Миссия за истекший год несомненно стлала новые поступательные шаги, в деле внутреннего своего развития и организации. Особенно утешительным является усиление благопопечительных забот епархиальных начальств об учреждении миссий там, где таковых доселе не существовало, об открытии новых миссионерских вакансий, а равно и об изыскании средств и мер к лучшему обеспечению миссионерствующих приходских пастырей и самых миссионеров. Новые епархиальные миссии в истекшем году учреждены в С.-Петербургской епархии и Грузинском экзархате, в Кишинёвской епархии, Олонецкой, Томской и Забайкальской. Новые вакансии открыты; С.-Петербургской (две), в Киевской (третьего епархиального противо-сектантского миссионера), Черниговской (противо-сектантского) Тамбовской (второго противо-сектантского), Херсонской (противо-раскольничьего), Олонецкой (епархиального противо-раскольничьего), Вятской (противо-раскольничьего при Сарапульском викариатстве) Рязанской и др. Независимо от сего, во многих епархиях открыто по нескольку вакансий окружных миссионеров, напр., в Рязанской, Тамбовской в Херсонской и проч. Знаменательным представляется также и то обстоятельство, что в приходском духовенстве и в учащейся духовной молодёжи заметно пробуждаются и растут дух любви к миссионерству и разумение высоты и разности этого служения в церкви, – интерес и потребность к изучению миссионерства и сектоведения. Признаками этого отрадного явления может служить уже один тот факт, что никогда ранее миссия не имела в рядах своих столько новых деятелей из состава академических воспитанников, как в истекшем году. Не смотря на неопределённость миссионерской службы в правовом и материальном отношении кандидаты академии дело миссии начинают предпочитать даже преподавательским кафедрам, между тем как ещё недавно на миссионерские вакансии, особенно же противо-раскольничьи – по целым годам приходилось епархиальным начальствам искать достойных кандидатов; ещё недавно академики противо-раскольничью миссию считали лабиринтом, разбираться в котором учёным людям не стоит; два–три года назад почтенный Вологодский (а ныне Херсонский) миссионер о. Полянский представлял в противо-раскольничьей миссии как академик чуть ли не единственное счастливое исключение. В настоящее время противо-раскольничья миссия насчитывает в составе своём уже десять кандидатов академии, в том числе в истекшем году выступило на эту миссию пять человек, из них два преподавателя семинарий (Калужской – г. Чельцов и Олонецкий о. Плотников, – известный автор истории и обличения раскола); весь же состав внутренней миссии в истекшем году увеличился более, чем на 15 деятелей из кандидатов академии, т. е. число миссионеров и академиков возросло в год на целую треть против той цифры, какую застала статистика 3 всероссийского миссионерского съезда в Казани, в 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как обращение к епархиальному архиерею относительно определения законоучителя в какое-либо училище, подведомое училищному совету, может быть сделано по закону только от инспектора или директора или, наконец, в особых случаях от училищного совета, но не от управы земской или городской, то земские и городские управы, а равно общества и другие учредители школ не имеют права, помимо инспектора или директора народных училищ и училищного совета, делать представление епархиальному архиерею об увольнении священников от должности законоучительской и об определении на места их других лиц. Земским и городским управам, а равно и другим учредителям школ, предоставлено лишь отыскивать или избирать лиц, могущих занять известные места, и затем ходатайствовать или сноситься с подлежащими властями Министерства Народного Просвещения (инспекторам и директорам) о дальнейшем движении дела; но земские и городские управы, а также общества и другие учредители школ не признаются компетентными в признании правоспособности известного лица на занятие им законоучительской должности, а тем более не принадлежат им права определять