Область ведения, территория и состав новой епархии Виктора Садковского определился далеко не сразу. Дело в том, что гражданский распорядок новоприсоединенных областей был еще далек от своего завершения, а поэтому точное расписание церквей, отходивших в ведение минского архиепископа и соседних с ним архиереев было предоставлено сделать киевскому митрополиту, по сношении с местным генерал-губернатором и коадъютором преосвященным Виктором Садковским. Вместе с тем Св. Синод требовал от митрополита Самуила Миславского немедленно представить расписание церквей по малороссийским и западнорусским епархиям, подведомым ему. Тогда же Св. Синод предписал преосвященному Виктору, во избежание неустройства среди духовенства, взять в свое управление все православные церкви, отошедшие от Польши к России. Это синодальное распоряжение было временным и имело силу до представления киевским митрополитом расписания церквей по епархиям и высочайшего утверждения его. Св. Синод, очевидно, предвидел, что доставить скоро сведения о православных церквах в бывших польских областях не так легко. И действительно, 8 мая 1793 года киевский митрополит писал Св. Синоду: «представить в скорости требуемого расписании не можно, поскольку, как мне довольно известно, положение границ новоучреждаемых и смежных губерний и уездов, те новые губернии составляющих, еще не назначено и отделение некоторых земель, по способности, к прикосновенным к ним прежним владениям российским еще не учинено». Губернское устройство и точное проведение уездных границ вновь присоединенных областей затянулось до конца XVIII в. Но Св. Синод не стал дожидаться окончательного устройства западнорусских губерний, в виду исключительного положения края, где, то усиливаясь, то ослабевая, шло воссоединение западнорусских униатов ч и положение православия среди латинства, по-прежнему, оказывалось не из легких. Св. Синод торопился вводить русский епархиальный порядок в бывших польских областях и начал действовать главным образом через Минскую Консисторию. Церкви и монастыри в областях, отходивших к губерниям Могилевской и Полоцкой, Екатеринославской, Черниговской и Киевской, в церковном отношении он подчинил епархиальным архиереям этих губерний. 1029

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

28. Черниговские епархиальные известия, 23. Чернигов, 1904. 29. Отчет о деятельности исполнительной комиссии по раздаче денег, завещанных умершим Иваном Львовичем Шведовым I-ым для бедных, за время с 14 декабря 1895 г. по 1 января 1898 г. Составлен Новозыбковским Головой Г.Н. Волковым. Чернигов, 1898. 30. Отчет Новозыбковского уездного исполнительного комитета совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов за время с ноября 1922 г. но ноябрь 1923 г. Гомель, 1923. 31. Интернет-портал «Список жертв политических репрессий в СССР ». 32. Интернет-портал «Азбука веры». Послание святейшего патриарха Тихона от 19 января 1918 (с анафемой безбожникам). 33. Интернет-портал «Электронная библиотека Одинцовского благочиния». И.А. Ильин. Почему мы верим в Россию? 34. Интернет-портал Православие.Ru. Святой мученик Вонифатий. 1 января 2013 года. 35. Интернет-портал «Правжизнь». Разрушение храмов и монастырей в годы советской власти. 9 декабря 2017 года. 36. Государственный архив Брянской области. Фонд 473 опись 2 дело 32 листы 11, 12, 17. Александр Дудников (г. Москва) Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В казани приемная мать подала на развод со своим сыном: причина В России полицейский 9-ть лет заражал жертв СПИДом: дикая история Фермер из Чечни лишил жизни юную студентку-отличницу: жестоко ... Девушка из Петербурга и её голый прыжок остались без штрафа Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/opp/2021/01/07/vonifa...

