Икона. XVIII в. (ГМЗК) 1) Переносное святилище (Числ 10. 35-36; Нав 3. 1 - 4, 5; 1 Цар 4-5). На выполнение К. з. подобной функции указывает и тот факт, что во внутреннем святилище Иерусалимского храма К. з. стоял вместе с шестами, при помощи к-рых его носили (3 Цар 8. 8). Будучи святилищем, ковчег воспринимался как знак и место присутствия Господа. Перенесение ковчега с места на место рассматривалось как передвижение Самого Божества (Числ 10. 35-36; 1 Цар 4. 7). Ковчег обладал сверхъестественной силой: перед ним расступились воды Иордана (Нав 3-4), обрушились стены Иерихона (Нав 6), пала статуя Дагона (1 Цар 5. 1-5). Любое вторжение в его сакральное пространство наказывалось Богом (1 Цар 5-6; 2 Цар 6. 6-8). Поскольку присутствие К. з. в воинском стане означало присутствие Самого Бога, он использовался в качестве воинского палладиума (Нав 6; 1 Цар 4). Исследователи сравнивали ковчег с передвижными святилищами, которые использовались арабами:     и   ( Morgenstern. 1942/1943. P. 153-265). В частности,   представляла собой шатер, сделанный из красной кожи, в который помещали 2 священных камня. Шатер использовался в т. ч. в качестве военного палладиума и средства дивинации (т. е. испрашивания ответа у божества с помощью жребия или к.-л. др. ритуальных действий), в т. ч. при поиске пути в пустыне или места для ночлега (ср.: Числ 10. 3; Нав 3. 4; Morgenstern. 1942/1943. P. 207-223). По мнению ряда ученых, К. з. использовался как переносное святилище также в эпоху Первого храма. З. Мовинкель выдвинул гипотезу, согласно которой К. з. выносили из храма во время ежегодного праздника Новолетия (он же праздник Воцарения Яхве, а также праздник основания Иерусалимского храма) и шли с ним торжественной процессией. Ученый полагал, что данный ритуал совершался в 7-м месяце, называемом Афаним (3 Цар 8. 2), а его описание можно найти в 2 Цар 6. Хотя в этом тексте рассказывается о том, как Давид перенес ковчег на Сион, исследователь предположил, что автор, живший намного позже описываемых событий, использовал в качестве основы для своего описания ежегодный ритуал новогоднего праздника.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

В Библии Фавор упоминается как граница владений трех колен – Иссахара, Завулона и Неффалима ( Нав. 19:22 ). У подножия горы Фавор один из судей Израилевых, Варак, разбил войско Сисары ( Суд. 4:1–24 ). На Фаворе погибли братья Гедеона от рук царей Мадиамских Зевея и Салмана ( Суд. 8:18–19 ). В Псалтири Фавор упоминается вместе с Ермоном: Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются ( Пс. 88:13 ). В книге пророка Иеремии царь Навуходоносор сравнивается с горами Фавор и Кармил: как Фавор среди гор и как Кармил при море, так верно придет он ( Иер. 46:18 ). Что же касается Ермона, то он неоднократно упоминается в Библии в качестве северного предела земли обетованной ( Нав. 12:1; 13:2, 5, 8, 11 ). Во времена завоевания земли обетованной Иисусом Навином Ермон входил во владения Ога, царя Васанского ( Нав. 12:4–5 ). Его и Сигона, царя Аморрейского, владевшего сопредельной территорией ( Нав. 12:2 ), убил Моисей, разделив завоеванную землю между тремя коленами Израилевыми ( Нав. 12:5–6 ). Окончательно край подчинился израильтянам в эпоху царя Давида 287 . Аргументация в пользу Ермона как высокой горы, на которой могло произойти событие Преображения, подкрепляется тем, что вершина этой горы круглый год покрыта снегом. Сравнение белизны одежд преобразившегося Иисуса со снегом, присутствующее во многих рукописях Евангелия от Марка ( Мк. 9:3 ), кажется более уместным, если речь идет о Ермоне. В то же время несколько факторов говорят против того, что Преображение могло произойти на Ермоне. Во-первых, взобраться на гору высотой 2813 метров было достаточно трудно, тем более если учесть, что во времена Иисуса в Палестине носили легкую обувь – сандалии, надевавшиеся на босу ногу (даже без учета этого фактора восхождение на столь высокую гору и спуск с нее должны были занять два полных световых дня). Во-вторых, вряд ли, сойдя с горы и оказавшись при этом в 50 километрах от Галилейского озера, Иисус мог встретить у ее подножия толпу ожидавших Его людей. В-третьих, после рассказа о Преображении и последовавшем за ним изгнании беса из отрока Марк пишет: Выйдя оттуда, проходили через Галилею ( Мк. 9:30 ). Эти слова могут, конечно, указывать на то, что место Преображения было вне Галилеи, но более вероятно, что оно было в