Ближайший повествовательный контекст Л. к. в рамках данных книг - это пространный эпизод Исх 19. 1 - Числ 10. 11 в рассказе об исходе, который называют Синайской перикопой (СинПер). Эпизод обрамляется 2 хронологическими указаниями, охватывающими временной интервал длиной фактически в один год: «В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую» (Исх 19. 1). «Во второй год, во второй месяц, в двадцатый день месяца… отправились сыны Израилевы по станам своим из пустыни Синайской» (Числ 10. 11-12). В интервале между указанными датами израильтяне находились у горы Синай, где произошли важнейшие для Израиля события. Среди них наиболее тесно с содержанием Л. к. связаны сооружение походного святилища и учреждение культа (Исх 25-31, 35-40). В Исх 25-31 Бог сообщает Моисею предписания об изготовлении всех элементов скинии и культовых принадлежностей, одежды для священников и о ритуале посвящения священников; в Исх 35-40 рассказывается об исполнении этих предписаний, кроме посвящения Аарона и его сыновей, к-рое происходит только в Лев 8-9. Т. о., посвящение священников, предписанное в Исх 29, выполняется в Лев 8 в соответствии с ритуалом, описанным в Исх. Более того, место действия, т. е. скиния собрания, в котором ритуалы не только должны совершаться, но и фактически совершаются (Лев 9), создано в последних главах кн. Исход. Еще одна иллюстрация неразрывной связи между Л. к. и кн. Исход - не вполне нормированный синтаксис вводной фразы Лев 1. 1:                   эта фраза становится прозрачной, если учесть, что предпосылки для нее создает ближайший текст Исх 40. 35: «...и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию». Общепризнано, что примыкающий к Лев текст Исх 40. 36-38 - вторичная интерполяция, соотнесенная с (вторичным) концом СинПер, а именно с Числ 9. 15-17. Если эту интерполяцию изъять, то Лев 1. 1 будет следовать непосредственно за Исх 40. 35; отсюда видно, что подразумеваемый при   субъект - это   тогда как   выступает субъектом при   ( Rendtorff.

http://pravenc.ru/text/2463319.html

Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ стал есть и пить и встал играть ( Исх. 32:6 ). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали и в один день погибло их двадцать три тысячи ( Числ. 25:1,2 ). Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей ( Числ. 21:6 ). Не ропщите, как некоторые из них роптали, и погибли от истребления ( Числ. 14:37 ). Все сие происходило с ними как образы (τποι в некоторых чтениях τυπικς); а описано в наставление нам, достигшим последних веков (ες ος τ τλη τν ανων κατντησεν) ( 1Кор. 10:1–11 ). Что в этих изречениях св. апостола заключается именно типологическое толкование, это мы уже доказывали раньше 277 . Основные же пункты типических соотношений событий историй ветхозаветных и новозаветных обстоятельств суть следующие в этом толковании. 1 . Очевидно, что св. апостол прямо берет событие изведения Израильтян из Египта под водительством столпа облачного ( Исх. 13:21–22 ) с Моисеем, как вождем во главе (сл. Деян. 7:35–36 с предшеств. и 13:17) и переход через Чермное море ( Исх. 14:22  сл. Деян. 7:36 , Евр. 11:29 ) и толкует оба события в связи как прообраз крещения новозаветного (βαπτζοντο, срав. 6, 11). «Облак древле и море», учит нас крещенных церковь , «божественного проображаху (προεικνιξον) крещения чудо, в них же древние крестишася исходяще законнии (собственно – в законодателя, т. е. Моисея – τ νομοθτ) люди; море же бе образ (τπος) воды и облак – духа, ими же совершаеми (τελμενοι) благословен еси, зовем, Боже во веки» 278 . Поясним учением св. отцов: «Что значит: крестились в Моисея? Как мы, верующие во Христа и воскресение Его, крещаемся для того, чтобы и самим иметь участие в тех же таинствах: так и израильтяне, полагаясь на Моисея, т. е. видя, что он первый вступил в море, решились и сами вступить туда же. А так как Апостол желает сблизить образ с истиной, то не выражается так, показывает и прообраз именем истины» 279 . «Море», частнее определяет прообразовательные черты бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