или увольнять кого-либо от должности учительской (Доклад. Черниговск. дух. консист. местному преосвященному, по поводу поступившего в Черн. дух. конс. отношения Черниг. губерн. училищн. совета от 20 апр. 1881 г., по делу об устранении свящ. Россинского от должности законоучителя Усовской школы в г. Глухове и назначении на его место священника Булгакова). За невозможностью для самих преосвященных лично обозревать школы и наблюдать за религиозно-нравственным направлением обучения в них, этот обзор и наблюдение обыкновенно поручается преосвященными благочинным приходских церквей. Лица, уполномоченные епарх. преосвящ. наблюдать за преподаванием закона Божия в народных училищах, обязаны; 1) кроме непременного присутствовала на экзаменах, по возможности самим обозревать все начальные училища и воскресные школы, в округе их состояния, и бдительно следить, чтобы закон Божий и церковное пение нотное, где таковое уже заведено, были преподаваемы по точному смыслу положения о начальных народных училищах, Высочайше утвержд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Свят. И. Фудель . Присоединяясь от всей души к пожеланиям о. И. Фуделя , мы с своей стороны смеем питать надежду, что решение вопроса о миссии среди интеллигенции не станет делом далекого будущего, тем более что и «время ныне благоприятное» и «день спасения настал»... Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою!... – Мф. 9:38. Иван Айвазов. Тамбов 1901 г. 1 При изложений деяний съезда могут быть допущены невольные неточности и даже ошибки, в чем заблаговременно извиняемся пред участникам и съезда. 3 В частности, в противоположность учению славянофилов, что «православие есть вековечная истина», наши «западники-либералы» учат, что православие есть осужденный историей византизм, фикция, убеждение убогих старушек Белокаменной [см. «Вест. Европы» 72 г. 11, статья Пыпина; «Вестн. Европы» 80 г. стат. Анненкова; и у Погодина [ " прост, Речь» 3 изд. III, отд. 1–8)-мнения Писарева), 5 К участию в совещаниях съезда вызвано было из Орловской епархии до 80 лиц – священники, клирики, учителя церковных школ и начетчики, среди коих два миссионера – книгоноши. Кроме того, прибыли па съезд многие священники по собственному желанию, а равно охотно посещали миссионерские заседания и члены общего епархиального съезда. Все лица и учреждения Орловского епархиального ведомства особенно же Семинария, во главе с почтенным о. ректором, отнеслись к съезду с редким и лестным для миссии вниманием. Каждое заседание посещали воспитанники старших классов семинарии по наряду и вели дневники слышанного, а также присутствовали и на собеседованиях. Из других епархий па съезд прибыли следующие миссионеры: Воронежский Т. С. Рождественский, Тамбовский И. Г. Айвазов и о. Ремизов, Екатеринославский Л. Я. Дородницын, Киевский свящ. о. С. М. Потехин, Черниговский, Витебский, Тульский Д. И. Скворцов , Курские и из Москвы свящ. о. И. Фудедь. В числе светских участников в съезде отметим прибывших: из Петербурга – А. А. Тернавцева, из Твери – М. А. Новоселова, из Курска – помощ. городск. головы Ар. В. Алехина и местных: и. д. губернатора В. В. Бельгарда, губер. предв. двор. М. А. Стаховича, уездн. предв. – Быховецкого, бригадного генерала А. И. Коссовича, помещика С. A. Цурикова и нек. др. Для руководства занятиями съезда приглашены были профессор Казанской Духов. Академии известный расколовед Н. И. Ивановск ий и специалист по сектоведению редактор журнала «Мисс. Обозрение» В. М. Скворцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

