Король обратился за помощью к имп. Екатерине против конфедератов и гайдамаков. Русские войска усмиряли и тех и других. К сожалению, кн. Репнин принадлежал к числу вольнодумцев и не заботился о том, чтобы, при этом усмирении, не страдали бы слишком православные, доведенные до отчаяния. В подстрекательстве к безпорядкам он обвинил еп. Гервасия и архим. Мельхиседека. Оба они отправлены были на покой в Россию. Польша за все это поплатилась первым ея разделом в 1772 г. Россия получила тогда Белоруссию. Польша обязалась успокоить православных, еще оставшихся в ея пределах. В Малороссии, оставшейся под польским владычеством, положение православной Церкви не изменилось. На православных правительство продолжало смотреть с опаской, страшась новой колиивщины. Большую враждебную деятельность, в особенности в воеводствах киевском и брацлавском, развивали униаты, под водительством их митрополита Иасона Смогоржевского. При содействии польских помещиков отнимались у православных церкви и передавались униатам. Последними, по данным М. Кояловича 40 ), в 1776 г. отнято 800 церквей. В 1782 г. гетман Браницкий, владевший громадными имениями в Белоцерковщине, православные приходы, кроме одного, передал униатам. Исключения составляли магнаты кн. Ксаверий Любомирский и молодой кн. Адам Чарторыйский. Любомирский 12 марта 1782 г. писал переяславскому епископу Илариону, что «униаты ездят из села в село и насильно отнимают церкви, выкидывают священников из их собственных домов», и советовал донести об этом русскому послу в Варшаве. Для управления православными в польских владениях в 1785 г. назначен был новый переяславский епископ Виктор (Садковский). До этого он девять лет пробыл в Варшаве, занимая должность капеллана домовой церкви русского посольства и заслужил уважение за заботы об единоверцах; потом был посвящен архимандритом в Слуцк, с присвоением ему некоторых архиерейских отличий. Будучи епископом в Слуцке, он вел упорную борьбу за православие. В 1787 г. в Тульчине он принес присягу на верность Речи Посполитой. Сразу же началась кампания против него. Говорилось, что он возбуждает чернь к резне католиков, что в архиерейском доме и в монастырях приготовлены склады оружия и т. п. В апреле 1789 г. он был схвачен на дороге около Слуцка и увезен в оковах в Варшаву. Произведенные обыски конечно ничего не обнаружили. Владыка Виктор освобожден из ченстоховского мон. русскими войсками перед вторым разделом Польши. В 1796 г. он был перемещен в Чернигов, где скончался в 1803 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