Галилее или вблизи от нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Откр.13:10 . «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Объясн. Вся 13 глава Откровения изображает антихриста, который, будучи слугою сатаны, уведёт многих в плен, многих убьёт, но и сам будет убит духом уст Господних: 2Фес.2:8 , следовательно, к обычным войнам между народами это место не имеет никакого отношения. Не война для защиты отечества Священным Писанием осуждается ( Лк.14:31:3:14 ), а самоуправное и незаконное употребление оружия: Мф.26:51 . Быт.9:6 . «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукой человека: ибо человек создан по образу Божию». Объясн. Здесь осуждается не война, на которую Сам Бог посылал Израильтян: Нав.8:1 , а самоуправное и незаконное употребление оружия. Если сказано, что начальник есть Божий слуга... не напрасно носит меч: Рим.13:4 , то в наказание делающему злое, очевидно, допустимо оружие отмщения со стороны правосудия. Из Евангельской истории видно, что воинское звание не воспрепятствовало получать от Иисуса Христа похвалу и исполнение просьбы: Мф.8:8–10 ; срав. Деян.10:1–7 ; Лк.3:14 . Исх.20:13 . «Не убивай». Объясн. Этой заповедью запрещается лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т.п. Но в других местах того же Ветх. Завета иногда предписывается воевать с другими народами, например, враждебно поступающими в коварстве своём: Чис.25:15–18 , а также предоставляется и суду поступать с убийцей по всем строгостям закона: Быт.9:6 ; Лев.24:21 . Закон о каре взявшим меч по гневу на ближнего не отменён: Мф.26:52 . Тот же самый начальник, который носит меч на злодеев внутренних, должен обращать меч свой и против злодеев внешних: Рим.13:3–4 . Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о войне Чис.31:1–2 . И сказал Господь Моисею, говоря: Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдёшь к народу твоему: Чис.25:16–18 ; ср. Нав.8:1 . Лк.3:14 . Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Давид разделил левитов на 24 чреды, которые сменялись еженедельно по субботам ( 1Пар.23:2–6. 9:25 ). Из числа левитов, избранных на дела Господни, одни были певцы, и музыканты, иже провещаваху в гуслех, и псалтирех, и кимвалех ( 1Пар.25:1 ). Они должны были поочередно совершать ежедневно служение свое и чередные жить при храме, чтобы иметь возможность свободно исполнять днем и ночью свою службу ( 1Пар.9:33 ). Иные из левитов были дверники и стражи. Они поочередно стерегли при вратех дому Господня и в дому скинии; хранили сокровища дому Господня, священные сосуды, пшеничную муку, вино, елей, фимиам и ароматы. У них находились ключи от дверей святилища. Чередные из них жили при храме с четырех его сторон. Четверо из дверников обязаны были иметь наблюдение над комнатами, в которых хранились сокровища дома Господня. Они также жили кругом храма Божия и по утру открывали двери храма ( 1Пар.9:17–29. 26 гл.). Некоторые из левитов употреблены были на дела гражданские и назывались судьями и книгочиями, исполнявшими обязанность письмоводцев и начальников ( 1Пар.23:4 ). К числу левитов должно отнести также дровосеков и водоносов из гаваонитян ( Нав.9:27 ), которые называются данными на служение, или Нафинеями ( 1Пар.9:2 ) и рабами церковными ( 2Ездр.13:22 ). В деле служения своего левиты подчинены были священникам и первосвященнику ( Чис.3:6–9 ). Давид постави левитов под руку сыном Аароним, и да оказывают повиновение сыном Аароновым, чтобы соблюсти служение в дому Господнем ( 1Пар.23:28–32 ). Возвышенные своим званием пред простым народом, левиты получали от него для содержания своего десятины и начатки ( Чис.18:24 . Неем.10:37 ). II. Выше левитов были священники, имя и звание которых известны были уже во времена Авраама ( Быт.14:18 ). Первоначально у евреев исполняли должность священников первенцы ( Чис.8:16 ). Высокой чистоты и святости требовало священное место от тех, кои обязаны были только помогать священнодействующим, находиться большею частью во дворе дома Божия и не должны были под угрозою смерти видеть святая и прикасаться святых ( Чис.4:15–20 . 1Пар.13:10 ). Но для самих священнодействующих предписана была высшая степень чистоты, какой требовало их служение, вводившее их во святилище и приближавшее к престолу верховного Владыки ( Исх.19:22. 