Валаамские острова. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. Часовня иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 28 июня 1858 г. произошло посещение Валаама Императором Александром II Николаевичем и Императрицею Мариею Александровною. С ними были Наследник Цесаревич Николай Александрович, а также будущий государь, тогда Великий Князь Александр Александрович и другие члены семьи. В память об этом посещении на месте ветхой была устроена новая каменная часовня Знамения. Возможно по проекту А. М. Горностаева, у входа на ведущую к пристани 62-ступенную лестницу была возведена " Царская " часовня во имя иконы Божией Матери " Знамение " (1865 г.). Она выполнена из местного камня, цоколь из серого гранита и киоты из черного диабаза. На передней арке стих из Псалма «Господи, спаси Царя!». В часовне находились иконы Знамения, Святых, соименных Августейшим Особам, и преподобных Сергия и Германа. На часовне написано «Въ память Высошайшаго noceщehiя Валаамскаго Монастыря въ 1858 году Ихъ Императорскими Величествами Государемъ Императоромъ Александромъ Николаевичемъ и Государынею Императрицею Mapieю Александровною, съ Ихъ Августейшимъ Семействомъ воздвигли Настоятель Монастыря Игуменъ Дамаскинъ съ бpamieю». Информация с сайтов http://vp.valaam.ru/guide/?id=319, С этой стоящей напротив входа в монастырь часовни, где в центре расположена икона Божией Матери «Знамение», обычно начинается знакомство с Валаамской обителью. Часовня воздвигнута в 1862 году в память о посещении монастыря Александром II и членами императорской семьи, о чем свидетельствует высеченная надпись в медальоне, поэтому часовню еще называют Царской. Она построена из карельского полосчатого мрамора, цоколь – из серого сердобольского гранита, и являет собой каменную арку с треугольным фронтоном, куда встроен каменный медальон. http://www.pravoslavie.ru/114022.html В год 100-летия гонений на Русскую Православную Церковь Валаамским монастырем закончена реставрация т.н. «Царской часовни» во имя иконы Божией Матери " Знамение " . Часовня построена в память о посещении монастыря государем Александром II с семейством в июне 1858 года. Во время поездки Императора сопровождали члены Августейшего Семейства – Императрица Мария, вскоре умерший наследник Цесаревич Николай Александрович, а также Великий князь Александр Александрович – будущий Государь. Александр II преподнес монастырю облачения, покров, лампады. В память об этом посещении в 1865 году была устроена Знаменская часовня. Когда-то на этом месте стояла другая, более скромная. Обветшавшую часовню снесли, когда был задуман парадный гостиничный комплекс, и на ее месте поставили новую, за монументальность и отделку прозванную «царской».

