Принято на секции «Организация противостояния сектантству и миссионерской работы на епархиальном уровне» (ведущие: протоиерей Александр Новопашин, священник Владимир Зайцев. В работе секции приняли участие 30 человек из 16 епархий: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Екатеринбургской, Костромской, Кемеровской, Тверской, Челябинской, Уфимской, Чебоксарской, Пермской, Казанской, Йошкар-Олинской, Ижевской, Оренбургской, Самарской) и одобрено единогласно вбей Конференцией – 201 человек из 22 епархий РПЦ. Участники секции считают необходимым обратить внимание на обязательную организацию на епархиальном и приходском уровнях антисектантских центров. На епархиальном уровне необходимо, как минимум, понимание работы, проводимой как отдельными приходами и священниками, так и мирянами. Также необходима поддержка епархией сотрудников центров в случае их травли со стороны сектантов. Предлагаем организовать приходские катехизаторские молодежные послушания для работы с новыми членами приходов. Необходимо также создать в епархиях юридические центры для защиты сограждан от посягательства на них со стороны сект. Примером может являться консультационный центр «Человек. Закон. Власть», действующий на территории Челябинской области. Отмечаем необходимость тесного сотрудничества с городскими и районными администрациями, а также с правоохранительными органами. Нужно усилить работу со спортивными юношескими организациями под эгидой епархиальных управлений или приходов. Считаем недопустимым сотрудничество с сектантами со стороны отдельных священнослужителей, особенно в то время, когда эти же секты участвуют в травле тех или иных православных активистов. Тем более недопустима поддержка этими священнослужителями критических высказываний сектантских лидеров в адрес тех, кто занимается анти сектантской деятельностью. Считаем необходимым предостеречь всех правящих архиереев, что выпущенный от лица Миссионерского отдела Московской Патриархии лазерный диск «Тоталитарные секты деструктивного и оккультного характера» не является вполне адекватным. Особое возмущение и недоумение вызывает помещенная на диске «рецензия» некоего адвоката Кузнецова на книгу А.Л. Дворкина «Сектоведение: Тоталитарные секты». Эта безграмотная рецензия написана для подрыва значимости и необходимости книги Дворкина, несмотря на то, что книга имеет официальное благословение и является плановой в учебно-просветительской работе Свято-Тихоновского Богословского института.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Неодинаковость общего числа мечетей в 1833 г. (4,785), в 1840 г. (5,483), в 1845 г. (6,763), в 1855 г. (4,718) и в 1861–63 г. (4,220 мечетей) зависит, как нам кажется, от того, что иногда не из всех мест с магометанским населением доставляются сведения. Так не совсем точною мы признаем и сумму мечетей за последнее время (4,220). По нашему мнению, их гораздо больше. По „спискам населенных мест“ мы насчитали в казанской епархии 244 мечети, которые построены противозаконно, т. е. в таких деревнях, где нет даже меньшего полного, законом положенного для мечети числа душ мужеска пола (т. е. 200 человек). Именно, в уезде казанском 68, лаишевском 23, мамадышском 78, свияжском 11, спасском 4, тетюшском 32, царевококшайском 16 93 , чебоксарском 1, чистопольско 12. Таким образом в настоящее время число одних незаконно-построенных мечетей в казан. губернии (244) равняется законному их числу в той же губернии в конце прошлого столетия (стр. 18). Надобно удивляться, как возросло ныне число мечетей во всех губерниях с магометанским населением. В прочих пяти приволжских епархиях число незаконно-построенных мечетей также довольно значительно. В симбирской губернии таких мечетей мы насчитали 17, в самарской 48, в саратовской 39, в астраханской 16 и в нижегородской 1. Местное гражданское правительство должно непременно озаботиться поверкою числа приходских душ при означенных мечетях. Это важно по тем особенно обстоятельствам, что магометане получают сельские приговоры на построение в той или другой деревне мечетей и, по всей вероятности, не упоминают о числе душ в деревне. Конечно, к мечетям тех деревень, где незаконно они, по нашему мнению, построены, могут быть приписаны магометане других соседних деревень; но дело в том, что соседние-то деревни сами имеют часто не по одной, а даже по две мечети. Злоупотребление законом в одном случае влечет злоупотребление в другом. При этих напр. 244 (казанской епархии) мечетях, по всей вероятности, находится до 300, если не больше, незаконных тоже мулл.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