Хотя, таким образом, избрание Швецова в преемники Савватию не было решительным, и он попрежнему именуется еще уральским; но все же друзья, сторонники и почитатели его чрезвычайно рады этому избранию, один из них, самый усердный и отважный, участник его черниговских подвигов, известный поп Димитрий Мартьянов, немедленно по издании «определения», сам объехал все окружнические моленные в Москве и оповестил попов, чтобы поминали за службами владыку Арсения. Радость друзей и почитателей Швецова питается конечно уверенностью, что из «управляющего московскою епархией» он скоро произведен будет в звание действительного епископа, даже архиепископа московского, то есть станет во главе российских раскольнических епископов окружнического толка, и это будет, конечно, не Савватий. Наши читатели достаточно знакомы с личностью, характером и подвигами Швецова в качестве пропагандиста раскольнических и его собственных еретических мнений, чтобы понять, каких последствий для раскола, а вместе и для церкви, следует ожидать, если такой необузданный расколоучитель сделается действительным московским архиепископом раскольников и станет во главе раскольнической иерархии в России. Друзья Швецова очень хорошо это понимают, и зная, что не только духовное, но и светское правительство отнесутся к нему не так легко, как относились к ничтожному и слабоумному Савватию, что если и этот последний обязан был не именоваться московским архиепископом, то еще строже в этом отношении поступлено будет со Швецовым, они уже распространяют слух, будто их владыка – Арсений и теперь, будучи только «управляющим московскою епархиею», и потом, когда сделается московским архиепископом, жить в Москве не будет, и следовательно обращать на него внимание московским властям не потребуется. Но это есть, конечно, одна уловка, заранее придуманная. Швецов не будет значиться живущим в Москве, но посещать Москву будет так часто и пребывать в ней для отправления своих епархиальных дел будет так подолгу, что окажется почти постоянно живущим в Москве. Поэтому изгнание Савватия из Москвы и назначение в преемники ему Арсения несомненно есть событие большой важности, и ревнители раскола имели полное основание приветствовать его радостью и ликованием. 2. Суд над Федором Мельниковым

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

948 стр. печатного оригинала). – В Симбирской епархии местным епархиальным начальством в 1897 г. было объявлено к обязательному исполнению, что в церквах бесприходных, а равно при учебных заведениях и домовых, браки не должны быть совершаемы – разве с согласия приходских священников и особого разрешения на всякий случай Его Преосвященства (Симб. Е.В. 1897, 5; см. также Подол. Е.В. 1893, 12; Сам. Е.В. 1898, 2; Приб. к твор. св. отц. 1871 г., 3 т., 455–456 стр.). – Черниговских Е.Н. было положительно воспрещено причтам бесприходных, домовых и при учебных заведениях церквей совершать приходские браки (см. постан. Черн. Дух. Кон., от 2 авг. 1894 г.). – Воспрещение причтам церквей при духовно-учебных заведениях венчать браки можно видеть из указа Св. Синода от 23 февр. 1882 г., коим дозволяется в означенные церкви выдавать только 3-ю часть метрической книги, а, следовательно, не даётся и права венчать браки (Киев. Е.В. 1896, 27). – Курским Е.Н. было объявлено, чтобы причты не венчали лиц иноепархиальных, не принадлежащих к их приходам, без предварительного получения, от кого следует, предбрачных свидетельств (см. Ц.В. 1888, 11; сн. 1908, 51–52). Предбрачные сведения о женихах и невестах могут быть изложены или в виде свидетельств, выдаваемых по просьбе женихов или невест, или же в виде отношения, пересылаемого в ответ на запрос причта, имеющего венчать брак (Ц.В. 1897, 9; 1898, 4). Соответственно тому, по чьей просьбе, в какой форме и какие сведения в данном случае сообщаются, – они или подлежат, или не подлежат гербовому сбору (сн. ниже, о герб. сборе). – Что касается вопроса относительно того, можно ли не живущему несколько лет в приходе выдать предбрачное свидетельство, то хотя некоторые и решают этот вопрос отрицательно (см. Ц.В. 1892, 41), но другие считают вполне возможным в указанном случае выдать предбрачное свидетельство. В самом деле, в это свидетельство входят сведения о летах лица, вступающего в брак, согласии родителей на вступление в брак и о неимении препятствий к браку по родству, но все эти сведения могут быть получены только в приходе жениха или невесты; не без основания же и законом требуется, чтобы предбрачные оглашения были как в приходе жениха, так и в приходе невесты, без ограничения этого требования большим или меньшим числом лет; с другой стороны, известно, что случаи венчания в близких степенях родства и случаи венчания лиц, состоящих в браке, оказываются преимущественно при отсутствии предбрачных сведений от приходского причта; лицу, не живущему несколько лет в приходе, приходский причт может отказать только в удостоверении о его безбрачии (Киев.