К кон. XIX в. монастырская братия была многочисленной по сравнению с др. груз. мон-рями: по публикациям того времени, кроме архимандрита в нее входили 8 иеромонахов, 2 иеродиакона и послушники. В нач. 20-х гг. XX в. Д. был разорен частями Красной Армии, переправлявшимися через Мамисонский перевал в Кутаиси. Часть монахов была убита, часть бежала, колокола и церковная утварь были реквизированы. До 1926 г. в мон-ре подвизался один монах - Феодор. В последующие годы в кельях Д. была устроена районная школа, в трапезной разместилась б-ка, в гостиничных покоях - сельсовет. Сохранились устные свидетельства, что в тот период из монастырской б-ки было вывезено 7 повозок книг, много книг было сожжено в монастырском дворе. В 1991 г. в результате сильного землетрясения храм и постройки Д. были разрушены до фундамента. В 2000 г. монашеская жизнь в Д. была возобновлена: митр. Чиатурский Авраам (Гармелиа ; ныне управляет Западноевропейской епархией ГПЦ) освятил храм, из соседнего мон-ря Кацхи в Д. пришли иером. Максим (Кавтарадзе) и 2 послушника. С 2001 г. настоятелем Д. является иером. Лука (Палавандишвили). Монахи занимаются бортничеством, при обители имеется небольшое хозяйство. Церковь во имя вмч. Георгия сложена из тесаного камня, относится к типу крестово-купольного храма, характерному для архитектуры Грузии 1-й пол. XI в. и широко применяемому в груз. зодчестве до кон. XVIII в. Церковь научно не обследована, однако считается, что первоначально это была 3-нефная базилика, позже перестроенная. С юж. и сев. сторон церковь Д. имела 2-этажные приделы; входы - с юга и запада. В алтаре в юж. грань престола была вставлена плита алтарной преграды XI в. с рельефными изображениями святителей Василия Великого и Николая Мирликийского ( Церетели. 1898. С. 109). Над жертвенником и диаконником были устроены дополнительные помещения. Фасады храма были украшены рельефами и орнаментами, большинство из которых относились к первоначальному периоду строительства. На юж. фасаде, между окнами, были изображены крест и 2 духовных лица; на зап.

http://pravenc.ru/text/171863.html

11) Созданный общеправославный секретариат Великого и Святого собора является нефункциональным, поскольку ему не предоставлено права принятия решений. Грузинская Церковь и другие Церкви по этому поводу неоднократно зафиксировали свой протест. Всем хорошо известна конструктивная позиция Грузинской Церкви в деле подготовки Великого и Святого собора. В целях проведения собора в назначенные сроки, в январе 2016 года, во время встречи глав Православных Церквей, мы сняли с повестки дня и отложили для позднейшего обсуждения вопрос «О диптихах», имеющий для нас огромное значение (как определявший очерёдность Грузинской Церкви), а также оценку проведённых диалогов Православной Церкви с теми или иными конфессиями. Получилось же так, что наша уступчивость, за которую нас критиковали в лоне нашей же Церкви, не возымела результатов, поскольку цели проведения собора и его главные принципы всё-таки оказались незащищены». Его Святейшество предоставил возможность высказать своё мнение и другим архиереям. Состоялось обсуждение. Слово взяли: митрополит Мровельский и Урбнельский Иов (Акиашвили), митрополит Батумский и Кобулетский Димитрий (Шиолашвили), митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе), митрополит Чкондидский Пётр (Цаава), митрополит Руставский Иоанн (Гамрекели), митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили), епископ Бодбийский Иаков (Иакобашвили), епископ Самтависский и Каспский Дамиан (Хупения), митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор (Чуадзе), архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе), митрополит Амба Алавердский Давид (Махарадзе), митрополит Ванский и Багдадский Антоний (Булухия), митрополит Сачхерский и Чиатурский Даниил (Датуашвили), митрополит Хонский и Самтредский Савва (Гогиберия), епископ Североамериканский и Канадский Савва (Инцкирвели). Невзирая на разногласия во мнениях, основная позиция проявилась в том, что существующие проблемы возможно искоренить активной работой. Поэтому мы, вместе с другими Церквами, также просим о переносе собора, пока не будет достигнуто всеобщее единство.

