Локализация Алексиевского монастыря на месте З. м. подтверждается, кроме археологических данных, рядом прямых свидетельств источников, прежде всего жалованной грамотой царя Михаила Феодоровича от 6 авг. 1623 г. (находилась в архиве З. м., известна в цитатах исследователей XIX в.). В свою очередь она подтверждается размещением Алексиевского мон-ря в XVI в. за ручьем Черторыем (т. е. за границами Белого города): мн. летописи упоминают построенный в мон-ре каменный храм в списке церквей, возведенных в Москве и ее ближайших окрестностях начиная с 1514 г. итал. мастером Алевизом Фрязином , как «церковь Алексей святый человек божей в девичьи монастыри за Черторьею…» (ПСРЛ. 1859. Т. 7. С. 254-255; ср.: ПСРЛ. Т. 34. 1978. С. 11; Т. 13. Ч. 1. С. 18 и др.). Чашечка для елея. Кон. XIV в. В церковной традиции до нач. XIX в. Алексиевский мон-рь и З. м. считались разными обителями, не имевшими преемственности (ИРИ. Ч. 3. С. 90-91 [Алексеевский Московский девичий монастырь]; Ч. 4. С. 139-141 [Зачатейский Московский девич монастырь]), со 2-й пол. XIX в. ранняя история Алексиевского мон-ря отождествлялась с З. м. (И. Е. Забелин, В. В. Зверинский, Л. П. Смирнов, И. Ф. Токмаков, Е. В. Ушакова, А. Ратшин и др.). Историю переноса Алексиевского мон-ря излагает жалованная грамота 1623 г. царя Михаила Феодоровича. Согласно этому источнику, в годы правления вел. кн. Иоанна IV Васильевича «на том зачатейском месте был монастырь Олексея человека Божия и к тому де монастырю дана была вотчина и на ту вотчину была у них жалованная грамота и после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье» (цит. по: Смирнов. 1884. С. 13). Из этого текста делали вывод, что событие произошло в царствование Василия III Иоанновича или Иоанна IV, сопоставляя перенос обители с пожаром 1508 г. и постройкой каменного собора в мон-ре после 1514 г., с пожаром 1547 г., с набегом Девлет-Гирея в 1571 г. (Путеводитель. 1793. С. 5; Малиновский. 1992. С. 134 и др.). Грамота 1623 г., говоря о переносе в Чертолье, «в каменный город», отражает ситуацию своего времени, а не сер. XVI в. (Белый город строился в 1585-1591). Последнюю версию поддерживают материалы некрополя З. м., где обозначена лакуна 70-х - нач. 80-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/182731.html

Приведенная молитва в «Завете» помещается среди сакраментальных действий и может быть рассматриваема как по местоположению, так и по содержанию молитвой, предназначавшейся и для сакраментального освящения елея. Молитвы на освящение елея для западной половины древнехристианской церкви Все отмеченные выше примеры освящения елея служили выражением литургической практики восточной половины древнехристианской церкви. Что же касается ее западной половины, то и здесь мы можем отметить литургическую практику за 5–6 века. Характерною особенностью здесь служит то, что освящение елея в это время на Западе приурочивается к определенным срокам, но по способу совершения сравнительно несложно. Служившие для освящения елея молитвы по своему содержанию тесно примыкают к молитвам восточной церкви. Так, в сакраментарии папы Геласия (492–6) приводится такая молитва на освящение елея: «Молим Тебя, Господи, ниспошли Святого Духа Утешителя с небес на этот плод елея, который удостоил извести от живоносного древа к восстановлению ума и тела. И это святое благословение да будет всякому помазующемуся, вкушающему, прикасающемуся к ограждению тела, души и духа, к удаленно всех страданий, всякой немощи, всякой болезни ума и тела. Им помазал Ты священников, царей, пророков и мучеников: пусть же помазание Твое, исполненное Тобою, Господи, благословенное, пребывает во внутренностях наших во имя Господа нашего Иисуса Христа» 210 . Затем обряд благословения елея (ritus benedicendi oleum) мы имеем в сакраментарии древней галликанской церкви. Он состоял из заклинания елея и благословения его. Заклинание елея: «Заклинаю тебя, нечистейший дух, через всемогущего Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа Господа нашего: пусть истребится и изгонится от этого создания елея всякая сила противника, все воинство диавола, всякое мечтание; и да получит благословение с помощью Господней