Глава IV Смерть Елизаветы, создававшей характером своих отношений к русскому духовенству благоприятные условия для успешного противодействия св. Синода влиянию прокуратуры на церковное управление, передала верховную власть в руки Петра III, не только не разделявшего взглядов умершей государыни на служителей православной церкви, но и не стеснявшегося высказывать явное нерасположение к ним. Еще при жизни Елизаветы Петр III выражал свои неприязненные отношения к духовным лицам высовыванием языка священникам и дьяконам во время богослужения; вступление на престол дало ему возможность проявить свое нерасположение к православной церкви и ее духовенству и в самой правительственной деятельности. Мы не будем говорить об общеизвестных фактах, являвшихся результатами нескрываемого презрения нового государя к господствовавшей в России религии, а упомянем только об одном императорском указе, прекрасно характеризующем отношения верховной власти к высшему органу церковного управления. Указ от 26 марта 1762 года 390 констатировал одно довольно характерное явление, прочно укоренившееся в практике синодального управления; по словам Петра III, челобитчики, обращавшиеся в св. Синод с жалобами на свое начальство или епархиальных архиереев, после продолжительной волокиты, обыкновенно, безо всякого решения, отсылались для расследования дела к тем же епархиальным преосвященным, так что Синод, по мнению государя, не только не исполнял возложенных на него законных обязанностей, но даже обнаруживал очевидное пристрастие и делал «одни потачки» епархиальным начальникам, походя больше на опекуна знатного духовенства, чем на строгого блюстителя истины и защитника бедных и неповинных. В доказательство такого незаконного, пристрастного отношения св. Синода к «знатному духовенству», император указывал на судьбу челобитных известного нам дьякона Шаршановского и священника Бордяковского, жаловавшихся на своего черниговского архиерея. В видах прекращения на будущее время соблазнительных отношений высшего органа церковного управления к интересам правосудия, указ повелевал Синоду не только немедленно дать беспристрастное решение дел, возбужденных челобитными Шаршановского и Бордяковского, но и всегда удовлетворять подобные жалобы, не отсылая их на рассмотрение к епархиальным преосвященным; в заключение императорского указа было объявлено св. Синоду, что малейшее нарушение истины будет наказано, как злейшее государственное преступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Blagovid...

(по поводу отступок текущего года) 1 Уставные затруднения в текущем году. – Предельно ранняя Пасха минувшего, 1915, года задала, как известно, немало задач блюстителям Церковного Устава. Она сказалась, между прочим, и на совершении в текущем году круга евангельских чтений. В частности, затруднительным и далеко не бесспорным оказался для наших уставщиков вопрос о литургийном Евангелии в воскресенье 17 января. Это видно, между прочим, из того, что в некоторых епархиальных органах заблаговременно были напечатаны руководственные указания и расписания чтений на текущий год. Укажем на статьи двух епископов: Преосвященного Фаддея 2 в «Волынских епархиальных ведомостях», 38–39 («Об отступках в чтении Евангелий в нынешнем году») 3 и Преосвященного Пахомия в черниговском духовном журнале «Вера и жизнь», 23–24 («Порядок чтения воскресных евангельских зачал»). Названные авторы дают несогласные указания. В то время как первый указывает на воскресенье 17 января зачало 62 Матфея («О жене хананеянке»), второй находит, что в этот день должно быть прочитано зачало 85 от Луки («Десять прокаженных мужей»). На практике же, например в Петрограде, к вышеназванным двум зачалам прибавилось еще зачало 93 от Луки («О слепце Иерихонском»), в разных храмах читались разные зачала, по усмотрению настоятелей. Уже одно это разнообразие решений рассматриваемого уставного вопроса показывает, что в самом Уставе недостает ясности и его указания требуют толкования и изъяснения. Попыток таких толкований сделано немало, но к сожалению, как показывает опыт текущего года, ими не только не достигнута окончательная ясность, но в иных случаях, как увидим ниже, внесены новые осложнения в неясно изложенный Устав о порядке евангельских чтений. В настоящей заметке мы попытаемся представить общее обозрение ряда церковных чтений и лишь попутно разобрать особенный случай текущего года. Чреда евангелистов. По мудрому установлению Церкви годичный круг богослужений, и в частности литургийных евангельских чтений, начинается от Дня Пасхи и простирается до следующей Пасхи. Солнце Правды, Христос, востав из Гроба, посылает свои светила, евангелистов, осиявать землю на всякий день. И первым светилом над церковной твердью восходит Иоанн, который уже в пасхальную литургию озаряет нас первыми словами своего благовествования: «В начале бе Слово». Путь Иоаннов простирается на семь седмиц Пятидесятницы, за исключением лишь трех дней (вторника Пасхи, Недели жен мироносиц и четверга Вознесения), когда читаются зачала из других Евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