3. Глуховский 4. Городнянский 5. Козелецкий 6. Конотопский 7. Кролевецкий 8. Мглинский 9. Нежинский 10. Новгородсеверский 11. Новозыбковский 12. Остерский 13. Сосницкий 14. Стародубский 15. Суражский 49. Эстлядская губерния 1. Ревельский 2. Везенбергский 3. Вейсенштейнский 4. Гапсальский 50. Ярославская губерния 1.Ярославский 2. Даниловский 3. Любимский 4. Моложский 5. Мышкинский 6. Пошехонский 7. Романово-Борисоглебский 8. Ростовский 9. Рыбинский 10. Угличский 4. Привислинские губернии. 51. Варшавская губерния 1. Варшавский 2. Блонский 3. Влоцлавский 4. Гостынский 5. Гроецкий 6. Кутновский 7. Ловичский 8. Нешавский 9. Новоминский 10. Плонский 11. Пултусский 12. Радиминский 13. Скерневицкий 14. Сохачевский 52. Калишская губерния 1.Калишский 2. Велюнский 3. Кольский 4. Конинский 5. Ленчицкий 6. Слупецкий 7. Серадзский 8. Турекский 53. Келецкая губерния 1.Келецкий 2. Андреевский 3. Влощовский 4. Меховский 5. Олькушский 6. Пинчовский 7. Стопницкий 54. Ломжинская губерния 1.Ломжинский 2. Кольненский 3. Маковский 4. Мазовецкий 5. Островский 6. Остроленский 7. Щучинский 55. Люблинская губерния 1. Люблинский 2. Белгорайский 3. Грубешовский 4. Замостский 5. Красноставский 6. Любартовский 7. Ново-Александрийский 8. Томашовский 9. Холмский 10. Яновский 56.Петроковская губерния 1. Петроковский 2. Бендинский 3. Брезинский 4. Ласский 5. Лодзинский 6. Новорадомский 7. Равский 8. Ченстоховский 57.Плоцкая губерния 1.Плоцкий 2. Липновский 3. Млавский 4. Праснышский 5. Рыпинский 6. Серпецкий 7. Цехановский 58. Радомская губерния 1. Радомский 2. Илжецкий 3. Козеницкий 4. Конский 5. Опатовский 6. Опоченский 7. Сандомирский 59. Сувалкская губерния 1. Сувалкский 2. Августовский 3. Владиславовский 4. Волковышский 5. Кальварийский 6. Мариампольский 7. Сейнский 207,54 60.Седлецкая губерния 1. Седлецкий 2. Бельский 3. Венгровский 4. Влодавский 5. Гарволинский 6. Константиновский 7. Луковский 8. Радинский 9. Соколовский 5. Кавказ 135806 61.Бакинская губерния 1. Бакинский 2. Геокчайский 266,20 3. Джеватский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Сквозь глазок в ледяной проталинке окна я впервые после двенадцати лет отсутствия в Питере увидел оледенелую белую Неву с ещё одним громадным мостом напротив нас и Петропавловской крепостью с левой стороны. Таких огромных просторов внутри городов я не видел нигде, начиная с моей детприёмовской Сибири и кончая колонтайской Эстонией. Первое ощущение странное — какой-то звон в ушах от этого громадного пространства. Матка что-то говорила мне по-русски, но я, шарахнутый всем увиденным, плохо соображал. Единственное, что запомнил из сказанного в этом замершем, пустом трамвае: — Сын, будь осторожен, никому не говори, что с нами было. В этой стране легче посадить человека, чем дерево. Я вспомнил капитаново наставление, и мне снова стало зябко. Петроградская родина оказалась более ласковой, знакомой, привычной, чем давящий, начальственный центр города. Не все дома восстановили после войны, были заметны следы бомбёжек, но по улицам ходили нормальные человеки, некоторые из них даже улыбались, глядя на нас с матерью. Рыжая тётенька со сказочным именем Ядвига открыла дверь на третьем этаже старинного дома на Ропшинской улице и, увидев меня, что-то залепетала по-своему, часто повторяя: «Матка Боска, Матка Боска…» Просторная комната о двух окнах с печью-камином белого кафеля в углу была чисто убрана. От натопленной печи шло тепло. Под старой лампой с тремя крылатыми пацанятами, держащими по три подсвечника, стоял овальный стол, накрытый к обеду. Среди простой белой посуды возвышался старинный подсвечник со свечой. В правом углу, как в деревенских домах, висело изображение незнакомой мне Божьей Матери, которое Ядвига называла Маткой Боской Ченстоховской. На угловом столике под ней в высокой тёмной вазе стоял букет каких-то красивых метёлок. Тётки почему-то величали эти метёлки пальмами. За высоким широченным шкафом была спрятана кровать, а против неё, у другой стены, размещалась оттоманка, покрытая красивой полосатой зелёно-красно-чёрной шерстяной дорожкой. Простенок между окнами занимал шкаф со старинными книгами и бюстом какого-то польского поэта. Для меня всё увиденное было настолько неожиданным, что я запомнил это на всю жизнь. Такие картинки я видел только в кино, и то редко, — нам больше показывали фильмы про революцию и войну. Комната принадлежала тётке Ядвиге. Наша с маткой квартира на четвёртом этаже после посадки моих родичей отошла к «прокурорам». И теперь нас по первости приютили питерские «пшеки».

http://azbyka.ru/fiction/kreshhyonnye-kr...

Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская» (Вратарница), «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Ченстоховская», «Кипрская», «Абалацкая», «Споручница грешных» и многие другие. Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Богоматерь «Троеручица»   Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа — Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания. Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте. Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса» (ελεουσα), т. е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление»  стали связывать с определенной иконографической схемой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Мы считаем, что важно задействовать все доступные СМИ. Мы не ожидаем, что во время автопробега какая-то женщина или семейная пара увидят флажок с нашим слоганом – и ситуация сразу изменится. Естественно, само по себе наше мероприятие не является профилактикой абортов, но важно, чтобы об этом заговорили, написали – одним словом, нужно привлечь к данной проблеме максимальное внимание. Мы стремимся подтолкнуть законодателей, которые ответственны за принятие решений, к созданию такой среды в нашем обществе, в которой аборты не имели бы места. Мы не можем одновременно призывать к улучшению демографической ситуации и убивать своих же детей! Так что наша акция информационная, миссионерская, душеспасительная. Наша цель – дать родиться каждому российскому ребенку, ведь среди них может оказаться немало будущих ученых, инженеров, творческих людей, спортсменов – всех тех, кто будет прославлять и укреплять наше Отечество. Но если мы теряем по 2 миллиона человек в год, то мы обречены. А если подсчитать, сколько было сделано абортов с 1920 года, то окажется, что около 240 миллионов, а по другим данным – около 270 миллионов, – это в два раза превышает современную численность населения в нашей стране. Пора прекратить эту вакханалию коммунистического безумия! Мы уже давно отошли от эпохи красного террора, мы сделали выбор – выбор социального христианского государства, а это несовместимо с абортами. После молебна – по Садовому кольцу Но вот уже в храме начался молебен перед автопробегом, и все участники, многие семьями, с маленькими детьми, устремились на молитву. По завершении молебна протоиерей Максим Обухов поблагодарил всех собравшихся и обратился к ним с такими словами: – Вспомним заповедь Божию о том, что нужно защищать беззащитных. Сегодня приняты законодательные акты по защите деревьев, птиц, кошек, даже аквариумных рыбок, но только нерожденные младенцы не входят в поле защиты наших законов. Как мы знаем, жизнь человека начинается с зачатия. А сторонники абортов убеждены, что она начинается только с рождения, да и то, как сказал мне один из них, лишь с момента, когда врач выпишет справку о рождении…

http://pravoslavie.ru/53709.html

Внешне он был вылитый отец. Среднего роста, худощавый, борода, усы, мелкие черты лица, красивые серые глаза; мама говорила, что у него семейный тип, все Голицыны на одно лицо. Она приучила его не задавать вопросов, вся ее жизнь была подчинена страху за сына и желанию забыть прошлое, которое было ярким, счастливым, но об этом лучше не вспоминать, и сына нужно воспитать так, чтобы он вырос честным, но осторожным. Александр Сергеевич усвоил урок, он стал советским интеллигентом, довольно поздно женился (против воли матери) на совершенно чуждой ему женщине, которая родила ему сына. Жена его тоже работала на телевидении, в отделе кадров, некоторые ее боялись, но благодаря ей Голицын мог оставаться «не от мира сего», странным «князем», и его никто не трогал. Он вполне сознавал это, ценил в жене хватку, так было удобно, и хоть для его матушки она была «чужим» человеком, говорил ей, что так распорядилась судьба и «свою» половину в этой стране он не нашел. Голицын любил исторические романы и стихи, в шестидесятые годы для него открылась Ахматова, потом Мандельштам. Он приходил к матери и читал ей вслух, а за два года перед кончиной она стала вспоминать свою молодость, родовое поместье, встречу с мужем, их первые счастливые годы совместной жизни. «Мама, почему Вы мне этого раньше не рассказывали?» Она только улыбалась в ответ, а он уходил от нее совершенно потерянный, приходил домой, молчал, выслушивал ворчание жены о переменах на телевидении, что «у нового поколения нет ничего святого, они думают только о деньгах, рекламе, хотят сожрать старшее поколение профессионалов и не поперхнуться». Перестройка-перекройка, гласность, ускорение, народ жаждал перемен в стране, а в мире они уже начались. Александр Сергеевич мог просматривать на телевидении особые сводки новостей. Многое потом фильтровалось, не все монтировалось, но даже то, что «разрешалось» цензурой, вызывало изумление. Началось с брожения польской «Солидарности», Лех Валенса, уход Ярузельского… Это была первая победа христианской революции над коммунистами. Ченстоховская Богородица помогла полякам освободиться от ненавистного гнета СССР.