http://pravoslavie.ru/94224.html

В 1-й пол. XVI в. на территории К. е. были образованы новые епархии: Хонская и Гелатская (Гаенатская) в Имерети, Никорцминдская в Раче, Джуматская , Шемокмедская, Хонская в Гурии, что существенно сократило площадь К. е. В состав Гелатской епархии (1519) вошли вост. части К. е. В документе об основании новой кафедры ее границы описаны следующим образом: «Вверх по Риони и от города Кутаиси, по эту сторону Квирилы и вплоть до границы с Кацхи, начиная с Хреиты до Рачинской горы, вся Окриба… по ту и эту стороны были поселки и села» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 250). Отсюда можно заключить, что вост. граница К. е. стала проходить по нижнему течению р. Цкалцители до впадения ее в р. Квирила. Земли выше устья Цкалцители и населенные пункты на левом берегу р. Риони до с. Кацхи (совр. Чиатурский муниципалитет) оставались в К. е. В том же году из состава К. е. была выделена Хонская епархия, граница между ними прошла по р. Губисцкали, правому притоку Риони (ПГП. 1970. Т. 3. С. 279-343). На севере Рачинский хребет отделил К. е. от Никорцминдской епархии, на юго-западе граница между К. е. и Джуматской епархией проходила по р. Саирао и далее по вершинам Сакинуле, Бугкари, Меписцкаро, на юге Месхетский хребет отделял К. е. от Ацкурской епархии (КЦ. 1959. Т. 2. С. 453; Парижская хроника. 1980. С. 41). Роспись конхи алтаря кафоликона мон-ря Гелати Образование К. е. связано с объединением груз. царств и княжеств в единое царство, с выходом западногруз. христ. епархий из юрисдикции К-польского Патриархата и с формированием Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ. К. е. была создана на завершающем этапе объединения страны в последнее 20-летие Х в. на территориях, окормлявшихся кафедрами в Родополе (груз.- Варцихе) и Петре (груз.- Цихисдзири) Лазской митрополии К-польского Патриархата (Георгика. 1952. Т. 4. Ч. 2. С. 140). Во время археологических раскопок в Кутаиси в 2005 г. в интерьере храма Баграта были обнаружены остатки разновременных базилик, наиболее ранняя относится к IV в. ( Ланчава. 2007. С. 166). В этот период, т. н. ахалкалакоба (от - новый и - город) началось возрождение города: на горе Архиели была выстроена 6-угольная крепость, с 3 сторон защищенная крутыми склонами, с запада - двойной стеной с 2 прямоугольными башнями и воротами. В сер. IV в. возле нее вырос т. н. внутренний город, обнесенный стеной метровой ширины, выполненной в рим. технике строительства opus incertum. Помимо замка со множеством помещений, прямоугольной казармы (26×12,3 м) и др. была выстроена большая 3-нефная базилика (38×29 м). В сер. V в. началось возрождение городской жизни. Среди зданий внутреннего города выделился комплекс бань V-VII вв., включавший баню анфиладного типа, дровяной склад, водный резервуар, зал для отдыха и малую церковь. Был проведен новый водопровод с горы Тетрамица. Большая базилика IV в. была переделана и облицована крупными квадрами (opus reticulatum), еще одна, малая, базилика была основана в цитадели.