В 1826 г. поступил, для получения высшего образования, в Московскую духовную академию, где 19 янв. 1830 г. пострижен в монашество с именем Филарета, данным ему в честь Филарета, митроп. московского. В том же 1830 г., по окончании академического курса вторым магистром, Филарет был определен в самую академию бакалавром церковной истории, с званием соборного иеромонаха, а в январе 1832 г. занял кафедру св. писания; с назначением же на должность инспектора академии (1 мая 1833 г.) перемещен на кафедру нравственного и пастырского богословия. В январе 1835 г. Филарет возведен в сан архимандрита и 14 дек. определен на должность ректора академии и профессора догматического богословия, с назначением в настоятели московского Богоявленского монастыря. Находясь на службе при академии, он, и как профессор, и как начальник, обнаружил, несмотря на слабость телосложения, необычайную энергию, талантливость и трудолюбие, при строго-иноческой келейной жизни. Обладая обширною начитанностью, он всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, заинтересовывая слушателей историческими, филологическими и другими исследованиями в их области и сильною, остроумною, подчас даже резкою критикою противуположных взглядов. Как начальник, он всею силою своего влияния поощрял научную деятельность в академии, особенно строго следя за сочинениями студентов; он же основал академический журнал: «Творения св. Отцев в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания». По истечении 11-ти лет академической службы, для Филарета настала пора деятельности епархиальной. 21 декабря 1841 г. он, на 37-м году от рождения, был рукоположен во епископа рижского; затем (1848) переведен в Харьков, где 7 апреля 1857 г. был возведен в сан архиепископа, и, наконец, в 1859 г. перемещен на кафедру черниговскую, где и скончался от холеры, при посещении епархии, в г. Конотопе. В сане архиерейском он так же неутомимо трудился на пользу епархий, ему преемственно вверяемых; особенно много труда, забот и скорбей доставила ему Рижская епархия, незадолго пред тем (1836) открытая, с ее разноплеменным населением. Его труды здесь однако остались не бесплодны; в 1847 г. Филарета, приглашая воспитанников Московской духовной академии на службу в Лифляндию, писал профессору этой академии А. В. Горскому: «теперь обстоятельства здесь уже не прежние; Русь начинает иметь простор; теперь в одной Лифляндии до 70 православных священников, а прежде не было и семи». Точно так же Филарет заботился об обращении в православие и проживавших в его епархии раскольников. А в Харькове и Чернигове деятельному архипастырю предлежали другие заботы. Устройство женских духовно-учебных заведений в той и другой епархии исключительно на местные средства, основание духовного повременного издания в Чернигове: «Черниговские епархиальные известия», и многие другие дела останутся вечными памятниками его неутомимой деятельности в тех епархиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Крестный ход в день памяти св. равноап. вел. княгини Ольги и освобождения Пскова от немецких захватчиков ЖМП 2 февраль 2021 /  17 марта 2021 г. 16:00 Наследники Александра Невского КАК В ВОИНСКОМ ХРАМЕ В ПСКОВЕ ЧТУТ ПАМЯТЬ БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ И ПИШУТ НОВУЮ ИСТОРИЮ Сегодня на территории России действует более 230 православных приходов во имя святого благоверного князя Александра Невского. Среди них — всеми любимая и почитаемая Александро-Невская лавра в Петербурге, где покоятся мощи святого воина; величественные соборы в Челябинске, Новосибирске, Старом Осколе, Краснодаре; небольшие сельские храмы и домовые церкви в воинских частях. В год 800-летия со дня рождения Александра Невского мы будем рассказывать о самых известных храмах, посвященных благоверному князю.  PDF-bepcuя. Начнем с храма Александра Невского в Пскове. Эта древняя земля навсегда связана с именем князя. В 1242 году он освободил город от немцев. В апреле этого же года недалеко от Пскова на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, где были повержены ливонские рыцари. Благодарные псковичи всегда помнили и чтили князя-освободителя. Первую церковь в его честь возвели в Пскове в 1547 году, а в начале XX века в городе насчитывалось уже пять церквей и часовен. И спустя столетия эти северо-западные земли остаются стратегическим рубежом страны, который надежно охраняется, — Псков является пунктом постоянной дислокации 76-й Гвардейской десантно-штурмовой Черниговской дивизии ВДВ. Храм Александра Невского — храм Псковской дивизии. Его настоятель протоиерей Олег Тэор много лет руководит епархиальным отделом по взаимодействию с Вооруженными силами и выполняет обязанности помощника командира дивизии по работе с военнослужащими. Отца Олега часто так и называют — дивизионный батюшка. Иконостас от Патриарха, колокола от Президента Храм Александра Невского в псковском районе Завеличье был построен в 1908 году для воинов Омского 96-го пехотного полка, который в конце XIX века расквартировался в этом городе. По боевой славе этот полк не уступал Семеновскому и Преображенскому полкам. Сформированный Кутузовым, полк прославился тем, что во время Отечественной войны 1812 года сумел закрыть для французов дорогу на Псков и Петербург. С началом революционных событий 1917 года полк распался. О его славной истории сегодня напоминают сохранившиеся в Завеличье краснокирпичные здания казарм и штаба и храм Александра Невского.