http://azbyka.ru/fiction/nedoumok/

Устьнедумская Одлгитрия 285 28 июл. Устюженская Смоленская 286 28 июл. Устюжская Благовещение 8 июл. 251–252. Уткинская . – См. Тамбовская. Утоли моя печали 25 янв. 56–57, 1475, 1481, 1504, 1515, 1519. Утешительница (в г. Арта, в Эпире). Фалковичская 287 15 авг. Фанеромени или Явленная 288 13 июл. Филафет или Филарет, т. е. Правдолюбие 289 15 авг. Филермская 12 окт. 28. Флоренская Благовещение (во Флоренции, в Италии) 17 снт. Флорешти 290 . Флорищевская Владимирская 21 мая. 1427. Флорищевская Успение 15 авг. 1427. Хахульская 15 авг. 1451. Хиленская (явившаяся 2 авг., 192 г.) 2 авг. Хлебейная . – См. Запечная. Холмская 291 8 снт. Хрисафитисса (в Монемвасии, в Морее). Хрисокелария 292 . Христофорова Одигитрия 293 28 июл. Хутынская. Царевококшайская – См. Мироносицкая. Цареградская 25 апр. 1524. Цареградская (другая) 17 снт. 1524. Царь царем или «Предста Царица» 294 Цесарская 295 9 апр. Цесарская-Боровская или Усвятская 296 30 мая. Цивильская Тихвинская 20 июн. 237. Цикланская 297 15 авг. Целительница 18 снт. 1498. Ченстоховская 6 мрт. 1556. Черниговская Гефсиманская 1 снт. 1496. Черниговская . – См. Елецкая Черниговская. Черниговская Ильинская. – См. Ильинская. Черногорская . – См. Красногорская. Честнокрестная 298 14 снт. Чиригиотисса . – См. Миртидийская. Чирская . – См. Псковская Чирская. Численская 299 30 окт. Чистительная 300 20 апр. Чудесно изобразившаяся Молдавская 301 12 июл. Чупаховская Казанская 8 июл. 254. Чухломская . – См. Галичская. Шестоковская или Шелтомежская 302 6 мрт. Шкаплерная . – См. Городищенская. Шмырковская (в приходской Михаило-Архангельской церкви с. Шмырки, Староконстантиновского y., Волын. губ.). Шуйская Смоленская. – См. Смоленская. Экономисса или Домостроительница 303 5 июл. Югская Смоленская – См. Смоленская. Явление пономарю Георгию . – См. Беседная. Явление пр. Сергию 25 снт. 1491. Явление пр. Серафиму 2 янв. 8–11. Явленная . – См. Фанеромени. Якобштадтская . 1526. Якобороская (по изображению имеющая сходство с Иверской). Ярморковая . – См. Густынская.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В силу этого Ватиканское государство всегда и в каждом случае остается неприкосновенной и нейтральной территорией» (ст. 24) 60 . Что Латеранский договор знаменует собою такое соотношение политических сил, которое явно не в пользу Ватикана, это с полной очевидностью выявилось уже через два года, в связи с конфликтом Ватикана и Муссолини по вопросу о подчинении молодежи католическому руководству. Несмотря на конкордат, Муссолини заявил, что идея фашистского государства выше католической идеи, и отказался предоставить Ватикану полную свободу в деле воспитания молодежи. Дело приняло довольно острый оборот. 2 мая 1931 года из Рима сообщали: сегодня произошли новые демонстрации, которые являются продолжением вчерашних. Толпа демонстрантов ворвалась в помещение известной католической газеты, издаваемой орденом иезуитов, «Cicilica Catholica», сорвала со стены портрет папы и разорвала его на мелкие куски. Вытащив из библиотеки ряд книг, толпа выбросила их на улицу, где и уничтожила с криком: «Долой папу!». В городе настроение очень напряженное. Группы студентов расхаживают по улицам и кричат: «Долой папу!» Полиции с трудом удается поддерживать порядок. Муссолини отказался принести извинения, но прекратил демонстрации 61 . Муссолини дал почувствовать Ватикану руку фашизма. Возник вопрос о перенесении столицы римского епископа. Указывалось, в качестве примера, на факт семидесятилетнего пребывания пап в Авиньоне, во Франции. Было несколько проектов. Франция предлагала перенести столицу на Корсику. Это тем более было приемлемым, так как в это время уже происходили осложнения в Испании. Параллельно образовался особый комитет в Польше и возник проект о перенесении столицы в Краков на исторический Вавель. К тому же Польша обладает двумя величайшими католическими святынями – чудотворными иконами Божией Матери Ченстоховской и Остробрамской в Вильно. Попутно возник вопрос о перенесении папской столицы в Вену. Однако это серьезно не обсуждалось. В конце концов конфликт был улажен. Весьма грозными оказались события в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