КОНЕЦ. 3 Во Христе суть два естества нераздельные, и неслиянные, так что человеческое естество не само по себе пребывает, но Божественным самопребывающим есть содержимо. [susteniatur]. 4 Ныне – город Чивидале-дель-Фриули, рядом со словенской границей. Примечание редакции Азбуки веры 5 В Латинском подлиннике изд. 1772 года примечание(т) на стр. 29.: Suae Gentium conversionis, Part. I. Cap. VI . Titul. 3. Thomas á Jesu [Томас де Хесус] – из испанских кармелитовъ-иезуитовъ, префект Кастилии, умер въ 1627 г. См. Christian Gottlieb Jöcher: Compendiöses Gelehrten-Lexicon. Leipzig. 1733. sub voce de Jesu (Thom.). Примечание редакции Азбуки веры. 7 Все сие из деяний Иннокентиевых и его посланий в великом количестве собрал АДАМ ЗЕРНИКАВ в Тракт. 17. который еще не напечатан, от старан. 1355. и следующих. 8 Как повествует КРОМЕР в летописце о происшествии и делах Поляков, на стран. 524. Польской истории, в Василее 1580. года ПИСТОРИЕМ изданной. 9 Здесь разумеется Галицкое Княжество в Чермной Руси на Покютю, так именуемое от города Галича, который есть и поныне, хотя уж и не Князьями управляется, и состоит под Митрополитом Киевским и Галицким. 11 В кн. 3. гл. 37. на стран. 89., летописца Польского, который печатной находится у ПИСТОРИЯ в томе 2. 12 В Киеве на Подоле оный монастырь и теперь действительно находится, и есть здание огромное, но уже ныне в нем отправляется литургия Восточные Греческие церкви и именуется он Петро-Павловским. 17 Князь Данило Романович дважды на королевство Русское был коронован, по благословению Иннокентия четвертого Папы Римского: первый раз в Киеве в 1246. году от Р. Христова; а другой раз в Дорогичине в 1253. году от Р. Христова. См. Ядро Российской истории кн. 2. гл. 9. стран. 86. 19 НИКИФОР ГРЕГОРАС, в кн. I. гл. 2. на стран.7. Цареградской истории, в Париже 1702. года изданной. 21 ЛЕВ АЛЛАЦИЙ в кн. 2. о беспрерывном Восточные и Западные церквей согласии, гл. 14. числ. 2 из NAXIMEPA. 29 ВАДДИНГ в томе 4. летописца Францисканского, на лето 1461. числ. 18. издан. вторично в Риме 1732. и БАРОНИЙ в летопис. на 1263. лето от Р. Х. в томе 13. числ. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Однако и он потерпел немалое наказание за своеволие детей своих 1 Цар, гл. 4). Так и бывший первым священником иудейским, о котором так много говорил Бог Моисею, за то, что не мог один противостать безумию такого множества народа, не был ли почти у самой погибели, если бы предстательство брата не удержало гнева Божия (Исход. 32)? Так как я упомянул о Моисее, то благовременно подтвердить истину моих слов и случившимися с ним событиями. Сам блаженный Моисей так далек был от того, чтобы домогаться начальства над иудеями, что даже отказывался от предлагаемого, не соглашался на повеление Божье и разгневал Повелевавшего (Исход. 4:13). И не только тогда, но и после, уже по принятии власти, он охотно желал умереть, чтобы освободиться от нее: « умертви меня », говорил он, « когда Ты так поступаешь со мною » (Числ. 11:15). И что же? Так как он согрешил при изведении воды (Числ. 20:12), то непрестанные его отказы могли ли защитить его и склонить Бога к дарованию ему прощения? Не за другое ли что–нибудь он был лишен обетованной земли? Не за другое что, как известно всех нам, а именно за этот грех такой дивный муж не мог достигнуть того, чего достигли подвластные ему, но после многих подвигов и изнурений, после такого необычайного странствования, после сражений и побед, умер вне той земли, для которой подъял столько трудов и, претерпев бедствия мореплавания, не насладился благами пристани. Видишь, что не только похищающие (священство), но и те, которые получают его по старанию других, не могут ничем оправдываться в своих проступках. Если те, которые многократно отказывались, когда Сам Бог избирал их, подверглись такому наказанию, и ничто не могло избавить от этой опасности ни Аарона, ни Илия, ни того блаженного мужа, святого, пророка, дивного, « кротчайшего из всех людей на земле » (Числ. 12:3), который беседовал с Богом как друг (Исх. 33:11), то нам, которые столь далеки от его совершенства, едва ли послужит к достаточному оправданию наше сознание, что мы нисколько не искали себе этой власти, особенно когда многие из этих избраний бывают не по божественной благодати, но по старанию людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Следовательно, истина бессмертия души и ее загробной вечной жизни хранилась в устном предании, пока Моисей первым не упомянул о ней в разных местах своего Пятикнижия. О том, что сознание загробной жизни было общим для всего человечества, свидетельствует Иоанн Златоуст : «С нашим верованием о воздаянии каждому по делам в будущей жизни согласны и эллины, и варвары, стихотворцы и философы, и вообще весь род человеческий» («Беседа 9-я на 2-е Послание к Коринфянам»). Божественное Откровение Ветхого и Нового Заветов открыло человеку истину о его личном загробном существовании. Моисей писал: и сказал Господь Авраму... а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй ( Быт.15:13,15 ). Известно, что тело Авраама похоронено в Ханаане, а тело его отца Фарры погребено в Харране, а тела предков Авраама – в Уре. Тела покоятся в разных местах, а Бог говорит Аврааму, что он отойдет к своим отцам, то есть его душа соединится за гробом с душами предков, находящихся в шеоле (аду). И скончался Авраам... и приложился к народу своему ( Быт.25:8 ). Точно так же Моисей описывает и смерть Исаака, говоря, что он приложился к народу своему ( Быт.35:29 ). Патриарх Иаков, сраженный скорбью о смерти своего любимого сына, говорил: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю ( Быт.37:35 ). Слово «преисподняя» означает таинственное загробное жилище. Иаков, чувствуя приближение смерти, сказал: я прилагаюсь к народу моему... и скончался, и приложился к народу своему ( Быт.49:29,33 ). Бог повелел Моисею приготовить его брата Аарона к исходу от земной жизни: пусть приложится Аарон к народу своему... пусть Аарон отойдет и умрет ( Числ.20:24,26 ). Потом Господь и Моисею сказал: приложись к народу своему и ты, как приложился Аарон, брат твой... отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему ( Числ.27:13, 31:2 ). Всех людей Кореевых, по слову Моисея, поглотила земля, и сошли они со всем , что принадлежало им, живые в преисподнюю ( Числ.16:32,33 ). Господь сказал царю Иосии: Я приложу тебя к отцам твоим ( 4Цар.22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Подчеркивается притеснение и злословие со стороны тех, «которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское». Выражение «сборище сатанинское», на церковнославянском – сонмище сатанино, в греческом оригинале – «синагога сатаны». Безусловно, здесь намек на то, что иудеи привыкли именовать себя «синагогой Господа». Именно так общество верующих иудеев торжественно называется в греческом переводе Числ.16:3 ; Числ.20:4 ; Числ.31:16 , ибо греческое слово «синагога» означает просто «собрание, общество». Но над современными Иоанну иудеями выносится суровый приговор: они – не «синагога Господа», а «синагога сатаны». Истинными Иудеями, или истинным Израилем отныне могут быть названы христиане. Это их церковь – «синагога Господа». Как? христиане – иудеи? христиане – синагога Господа? Для нас это звучит, конечно, странно и непривычно. Но ведь Иоанн придает понятию «иудеи» возвышенный смысл, ибо оно связано с обетованиями Бога своему народу. Иоанн убежден, что эти обетования осуществились на христианах. Следует заметить при этом, что слово «иудеи» восходит к имени «Иуда», одного из двенадцати сыновей Иакова-Израиля. А имя это означает или «хвалящий Господа», или «хвалимый Господом». Как здесь не вспомнить игру со словами «иудей» и «похвала» в Послании к Римлянам апостола Павла, который пишет: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28–29 ). Суждение об иудеях как о «синагоге сатаны» имеет параллели в Евангелии от Иоанна. Там евангелист вкладывает в уста Иисуса слова, отрицающие за иудеями сыновство Аврааму. Иудеи «Сказали Ему… отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего» ( Ин.8:39–41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

