Под водительством Божиим в преддверии завоевания земли обетованной израильский народ побеждает ханаанского царя Араду (Числ 21. 1-3), ведет наступательные В. против Сигона, царя аморрейского, и Ога, царя васанского (Числ 21. 21-35; Втор 2. 26 - 3. 17; ср.: Пс 135. 17-22), мстит мадианитянам (Числ 31. 1-12). В результате исчисления по повелению Яхве израильских воинов (Числ 1. 1-4), явившегося подготовкой к завоеванию земли обетованной, Израиль предстает огромным воинством: «И было всех... сынов Израилевых... от двадцати лет и выше, всех годных для войны... шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят» (Числ 1. 45-46; ср.: 10. 36; 26. 1-51). В эту перепись не были включены по Божию установлению левиты , чьей обязанностью являлась не военная служба, но служба при «скинии откровения» (Числ 1. 47-53), т. е. молитва Богу. Ибо молитвенное обращение к Богу должно было обеспечить Его помощь сражающемуся Израилю. В обязанность священника входило напоминать израильскому народу непосредственно перед битвой о том, что Господь выступает вместе с народом (Втор 20. 2-4). Однако из-за отступничества народа от Бога израильскому воинству не суждено было завоевать Ханаан (Числ 14. 26-35). Завоевание земли обетованной уже следующим поколением израильтян (Нав 6-12) происходит не благодаря военной силе, стратегии, технически совершенному вооружению или героизму воинов, но посредством исполнения народом Божией воли («Верою пали стены Иерихонские...» - Евр 11. 30), как это было заповедано Самим Господом: «Если... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (Втор 28. 1, 7). В Свящ. Писании подчеркивается, что В. Иисуса Навина , вождя израильского народа периода завоевания Ханаана, «была пред Господом, а он только следовал за Всемогущим» (Сир 46. 8). Сам Господь предавал врагов в руки израильтян (Нав 2. 24; 6. 1; 8. 1; 10. 12-14 и др.). Осознавая это, Иисус Навин считает себя не полководцем, но исполнителем Божией воли и поклоняется представшему перед ним «вождю воинства Господня» (Нав 5. 13-15).

http://pravenc.ru/text/155138.html

Богородицы (см. Величит душа Моя Господа ), прор. Захарии , отца св. Иоанна Предтечи, и прав. Симеона Богоприимца - (Лк 1. 46-55, 1. 68-79 и 2. 29-32 соответственно; об этом см.: Brown. P. 346-366), а также заповеди блаженств (Мф 5. 3-12), к-рые тоже иногда рассматриваются как одна из Б. п. (см. также в ст. Блаженны ). Кроме того, в апостольских посланиях и Откровении Иоанна Богослова встречаются цитаты из отдельных ветхозаветных Б. п. (ср.: Лк 1. 47, 52-53 и 1 Цар 2. 1, 4-5; 1 Петр 2. 22-25 и Ис 53; Откр 15. 3 и Втор 32. 4 - см. Bogaert. P. 245-259). Тем не менее вопрос о богослужебном использовании тех или иных Б. п. в апостольское время (на что, возможно, указывают слова ап. Павла: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями» (Кол 3. 16; ср.: Еф 5. 19), а также упоминания песней в Откр 5. 9 и 15. 3-4) остается открытым, так же как и вопрос о том, можно ли усматривать в известных поэтических фрагментах НЗ гимны, использовавшиеся в апостольской богослужебной практике ( Bradshaw. P. 42-45). Первые нелитургические христианские перечни Б. п. Древнейшие известные перечни Б. п. у христ. авторов принадлежат Оригену († 254), к-рый частично основывался на иудейском предании - вероятно, в связи с тем, что он, по его собственному признанию, учился у некого евр. «патриарха Иулла» (Ιολλ τ πατριρχ: Selecta in Psalmos [Dub.] (fragmenta e catenis)//PG. 12. Col. 1056; у блж. Иеронима оно передано как «Huillus» - Apologia adversus libros Rufini. Lib. 1//PL. 23. Col. 408). По словам Оригена, к Б. п. относятся «те, что воспевали пророки и ангелы» (Commentarium in Cantica canticorum. Prolog. 33//GCS. Bd. 8. S. 83), в разных его сочинениях перечень Б. п. приводится трижды ( Schneider. S. 50-51). В числе Б. п. Ориген называет «победную песнь» Моисея (Исх 15. 1-19), «песнь израильских вождей» (Числ 21. 17), «великую песнь» Моисея (Втор 32. 1-43), песнь Деворы (Суд 5), к-рую, по его словам, будут петь при кончине мира, «песнь о винограднике» (Ис 5), песни прор.

