В восьмидесятых годах Хойнацкому суждено было особенно сблизиться с настоятелем Нежинского мужского Благовещенского монастыря, о. Архимандритом Григорием, и последствием этой близости является полнейшая история этого монастыря, под заглавием: «Очерк истории Нежинского Благовещенского мужского монастыря и его положение в настоящее время», напечатанная в «Черниговских Епархиальных Известиях» 1882 и 1883 г. В тоже время составлена автором и особая монография о местно чтимом угоднике означенного монастыря под заглавием: «Святитель Михаил Греческий нетленно почивавший в Нежинском мужском Благовещенском монастыре Черниговской Епархии», напечатанная в «Воскресном Чтении›› 1882 года. Наконец, как уроженец местечка Полонного на Волыни (Новград-Волынского уезда) Хойнацкий отдает должную дань и своей родине, плодом чего является целая серия его статей, помещенных на тему: «Богородично-Почаевский приход в местечке Полонном Волынской губернии, Новград-Волынского уезда с частнейшими подразделениями: 1) «О бывших в Полонном церквах Георгиевской, Воздвиженской и Сретенской, на место которых сооружена нынешняя Богородично-Почаевская церковь ; «Церковь Георгиевская», помещенная в «Волынских Епархиальных Ведомостях» 1882 года; 2) «Бывшая Крестовоздвиженская церковь в Полонном»; 3) «Бывшая Сретенская церковь в Полонном»; 4) «Бывший соединенный Крестовоздвиженский Георгиевско- Сретенский приход в м. Полонном и его настоятель священник Феодор Хойнацкий»; 5) Священник м. Полонного Стефан Хойнацкий и построенная им Богородично-Почаевская церковь с кладбищенской Иовле-Феодоровской церковью, и 6) «Богородично-Почаевская церковь в м. Полонном с Иовле-Феодоровской кладбищенской церковью, ее положение, причт и приход в настоящее время». Статьи эти напечатаны в Волынских Епархиальных Ведомостях 1883 года. § VI Что касается далее остальных статей и исследований Хойнацкого, то таковые, согласно любезно предложенному нам им самим распределению, можно представить в следующих четырех категориях: I. Рассуждения и статьи религиозно-нравственного содержания и руководственные:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

2. Редакция журнала Санкт-Петербургской митрополии «Вода живая» за разработку и внедрение нового формата епархиального издания 3. Редакция портала Милосердие.Ру за организацию информационной работы, направленной на координацию помощи пострадавшим от лесных пожаров. 4. Мария Городова, обозреватель «Российской Газеты». 5. Борис Клин, обозреватель газеты «Известия». 6. Протоиерей Захарий Керстюк, председатель информационно-просветительского отдела Черниговской и Новгород-Северской епархии. 7. Пресс-служба Тираспольской и Дубоссарской епархии. За активное участие в фестивале были награждены: 1. Светлана Новаторова, руководитель школы-студии «Радиокласс». 2. Протоиерей Святослав Худовеков, пресс-секретарь Смоленской епархии, главный редактор газеты «Смоленск Православный». 3. Александра Колымагина, главный редактор газеты «Кифа», Москва. 4. Оксана Лючева, руководитель телегруппы информационно-издательского отдела Саратовской и Вольской епархии. 5. Протоиерей Александр Пономарев, руководитель епархиального отдела по социальной и благотворительной работе в системе детского здравоохранения Луганской и Алчевской епархии, телеканал «Ирта», г. Луганск. 6. Монахиня Агафона, руководитель телестудии «Свет миру» Липецкой и Елецкой епархии. 7. Наталья Захарьят, заведующая отделом газеты «Суббота», Латвийская Православная Церковь. 8. Полина Ступина, шеф-редактор просветительского центра «Глагол» Нижегородской и Арзамаской епархии. 9. Диакон Александр Карпенко, пресс-секретарь правящего архиерея Бердянской и Приморской епархии. 10. Священник Григорий Мансуров, председатель издательско-информационного отдела Тобольской и Тюменской епархии. 11. Священник Дионисий Землянов, редактор епархиальных электронных СМИ Томской и Асиновской епархии. 12. Редакция журнала «Самарянка». 13. Редакция журнала «Служба и Служение». Награду за содействие в организации фестиваля получили: 1. Игумен Савва (Тутунов) – заместитель управляющего делами Московской Патриархии. 2. Елена Жосул, заведующая кафедрой журналистики РПИ Иоанна Богослова.

http://pravmir.ru/na-festivale-vera-i-sl...