тот, кто помазуется от этого создания елея, каких бы членов его ни коснулся елей, и да будет он достоин восприять вечную жизнь». Благословение елея: «Царю славы величествия Твоего, Господи Боже, благослови это создание елея и освяти его. Излей на него от небесной росы духа святыни: дабы тот, на тело которого будет возлит елей, достойно наследовал милость спасения, прощение грехов и небесное здравие» 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Остатки св. Елея, по окончании таинства, должно предавать уничтожению, с подобающим святыне благоговением и честью. Но для сего, 1) нельзя обращать их для сожжения в паникадило или кадило, ибо несообразно с достоинством св. Елея смешение его с неосвященным маслом, да и практикой св. Церкви такое правило «Потребников» оставлено без исполнения. 2) Тем более, не следует остатки елея выливать в реку, ибо этот способ уничтожения их не имеет за собой никакого церковного авторитета и, кажется, получил свое начало уже в наше время. Остатки св. Елея пресвитеры должны принести в кандиле в церковь и, по указанию «Требника» митрополита Петра Могилы , сжечь их на чистом кирпиче или камне. Но зарывать пепел под престолом невозможно, ибо, в настоящее время, престолы устрояются на сплошных каменных неподвижных фундаментах, где не делается никаких приспособлений для зарывания пепла, как это делалось прежде. Следовательно, пепел от елея должно всыпать в церковную умывальницу. Если же остатки елея, прямо из кандила, без бумаги и полотна, вылить на какой-либо раскаленный предмет, положенный в церковной жаровне, напр. на чистый кирпич или металлическую дощечку , то, как показывает опыт, не останется и пепла от елея, ибо он, в таком случае, весь без остатка, обращается в парообразное состояние и теряется в воздухе. Таким образом, оставив все другие способы относительно остатков св. Елея, лучше всего следовать одному: предавать их, по «Требнику» митрополита Петра, сожжению в церковной жаровне. В Западной Церкви ныне принята следующая практика относительно елея: церковник, или сам священник, после всякого помазания, вытирает помазанное место, каждый раз, особенным куском хлопчатой бумаги, которую отлагает в чистый сосуд, и, принесши в Церковь , сжигает, а пепел высыпает в сакрарий 769 . Рассуждение о том, что остатки св. Елея не должно возливать на тело умершего, помазанного сим Елеем во время болезни В некоторых епархиях России, по совершени Елеосвящения над болящим, остатки св. Елея сохраняются, и если больной выздоровеет, то их уничтожают, а если, вскоре после св. помазания, умрет, то остатки возливаются священниками крестообразно на его тело, по окончании чина погребения, перед закрытием гроба.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

644 г.). Наконец, первая молитва на освящение Елея в таинстве и крещальная молитва на благословение елея для крещаемых сходны между собой как по формуле (благослови елей силою, и действом и наитием св. Духа), так и по образу построения речи (якоже быти тому, елею, помазанию нетления...) 424 . А крещальная молитва известна с VIII века 425 . Отсюда есть основание заключать, что вторая молитва на освящение елея для больных получила свою основу в глубокой древности, развивалась под влиянием других священнотаинственных молитв литургии св. Василия и крещальных и в VII–VIII вв. имела уже тот вид, в котором она изложена в чине Гоара. Крещальная же молитва собственно на благословение елея, известная с VIII в., без сомнения, составлена по образцу первой молитвы таинства св. Елея, ибо ранее VIII в. для крещального елея употреблялись другие молитвы 426 .  Полный состав нынешнего чина освящения елея, изложенного в «Последовании», в существенных своих частях образовался в период времени от IX до XVI в. Чин сей состоит: а) из ектении об освящении елея, б) из молитвы: Господи, милостью и щедротами Твоими , в) из тропарей и кондаков, числом одиннадцать, г) из чтения апостола из Соборного Послания св. ап. Иакова о елеопомазаиии, д) из евангелия св. ап. Луки о милосердом самарянине, е) из краткой сугубой ектении о болящем и  ж) из второй молитвы на освящение елея: Безначальне, вечне, святе святых... Сею молитвой оканчивается богослужебный акт освящения елея. За сим, непосредственно начинается второй акт таинства – елеопомазание больного 427 . Основание сему чину освящения положено чином IX в., напечатанным в «Молитвослове» Гоара. Из него взяты две молитвы на освящение елея и два чтения: апостол и евангелие 428 . В рукописных чинах XIV и XV вв., в состав освящения елея входили еще: великая ектения об освящении, тропари и кондаки, и краткая сугубая ектения, только тогда сии составные части имели разности, напр., они стояли в другом распорядке, тропарей инде положено было сорок 429 .  