Господь сказал Моисею, что намерен немедленно истребить народ и сделать Моисея родоначальником нового (уже во второй раз за время путешествия). Но Моисей молился и говорил: « если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут: Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне… Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе» (Числ. 14: 15, 16, 19). Господь простил евреев по слову Моисея. Однако по числу сорока дней, в которые соглядатаи осматривали землю, народ израильский сорок лет будет странствовать по пустыне, и никто, кроме Иисуса и Халева, не увидит земли обетованной. Таким образом должно было исполниться их неразумное пожелание умереть в пустыне. Как и следовало ожидать, израильтяне огорчились и объявили Моисею, что они передумали, и уже по собственному почину пошли на завоевание земли. Как говорит нам Писание, Моисей не ходил с ними и пребывал в стане (Числ. 14: 44). Почему? Потому что раскаяние было уже запоздалым, и их поход закончился великим поражением и бегством, так что хананеи гнали их обратно до самого стана. 7.4. Восстание Корея, Дафана и Авирона Далее Законодатель повествует о восстании Корея (левита, сына Каафова), Дафана и Авирона, которых поддержали 250 человек (Числ. 16: 1–35). Каково было содержание их претензий? « И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: Полно вам, все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня?» (Числ. 16: 3). В чем здесь дело? Если в патриархальные времена глава семьи был для своего рода священником и приносил жертвы, то со времен Моисея (если быть точным – со времени поклонения золотому тельцу) для служения в скинии были избраны одни левиты, а совершение жертвоприношений было отдано только дому Аарона. Все остальное сообщество было, таким образом, исключено из активного принесения жертв, что и послужило формальной причиной восстания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Ты спрашиваешь еще, возлюбленный сын, моего мнения относительно тех, которые получают благодать Божию в болезни и немощи: должно ли их почитать законными христианами, когда они не омыты, но только облиты спасительной водой? В этом отношении скромность и смирение наше ни кого не предупреждает своим мнением, предоставляя всякому думать как угодно и поступать как думает. Мы, сколько разумеет мерность наша, полагаем, что благодеяния Божии ни в чем не могут быть недостаточны и слабы, и что нельзя получить чего-либо меньше там, где с полною верою, и принимающего и подающего, приемлется то, что черпается из божественных даров. В спасительном таинстве греховные язвы не так омываются, как нечистоты кожи и тела в мирской и плотской бане, где для того, чтобы омыть и очистить все тело, нужны бывают селитряный цвет с прочими снадобьями, ванна и водоем. Иначе омывается сердце верующего; иначе очищается ум человека чрез заслугу веры. В спасительных таинствах, в случае крайней необходимости по щедроте Божией, и в сокращении даруется от Господа верующим все. И потому ни кого не должно смущать, когда видят, что больные принимают божественную благодать чрез окропление или облитие, тем более, что Священное Писание говорит чрез пророка Иезекииля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся от всех нечистот ваших и от всех кумиров ваших; и очищу вас, и дам вам сердце ново и Дух нов дам вам (Иезек. 36, 25, 6). Тоже в книге Числ: кто не чист будет до вечера, сей да очистится (водою) в день третий и в день седмый и чист будет; аще же не очистится ею в день третий и в день седмый, нечист будет и потребится душа та от Израиля, яко вода окропления не воскропится нань ( Числ. 19, 10, 12, 13 ). И еще: и рече Господ к Моисею глаголя: поими левиты от среды сынов Израилевых и да очисшиши я; И сице да сотвориши им очищение их: покропиши на них воду очищения ( Числ. 8, 5, 6, 7 ). И еще: вода окропления очищение есть ( Числ. 19, 9 ). Отсюда явно, что и окропление воды действует на подобие спасительной бани, и когда это бывает в церкви, при чистой вере и принимающего и дающего, то все может восполниться и совершиться величием Господним и истинной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Karfag...