http://e-vestnik.ru/society/nasledniki_a...

Лекция 4 После кратковременного эпизода с поставлением Илариона без согласия Константинопольского патриарха Киевская митрополия возвращается к прежнему порядку: митрополита-грека присылают в столицу Руси из Византии. Епархиальные архиереи назначаются уже на Руси, и, как правило, - из русских. Однако, во второй половине XI столетия структура Русской Церкви на короткий период претерпевает некоторые изменения. Связано это было с тем, что после смерти Ярослава его сыновья разделили между собой верховную власть над державой. Номинально старшим из князей считался Изяслав Киевский. Однако, фактически его братья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский были независимы от Киевского князя. Русью некоторое время управлял своего рода триумвират братьев-князей. Скорее всего, именно по этой причине Черниговская и Переяславская епископии были возведены в ранг митрополий, однако, титулярных. Архиереи этих епархий были почтены лишь титулом митрополитов, оставаясь на деле по-прежнему подчиненными Киевскому митрополиту - Предстоятелю Русской Церкви. Подобный порядок просуществовал совсем недолго: в Чернигове известен лишь один титулярный митрополит, в Переяславле - 2 или 3, в числе которых преподобный Ефрем Киево-Печерский. Эти титулярные митрополии вновь были низведены до степени простых епископий к концу XI века, после того, как распался союз Ярославичей, а Киевская Русь окончательно превратилась в конгломерат многочисленных удельных княжеств. В 1-й половине XII в. порядок поставления Киевских митрополитов в Константинополе по понятной причине практически не встречает на Руси противников: политически нейтральный митрополит-грек, независимый от князей (в том числе и Киевского), служит своего рода символом духовного и культурного единства страны и арбитром в период раздробленности и усобиц между князьями, наступивший вслед за блестящей эпохой Ярослава. Митрополит часто примиряет враждующих князей. Это, в частности, имело место в 1134 г., когда митрополит-грек Михаил мирил сыновей святого князя Мстислава Великого с их дядей Юрием Долгоруким. Несколько позднее тот же митрополит Михаил выступает посредником в конфликте между потомками Владимира Мономаха и черниговскими князьями Ольговичами.

