Крепко целую тебя, дорогая Оля. Дорогой Мик, письмо твое получил и по описанию непосланных фотоснимков так ясно представил себе их, что и посылать было не надо: ведь эти, снятые тобою, места, или им подобные, я не только видел,, но на них, можно сказать, воспитался, и потому они всегда у меня перед глазами. В моих фотоснимках, найдешь в частности наше путешествие, которое Кире и Васе вероятно будет любопытно вспомнить. А в альбоме Чиатурские зариссивки, посмотри их и сопоставь] со своими личными впечатлениями. Есть в альбоме и вид на латеритовые холмы Зеленого мыса. Как мне хочется, дорогой Мик, чтобы ты привык регистрировать наблюдения, накоплять их и сопоставлять между собою; чтобы ты дорожил дорогими и невозстановимыми годами своих сил и ясной памяти для обогащения себя и научился в работе находить удовлетворение и основной стержень, на котором укрепляется вся жизнь. Мне безконечно грустно, что не могу следить за твоим ростом. Единственный расчет, что, помня о своем отце, ты сам постараешься за него делать это. Русские люди обычно думают, что хороших результатов можно добиться внезапным натиском на работу. Да, можно, и натиск иногда совершенно необходим; но успешен он бывает только тогда, когда ему предшествует накопление, упорный и невидный труд, в котором проходили годы. Без этой подготовки натиск, даже самый блестящий, дает результаты непрочные и ненадежные, чаще же всего вовсе не достигает цели. Тогда наступает разочарование, уныние и сомнение в самой цели—обычная судьба большинства наших соотечественников. Вот почему я всегда твержу о необходимости упорно и постоянно работать, чтобы не было впоследствии срывов и судорожных приступов, когда приходит время подводить итоги. В этой подготовительной стадии надо прежде всего овладеть основными вспомогательными средствами всякой работы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=999...

В настоящее время в Церкви насчитывается 27 епархий: Мцхетская и Тбилисская (правящий архиерей — Католикос-Патриарх всея Грузии, кафедра в соборе Светицховели (Мцхета) и Сионском соборе (Тбилиси)), Алавердская (кафедра — Алаверди), Ахалцихская (кафедра в Ахалцихе и Сапара), Батумская и Схалтская (кафедра в Батуми и Схалта), Бодбийская (кафедра — Бодби), Болнисская и Дманисская (кафедра в Болниси и Дманиси), Боржомская и Ахал-калакская (кафедра — Боржоми), Ванская и Багдатская (кафедра — Багдати), Зугдидская и Цаишская (кафедра в Зугдити и Цаиши), Манглисская и Цалкская (кафедра — Манглиси и Цалка), Маргветская (кафедра — Зестафони), Некресская (кафедра — Некреси и Кварели), Никорцминдская (кафедра — Никорцмин-да), Никозская и Цхинвальская (кафедра — Никози и Цхинвали), Руставская (кафедра — Рустави), Сагареджойская и Гурджаанская (кафедра — Сагереджо и Гурджаани), Самтависская и Горийская (кафедра — в Самтависи и Гори), Урбнисская и Руисская (кафедра — Урбниси, Руиси и Хашури), Потийская (кафедра — Поти), Кутаисская и Гаэнатская (кафедра — Кутаиси и Гелати), Шемокмедская (кафедра — Шемокмеди и Озургети), Цагерская и Сванетская (кафедра — Цагери и Местиа), Цхумская и Абхазская (кафедра — Сухуми и в Новом Афоне), Цилканская (кафедра — Цилкани), Чиатурская (кафедра — Чиатура), Чкондидская (кафедра — Мартвили), Хонская (кафедра — Хони). В парламент Грузии внес изменения и дополнения в Конституцию страны, согласно которым отношения между государством и Церковью будут теперь определяться Конституционным соглашением. Глава 9-я Конституции Грузии выглядит следующим образом: «1. Государство объявляет полную свободу вероисповедания, вместе с тем признает особую роль Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви в истории Грузии и независимость ее от государства. 2. Взаимоотношения грузинского государства и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церкви определяются конституционным соглашением. Конституционное соглашение должно полностью соответствовать общепризнанным принципам международного права, в частности, в сфере основных прав и свобод человека». Над разработкой конституционного соглашения совместно работали парламентарии и представители Патриархии. Соглашение подписывается президентом Грузии и Католикосом-Патриархом, а затем ратифицируется 2/3 голосов депутатов парламента и Св. Синодом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мои возможные оппоненты усмотрят в изложенной гипотезе