19 Диспут Нахманида. Иерусалим; Москва. 1992. С. 32–33. 20 Вспомним историю с пророком Валаамом. Он не еврей, а язычник с Евфрата ( Числ. 22:5 ). И все же он исполняет повеление Бога и благословляет евреев в их войне против Валака, царя Моавитского. Война, кстати, началась всего лишь из-за того, что один из евреев взял в жены мадианитянскую девушку. Как ни странно, за этот поступок еврейского солдата звучит приказ: «отомсти Мадианитянам». Затем сам Валаам был убит при разгроме мадианитян ( Числ. 31:8 )… Это первый пророк, убитый евреями… Однако во время одной – из встреч с Богом Валаам молился: Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их! ( Числ. 23:10 ). Значит, это и есть кончина праведника – безвинная кончина от рук своих же, от слуг своего Господа… Так Валаам оказывается прообразом Христа. 21 «Иуда предавал Христа в сознании служения мессианской идее, ибо думал, что предает лжемессию во имя истинного Мессии. Когда же он увидел, что те, кому он вручил жизнь Преданного Учителя, совсем и не верят в мессию, а только хитростью купили предателя для своих личных целей, тогда сознание всей этой лжи, непоправимой ошибки, гнусности и неправды, стыд и раскаяние сделали то, что сребреники теперь жгли руки и сердце предателя». ( Тареев М.М. Иуда Предатель// Богословский Вестник . 1908, январьапрель; Т. 1. Сергиев Посад, 1908. С. 5.) 22 Даймонт М. Евреи, Бог и история. М., 1994. С. 183. 23 «Как от всего тела Адама взятая часть была устроена в женщину, из женщины тоже взятая часть была устроена в мужа и становится новым Адамом, Господом нашим Иисусом Христом, и из остатка, то есть через тело Владычное, благословение перешло на все человечество» – преп. Симеон Новый Богослов . (Цит. по: Архиеп. Василий ( Кривошеий ). Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996. С. 346). 24 Анри де Любак. Католичество. Милан, 1992. С. 50. Это суждение Любак подкрепляет ссылкой на св. Илария Пиктавийского . 25 Лёзов С. Новый Завет и Голокауст//Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып 3. Христианство и политика. М., ИНИОН. 1991. С. 153.

