священник Т.С.Тихомиров Материальное обеспечение духовенства 1. Основания материального обеспечения духовенства Первое и неотъемлемое право каждого общественного деятеля есть право на получение средств для пропитания. На этом основании вопрос о материальном обеспечении духовенства в Церкви Божией является современным учреждению должности священнослужителей. В Ветхом Завете Господь требовал, чтобы израильтяне, получившие удел в земле обетованной, отделяли от всего своего имущества десятую часть в пользу колена Левиина, избранного на служение Богу; эта десятина служила для левитов вознаграждением за службу их в скинии свидения ( Числ.18:21 ); но и левиты, в свою очередь, обязаны были из своей десятины отделять десятую часть Господу для первосвященника (28). Кроме того, в пользу еврейского духовенства поступали приносимые израильтянами к алтарю начатки, т.е. первые плоды полей и садов, первые порождения домашнего скота ( Числ.18:12–17 ; Исх.22:29 ), а также все, что приносилось к алтарю по обету или по обычному порядку в приношение хвалебное, в приношение за грехи, в жертву ПОВИННОСТИ ( Числ.18: 9–14 ; Лев.5:7; 6: 8, 34; 7:7 ). Наконец, еврейское духовенство пользовалось жилыми, вполне удобными помещениями ( Числ.35:2–5 ). Вообще служащие алтарю в Ветхом Завете питались от алтаря. Это же общее правило, по его естественности, принято за основание обеспечения содержания и в Церкви Христовой, с необходимыми изменениями, сообразными с духом Нового Завета. Сам Спаситель сказал, что «деятели достойны мзды своей» ( Лк.10:7 ). Апостол же Павел указывает и источник, откуда могут быть взяты средства на содержание духовенства: «...священнодействующие, – говорит он, – питаются от святилища: служащие жертвеннику берут долю от жертвенника. Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:13,14 ). Значит, главным средством содержания духовенства, по учению слова Божия, должны служить добровольные приношения христиан. И эти приношения в Новом Завете, свободные по духу и по форме, заменили собою ветхозаветные обязательные постановления о десятине и о жертвенных приношениях. История первенствующей Церкви Христовой показывает, что, несмотря на необязательность, эти приношения христиан были очень обильны и вполне достаточны для удовлетворения нужд церковных.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

По всем этим и подобным качествам – это сыны проклятия ( Ин. 17:12 ; Пс. 108:17 ; Еф. 2:2 ): люди, подлежащие проклятию, или вечному осуждению (ср. Мф. 25:41 и прим.). 15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную, 16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка. 15–16. Страсть к любостяжанию у лжеучителей апостол поясняет примером Валаама, который из-за любостяжания едва не решился изречь проклятие на народ Божий и научил ввести в соблазн евреев, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (ср. Числ. 22:8, 19, 38, 25:1 и далее; Числ. 31:16 ; Апок. 2:14 ). – Оставив прямой, или правый, путь: это – путь богооткровенной истины (ст. 2), или путь правды. Он называется еще путем Господним ( Быт. 18:19 ), путем мира ( Рим. 3:17 ), путем премудрости ( Притч. 4:11 ), путем жизни ( Притч. 10:17 ), путем спасения ( Деян. 16:17 ). Изречение показывает, что лжеучители прежде следовали истинному учению и правилам доброй жизни, но впоследствии отпали от истины и предались умственному и нравственному разврату и нечестию, заблудились, пошли неправильным путем, именно – идя по следам, или путем, Валаама, путем, который проложил, или которым сам шел, Валаам, путем любостяжания. – История Валаама рассказывается в 22 главе и далее книги Чисел. – Сына Восорова: по древнему произношению и чтению – Всорова. – Возлюбил мзду неправедную: эта мзда неправедная есть подарки, которые от лица царя Валака принесли, или поднесли, посланные от него Валааму ( Числ. 22:7 ), и неправедной называется эта мзда потому, что Валаам надеялся чрез нее сделать неправедное и безбожное дело (изречение проклятия на Израиля). Возлюбил: выражение несколько смягченное, впрочем, совершенно соответственное обстоятельствам, по повествованию. В рассказе не упоминается точно о любостяжании Валаама; представляется, что он действовал согласно воле Божией. Но из повествования видно и то, что когда он при втором посольстве получил еще более богатые подарки, то понудил посланцев подолее остаться у него, чтобы вновь вопросить Бога, чт ему нужно делать, и как бы вынуждал тем, или вымогал, у