http://pravenc.ru/text/149135.html

“Подобитеся гробом повапленным”, т.е. убеленными известью. Ежегодно 15 числа месяца Адара пещеры, служившие гробницами, белились для того чтобы к ним не приближались и не прикасались прохожие, так как прикосновение ко гробу, по закону, причиняло нечистоту на 7 дней ( Числ. 19, 16 ). Обеленные гробы казались снаружи красивыми. Мф. 23, 37–39 : Скорбь Господа о Иерусалиме. Мк. 12, 41–44 : Лепта 490 вдовы. Ин. 12, 20–36 : Встреча с Эллинами 491 и предсказание о смерти. Ин, 12, 37–50: Размышление святого апостола Иоанна о причинах неверия Иудеев. Гора Елеонская Вечер Мф. 24, 1–31 : Пророчество Спасителя о разрушении 492 Иерусалимского храма. Признаки кончины мира и Второго пришествия Христова. Мф. 24, 32–35 : Притча о смоковнице. Мф. 24, 36–44 : Призыв к бодрствованию. Мф. 24, 45–51 : Притча о верном и неверном рабе. Мф. 25, 1–13 : Притча о десяти девах. Мф. 25, 14–30 : Притча о талантах 493 . Мф. 25, 31–46 : Слово о Страшном суде – разделение одних от других. Вторник 4 апреля или среда 5 апреля Двор первосвященника Каиафы Мф. 26, 1–5 : Заговор и решение Иудеев. Пророчество о ложном обвинении Спасителя: Пс. 40, 6–8 : “Враги мои говорят обо мне злое: “когда он умрет и погибнет имя его?” И если приходит кто видеть меня, говорит ложь: сердце его слагает в себе неправду, и он выйдя вон, толкует. Все, ненавидящие меня, шепчут между собою против меня, замышляют на меня зло”. Среда 5 апреля Вифания, дом 494 Симона прокаженного сМк. 14, 3–9: Помазание Иисуса грешницей. Иерусалим Мф. 26, 14–16 : Решение Иуды Искариотского о предательстве. Плата 495 за предательство. Пророчество о предательстве от друга: Пс. 54, 13–14 : “Ибо не враг поносит меня, – это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною, – от него я укрылся бы; но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой”. Четверг 6 апреля Вифания и Иерусалим Лк. 22, 7–13 : Приготовление Пасхи. Последняя Пасха 496 Четверг 6 апреля, вечер Иерусалим Сионская Горница Краткая историческая справка – гора Сион: Боговдохновенный царь-пророк Давид святую гору Сион ублажал многими похвалами. Он наименовал ее горою Божиею, домом Божиим, жилищем Бога: “Пойте Господеви, живущему в Сионе” ( Пс. 9, 12 ); “Гора Сион сия, в нейже вселился еси” (73, 2); “Явится Бог богов в Сионе. Основания его на горах святых: любит Господь врата Сионя, паче всех селений Иаковлих. Преславная глаголашася о тебе, граде Божий” (86, 2–4); “Господь в Сионе велик и высок есть над всеми людьми” (98, 2); “Надеющиися на Господа, яко гора Сион” (124, 1); “Яко избра Господь Сиона, изволи и в жилище Себе” (131, 13); “Благословит тя Господь от Сиона, сотворивый небо и землю” (133, 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