29 гл. Лев.8 ), Для внушения народу, левитам и самим священникам уважения к святому их званию, оно возвышено было особенными постановлениями об их происхождении, телесных качествах, поведении, супружестве, посвящении и обязанностях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Глава 24 1. Собрание в Сихеме-Силоме. 2–14. Милости Господа Аврааму и его потомкам. 15–24. Вопрос народу о выборе религии и его решение. 25–28. Возобновление Завета с Господом и его увековечение. 29–33. Кончина Иисуса Навина и первосвященника Елеазара. 34–36. Дополнение к тексту. Нав.24:1 .  И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред [Господа] Бога. Второе увещание произнесено было Иисусом Навином также перед всенародным собранием, которое одушевлено было мыслью о Боге и Его присутствии: «предстали пред... Бога». Народное собрание созвано было в Сихеме по нынешнему еврейскому тексту, многим позднейшим греческим спискам и основанным на них изданиям (например, Комплютенской Полиглотте и Альдинской Библии), с которыми согласуется славянская Библия, равно как по переводу блаженного Иеронима. Напротив, в древнем Ватиканском, Александрийском и некоторых позднейших списках перевода LXX вместо Сихема читается Силом. Первое из этих чтений может быть названо в настоящее время общепринятым с включением и нашей отечественной литературы 232 . В доказательство правильности его указывается на особенно важное значение Сихема, как священного города по религиозным воспоминаниям о патриархах, Аврааме ( Быт.12:7 ) и Иакове ( Быт.33:19–20,35:4 ) и по воспоминанию о недавнем религиозном событии, местом которого служили находящиеся около Сихема горы, назначенные для этого самим Моисеем ( Нав.8:30–35 ; Втор.11:29–30,27:4–26 ). При объяснении избрания Сихема для народного собрания при Иисусе Навине встречается, однако, немаловажное затруднение, представляемое словами Нав.24:26 : «и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (по еврейскому тексту «бемикдаш Иегова»). «Святилище» было, как видно из Исх.25:8 , Лев.12:4 и др., одним из названий Скинии собрания. Если Сихем был местом народного собрания, то существование в нем Скинии Господней, которая поставлена была в Силоме ( Нав.18:1 ), возбуждает недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но вследствие узости пространства ей пришлось настолько приблизиться к стене, что она прижала к ней ногу Валаамову ( Чис.22:25 ). Эго, видимо, беспричинное уклонение с тропинки к стене с прижатием ноги привело Валаама в крайнюю ярость, и он осыпал бедное животное ударами ( Чис.22:25 ). В эту минуту Ангел Божий стал невидим, и несчастное животное нашло возможным исполнить волю хозяина и своротить на средину тропинки. Это второе уклонение ослицы несомненно озадачило Валаама. Как прозорливец и гадатель, он не мог не задуматься над таким поведением ослицы. Но эта мысль мгновенно была вытеснена подавляющими его думами об успехе его путешествия. Поэтому Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить ни направо, ни налево ( Чис.22:26 ). И когда направляемая своим раздраженным седоком ослица подошла к этому месту и увидела там опять прямо пред собою грозное видение, для нее ничего не оставалось иного, как попятиться назад вопреки воле разгневанного хозяина или просто лечь, чтобы показать, что дальнейшее движете для нее невозможно. «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом» ( Чис.22:27 ). Это было последней воспламеняющей искрой для обуреваемого страстными чувствами сердца Валаамова. Опасение не поспеть к сроку, мысль отстать от каравана, затеряться в незнакомой местности, попасть как-нибудь в руки «ненавистным выходцам из Египта» или другим кочующим племенам, все это в виду поведения ослицы вполне было достаточно, чтобы привести пламенную натуру Валаама в крайнее раздражение. «И воспылал гнев Валаама и стал он бить ослицу палкою» ( Чис.22:27 ). Но среди движений яростной досады в голове Валаама опять пронесся при необычно ярком внутреннем озарении ряд особых мыслей. Мгновенно ему показалось, что это необычное поведение ослицы указывает на нечто особенное, что все это суть знамения гнева Божия на его намерение проклясть благословенный Богом народ и предзнаменование предстоящей неудачи. Эти и подобные мысли, в виду весьма употребительного в те времена в Халдее обычая усматривать содержание будущего из поведения животных, могли получить в этот момент особенную значимость и яркость и как бы сделали в душе Валаама мгновенный просвет в область невидимого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Помню, когда Вы вернулись в монастырь после