http://sedmitza.ru/lib/text/436239/

Огородня Гомельская. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:не ранее 1900. Год утраты:1951 (сгорела) Адрес: Беларусь, Гомельская область, Добрушский район, деревня Огородня Гомельская Координаты: 52.323375, 31.547476 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Верстах в 40 от Гомеля, на границе Черниговской губернии, находятся слобода Огородня Гомельская. В сороковых годах 19 ст. в ней было около тысячи старообрядцев. Последние имели здесь свою церковь, очень хорошо украшенную. В 1832 г. церковь эта сгорела, и на месте её явился в 1835 г. молитвенный дом, устроенный внутри по подобию храма: дом разделялся на три части, здесь был иконостас, иконы, церковная утварь и другие церковные принадлежности. В 1839 г. начато было дело о построении старообрядцами молитвенного дома. По Высочайшему повелению от 16-го мая 1842 г., дом этот был запечатан, а иконостас, колокола и вся утварь церковная переданы на хранение (23 июня 1842 г.) в православную Огородницкую церковь (в селе Огородне Кузьминичской, недалеко от слободы Огородни Гомельской). Около 1848 г. житель Огородни Егор Бобров принял единоверие, а за ним и еще семейств до десяти. Сделавшись единоверцем, Бобров возбудил ходатайство о распечатании молитвенного дома и возвращении в него иконостаса, указывая на то, что с распечатанием дома многие тайные " последователи его, Боброва, явно примут единоверие. Преосвященный Анатолий, получив эту просьбу, вошел в сношение с гражданскою властью о передаче Огородницкой часовни в Епархиальное ведомство для открытия в ней Богослужения. Вследствие этого исправляющий должность начальника Могилевской губернии предписал (4 декабря 1848 г.) земскому Белицкому исправнику - узнать из-под руки секретно, не встретится ли в случае передачи запечатанной Слободской часовни каких-либо местных затруднений, т. е. судя по духу тамошних раскольников, не будет ли с их стороны каких либо беспорядков, и если не будет предвидеть никаких к тому затруднений, то немедленно передать означенную часовню со всей принадлежностью назначенному для сего настоятелю Макарьева единоверческого монастыря Гермогену " . 19 января 1849 г. молитвенный дом был принят Гермогеном и иконостас из православной церкви перенесен в этот дом без сопротивления со стороны старообрядцев.