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В 1859 году отдельные части русского перевода священных книг Нового Завета, по исполнении оного православными духовными академиями, начали поступать уже на просмотр и высшую редакцию переводного комитета, учреждённого при Святейшем Синоде. К участию в этом пересмотре и редакции, кроме постоянно присутствовавших в Петербурге членов Св. Синода, под наблюдением первенствующего члена (в то время митрополита Григория), были приглашены и некоторые временно вызываемые для присутствования в Св. Синоде епархиальные архиереи. Таковым в ту пору был между прочими архиепископ Харьковский (впоследствии Черниговский) Филарет (Гумилевский) , питомец Московской Духовной Академии (выпуска 1830 года) и духовной школы святителя Филарета, митрополита Московского, известный учёный богослов и церковный историк († 1866). На дело возобновления русского перевода он имел свой особый взгляд. Ещё от 28 октября 1858 года из Петербурга писал он А.В. Горскому: «Признаюсь искренно, что делать новый перевод русский для меня кажется диким. Высказывал я это убеждение митрополиту здешнему 51 и, не получив никакого ни да, ни нет, я оставался в убеждении, что ту же простую мысль держат и другие» 52 . Иначе сказать, он считал в рассматриваемое время совершенно достаточным лишь исправить русский перевод, изданный Российским Библейским Обществом. Поэтому, встретившись со значительными разностями нового перевода в сравнении с прежним при рассмотрении оного в Св. Синоде, архиепископ Филарет, по свойственной ему горячности, не мог выдержать, чтобы не высказаться относительно их. Свои недоумения и замечания на перевод Евангелия (от Матфея, исполненный Санкт-Петербургской Духовной Академией) преосвященный Харьковский изложил в письме к святителю Московскому Филарету, который от 9 марта 1859 года на это письмо ответствовал ему следующее: «Преосвященнейший владыко, возлюбленный о Господе брат! Вы приглашаете меня к занимательной беседе о переводе Нового Завета. Но и при сем не скоро достигаю того, чтобы войти в сию беседу. В выражении: Авраам родил Исаака 53 нет ничего соблазнительного, а есть небольшая странность или необычайность. Много лет читали сие выражение в русском переводе 54 : и мне не случилось слышать против него возражения. И есть ли ныне взято правило, как можно ближе к славянскому вести новый перевод: то вот новая причина сохранит прежнее выражение 55 . Но если желают выражения более обыкновенного: не будет далёким отступлением от подлинника сказать: от Авраама родился Исаак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Таким образом, один из существенных вопросов приходской жизни – это вопрос о кандидатах священства. В настоящее время священники назначаются епархиальными преосвященными большей частью из лиц, получивших специальное богословское образование в духовно-учебных заведениях. Нужно сказать, что в огромном числе случаев эти лица являются чуждыми приходу; а там, где практикуются частые перемещения, и установившиеся связи между священником и прихожанами тем самым разрываются. Казалось бы, этого не могло бы быть, если бы предоставить самим прихожанам право выбора священно- церковнослужителей. Но необходимо принять во внимание, что приходский священник является в районе своего прихода проводником церковно-государственных распоряжений и намерений, руководителем своей паствы в религиозно-нравственной жизни; священник – ближайший просвещённый человек, за советом к которому идёт простолюдин в самых разнообразных случаях, выдвигаемых жизнью. Необходимо, чтобы священник мог исполнять эти возложенные на него обязанности. Можно ли рассчитывать на то, что выбор прихода падёт на лицо, могущее выполнить эти сложные обязанности? Нельзя упускать из виду, что народ наш ещё настолько мало просвещён, чтобы вообще оценить просвещение и просвещённого человека и чтобы при выборах он главное своё внимание обратил на умственные и нравственные качества кандидата; кроме того, при ограниченном круге известных приходу кандидатов священства и малой осведомлённости о нравственных и умственных качествах их, выбор, естественно, будет падать не на более достойных, а на тех, кто в достижении своих целей не считается с тем, какими средствами достигается цель. Существующий в единоверческих приходах обычай выбора приходом клириков далеко не говорит за преимущество этого способа назначения приходского клира. Жизнь указывает, что домогательство занять приходы при единоверческих церквах нередко сопровождается интригами, заискиванием пред влиятельными лицами прихода и даже подкупами, причём эти священники бывают поставлены в необходимость в своей служебной деятельности руководиться не долгом принятой присяги, а сообразоваться с желаниями избравших их прихожан. По всем сим соображениям совещание находит, что порядок назначения священно- церковнослужителей должен оставаться