В пришедших из Египта таинствах Изиды, и особенно в их позднейших формах мистерий Сераписа, мы встречаем уже значительную эволюцию античной эсхатологии именно в сторону большей отчётливости проведения в религиозное сознание верования в воскресение. Бесплотные тени Аида получают уже надежду не только на очистительное, метемпсихическое перевоплощение, согласно учению орфиков, но уже прямо на воскресение для новой, совершенной жизни, и притом в царстве Озириса, столь сходном с живой, хотя и преображённой действительностью. „Александрийцы“, говорит Лафай, „дали новое направление старым идеям Запада, присоединив к ним надежду на воскресение“ 3608 , причём даже символический цветок лотоса, из чашечки которого выходит младенец Карпократ, сын Изиды и Озириса-Сераписа, должен был по- —37— стоянно напоминать посвящённым об этой новой, ещё небывалой надежде. Как чашечка лотоса раскрывается каждое утро, так и возрождённый (renatus) получит новую жизнь, воссоединившись с бессмертной природой Бога 3609 . Как же, каким путём, достигалась, в таинствах Изиды, уверенность в грядущем воскресении? Для этого, по словам Лафайя: „Избранники, на которых упал взгляд богини, должны были сперва погрузиться в таинственную купель, очищавшую их от пороков и дававшую им возможность заслужить милость божества; затем, после того как они претерпевали все испытания посвящения, они получали уже неизгладимую печать избрания. Достигнув врат смерти, они вновь как бы возвращались к жизни промыслительным действием богини“. 3610 Рассмотрим, последовательно, всё то, что заключается в этом сжатом перечне мистических достижений. Прежде всего: кто же были эти избранники? Какой ценой достигалась твёрдая уверенность в посмертном блаженстве и воскресении? Оказывается, что с моральной точки зрения требования, предъявляемые мисту, не были слишком высокими, быть может в виду его обязательного, ритуального очищения и, конечно, как это обыкновенно и бывает, с целями более успешного прозелитизма. Так, почти единственным условием принятия в культ была, во-первых, незапятнанность убийством, а затем обладание присутствием духа, достаточным для преодоления иногда очень многочисленных и разнообразных (напр. в мистериях Митры – до 80!) испытаний, сходных со средневековыми пробами огнём и водой 3611 , а также различных, на наш взгляд довольно наивных, оптических и акустических „ужасов“. В остальном требования были настолько слабы, что дали возможность Диогену-цинику очень эффектно отказаться от

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ворворка, реже варворка – шарик на шнурке или тесьме над вотолкою кисти. Ворворки делались золотные, серебряные, шелковые, шерстяные, нитяные, часто жемчужные, иногда с камешками. «Пояс ткана шелк зелен з золотом и серебром крестовой; варворки серебряные литые позолочены, с камешками; пряжа (пряжка) и наконешник резные серебряные; четыре кисти золоты с шелком зеленым; даяние боярина Федора Ивановича Шереметева» 132 . У наузов Бориса Федоровича Годунова: «ворворка золотная, по вотолки ворворки серебряны; – ворворки жемчюжные, а наверх ворворок по плящику серебряну золочену; – ворворка шолк червчат да бел». У ухватов его же: у одного «на столпцех по 5 кистей … а по верху кистей 11 ворворок: 3 с конителью да малых ворворок у кисти по 8 ворворок низаны жемчюгом»; у другого «на столпце по 6 кистей, а у них ворворки враны серебром» 133 . У однорядки его же «кисти Ирейские 134 , ворворки серебряны на Литовское дело»; у ферези «на вороту и на прорехах 12 завязок плоских с лопатками, шолк ал с серебром; кисти Ирейские; ворворки канительные золоты». У небольших кистей иногда употреблялись, вместо ворворок, драгоценные камни и жемчужные зерна: «науруз … у него кисть золота да серебра, за ворворки место яхонт лазорев. Вершок шапошной … у него 2 кисти … за ворворки место зерно жемчюжное, продолговато» 135 . – В северных описях ворворки называются соврулями или соврульками. «Завязки з золотом да с серебром, две соврули жемчюгом сажены» 136 . «Осмнатцать кистей сканных з золотом и