И. (11 - восходящих непосредственно к сыновьям Иакова и 2 - к сыновьям Иосифа). Однако при перечислении К. И. их количество тем или иным образом сводится к 12. Списки К. И. в Библии подразделяются на 2 основных типа. В списках 1-го типа число К. И. сводится к 12 за счет того, что Ефрем и Манассия считаются одним коленом (коленом Иосифа). Это имеет место прежде всего в генеалогических контекстах (Быт 46. 8-27; Исх 1. 1-5; 1 Пар 2. 1; см. также Быт 49. 1-28; Втор 27.12-13; Иез 48. 31-34). В списках 2-го типа Ефрем и Манассия считаются 2 разными коленами, зато племя Левия стоит особняком (ввиду особого предназначения левитов) и не входит в число колен. Так, в Числ 2 названо 12 колен, к-рые 4 станами (по 3 колена в стане) окружают скинию - но левиты дежурят непосредственно при скинии и поэтому «не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею» (Числ 2. 33). В Числ 26. 1-51 приводятся одно за другим 12 стереотипных описаний того, как были исчислены (т. е. переписаны) 12 К. И., но без левитов, которые проходили перепись отдельно и «не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых» (Числ 26. 62). Ср. также: Нав 15-19 (раздел земли между 12 К. И., при котором племя Левия не получает «удела», т. к. «Господь, Бог Израилев, Сам есть удел их» - Нав 13. 33); Числ 34. 19-28 (назначаются представители 12 К. И., которые будут делить завоеванную землю на 12 племенных «уделов», но левиты не имеют своего представителя, потому что им не положено своего «удела»); Нав 21 (12 К. И., получивших свои 12 «уделов», выделяют города и пастбища для левитов). Порядок перечисления К. И. в Библии неодинаков: иногда он отражает генеалогию, в этом случае К. И., как правило, сгруппированы «по матерям» (т. е. по т. н. матриологическому принципу), начиная со старших детей старшей жены (1 Пар 2. 1-2 и др.), или же в обратном порядке (Быт 46. 8-27). Иногда порядок упоминания К. И. отражает, как кажется, порядок их расселения в Палестине, с юга на север (Числ 34.

http://pravenc.ru/text/1841734.html

В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10). В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями (    ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех - Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене - Числ 5. 15). Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом. Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «...окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40). В эпоху Второго храма Е. стал одним из тех элементов, на к-рые распространялись строгие законы о чистоте ( Ios. Flav. De bell. 2. 21. 2; Idem. Antiq. 12. 3. 1; 11QTemple 22. 15-16; 47. 5-14; 49. 5-13; 1QM 9. 8-9; окончательно они были закреплены в раввинистической лит-ре, см.: Мишна Авода Зара 2. 6; Вавилон. талмуд Авода Зара 36a-b; Шаббат 17b; законы в отношении Е., использовавшегося в храмовом культе, см.: Мишна Хагига 2. 4; Вавилон. талмуд Хагига 3. 30-32; Менахот 86b). Евреям запрещалось вкушать Е. язычников или помазываться им («нечистый» Е. язычников называется «погибельным помазанием» (Iosephus et Aseneth. 8. 5), а «чистый» Е.- «благим» (2 Енох 22. 3-7)). Более того, поскольку Е. мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи ( Ios. Flav. De bell. 2. 8. 3), но и нек-рые раввины (Мишна Эддуйот 4. 6) вообще отказывались от его употребления (ср. со сказанным Евсевием Кесарийским об Иакове, брате Господнем - Euseb. Hist. eccl. II 23. 5) (см.: Chesnutt. 2005).