прежний; если и может быть допустимо участие прихожан в этом деле, то только в форме рекомендации известных им кандидатов, окончательное же решение вполне должно зависеть от воли епархиального преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обратить внимание Министерства Внутренних Дел и Обер-Прокурора Святейшего Синода“ и 2) о том, что по учению штундистов, все природные богатства: земли, леса, воды, как создание Божие, не должны составлять чьей либо собственности: все земли помещичьи и государственные должны пойти в равный раздел, платить подать и нести повинности, а равно иметь и почитать начальство не следует, ибо все люди на земле равны и, по закону Христову нет ни старших, ни младших: „Почти что социализм“. Независимо сего Обер-Прокурор Святейшего Синода докладывал Государю Императору о том, что по полученным им, чрез посредство Киевского епархиального начальства, сведениям, секта штунд, распространенная на юге России и преимущественно в Киевской губернии в уезде Чигиринском, получила в последнее время совершенно новое значение социального характера и настолько вредно влияет вообще на местное население Юго-Западного края, что всякое промедление в принятии против последователей её действительных и безотлагательных мер, может поколебать не только религиозные воззрения простого народа, но и поселить в сердце населения недоверие и неудовольствие к правительству. При этом тайный советник Победоносцев, в подтверждение всего вышеизложенного, представил Государю Императору полученное им по сему предмету от Киевского Митрополита Платона представление священника Чигиринского уезда селения Мордвы, в котором подробно разъясняются причины усиленного распространения этой секты, сущность учения оной, а также и та связь, которая существует между последователями штундизма и учением социалистов. Государь Император, по прочтении означенного донесения, изволил начертать на всеподданнейшем докладе Синодального Обер-Прокурора следующую резолюцию: „Надо непременно обратить самое серьезное внимание на эти секты». Сообщив о таковой монаршей воле Киевскому, Подольскому, Волынскому, временному Полтавскому и Черниговскому генерал-губернатору для зависящих с его стороны распоряжений, считаю необходимым о вышеизложенном поставить в известность ваше превосходительство, покорнейше прося обратить особое ваше внимание как на причины распространения во вверенной вам, милостивый государь, губернии секты штунд, так и в особенности на характер её учения, а также принять меры к преграждению дальнейшего распространения оной, о результатах же по сему предмету ваших распоряжений и наблюдений своевременно поставить в известность министерство“ 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Благодарю искренне и за любезное приглашение к торжеству открытия Братства Св. Сергия. По истине желал бы на нем присутствовать, но здешние мои заботы и занятия так велики и многообразны, что не вижу возможности приехать в лавру на 26 сентября. Прошу Вас отсутствующего на сей раз почесть как бы присутствующим, а от меня принять на доброе дело прилагаемую при сем лепту. С совершенным почтением и преданностью имею честь быть покорнейшим слугою К. Победоносцев. 17 сентября 1880 г. Петербург. На сем же письме приписано: «Извольте получить от меня несколько книг моего издания. Притом для академической Библиотеки посылаю недавно вышедшее весьма любопытное издание Коссовича: Canticum Canticorum, – достойное внимания»! 3 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Возвращаю при сем корректурные листы. При нынешних условиях печати не нахожу никаких затруднений к напечатанию указанных Вами мест. Не премину обратить чье следует внимание на составленную Вами службу Сильвестру Обнорскому, для разрешения оной к изданию 1074 . Кстати – известно ли Вам житие сего святого, вновь составленное (в статьях Ярославских епархиальных ведомостях и в отдельной брошюре) преподавателем Ярославской семинарии Корсунским? И еще кстати: известна ли Вам, и особливо между студентами, замечательная по мыслям и изложению книжка того же Корсунского под названием: «Двенадцать учебных речей»? Она заслуживает особого внимания. Приметьте в 15 «Уфимских Епарх. Ведом.» слово преосвященного Никанора на поминовении митрополита Макария и Скобелева. В нем есть мысли, которые рекомендовал бы я особенному вниманию историков новой школы, и в частности Вашему профессору Голубинскому 1075 . Гнев Божий на нас. Судьбы Божии отнимают у нас лучших людей. Вчера скончался преосвященный Викторин 1076 Подольский. Очень он был нужен Церкви в Подолии, но видно нужнее стал Господу Богу. Душевно уважающий и преданный К. Победоносцев. 22 августа 1882 г. Ораниенбаум. 