с серебром, и с шелком, и с соврулки. – Девятнатцать кистей шелковых с сребром и золотом, а поверх кистей соврюлки жемчюгом обнизаны. – Пояс шелковый разных цветов, при нем четыре кисти шелковые, узлы серебряные, над ними и под ними восемь соврулек шелковые, шиты серебром; пряжка медная. – Четыре кисти шелковые разных цветов, на них четыре сорвули шелковые, шиты мишурой и шелком; пряжка железная. – Пояс нитяной, две подвези (завязки) и кисти и соврулки – все тканое; пряжка железная» 137 . Вотола Вотола, вотолка – головка кисти или чашечка, в которой скреплены пряди кисти. В. кн. Димитрий Иоаннович завещал сыну своему кн. Юрию «пояс золот, Шышкина дела, вотола сажена» 138 . – «Науз шолк бел, на нем вотолка плетена золотом, с ворворками» 139 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Чашечка (т.е. два зеленые листика) опала, засохла, а ветер разметал ее по белому свету. III. Теперь возьмем совсем расцветший цветок мака и будем считать листики цветка; их четыре. Листики в каждом цветке, в отличие от тех, которые вы видите на ветвях и на стволе разных растений, называются лепестками. Теперь мы знаем, что у цветка мака четыре лепестка , а все лепестки вместе называются венчиком цветка. Скажите мне, какой венчик мака! Лепестки мака крупные, сидят попарно один против другого, а та пара, что внутри, меньше наружных. Оборвем все четыре лепестка: мы видим множество темных нитей, которые на конце немного толще. Эти нити называются тычинками, а кончики этих тычинок, что потолще – пыльниками. Между тычинками в самой середине, как пуговка, сидит пестик. Видите ли, сверху пестика точно звездочка – эта часть пестика называется рыльцем. Если сосчитаем черные лучи звездочки и потом срежем все рыльце, то мы найдем внутри столько перегородок, сколько насчитали лучей. Когда цветок отцветет, т.е. когда лепестки и тычинки отпадут, пестик мака (та часть, которая сидела между тычинками) начинает все более и более разрастаться, так что скоро превращается в довольно большую головку. Внутри головки находится множество семян. Когда эти семена совершенно созреют, они сами выпадут через дырочки, которые находятся под крышечкой головки. Мак в деревнях сеют оттого, что где его ни бросишь горсти две, его вырастет множество, и уже много лет потом он сам сеется. IV. Чего только не делают из семян мака! Из него можно выжимать масло, печь и жарить на этом масле, вместо коровьего, булки, рыбу и разные печенья в постные дни. Его растирают в ступке, делают из него молоко и пьют с чаем и кофе, едят с кашей и киселем. – Маком обсыпают булки и крендели. В каждой лавке продаются маковники – мак, вареный в меду. Но детям не нужно бросаться на эти маковники: у них от меду выступает сыпь на теле, появляются и другие болезни. Как ни плохи маковники, они все-таки не так вредны, как маковый сок, что дают грудным детям в деревнях, когда они блажат, а родителям некогда с ними возиться. Дитя действительно успокаивается, засыпает и долго, долго спит после этого. Но когда оно просыпается, то уже не воркует по-прежнему как голубок, а полуоткрытыми глазами смотрит вяло, безжизненно – точно оно еще не совсем проснулось, плохо ест и скоро опять засыпает. Матери обыкновенно радуются, что дитя так много и спокойно спит, но чем чаще дают ему соску с маковым снадобьем, тем более ребенок теряет аппетит и слабеет; наконец у него пухнет головка, страшно худеет все тело, а живот толстеет, и дитя засыпает навеки. Мать удивляется, отчего умер ее ребенок в то время, когда он был так покоен: ей не понять, что этот покой она купила ценой ее жизни! Когда крепкий и здоровый ребенок выживает при этом, то и тут еще немного радости: он навеки останется хилым, болезненным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одна женщина из Германии очень удивилась, что дочь священника получила благословение на венчание в двадцать один год: «Так рано? У нас в Германии с тридцати лет. Не раньше». Я спрашиваю: «Почему?» Она отвечает: «Надо нагуляться». А нагуляться, это значит получить множество трещин и ран в душу. Это