http://pravenc.ru/text/189733.html

23 Пс. 74:8, 9; Откр. 14:10; Ис. 51:17, 22. 24 Пс. 146:8, 9; Деян. 3:25, 26; Деян. 13:16; Рим. 2:14, 15. 25 Проявление таинства Святой Троицы в Ветхом Завете. 26 Еф. 4:24; Кол. 3:10. 27 Пастбища. Прим. ред. 28 Мелкая монета. Прим. ред. 29 Сбой нумерации стихов в рукописи. Прим. ред. 30 Быт. 3. 31 Спаситель (Мф. 1:21). 32 Лк. 1:5—25, 39—80. 33 Притч. 8:22—31. 34 Быт. 1:3; Пс. 32:6; Евр. 1:2, 11:3; 1 Кор. 8:6; Ин. 5:17, 19. 35 Быт. 2:9, 17, 25; Ин. 8:12. 36 Ин. 1:10. 37 Человеком (1 Тим. 3:16; Ин. 19:38; Мф. 26:38; Лк. 23:46). 38 Откр. 21:3. 39 Исх. 34:6. 40 Ин. 2:11; 11:40; Мф. 17:1—9 и проч. 41 Гремящий проклятием (Гал. 3:10) и имеющий тень будущих благ (Евр. 10:1). 42 Милующая и прощающая (Мф. 9:2, 6; Деян. 2:37, 38). 43 Исполняющая все прообразования (Кол. 2:16, 17). 44 Мф. 3:17; Ин. 10:29, 36—38, 14:9—11. 45 Пс. 2:7. 46 2 Цар. 7:14. 47 Пс. 103:4. 48 Пс. 44:7—8; Ин. 3:34; Еф. 4:7. 49 Мф.3; Лк. 3:1—6. 50 Ин. 8:37. 51 Ин. 3:3—7; 1 Ин.3:9. 52 Истинная жертва за грехи мира и наша Пасха (Ис. 53:7; 1 Кор. 5:7). 53 Деян. 2:3, 4. 54 Евангелие (1 Кор. 1:18; Лк. 2:34; Ин. 3:17—19; 2 Кор. 2:15, 16). 55 Церковь(Иер. 15:7). 56 Пс. 17:3. Рог есть образ могущества (Пс. 131:17). 57 Числ. 24:17; Ис. 60:1, 2, 9:2; Откр. 22:16; Ин. 1:9. 58 В грехе, слепоте, бедности. Без просвещения нет спасения (Деян. 13:46, 47, 26:18). 59 Ин. 1:1. 60 Ин. 1:14. 61 Буквы в греческом алфавите — первая и последняя. Символ вечности Божией (Ис. 44:6). 62 Гал. 1:5. 63 И один Я могу избавлять от них. 64 Со Отцом и Святым Духом, вся наполняяй Неописанный (Ин. 1:51, 5:17, 19, 10:30, 38, 14:9—11), даже в состоянии уничижения. 65 Путями провидения и действиями любви Своей (Ин. 6:39, 65, 68), как отец чадолюбивый приводит дитя свое ко врачу или учителю. Но сия предваряющая благодать, привлекая, не принуждает (Лк. 15:17—19). 66 Деян. 5:15, 19:12, 2:41, 4:4. 67 Ин. 16:7; Еф. 4:8; Ис. 14:13. 68 И Своим уничижением заслужил сей сан (Дан. 7:13, 14; Деян. 17:31). 69 Деян. 2; Гал. 4:4—7; Рим. 8:16; 1 Ин. 5:10. 70 Рим. 8:26, 27; 1 Ин. 5:14, 15.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3593...