http://sobory.ru/article/?object=08070

По материалам сайтов http://vitoslav.home.nov.ru; www.novgorod.ru Часовня стояла на крутом и высоком коренном берегу речки Каширы, прихотливо извивающейся в широкой долине. Речка протекает к востоку и северо-востоку от деревни того же названия и в 6-7 км. впадает во Мсту со стороны ее правого берега. Улица в деревне одна, с односторонней и двухсторонней застройкой. Часовня располагалась в самой деревне, ближе к ее северному концу. Возвышалась над крутым обрывом. Вниз, к речке сползали баньки, изгороди, обнесенные жердями стога сена, ольховые заросли. Этот памятник архитектуры, так же как и Гарьская часовня, впервые обследовался в марте 1971 года в составе экспедиции Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Тогда же были выполнены некоторые обмеры его (план, фасады, разрез). Вторично часовня изучалась и дополнительно обмерялась в январе 1972 г., когда ее разбирали и затем перевозили в Витославлицы. Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах не найдено. Все сведения получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Старожилы, например, утверждали, что часовню в Каширу перевезли из какой-то другой деревни. Какой именно – не помнят. По их сведениям в военное время (в 1941 или 1942 годах) часовню приспособили под клуб красноармейцы стоявшей неподалеку воинской части. Тогда в ней на востоке прорубили два больших окна, сняли главку с крестом на восьмериках и разобрали увенчанную шпилем колоколенку, стоявшую над западной стеной часовни. Часовня, как молитвенный дом, давно прекратила свое существование. Когда отпала надобность в клубе, ее превратили в складское помещение, где хранился уже не используемый или поломанный сельскохозяйственный инвентарь, а попросту хлам. Стоило только зайти в помещение, обогнуть его по узкой, обшитой галерее с трех сторон и перед вами раскрывался, ранее внешне спрятанный подлинный архитектурный образ часовни, правда потерпевший утраты и значительные изменения. Ядро часовни – это вытянутый с запада на восток прямоугольный в плане объем, разделенный вверху (только верху) на две неравные части: прямоугольную в плане (длинная сторона север-юг), подвышенную восточную, переходящую в сужающийся кверху восьмигранник с плоским потолком, и такое же пространство с запада, но более низкое. Восточная часть часовни, кроме того, выделялась приподнятым на одну ступень полом – солеей. Атрибуты (открытый верх восьмерика и солея) являлись явно церковными, для часовни не обязательными. В данном случае часовня служила как бы “полухрамом”, т.е., где проводились настоящие богослужения во время (по крайней мере) престольных праздников или в особых случаях (свадьба, отпевание и др.) по решению прихожан. Священник приглашался из приходской церкви. Такая церковь, кстати, была в Усть-Кашире, поселении при впадении реки Каширы во Мсту.

http://sobory.ru/article/?object=05863

Рыжково. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Введенская часовня д. Рыжково. Рыжково, одно из крупнейших селений Кенозерья, расположено в шести километрах от деревни Вершинино, на восточном берегу залива Шуйлахта при озере Свиное. В 1801 году на краю деревни, на границе с общинными полями и лугами, была построена часовня. Рыжковские крестьяне возводили часовню сообща «при случае в их деревне неурожая хлеба и скотского падежа». Молельное помещение перекрыто «небом». В советское время часовня использовалась как зернохранилище. На дверях сохранились хозяйственные надписи карандашом (начало 1940-х годов). Введенская часовня относится к наиболее распространённому типу кенозерских часовен: клеть с открытой западной папертью на подклете, перекрытые общей двухскатной крышей самцово-слеговой конструкции. В начале 20 в. все фасады и интерьеры здания вместе с папертью и крыльцом гладко обшили тесом «в ножовку» и покрасили. Под обшивку опилили выпуски бревен на углах сруба и закрыли их вертикально лопатками, декорированными филенками. Сдвоенные, смещенные к восточной стене окна на северном и южном фасадах были расширены. Новые окна появились на обшивке по сторонам паперти. Все окна обрамлены профилированными наличниками. Такие же наличники на косяках распашных филенчатых дверей паперти. Венчающий карниз часовни декорирован накладными «сухариками», покрашенными зеленой краской. На причелинах, подшивке залобника, карниза, дверей, лопаток сохранились следы полихромной окраски в красный, голубой, синий и желтый цвета. Существующий вид часовня приобрела после реставрационных работ. Начатых в 2004-2005 гг. специалистами ООО «Поморская плотницкая школа» под руководством архитектора А.В. Антонова и законченных в 2007 г. плотницкой бригадой Кенозерского национального парка. В ходе реставрации была раскрыта первоначальная паперть, воссозданы утраченные элементы ограждения и крытое крыльцо. Стойки сделаны в виде круглых колонн, подпирающих залобник паперти. Обшивка фасадов молитвенного помещения и на фронтоне паперти была сохранена. По следам, обнаруженным при обследовании памятника над папертью воссоздана рубленая «в лапу» шестигранная звонница и установлена главка с крестом. Главка обита лемехом. Звонница перекрыта шатром с широкими полицами.