как треснутая чашечка, которую били, колотили, не щадили. Да, из нее можно пить холодные напитки, но если нальешь горячий чай, она лопнет и ошпарит тебя. Первая любовь, потеря ее, разочарование так глубоко переживается! Сам помню. (Улыбается.) Очень тяжело бывает, когда первые сильные чувства по каким-то причинам не кончаются браком. Да, будут и новые чувства, возможно будет брак, и даже не один, но все это будет по линии остывания и меньшей ценности того, что называют истинной любовью. Физиология захватывает человека на краткое время, а потом требуется поиск все новых и новых наполняющих тебя ощущений. Истинная любовь всегда одна, и только она плодотворна. Она организует эмоционально здоровых потомков, а целомудрие вступающих в брак, пожалуй, украшение брака и вообще всей семейной жизни. Помимо всего прочего, истинно верующие, сохранившие целомудрие, сильно чувствуют близость Бога! В самых, казалось бы, непроходимых обстоятельствах жизни все устраивается: опять как-то разрешилось с работой, с отношениями, с болезнью… Бог близок! Как он ценит целомудрие! Воспитывать детей нужно не на современных мультиках и сериалах. Настоящих героев сейчас нет. Их обнажает потрясение, война, тяжелые жизненные испытания. Вот и получается, что мы идем по пути внешнего и внутреннего расслабления, и для того чтобы нам напрячься, мы напрашиваемся на испытания.          Когда люди разводятся спустя один год или пять лет после свадьбы, можно предположить, что изначально «ошиблись с выбором», «поторопились». Но нередки случаи, когда люди разводятся спустя двадцать лет совместной жизни, когда обоим уже за сорок, когда уже вроде бы срослись в одно целое, «притерлись», уже взрослые дети. Почему эта трагедия происходит? Как ее предотвратить?

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/15/...

Сказка о Звёздочке-путешественнице Сказка к Рождеству Христову В канун Рождества Маша с бабушкой были дома вдвоём. Старушка пила чай, а девочка разбирала ёлочные украшения, хранившиеся с давних времён на антресолях в большой коробке. На ковре перед ней уже лежали: стеклянные бусы, несколько цветных шаров, клоун и балерина из папье-маше, кружевная бабочка и целый зоопарк картонных зверушек. - Бабушка, а куда мы повесим Вифлеемскую звезду? Маша достала из коробки восьмиугольную хрустальную звёздочку. - На макушку ёлки. Вифлеемская звезда должна быть видна всем, потому что она указала путь людям к младенцу Иисусу Христу, привела к Нему волхвов — земных царей с дарами. Кстати, ты помнишь, что они принесли в дар Богомладенцу? - Золото, ладан и смирну. Машенька бережно отложила в сторону хрупкое украшение. - Это было не просто золото, а золотые пластинки с узорами, маленькая чашечка, ложечка и другие вещи. Они до сих пор хранятся в одном из монастырей на святой горе Афон. - Наверное, Вифлеемская звезда была единственной, которая могла двигаться по небу. Девочка подошла к окну и залюбовалась небом, напоминавшим тёмное покрывало, затканное драгоценными камнями. – А это что за звёздочка? — Маша вернулась к ёлочным украшениям. — Что-то я её не припомню, – она вынула из коробочки небольшую золотую звезду. - Сейчас я тебе о ней расскажу, — улыбнулась бабушка и пересела в кресло. — Не случайно перед Рождеством к тебе в руки попала эта коробочка. Скажи-ка мне, внученька, сколько тебе лет? - Бабушка, — поразилась девочка, — как ты могла забыть, что мне семь лет. - Я не забыла. Я просто уточнила. Итак, тебе семь лет. Столько же было девочке, с которой произошла одна удивительная история. Садись рядышком и слушай внимательно! - Как я люблю твои истории, — девочка, забыв об украшениях, забралась к старушке на колени и притихла. - На небе находится огромное количество звёзд, — начала бабушка рассказ, — как на земле нет одинаковых людей, так и на небе нет одинаковых звёзд. Звёзды бывают разные: большие и маленькие, грустные и весёлые, яркие и не очень, но всех их объединяет одно — они занимают на небе места, которые им определил Бог.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-i-skaz...