Однако, после смерти Ярослава Иларион бувально исчезает со страниц летописи. Наверное, вновь причина этого – нежелание последующих греков-митрополитов вспоминать об этом неприятном для Константинополя периоде в истории Русской Церкви. Хотя, как предполагает большинство исследователей, едва ли самостоятельное поставление Илариона на Киевскую кафедру было выражением стремления к автокефалии Русской Церкви. Речь шла, скорее всего, лишь о некоторой степени автономии, в первую очередь, о самостоятельном избрании Киевского митрополита на Руси, а не в Константинополе. Ярослав не смог закрепить этого порядка на будущее. А при его преемниках Русь начинает дробиться на уделы. Могучего киевского князя больше нет, а для многочисленных удельных властителей теперь предпочтительнее становится фигура нейтрального митрополита-грека, арбитра в спорах и распрях враждующих между собой князей. Поэтому прецедент, подобный поставлению Илариона, возникает вновь только спустя столетие. Лекция 4. Роль Киевских митрополитов в церковной и общественно-политической жизни Руси в XI–XII вв. Климент Смолятич. Попытка достижения независимости от Константинопольского Патриархата при князе Изяславе Мстиславиче. Отношение русских архиереев к этому вопросу. Церковная политика св. кн. Андрея Боголюбского. Епархии и епископы Русской Церкви в домонгольский период. Органы епархиального управления. Приходское духовенство. Начало русского монашества. Киево-Печерский монастырь и его преподобные. Другие обители домонгольского времени. После кратковременного эпизода с поставлением Илариона без согласия Константинопольского патриарха Киевская митрополия возвращается к прежнему порядку: митрополита-грека присылают в столицу Руси из Византии. Епархиальные архиереи назначаются уже на Руси, и, как правило, – из русских. Однако, во второй половине XI столетия структура Русской Церкви на короткий период претерпевает некоторые изменения. Связано это было с тем, что после смерти Ярослава его сыновья разделили между собой верховную власть над державой. Номинально старшим из князей считался Изяслав Киевский. Однако, фактически его братья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский были независимы от Киевского князя. Русью некоторое время управлял своего рода триумвират братьев-князей. Скорее всего, именно по этой причине Черниговская и Переяславская епископии были возведены в ранг митрополий, однако, титулярных. Архиереи этих епархий были почтены лишь титулом митрополитов, оставаясь на деле по-прежнему подчиненными Киевскому митрополиту – Предстоятелю Русской Церкви. Подобный порядок просуществовал совсем недолго: в Чернигове известен лишь один титулярный митрополит, в Переяславле – 2 или 3, в числе которых преподобный Ефрем Киево-Печерский. Эти титулярные митрополии вновь были низведены до степени простых епископий к концу XI века, после того, как распался союз Ярославичей, а Киевская Русь окончательно превратилась в конгломерат многочисленных удельных княжеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопросы юридической грамотности очень актуальны Интервью с секретарем Томского епархиального управления протоиереем Алексием Бервено - В нынешнем году  город Томск отметил свое 400-летие. Что представляет со­бой Томская епархия сегодня? - Томская епархия Русской Православной Церкви была образована постанов­лением Святейшего Правительствующего Синода  в 1834 году. Первым ее епископом был Преосвященный Агапит (Вознесенский), ректор Черниговской Духовной семи­нарии. С момента образования Томской епархии ее возглавляли  очень многие ар­хиереи, самым известным из них был святитель Макарий (Невский), который впо­следствии стал Митрополитом Московским  и Коломенским. До революции Томская епархия насчитывала более тысячи храмов. Ее территория простиралась от Алтая до Восточного Казахстана и включала в себя нынешние Томскую, Новосибирскую и Кемеровскую области, Алтайский край, Барнаульскую область и некоторые терри­тории Казахстана, вплоть до Семипалатинска. Вихри революционных событий  затронули нашу епархию. Многие ее свя­щеннослужители тяжко пострадали в годы гонений. Положение канонической Церкви было отягчено обновленческим движением, которое действовало в городе Томске очень активно. В тридцатые годы Томскую епархию упразднили, а в 1996 году постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви она была возрождена. Первым ее епископом в послереволюционное время стал Аркадий (Афонин). Он правил Томской епархией всего год до 1998 года, а 28 декабря 1998 года на Томскую кафедру был назначен епископ Магаданский и Чукотский Рости­слав. Владыка Ростислав прибыл в Томск на праздник Крещения Господня 1999 года. По его благословению я вместе с ним был переведен из Магаданской епархии в Томскую и назначен на должность секретаря епархиального управления.  В это время Томская епархия насчитывала 60 приходов, около семидесяти священнослужителей. В городе Томске было 9 приходов, из них 8 храмов. Сегодня в Томске 12 церквей, а по всей области 86 приходов, из них почти шестьдесят храмов. За шесть лет построено около тридцати храмов и часовен. Владыкой из числа сту­дентов Томской Духовной семинарии рукоположено около сорока священнослужи­телей для Томской епархии и около тридцати для других епархий. По ходатайству архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония епископ Ростислав прак­тически за каждым богослужением рукополагает ставленников для Кемеровской епархии.