путешествия по Горе, я много раз говорил Вам, что наша жизнь – Крест. В первом письме своем я писал Вам об этом же и теперь говорю, что ничего, кроме Креста, мы не проповедуем, и если зовем кого-либо идти с нами, то только на Крест, полагая в этом для себя величайшую несравненную славу. Когда Господь посещает душу, то Крест становится легким, а иногда и неизреченно сладким; когда же благоволит оставить ее на труды и болезни, тогда должны мы быть блаженны упованием на еще большую славу. Это обстоятельство, при всей любви к людям, часто заставляет умолчать, о пути Божием не говорить, потому что то, что вожделенно любящим распятого Христа, тяжко бывает для других, и они, отяготившись, начинают клясть говорившего им. Я всегда боюсь, что они, познав отчасти Божию благодать, а потом увидев, что стяжание ее стоит великих трудов, начнут «уничижать землю желанную» (ср. Пс.105:24 ; Чис.13–14 ) или «не уразумеют чудес Его и забудут милости Его» (ср. Пс.105:7 ) настолько, что и самое видение первых плодов, принесенных из земли обетованной, не возможет возбудить в них мужества пойти на завоевание сей земли. Думаю, что если, подобно Иисусу Навину и Халеву, буду убеждать, что «хороша земля сия», что «милостив Господь» и «введет нас в землю сию и даст нам ее» (см. Чис.14:7–8 ) в вечное и неотъемлемое владение, по неложному обещанию Господа ( Ин.16:22 ), что не должно малодушно «бояться народа земли той» (см. Чис.14:9 ), то есть скорбей, которые только кажутся непреодолимыми гигантами, на деле же немощны и рассеются, как дым, то, кто знает, будут потом меня ненавидеть, захотят «побить камнями» (ср. Исх.17:4 ; Чис.14:10 ). Боюсь я и того иногда, что если, достигнув уже окраин земли обетованной, они смалодушествуют и начнут искать себе вождя вести их обратно в Египет, то весь труд мой плодом своим будет иметь лишь еще большую скорбь и страдание тех, кого так возлюбила душа моя. Трудное душевное состояние бывает в эти минуты, и не знаешь, что делать: говорить или не говорить? Не человеческое это дело; и ничего не остается делать, как только от скорби и от сознания своего бессилия и вместе и ответственности пасть, подобно Моисею и Аарону, на лице свое (ср. Чис.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   Помню, когда Вы вернулись в монастырь после путешествия по Горе, я много раз говорил Вам, что наша жизнь — Крест. В первом письме своем я писал Вам об этом же и теперь говорю, что ничего, кроме Креста, мы не проповедуем, и если зовем кого-либо идти с нами, то только на Крест, полагая в этом для себя величайшую несравненную славу. Когда Господь посещает душу, то Крест становится легким, а иногда и неизреченно сладким; когда же благоволит оставить ее на труды и болезни, тогда должны мы быть блаженны упованием на еще большую славу.    Это обстоятельство, при всей любви к людям, часто заставляет умолчать, о пути Божием не говорить, потому что то, что вожделенно любящим распятого Христа, тяжко бывает для других, и они, отяготившись, начинают клясть говорившего им. Я всегда боюсь, что они, познав отчасти Божию благодать, а потом увидев, что стяжание ее стоит великих трудов, начнут «уничижать землю желанную» (ср. Пс.105:24; Чис.13—14) или «не уразумеют чудес Его и забудут милости Его» (ср. Пс.105:7) настолько, что и самое видение первых плодов, принесенных из земли обетованной, не возможет возбудить в них мужества пойти на завоевание сей земли.    Думаю, что если, подобно Иисусу Навину и Халеву, буду убеждать, что «хороша земля сия», что «милостив Господь» и «введет нас в землю сию и даст нам ее» (см. Чис.14:7—8) в вечное и неотъемлемое владение, по неложному обещанию Господа (Ин.16:22), что не должно малодушно «бояться народа земли той» (см. Чис.14:9), то есть скорбей, которые только кажутся непреодолимыми гигантами, на деле же немощны и рассеются, как дым, то, кто знает, будут потом меня ненавидеть, захотят «побить камнями» (ср. Исх.17:4; Чис.14:10).    