— Я знаю этот ваш метод. Ну что ж… Они расстались, и вечер Апраксина действительно провела у себя в саду, ухаживая за растениями, разрыхляя вокруг них слежавшуюся за зиму землю, что-то обрезая, что-то пересаживая, что-то напевая и изо всех сил стараясь не думать ни о чем серьезном. Потом был легкий ужин, ванна с розмарином, вечерние молитвы и любимый Вудхауз на ночь: маленький томик, вынутый из шкафа с любимыми книгами — теми, которые она перечитывала постоянно; иногда некоторые из них убирались, редко-редко появлялись новые, но в основном состав их не менялся уже много лет. Она дочитала до самого конца первую попавшуюся повесть о Дживсе и Вустере и спокойно уснула.   На другой день графиня проснулась, как всегда, еще до рассвета. В последние лет десять она начинала утро не с молитвенного правила, а с «процесса реанимации». Сначала выполнялась зарядка в постели, потом она же — на коврике перед кроватью, наконец графиня выходила на середину комнаты и прыгала, размахивая руками, — это была самая энергичная часть зарядки, а после нее она принимала душ, уже не контрастный, как в прежние годы, а умеренно горячий, расширяющий и размягчающий сосуды. После душа — первая чашечка приготовленного с вечера кофе из маленького, всего на три чашки, термоса, выпитая стоя и «вприкуску» с целой горстью витаминов и таблеток; а уже после, прибранная, одетая, причесанная и даже наполовину проснувшаяся, она становилась перед киотом и читала свое утреннее молитвенное правило, к концу жизни выросшее до полутора часов. И только где-то около половины восьмого она чувствовала себя окончательно проснувшейся и готовой начать новый день. Графиня приготовила себе завтрак: овсянка, яйцо, стакан апельсиново-грейпфрутового сока, два ломтика зернового хлеба и, разумеется, термос с кофе, поставила все это на поднос, накинула на плечи теплый платок и вышла на застекленную террасу. Здесь, на толстой соломенной циновке, стоял круглый деревянный стол и два легких плетеных кресла с подушками, а рядом с ними — старомодная этажерка с садовыми инструментом на нижних полках и простеньким приемником на верхней. Графиня опустила поднос на стол, раскрыла окна в сад, включила приемник — он стоял всегда на волне классической музыки, уселась в кресло и принялась за завтрак.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

о творении (природе), но и о ее Премудром Творце. Хочется предложить еще один совет. Не лучше ли в словосочетаниях «половая жизнь», «половые отношения», «отношения полов» слово «половой» заменить на «брачный» (брачные отношения и т.д.), а «полы» — на «супругов»? Отношения мужчины и женщины в браке — вот наша тема, а то, что вне брака, есть грех и блуд, о чем можно позже побеседовать с подростком отдельно... Надо ли, наконец, напоминать, что, приступая к ответственному разговору, мать должна испросить в молитве помощи Божией и вразумления?,. Важно также выбрать подходящее время для беседы. Было бы ошибкой, обрекающей беседу на «провал», прерывать детскую игру, брать ребенка «за шиворот» и усаживать рядом с собою: «Слушай!» Выслушивая мать «по обязанности», дитя вряд ли сможет воспринять ее рассказ. Детские психологи полагают — да и сами родители убедились на опыте, — что наилучшее время для доверительных бесед с ребенком — это время болезни или перед сном, когда ребенок лежит в постели, но не хочет спать, а просит маму посидеть с ним и что-нибудь рассказать. Плотское начало личности в это время смиряется, дневная суета отступает, и детская душа становится особенно восприимчивой. Удобное время можно найти к днем, но только если ребенок сам ищет до верительного разговора с матерью. Или, устав