Варлаам в своем ответе на запросы патр. Адриана старался представить дело о странствующих архиереях в ином виде и доказать, что показания Федорова не соответствуют истине. Так, а) Мелетий Архидонский сам подписывался «Мелетиос архиепископос», другие же называли его патриархом на основании древнего титула архидонских архиереев, сохранившегося на иконе, принадлежавшей архидонскому святителю Симеону и находящейся в лавре; б) в Малороссии приняты и живут в почете только те странствующие архиереи, которые или направляются в Москву или возвращаются из нее; в) странствующие архиереи действительно поставляют на священные степени, но не самовольно, а по просьбе епархиальных архиереев, напр. Лазаря, архиеп. Черниговского; г) в Малороссии нет ни одного священнослужителя, который бы при своем посвящении не получил ставленной грамоты от посвящавшего его архиерея и при этом к определенному храму. Словом, беспорядков, отмеченных патр. Адрианом, в Малороссии нет. Служение же странствующих архиереев вызывается престарелостью епархиальных архиереев (Лазаря и Варлаама). В заключении отповеди митр. Варлаам просил патр. Адриана разрешить ему восстановление Переяславской кафедры с поставлением на нее викарного епископа, помощника митр. Киевскому, чтобы не прибегать к помощи странствующих греческих и сербских архиереев. Митр. Варлаам намечал даже и кандидата в переяславские епископы – известного патр. Адриану Иоасафа Кроковского, незадолго пред тем назначенного в ректора киевского братского училища 242 . Просьба митр. Варлаама о поставлении на переяславскую кафедру через месяц, в марте 1695 г., поддержана была гетманом Мазепой в его письме к патр. Адриану 243 . Патр. Адриан ответил на такие просьбы в мае 1695 г. очень уклончиво, обставляя дело восстановления переяславской кафедры условиями, обеспечивавшими как мир церковный в Киевской епархии между архиереями, так и свое патриаршее влияние на церковное управление в митрополии. Патр. Адриан в своем послании сначала выражает полное желание «такового события» и сообщает о согласии на то великих государей, но далее выставляет следующие требования: а) чтобы поставление епископа было совершено не одним митрополитом в Киеве, а четырьмя или тремя архиереями; б) чтобы было определено заранее местопребывание переяславского епископа и содержание кафедры; патриарх задавал при этом вопрос, можно ли жить епископу в намеченном митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосифа Кроковского и перевода в Тобольск Черниговского архиепископа Антония Стаховского, вошло в обычай назначать новых иерархов административным порядком из св. Синода и без ведома епархии, – народные громады еще удерживали за собой все свои старые выборы и, пользуясь еще не тронутою силою стародавних обычаев, при случае имели возможность давать серьезный отпор новым порядкам, производившим давление сверху. В замещении священнослужительских вакансий вольное избрание парохиян имело еще такую обязательную силу, пред которой епархиальная власть часто должна была уступать вопреки собственному своему усмотрению и убеждению. В случае столкновения с приходскими громадами епархиальная власть не могла опереться здесь даже на свои школы, но крайней мере с таким успехом, как в Великороссии. Несмотря на давность существования духовных школ, несмотря на сравнительно большее распространение здесь школьного образования, чем в Великороссии, белое духовенство имело в своих рядах крайне малое число школьных ученых, потому что и академия, и коллегиум, и переяславская семинария были заведения открытые, принимали и выпускали большинство светских воспитанников, поступавших по окончании наук не в духовную службу, а в казаки, мещане и проч., затем немногие кончившие курс духовные воспитанники большею частью шли в монахи и расходились по учительским и начальственным должностям в разных семинариях и по многочисленным доходным и почетным местам при архиерейских кафедрах, так что на долю белого духовенства оставались одни исключенные и недоучившиеся школяры, которые редко доходили выше синтаксиса и известны были под именем латынников. В самом Киеве и притом в половине уже XVIII в. священник считал себя в праве обижаться за то, что ему не давали «авантажа пред прочими», тогда как он «достигнул даже до философии». В остальной массе белого духовенства господствовало образование дьяковских школ, так называемое псалтирничество. Архиереи старались выдвигать наперед своих латынников, прилагая к ним известные указы о студентах и считая их поэтому лучшими кандидатами на священнослужительские места, чем псалтырники; сами латынники презирали псалтырников, называя их «громадьскыми наймытами» и величаясь своей собственной независимостью от громадского выбора.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