отказ народных масс от прямого участия в политической жизни страны. Это будет большой их ошибкой. К участию в управлении страной в подсоветской России на данном отрезке времени стремится лишь сравнительно небольшая группа политического актива, в широком, а не большевицком понимании этого термина. Этому стремлению монархия, нуждающаяся в кадрах работников всех видов, ни в какой мере не закрывает дверей. Но подавляющее большинство населения, безмерно утомленное непрерывными требованиями принесения в жертву политическим целям личной жизни, насильственным вовлечением каждого в стремится прежде всего к обеспечению гарантий личной безопасности, собственности, свободных труда и инициативы, обеспечения завтрашнего дня. Наиболее надежным гарантом выполнения этих вполне естественных и законных требований масс является надпартийный наследственный монарх. «Знамя России», Нью-Йорк, 27 января Без романтики! Там, где 200 лет назад еще шумела буйная Запорожская Сечь, теперь шумят динамо-машины сверхмощной электростанции. Пороги взорваны, и на их месте воздвигнута замыкающая Днепр плотина. Миллионы россиян всех племен стеклись сюда и трудятся в цехах десятков комбинатов. Там, где 50 лет назад бродили лишь стада кочевников-киргизов, теперь дымят трубы Караганды, скрипят подъемные краны Кузбаса, и тоже трудятся миллионы россиян всех наречий… Там, где 25 лет назад абхазский охотник постреливал горных туров, раскинулись Чиатурские разработки мирового значения, и редко услышишь там теперь абхазскую речь… она растворилась в потоке новых племен поселенцев еще недавно дикой окраины. Так можно продолжать до бесконечности. Плохо ли, хорошо ли, но факт остается фактом: произошла грандиозная ломка во всех плоскостях жизни России, возникли новые энергетические и производственные центры, они связались в узлы новыми путями сообщения… многомиллионные массы племен российских, то вольно, то невольно переместились на ее территории, изменили свою экономику, быт, языки, потребности, миропонимание… возникли новые очаги мысли и угасли прежние… сама мысль, чувства, психика народов изменилась…

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

себя бурчит Вылезайте душой из тех времен. Чего к вам они цепляются? Перед вами еще будущее. Мысли Онисимова, однако, по-прежнему обращены в прошлое. 31 И он говорит, говорит, облегчая душу. Да, с честью поработали. Помните, Василий Данилович, магнитогорскую ниточку жизни? Впрочем, к чему спрашивать? Разве этакое позабудешь! …Сорок первый. Зима подмосковного сражения. Онисимов в ушанке, в полушубке, в темных бурках стоит среди курящейся бураном степи, отмахав на машине-вездеходе добрую сотню километров из Магнитки. Мимо по косячкам снега, заметающим дорогу, проламываются сквозь пургу грузовики, везущие в Магнитку островерхие кучки тяжелого исчерна-фиолетового камня. Это марганцовая руда — необходимая добавка, или, по словцу плавильщиков, присадка, без которой, как гласила технологическая грамота, не выдашь черного металла, что идет на снарядную заготовку, на танковую броневую плиту. А марганцовой руды недостает. Давно освоенный богатейший Никопольский бассейн на Украине потерян в начале воины. Остались Чиатурские рудники в Грузии. Подвоз оттуда слаб, выходные пути с Кавказа достает, бомбит авиация врага, отсекая бакинскую нефть и заодно обостряя, делая невыносимее безмарганцовое удушье наших могучих заводов Востока. Геологическая разведка Магнитки еще летом нащупала в пустынной округе несколько скудных марганцовистых гнезд. Туда были быстро переброшены отряды горняков Магнитогорска, сборные, некрашеного теса домики, брезентовые, со слюдяными окошками палатки. И к печам горстками потек-поехал добытый здесь же, в Приуралье, черно-сизый камешек. Но ранняя в тот год зима, сразу же ударившая и немилосердной стужей и буранами, засугробила, перемела протянувшуюся по низинам и взгорьям дорогу. Онисимову тяжело далась минута, когда он, находясь в Свердловске, где был развернут эвакуированный штаб стальной промышленности, решился воззвать к Государственному комитету обороны. Держа трубку телефона, вслушиваясь в невнятные посвисты, шумы, будто и провода доносили завывания вьюги, он на ногах ждал соединения, присесть было невмочь. Доложил мужественно: не справляемся, свои возможности исчерпаны, дорога-ниточка от марганцовистых гнезд занесена, непроходима.