играть, хочет послушать какую-нибудь сказку... Господи, благослови!.. Предположим, к примеру, что на столе в вазе стоит цветок; он может послужить своего рода «наглядным пособием» для популярного урока по ботанике. Указывая ребенку на этот цветок, мать спокойно и доброжелательно начинает свой рассказ: — Я хочу рассказать тебе о семье, которая живет в этом цветке. Цветок — это как бы дом; он называется венчиком. Венчик можно снять — и тогда на стебле останутся маленькие зеленые листики, или чашечка. Этот венчик, который мы рассматриваем, похож на многоцветную вазу, удивительно изящную. Посмотри, какая красота! Какой тонкий и приятный аромат! Какой нежный цвет!.. Человек, сколько ни старайся, такую «вазу» не вылепит, не выточит и даже не нарисует. А в природе подобные вещи встречаются на каждом шагу — знаешь, почему? Потому что природу создал не человек, а Бог.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3588...

Приказ Сибирский ведал Сибирское царство и получаемые оттуда разные меха 2223 . Приказ холопий ведал людей как то дворовых всяких чинов людей, а также кабальных и данных и запасных служилых людей 2224 . Приказ царской мастерской палаты ведал царское платье и мастеровых людей 2225 . Приказ царицыной мастерской палаты ведал платье царицы, царевичей и царевен и мастеровых людей 2226 . Приказ Костромской чети вдал доходы, получавшиеся с городов Ростова, Ярославля, Костромы и некоторых других 2227 . Приказ Устюжской чети вдал доходы, получавшиеся с города Устюга Великого 2228 . Приказ Галицкой чети ведал доходы с города Галича и его уезда 2229 . Приказ новой чети ведал доходы Москвы и многих других городов и волостей и сел с кружечных дворов, т.е. кабацкие доходы и чииил наказание лицам, уличенным в тайной продаже вина и табаку 2230 . Прорезной – сквозной 2231 . Пуговицы употреблялись не только для застегивания, но и для украшения одежд, как мужских, так и женских. Они делались из золота и серебра с позолотой и без позолоты наводились чернию, накладывались финифтью, покрывались цениною, украшались драгоценными камнями 2232 . Р Работа фряжская – преимущественно итальянская, работа флемованная – дорожники – род фигурной резьбы 2233 . Разводы – узоры на дорогих тканях 2234 . Репей – 1) маленькая металлическая зубчатая чашечка, в которую вставлялся драгоценный камень или жемчужное зерно; 2) узор в виде зубчатых листков или цветочков 2235 . Ростеска – разное или кахельное украшение икон, карнизов и других частей в зданиях 2236 . Рубль XVII века по содержанию чистого металла равнялся 2, 19 современного 2237 , а меновая его стоимость по обычным ценам составляла во 2-й половине XVII в. по отношению к рублю 1884 года 17 рублей 2238 . Рукавицы делались холодные и теплые. Теплые рукавицы делались с меховыми исподами и опушками; холодные же были: оленьи, лосиные и вязальные из шелка или шерсти 2239 . Ряса – верхняя длинная и широкая одежда священнослужителей и монашествующих с широкими рукавами 2240 . С

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В кошельке не осталось ни копейки, но в моей сумке лежал хлеб. И я не помогла История, которая вспомнилась лишь через четверть века 17 октября, 2019 История, которая вспомнилась лишь через четверть века Рассказ знакомой из книги протоиерея Александра Дьяченко «Чашечка кофе: Рассказы о приходе и о себе», вышедшей в издательстве «Никея». В начале девяностых годов уже прошлого столетия наша семья жила очень и очень скудно. Зарплату на заводе постоянно задерживали, а если и давали, то всегда по частям. Идешь в магазин, а сама до этого все монетки в кошельке пересчитаешь. Однажды выхожу из магазина. В сумке немного