http://pravenc.ru/text/2462339.html

В тот же день вечером состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Блаженнейшего Митрополита Американского и Канадского Германа. Во внимание к укреплению межправославного единства и братских связей между Русской Православной Церковью и Православной Церковью в Америке Его Святейшество наградил Предстоятеля Американской Православной Церкви орденом преподобного Сергия Радонежского I степени. Состоялся плодотворный обмен мнениями о состоянии и перспективах дальнейшего укрепления традиционно дружеских отношений Русской и Американской Православных Церквей. 6 июня 2003 г. делегация Православной Церкви в Америке отбыла на родину. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Доклад принять к сведению. 2). Возблагодарить Господа за состоявшееся братское общение Предстоятелей Русской и Американской Православных Церквей. 3). Выразить надежду на дальнейшее укрепление традиционно братских отношений Русской Православной Церкви и Православной Церкви в Америке.   ЖУРНАЛ 43 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного Кирилла, митрополита Смоленского и Калининградского, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, о визите в Москву делегации Грузинской Православной Церкви. Справка: 1-4 июня 2003 г. по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии в Москве находилась делегация Грузинской Православной Церкви в составе: Преосвященный митрополит Сухумско-Абхазский и Чиатурский Даниил, председатель Отдела миссии и евангелизации, и Преосвященный епископ Зугдидский и Цаишский Герасим, председатель Иностранного отдела. 2 июня 2003 г., в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, члены делегации приняли участие в совершении Божественной литургии в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы. Делегация посетила храмы святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах, Воскресения Христова в Сокольниках, а также Иверскую часовню на Красной площади. 3 июня, в день празднования чтимой иконы Божией Матери «Владимирская», члены делегации побывали в храме святителя Николая в Толмачах, где находится эта древнейшая святыня Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/4840988.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЖРУЧИ Джручи [груз. ], вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на склоне горы в отрогах Лихского хребта, в ущелье р. Джручула, близ г. Сачхере. Точная дата основания мон-ря неизвестна. Учитывая данные 4 лапидарных надписей, основание церкви и мон-ря относят к XI в. На зап. стене ц. вмч. Георгия, возле входа, рядом с ктиторским рельефом, расположена строительная надпись местного эристава Кахи: «Во время владычества Джручского эристава Кахи Кувел воздвиг крест во имя святого Георгия». На зап. фасаде церкви помещена надпись настоятеля мон-ря Микаела, на вост. фасаде - неизвестного ктитора и его сыновей Иоанна и Гавриила, в интерьере церкви, на юго-вост. подкупольном устое,- каменщиков Георгия и Фадлона. Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в. Долгое время мон-рь принадлежал роду князей Палавандишвили, о чем свидетельствует лапидарная надпись, высеченная рядом с рельефом вмч. Георгия над зап. входом в храм и упоминающая сына Абаша Палавандишвили Георгия. Надпись относят к периоду одного из этапов обновления и перестройки храма. В XVII в. Д. в результате, вероятно, княжеских междоусобиц был полностью разорен и покинут: Вахушти Багратиони , описывая этот район Гурии, указывает лишь на то, что в древности здесь были строения, в его время уже разрушенные ( Вахушти Багратиони . 1973. С. 760). В 1778 г. церковь обновил митр. Джуматский Симеон (Абашидзе), ставший настоятелем Д. ( Бочоридзе. 1995. С. 222, 227-228). В этот период в мон-ре находилась кафедра Джручского епископа, здесь хоронили представителей княжеского рода Абашидзе: в церкви сохранились могильные плиты митр. Джуматского Симеона († 1778) и иером. Николая († 1810). В кон. XVII-XVIII в. Джручское ущелье являлось причиной раздора между рачинскими эриставами и княжеским домом Церетели. В 1789 г. приказом имеретинского царя Соломона II Рачинское эриставство было упразднено и Д.