http://sobory.ru/article/?object=61505

Обстоятельства, вызвавшие составление этого обзора современного Черниговского раскола, были следующие. В бытность мою делопроизводителем совета Братства св. Михаила Черниговского, я при многих случаях встречал затруднения в определении хотя бы приблизительной цифры раскольников как в отдельных местностях, так и во всей Черниговской епархии, потому что в делах братства сведений об этом не имелось; а между тем иногда в Совет Братства поступали официальные запросы от некоторых учреждений о числе раскольников и даже о состоянии раскола в епархии. Чтобы на будущее время не встречать подобных затруднений, я чрез бывшего председателя Совета Братства, Преосвященного Михаила (ныне Епископа Ковенского) возбудил в Совете вопрос о необходимости собрания более или менее точных сведений о числе раскольников и состоянии раскола и сектантства в епархии, при чем представил и программу собирания этих сведений через о. о. благочинных епархии. Совет братства в одном из моих октябрьских заседаний 1899 года постановил просить Черниговскую дух. Консисторию, чтобы она предписала о. о. благочинным епархии доставить сведения о расколе и сектантстве в их округах, а потом поручить преподавателю истории и обличения рус. раскола в Семинарии, на основании имеющих быть доставленными сведений составить обозрение современного Черниговского раскола. – Но помимо этого побуждения характера официального и имеющего в своем корне практически-деловые соображения, я, предпринимаю означенную работу, руководился и чисто научными мотивами. Статистика раскола и сектантства является в науке о расколе одним из самых важных вопросов, более или менее верное решение которого занимало всех известных расколоведов. Но, к сожалению, существовало, да и теперь существует, множество причин, по которым эта статистика, более чем какая-либо другая, страдала и страдает неточностью. О причинах этого явления было бы очень долго говорить; что же касается неточности, то достаточно сказать, что было время, когда одни насчитывали всех раскольников только 200 тыс., а другие – до 13 млн., промежуточных стадий между этими цифрами было указываемо еще очень много. Никто, кажется, не должен отрицать того, что более или менее верная статистика раскола в России может быть достигнута только путем разработки местной статистики, преимущественно по отдельным епархиям, что, при содействии местной епархиальной власти, в известной мере достижимо. Эту задачу мы взяли на себя по отношению к Черниговской епархии, которая, как известно, обильно населена раскольниками. Но задача наша далеко не ограничивается собранием только статистических данных раскола; напротив, мы стремились в своей статье дать по возможности полное обозрение современного Черниговского раскола и осветить его с разных сторон, стараясь при этом оттенить особенности раскола одной местности сравнительно с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Содержание I. Детство и воспитание Иннокентия Письмо Матвея Алексеевича Борисова к преосв. Иннокентию о его детстве и воспитании II. Негласное дознание об образе мыслей архимандрита Иннокентия III. Последующие отношения к Иннокентию митрополита Серафима IV. Отношение и Иннокентию митрополита московского Филарета § 1. § 2. § 3. § 4. § 5. § 6. § 7. § 8. § 9. § 10. § 11. § 12. § 13. § 14. § 15. § 16. § 17. § 18. § 19. § 20. § 21. § 22. § 23. § 24. § 25. § 26. § 27. § 28. § 29. Отношения Иннокентия к Филарету, архиепископу черниговскому § I. § II. § III. § IV. § V. § VI. § VII. § VIII. § IX. § X. § XI. § XII. § XIII. § XIV. § XV. § XVI. § XVII. § XVIII. § XIX. § XX. § XXI. § XXII. § XXIII. § XXIV. § XXV. § XXVI. § XXVII. § XXVIII. § XXIX. § XXX. § XXXI. § XXXII. § XXXIII. § XXXIV. § XXXV. § XXXVI. § XXXVII. § XXXVIII. § XXXIX. § XL. § XLI. § XLII. § XLIII. § XLIV. § XLV. § XLVI. § XLVII. § XLVIII. § XLIX. § L. § LI.     Для биографии величайшего из наших церковных ораторов настоящего столетия у нас до этих пор сделано весьма немного, можно сказать, почти ничего. Академический curriculum vitae Иннокентия, составленный для академии наук преосв. Макарием Булгаковым , «венок на могилу Иннокентия» покойного М. П. Погодина, «очерк жизни Иннокентия», составленный Н. М. Востоковым (в «Русской Старине»), несколько журнальных и газетных кратких заметок – это все, даже взятое вместе, не только не биография Иннокентия, но даже и не, «материалы» для биографии. Настоящая биография замечательного человека не может ограничиться пересказом, хотя бы то самым подробным, известных, и, пожалуй, мало известных и неизвестных фактов внешней его жизни и деятельности, но должна воспроизвести цельный духовный образ живой личности в полном объеме ее духовно-нравственного бытия, исчерпать по возможности во всей полноте все богатство внутренней жизни могучего духа и сильного ума. Материал для такого изображения следует искать не только в фактах официальной деятельности изображаемого лица (доклады по предметам епархиальной и общецерковной жизни в высшую духовно-правительственную инстанцию – Св. Синод, проекты реформ и новых учреждений, начальственные распоряжения и резолюции и т. д.), но также, и главнейшее, в сфере интимной жизни, в области частных отношений. Потому то мы видим, что во всех литературах биографиям исторических деятелей предшествуют сборники материалов для них в виде целых томов их переписки с разными лицами... Как человек, как личность, как иерарх, Иннокентий у нас до сих пор не только не изображен с должною полнотою и художественною цельностью и рельефностью, но, нам кажется, и не определен верно, потому что нельзя же назвать определением его личности те, правда немалочисленные, анекдоты, большею частью отнюдь не документального, а больше апокрифического происхождения, которые обращаются в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