http://azbyka.ru/fiction/novoe-naznachen...

V. Священный Синод обсудил канонизацию некоторых лиц и постановил: 1) Причислить к лику святых монахиню Нино (Амилахвари 1784-1839) и наречь её святая Нино, обновительница женского Преображенского монастыря Самтавро; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить 11 (24) февраля. 2) К лику святых также причислить игуменью Нино (Амилахвари 1815-1904) и наречь её святая Нино (игуменья монастыря Самтавро); создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (29 декабря) 11 января. 3) Причислить к лику святых схим-игуменью Тамару (Марджанишвили 1869-1939) и наречь её святая Тамара Исповедница; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (28 мая) 10 июня. 4) Причислить к лику святых царя Грузии Баграта III и наречь его святой добродетельный царь Баграт, объединитель Грузии; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (7 мая) 20 мая. 5) Причислить к лику святых царя Имерети Соломона I наречь его святой благоверный царь Соломон; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (23 апреля) 6 мая. 6) Причислить к лику святых Католикоса-Патриарха всея Грузии, Святейшего и Блаженнейшего Калистрата (Цинцадзе) и наречь его святой Патриарх Калистрат; создать икону, жизнеописание и кондак; днём поминовения учредить (21 января) 3 февраля. VI. Священный Синод обсудил вопрос планируемых мероприятий по поводу 100-летия восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви; 40-летия со дня интронизации и 85-летия со дня рождения Католикоса-Патриарха Всея Грузии Илии II. Постановили: создать юбилейную комиссию и включить в её состав со стороны Церкви следующих членов: А) Митрополита Чиатурского и Сачхерского Даниэла (Датуашвили) Б) Митрополита Ахалцихского и Тао-Кларджетского Теодора (Чуадзе) В) Митрополита Зугдидского и Цаишского Герасима (Шарашенидзе) Г) Епископа Бодбийского Якова (Якобашвили) VII. Священный Синод заслушал информацию руководителя отдела миссий и евангелизации, митрополита Чиатурского и Сачхерского Даниэла (Датуашвили) по миссионерским мероприятиям, намеченным на юбилейный год.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Хонско-Самтредийская, архиеп. Савва (Гигиберия). Мон-ри: Матходжи, св. Нины (с. Матходжи, Хонский р-н, жен., основан в XVI в., возобновлен в 1996); Хони, прп. Саввы Освященного (г. Хони, муж., основан в 1996); Самтредийский, св. Андрея Первозванного (г. Самтредиа, жен., основан в 2001); Удзлоури, Вознесения Господня (с. Ахалбедисеули, Хонский р-н, муж., основан в 2002). Цагерско-Лентехская, еп. Стефан (Калаиджишвили). Мон-ри: Цагерский, св. Максима Исповедника (г. Цагери, муж., основан до IX в., возобновлен в 2002; находится могила св. Максима Исповедника); Цагерский, св. Нины (г. Цагери, жен., основан в 2001); Ласуриаши, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ласуриаши, Цагерский р-н, муж., основан в 2005). Цилканская, архиеп. Зосим (Шиошвили). Мон-ри: Мчадиджвари, во имя св. Архангелов (с. Мчадиджвари, Душетский р-н, жен., основан в 1668 католикосом-патриархом Досифеем III, возобновлен в 1991); Аши, св. Квирике (с. Аши, Душетский р-н, жен., основан в 1998); Бицменди, Вознесения Господня (с. Бицменди, Мцхетский р-н, жен., основан 20 мая 1999). Чиатурско-Сачхерская (вдовствующая), временно управляет митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Кацхис-Свети (Кацхский Столп) (Кацхурское ущелье, Чиатурский р-н, муж., основан в V-VI вв. на месте святилища, посвященного культу богини плодородия, возобновлен в 1996); Мгвимеви, Рождества Пресв. Богородицы (близ с. Мгвимеви, Чиатурский р-н, жен., основан в XIII в. рачинским эриставом Рати Кахаберисдзе, возобновлен в 1992). Чкондидская, митр. Георгий (Шаламберидзе). Мон-рь: Саелиаво, Введения во храм Пресв. Богородицы (с. Саелиаво, Мартвильский р-н, жен., основан 4 дек. 2001). Шемокмедская, архиеп. Иосиф (Киквадзе). Мон-ри: Шемокмеди, св. Николая Мирликийского (ставропигиальный) (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, жен., основан в 1992); Джумати, во имя св. Архангелов (с. Джумати, Озургетский р-н, муж., основан до X-XI вв., возобновлен 21 нояб. 1990); Шемокмеди, Преображения Господня (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, муж., основан в X-XII вв., возобновлен в 2005); Ачи, св. Георгия (с. Ачи, Озургетский р-н, муж., основан в XIV в., возобновлен в 2005); Удабно, св. Иоанна Крестителя (с. Шуа-Ганахлеба, Чохатаурский р-н, муж., основан во 2-й пол. XVIII в., закрыт в 50-х гг. XX в., возобновлен в 2001); Самеба-Джихети, Св. Троицы (с. Джихети, Ланчхутский р-н, жен., основан в 1896); Григолети, св. Григория Богослова (с. Григолети, Ланчхутский р-н, муж., основан в 1993); Озургетский, св. Нины (г. Озургети, во дворце гурийских князей, жен., основан в 1995).