1) «О притязаниях некоторых женщин на священнослужение в церкви Христианской». Напечатана в «Душеполезном Чтении» 1883 года; 2) «От чего святые в нашей церкви с IV-ro века по преимуществу выходят из монахов и архиереев?»- там же; 3) «О причинах современного неверия»,– в «Черниговских Епархиальных известиях», того же года, 4) «Призвание женщины в истории и жизни христианской», в «Воскресном Чтении» того же года; 5) «Старинные Ектении об искоренении агарянского царства,– по случаю восточной войны» в «Церковном Вестнике» 1877 г.; перепечатаны также в «Домашней Беседе» и в «Волынских Епархиальных ведомостях» того же года; 6) «Библия и народ в их взаимных отношениях между собою в пределах Юго-Западного края России», – в «Древней и Новой России» 1878 года; пред этим была напечатана автором подобная же краткая статейка в «Руководстве для сельских Пастырей» 1865 года; 7) «Коммунизм, его история, воззрения и задачи», – в «Христианском Чтении» 1879 года; 8) «К вопросу о преобразовании Гимназии и Семинарий», – в газете «Россия›› 1880 г.; в этой статье автор настаивает, между прочим, чтобы в семинариях было обращено более внимания на богословское образование, что отчасти и приведено в исполнение последним семинарским уставом, а о гимназистах прямо замечает, что для сокращения их наплыва в университеты особенно из ряда неспособных, им необходимо дать по окончании курса известного рода служебный ценз и т. д. Статья эта в свое время обратила внимание и о ней в пользу и против ее рассуждали и печатали во многих газетах. 9) «Как Латиняне доселе чествовали св. равноапостольных первоучителей славянских Кирилла и Мефодия» с переводом латинской службы им на русский язык, – в «Христианском Чтении» 1881 года; 10) «Вопиющая необходимость» – о назначении священников главнозаведующими в церковных школах, – в «Церковном Вестнике» того же года; Статья эта была напечатана в виду того захудалого положения, какое законоучители занимали в школе прежнего времени, – и в числе других заметок и наблюдений подобного рода, без сомнения, имела не малое влияние на решение этого вопроса в настоящее время и в особенности по предмету церковноприходских школ; 11)      «В области насущных вопросов нашего времени», – по предмету празднования памяти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

В ответ на это писал я от 16-го числа: «Искренно благодарю Вас за присланный экземпляр вновь изданной Вами книги о ведении церковного хозяйства. Третье издание книги свидетельствует о ее благопотребности и пригодности. Желаю и еще новых и новых изданий этой книги, для руководства в особенности молодым и неопытным священникам. О сообщаемых Вами семейных скорбях сердечно соболезную Вам. С кончиною о. протоиерее Симеона Алексеевича Иларионова иссяк у меня источник сведений о Харькове и Харьковских новостях, всегда меня интересовавших. Вечная ему память!» Вечером, 9-го числа, получил я из Харькова от детей кафедрального протоиерее Симеона Алексеевича Иларионова телеграмму с прискорбным известием о кончине их родителя, последовавшей 8-го числа. Поистине, прискорбное для меня известие! В жизни своей я немного встречал людей: с такими добрыми нравственными качествами и достоинствами, как почивший о. Симеон. Особенно я ценил его, когда я был на Харьковской кафедре, а он занимал должность кафедрального Ключаря и был членом Консистории. По той и другой должности он был для меня дорогим помощником. С первого дня моего прибытия в Харьков и до выбытия из него он искренно был мне предан и с полным усердием, сопровождавшимся вместе с тем зрелой рассудительностью, он исполнял мои распоряжения и приказания, а в иных случаях и сам подавал мне