Бога позволение отправиться в путь с послами Валака, почему и воспылал гнев Божий на Валаама за то, что он пошел с ними ( Числ. 22:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Любодействует с дочерьми мадиамскими: и Финеес сын Елеазара, возревновавши ревностью о Господе, пронзает ножом Замврия и блудницу мадианитянку: за что и получил награду – в вечную намять – плечо жертвы. Снова исчисляется народ ( Числ. 26 ), чтобы, по избиении нечестивых, сделать перепись нового народа Божия. Пять дочерей Салфаада обращаются с просьбою и по определению Господа получают наследие между братьями своими ( Числ. 36:6 ), и таким образом и женский пол не исключается из наследия Божия. Иисус последует за Моисеем на гору и поучается от закона, что должен он духовно совершать в церкви. Во-первых, что должен совершать ежедневно, потом, что в субботу, что в первый день месяца, что в пасху, пятидесятницу, в новомесячье седьмого месяца, что в пост того же месяца в десятый день, что в праздник кущей, когда устрояются палатки, в пятнадцатый день вышеупомянутого месяца. Напоминается, что обязательства жен и дочерей без утверждения отцов и мужей не имеют силы; ведется война с мадианитянами, умирает прозорливец Валаам, разделяется добыча, и часть ее приносится в скинии Божией. Рувим и Гад, и половина колена Манассиина первые получают владения в пустыне за Иорданом; ибо колена эти имели много скота и еще не достигли до того, чтобы могли жить с храмом. Народ получает наставление разрушить идолов в святой земле и не оставлять в живых никого из прежних ее обитателей. Описывается давно желанная страна и отделяется наследие половине двух колен. Перечисляются князи колен, которые должны войти в святую землю ( Числ. 34 ); Левиты получают сорок два города с их предместьями на тысячу локтей в окружности – столько же числом, сколько и станов. Присоединяется к ним шесть городов для ищущих убежища – три по эту и три по ту сторону Иордана, так, что вместе составляется сорок восемь городов ( Числ. 35 ), и определяется, кто из ищущих убежища должен быть принят, кто должен быть умерщвлен, кто должен быть охраняем до смерти великого первосвященника. Последует затем Второзаконие – второй закон – руководство к Евангелию, и из него узнаем вкратце, что Моисей говорил народу между Фараном и Тофелем, и Лабаном и Азерофом и золотыми местами (loca aurea) и, отвергши несчастнейшего Иуду – в одиннадцать дней пути от Хорива через гору Сеир до Кадис-Варни; – и, наконец, поется песнь ( Втор. 32 ), в которой весьма явно отвергается синагога и собирается церковь Господу: уты, утолсте, разжире: и остави Бога возлюбленный и отступи от Бога Спаса своего ( Втор. 32:15 ), и еще: злейший род, сыны неразумные: сами подвигли Меня к ревности в том, кто не был бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Слово Божие показывает, что Бог, будучи абсолютным Духом, Творцом вселенной, отделен от всей твари и чужд всякого греха, имеет полноту нравственного совершенства. Всякая святость человеческая является откликом и приобщением к святости Божией. В библейском контексте слово «святой» приобретает новое значение нравственного совершенства. Но мы увидим в дальнейшем при изучении Священного Писания, что такое понятие святости, хотя оно было уже заложено в самом законе Моисеевом, совсем не сразу было усвоено израильтянами. Потребовались еще огромные усилия и труды пророков, великие потрясения в жизни народа, для того чтобы стала понятна связь внешних заповедей, десятин, жертвоприношений и т. п. с требованием нравственной чистоты, правды и совершенства. Эта проблема остается актуальной для каждого человека и до наших дней. Неслучайно в Евангелии мы видим, как Христос неустанно напоминал об этом своим слушателям.     Глава 7. Числа. История сорокалетнего странствования Израиля по пустыне Стоянка у Синая продолжалась около года (Числ. 1: 1). Затем Моисей и Аарон совершили перепись всех израильтян по коленам (Числ. 1: 2–47) и отпраздновали Пасху (Числ. 9). После этого израильтяне двинулись в путь. Господь сказал Моисею: «ты веди этот народ в землю обетованную, а Я не пойду с вами, потому что это народ жестоковыйный, и вы все можете погибнуть, если Я пойду с вами» (Исх. 33: 1–17), – однако Моисей умолил Бога, чтобы Он предводительствовал народом. История этого путешествия описана в книге Чисел. Она охватывает события, начиная от приготовления к путешествию у горы Синай и заканчивая выходом израильтян на исходный рубеж