Со времени устройства на Васильевский остров постоянного Тучкова моста, на кладбище этом умершие более не погребаются. – До настоящего времени на кладбище сохранились: первоначальная деревянная часовня, пришедшая уже, впрочем, в крайнюю ветхость, и несколько плитных и гранитных надгробных памятников. XV. Часовни и киоты, принадлежащие Петропавловскому собору  В 1857 году в ведение собора поступили часовни и киоты, находящиеся в Апраксином, Щукином и Гостином дворах.  До пожара, истребившего в 1863 г. весь Апраксин двор, на этом последнем находились две часовни:  Первая – во имя Тихвинской Божьей Матери. Часовня эта была основана 16 мая 1805 года, и первоначально заключала в себе только две иконы: Тихвинской Божьей Матери и Святителя и чудотворца Николая. В том же году 6 августа она была возобновлена и украшена еще двумя иконами: Воскресения Христова и Божьей Матери всех скорбящих. В 1808 году часовня эта снова возобновлена и распространена усердием торговцев, при особенном старании Санкт-Петербургского мещанина Беренева, освящена в день Покрова Пресвятой Богородицы. В течение 1809 – 1812 и 1813 годов четыре иконы ее украшены серебряными ризами. Зданием эта часовня была деревянная, четырехугольная, в середине ее был устроен небольшой четырехугольный иконостас; вокруг обнесена была невысокой деревянной решеткой. Вторая – во имя Казанской Божьей Матери. Часовня эта устроена позже Тихвинской, и первоначально планом и фасадом была с ней сходна. В 1847 году прежняя часовня была разобрана, и на ее месте построена архитектором Корсини по новому плану и фасаду новая часовня, на сумму, образовавшуюся от подаяния в находящиеся при ней кружки; постройка ее стоила 4675 рублей. Часовня эта была деревянная, на каменном фундаменте, семиугольная, извне окрашена белой масляной краской, а внутри голубой, с приличными лепными украшениями; пол был асфальтовый под мрамор. В середине часовни устроен был четырехугольный иконостас, в котором помещалось десять икон, украшенных серебряными ризами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Турово. Часовня Николая Чудотворца на Печерском источнике. Карта и ближайшие объекты Очень почитаемое у лужан место. По преданию, в урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название «Печерской» и открылся святой источник с кристально чистой целебной водой www.svyato.info В конце 1930 - начале 1940-х гг. часовня была разрушена, источник посещался богомольцами без священников, тайно. ...К этому времени все окрестные приходы были закрыты и разорены, духовенство - репрессировано, многие священники были высланы из Луги, иные - погибли. ...Народное почитание св. источника продолжалось и после войны. ...Восстановление часовни на св. источнике и благоустройство его заботами жителя д. Турово Николая Алексеевича Колесникова произошло в середине 1990-х гг. Восстановленная часовня была освящена на источнике 14 июня 1996 г. С этого же года стали регулярными крестные ходы на Печерский источник из Лужского собора.  www.mitropolia-spb.ru В деревне Турово лучше спросить у местных, как добраться до источника. Зимой, ранней весной только на внедорожнике. Часовня находится в лесу за деревней, если ехать от Луги, то слева от трассы. Турово (то же) – часовня во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, 1910-е гг. (?), не сохранилась. О существовании здесь часовни и ее внешнем облике известно исключительно благодаря открытке начала XX в. с изображением вида деревни со стороны Туровского оз. Часовня находилась на восточной окраине деревни, на береговом склоне у развилки дорог на Оредеж и на Шалово. Если судить по открытке, это было шестигранное в плане строение башенного типа с высоким шатровым верхом, увенчанным луковичной главкой на высоком столбчатом основании. Часовня стояла в стороне от линии застройки и потому прекрасно воспринималась в береговом ландшафте.