добрые, основательные и благонамеренные советы. Чтобы не быть голословным и не показаться пристрастным к покойному протоиерею, я сделаю несколько извлечений из его некролога, напечатанного в 13-м журнала «Вера и Разум», 1891 г. (стр. 357–365), и из речи, сказанной при его погребении соборным священником Буткевичем, помещенной там же. «Имея от природы блестящие умственные способности, – читаем в Некрологе, – и привыкнув еще в родительском доме к трудолюбию и исполнительности, он (Симеон Алексеевич) в течение всего семинарского курса (1837–1843 г.) учился с большим прилежанием и потому всегда занимал в профессорских списках высшие места среди своих товарищей. За добрый и тихий характер, честность, приветливость Иларионова любили все – и начальствующие, и преподаватели, и товарищи. Светлый ум, энергия, исполнительность по службе, любовь к порядку и церковной дисциплине не остались незамеченными преосвященным Филаретом 147 (впоследствии Черниговским)» Его светлый ум, служебная опытность, знание жизни епархиального духовенства и ее условий, его находчивость в самых затруднительных обстоятельствах были по достоинству оценены почти всеми 148 иерархами, управлявшими в последние двенадцать лет Харьковскою епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Нижегородские ярмарочные собеседования в нынешнем году носили особый, необычный доселе характер. Благодаря отпущенным от Св. Синода средствам, преосвященным Назарием, епископом нижегородским и арзамасским были приглашены принять в них участие профессор казанской академии Н. И. Ивановск ий (в качестве руководителя), казанский епархиальный миссионер Μ. И. Васильевский, миссионеры: черниговской епархии – священник Родионцев и екатеринославский священник Шалкинский; на несколько дней приезжал и синодальный миссионер, протоиерей К. Крючков, а также и самарской епархии миссионер священник Д. Александров. С другой стороны явились сюда и известные главари раскола: Мельников, ратоборец австрийского священства, слепец Коновалов, спасова согласия, брачный поморец Пичугин (из Пенз. губ.) и другие. Такое скопление опытных в собеседованиях людей разных упований придало этим собеседованиям особую оживлённость и практически-жизненное значение. Но выдающимся обстоятельством было то, что здесь открыто перед всеми, в присутствии православных миссионеров и при наблюдении за порядком и сдержанностью в словах и выражениях руководителя, вели собеседования между собой и старообрядческие начетчики. Коновалов (спасовец, не допускающий перекрещивания переходящих из православия) вёл две беседы с поморцем Пичугиным (требующим перекрещивания) и одну беседу с Мельниковым. Беседы, по производимым записям, начаты печатанием в Нижегородских епархиальных ведомостях и по окончании их мы скажем своё слово. Теперь же отметим лишь одно обстоятельство. Поморец Пичугин прислал на наше имя письмо, прося дать заключение о беседах его с Коноваловым, на которое мы и отправили ему свой ответ. Считаем не безынтересным огласить пока как само письмо, так и ответ наш ему. 1) Письмо Пичугина на имя профессора Ивановского. „Ваше Превосходительство, Многоуважаемый Профессор, Николай Иванович ! Ваше поведение во время моей беседы, бывшей в Нижнем-Новгороде, меня заставляет думать о Вас, как о человеке гуманном, в полном смысле этого слова; поверьте, – я говорю правду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Мисс. Обозрение» 1901 г. Устав приходского Миссионерского кружка или Общества ревнителей православия (С. Рожновки Борзенскаго уезда, Черниговской Епархии) : I. Общие положения 1. Во исполнение заповеди св. апостола Павла: «утешайте друг друга, назидайте кийждо ближняго, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем, аще кто не послушает словесе нашего, посланием сего назнаменуйте (т.е. имейте на замечании) ... И не аки врага имейте его, но наказуйте якоже брата»... ( 1Фес.5:11–14 ; 2Фес.3:14–15 ), с разрешения Епархиального Начальства устрояется в с. Рожновке как местности, где проявляется вольнодумство в вопросах Православной веры, – из местных прихожан «миссионерский кружок» или «Общество ревнителей православия». 