http://azbyka.ru/tajna-izrailya

21). Далее К. з. был предоставлен попечению левитского рода сынов Каафовых (Числ 3. 31). Др. рассказ о происхождении ковчега содержится в кн. Второзаконие. Согласно Втор 10. 1-5, К. з. был изготовлен по повелению Господа самим Моисеем для хранения в нем каменных скрижалей. Бог «отделил... колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня» (Втор 10. 8). Рядом с ковчегом Бог повелел класть Книгу закона (Втор 31. 25-26). Сторонники документарной теории относят оба рассказа о происхождении К. з. к разным источникам: 1-й - к Жреческому кодексу, 2-й - к источнику D (Второзаконие). Источники J (Яхвист) и E (Элогист) не содержат информации о происхождении К. з. В Числ 10. 33-36 и 14. 44 рассказывается о том, что К. з. находился у сынов Израилевых во время их странствования по пустыне. В частности, согласно Числ 10. 33, К. з. «шел» перед станом, «чтоб усмотреть им место, где остановиться». В Книге Иисуса Навина описывается завоевание Израилем Ханаана. При этом неоднократно упоминается К. з. Когда Израиль вступает в землю обетованную, ковчег несут на некотором расстоянии перед народом (Нав 3. 4) «священники левиты» (Нав 3. 3; по синодальному пер.: «священники и левиты»), называемые также просто священниками (Нав 3. 14). При помощи К. з. Израиль узнаёт путь, по которому следует идти (Нав 3. 4). При переправе через Иордан ковчег вносят в реку, вода сверхъестественным образом останавливается «стеною» перед ковчегом, и Израиль переходит реку посуху (Нав 3-4). После этого ковчег выносят из Иордана, и течение восстанавливается (Нав 4. 18). После вступления Израиля в Ханаан К. з., видимо, находится некоторое время в Галгале , где располагался стан Израиля (Нав 5. 10; 7. 6, ср.: Суд 2. 1). Согласно Нав 6, ковчег сыграл важную роль при взятии сынами Израилевыми Иерихона . Неся К. з., священники в течение 7 дней обходили вместе с вооруженным народом город по периметру. На 7-й день процессия обошла город 7 раз. После того как священники затрубили в трубы и народ издал боевой клич, стена города обрушилась (Нав 6.