http://sobory.ru/article/?object=01791

Масельга. Часовня Михаила Архангела. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:приблизительно 1750 - 1780. Адрес: Респ. Карелия, Медвежьегорский р-н, ур. Масельга Координаты: 62.285872, 35.421582 Проезд:С дороги на Типиницы в 4 км после д. Поля налево уходит заброшенная дорога на Тамбицы. По ней 5 км до поворота на ур. Зародницы, затем 3 км на север. Либо 3,5 км до ур. Педасельга, затем по менее очевидной дороге 1,8 км по аз. 30. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня расположена в поле, на месте исчезнувшего поселения, является его последней сохранившейся постройкой. Относится к типу клетских культовых построек. Рублена из сосновых бревен, сохранились фрагменты наружной обшивки. Состоит из объединенных общей двускатной крышей молельного помещения, трапезной и сеней. Над сенями надстроена колокольня, в основании которой лежит рубленый с повалами восьмерик. Покрывает колокольню опирающийся на девять столбов шатёр, увенчанный главкой с крестом. В сенях расположена срубная лестница, ведущая на колокольню. С запада над входом в часовню консольно нависает навершие утраченной галереи. Часовня характеризуется уравновешенностью пропорций и своеобразными деталями. К числу достаточно редких конструктивно-декоративных решений принадлежат обвязка столбов яруса звона, представляющая в плане восьмиконечную звезду, и арочный проем дверей. Из декоративного убранства сохранились резные подзоры и причелины. Представляет историко-архитектурную ценность как пример традиционной заонежской часовни, выполненной с использованием своеобразных строительных приемов. Источник: http://monuments.karelia.ru Урочище Масельга затеряно в лесах материковой части юго-восточного Заонежья. Часовня занимает место в центре обширного открытого пространства, долгое время после исчезновения деревни использовавшегося как сенокосные угодья. Судя по старым картам, часовня стояла у перекрестка двух пересекающих деревню дорог.

http://sobory.ru/article/?object=27333

Часовня на Конь-камне (1895). Конь-камень - огромный валун серого гранита размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров - бесспорно является одной из главных достопримечательностей о. Коневец. Это единственный таких больших размеров камень на Коневце, весит он более 750 тонн. Когда-то, много тысяч лет назад, он был принесён сюда ледником со Скандинавских гор и, когда ледник растаял, так и остался лежать на своём месте. В историческом отношении этот огромный камень запечатлен как древний памятник народного суеверия, по которому он и был назван Конь-камнем, а сам остров - Коневцом (хотя финны еще очень долго после этого называли остров просто Рантасаари - Прибрежный остров). Много лет назад, ещё до прихода на остров преподобного Арсения, этот камень служил местом языческих ритуалов. Ежегодно местные жители, которые использовали Коневец как летнее пастбище для своих лошадей, приносили на этом камне в жертву коня, дабы возблагодарить тем самым духов острова, которые, как гласит придание, обитали в этом камне. Преподобный Арсений, пришедший на остров в конце XIV века, должно быть еще застал остатки этого гнусного обычая. Пришедши на Конь-камень преподобный Арсений нашёл это место «пуще дремучего леса ужасом бесовским окруженным». Ночь провёл Арсений здесь в молитве, а под утро совершил крестный ход вокруг камня с иконой Богородицы в руках и окропил камень святой водой. По преданию, духи как копоть вышли из камня и, обернувшись черными воронами, улетели прочь с острова к противоположному выборгскому берегу Ладоги, который стал с той поры именоваться Чертовой бухтой. Начиная с этого времени, как гласит предание, на Коневце не водятся змеи (Коневец - это единственный остров на Ладоге, где нет змей!). В память об этом событии на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители. Затем, во времена запустения обители, часовня была разрушена и восстановлена только в 1815 году при настоятеле Иларионе. Часовня была высотой около 3 метров, с небольшой галереей. Внутри находились «простой работы» иконы и деревянный крест. Нынешняя часовня с красивыми оконными наличниками, украшенными пропильной резьбой, построена в 1895 году и в настоящей момент полностью восстановлена. Подняться в часовню можно по пристроенной к Конь-камню деревянной лестнице. Изнутри часовня не имеет особых украшений, стены и потолок выкрашены простой белой краской. Лишь на восточной стене, прямо напротив входа, помещены две иконы современного письма: одна Божией Матери Коневской, другая преп. Арсения. Перед иконами стоит аналой для чтеца.