Глава 1 Перепись израильского народа. – Выделение левитов для служения при скинии. Чис.1:1 .  И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: Чис.1:2 .  исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно: Чис.1:3 .  от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля, по ополчениям их исчислите их – ты и Аарон; Являясь средством приведения в известность количественного состава еврейской армии и количества плательщиков подушной подати в пользу скинии ( Исх 30.11–16 ), перепись имела в то же время в виду и наглядное подтверждение божественных обетований патриархам о великом размножении их потомства (блаж. Феодорит, Толк. на кн. Числ, вопр. 1). По наведенным переписью справкам оказалось: В колене Рувима – 46 500 чел. Симеона – 59 300 чел. Иуды – 74 600 чел. Дана – 62 700 чел. Неффалима – 53 400 чел. Гада – 45 650 чел. Асира – 41 500 чел. Иссахара – 54 400 чел. Завулона – 57 400 чел. Ефрема – 40 500 чел. Манассии – 32 200 чел. Вениамина – 35 400 чел. Итого – 603 550 чел. Чис.1:4 .  с вами должны быть из каждого колена по одному человеку, который в роде своем есть главный. Совместно с Моисеем, Аароном, левитами ( Исх 38.21 ) в производстве переписи должны были принять участие и главы колен, – как для того, чтобы обеспечить этим наибольшую правильность составления списков, так и для того, чтобы поддержать в глазах народа авторитет избранных им мужей. Чис.1:47 .  А левиты по поколениям отцов их не были исчислены между ними. Чис.1:48 .  И сказал Господь Моисею, говоря: Чис.1:49 .  только колена Левиина не вноси в перепись, и не исчисляй их вместе с сынами Израиля; Чис.1:50 .  но поручи левитам скинию откровения и все принадлежности ее и всё, что при ней; пусть они носят скинию и все принадлежности ее, и служат при ней, и около скинии пусть ставят стан свой; Чис.1:51 .  и когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты; и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Подушная и воинская повинности для левитов заменялись их пожизненным служением скинии. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Чисел. 673-766 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пер. с англ. Т.1, 224 сл. и Aron R. Les annees obscures de Jesus. Paris, 1960. 42 Флавий И. Иудейская война, III, 3,2; о зелотах см.: Флавий И. Арх. XIV, 9,2; XVIII, 1, 1; Иуд.война, I,10,5; II,8,1. 43 Лк 2,41-52 . Поясняя слова “преуспевал в премудрости и возрасте”, св.Иустин говорит, что Иисус “рос, как растут все люди, отдавая должное каждому возрасту” (св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88). 44 Мк 6,6 . 45 Уже одно то, что перед смертью Иисус поручил Свою Мать ученику ( Ин. 19:25-27 ), свидетельствует, что Он был Ее единственным сыном (см.: Hillarii, In Matt., IX, 92). Остается неясным, кто были Иаков, Иосия, Симон и Иуда, названные в Евангелии “братьями” Иисуса ( Мк. 6:3 ), — сыновьями ли сестры Девы Марии ( Ин. 19:25 ) или детьми Иосифа от первого брака, как утверждают апокрифы (например, Книга Иосифа Плотника, II). Быть может, и те и другие назывались “Его братьями”. В греческом и еврейском языках слово “брат” может означать разную степень родства. 46 Эти слова сохранились в апокрифических “Деяниях Петра” (гл. X). По мнение видного современного специалиста по Новому Завету И.Иеремиаса, они скорее всего подлинны. 47 Mauriac F. La vie de Jesus. Paris, 1962, p.33. 48 Штраус Д. Жизнь Иисуса. Т. I, с.195. О Штраусе см. в приложении “Миф или действительность?” 49 Ис 40,3 . 50 См.: Кумранский устав, VIII, 12–14. 51 Книга Тайн, 8–11. 52 Мф 3,4 ; Мк. 1:6 ; св.Иустин. Диалог с Трифоном Иудеем, 88; св.Епифаний. Панарион, 30. См. также славянскую версию “Иудейской войны” Иосифа Флавия, II,2. Назореями, или назиритами, назывались в древности лица, которые посвящали себя Богу и давали обет воздерживаться от вина и не стричь волос. (См. Числ. 6:1-21 ; Суд 13 .) С названием г. Назарета (евр. Ноцерат) слово “назорей” (назирит) не имеет ничего общего. 53 Флавий И. Иудейская война, II, 8. О связи Иоанна с ессеями см.: еп. Михаил (Чуб). Иоанн Креститель и община Кумрана. – ЖМП, 1958, N 8; Daniйlou J. Jean-Baptiste, mйmoin de l’Agneau. Paris, 1964, p.42. 54 Мишна, Песахим, VIII,8.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/3