4 Достопочтеннейший Сергей Константинович! Секретарь Черниговской Духовной Консистории Вощинин скупил в разных руках, на рынке и в лавках, разошедшиеся по рукам письма Московского митрополита Филарета к преосвященному Филарету Черниговскому , в разное время писанные и остававшиеся доселе неизвестными. Их всего 33. Многие из них интересны; многие относятся и до академических дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще с 60-х гг. в. церковнослужители начали регулярно получать от государства плату за свою службу. В мае 1866 г. были введены «временные Правила о пенсиях и пособиях священнослужителям епархиального ведомства и семействам их». Право на пенсионное обеспечение получили лишь те священники, которые прослужили 35 лет и были выведены на штат причта. Они получали пенсию в размере 70 рублей в год, их вдовы – 35 рублей. Этих денег для существования духовенства и их семейств оказалось недостаточно. Кроме питания и одежды требовались деньги на жилье. На то время большинство семей духовенства пользовались домами причта, которые после увольнения священника вынуждены были покидать и передавать новому церковнослужителю. В 1885 г. Святейший Синод ввел новые штаты, согласно которым по-новому начислялась оплата труда, но при этом финансовое состояние семей церковнослужителей продолжало оставаться не самым лучшим. Чтобы хоть как-то облегчить их положение, государство через введение так называемых эмеритальных касс несколько укрепило материальное положение православного клира. Эмеритальные кассы образовывались по сословному и профессиональному принципу. Существовали кассы для военных, чиновников, служащих земств. Эти структуры носили коммерческий характер, так как за счет денежных взносов вкладчиков образовывался капитал, который обменивался на ценные бумаги, а уже с процентов на облигации выплачивалась пенсия. Выплаты не зависели от воли правительства. Сами эти учреждения были негосударственными, хотя и находились де-факто под контролем официальных органов. Фактически же, негосударственные источники финансового обеспечения клира на сегодня изучены недостаточно. Деятельность эмеритального фонда каждой епархии имела свою специфику. Деятельность эмеритальной кассы духовенства Черниговщины ображалась на страницах местного периодического издания «Черниговские епархиальные известия» (1861–1911 гг.), которое регулярно публиковало сведения о деятельности этой структуры, начиная с 80-х гг. Из материалов журнала известно, что первые попытки по организации данной структуры были предприняты в 60-х гг. в., при Черниговском архиепископе Филарете (Гумилевском), однако они не увенчались успехом. На то время священники Черниговской епархии получали от 103 до 156 рублей, псаломщики – от 35 до 51 рублей в год.

http://sedmitza.ru/lib/text/5742156/

Ввиду особой важности синодального указа 1816 г. относительно церковного пения приводим здесь текст этого указа полностью 514 : «Святейший Правительствующий Синод слушал предложение г. тайного советника, Государственного Совета члена, кн. Голицина 515 , что Государь Император, известясь, что во многих церквах поют по нотам не соответственно тому роду пения, какое может быть принято в церквах, Высочайше повелел: дабы впредь не вводить в употребление тетрадей рукописных, кои отныне строжайше запрещаются, но все, что ни поется в церквах по нотам, должно быть печатно и состоять или из собственных сочинений директора певческого хора, действительного статского советника Бортнянского, или других известных сочинителей, но сих последних сочинения непременно должны быть напечатаны с одобрения г. Бортнянского. Его Императорское Величество изъявил при этом свою волю, чтобы на преосвященных епархиальных архиереев возложено было строгое и неослабное смотрение за тем, чтобы, кроме печатных нот, отнюдь не были в церквах их ведомства вводимы тетради рукописные. Он, г. обер-прокурор и кавалер, объявляя Высочайшее его Императорского Величества повеление Святейшему Синоду, присовокупляет, для сведения, что вместе с сим он отнесся к г. управляющему министерством полиции об учинении циркулярных по гражданскому управлению предписаний без одобрения директора придворного певческого хора. Приказали: для должного по сему Высочайшему повелению исполнения, в Московскую и Грузино-Имеретинскую Святейшего Синода конторы, к синодальным членам и прочим преосвященным епархиальным архиереям, также в ставропигиальные лавры и монастыри послать указы, предписав в оных, что нотные книги, как то: Ирмологи, Обиход, Октоих и Праздники, изданные от Синода, остаются по прежнему для предназначенного употребления их; Правительствующему же Сенату сообщить ведение». Вполне естественно, что цензура предназначенных для печатания духовно-музыкальных сочинений была поручена именно Бортнянскому. Он был православный, родом из Черниговской губернии; значит, уставное богослужебное пение, богослужебный язык и богослужебный чин не были для него чем-то совершенно чуждым и непонятным, как то было для итальянцев, писавших музыку на богослужебные тексты Русской Церкви и учивших певчих капеллы таким сочинениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010