http://pravenc.ru/text/171863.html

Женский монастырь Рождества Богородицы (Мгвимеви) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Мгвимеви ( ) - маленький, мало известный в Грузии пещерный женский монастырь Рождества Богородицы, который находится в Чиатурском районе, совсем рядом с городом Чиатура. Он интересно расположен, является редким случаем пещерного монастыря и даже немного напоминает Вардзию. Сейчас это один из двух монастырей Сачхерско-Чиатурской епархии. Содержание История [ править править код ] Об этом монастыре мы знаем очень мало. Он был основан в эпоху " Золтого века " , при царице Тамаре, но это был частный проект Рачинского эристава Рати Кахаберидзе. Этот человек владел тогда всей областью Рача и большой частью области Таквери (Лечхуми), а так же вроде бы и современной Верхней Имеретией. (Вообще-то рачинский эристав эпохи Тамары звался Кахабер, но строителем собора отчего-то называют Рати). По другой версии, это был Рати Сурамели - эристав Картли, живущий в городе Сурами (см. там краткую инфу о нем). Этот же Рати участвовал в оформлении монастыря Вардзия, что объясняет некие элементы сходства между Вардзией и Мгвимским монастырем. Современное состояние [ править править код ] Если ехать из Чиатуры на Сачхере или обратно, то монастырь хорошо видно сверху над трассой. К нему ведет узкая лестница, которую важно не пропустить. Лестница делает несколько петель и выводит к дверям в скале. Оттуда вглубь скалы ведет темный тоннель. Он выводит в большую пещеру, где находится основной храм монастыря. Это единственый на всю Грузию пещерный храм - он не вырублен в скале, не имеет классической прямоугольный формы, а размещен прямо в бесформенной пещере и часть его занимает сталагмит - как раз около правой части алтаря. Из этой пещеры можно выйти на внешнюю галерею. Там построен каменный храм в виде двухнефной базилки. Он покрыт красивой, хорош сохранившейся резьбой. Внутри есть фрески, но в плохом состоянии. От храма галерея ведет к колокольне, но за ней уже закрытая для посещения зона. Престольные праздники [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Как добраться [ править править код ] Адрес: Gomi-Sachkhere-Chiatura-Zestaponi, Tsopa, Грузия Проезд: Монастырь легко найти - он находится сразу за выездом из Чиатуры на Сачхере. Паломнику [ править править код ] Ограничено время посещения обители. В 16:00 она закрывается. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Александр Серафимович недавно побывал в редакции нашего портала и вот что рассказал…      – 45 лет назад я был призван в пограничные войска. Тогда и познакомился с Грузией и его гостеприимным народом. Всю жизнь мечтал опять попасть в горы, на заставу. И вот, вооружившись фотоаппаратами, в четвертый раз лечу в Грузию… За три предыдущих поездки я посетил достаточно много прекрасных мест: Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Гори, Мцхета, Вардзия, Боржоми, Ахалцихе, Казбеги, Цхалтуба, Зугдиди, Уреки, Гонио, Сарпи, Мистия, Уреки, Кобулети… Потрясающей красоты грузинские деревни, города, поселки, в каждом из которых сохранились грузинские святыни – монастыри и храмы времен равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Как известно, святая Нина была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диаконисы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы этой старицы об Иверии (нынешней Грузии), тогда еще языческой стране, возбудили в Нине непреодолимое желание посетить эту страну и просветить ее жителей светом Евангелия. Так юная Нина обратила в IV веке в православную веру целую языческую страну… Я узнал, наконец, об Кацхийском столпе и Свято-Вознесенском монастыре, расположенном у его подножия. Оказалось, находится он в стороне от популярных туристических маршрутов, в труднодоступном крутом каньоне реки Катскхура горной Имеретии, в некогда крупном промышленном центре – Чиатурском месторождении марганца. По преданию, в языческие времена здесь было культовое сооружение. Но уже в VII в. на вершине соорудили христианскую церковь. Вплоть до XV века в небо возносились молитвы монахов, но в результате междоусобных войн и вторжения Османской Турции место стало заброшенным и диким… …В 1944 г. группа во главе с альпинистом Александром Джапаридзе сделала первый подъем на Кацхийский столп и обнаружила здесь руины храма, склеп и винный погреб.