Боюсь я и того иногда, что если, достигнув уже окраин земли обетованной, они смалодушествуют и начнут искать себе вождя вести их обратно в Египет, то весь труд мой плодом своим будет иметь лишь еще большую скорбь и страдание тех, кого так возлюбила душа моя. Трудное душевное состояние бывает в эти минуты, и не знаешь, что делать: говорить или не говорить? Не человеческое это дело; и ничего не остается делать, как только от скорби и от сознания своего бессилия и вместе и ответственности пасть, подобно Моисею и Аарону, на лице свое (ср. Чис.14:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Валак также спустился с своею свитою с вершины горы Фегора и пошел своею дорогою в свою столицу ( Чис.24:25 ). § 8. Истина и красота притч Валаамовых Изложенное таким образом истолкование притч Валаамовых было бы не полным, если бы мы не показали, насколько они, как и всякие другие божественные определения, осуществились в свое время в исторической действительности. В самом изложении буквального смысла притч не трудно было усмотреть, что они изображают внешнюю историю судеб народов не только в современном их состоянии, но, что самое важное, и в отдаленном будущем. По заявлению и самого Валаама ( Чис.23:12–26; 24:17 ), и св. писателя ( Чис.23:4–5,16; 24:2 ) они суть глаголы Бога, откровение Его мыслей устами месопотамского мага. Между тем «небо и земля прейдут, а слова Его не прейдут» (Мф.24:35). Как же сбылись и сбываются словеса Господа, реченные устами этого единственного в своем роде языческого пророка? По вдохновенному свидетельству Валааама потомство патриарха Иакова «живет отдельно и между народами не числится. Это на народ праведный ( Чис.23:9–10 ); не будете гадания в Иакове и нет прорицателя в Израиле. В свое время устами пророков возвещается Иакову и Израилю, что совершит Бог» ( Чис.23:23 ). Так действительно и было. Нравственное одиночество Израиля, его особое воспитательное положение в мире, его единственное в своем роде религиозное миросозерцание и особая общественная жизнь засвидетельствованы историей. «Все народы, по выражению Библии, пили из опьянявшей их чаши Бела и Ваала» (Иер.51:7) т. е. бога природы. Ни один из них не возвысился до понятия о Боге, как о существе бесконечном, отдельном от мира. Только еврейская религия среди всех других древних религий проповедовала об Иегове, безмерно возвышенном над всем конечным миром; только Еврей, обитатель ничтожной Палестины, веровал в истинного Бога, незнаемого другими народами... По своему нравственному строю и быту, особенно же по той задаче, какую он осуществил в истории, он совершенно расходился с другими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Только спустя несколько недель уже после поражения Мадианитян могла сделаться известной чрез пленных девушек мадианитских роль Валаама в этом деле. Как бы то ни было, однако несомненно, что Валаам внушил Мадианитянам упомянутую мысль, и последствия распутной жизни Израильтян скоро обнаружились самым заметным и для врагов может быть самым желательным образом. В то время как между сынами Израиля и обоими упомянутыми племенами продолжались так неожиданно завязавшиеся дружеские сношения у заманчивых котлов с мясом и под тенистыми деревьями, в стане Израильском началась уже язва, началось нечто похожее на гробы похотения. Умирали сотнями. И вот веселое настроение стало мало-по-малу сменяться унылым. Великий пророк с народными старейшинами плакал у скинии ( Чис.25:6 ), и только Господь рукою Финееса положил конец коварной пагубной дружбе с развращенными соседями и повелел враждовать с Мадианитянами и поражать их ( Чис.25:17 ). Спустя несколько времени во исполнение этого повеления Господня было послано в область Мадианитян двенадцать тысяч мужей для отмщения за смерть сынов израилевых, умерших от язвы: «И пошли они войной на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола. И вместе с убитыми их убили царей мадиамских Евия, Рекема, Цура, Хура и Реву, пять царей мадиамских и Валаама сына Веорова убили мечем...» ( Чис.31:7–8 ). Наказание это очевидно было для Мадианитян при установившихся дружественных отношениях совершенною неожиданностью. Они были захвачены врасплох и все избиты, как волы на пастбище. Так погиб среди них и вместе с ними под ударом меча, как бы взятый в плен 345 , знаменитый месопотамский прорицатель Валаам за то, что не переставал враждовать против благословенного Богом народа ( Чис.22:12 ) и вопреки слову Божий ( Чис.22:12–32 ) пришел в землю Моава с упорным намерением поразить народ Господень смертоносным проклятием. Ибо Господь «разрушает замыслы коварных, и руки их не довершают предприятия. Он уловляет мудрецов их же лукавством и совет хитрых становится тщетным. Днем они встречают тьму и в полдень ходят ощупью, как ночью ( Иов.5:12–14 ). Таковы пути всех забывающих Бога и надежда лицемера погибнет» ( Иов.8:13 ). Достоинство Валаама

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010