http://sobory.ru/article/?object=00111

Псков. Часовня Ольги равноапостольной (новая). Часовня. Действует.   Освящена в честь: Ольги равноапостольной Год постройки:Между 1999 и 2000. Архитектор:А.А. Красильников Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Ольгинская наб., д. 4А Координаты: 57.82001, 28.324883 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Часовня святой Ольги. 2000 г. Великая равноапостольная княгиня Ольга, первая христианка на Руси, особенно почиталась у себя на родине, в Пскове. Городские легенды связывают основание первого Троицкого собора с ее именем. На месте нынешней часовни княгине было светозарное видение трех солнечных лучей над Кремлем — символ Святой Троицы. Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии дубовый крест. В 19 веке, когда при участи царской фамилии в России стало действовать Ольгинское общество, здесь была установлена часовня неоклассических форм, утраченная в 20 веке. Ныне Ольгинское общество возобновило свою работу в Пскове и установило на месте разрушенной часовни сначала памятный металлический крест, а затем провело конкурс на лучший проект часовни, в котором победил архитектор А.А. Красильников. Часовня была освящена 23 июля 2000 года. Чин освящения совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Самое удачное решение современного архитектора — постановка часовни на постамент над берегом Великой, градостроительная вписанность в панораму города белоснежного здания. Однако в отношении архитектурных форм автор эклектичен: изящество пропорций напоминает о владимирских домонгольских храмах, — но без их высотности; шлемообразная глава и позакомарное покрытие — тяготеют к новгородскому варианту, — но без его мощи; план говорит о равноконечном греческом кресте; …а собственно–псковская традиция, к сожалению, «ушла» в глубокий подтекст, чисто легендарно–исторический, но не художественный. Часовня Святой Равноапостольной Ольги Российской построена по инициативе общества Святой Ольги Российской, организованного при Псковском музее-заповеднике в мае 1991 г., деятельность которого направлена на возрождение национальных русских святынь на родине Ольги. По инициативе Ольгинского общества набережной р.Великой возвращено имя св.Ольги в 1992 г. Одной из главный задач Общества являлось возрождение часовни св.Ольги во Пскове.

http://sobory.ru/article/?object=01919

Горбачиха. Часовня Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Информация из паспорта объекта культурного наследия Часовня клетского типа с традиционной планировкой: основное помещение, притвор, крыльцо. Два сруба часовни перекрыты двускатной кровлей. Над притвором возвышается колокольня, завершающаяся высоким шпилем. В конек врублена шейка с изящной главкой. Такое построение объемно-пространственной композиции широко распространено в Каргополье. Концы бревен оформлены в виде пилястр. Украшением часовни служит хорошей формы главка, крытая лемехом, и восьмигранный шатер колокольни, тоже завершающийся главкой с лемеховым покрытием. Подобный тип часовен выработан плотниками кенозерских деревень, эти постройки своеобразны и в других районах не встречаются. В Никольской часовне особенно удачно найден вертикальный ритм завершений.  Часовня Николая Чудотворца, 1863 г. Вторую часовню Николая Чудотворца можно увидеть в 1 км по лесной дороге в сторону Видягино. Очень легко пройти мимо нее. Выйдя из деревни у леса тропа раздваивается. К часовне надо идти по правой тропе, уходящей в лес. Это - придорожная часовня, стоящая слева от тропы. Часовня небольшая, на ее узком гульбище едва встанет во весь рост человек, а двоим здесь не разойтись. Два ската кровли поддерживаются гладкими столбами, между которыми протянуто перильное ограждение из тонких столбиков. Скромный облик оживляют прорезные причелины. Крест закреплен прямо на коньке. Интересной особенностью часовни является восточная стена, выполненная углом и отдаленно напоминающая алтарную апсиду. По мнению Г.П.Гунна, в плане часовня напоминает лодку – привычный образ для этого края. Другое мнение, не такое романтичное, высказано Е.Заручевской: пятиугольную форму внутреннего молельного помещения (две стены под углом на восточной стороне часовни) можно объяснить стремлением старообрядцев имитировать таким способом алтарную абсиду (такие приемы известны в Карелии). В Горбачихе еще есть интересный колодец. Вообще-то все местные жители берут воду для своих нужд из озера, где она чиста и вкусна. Но здесь когда-то был построен колодец, скорее всего для того, чтобы не спускаться к озеру с высокого берега. Снаружи он выглядит как обычный сарай, а внутри выстелен деревянный пол, в котором проделано отверстие. Сверху приделан ворот для подъема ведра. Вода в колодце стоит необычно высоко. Необычная конструкция!