захвата, то есть в степи моавитские в Заиорданье (Числ. 26: 3). Это путешествие подтвердило слова Господа, что народ, которым предводительствовал Моисей, есть народ жестоковыйный. Множество разных искушений пришлось претерпеть Моисею от израильтян в пустыне. Сначала израильтяне направились в Палестину наиболее прямым и естественным путем, продвигаясь в нее с юга между Средиземным и Мертвым морем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИТИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Κιτου], епархия Кипрской Православной Церкви (КПЦ), кафедра расположена в Ларнаке, на месте которой находился древний город Китий. Наименование этого города часто возводят к евр. названию Киттим, встречающемуся в Библии как имя потомка праотца Иавана (Быт 10. 4), как обозначение народов Эгейского региона («корабли от Киттима» из пророчества Валаама в Числ 24. 24; народы моря? - Baker. 1992), как указание на определенное место (в ВЗ это либо сам город, либо весь остров, ср.: Числ 24. 24; Ис 23. 1; Иез 27. 6; в более поздних традициях включается весь регион островов Эгейского м. ( Ios. Flav. Antiq. I6. 1 (128)), может быть указанием на Македонию (1 Макк 1. 1), Рим (Таргум Онкелос к Числ 24. 24; ср.: Переш Хаббакук 2. 12 - Baker. 1992), Италию (Числ 24. 24 в Вульгате)) или вообще служить архетипом отдаленно проживавшего народа (ср.: Ис 23. 12; Иер 2. 10; Дан 11. 30) и врага (Юб 24. 28-29). Исторический очерк Долгое время считалось, что Китий был построен в нач. IX в. до Р. Х. финикийцами, сохранявшими свою власть над городом до 312 г. до Р. Х. Однако по результатам раскопок, начатых в 1959 г., выяснилось, что Китий возник вскоре после 1300 г. до Р. Х. и соседствовал с др. большим городом, процветавшим в эпоху поздней бронзы около Солёного оз., а затем стал его преемником. В XIII в. до Р. Х. Китий был заселен греками-ахейцами. Важным фактором развития города была обработка меди, к-рую привозили в Китий из месторождений в Трули и Калавасосе. Ее переплавляли в специальных мастерских и затем экспортировали в слитках в др. страны. Существуют свидетельства торговых связей Кития с Египтом, Эгейским регионом и сиро-палестинским побережьем. Китий был разрушен между 1075 и 1050 гг. до Р. Х. (в результате природного бедствия или нападения врагов), но быстро восстановлен, однако ок. 1000 г. до Р. Х. его жители переселились ближе к морю.

http://pravenc.ru/text/1841149.html

13, 23). Законы устанавливались одинаковые для всех и распространялись на всех в гос-ве - даже на «пришельцев», живших среди евр. народа (Числ 15. 16, 29; Лев 24. 22; Исх 12. 49). Особым сословием являлись лишь священники и левиты, происходившие исключительно из одного колена Левиина. Однако если в ближневост. империях жреческие касты обладали кроме религ. еще финансовой и политической властью и поэтому занимали особое социальное положение, в гос-ве, существовавшем по З. М., все права и привилегии священников относились исключительно к религ. сфере. Отделение потомства Ааронова и колена Левиина на служение при храме имело практический смысл: обеспечить богослужение людьми, с детства готовившимися к этому. В то же время в З. М. подчеркивается, что весь народ израильский является «народом святым», «царством священников» (Исх 19. 5-6; Втор 7. 6), а на потомков Аарона и колено Левиино лишь возложена конкретная богослужебная обязанность, к-рая определила, что члены колена Левия не имеют наделов земли, а питаются от десятины на храм и от народных приношений. Из равенства прав по З. М. следовал принцип одинаковых обязанностей граждан. Прежде всего это касалось обязанности охраны гос-ва - воинской повинности подлежал каждый израильтянин, начиная с 20-летнего возраста (Числ 1. 3; 26. 2). В ряде случаев предоставлялась отсрочка от военной службы: если человек обручен или только что женился, построил новый дом или насадил виноградники (Втор 20. 5-7; 24. 5). Не считавшие себя способными воевать также могли уклониться от призыва (Втор 20. 8); не подлежали воинскому призыву священники и левиты (Числ 18. 8-32, особенно 18. 20-24). Уплата налогов также являлась всеобщей обязанностью; однако при Моисее, до образования монархического гос-ва, единственным институтом, в пользу к-рого собирались налоги, являлась скиния и состоявшие при ней священники и левиты (Исх 30. 12-14, 16; Числ 1. 2-3; 18. 21; Втор 14. 22-23; 26. 1-15). То, что ставка налога была подоходной, также способствовало гарантии социальной справедливости.