2 Марта 1854. С. П. Бург. 27-го Февраля по утру писал я 214 , что на Православии в Казанском Соборе будет 7 Архиереев. Но между тем случилось не так! ибо по вечеру 27-го Февраля Синодальные Архиереи приглашены во дворец – присутствовать на утро (28 Февр. – в воскресенье) при крещении В. Княжны Веры Константиновны, при коем все мы действительно и находились, и после Св. Крещения и обедни, совершённой Митрополитом, были угощены Царским Завтраком, разумеется, по Благовещенской Главе 215 . А в Казанском Соборе Православие отправляли 3 Викарные Епископы: Ревельский, Винницкий и Чебоксарский 216 . Таким-то образом правду говорят, что о случайностях каждого дня можно говорить только тогда, когда он совсем уже прошёл. Испрашиваете дозволения на пошитье малым певчим одежды. Я ничего не слышу об успехе певческой; а между тем всю круговую одежду иметь для них – убыточно. Впрочем, можно сшить для них своим портным сюртуки, брюки и жилеты нанковые. А платков шейных и картузов – неужели нет своих? Если покупать и сие: то покупайте всё дешёвое. О. Ректор пусть берёт себе Зимний, Зелёный 4-местный возок. А карета 4-местная, карета, не по силам и не по стати Болховского о. Иеремии 217 . Впрочем, пусть все экипажи разбирают себе – желающие. – За сим наше всем вам благословение.– См. А. Орл. Помета: «Получ. 2 Марта 1854 г.» 43 (XX) 218 В письме от 6 Марта того же года так [Смарагд] подкрепляет и утешает нас: «Действительно Мценские доходы ваши весьма скудны и для удовлетворения нужд недостаточны. Однако ж и богатых, и бедных Господь пропитывает; и никто не лишается щедрот Его. По малым приходам нужно учреждать и малые расходы; и всё будет хорошо! Между тем Авксентий 219 здесь успевает, и вскоре, слышно, обвеселит нищету вашу, однако ж не духовную, о коей вы сами обязаны заботиться и заботитесь». 44 (XXI) 220 В письме 12 того же Марта года], жалуясь на простуду и нездоровье, [Смарагд] говорит: «Впрочем, благодарение Господу, посидев сегодня дома, при употреблении гомеопатического средства, надеюсь заутра считаться универсально здоровым».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

причастия по одному приговору уездного суда в противность указа 1798 г. февраля 18 числа, то за сим Консистория и не может определить тому Карасеву церковного покаяния» 1032 . Еще раньше, в 1820 г., по делу о наложении за ядение лошадиного мяса церковного покаяния на крещеного из чуваш Якова Васильева, присланного из Цивильского земского суда в Чебоксарское Духовное Правление, Казанская Д. Консистория сделала запрос казанской палате уголовного суда о том, было ли это дело на ревизии, и только по получении положительного ответа, постановила предать его годичной эпитимии под смотрением духовного отца 1033 . Руководством епархіальной власти в наложении на виновных эпитимии прежде всего служили каноническия правила св. Апостол, вселенских и поместных соборовь и св. отец. В указе св. Синода 21 февраля 1799 г. подтверждено, чтоб в наложении эпитимии епархіальные архиереи, «вникая лучше в смысл правил св. отец, изображенных в Кормчей книге, назначали преступникам церковное покаяние во всем согласно с теми правилами». Кроме канонических правил епархіальное начальство должно было руководиться при наложении эпитимии и указами Св. Синода. Не говоря об указах, имеющих в виду наложение эпитимии за то или другое преступление вь отдельности, каковы напр. указы 30 сентября 1765 г., 26 января 1801 г . – о не исповедавшихся; 16 марта 1822 г .– об эпитимии за прелюбодеяние, следует указать на указ 21 марта 1780 г., трактующий о наложении церковной эпитимии вообще. «Св. Правительствующий Синод, – читаем мы в этом указе, – по вступившим от Епархіальных Архиереев представлениям о предании впадших в разные преступления церковному покаянию, усмотрено, что оным налагаются эпитимии по точным в правилах Святых Отец положениям, которыми время соразмеряется степенем ожесточения по отношению к важности преступления. Но как из оказавшихся и в равномъ преступлении одни бывают жестокосерды, и ни увещаниями, ни временем, к искреннему раскаянию не приводятся, другие при признании приносят о грехах раскаяние и сокрушение, иные ж или по холодности к закону, или по расколу запрещение ни во что