В чине таинства XV в., изложенном у блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

В состав освящения Елея входят следующие молитвы и чтения с обрядами: 1) Трисвятое... и  тропарь чина, 2) великая ектения. 3) приготовление Елея к освящению, 4) молитва первая об освящении елея, 5) одиннадцать тропарей , 6) чтение апостола , 7) чтение евангелия , 8) краткая сугубая ектения  и 9) вторая молитва об освящении елея. Объясним все сие по порядку. 1) Трисвятое и тропарь чина: Скорый в заступлении... служит переходом от молебного пения и составляют начало молитвенного освящения елея. В тропаре испрашивается у Господа Иисуса Христа болящему скорое посещение свыше, избавление от недугов и горьких болезней и воздвижение от одра, т. е., полное выздоровление. Трисвятоеи  тропарь внесены из чинов прежнего времени, в которых молебное пение, совершаясь с вечера, как показано выше, отделялось отпустом от елеосвящения. В таком случае, для чина освящения елея, совершаемого на другой день, требовалось, по общему правилу устава, особое начало: Благословен Бог наш  и  трисвятое , с характеристической молитвой наступающего священнодействия. В «Последовании» разделение не положено, и потому начало: Благословен Бог... опущено, а трисвятое  и  тропарь удержаны для связи молебного пения с освящением елея. 2) Великая ектения: Миром Господу помолимся , положена в сокращенном виде. Она имеет сходство с ектениями, положенными в других чинах на освящение веществ, напр., воды для крещения, и поставлена в начале чина перед молитвами освящения по общему типу богослужений св. Православной Церкви. Ектении при освящении елея произносит, как назначено в чине, диакон или (вероятно, в небытность его) первый из священников. В ней содержится два специальных прошения: одно об елее, другое – о болящем. Первое произносится так: о еже благословитися елею сему силою, и действом и наитием св. Духа. Другое: о рабе Божием (имя болящего), и о еже в Бозе посещении его, и еже приити на него благодати св. Духа. После: Пресвятую Пречистую..., возглас священнический не положен, как и в чине крещения после ектении об освящении воды. Это показывает, что крещальный чин имел некоторую связь с устройством чина освящения елея. Так начинается главный и существенный священный акт таинства: освящение елея.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

И действительно, у отцов и писателей церкви мы находим ясные указания, как на само применение елея к умершим, так и на то символическое значение, которое с течением времени соединилось с этим употреблением елея. Наиболее раздельное указание на употребление елея над умершими с изъяснением его символического значения принадлежит писателю под именем Дионисия Ареопагита в книге «О церковной иерархии» 625 . Отмечая сначала «в тайнодействии, совершаемом над благочестивыми усопшими» сам факт возлияния елея на усопшего 626 писатель в изъяснении «созерцательной стороны» этого «тайнодействия» указывает и символический смысл возлияния елея на умершего. Он говорит: «После же целования священноначальник возливает на усопшего елей. Припомни, что при священном Богорождении (крещении) пред божественнейшим погружением преподается крещаемому первая доля причастия священного таинства – елея помазания –. после всецелого совлечения прежней одежды. Так и теперь, в конце всего, возливается на усопшего елей. Тогда помазание воззывало крещаемого к священным подвигам, а теперь возлияние елея указывает на то, что усопший потрудился в этих священных подвигах и достиг совершенства» 627 . Это объяснение употребления елея над умершими повторяет Максим