http://sobory.ru/article/?object=02214

13 и 14) Епархии призренская и скопийская. Города Призрен и Скопия (Ускюб) были завоеваны Милутином у греков в первые годы правления. В Скопии кафедра епископская существовала уже прежде (при болгарах и греках); когда открыта была Милутином кафедра в Призрене – неизвестно, но при архиепископе Евстафии 2-м она уже упоминается (см. у Григоровича в Пушеш. стрр. 41 и 46 u Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60). Кафедральной церковью епископии призренской, по одним известиям, была созданная Милутином церковь Успения Богородицы (Родосл. стр. 138), по другим известиям – созданная им же церковь Св. Стефана (см. у Даничича в Речнике под словом Призрен). Из епископов призренских известны: Дамиан, бывший при Милутине, в правление архиепископа Евстафия 2-го (Monumenma Serbica Mukлoшuчa р. 60), Савва, вероятно преемник Дамиана, бывший потом под именем Саввы 3-го всесербским архиепископом (Родосл. стр. 325), Арсений, упоминаемый под 1333 г. (Monum. Serb. р. 104 fin.). Из епископов скопийских известен Николай, бывший при Милутине, в правление архиеп. Евстафия 2-го (Monumenma Serbica p. 60). 15) Епархия браничевская. Область браничевская обнимала северовосточную часть нынешнего княжества сербского между правым берегом соединенной Моравы и Дунаем; небольшой юго-западный угол ее, вероятно, был приобретен еще Стефаном Неманей, а окончательно вся она была завоевана у болгар Милутином. Сербская епархия браничевская не была вновь открытою епархией, а только продолжением уже прежде существовавшей здесь епархии болгарской (упоминается в хризовуле Милутина, писанном при архиеп. Никодиме, у Григоровича в Путеш. стр. 48 нач.). Кафедра епископа браничевского находилась при церкви Св. Николая (сербские лemonucu ibid.); но в каком месте искать этой церкви, остается неизвестным (города Браничева, в котором бы всего естественнее предполагать кафедру, в то время, по всей вероятности, уже не существовало; сербские исследователи предполагают, что она находилась или в нынешнем селе Каона, которое на левом берегу впадающей в Дунай ниже Млавы небольшой реки Пек, или в селе Ждрело, которое на юг от Каоны, на правом берегу Млавы, см. Гласн. IV, 191 sqq u приложенную карту: относительно Каоны мы ничего не можем сказать; но что касается до Ждрела, то при Милутине оно составляло вотчину архиепископского Жичского монастыря, Родосл. стр. 117, и монастырь впервые построен в нем князем Лазарем, притом не Св. Николая, а Бoropoдuцы. Monumenma Serbica pp. 194 и 212fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

– Вы сами давно уехали из Косова? Часто бываете в Призрене после переезда? – Я покинул Призрен 16 июня 1999 года, когда после подписания Кумановского соглашения в город начали прибывать силы международного миротворческого контингента. Сразу стало очевидно, что у них нет ни сил, ни воли обеспечить нам мирную жизнь. Ради собственной безопасности сербский народ покидал Косово, и я вместе с тогдашним епископом Рашки и Призрена Артемием (Радосавлевичем) отправился в монастырь Грачаница в центральной части Косова, где пробыл до октября 2000-го. Но я всегда с радостью возвращаюсь в Призрен, когда могу, но, к сожалению, не часто. – Кто из современных деятелей Сербской Церкви оказал на вас наибольшее влияние? Можете назвать кого-то примером, которому стараетесь подражать? – Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов (1 Кор. 4: 15), я бы так ответил. Считаю себя счастливым, потому что мне довелось жить во времена великих отцов Православной Церкви, таких как патриарх Павел , митрополит Амфилохий (Радович) , епископ Афанасий (Евтич) , архимандрит Йован (Радосавлевич) … Каждый из них по отдельности и все вместе повлияли на меня своими делами и продолжают влиять на православное, пастырское, аскетическое формирование моего образа мыслей. Первый из них, патриарх Павел, более трех десятилетий был епископом Призренским. Его скромная внешность, молитвенность, тихая речь, простая и всегда опрятная одежда производили на всех нас огромное впечатление. Он говорил даже о самых обычных, повседневных вещах через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком. Патриарх Павел даже о самых обычных, повседневных вещах говорил через призму Евангелия. Каждый разговор с ним был уроком Его богослужения, особенно на Страстной неделе, были такими чудесными, что их можно сравнить только с богослужениями на Святой Земле. Попадая на эти службы, я только укреплялся в мыслях, что хочу быть священником. Позже, через богословское образование, я познакомился с литературной работой двух корифеев богословия нашей страны – митрополита Амфилохия и епископа Афанасия. У меня было благословение жить более года в монастыре Грачаница и непосредственно узнать епископа Афанасия, куда он приехал из своей Герцеговины. Теперь, после его смерти, я могу свободно сказать, что он был настоящим вулканом божественной любви, сострадания и богословской мудрости.