http://pravenc.ru/text/1841628.html

гл. 3, в неделю на повечерии, кан. молебного Пресв. Богор. Пес. 5, тр. 3). «Юница нескверная, Юнца видящи на древо воздвижена волею, рыдающи умильно вопияше: увы мне возлюбленнейшее Чадо» (Окт. гл. 8, во втор. вечера на Госп. воз. стихира крестная). 26. Во время странствия народ Израильский, разделяясь, по повелению Божию на четыре ( Числ.2 ) части, образно представляет собою образ Креста Христова. «Народ (Израильский), предшествуя прообразовательной Скинии свидения, разделяется в священном ополчении на четыре части, прославляясь крестообразным порядком» (кан. на Воздв. пес. 4, троп. 3). 27. Сухой и безжизненный жезл Ааронов, положенный в Скинии и в одну ночь произрастивший ветвь, цвет и плод ( Числ.17:8 ), предуказывал происхождение от бессеменного зачатия Великого Священника – Господа Иисуса Христа и процветение в Церкви священного древа Креста Христова. «Жезл (Ааронов) принимается во образ тайны: ибо он прозябением предуказывает священника: и в Церкви, прежде бесплодной, ныне процвело древо Креста для ея силы и утверждения» (кан. на Воздв. пес. 3, ирмос). 28. В событии исцеления Израильтян, угрызенных ядовитыми змеями, чрез воззрение на медного змия, повешенного Моисеем, по повелению Божию, на древе ( Числ.21:4–9 ), весьма ясно отражалось таинство Креста Христова. а) Древо, на котором воздвигнут был медный змий, было образом древа Креста Христова. «Моисей возложил, на столпе врачевство, избавлявшее от смертоноснаго и ядовитаго уязвления, и привязав поперег на древе – образе креста – змия, пресмыкающагося по земле, восторжествовал чрез то над бедствием» (кан. на Воздв. пес. 1, троп. 2). б) Возвышение змия на древо знаменовало возвышение Господа Иисуса Христа на древе Бреста. «Змий, иже Моисеем возвышаемый на древо, Божественное возвышение проображаше Христово» (Окт.: гл. 2, в среду утра, кан. Кресту, пес. 7, троп. 2). «Змия Моисей на древо вознес, образование Тя Иисусе на Кресте волею вознесена» (в среду 3 нед. Вел. Поста, кан. триоди пес. 9, троп. 1). «На древо вознес первее Моисей змия, Спасе, воображаше Твое воздвижение, еже на Кресте» (в пят. 5 нед. Вел. Поста утра, кан. триоди пес. 9, троп. 2). в) Возвышение Моисеем на древо не живого, а медного, неодушевленного змия предызображало смерть Господа Иисуса Христа на Кресте и умерщвление крестними Его страданиями и смертию духовного змия – сатаны. «Христе, на Кресте простерся, умертвился еси, умертвивый врага и начало злобнаго змия, оживив же угрызением онаго умершия» (в среду 2 нед. Вел. Поста утра по 2 стихословии седален).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

Богу же нашему слава во веки веков. Аминь. Слово в Неделю перед Воздвижением Креста Господня Крест – жизненный ориентир христианина Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ин.3:14-15 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Мы сами, словно странники, бредем по пустыне жизни, под палящим зноем страстей, мучаясь духовной жаждой – жаждой истины, справедливости, добра. Под нашими ногами шуршит сухой песок житейских забот и копошатся ядовитые змеи диавольских соблазнов. Так мы идем и не знаем, достигнем ли Небесного Отечества, куда зовет нас Вселюбящий Спаситель. Но мы верим в это и надеемся. И где на этом трудном пути встретить покой и прохладу, из какого родника утолить жажду, где отдохнуть душе человеческой? Вот так же в древности шли по жгучей Синайской пустыне израильтяне. Позади у них было жестокое, но сытое рабство у египетского фараона, впереди – неясная земля обетованная, «текущая молоком и медом». Сам Господь питал их небесной пищей – манной, укрепляя в пути. Но тяготы пустынных дорог казались несносными этим малодушным людям, и они возроптали. Хлеб ангельский ел человек, послал Господь им пищу до сытости ( Пс.77:25 ), а израильтяне говорили: Душе нашей опротивела эта негодная пища ( Числ.21:5 ). Из жалких рабов стали они свободными людьми, но быстро позабыли тяжкий, бессмысленный труд на строительстве египетских городов и пирамид, побои и ругань надсмотрщиков. Они помнили только, что в Египте кормили их жирным мясом с острыми приправами. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта? ( Числ.21:5 ). Так оскорбляли они Всевышнего, пока не пришла беда. Полчища ядовитых змей выползли из нор и стали жалить израильтян, множество народа в страшных муках умерло от змеиных укусов. По внушению Божию пророк Моисей – вождь израильтян, сколотил своего рода крест и прибил к нему медное изображение змея. И произошло чудо! Это мертвое изваяние стало лекарством от яда живых гадин: Когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив ( Числ.21:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010