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Бывшая территория Аргвети богата историческими памятниками, но самые своеобычные, не имеющие аналогов на территории Грузии, находятся на территории Чиатурского муниципалитета. В их числе монастыри, храмы, крепости, карстовые пещеры со следами жилищ первобытного человека эпохи палеолита. Одним из самых привлекательных памятников природы, является Кацхский столп, который находится на территории Чиатурского муниципалитета, на водоразделе рек Кацхура и Гвитори. Когда-то огромный скальный столп высотой 40 метров был связан с близлежащим скальным массивом, но в результате многовекового выветривания горных пород, он отделился от скального массива. Грузинский историк Вахушти Багратиони писал: «У оврага есть скала, возведенная как столп, весьма высокая. На вершине скалы есть малая церковь, но туда не поднимется человек, и никто не владеет способом подняться». Однако, в 1944 году группа альпинистов под руководством Александра (Алеши) Джапаридзе поднялась на Кацхский столп, исследовав и изучив этот памятник природы и архитектуры. Доктор искусствоведческих наук, академик Академии наук Грузии, профессор Вахтанг Беридзе (1914-2000) писал, что строительство двух базилик (молелен) на столь необычайном месте, каковым является верхняя площадка Кацхского столпа, по мнению исследователей, связано со столпничеством, которое являлось одной из форм христианского подвижничества, возникшей в Сирии в IV веке. Основателем столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе 30 лет. Столп, на котором подвизались аскеты, обычно представлял собой колонну, высокую уединённую площадку или башенку. Столпники переносили и палящее солнце, и ночной холод, и ветер, и дождь. У христианской Грузии в то время были тесные контакты с Сирией. Религиозный аскетизм, стремление к отшельничеству, было характерно для многих духовных деятелей раннего христианства, в том числе и в Грузии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В работе конференции приняли участие члены Священного синода Грузинской Православной Церкви митрополит Руставский и Марнеульский, президент одной из в мире Гелатской академии наук Иоанн (Гамрекели) и Сачхерский и Чиатурский Даниил (Датуашвили). Митрополит Даниил благословил высокопросвещённое собрание и возблагодарил Всевышнего за то, что посредством этой конференции её участники получили возможность погрузиться в духовный мир святого Эквтиме Такаишвили. С докладами на конференции выступили ректор Грузинского Православного университета профессор Серго Вардосанидзе, митрополит Иоанн, академик Роин Метревели, меценат и учёный, основатель храма святого Эквтиме Леван Васадзе, профессора и докторанты. Предметом исследования докладчиков стала многогранная деятельность Эквтиме Такаишвили - археолога, филолога, историка, этнографа, фольклориста, нумизмата, лингвиста, искусствоведа, но более всего – личности, патриота, которого не сломили ни голод, ни Выдающийся учёный и подвижник, он не только не продал ни одного из спасённой от советских экспроприаторов экспоната грузинской сокровищницы, несмотря на все тяготы эмигрантской жизни… Более того, он ответил отказом даже на предложение филадельфийского профессора устроить выставку грузинской сокровищницы в США. Профессор предлагал умопомрачительный гонорар голодному учёному, но Эквтиме Такаишвили не дал своего согласия. Он опасался, что в таких далёких путешествиях что-нибудь может и пропасть… Некоторое время назад широкой общественности стал известен леденящий душу эпизод, озвученный Президентом Всегрузинского Общества Руставели Давидом Шемокмедели. Вернувшегося в Грузию по милостивому разрешению партии и правительства старого больного учёного – спасителя грузинской сокровищницы, посадили под домашний арест и ежедневно вызывали на допросы в органы безопасности. Однажды молодой следователь, завершив допрос Эквтиме Такаишвили, выписал ему пропуск и сам решил отправиться домой пораньше. Получилось так, что чекист догнал своего «подопечного» на улице. Были свидетели их недолгой беседы. О чём они говорили – не знает никто. Известно лишь, что на следующее утро рабочий кабинет этого следователя пустовал. Он покончил жизнь