http://pravoslavie.ru/139542.html

В 1343 году был заложен краеугольный камень и основано братство нового монастыря во главе с игуменом Иаковом Синаитом, иеромонахом, позднее – митрополитом Серским . За три года наместничества игумен Иаков успел завершить все самые сложные подготовительные работы к строительству, которое последовало всего через два года после его отъезда в Сер (Македония) в 1348 году. Есть предположение, что именно по совету Иакова Стефан Душан начал близ города Призрен строительство " великой задужбины " – каменного монастыря святых архангелов Михаила и Гавриила, в котором завещал похоронить себя с. 104]. Об огромном авторитете Иакова при царском дворе свидетельствует и тот факт, что он был первым игуменом царской " задужбины " , принимал самое активное участие в ее строительстве. Он произвел разбивку и закладку монастыря, и все строительство велось под его непосредственным наблюдением с. 127]. " Кроме того, он же стал устроителем и первым организатором жизни монастырской братии " , положившим начало синаитским духовным традициям с. 223]. Строительство монастыря было завершено в 1352 году с. 33]. Главная церковь его, о которой царь Стефан писал, что она " добротою и искусством превосходила дечанскую церковь " с. 127], была очень величественна и красива. После взятия 25 сентября 1345 года Стефаном Душаном греческого города Сер в Македонии, царь, не дождавшись завершения строительства " задужбины " , возвел Иакова на Серскую митрополичью кафедру. ( Игумен Петр (Пиголь). Духовные преемники преподобного Григория Синаита в Сербии.) Царь Душан издал специальную грамоту для братии монастыря Святых Архангелов, предоставляя им право на проживание в соседнем Коришском монастыре и передавая этот монастырь в качестве будущего метоха монастырю Святых Архангелов вместе с церковью Петра Коришского и монастырскими землями с фруктовыми садами. Все монастырские постройки и фресковые росписи были завершены к 1352 году. Монастырь оказался настолько красив, что один летописец первой половины XV века говорил о нем так: «есть ли что-то равное под солнцем».