вменяют, пачеже оного желают, а иные продолжением запрещения впадают в отчаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Дело осталось неоконченным; но и начало его было полезно, как проповедь против суеверов 377 ; по крайней мере, более было полезно, чем несвоевременный спор о достоинстве греческого и еврейского текста библии 378 . § 34. В соловецкой обители непокорность собору Патриархов и бунт против Государя В соловецкую обитель, как и в другие места, посланы были определения соборов 1666 и 1667 годов с увещанием следовать определениям Церкви. Простые иноки возмечтали быть судьями собора Патриархов, отвергли определения его и не приняли нового Архимандрита Иосифа 379 . Люди, каков был князь Львов или бывший саввинский Архимандрит и царский духовник Никанор, не могли показывать другим истины, унизившей их в глазах людей; а от исступленных последователей Аввакума еще менее можно было ожидать доброго. Между тем вслед за этими людьми явились в святую обитель люди, дышавшие мыслями атамана разбойников Степана Разина и скоро начали управлять волей обольщенных простяков 380 . Сами, участвовавшие в печальной соловецкой истории, говорили, что виновниками возмущений и бунта в обители были Фаддей Бородин, Иван Сарафанов с несколькими другими, Архимандрит Никанор и монахи Азарий и Геронтий 381 . Азарий был не более, как монастырский будильник, а Геронтий сын чебоксарского подьячего; но они, выгнав Архимандрита, присланного собором и Царем, послали к Царю челобитную с осуждением всего, что одобрено соборами русской и греческой Церкви 382 . Азарий и Геронтий писали, будто «священники и диаконы и соборные чернцы и вся рядовая и больничная братия и служки вси» разделяют мысли и желания, выраженные в челобитной. Но это чистая ложь. Многие вовсе и не думали разделять мысли суеверов и даже уговаривали других быть покорными собору, еще более было таких, которые не хотели ни во что вмешиваться, а желали плакать только о грехах своих. Но тех и других силой заставляли по крайней мере быть на сходках беспокойных голов 383 . Государь изъявлял надежды, что лучшие иноки успеют убедить прочих к покорности собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

— в 2000-2001 гг. при поддержке зарубежных доноров Отделом был реализован проект «Обувь — детям», в соответствии с которым воспитанники 15 государственных детских домов, 6 церковных приютов и 1 центра милосердия получили 1391 пару обуви. Проект, стоимость которого составила 24 тысячи долларов США, охватил Архангельскую, Астраханскую, Барнаульскую, Вологодскую, Волгоградскую, Костромскую, Новгородскую, Оренбургскую, Ростовскую, Петрозаводскую и Тамбовскую епархии; — в 2001-2002 годах при участии Отдела были переоснащены пекарни в Костромской, Московской и Саранской епархиях. Общая стоимость данных проектов развития составила 122 тысячи долларов США. — в 2000-2002 годах Отделом по церковной благотворительности и Международной православной благотворительной организацией (IOCC) в Брянской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Иваново-Вознесенской, Йошкар-Олинской, Калужской, Костромской, Московской (Москва и Московская область), Новгородской, Орловской, Пензенской, Псковской, Рязанской, Саранской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Чебоксарской и Ярославской епархиях было распределено 55 тысяч 147 тонн муки, риса, гречки, фасоли, сухого молока и растительного масла среди 2 миллионов 938 тысяч 255 человек. Общая стоимость данного проекта составила более 54 млн. американских долларов; — в 2003-2004 годах совместными усилиями Отдела по церковной благотворительности и IOCC был реализован проект по обеспечению церковных и государственных стационара социальной сферы и физических лиц одеялами. На 200 тысяч американских долларов в епархиях было закуплено 16 тысяч 313 одеял, которые были направлены в 46 церковных и 172 государственных стационаров социальной сферы. В данном проекте приняли участие Барнаульская, Биробиджанская, Благовещенская, Владивостокская, Вологодская, Костромская, Московская, Мурманская, Новосибирская, Петрозаводская, Петропавловская, Саранская, Томская и Читинская епархии; — в 2004 году на 14,5 тысяч долларов США для 6 церковных приютов и 12 государственных детских домов в Костромской, Саранской, Тверской и Ярославской епархиях были приобретены постельные принадлежности, столовые приборы и посуда;

http://patriarchia.ru/db/text/427153.htm...