http://pravoslavie.ru/4602.html

960 У архимандрита Амвросия в Истории Росс. Иерархии (II, 79 – 80) за 1742 г. в Черниговской епархии показано только 506 церквей. Относительно статистики церквей и приходов нужно заметить, что официальная статистика черниговских церквей в сороковых годах XVIII века несколько расходится с официальной статистикой приходов по черниговской епархии с 1738 по 1745 год. Число приходов в ней, начиная с 1738 года, к 1745 году с 503 возрастает постепенно до 529, между тем, как число храмов по официальной статистике с 1737 года по 1750 г. не только не возросло, но даже понизилось с 518 на 514. То же отчасти нужно заметить о Переяславской епархии. 961 По официальной статистике число приходских церквей Черниговской епархии к половине 80-х годов XVIII в. возросло только до 526. Разницу между числом приходских церквей и числом приходов можно объяснять различно: или некоторые приходы состояли при монастырях, или двухштатные приходы при одной церкви считались за два прихода, и, наоборот, были храмы без приходов. Можно объяснять это обстоятельство еще проще – статистика приходских храмов неточна; она ниже действительного количества их. Такое явление в официальной статистике епархиальных церквей очень старое. Оно известно в XVII в. В великорусских епархиях на него обратили серьезное внимание только при упорядочении епархиальных границ после росписи 1764 г. Что касается монастырей Черниговской епархии в первой половине XVIII в., то они с прежними были одни и те же – 16 мужских и 4 женских, именно, мужские: 1. кафедральный Борисоглебский, 2. Успенский-Елецкий и 3. Троицкий Ильинский – все в Чернигове, 4. Спасский Новгород-Северский, 5. Антониев-Любецкий, на месте старого Антониева монастыря; при нем была пустынька Онуфриевская, 6. Рождество-Богородицкий – Домницкий, 7. Троицкий Андрониковский, 8. Николаевский Макошинский , 9. Николаевский Рыхловский, 10. Спасский Рувимо-Сосницкий, 11. Спасский Клюсовский, 12. Успенский Каменский, 13. Николаевский Катышинский, 14. Успенский Рябцовский, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Комитету поручалось сделать «набросок» «Уложения» — статутов жизни и деятельности миссии. 192 «Христианин», «Братский листок», «Радостная весть», «Сеятель», «Ежедневное библейское чтение» и др. 193 По сведениям тифлисского военного губернатора Н. П. Сипягина, общее число обращенных в христианство осетин и других горцев Кавказа достигло к 1828 г. 62 249 чел. В то же время военный губернатор отмечал, что эту цифру нельзя назвать точной, так как многие горцы, получая при крещении по 10 аршин холста, крестились по несколько раз (см. подробнее С. 282]). 194 Первый единоверческий монастырь — Максаковский Троицкий мужской монастырь в Черниговской губернии — был открыт как единоверческий в 1803 г. 195 Архим. Павел Прусский (1821—1895), в миру — Петр Лебедев. Родился в г. Сызрани в старообрядческой беспоповской семье Феодосьевского согласия. Стал известным начетчиком, был монахом сначала в Стародубе, затем в 1847 г. уехал в Пруссию, где возглавил монастырь Феодосьевского согласия и открыл там типографию. В 1868 г. перешел в православие и рукоположен во священника, затем стал иеромонахом, архимандритом и возглавил Никольский единоверческий монастырь. Следует отметить, что первые шаги в направлении создания специальных миссионерских институтов были сделаны еще в 1835 г., когда в Саратовской епархии назначены были два епархиальных миссионера (см. С. 341]). 196 Следует отметить, что первые шаги в направлении создания специальных миссионерских институтов были сделаны еще в 1835 г., когда в Саратовской епархии назначены были два епархиальных миссионера (см. С. 341]). 197 «Общество для распространения Св. Писания в России» было учреждено в Петербурге в 1863 г. 198 Следует отметить, что в этот период также появились свои издания у сектантов, инославных и мусульман. 199 Благочинным предписывалось побуждать священников и церковных старост приобретать книги для своих храмов, поясняя, что учреждение церковных библиотек служит к пользе прихожан. Благочинным также предписывалось при посещении храмов обращать внимание на состояние церковных библиотек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В этом отношении Киевская губерния могла превзойти самую большую законную норму. 