В тюрьму для епископа хлеб Как Якутия получила еще одного небесного покровителя 20 сентября, 2017 Как Якутия получила еще одного небесного покровителя По улицам города каждый день проезжала телега с надписью: «В тюрьму для епископа хлеб». О священномученике Евгении (Зернове) рассказывает инокиня Евгения (Сеньчукова). 80 лет назад убили человека. Вернее, даже не убили, а расстреляли по обвинению в контрреволюции. «Ну и что? – скажет читатель. – Сколько народу поубивали в 1937-м именно по этому обвинению? Чем этот особенный?» Да в общем-то и ничем. Действительно, таких архиереев в Русской Церкви были десятки, если не сотни. Был такой Семен Зернов: родился в 1877 году в Москве в семье диакона, окончил Заиконоспасское духовное училище, потом Московскую семинарию, потом поступил в академию, во время учебы принял монашество с именем Евгений, рукоположен во диакона, через два года – во иеромонаха, окончил академию кандидатом богословия, распределен в Черниговскую семинарию, там читал лекции по обличительному богословию, истории русского раскола и местных сект, а за доклад «О состоянии раскола и сектантства в Черниговской епархии» даже получил благодарность от епархиального начальства. Потом, в 1906 году, стал ректором другой семинарии, уже Иркутской. Обычный путь обычного ученого монаха.   Семинаристы устроили бунт, но молодой ректор повел себя странно Но тут начинается интересное. В семинариях тогда народ учился неспокойный. В Киевской, например, студенты устроили бунт за то, что им запретили курить в кельях. Что точно происходило в Иркутске, мы не знаем, но известно, что семинаристы выступали против начальства крайне раздраженно. И тут молодой ректор повел себя странно: он не применил, как сейчас бы сказали, никаких репрессивных мер. Порядок он навел исключительно добрым нравом, спокойствием и готовностью услышать молодых людей. Студенты пошумели-пошумели да и успокоились. Новый ректор им понравился: внимательный, тактичный, не давил, да еще и преподаватель хороший. В 1907 году статский советник М.И. Савваитский писал: «С обновлением преподавательского состава и назначением нового ректора жизнь семинарии вступила на путь постепенного успокоения. В настоящее время, благодаря административному такту нового ректора, архимандрита Евгения, и правильному пониманию им учебно-воспитательных задач семинарии, преподавательская корпорация, в большинстве своих членов, представляет дружную семью, одушевленную стремлением поднять уровень знаний и умственного развития учеников и приучить их к должному исполнению их обязанностей» . За обычным для того времени официозом стоит главное: хороший, всеми уважаемый человек.

http://pravmir.ru/v-tyurmu-dlya-episkopa...

Берёза. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Деревня Берёза документально известна с 1559 года как имение и село в Кобринском повете Великого Княжества Литовского. Одна часть имения принадлежала пану Костюшко, вторая – панам Сеньке, Дементию и Корниле Кулневичу. 2 июня 1863 года в селе по несчастной случайности сгорела деревянная православная церковь. Через 12 дней, 14 июня 1863 года, гродненский губернатор получил из Петербургского Министерства внутренних дел телеграмму: “Высочайше повелено восстановить сгоревшую в селе Березе Кобринского уезда Православную Церковь на суммы Правительства и объявить о сем Прихожанам”. Предполагают, что автором проекта являлся губернский инженер Демьянов В., взявший за основу чертеж 37 из серии проектов, разработанных Синодом Русской Православной Церкви. По просьбе брестского епископа Игнатия наблюдение за финансированием и строительством осуществлял епархиальный архитектор Т. Савич. Строительство церкви, кроме иконостаса, было поручено опытному мастеру из Черниговской губернии В. Гарбузову. Император Александр II пожертвовал на строительство храма 3000 рублей, а известный в народе “вешатель” Михаил Муравьев – 500 рублей из контрибуционных сумм. Через год храм был построен. В 1888 году храм насчитывал 1999 верующих. По материалам: “Кобрин: историко-экономический очерк. – Мн.: Полымя, 1987. Во время церковных гонений 1960-х годов верующие люди перевезли в Березовский храм из Козищенской церкви, приспособленной под зернохранилище, иконы и иную церковную утварь. Старожилы рассказывают, что Крестовоздвиженскую церковь одно время хотели уничтожить, но тогдашнему отцу Валинскому Евгению удалось отстоять свой храм. http://www.radzima.org/ru/object_comm/686.html Этот красивый деревянный храм с высокой шатровой звонницей и шестиколонным портиком построен в деревне Берёза, что под Кобрином на пожертвования самого государя Александра II, который выделил на постройку православного храма в небольшой деревушке 3000 рублей, а также на деньги губернатора Северо-Западного края Михаила Николаевича Муравьёва ( " вешателя " ), перечисливший из средств, доставшихся от контрибуции после подавления польского освободительного восстания 1863 г., в размере 500 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=27557

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010