Скажу здесь по порядку несколько слов о каждом из четырех иерархов, упоминаемых в письме Его Преосвященства. Преосвященный Никодим (Казанцев) родился в 1803 г. 5-го Сентября, в селе Комлеве, Рузского уезда, Москов. губ., от дьячка И. И. Казанцева. По пострижении в монашество и по окончании в 1830 г. курса в Москов. дух. Академии, о. Никодим был определен Инспектором и Профессором в Тульскую Семинарию; в 1832 г. был переведен в Новгородскую Семинарию на теже должности, а в 1833 г., вследствие взаимных неудовольствий с Ректором Семинарии Архимандритом Анатолием 1196 , снова возвращен в Тульскую Семинарию. – В 1835 г. определен был ректором Вятской Семинарии с возведением в сан Архимандрита. Оттуда, по поводу одобрительного отзыва Московского Митрополита Филарета о Богословском конспекте, составленном Архимандритом Никодимом на ряду с прочими преподавателями Богословия, по особому поручению Св. Синода, он вызван был в 1838 г. в Петербург, в распоряжение Обер-Прокурора Св. Синода, для занятия по преобразованию духовного учения и управления. По прошествии трех лет, в 1841 г., назначен был ректором в Херсонскую Семинарию, в Одессе. Здесь, к великому сожалению, случилось с ним тяжкое искушение, последствия которого отразились на его последующем служебном положении и нравственном состоянии...... В 1850 г. из Херсонской Семинарии о. Никодим переведен был в семинарию Ярославскую. При проезде, в конце мая или в первых числах июня, чрез Сергиевский посад, он зашел в нашу Московскую Академию, где я в это время оканчивал уже курс, и, встретивши меня на парадной лестнице, с живостию спросил: «где мне пройти к Александру Васильевичу Горскому?» Я с подобающею вежливостию указал ему путь, не зная, кому оказывал услугу; впоследствии мне сделалось известным, что это был новый ректор Ярославской Семинарии. В 1853 г. о. Никодим вторично вызван был в Петербург на чреду священнослужения; а в начале следующего 1854 «г. он посвящен был во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Здесь он пробыл около 7-ми лет в положении не очень завидном. В Казани, – писал он сам Преосвященному Смарагду, Архиепископу Рязанскому от 15-го Марта 1863 г., – жизнь моя была грустна и столь ничтожна, что не давала пищи писанию. В. последние 20 месяцев моего жития там, я едва имел возможность служить 80 раз, из коих более половины по наряду» 1197 . В Сентябре 1861 г. Епископ Никодим назначен был в новооткрытую Енисейскую епархию, с помещением архиерейской кафедры в г. Красноярске. Вот как описывал Преосвященный в том же письме к архиепископу Смарагду свое пребывание в Красноярске и свое первоначальное там пребывание:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Таким образом, были очищены, как выражалась тогда, уезды Цывильский и Чебоксарский. Борятинский вешал немногих (зачинщиков), остальных приводил к шерти и отпускал. В Козьмодемьяновском уезде взволновались села архиепископские и другие, принадлежавшие владельцам; толпа мятежников понеслась к городу; к ним пристали загородные слободы, а потом стрельцы, пушкари, ямщики и посадские. Козьмодемьянцы убили своего воеводу, убили подьячего, выбрали старшиною какого-то посадского человека, освободили тюремных сидельцев, оного из них, Ильюшку Долгополова, избрали начальником шайки и отправили для распространения бунта на Ветлуге. По примеру Козьмодемьянска, взбунтовался и Василь. Тамошний воевода, не надеясь сладить с мятежниками, убежал; жители ограбили казну и сожгли все царские грамоты и все делопроизводство. Толпа воровских казаков взволновала Ядринский уезд; составилась большая партия, большею частью из черемис, и овладела Ядрином. Воевода, подьячие и все дворяне, и дети боярские были истреблены. Посадские приняли сторону мятежа. Но когда Борятинский усмирил Козьмодемьянский уезд и приступил к Козьмодемьянску, жители этого города тотчас оробели. 2 ноября они вышли к воеводе с повинною; впереди шли священники с образами. Борятинский начал розыск: шестьдесят человек казнено смертью, сотне мятежникам отрубили по пальцу на правой руке; у других отсекли совсем руки, а четыреста человек биты нещадно кнутом. Василь, узнав, что сделалось с Козьмодемьянском, сдался добровольно и просил пощады. В Ядрине оказали более упорства. Партия воровских казаков, овладевшая городом, простиралась до пятиста человек и могла удерживать несколько времени дух неповиновения. Когда Борятинский, для увещания ядринцев, послал к ним монаха и одного посадского, то они первого сбросили с башни, а второго сожгли. Но после того, возмутители, узнав, что на них посылаются поиски, не стали более упрямиться, оставили на произвол судьбы посадских, которых ввели в искушение, и сами разбежались. Город сдался. Его примеру последовал Курмыш.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии 25 декабря 2011 г. 21:44 25 декабря 2011 года, в неделю 28-ю по Пятидесятнице, святых праотец, и день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме великомученика Никиты в Старой Басманной слободе в Москве. За Литургией была совершена хиротония  архимандрита Стефана (Гордеева)  во епископа Алатырского, викария  Чебоксарской епархии . Фото: С. Власов, К. Новотарский Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии» Фотоальбом «Патриаршее служение в день памяти свт. Спиридона Тримифунтского. Хиротония архимандрита Стефана (Гордеева) во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии»

http://patriarchia.ru/db/text/1855976.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010