17-го марта 1795 года произведен гражданский распорядок областей при учреждении Вознесенской губернии. Через четыре месяца, 18 июля 1795 г., решено ввести в соответствие с гражданским губернским делением, три малороссийские епархии – Киевскую, Черниговскую и Новгород-Северскую. Это решение последовало в силу прежнего указа от 27 марта 1785 года о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. По новому губернскому распорядку уездов Хорольский и Новомиргородский округи причислялись к Екатеринославской епархии, а Гадяцкий к Черниговской. В г. Гадяче с собором тогда было – 6 церквей, в уезде – 65 церквей; всего в Черниговскую епархию поступило от Киевской – 71 церковь . При таком переделе верховья р. Псела сделались юго-восточной границей Черниговской епархии с Белогородской. Киевскому митрополиту велено передать в Екатеринославскую Консисторию и Черниговскую Дикастерию все дела, книги и ведомости, касавшиеся отошедших областей. Передача ведомостей и книг, при постоянном изменении состава епархиальных территорий, затянулись. Черниговский епископ Иерофей, не получая нужных ведомостей, даже жаловался на то Св. Синоду 3 августа 1795 года. Гораздо труднее оказалось установить область ведения самого Киевского митрополита и границы его епархии, к которой отходила часть православного населения из новых, еще неустроенных губерний, выходивших тогда из состава Минской епархии. Там не сразу можно было определить кто православный, кто униат, где стояли православные церкви и где униатские каплицы. Между тем киевскому митрополиту предписывалось снестись с изяславским и брацлавским губернаторами и сообщить Св. Синоду о всех вновь посетивших в Киевскую епархию церквах и приходах. Тут-то и вышло большое затруднение. Никак нельзя было добыть сведений об этих церквах и приходах, несмотря на то, что еще со времени учреждения Минской епархии (1793 г.) начали приводить в известность её православные приходы. Митрополит Самуил писал о том Виктору (Садковскому), но ответа не было. Мало этого, киевский владыка даже не знал, где находился сам Виктор. 24 июля 1795 г. он писал Св. Синоду: «реестры от архиепископа минского и поныне не представлены и где он, преосвященный, имеет место своего пребывания, или обращается достоверного сведения нет».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Со введением в действие недавно утвержденных Святейшим Синодом постановлений московского миссионерного съезда об устройстве и правильной организации по епархиям противураскольнических миссий надлежит ожидать в будущем широкого и плодотворного развитая у нас миссионерного дела для борьбы с расколом. Но это есть именно дело будущего, хотя, будем надеяться, и не очень далекого. В начале же устройство и организация миссий неизбежно встретит затруднения; придется на первых порах воспользоваться только наличными мпссионерскими силами в каждой епархии; лица по собственному призванию, или же по назначению епархиальной власти, подвизающаяся теперь в деле проповеди православия среди старообрядцев, должны составить зерно будущих, правильно организованных противураскольнических миссий в каждой епархии. В виду этого, как залог будущего процветания миссий, получают особое значение труды ныне существующих по епархиям миссионеров, ведущих беседы с раскольниками, а вместе получают новый интерес и известия об этих трудах, сообщенный и сообщаемый в литературных епархиальных органах. Мы также сообщали не мало таких известий, и на сей раз намерены сообщить несколько новых. В ряду епархий, наиболее нуждающихся в учреждении противураскольнических миссий, одно из первых мест занимает бесспорно епархия Черниговская, где, в так называемых стародубских слободах, раскол еще с первых лет своего существования, в конце XVII века, свил себе теплое гнездо и процветаете доселе, имея свою не лишенную интереса и значения двухвековую историю. До сих пор не слышно было, чтобы из среды местного духовенства выходили деятели, усердно трудившиеся в деле проповеди православия стародубским раскольникам. В близком будущем они, конечно, явятся и составят надежную миссионерскую силу, которая внесет свет в темную среду местного раскола; но теперь придется воспользоваться для образования миссий прежде всего теми, вышедшими из раскола, деятелями, которые уже выступили здесь, хотя не очень давно, на борьбу с расколом. Во главе этих деятелей стоит известный нашим читателям – инок, теперь уже иеродиакон, Пимен, на которого местной епархиальной властью и обращено должное внимание, как на человека уже заявившего себя полезными для церкви трудами среди стародубских старообрядцев. Мы получили сведения о миссионерских трудах его в начале настоящего года, и об них-то хотим сказать здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XVIII — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. В 