http://pravoslavie.ru/94372.html

Московский Патриархат считает Абхазию частью Грузинской Церкви HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Московский Патриархат считает Абхазию частью Грузинской Церкви На состоявшемся 30 июля заседании Священного Синода Русской Церкви было принято решение «в дополнение к ранее направлявшимся посланиям Патриарха Московского и всея Руси, вновь подтвердить, что Русская Православная Церковь рассматривает Абхазию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви». Об этом свидетельствуют обнародованные на днях Журналы заседаний Священного Синода. 4 августа 2003 г. На состоявшемся 30 июля заседании Священного Синода Русской Церкви было принято решение «в дополнение к ранее направлявшимся посланиям Патриарха Московского и всея Руси, вновь подтвердить, что Русская Православная Церковь рассматривает Абхазию как часть канонической территории Грузинской Православной Церкви». Об этом свидетельствуют обнародованные на днях Журналы заседаний Священного Синода. Этому предшествовал переговоры, состоявшиеся в ходе визита в Москву 1-4 июня 2003 года делегации Грузинской Церкви по приглашению Патриарха Алексия и по благословению Католикоса-Патриарха Илии II. В делегацию входил, в частности, митрополит Сухумско-Абхазский и Чиатурский Даниил. В атмосфере взаимопонимания обсуждались вопросы как двусторонних отношений между Русской и Грузинской Православными Церквами, так и общеправославного характера. Было выражено общее убеждение в том, что духовное братство единоверных народов России и Грузии составляет ту непоколебимую основу, на которой должны созидаться и отношения между двумя государствами. Особое внимание было уделено обсуждению церковного положения в Абхазии. В последнем постановлении Священного Синода Русской Церкви выражено сожаление о том, что «нынешнее положение в Сухумско-Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви нередко становится причиной для осложнения взаимоотношений между грузинским и абхазским народами, в то время как миротворческое служение Церкви является жизненно важным для установления прочного и справедливого мира в данном регионе». Учитывая продолжающиеся затруднения в деле духовного окормления населения Абхазии, Русская Православная Церковь «готова способствовать установлению диалога между заинтересованными сторонами, дабы нормализовать церковное положение в регионе в строгом соответствии со священными канонами Церкви». Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Arhiva Întâistttorul Bisericii Ortodoxe Georgiene a participat la prezentarea traducerii georgiene a crii mitropolitului de Volokolamsk Ilarion „Taina credinei” 16 ianuarie 2013 16:41 15 января 2013 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси состоялась презентация грузинского перевода книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры». На мероприятии присутствовали Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II , митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил, митрополит Самтависский и Горийский Андрей, митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим, другие иерархи и клирики Грузинской Православной Церкви , руководители и преподаватели духовных учебных заведений, а также политические, общественные и культурные деятели Грузии. В начале презентации ректор Тбилисской духовной академии протоиерей Георгий Звиададзе зачитал предисловие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к книге: «Сегодня среди высших иерархов Русской Православной Церкви значительное место занимает митрополит Иларион (Григорий Алфеев), возглавляющий Отдел внешних церковных связей. Это очень эрудированный молодой архиерей, наделенный многосторонними талантами: богослов, патролог, превосходный знаток истории Церкви, автор множества музыкальных произведений… Для нас значителен и тот факт, что некоторая часть его жизни связана с Грузией. В юношеские годы он здесь жил вместе с матерью и первые шаги на своем пути к духовному сану сделал в Грузинской Православной Церкви… …С помощью этой книги читатель сможет впервые ознакомиться с работой владыки Илариона на родном языке, что, по нашему мнению, вызовет большой интерес». Огласив биографию владыки Илариона, отец Георгий подчеркнул, что книга «Таинство веры», несомненно, вызовет большой интерес не только среди грузинских богословов, но и в самых широких общественных кругах. Академик Роин Метревели, бывший ректор Тбилисского государственного университета, поздравил митрополита Илариона с большим успехом, который имеет книга «Таинство веры» в мировом богословском сообществе: со времени первого издания вышло более десяти ее переводов на иностранные языки. Он также подчеркнул, что этот труд может рассматриваться не только как удачное введение в православное богословие, но и как прекрасное учебное пособие для духовных школ.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2734790...

Предстоятель Грузинской Православной Церкви принял участие в презентации грузинского перевода книги митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры» 16 января 2013 г. 16:41 15 января 2013 года в Патриаршей резиденции в Тбилиси состоялась презентация грузинского перевода книги председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона «Таинство веры». На мероприятии присутствовали Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх Илия II , митрополит Волоколамский Иларион, митрополит Чиатурский и Сачхерский Даниил, митрополит Самтависский и Горийский Андрей, митрополит Боржомский и Бакурианский Серафим, другие иерархи и клирики Грузинской Православной Церкви , руководители и преподаватели духовных учебных заведений, а также политические, общественные и культурные деятели Грузии. В начале презентации ректор Тбилисской духовной академии протоиерей Георгий Звиададзе зачитал предисловие Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к книге: «Сегодня среди высших иерархов Русской Православной Церкви значительное место занимает митрополит Иларион (Григорий Алфеев), возглавляющий Отдел внешних церковных связей. Это очень эрудированный молодой архиерей, наделенный многосторонними талантами: богослов, патролог, превосходный знаток истории Церкви, автор множества музыкальных произведений… Для нас значителен и тот факт, что некоторая часть его жизни связана с Грузией. В юношеские годы он здесь жил вместе с матерью и первые шаги на своем пути к духовному сану сделал в Грузинской Православной Церкви… …С помощью этой книги читатель сможет впервые ознакомиться с работой владыки Илариона на родном языке, что, по нашему мнению, вызовет большой интерес». Огласив биографию владыки Илариона, отец Георгий подчеркнул, что книга «Таинство веры», несомненно, вызовет большой интерес не только среди грузинских богословов, но и в самых широких общественных кругах. Академик Роин Метревели, бывший ректор Тбилисского государственного университета, поздравил митрополита Илариона с большим успехом, который имеет книга «Таинство веры» в мировом богословском сообществе: со времени первого издания вышло более десяти ее переводов на иностранные языки. Он также подчеркнул, что этот труд может рассматриваться не только как удачное введение в православное богословие, но и как прекрасное учебное пособие для духовных школ.

http://patriarchia.ru/db/text/2728816.ht...

   001    002   003     004    005