сахару, подсолнечного масла, муки два килограмма и половинка буханки черного хлеба. Выхожу — и нос к носу сталкиваюсь со своей знакомой, даже, можно сказать, подругой. Еще совсем недавно она, заводная и, как сейчас говорят, креативная, была душой всей нашей компании. Заводская художественная самодеятельность, конкурсы, веселые старты для детей — все это проходило при ее непосредственном участии. Был у нее сын. Единственный и, разумеется, любимый. Когда у нас в стране началась перестройка, он с головой окунулся в бизнес. Брал деньги в долг под большие проценты, но прогорел и стал скрываться от кредиторов. Сам-то он скрылся, а мама осталась. Вот к маме и стали регулярно наведываться коротко стриженные парни в кожаных куртках с увесистыми цепями на шеях. Приходили не церемонясь. Выгребали все, что находили, и уезжали до следующего раза. Если ничего не находили, то били нещадно. Вот стоит эта моя знакомая. Со стороны — точно издыхающая бродячая собака. Жалкая, согбенная, и смотрит на меня умоляющими глазами. — Прости, Валечка. Прости, что обращаюсь к тебе с такой просьбой. Знаю, сейчас всем тяжело, но мне совсем нечего есть. Глаза прикрываю и вижу черный хлеб. Мягкий, пахучий. Умоляю, дай мне денег на полбуханки черного хлеба! Понятно, мне ее жалко. Но у меня в кошельке совсем ничего не осталось. — Катя, милая, да я бы с радостью! Но сама посмотри: ни одной копеечки. — Открываю кошелек, переворачиваю, трясу — совсем пусто.

http://pravmir.ru/v-koshelke-ne-ostalos-...

Они были из чистого золота и, вероятно, имели форму семисвечника в Моисеевой скинии 575 , т. е. состояли из прямого стержня, в верхней части которого из боков выходили 6 ветвей, по 3 со стороны, дугообразно загибаясь кверху. Ветви были расположены в одной плоскости. И стержень, и ветви были не гладкие, но имели вид стебля коленчатого растения: каждое колено заканчивалось утолщением в виде яблока, на яблоке чашечка наподобие миндального цветка, из цветка выходило следующее колено с такой же вершиной и т. д. На концах ветвей и на верхушке стержня было 7 лампад. Для оправления светилен сделаны были золотые щипцы. В святилище было еще 10 столов для ежедневного возложения на них 12-ти хлебов 576 . Они тоже, вероятно, были из кедрового дерева и обложены золотом 577 . Как были расставлены столы и светильники – определить трудно. Предполагают, что столы стояли параллельно продольным стенам святилища, светильники – перед ними 578 , или же позади их, близ стен 579 . Но, имея в виду выражения: «и светильники... перед задним отделением храма» 580 ... «И светильники и лампады их, чтобы возжигать их по уставу перед давиром» 581 , и то обстоятельство, что в скинии Моисеевой светильник и стол стояли перед завесой независимо друг от друга, один – на южной стороне скинии, другой – на северной 582 , можно думать, что и в храме Соломоновом светильники стояли перед давиром и не в связи со столами. По-видимому, они стояли по сторонам золотого жертвенника и обильно освещали богато украшенную стену и завесу Святого святых. Лампады семисвечника в скинии были устроены так, что светили «на переднюю сторону его» 583 . Если Соломоновы светильники были устроены так же, то они бросали свет, главным образом, на тот предмет, перед которым поставлены, и, таким образом, все пространство святилища освещалось мягким отраженным светом золотой стены давира. Может быть, кому-нибудь покажется, что 10 светильников в ряд не могли уместиться против стены давира. На это мы заметим, что светильники из сплошного золота не могли быть очень велики, и 15 локтей было достаточно, чтобы они уставились в ряд 584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010