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

И вопросы были такие, с которыми сейчас к Святейшему не придешь: «ежедневные» вопросы. Но направление, которого я должен был держаться, он наметил. Святейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и митрополит Самтависский и Горийский Андрей (Гвазава) И, конечно, отец Иоанн (Крестьянкин). Еще когда я был в миру, я имел счастье переписываться с ним. Более того, фактически благословение на монастырь я взял у отца Иоанна. Также моим наставником на этом пути был и владыка Даниил (Датуашвили), тогда Сухумо-Абхазский, а сейчас Чиатурский и Сачхерский. Не менее важным для меня является и общение со Святой Горой Афон, с монастырем Симонопетра, его настоятелем отцом Елисеем и другими отцами-святогорцами, с монастырем Григориат, со скитом святой Анны. Всё это мне помогает, укрепляет меня. – Владыка, как вы считаете, есть ли духовные наставники, подобные тем, о которых вы рассказывали, сейчас, в наше время? – Знаете, я бы не сказал, что сейчас нет наставников, – по крайней мере, я не чувствовал такого, что нет. На вопросы, которые у меня возникали, я всегда получал ответы. И получаю их до сих пор. Я, конечно, не считаю и не думаю, что те, к кому я обращаюсь, – совершенные и богодухновенные старцы, но я доверяю их духовному опыту и той мудрости, которую они приобрели. Доверяю им не только лишь по своему чувству, а еще и потому, что каждый раз, когда осуществляю их совет, я вижу на деле, что этот совет правильный и он дает хороший результат. И за то, что есть такие люди и я имею возможность к ним обращаться, я очень благодарен Богу. Так что я думаю, такие люди есть. Возможно, тот, кто говорит, что теперь уже нет наставников, действительно чувствует какой-то духовный дефицит, но если он поищет, я уверен, что найдется человек с духовным опытом, который обязательно ему скажет то, что полезно для его души.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 15 декабря 1972 года назвал этот визит «значительным вкладом в развитие и углубление традиционных взаимоотношений любви и братства между единоверными Грузинской и Русской Православными Церквами и их тесного сотрудничества в межправославной сфере, в экуменическом делании и в патриотическом и миротворческом служениях» 112 . В конце 1973 года Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V и митрополит Сухумо-Абхазский Илия, прибывшие в Москву на Всемирный Конгресс миролюбивых сил, были гостями Русской Православной Церкви. Делегаты Грузинской Православной Церкви во главе с Католикосом-Патриархом Давидом V были гостями Русской Церкви и в 1977 году, во время деяний в Москве Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». Русскую Православную Церковь неоднократно посещал и ныне здравствующий Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II. О братском отношении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к Грузинской Церкви свидетельствует выступление Его Святейшества по поводу особого указа Грузинского Католикоса, опубликованного в газете «Комсомольская правда» (январь 1991 г.). Из текста «Комсомольской правды» следует, что Грузинский Католикос-Патриарх Илия издал чрезвычайный приказ: «Убийцу каждого грузина… объявить врагом грузинского народа». Святейший Патриарх Алексий II в своем обращении в редакцию той же газеты заявляет, что, по разъяснению представителей Грузинской Церкви, текст гласит иначе: «Каждый грузин, совершивший убийство, объявляется врагом нации» 113 . К грузинской теме Святейший Патриарх Алексий II обращается еще раз-с особым словом к верующим Грузии. Монастыри Грузинской Православной Церкви 1 . Джихетский (в Гурии), женский, инокини грузинские 2 . Олгинский (возле г. Мцхета), женский, инокини русские 3 . Самтавройсский (г. Мцхет), женский, инокини грузинские 4 . Теклатский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские 5 . Чиатурский (около г. Чиатура), женский, инокини грузинские 6 . Шушанский (около г. Цхакая), женский, инокини грузинские и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006