http://sobory.ru/article/?object=04386

Краснодарский край Сочи, город. Сочи. Царственных страстотерпцев на Вишнёвой, часовня Сочи, город. Чемитоквадже. Царственных страстотерпцев, церковь Горячий Ключ, город. Саратовская. Царственных страстотерпцев, храм-часовня Красноярский край Красноярск, город. Красноярск. Рождества Христова, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Лесосибирск, город. Лесосибирск. Воздвижения Креста Господня, кафедральный собор (с приделом Царственных страстотерпцев) Курганская область Кетовский район. Большое Чаусово. Царственных страстотерпцев, часовня Курская область Курск, город. Курск. Царственных страстотерпцев, церковь Молдова Дубоссарский район (Молдова). Погребя. Царственных страстотерпцев, церковь Московская область Коломенский городской округ. Бортниково. Валаамской иконы Божией Матери на подворье Валаамского Преображенского монастыря, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Можайский городской округ. Борисово. Царственных страстотерпцев, церковь Наро-Фоминский городской округ. Апрелевка. Илии Пророка, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Ступинский городской округ. Щербинино. Царственных Страстотерпцев, часовня Богородский городской округ. Богослово. Царственных страстотерпцев, часовня Орехово-Зуевский городской округ. Куровское. Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Церковь Царственных страстотерпцев в трапезном корпусе Орехово-Зуевский городской округ. Анциферово. Царственных страстотерпцев, часовня Пушкинский район и гг. Ивантеевка, Королёв. Софрино, посёлок. Димитрия Донского и Евдокии Московской, церковь (с приделом Царственных страстотерпцев) Клинский городской округ. Демьяново. Царственных страстотерпцев, часовня Мурманская область Видяево, ЗАТО. Видяево. Царственных страстотерпцев, церковь Нижегородская область Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (с приделом Царственных страстотерпцев) Дивеевский район. Дивеево. Серафимо-Дивеевский Троицкий монастырь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом Царственных страстотерпцев)