http://pravenc.ru/text/182513.html

„Ибо Я вывел тебя, говорит Он, из земли египетской и из дома рабства освободил тебя и послал пред тобою Моисея», этого великого пророка, с которым Бог говорил устами ко устам ( Числ. 12:8 ), „Аарона», первосвященника, вопрошателя воли Божией и заступника вместе с Моисеем пред Богом за народ ( Числ. 12:6; 14:5, 26; 16:20; 20:7 – 12, 29 ), „и Мариам» – пророчицу ( Исх. 15:20 ). „Народ Мой, вспомни, что умышлял Валак, царь Моава, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров (см. Числ. 22 – 24 ), вспомни, что было от Ситтима», последнего стана израилева, по сю сторону Иордана, на полях моавитских ( Числ. 22:1; 25:1 ), „до Галгала», первого стана в земле обетованной (Иис. Нав. 4:19; 5:9 ), – „вспомни затем, чтобы тебе познать благодеяния Иеговы». А этих благодеяний в указанный период времени проявилось не мало, – сюда относятся не только намерение Валака, царя моавитского, истребить Израиля чрез проклятие, и ответы Валаама, уничтожившие этот план истребления народа Божия, но и дальнейшие события, которые были, так сказать, вещественным подтверждением Валаамом невольно изреченных благословений, – а именно: победа Израиля над моавитянами, стремившимися было погубить Израиля чрез склонение его к идолопоклонству, чудесный переход чрез реку Иордан, вступление к обетованную землю, обрезание в Галгалах, чрез что было принято в завет с Богом поколение, выросшее в пустыне, и народ снова был введен в нормальные отношения к своему Богу (6:3 – 5). И так Бог делал народу одни только благодеяния, и народ не может отвергнуть их. Напоминание о них производит в народе сознание той черной неблагодарности, с какою оп платил Богу за них. Как лицо сознающее себя виновным пред Богом, народ стыдится обратиться к этому оскорбленному им Богу, а обращается к пророку, как передатчику воли Божией, и спрашивает его: чем бы ему умилостивить Бога, чем бы снова связать разорванные грехами узы общения с Иеговою: „с чем мне», вопрошает он, „предстать пред Иегову поклониться Богу Всевышнему», Богу, царствующему на небе? Народ знает Богоустановленное средство для поддержания общения с Иеговою – это жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо там, где с полною верою и принимающего и подающего приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить всё тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоём. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека через заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости, по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим всё. И потому никого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать через окропление, или облитие, тем более, что священное писание говорит через пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту и очиститеся от всех нечистот ваших и от кумиров ваших, и очищу вас, и дам вам сердце ново, и дух нов дам вам ( Иез. 36:25–26 ). То же в Книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седьмый, и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седьмый, не чист будет, и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань ( Числ. 19:10–13 ). И ещё: и рече Господь к Моисею, глаголя: поими левиты от среды сынов Израилевых, и да очистиши я. И сице да твориши им очищение их: покропиши на них воду очищения ( Числ. 8:5–7 ). И ещё: вода окропления очищение есть ( Числ. 19:9 ). Отсюда ясно, что и окропление воды действует наподобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере принимающего и дающего, то всё может восполниться и соединиться величием Господним и истиною веры… И потому, сколько нам дано разуметь верою и мыслить, моё мнение таково, что всякого, кто получит божественную благодать в церкви, по закону и праву веры должно почитать законным христианином. И если кто считает их ничего не получившими, ничего не имущими, потому что они облиты только спасительною водою, то всё же пусть не обольщают их, заставляя креститься по освобождении от тяготы болезни и выздоровлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Несмотря на то что М. резко полемизировал с аллегоризмом гностиков и Оригена, сам он не только не был чужд этому экзегетическому методу, но преимущественно пользовался им при толковании Писания. НЗ М. понимает в основном буквально, тогда как для толкования ВЗ применяет иносказание. В этом М. следует ап. Павлу (Евр 10. 