Блажен тот народ, который имеет в себе от рода Левиина, потому что левит, будучи ревностью духовной в естестве человеческом, заботится обо всем богоугодном. Только левит – истинный служитель Господень ( Иер. 33:21 ) – способен молитвенно служить Богу в душевной скинии собрания всех помыслов и чувствований и, находясь при сынах Аароновых, этих мыслях о Божественном, совершать вместе с ними истинное богослужение и соблюдать чистоту самого святилища души – сердца (1Парал. 23:28), охраняя его и всю душевную скинию (1Парал. 23:32) от всего нечистого и скверного ( Числ. 1:53 ). Совершать то, что совершает левит, никто не может и не имеет права. Того ради сице глаголет Адонаи Господь: всяк сын иноплеменничь, рожденный от прившедшей в естество и не принадлежащей ему от начала страстности, да не внидет во святая Моя для служения Мне, ибо необрезан сердцем и необрезан плотию, страстен душевно и телесно ( Иез. 44:9 ). Такие же не угодные Богу свойства можно найти и среди сынов дому Израилева ( Иез. 44:9 ), среди всех сил и способностей падшей человеческой природы, и огонь, приносимый ими, так же не приемлется Богом как чуждый Ему ( Числ. 16:37 ), как не приемлется он от обычаев иноплеменничих ( Иер. 7:18 ). Так что, всячески должно остерегаться приносящих сей огонь не по Божию благословению, но от высокоумия и гордости ( Числ. 16:24 ), ибо конец их – погибель ( Числ. 16:32,35 ). Приятен же Богу только тот огонь, который возжигается на жертвеннике сердца священниками – Божественными помыслами – для очищения от греха ( Лев. 5:12 ). Этот огонь есть дух сокрушения, ибо, по слову Пророка, жертва, Богу угодная, – дух сокрушен, а сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). По закону Божественного всесожжения, дело левита – следить за тем, чтобы этот огонь непрестанно горел на жертвеннике сердца и никогда не угасал ( Лев. 6:13 ). Дело левита велико и важно. Без него нет благоволения Божия к Израилю. Но, чтобы Бог был со Израилем, левиту нельзя иметь части и удела с братьями своими, ибо любы мира сего вражда Богу есть ( Иак. 4:4 ), а посему для него только Господь – часть его ( Втор. 10:9 ), и Его воля для него – закон, даже если она приносит смерть братьям и близким его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Стан девятнадцатый И отправившись из Ресса, поставили стан в Гаалфа ( Числ. 33:22 ). Девятнадцатый стан в переводе значит « церковь ». В беспорядочных движениях своих состязающиеся на поприще удилами привлекаются в церковь и снова поспешают войти в двери, которые прежде оставили. Стан двадцатый И отправившись из Гаалфа, поставили стан на горе Сафер ( Числ. 33:23 ). Двадцатый стан значит «красота» и поставлен на горе красоты, о которой говорит и начало четырнадцатого псалма: Господи! кто обитает в жилищи твоем, или кто вселится во святую гору твою? Смотри, как полезны удила. Они отвлекают нас от грехов, вводят в сонм добродетелей и вселяют во Христе, – горе прекраснейшей. Это тот камень, по Даниилу, оторвавшись от горы без помощи рук, возрос в гору великую и наполнил всю землю ( Дан. 2:34 ); он, по Иезекиилю, поразил князя тирского ( Иез. 27 ); к нему-то по Исаии и Михею стекаются народы, говоря: приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и наставит нас в путях своих и пойдем во стезях Его ( Ис. 2:2 ; Мих. 4:1 ). Стан двадцать первый И отправившись от горы Сафер, поставили стан в Арада. Двадцать первый стан в переводе значит «чудо». Какой прекрасный порядок, какое чудное сочетание совершенств верующих! После плинфоделания обуздываемся, после обуздания вводимся в церковь , за обитанием в церкви восходим на гору – ко Христу и здесь изумеваем и чудимся, так что в славословии Его бессильно слово наше, чудимся, обретая в Нем их же око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ). Стан двадцать второй И отправившись из Арада, поставили стан в Мацелофе ( Числ. 83:25 ) Двадцать второй стан в переводе значит «собрание», ибо здесь собирается множество верующих – Церковь первородных, согласие всех добродетелей. Тогда поистине можем сказать: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе ( Пс. 132:1 ) и: Бог вселяет единомысленныя в дом ( Пс. 67:7 ). Стан двадцать третий И отправившись из Мацелофа, поставили стан в Таафе ( Числ. 33:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Следовательно, в