2. «Миссионерский кружок» из прихожан с. Рожновки действует в пределах своего прихода. : II. Цель 3. Устройство «миссионерского кружка ревнителей православия» из самих прихожан с. Рожновки имеет своею целью, во-первых, – возбудить в самих прихожанах ревность к вере православной, ревность, которая, по ознакомлении участников «общества» с истинами православия могла бы выразиться при случае и в вразумлении безчинно ходящих; во-вторых, целью служит желание сделать для приходского священника и приходской миссии наиболее известною духовную жизнь прихожан, и в особенности жизнь той части прихожан, которые уже замечены в религиозно-нравственном вольнодумстве и скрытно ведут свою пропаганду. : III. Руководство «Кружком» и состав его 4. «Кружок ревнителей православия» находится под непосредственным руководственным наблюдением местного священника. 5. Количественный состав членов мис. «Кружка» не определяется, но выбор участников его предоставляется приходскому священнику, как пастырю, долженствующему знать своих овец ( Ин.10:3 ). 6. Члены «Кружка» выбираются непременно и исключительно из прихожан, преданных православию, благочестных, высоконравственных, и вообще не запятнанных никаким пороком и, по возможности, грамотных. 7. За особую полезную и ревностную деятельность на пользу Православия и какие-либо пожертвования на пользу миссии членам «Кружка» испрашивается архипастырское благословение; члены же не обнаружившие никакой деятельности, или, тем паче обнаружившие вредную деятельность, увольняются по предложению священника и согласия большинства членов кружка.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Сие право доставлено было и двум его преемникам, а со времени учреждения Св. Синода (1721 г.), поскольку в ведении Киевского митрополита не было уже никаких епископов, кроме своего коадъютора, то он совершенно подчинен указам Синодским наравне с прочими епархиальными епископами, и с тех пор в указах не именован он митрополитом и Малыя России, а также прекращены и выборы митрополитов Киевских вольными голосами, и даже вместо митрополитов до 1743 г. были архиепископы. II. Область первых митрополитов Киевских простиралась на все российские епархии, коих сначала, при Великом Князе Владимире учреждено было только, шесть: 1)Киевская, 2) Новогородская, 3) Ростовская, 4) Владимирская на Волыне, 5) Белогородская близ Киева и 6) Черниговская. До нашествия монголо-татар было уже в Киевской иерархии 18 епископских престолов, а именно, сверх шести вышеупомянутых, учреждены с конца XI столетия: 7). Юрьевский близ Киева на реке Росе, после называвщийся и Поросский, 8) Переяславский, 9) Хельмский, 10) Тмутараканский, 11) Туровский; с начала XII столетия: 12) Полотский, 13) с 1128 или 1137 г. Смоленский, 14) с 1157 г. Галицкий, 15) с начала XIII века Муромский и Рязанский, 16) Суздальский, 17) Перемышльский на Волыне и 18) Переславля Залесского. После того до разделения митрополии прибавилось еще шесть епархий: 19) Сарайская с 1261 г. в столице монголо-татарских ханов, после переведенная в Москву и называвшаяся Крутицкой; 20) Тверская с 1271 г. 21) Луцкая на Волыне с начала XIV столетия 23) Коломенская с 1353 г., 23) Брянская с 1354 г., 24) Звенигородская близ Москвы с 1391 г. Прочие в Великой России учреждены уже после отделения Киевской митрополии, а потому к ней не принадлежали. Границы областей сих всех епархий и число их церквей и монастырей, также духовенства, нам не известны. Ибо летописи сохранили нам только названия епархий с означением некоторых начала и имен епископов. Но Киевский митрополит в древние времена, кажется, не имел особой епархии, кроме столицы своей Киева. Так по крайней мере заставляют заключать весьма близкие около Киева епархии Белогородская, Юрьевская или Поросская и Переяславская, учрежденные еще до нашествия монголо-татар.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010