1; 2 Кор 3. 6, 16) ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 5. 7), поскольку букв. объяснение не раскрывает духовного смысла (De lepra. 4. 5). Так, напр., «раздвоенные копыта» (Лев 11. 3) в заповеди о чистых и нечистых животных, согласно М.,- это деятельная и благоразумная жизнь ( Method. Olymp. De cibis. 8. 2). «Мясо телицы (Числ 19. 2-5) - это святые дела, кровь - слово истолкования, кожа - подобие веры и очищения... Нечистоты - это преступления, гноящиеся раны» ( Method. Olymp. De cibis. 11. 6). «Поле мертвых» (Числ 19. 16) - это «помысл невоздержания» ( Method. Olymp. De cibis. 14. 2); «кость» - отступившие от веры; «гроб и могила» - лицемеры; «седьмой день» (Числ 19. 19) - время от греха до исповеди; «пепел» (Числ 19. 17) - смирение ( Method. Olymp. De cibis. 14. 3-7). «Пустыня» (Откр 12. 6) - «обитель добродетели», 1260 дней - «превосходное ведение об Отце, Сыне и Духе... Ибо тысяча, слагающаяся из десяти сотен, составляет совершенное и полное число и поэтому служит символом Отца, Который Сам Собой сотворил и в Себе Самом содержит все. Двести, слагающиеся из двух совершенных чисел, служат символом Святого Духа, так как Он сообщает ведение о Сыне и Отце. А шестьдесят, заключая в себе число шесть, взятое десять раз, служит символом Христа; потому что число шесть, начиная с единицы, слагается из собственных делителей, так что в нем нет ни недостатка, ни излишка; разделяясь на свои делители, оно вполне слагается из них» (далее следует долгое рассуждение о совершенном числе) ( Method. Olymp. Conv. decem virg. 8. 11). По мнению архиеп. Михаила, с аллегорией М. сочетает и типологические толкования, что будто бы недооценивается мн. исследователями ( Михаил (Чуб).

http://pravenc.ru/text/2633849.html

Иисус Навин был выбран одним из 12 соглядатаев, к-рых Моисей послал в Ханаан, перед тем как начать его захват (Числ 13. 9). По возвращении в стан израильтян только Иисус Навин и Халев сохранили веру в то, что завоевание территории, к-рую они обследовали, возможно при поддержке Господа. За это они из всего поколения израильтян, вышедших из Египта были удостоены войти в землю обетованную (Числ 14. 30). В Числ 13. 17, кроме того, сообщается, что прор. Моисей, выбирая тех, кого нужно послать «высмотреть землю», назвал «Осию, сына Навина, Иисусом». Незадолго до смерти прор. Моисея Господь повелел ему избрать Иисуса Навина, как человека, «в котором есть Дух» (Числ 27. 18; во Втор 34. 9 дается уточнение - «дух премудрости»), в качестве своего преемника, чтобы он руководил народом Божиим при завоевании и разделе земли обетованной (см. также: Втор 1. 38; 3. 28). Во Втор 31. 3-8, 14-15, 23 описывается сцена передачи властных полномочий прор. Моисеем Иисусу Навину: «...Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы» (Втор 34. 9). И. Н. к. раскрывает и дополняет образ Иисуса Навина как достойного преемника прор. Моисея и идеального вождя Израиля (Нав 1. 5; 3. 7; 4. 14). В его уста вкладываются слова с повторяющимся призывом к Израилю «во всей точности… хранить и исполнять все, написанное в книге закона Моисеева» (Нав 23. 6; ср.: 24. 14 и др.). Иисуса Навина, как и прор. Моисея, сопровождает божественное присутствие (Нав 1. 5; 3. 7; ср.: Нав 4. 14); в критическую минуту Иисус Навин ходатайствует перед Богом за израильский народ (Нав 7. 6-9), как это делал Моисей (Исх 32. 11-13). Встреча Иисуса Навина с «вождем воинства Господня» (Нав 5. 13-15) напоминает явление Моисею Ангела Господня в горящем кусте (Исх 3. 2-5). Тем не менее каноническая библейская традиция не ставит Иисуса Навина на один уровень с прор. Моисеем, превосходящим его во мн. отношениях: напр., в количестве чудес и знамений. Репутация Иисуса Навина не сравнима с авторитетом Моисея, к-рому Бог даровал закон.

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010