этом первом стихе – во время оно значит неопределенное время – некогда и определяется только другими местами. Точно такое же значение имеет это выражение и в 8 ст. во время оно отдели Господь и пр., т. е., некогда отделил Господь колено Левино. Что именно в этом стихе выражение – во оно время имеет значение «некогда», показывают и последующие слова Моисея: во оно время отдели Господь племя Левиино носити ковчег завета Господня и – благословляти о имени Его до днешняго дне; это последнее выражение показывает, что от времени избрания Левитов до того времени, когда Моисей говорил эту речь, прошло много времени: ибо сказать до днешняго дне можно только тогда, когда протекло много времени от начала воспоминаемого факта, а от времени смерти Аарона до самой смерти Моисея протекло лишь несколько месяцев; значит, если бы здесь во время оно означало время после смерти Аарона и гораздо после – потому что Евреи были уже на третьем стане от стана смерти Аарона: то Моисей, воспоминая об этом, не мог бы сказать: благословляти о имени Его до днешняго дне; следующее выражение: во время оно означает здесь неопределенное время – некогда, и определяется, как и в первом стихе, только другими, яснейшими местами, находящимися в книге Числ. Потом, в этом же месте Моисей говорит: сего ради несть Левитом части и жребия в братии их; Господь сам жребий их, якоже рече им –ст. 9. Последнее выражение, очевидно, указывает на другой факт избрания Левитов в прежнее время; эти слова почти буквально переданы в книге Числ, как слова Божии к Аарону: и рече Господь ко Аарону: в земли их да не наследиши наследия и части да не будет тебе в них, яко Аз часть твоя и наследие твое посреде сынов Израилевых. Очевидно, что в приведенном стихе Второзакония только воспоминается или указывается на этот стих книги Числ словами: якоже рече им. Значит, избрание Левитов, и, по приведенным словам, Второзакония, случилось еще при жизни Аарона; а следующее выражение – во оно время, имеет здесь неопределенное значение – некогда, которое и поясняется приведенными словами книги Числ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/p...

Обходя их, они должны были держать путь в Палестину чрез владения Амморейские, находившиеся на восточной стороне Иордана. Сделано было предложение Сиону царю Амморейскому, о мирном переходе чрез его царство, но было встречено вооруженным сопротивлением. Израильтяне поразили Сиона и овладели его царством. Та же участь постигла соседние владения – Ога царя Васанского (к северо-востоку от Амморейской земли). Израильтяне расположились теперь станом на восточном берегу Иордана, насупротив Иерихона. Их победы и многочисленность устрашили Моавитян, хотя они были вне опасности, потому что Господь запретил вторгаться в их землю. Валак, царь Моавитский, решился прибегнуть к суеверному средству, чтобы выжить Израильтян из казавшегося ему опасным соседства. Он вошел в сношение с Мадианитянами, часть которых жила неподалеку от Моавитян, и вместе с ними отправил посольство к знаменитому прорицателю Валааму в Месопотамию, чтобы он пришел к ним и проклял Израиля. Послы должны были сказать ему: «Кого ты благословишь, тот благословен, и кого проклянешь, тот проклят» и следственно должен погибнуть ( Числ. 22:6 ). В книге Иисуса Навина ( Нав. 13:22 ). Валаам назван волхвом, вероятно потому что слыл под этим именем у язычников и может быть потому, что свои прорицания сопровождал некоторыми языческими обрядами ( Числ. 24:1 ). Но Апостол Петр дает ему имя пророка ( 2Пет. 2:16 ). И действительно все, что сказано о Валааме в повествовании о нем книги Числ, может быть отнесено только к истинному пророку. Так он получает откровения от Самого Господа, говорит и действует по непосредственному наставлению Его, – хвалит народ Божий за отсутствие в нем ворожбы и волхвований, и желает умереть среди его, изображает владычество Господа самыми высокими чертами пророчествует, как увидим о Царстве Христовом ( Числ. 22–24 ). Не мудрено, что пророк истинного Бога мог явиться в той стране, где родился и жил Авраам до переселения в Ханаанскую землю, где и после него сохранялась часть рода Авраамова, где долгое время жил Иаков, куда притом, без сомнения, достигал слух о чудесах Божиих, сопровождавших исход Израильтян из Египта ( Исх. 15:14 ; Нав. 5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