Исповедник в своих примечаниях к книге «О церковной иерархии» 628 и Георгий Пахимер (1242–1310 гг.) в своем толковании на эту же книгу 629 . Наконец, воспроизводит его и Симеон Солунский , констатируя вместе с этим и сам факт возлияния елея на умерших. Он говорит: «И мертвые помазуются елеем, как говорит божественный Дионисий, во образ помазания первоначальным елеем в, крещении; и он приводит причиною этого то, что свято и честно почивший во Христе совершил подвиг, на который был помазан и прежде, и ради которого и опять помазывается елеем: 1) в знамение и запечатление того, что отшедшие (почившие) были Христовы; 2) в освящение , усопших тел, подвизавшихся ради Христа и благочестно поживших в сем мире, и 3) в честь их, так как они жили во Христе, знамением чего служит освященный елей помазания. Поэтому, на мощи мучеников, положенные как бы во гробе, под божественным престолом, возливается вместо этого елея и святое миро: ибо на совершенных должно возливать совершеннейшее» 630 . Включаются Симеоном Солунским в число лиц, на которых по смерти надлежало возливать елей, и монахи. «Мы ни одного монаха, – говорит он, – не погребаем иначе, как когда выльем на его останки елея из лампадки, который освящен, горя пред Господом» 631 . Подобное помазание елеем умерших сохранилось и у некоторых из отделившихся от православной церкви христиан. Например, у коптов «умерших помазуют только тем елеем, который берется из лампад, подвешенных перед иконами святых» 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Так поступали они и должны были поступать и в других подобных случаях, напр., при изгнании бесов ( Лк. 9:49. 10:17 ), при исцелении больных через возложение рук ( Мк. 16:18 ). В молитвенном представлении апостолов, сие соединение имени Господа с елеопомазанием недужных, в истории чина было, так сказать, первым моментом , положившим начало молитвенному освящению елея для больных. В чине св. апостола Иакова уже ясно указывается на таковое освящение елея. Апостол прямо заповедует пресвитерам помазывать больных елеем во имя Господне , т. е., не простым маслом, но освященным молитвой с призыванием имени Господа. В апостольском веке, очевидно, существовала и молитва на освящение елея, но она не дошла до нас. Следы ее находятся в молитвах последующего времени, где испрашивается благодать Божия на елей, исцеление немощного от болезней и отпущение грехов его через помазание св. елеем. Ибо молитвы, явившиеся после апостольского века, не могли, в сущности, составляться и не составлялись иначе, как по содержанию молитв апостольских, хранившихся и к последующим временам переходивших через преемственное предание. Полный текст молитвы на освящение елея (и воды), совершаемое иерархией, из памятников первых веков христианства, впервые, находим в «Постановлениях Апостольских». Священнодействующему повелевалось молитву сию произносить так: «Господи Саваоф, Боже сил, творче... 400 и подателю елея, щедрый и человеколюбивый, иже давый ...елей еже веселити лице в радование веселия. Сам и ныне Христом освяти... елей (сей) о имени принесшая или принесшей, и даждь силу здравия содетельну, болезней отгнательну, бесов прогонительну, всякого навета гонительну, Христом, упованием нашим , с Ним же Тебе слава, честь и почитание, и св. Духу во веки. Аминь» 401 . Об этой молитве существуют разные предположения и суждения. Но она употреблялась в свое время не для елея, якобы благословляемого в древности на житейскую потребу , ибо о таком употреблении в ней нет ни одного слова, – не употреблялась она и для благословения елея заклинателъного (oleum exorcismi), ибо и о заклинании в ней нет речи, и о заклинателях в «Постановлениях Апостольских» имеется особое правило 402 , где заклинание почитается особенным даром благодати Божией, – не употреблялась она и для благословения елея крещального (oleum cathechumenorum), ибо в тех же «Постановлениях» приводится отдельная молитва для благословения крещального елея, с указанием его употребления 403 , – но сею молитвой освящался елей для сакраментального употребления над больными, для исцеления их (oleum infirmorum).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Arhange...