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=774

Узнать о судьбе бабушки монахине Сергии помогла совершенно удивительная история. Монастырь в Бюсси издавал православный журнал " Вечное " . Однажды о нем узнал вологжанин Сергей Телицын. Он-то и написал в обитель с просьбой выслать ему несколько экземпляров. Монахини обратили внимание на обратный адрес и сказали об этом Наталье Дмитриевне - они знали, как много значит в ее жизни слово " Вологда " . Завязалась переписка... Именно Сергей Телицын, ставший вскоре священником, написал запрос в вологодское управление ФСБ. Так удалось выяснить, что в районе деревни Чашниково в 1937-1938 годах проводились расстрелы людей, обвиненных в антисоветской деятельности и пропаганде. " Местные старожилы подтвердили, что на окраине деревни находится братская могила расстрелянных в 30-е годы. Конечно, место это было никак не обозначено, но кости там находят до сих пор " , - говорит протоиерей Александр Лебедев. Узнав, что удалось разыскать место, где, возможно, похоронена ее бабушка, Наталья Хвостова приехала в Вологду. Было это в 1997 году. Тогда на том месте, которое указали старожилы, воздвигли поклонный крест. А спустя 10 лег стараниями монахини здесь появилась часовня. " Она построена на средства Натальи Дмитриевны, - рассказывает отец Александр, который руководил работами по строительству часовни. - К сожалению, сама мать Сергия, столько сделавшая для того, чтобы в память о ее бабушке и других жертвах репрессий была поставлена эта часовня, приехать не смогла. Хотя очень хотела, готовилась. Она тяжело заболела, рак развивался стремительно, и в тот самый день, когда была освящена часовня. мать Сергия скончалась.. " Наталья Хвостова выполнила свой долг, увековечив память бабушки на родной земле. А у вологжан, чьи родственники стали жертвами репрессий, благодаря монахине из Франции теперь есть ещё одно место, где можно за них помолиться. Татьяна Лентина Часовня построена в 2007 году на месте расстрела и захоронения жертв политических репрессий 30-х годов прошлого столетия. Часовня небольшая, но изящная, гармоничная. Руководил работами по её строительству священник Александр Лебедев, а устроена часовня на средства монахини Сергии (в миру Наталии Дмитриевны Хвостовой).

http://sobory.ru/article/?object=08601

К лету 2005 года было выбрано место установки часовни — устоявшийся край морены, в стороне от туристской тропы, на берегу Аккема, на возвышенности. Да на заднем плане открывающийся вид Аккемской стены с Белухой многое значил! Был согласован отвод земли и получено благословение Алтайской епархии под строительство по канонам православной церкви. Основание часовни, ей фундамент, построенный в этом году, был прочно прижат к морене шестью цепями. В это время часовня вручную вырубалась в селе Иогач. Осенью она была изготовлена и подготовлена к доставке. Поскольку станция для заправки вертолётов МЧС находилась в 35 км от места установки, часовню доставили к месту заброски в Тюнгур. Доставка была сопряжена с определёнными субъективными и объективными трудностями, и исходный материал для сборки был доставлен только к июню 2006 года. Организаторы и исполнители проекта с восхищением отмечали тогда виртуозность пилотов. Как только весь комплект материалов для часовни был на месте, в июле 2006 года началась её сборка. К 18 июля, за 300 часов или 20 дней, часовня была собрана, и 600 тысяч собранных средств почти все израсходованы .Архитектор К. Хромов после окончания отмечал среди участников и строителей Е. Резцова, Е. и В. Корчугановых, С. Голодного, И. Вахрушева, А. Трифонова, С. Копытина, Ю. Шварца, П. Тарасенко, В. Якубовского, Н. Гурского, Т. Эйвазову. Спустя несколько месяцев, поскольку были трудности с доставкой к месту священника, часовня была освящена о.Георгием, бывшим альпинистом из Маймы. Каждый год он проводит в ней одну службу. Е. Гаврилов, 21 декабря 2015 года. Аккемская часовня Михаила Архангела утрачена в результате пожара. В Горном Алтае сгорела часовня в честь Михаила Архангела у подножия горы Белуха. Часовня была самой высокогорной культовой православной постройкой в России. Огонь полностью уничтожил часовню 13 июня 2020 г., сообщает пресс-служба Горноалтайской епархии РПЦ. Часовню построили в память о погибших в Горном Алтае спасателях, альпинистах и туристах. Возведена она была спасателями в 2006 г. по проекту архитектора Кирилла Хромова, на их средства и средства добровольных спонсоров, в том числе родственников тех, кто погиб на Белухе. В часовне регулярно проводились богослужения, как правило, делали это священнослужители, которые оказывались в этом месте. Одним из них был Федор Конюхов.

http://sobory.ru/article/?object=12580

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010