18-м томе «Православной Энциклопедии» значительное место отведено статьям о важнейших понятиях христианского вероучения, церковной организации, духовной жизни:  «Единородный сыне», «Елеопомазание», «Елеосвящение», «Ектения», «Епархиальное собрание», «Епархиальное управление», «Епархия», «Епископ», «Епископия», «Единоверие», «Ересь», «Епитимия» и др. В статьях, посвященных чудотворным иконам Божией Матери: Египетская, Елеоточивая (Элеовритисса), Елецкая Аргамаченская, Елецкая, Елецкая Черниговская, — даны описания икон, история их прославления и бытования в России и других странах, основанные на последних исторических и искусствоведческих исследованиях. Статьи о епархиях, находящихся в юрисдикции как Русской Православной Церкви, так и других Поместных Церквей, содержат обширные исторические сведения о них, описание их современного состояния, обзор церковно-исторических памятников и действующих монастырей, расположенных на их территориях. В частности, в 18-м томе представлены: Единецкая и Бричанская епархия митрополии Кишиневской и всея Молдавии, Екатеринбургская и Верхотурская епархия, Екатеринодарская и Кубанская епархия и др. Среди наиболее значимых и обширных статей следует выделить статьи о ветхозаветных  персонажах, отцах Церкви, других святых и их творениях, играющих важную роль в духовном развитии человечества: «Ездра», «Езекия», «Екатерина, великомученица, Александрийская», «Екклесиаста книга», «Елена, равноап.», «Елисавета Феодоровна, преподобномученица, великая княгиня»,  «Елисей, пророк», «Енох», «Епифаний Кипрский», «Есфири книга» и др. Выделяется статья «Екатерины великомученицы монастырь на Синае», в которой  впервые на русском языке в столь полном объеме изложен материал о всемирно известных святынях христианского мира, сохраняемых в обители. Подробная библиография на русском и иностранных языках, сопровождающая энциклопедические статьи, дает читателям представление о научных изысканиях по данной теме и является подспорьем в дальнейшей разработке изложенных проблем.  

http://pravenc.ru/shop/657822/

По мнению Мстислава, Поликарп должен быть недоволен новым положением прежде всего потому, что он боится за свое прежнее положение администратора. Он пытался препятствовать поездке делегации к Алексею и только под давлением других автокефальных епископов сообщил в послании общественности о договоре с Алексеем. В ответ на это епископ Пантелеймон тоже выпустил послание к православному духовенству, в котором он, исходя из своих сведений, определенно указывает на готовность Алексея разъяснить, что дело объединения двух Церквей только обсуждается, и само объединение еще не состоялось. Он просит свое духовенство пока самим ничего не предпринимать, а ждать его указаний. В автокефальных кругах это стремление к единству естественно встретило сочувствие, так как оно несет с собой существенное усиление данного направления 254 . Так, автокефальный епископ Геннадий в Днепропетровске выразился о ставшем ему известном стремлении к единству в таком духе, что если церковные власти пришли к единым взглядам, то и подчиненные должны этому следовать. Причем надо принять во внимание, что в районе Днепропетровска большая часть населения принадлежит к автономной Русской Церкви. Высказывания Геннадия также позволяют узнать, что, по его предположению, масса украинского населения когда-нибудь займется своей Церковью[...]. ВА, R58/699. В!. 189–194. Машинописный экземпляр. Меморандум трех автономных архиереев против «акта объединения» Церквей Киев, ноябрь 1942 г. Избранные анкетой от 12.06.1942 г. в состав Св. Синода Православной Церкви на Украине Архиепископ Черниговский Симон, Управляющий Киевской епархией Епископ Пантелеймон и Епископ Полтавский Вениамин имели совещание по делу «акта объединения» от 08.10.1942 г. Православной Украинской Церкви с так наз. Автокефальной Церковью, который подписали с одной стороны Митрополит Волынский и Житомирский Алексий, а с другой уполномоченные Луцким Собором Епископов Автокефальной Церкви – Епископы Никанор и Мстислав. Ознакомившись со взглядами по делу этого «акта» всех Епархиальных Преосвященных на территории б. Сове тской Украины, за исключением Епископа Николаевского Серафима (от которого сведений не получено), а также взглядами нескольких Преосвященных с Волыни и Киевского, Черниговского, Полтавского, Харьковского и Екатеринославского Епархиальных Управлений, а равно и отдельных групп духовенства и православного населения, на состоявшемся совещании постановили нижеследующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010