Остатки св. елея после окончания таинства должно предавать уничтожению с подобающим святыне благоговением и честью. Но их нельзя выливать для сожжения в паникадило или кадило, ибо несообразно с достоинством св. елея смешение его с неосвященным маслом, да и практикой Св. Церкви такое правило " потребников " оставлено без исполнения. Тем более не следует остатки елея выливать в реку, ибо этот способ уничтожения не подкреплен никаким церковным авторитетом и, кажется, получил свое начало уже в наше время. Остатки св. елея пресвитеры должны принести в кандиле в церковь и, по указанию " Требника " митрополита Петра Могилы, сжечь их на чистом кирпиче или камне. Но зарывать пепел под престолом невозможно, ибо в настоящее время престолы устраиваются на сплошных каменных неподвижных фундаментах, где не делается никаких отверстий для зарывания пепла, как это делалось прежде. Следовательно, пепел от елея должно всыпать в церковную умывальницу. Если же остатки елея прямо из кандила без бумаги и полотна вылить на какой-либо раскаленный предмет, положенный в церковной жаровне, например, на чистый кирпич или металлическую дощечку, то не останется и пепла от елея, ибо он в таком случае весь, без остатка, обращается в парообразное состояние и теряется в воздухе.Таким образом, оставив все другие способы относительно остатков св. елея, лучше всего следовать одному: предавать их, следуя " Требнику " митрополита Петра, сожжению в церковной жаровне. Возлияние остатков св. елея на умерших несогласно с существом таинства и церковными о нем установлениями. Елей освящается для помазания живущих, для исцеления от болезни, для оживотворения их и прощения им грехов. Правилами воспрещено совершать Елеосвящение для помазания умерших. Наконец, это возлияние прямо противоречит и не допускается действующим уставом Св. Церкви. В нашем " Требнике " в чине " Погребения " сказано: " И полагаются мощи (умершего) во гробе, священник же, взем персть, крестовидно мещет верху мощей... и посем наливает верху мощей елей от кандила... и тако покрывают, яко обычно, гроб " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2102...

Священномученика Афанасия епископа, преподобныя Анфусы и слуг ея мучеников Харисима и Неофита (III). Мученицы Евлалии девы (ок. 303). Иконы Божия Матери Грузинския (1650). 23. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Святаго мученика Луппа (IV). Священномученика Иринея, епископа Лионскаго (202). Преподобных Евтихия (ок. 540) и Флорентия (547). Святителя Каллиника, патриарха Константинопольскаго (705). 24. Священномученика Евтихия, ученика апостола Иоанна Богослова (I). Митрополита Петра, святителя Московскаго (перенесение мощей, 1479). Преподобнаго Арсения Комельскаго (1550). Мученика Татиона (305). Мученицы Сиры, девы Персидския (558). Преподобнаго Георгия Лимниота (VIII). Иконы Божия Матери Петровския. 25. Перенесение мощей святаго апостола Варфоломея (VI). Апостола от 70-ти Тита, епископа Критскаго (I). Святителей Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, епископа Каррийскаго, исповедника (IV). Святителя Мины, патриарха Цареградскаго (536–552). 26. Сретение Владимирския иконы Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы (празднество установлено в память спасения Москвы в 1395 г.). Святых мучеников Адриана и Наталии (IV). Преподобнаго Адриана Ондрусовскаго (1550). Иконы Божия Матери Псково-Печерския, именуемыя «Умиление» (1524). 27. Преподобнаго Пимена Великаго (ок. 450). Преподобных священномучеников Кукши и Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах (XII). Святителя Осии исповедника, епископа Кордувийскаго (359). Святителя Ливерия исповедника, папы Римскаго (366). Преподобнаго Пимена Палестинскаго (ок. 602). Мученицы Анфисы. Преподобнаго Саввы. 