Выражение «Младенец с Матерью Его» повторяется в начале Евангелия от Матфея пять раз. Как своего рода призыв к его читателю вглядеться в Ее словесное изображение. Именно отсюда, от этих страниц Евангелия, надо начинать историю иконы пречистой Девы Марии с Младенцем на руках. Владимирской, Казанской, Ченстоховской. Женщина на Востоке всегда живет незаметно. Поэтому Мария в Евангелии не произносит почти ни слова. Ее присутствие в Новом Завете, если можно так сказать, не изображается, но отражается в тех притчах, что Иисус рассказывал ученикам. Такова, например, притча о закваске, где Он говорит о том, как женщина берет закваску и кладет ее в три меры муки, так что вскисло все тесто. С этой закваской Он сравнивает Царство Небесное, которое, подобно закваске, изменяет саму жизнь. Откуда мог знать Иисус, как кладет хлопочущая на кухне женщина в тесто закваску, когда начинает печь хлеб? Это предельно ясно. Годами почти ежедневно Он видел, как делала это Она, Его Мать, Пречистая Дева… А в чьих руках видел Он ежедневно иголку, чинившую Его одежду? Вот откуда приходит в Евангелие фраза о том игольном ухе, через которое не пройдет верблюд… И так далее. На браке в городке, что называется Кана Галилейская, куда Мария была приглашена вместе с Иисусом и Его учениками, Она, указывая на Своего Сына, говорит не только прислужникам, разносившим угощения во время брачного пира, но, наверное, и каждому из нас: «Все, что Он скажет вам, то сделайте»… Толкователи всегда подчеркивают, что это последние слова Марии в Новом Завете. Больше Она, великая молчальница и молитвенница, на страницах Евангелия не произнесет ни слова. Это — Ее главное обращение ко всем нам… К чему призывает Она тех, кого у Креста Своего Сына, в самый страшный и трудный миг Своей жизни, Она приняла как детей? Она зовет нас делать то, что скажет Он, то, чего ждет от нас Иисус и к чему нас зовет в Своем Евангелии…   ЭСХАТОЛОГИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА И ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСКАЯ МОЛИТВА ИИСУСА Слово «апокалипсис» в секулярном языке сегодняшнего дня употребляется как правило в выражениях типа «пугать апокалипсисом», «уберечь землю от апокалипсиса» и т. д. Апокалипсис — всемирная катастрофа, в результате которой погибает цивилизация, человечество, сама планета сгорает или взрывается, и затем кончается все. Такое значение этого слова появилось не сегодня; было бы разумно назвать его романтическим, ибо еще Ф. И. Тютчев, как известно, писал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

– Спаси тебя Бог, – сказал он, – Христос смотрит на нас, и Он воздаст тебе за доброту твою. Оглянувшись кругом, я в недоумении спросил: – Откуда смотрит? – Смотрит с небес, – ответил он с улыбкой. – Это Он сказал тебе: Пойди и поделись с этим бедняком хлебом. – А о чем у вас в этой старой книге? Он грустно посмотрел на меня, потер себе лоб рукой и сказал: – В этой книге все: и небо, и море, и земля, и жизнь, и смерть. Я ушел от него. В моей душе что-то переменилось, возникли какие-то вопросы. Я потом искал его, но больше никогда не встречал. Он остался в моей памяти на всю жизнь, хотя в этой встрече не было ничего особенного, если не считать, что это был, по-моему, единственный счастливый человек в городке в те далекие, глухие времена, которые за давностью лет представляются уже неправдоподобными. Я жил в маленькой, чисто побеленной комнате в одноэтажном домике, сложенном из желтых блоков ракушечника – широко распространенного по всему крымскому побережью строительного материала. Моя хозяйка, Агнесса Петровна – старая полька, бежавшая сюда из Галиции еще в первую мировую войну, доживала свой век вместе со своим мужем, местным школьным учителем, и дюжиной тощих шкодливых коз. Каждое утро она приносила мне в выщербленной фаянсовой кружке теплое козье молоко. И, стоя на пороге, поправляя сухой коричневой рукой выбившиеся из-под платка сухие лохмы волос, она долго и основательно рассказывала про того козла. Этот козел был необычайно шкодлив и, изощряясь, ежедневно устраивал какие-либо проказы, что служило пищей для нескончаемых рассказов Агнессы Петровны. Она была очень набожна и по вечерам долго молилась перед изображением Ченстоховской Божией Матери, которую она называла Матка Боска Ченстоховска, полагая на себя крестное знамение слева направо раскрытой ладонью. А небо хмурилось, посылая на землю то мокрый снег, то холодный дождь. Иногда ветер разгонял тучи и на синем небе появлялось яркое и южное солнце, с крыши текло, темно-зеленые кипарисы рельефно выделялись на синем фоне неба, покачивая острыми верхушками. Во дворе озабоченно кудахтали куры и истерично вскрикивали индюшки. В конце зимы и я немного разболелся. Агнесса Петровна послала своего мужа за доктором. После обеда пришел старенький, сухощавый, с седой бородкой, врач. Он приложил к моей спине холодный черный стетоскоп и долго выслушивал хрипы, заставляя меня покашливать.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2083...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010