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Аще ли же и се речеши, яко не всех прочиих аггельскыих в Словесех сил или дейстьв или образ сотворихом паметь, отвещаем яже истинная, яко ихже убо премирное художество не уведехом, 685 и паче о сих мы иного светонаставника требуем и учителя, а яже яко реченныим единосильная оставихом, меру слова промысливше и еже паче нас сокровенство мльчанием почетше. Конец иже «О небесном свещенноначелстве» слову Дионусиа Ареопагита, 686 епископа Афинского, кь Тимофею епископу. 242 Исайя имеет в виду приближение конца седьмой тысячи лет от сотворения мира. По счету от Рождества Христова это 1492г. Опасение, что в 7000. наступит конец света, заметно и у русских авторов XIV–XV вв. 243 Имеются в виду, очевидно, рассказы книги I Паралипоменон о том, как один из ведших колесницу с ковчегом завета, Оза, «простер руку свою, чтобы придержать ковчег, ибо волы наклонили его», прогневил этим Господа и «умер тут же пред лицеи Божиим» ( 1Пар.13:9–10 ), и Деяний апостольских о том, как «некоторый муж именем Анания с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам апостолов» ( Деян.5:1–2 ), и они оба умерли как солгавшие Духу Святому ( Деян.5:5–10 ). 244 Сер или Серес – византийский город в Македонии, которым с 1346 по 1373г. владели сербы, затем он вернулся к Византии, а в 1382г. был захвачен турками. 247 Имеется в виду полуостров Святая Гора Афон, восточный отрог Халкидонского полуострова, где находится множество православных мужских монастырей. В то время им владела Сербия. 250 Вукашин, брат Иована Углеши, некогда виночерпий при дворе сербского царя Стефана Душана, затем жупан г. Прилеп с титулом деспота, с 1366г. краль, король, значительной части Македонии с городами Прилеп, Скопле и Призрен. Вукашин, брат Иована Углеши, некогда виночерпий при дворе сербского царя Стефана Душана, затем жупан г. Прилеп с титулом деспота, с 1366г. краль, король, значительной части Македонии с городами Прилеп, Скопле и Призрен. 251 Турки-османы вступили в Европу как завоеватели в 1352–1354 гг., в 1363г. их столицей стал Адрианополь. Чтобы остановить подчинение турками Балканского полуострова, сербы деспот Углеша и краль Вукашин двинулись с войсками им навстречу, но 26 сентября 1371г. в лесистых окрестностях г. Черномен на р. Марице, к западу от Адрианополя, были наголову ими разбиты и погибли. Земли Углеши на короткий срок захватили затем византийцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день произошло и возвращение центра Рашко-Призренской епархии в Призрен – спустя 11 лет. В настоящее время восстановлены кафедральный собор, епархиальное здание и приходской дом, где уже поселился приходской священник Слободан Чорич со своей семьей. Возвращение епархиального центра в Призрен и назначение сюда постоянного священника должно укрепить сербов, бежавших из города, в желании вернуться, а также еще раз указать на значение южной части Косова и Метохии, которая в прошедшие годы была покинута большей частью сербского населения. Предлагаем вниманию наших читателей небольшой фоторепортаж об этом событии. Материал подготовлен совместно сайтом Православие.Ru и Информационной службой Рашко-Призренской епархии. Биографическая справка: Епископ Рашко- Призренский и Косовско-Метохийский Феодосий (Шибалич) Епископ Феодосий, в крещении Живко Шибалич, родился 29 июня 1963 года в Чачке в семье Милана и Биляны (в монашестве монахини Марфы) Шибаличей. После окончания начальной и средней школы в Горьянах и Ужице учился на Богословском факультете в Белграде, где защитил диплом. С юных лет питал большую любовь к Церкви и богослужению. В 17 лет впервые посетил монастырь Высокие Дечаны, где его с отеческой любовью принял блаженно почивший игумен святой лавры архимандрит Иустин. Молодой Живко еще тогда принял решение вступить на стезю монашеской жизни и посвятить себя служению Богу. Будучи студентом Богословского факультета, слушал лекции известных сербских богословов, которые своим духовным и богословским трудом оказали глубокое влияние на молодого Живко и целое поколение тогдашних студентов. Сердце будущего архиерея стремилось к монашескому подвигу, и 6 января 1987 года он принял решение стать послушником в монастыре Црна Река под Нови Пазаром и продолжить духовное возрастание под руководством тогдашнего игумена, будущего епископа Рашко-Призренского Артемия. Послушник Живко с первых дней выделялся трудолюбием и смирением, не жалел себя на всех поручаемых ему монастырских послушаниях. 