Так как далее – в злохудожную душу не внидет премудрость слова Божия, и душевен человек, т. е. ходящий по веку мира сего 43 , не приемлет, яже духа Божия 44 поскольку словесе Отца Небесного не имать, пребывающа в себе 45 ; то для успешного и спасительного чтения слова Божии нужна чистота и непорочность сердца, сопровождаемая святостию жизни. За всем тем, так как мы слабы по-всячески и можем похвалиться только о немощах своих, то свои усилия – испытать и уразуметь писания 46 – мы должны завершать теплою молитвою ко Господу, да отверзет нам ум разумети писания 47 , да созиждет в нас сердце чисто, сокрушенно и смиренно 48 , да поможет нашему неверию 49 , и да явит нам завет свой 50 . О книгах Священного Писания Ветхого Завета – в особенности. число и наименование книг Как ветхозаветная церковь , которой до пришествия Спасителя на землю вверена быша словеса Божия 51 , содержала в своем священном каноне двадцать две богодухновенных книги, так и Церковь Христианская, на основании постоянного своего предания, считала и считает столько же книг Ветхозаветного писания. Они суть следующие. Законоположительные: 1) Книга Бытия, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ и 5) Второзаконие, Исторические: 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей с своим прибавлением – книгою Руфь, 8) Книги царств – первая и вторая, как две части одной книги, 9) Царств книги третья и четвертая. 10) Книга Паралипоменон – первая и вторая, 11) Книга Ездры, вторая часть которой, по греческому надписанию носит имя Неемии, 12) Есфирь. Учительные, 13) Книга Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст – Соломонов же, 17) Песнь-Песней Соломонова же. Пророческие: 18) Книга пророка Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати пророков малых. Примечание. Кроме сих богодухновенных книг ветхозаветного канона, в Библии находятся еще девять следующих неканонических книг ветхозаветного канона; 1) «Книга Товит, 2) Иудифь, 3) Премудрость Соломона 4) Премудрость Иисуса сына Сирахова, 5) Вторая книга Ездры, 6) Третья книга Ездры. Книги Маккавейские, 7) Первая, 8) Вторая и 9) Третья. К этим книгам неканоническим относятся и некоторые места, находящиеся в книгах канонических (см. Введ. в Прав. Богосл. Макар 1847 г. стр. 481), – именно: а) Молитва Манассии, в конце 2-й кн. Паралипоменон, б) места, не означенные счетом стихов в кодексах греческих и в переводе славянском, в книги Есфирь, в) Песнь трех отроков в 3–1 главе книги прор. Даниила, История о Сусанне в XIII-й, также о Виле и змие в XIV-й главах той же книги. Древность священных ветхозаветных книг

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

44 Это были общие правила по всей христ Церкви. Hieronym. ad. Concil. Agamh. (506) сап. 17. Concil. Tolem. 4. сап. 13 cf. Gregor. Naz. ог. 40. По закону Моисееву Левиты вступали в служение также около 30 лет. Числ. 4, 3. 8, 24. 25. по евр., араб., сир., самарит. тексту. LXX считают 25 лет cf. Bevereg. ad сап. II Neocaes. о диакониссах см. 1 всел. 19. IV всел. 15. 45 Так это было, по свидетельству некоторых церковных писателей, в александрийской Церкви, где, по преданию, сам св. Марк поставил семь диаконов. Vid. apud Beveregium annot. ad can. neocaes. 15. Созомен пишет, что даже в его время в Риме было не более этого числа диаконов, хотя в других местах, – прибавляет он же, число их было неопределенно. Zozom. 7, 19. 46 Об увольнительных грамотах, и других даваемых в древние времена клирикам см. в нашем изложении 11-го правила IV всел. Собора. 51 Когда св. Григорий Богослов , уже посвященный в епископа сасимского, был в Назианзе, где епископствовал отец его, и при молчании последнего, народ побуждал св. Григория сказать слово, то с согласия отца он начал свое слово так: «для чего вы нарушаете принятый порядок? Для чего принуждаете говорить язык, подлежащий закону?» Св. Григория слово 15. в русском переводе. 52 Balsamon. et Zonaras hic. Славянская Кормчая, следуя Аристину, толкует правило прямо о низведении епископа на степень пресвитера. Но очевидно несправедливо. Ибо и самое преступление не таково, чтобы за него можно было лишать сана. Особенно не точно выражение Кормчей: «имей сие правило пребольше вселенского оного правила» т.е. 29-го правила IV всел. собора!! – У Аристина, с которого так переведено, по крайней мере сказано: εχε τον παροντα κανονα υπεξηρημενον (исключение) κ του καθολικου (общего) κεινου κανονος. 53 То, что в правиле Собора сказано о стрижении волос по образу клира (τ του κληρου χειρεθωσαν σχηματι), – объясняется из обычаев Греческих, по которым священнослужители подстригали несколько волосы на голове, что называлось παπαλητρα. Vid. Balsamon. ad can. cit. Слав. Кормчая: «главу да подстригают, рекше сущее на главе гуменце». Патр. Герман: «стрижение главы клириков – кругловидное сечение власов». См. Симеона Фессал. гл. 158. Нов. Скрижаль. ч. 3. §3. изд. 4. 1848. Впрочем совершенное острижение волос, или ношение слишком длинных почиталось неприличным для духовенства. См. VI всел 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010