По этому саду нас водит госпожа Наталия. Ботаник, она с любовью рассказывает обо всех растениях, наизусть приводя о каждом из них библейские тексты. Ведь здесь не просто земля, а Святая Земля; не просто сад, а Библейский сад. Она говорит о том, что Святую Землю надо не только увидеть, побывать в ней – ее надо вкусить, ощутить, обонять, воспринять всем своим существом. А мысли вновь убегают в глубь веков. Здесь проходил не раз Авраам, здесь ходили пророки. Эту Землю избрал Себе Господь для воплощения. Ей принадлежат Его обетования. Вот священная купальня. Лестница уводит вниз, в пещеру. Там довольно большой водоем, ныне пустой. Здесь верующие иудеи в ветхозаветные времена совершали священные омовения, очищаясь от нечистоты. Поэтому когда пришел святой Иоанн Креститель, то сам факт водного погружения при крещении не вызывал удивления и никого не смущал. Понятие ритуального омовения было близко и понятно иудею. Стою. Смотрю. Вдыхаю. Вокруг холмистые земли Святой Земли. Виноградники, оливы, пальмы. Вот такой предстала эта земля взору иудейских соглядатаев, посланных из пустыни Моисеем ( Числ.13:22–23 ). В Библейском саду часто встречается эмблема: два человека, несущие огромную виноградную кисть ( Числ.13:24 ). Это Иисус Навин и Халев, несущие Моисею с народом радостную весть о плодородии Святой Земли ( Числ.14:6–7 ), в отличие от ропота и малодушия остальных десяти соглядатаев ( Числ.13:32–33 ). После прогулки нам предлагают библейский завтрак. Молочно-кошерная пища: библейские плоды, мед, сыры, молоко. Всё очень вкусно и приятно. Пища приготовляется именно такой, как в библейские времена. Живо воскрешает она странноприимство, быт времен праотцев и пророков. Такой пищей питался и Господь Иисус. А потом везут нас в Тель-Авив, в наш отель. Тель-Авив – большой город на берегу Средиземного моря, имеющий вместе с пригородами примерно два миллиона жителей. Возник в 1909 году, будучи «пристроен» к Старой Яффе. Теперь это красивый современный город, самый большой в стране. В Иерусалиме примерно один миллион жителей. А всего в стране – пять миллионов. Так что три пятых всего населения сосредоточены в этих двух городах.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В толковании на Четвероевангелие, авторство которого приписывают прп. Ефрему Сирину, изготовление Валаамом семи жертвенников комментируется так: «Все они старались уподобиться людям достойным, (но) не по любви к добру, а ради собственной выгоды. Таков был Валаам, который выстроил семь жертвенников (Числ. 23, 1), а так как слышал, что молитвы предков были приняты ради принесенной (ими) жертвы, то и сам принес жертву (Числ. 23, 2–6)» . Не свидетельствует о добродетельности Валаама, по мнению свт. Григория Двоеслова, и его желание праведной смерти (Числ. 23, 10). Святитель объясняет эти слова минутным настроением прорицателя, а не его постоянством в добродетели. «Часто также мы сокрушаемся о проступках; и однако же, после сокрушения, возвращаемся к тем же самым проступкам. Так Валаам, воззрев на кущи народа Израильского, заплакал и обещался в смерти быть им подобным, говоря: “да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!” (Числ. 23, 10), но как только прошел час сокрушения, тотчас опять решился на нечестие корыстолюбия. Ибо за обещанные дары он дал совет на умерщвление того народа, коего смерти желал самому себе, и забыл о том, о чем плакал, когда не хотел истреблять того, чего сильно желал по сребролюбию» . Отдельное внимание отцы уделяют эпизоду, в котором Бог разрешает-таки Валааму идти к Валаку. По мысли блж. Феодорита Кирского, в этом отрывке акцент сделан не на праведности прорицателя, который одержим желанием обогатиться, а на благости и милости Господа, Который снисходит даже к желаниям грешника. «Поелику Валаам, – пишет он, – обольстившись обещанными деньгами и думая, что Владыка Бог переменит Свою волю, снова вопрошал: “надобно ли идти ему с посланными”; то Бог дозволил идти, как бы так говоря: “иди, потому что желаешь этого; но знай: ты будешь говорить, что Я восхощу”» . Посыл, согласно которому помысел Валаама нечист и греховен, заставляет некоторых экзегетов поставить совершенно неожиданный (с точки зрения текста Писания) вопрос: а вообще, в какой степени миссия Валаама инициирована Богом? Здесь мы встречаем довольно любопытные решения.