21 ноября 1989 года, на монастырский праздник Святых архангелов, он был пострижен в малую схиму с именем Феодосий, в честь святого Феодосия Великого, родоначальника монашеского общежития. Новое монашеское имя указало на дальнейший монашеский путь и служение, которое было посвящено духовному строительству одного из самых больших сербских общежительных монастырей – Высоких Дечан.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

К сожалению, в этих всенародных призренских торжествах в память и честь С. Игумнова не принимал личного участия высокопреосвященный митрополит рашско-призренский Никифор, пребывавший тогда в Приштине и вернувшийся в Призрен лишь в апреле 1905 г. 3230 Митрополит Никифор 16 сентября 1905 г. скромно отпраздновал двадцатипятилетний юбилей своего служения в священном сане (в 1880 г. посвящен в диакона митрополитом сербским Михаилом в монастыре Вратьевнице). По поводу этого юбилея официальный орган Константинопольской патриархии „κκλησιαστικη λφεια“ в 37 от 11 ноября 1905 г. поместил заметку, в которой митрополит Никифор называется способным деятелем на поле церковных и народных дел, известным патриархии как бывший настоятель тамошней церкви в Ферикее, которою управлял доброчинно, при своем отличном поведении, чем и приобрел любовь и симпатии своих прихожан и всех близко его знавших. Подобную же заметку поместили и все другие греческие журналы 3231 . В Царигр. Гласнике 1906 г. 24 помещено циркулярное распоряжение митрополита Никифора от 30-го мая текущего года „всем наместникам и управителям школ рашско-призренской —558— митрополии“ о порядке производства экзаменов в основных школах и гимназиях и об учительских съездах для решения стоящих на очереди вопросов и для выработки проекта нормального школьного устава. С 28-го апреля до 28-го мая 1906 года происходили экзамены в призренской богословии. Окончили полный семинарский курс 33 человека. На братской трапезе по случаю окончания учебного года, кроме ректора и всех наставников, присутствовал и местный русский консул г. Тухолка 3232 . – Призренская семинария в первой половине августа лишилась своего заслуженного ректора, архимандрита Илариона Весича, скоропостижно, от удара, скончавшегося в г. Крушевце, в королевстве сербском. На 40-м году жизни оставшись вдовым и устроив дочь за священника на своем приходе, Иларион Весич отправился в киевскую духовную академию для получения высшего богословского образования. По окончании академического курса, возвратился в Белград и потом отправился в Призрен в качестве ректора семинарии. Возвратившись опять в Сербию, состоял некоторое время профессором старой богословии, а позднее исправляющим должность ректора новой богословии св. Саввы. Последние два года своей жизни провел опять как ректор призренской семинарии, ревностно заботясь о переустройстве её на новых современных началах 3233 . – Правление призренской богословии объявило, что на 1906–1907 учебный год будет принято всего 30 новых учеников, – прежде всего из пределов турецкой империи, и только в случае недостатка этого количества – из других сербских краев. Условия для принятия: 1) ученик должен окончить четыре класса гимназии с положенным экзаменом и отличным поведением, 2) должен быть совершенно здоров и с хорошим слухом для пения, 3) должен представить обязательство родителей или опекунов об исправности в взносах платы за содержание в размере 300 динаров золотом в год, из