28. Преподобнаго Моисея Мурина (IV). Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах (преподобнаго Феодосия) почивающих: Моисея чудотворца (XIII – XIV), Лаврентия затворника (XIII – XIV), Илариона схимника (XI), Пафнутия затворника (XIII), Мартирия диакона (XIV), Феодора, князя Острожскаго (ок. 1438), Афанасия затворника (XIII), Дионисия иеромонаха, затворника (XV), Феофила, епископа Новгородскаго (1482), Зинона постника (XIV), Григория чудотворца (XIV), Ипатия целебника (XIV), священномученика Лукиана (1243), Иосифа Многоболезненнаго (XIV), Павла Послушливаго (XIII), Сисоя схимника (XIII), Нестора некнижнаго (XIV), Памвы затворника (1241), Феодора молчальника (XIII), Софрония затворника (XIII), Панкратия иеромонаха, затворника (XIII), Анатолия затворника (XIII), Аммона затворника (XIII), Мардария затворника (XIII), Пиора затворника (XIII), Мартирия затворника (XIII–XIV), Руфа затворника (XIV), Вениамина (XIV), Кассиана затворника (XIII–XIV), Арсения трудолюбиваго (XIV), Евфимия схимника (ХГ), Тита воина (XIV), Ахилы диакона (XIV), Паисия (XIV), Меркурия (XIV), Макария диакона (XIV), Пимена постника (XII), Леонтия и Геронтия канонархов (XIV), Захарии постника (XIII–XIV), Силуана схимника (XIII–XIV), Агафона чудотворца (XIII–XIV), Игнатия архимандрита (1435) и Лонгина вратаря (XIII–XIV).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В них антифоны вместо промежуточного положения, занимаемого ими ранее, настолько были сближены с освящением елея, что во время пения их совершался священнослужителями весь процесс освящения елея. Таким образом, если в первом случае пение антифонов соответствовало прошлому положению их, то во втором случае оно приносило практические выгоды, в смысле экономии времени, и это тем более, что иногда для той же самой цели освящение елея совершалось, например, во время произнесения псалма 50 и «Верую» 349 . Теперь, если и исключить литургийные антифоны, то в остальном схема второй части последования будет иметь в общем следующий вид: обычное начало, два–три псалма, «Верую», ектения, одна или две молитвы над елеем, пение отпустительных тропарей и кондаков, приход больного и испрошение им прощения у совершителей таинства. Как видим, эта, свойственная большинству рукописей второй группы, схема отличается полнотой. И потому было естественно ее упрощение, особенно в интересах придания освящению елея более связного с другими частями вида. Прежде всего, особое начало для освящения елея при объединении всех частей последования не имело смысла, и потому его упразднение было особенно уместно. Это как раз и наблюдается в рукописях Синайской библиотеки 988, Афоно-Дионисиатской библиотеки 452, Патриаршей Иерусалимской библиотеки 15–16 вв., Синайской библиотеки 996 350 , в которых аналогичный процесс произведен и по отношению к утрени. В них, как видели, утреня без всякого отпуста была присоединена к освящению елея. Поэтому для них было естественно и освящение елея присоединить к утрени непосредственно, без начального возгласа. Действительно, в них освящение елея начинается, как и теперь, великой ектенией и, следовательно, начальною своею частью тесно примыкает к предшествовавшей ему утрени. Но в значительном числе рукописей: библиотеки Лавры преп. Афанасия Афонского Святогробской Константинопольской библиотеки 615, библиотеки Афоно-Пантелеимоновского монастыря 305 351 и других, – утреня имела еще особый отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010