http://bogoslov.ru/article/6177295

1038 . О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. К Олимпию монаху. С. 224262. [С. 1654.] 2017/26. De perfectione Christiana ad Olympium monachum. CPG 3164. PG 46, 252285. 1039. О цели жизни по Боге; об истинном подвижничестве; ответ подвижникам, спрашивавшим о цели благочестия, и начертание, как жить и подвизаться в обществе. С. 263283. [С. 5575.] 918 2017/24. De instituto Christiano. CPG 3162. PG 46, 288305. 1040. О девстве. Письмо, содержащее увещание к праведной жизни. С. 284394. [С. 76186.] 2017/43. De virginitate. CPG 3165. PG 46, 317416. 1868 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 3. 1041. О нищелюбии и благотворительности. С. 395433. [С. 187225.] 2017/10. De beneficentia (vulgo De pauperibus amandis i). CPG 3169. PG 46, 453469. —455— 1042. Против отлагающих крещение. с. 434450. [С. 226242.] TLG 2017/60. De iis qui baptismum differunt. CPG 3147. PG 46, 416432. 1043. На слова Писания: «а блудяй во свое тело согрешает» ( 1Кор.6:18 ). С. 451456. [С. 243248.] 2017/13. Contra fornicarios. CPG 3172. PG 46, 489496. 1044. Против ростовщиков. С. 457473. [С. 249265.] 2017/12. Contra usurarios. CPG 3171. PG 46, 433452. 1045. Против тяготящихся церковными наказаниями. С. 474484. [С. 266276.] TLG 2017/59. Adversus eos qui castigationes aegre ferunt. CPG 3190. PG 46, 308316. 1046. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную, С. 485534. [С. 277309.] 2017/9. De mortuis non esse dolendum. CPG 3168. PG 46, 497537. 1872 творения св. григория нисского часть 8 TCO 45. Кн. 1. 1047. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. С. 125. 2017/14. In diem luminum (In baptismum Christi oratio). CPG 3173. PG 46, 577 600. 1048. Слово на св. Пасху, и о тредневном сроке воскресения Христова. С. 2655. 2017/16. De tridui inter mortem et resurrectionem Domini nostri Jesu Christi spatio i (yulgo In Christi resurrectionem oratio). CPG 3175. PG 46, 600628. 1049. Слово на св. Пасху о воскресении; сказано в великий день воскресный. С. 5687. 2017/15. In sanctum Pascha (yulgo In Christi resurrectionem oratio in). CPG 3174. PG 46, 652681.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

30. 12–3 Архитектура Западных Церквей 30. 2 Мозаика, живопись (иконы, фрески, миниатюры, картины). 30. 21 Дохристианская мозаика, живопись 30. 22 Христианская мозаика, живопись 30. 221 Раннехристианская и византийская. Мозаика и живопись Поместных Православных Церквей. 30. 222 Мозаика, живопись Русской Православной Церкви 30. 222–1Иконописные школы 30. 222–2 Отдельные иконописцы, художники и скульпторы 30. 223 Мозаика и живопись Западных Церквей 30. 3 Христианская иконография 30. 31 Богословие иконы, символика 30. 32 Специальная иконография 30. 321 Изображения Святой Троицы 30. 322 Изображения Бога-Отца. 30. 323 Изображения Иисуса Христа. 30. 324 Изображения Святого Духа… 30. 325 Изображения Божией Матери 30. 326 Изображения Креста… 30. 327 Изображения святых небесных сил бесплотных 30. 328 Изображения святых 3. История религий Общие вопросы истории религий] Религии Древнего мира] Буддизм. Зороастризм. Индуизм. Ислам . Иудаизм. Конфуцианство. Сикхизм. Синтаизм] Другие религии] 4. Агиография 4. Общие вопросы 41 Жизнеописания святых неразделенной Церкви. 42 Жизнеописания восточных святых 43 Жизнеописания западных святых 44 Жизнеописания святых Русской Православной Церкви 45 Канонизация святых и составление служб. 46 Сказания о земной жизни Божией Матери 47 История чудотворных икон и других святынь… 48 Паломничество по святым местам 5. Богословие Основное богословие] 51. 1 Бог , природа и человек 51. 2 Размышления о процессах, происходящих в человеческом обществе. 51. 3 История христианской апологетики 51. 4 Общее религиоведение 51. 41 Религия и наука. 51. 42 Религия и культура 51. 5 Апология религиозных истин 51. 51 Истина Воскресения Христова 51. 6 Апология Христианства. Догматическое богословие] 52. Общие вопросы 52. 1 Триадология (Учение о Святой Троице) 52. 2 Антропология (Учение о человеке) 52. 3 Амартология (Учение о грехопадении и его последствиях) 52. 4 Христология (Учение о Лице Богочеловека и двух естествах) 52. 5 Мариология (Учение о Божией Матери) 52. 6 Догмат воскресения Христова…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010