще­с­т­во Го­с­по­дне, как овцы, у которых нет пастыря. Предметом попечения всей жизни Моисея был народ израильский. В трудные минуты гнева Божия на согрешивших вождь готов был принять на себя лично всю тяжесть карающей правды, дабы сохранить жизнь и благополучие своему мучителю. И теперь, узнав о приближающемся дне своей смерти, Моисей прежде всего волнуется заботой о том, «чтобы не осталось общество Господне как овцы, у которых нет пастыря». Чис.27:18 .  И сказал Го­с­по­дь Мо­исею: возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и воз­ложи на него руку твою, Возложение руки – видимый знак сообщения прав и полномочий. Чис.27:19 .  и по­ставь его пред Елеазаром священ­ником и пред всем обще­с­т­вом, и дай ему наставле­ние пред глазами их, Поставление пред народом и наставление – акт обнародования преемства и вместе акт общественного признания преемника. Чис.27:20 .  и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все обще­с­т­во сынов Израилевых; Имеется в виду допущение И. Навина к осуществлению некоторых своих прав еще при жизни Моисея. Чис.27:21 .  и будет он обращаться к Елеазару священ­нику и спраши­вать его о реше­нии, по­сред­с­т­во­м урима пред Го­с­по­дом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним и все обще­с­т­во. Никто из избранных ветхозаветных мужей не удостоился иметь такое близкое общение с Божеством, какое имел Моисей ( Чис 12:6–8 ). Преемник Моисея будет вопрошать Господа посредством таинственного урим и туммим, находившегося на наперснике первосвященника ( Исх.28:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Исх.18:15 .  И сказал Моисей тестю своему: народ приходит ко мне просить суда у Бога; Исх.18:16 .  когда случается у них какое дело, они приходят ко мне, и я сужу между тем и другим и объявляю [им] уставы Божии и законы Его. Исх.18:17 .  Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: Исх.18:18 .  ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; Исх.18:19 .  итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою: будь ты для народа посредником пред Богом и представляй Богу дела [его]; Исх.18:20 .  научай их уставам [Божиим] и законам [Его], указывай им путь [Его], по которому они должны идти, и дела, которые они должны делать; Исх.18:21 .  ты же усмотри [себе] из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь [их] над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями]; Исх.18:22 .  пусть они судят народ во всякое время и о всяком важном деле доносят тебе, а все малые дела судят сами: и будет тебе легче, и они понесут с тобою бремя; Исх.18:23 .  если ты сделаешь это, и Бог повелит тебе, то ты можешь устоять, и весь народ сей будет отходить в свое место с миром. Исх.18:24 .  И послушал Моисей слов тестя своего и сделал все, что он говорил [ему]; Исх.18:25 .  и выбрал Моисей из всего Израиля способных людей и поставил их начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками [и письмоводителями], Исх.18:26 .  и судили они народ во всякое время; о [всех] делах важных доносили Моисею, а все малые дела судили сами. Исх.18:27 .  И отпустил Моисей тестя своего, и он пошел в землю свою. Описанное в данной главе событие относится к более позднему, чем пребывание евреев в Рефидиме, времени, и рассказ о нем должен быть помещен, по мнению экзегетов, в X гл. кн. Чис. между 10 и 11 ст. ( Чис.10:10–11 ). Справедливость подобного предположения подтверждается следующим. По словам Исх.18:5 , событие имело место у горы Божией, т.е. Хорива ( Исх. 3:1 ), но не в Рефидиме, в котором находятся в данный момент евреи. Точнее, по указанию Втор. 1:6–19 , избрание Моисеем себе помощников в лице тысяченачальников и стоначальников совершилось после синайского законодательства, перед удалением евреев от Хорива, на каковое время падает также возвращение Иофора из еврейского стана в свою землю ( Исх.18:27 , Чис. 10:29 ). И так как рассказ о путешествии евреев от Синая начинается с Чис.10:11 , то перед ними должно быть помещено описание события 18 гл. кн. Исход.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010