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10 июня 1999 года силы КФОР-а начали входить на территорию края со стороны Скопье и албанского города Кукеса, неподалеку от Призрена. 12 июня КФОР официально прибыл в Приштину и был встречен тысячами ликующих албанцев. Одновременно с приходом международных сил развернулась активная деятельность ОАК, как оставшихся в крае и немедленно захвативших власть в городах подразделений, так и групп, которые беспрепятственно проникали с вооружением из Албании, не взирая на присутствие КФОР. Пока подразделения КФОР выбирали удобные места для развертывания своих баз, по всему краю, и особенно в крупных городах, росла волна невиданных преступлений, грабежей, убийств и похищений, жертвами которых становились оставшиеся сербы, цыгане, горанцы и мусульмане босняки. Уже 12 июня пятеро сербов были захвачены на улицах Приштины. Одновременно приходили сообщения о терроре в отношении цыган. 14 июня бежало из села сербское население Зочиште около Ораховца, а их дома и монастырь Святых целителей Косьмы и Дамиана (XIV в.) в последующие дни были сожжены албанскими экстремистами. Немного позднее монастырская церковь была взорвана. 12 июня 1999 года был ограблен, подожжен, а потом взорван монастырь Святой Троицы в Мушучиште (XIVb.). Сестры монастыря едва успели спасти свои жизни. В тот же день немецкие силы КФОР вошли в Призрен. На улицах города 16 июня 1999 года был захвачен монах Харитон Лукич из монастыря Святых Архангелов. Его схватили и увели в неизвестном направлении вооруженные члены так называемой военной полиции ОАК. Спустя более года, изуродованное и обезглавленное тело отца Харитона со следами жестоких мучений было найдено под Призреном. Епископ Рашко-Призренский Артемий уже в первые дни после прихода КФОР установил контакт с немецким военными властями в Призрене и обратился к ним с просьбой о защите оставшихся сербов, но они этого не сделали. 15 июня под защиту был взят кафедральный собор и епископия, окруженные албанской толпой разрушавшей все сербские памятники в округе. Было совершенно очевидно, что КФОР не мог и, видимо, не хотел остановить волну методичных расправ и террора со стороны албанцев. Единственное, что оставалось - это эвакуация остатков сербского населения Призрена, что и было осуществлено благодаря епископу Захолмско-Герцеговинскому Афанасию Евтичу, приехавшему на помощь в Призрен с пятью автобусами из Вране. Вместе с владыкой Артемием они вывезли из города в направлении Грачаницы несколько сот сербов (в 5 автобусах, за которыми двинулись и около 40 автомобилей с семьями). В здании Призренской семинарии под немецкой охраной оставалось около 200 сербов, цыган и мусульман, а также несколько албанцев, которым из-за приятельских отношений с сербами, их соплеменники угрожали убийством. Заботу о них взял на себя один сербский священник. Другой священник в Призрене остался в охраняемой военнослужащими НАТО епархиальной резиденции. Впоследствии епископский двор и кафедральный собор в Призрене остались под усиленной охраной немецкого контингента КФОР.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Соглашение Хиландара с сербским правительством не изменило состава монахов. Посетивший Афон в апреле 1906 г. сотрудник русского посольства Н. В. Кохманский отмечал, что из 12 членов верховного собора монастыря только 4 серба, а остальные состоят из «разных македонских элементов», не признающих, чтобы интересы монастыря были в прямом подчинении политическим соображениям Сербии. Сербское правительство, желая установить более тесные контакты с обителью, постоянно посылало на Афон своих представителей и снабжало ее материальными средствами. Так, в ноябре 1905 г. Хиландар посетил сербский военный агент Лешанин, а в апреле 1906 г. Кохманский встретился там с сербским консулом в Фессалонике. 668 5. За пределами Св. Горы. Афонские монахи в Дечанском монастыре Итак, попытки русификации Хиландарского монастыря путем непосредственной передачи его управления русским монахам встретили отказ. Немного позднее, на этот раз по инициативе сербского Призренского митрополита, началось поселение русских афонских монахов в знаменитую сербскую Высоко-Дечанскую лавру. В начале 1902 г. Призренский митрополит Нифонт обратился к афонскому старцу келлии св. Иоанна Златоуста Кириллу с просьбой прислать ему одного хорошего монаха, которого он мог бы назначить игуменом Дечанского монастыря. При этом митрополит указал на о. Арсения, известного ему по совместной службе в Белграде. Целью такого шага было, по-видимому, не только устройство монашеской жизни в Дечанах на должном уровне, но и улучшение материального положения обители, пришедшей в полное запустение. О. Кирилл не замедлил воспользоваться предложением. «Кирилл, по получении письма митрополита, немедленно написал в Константинополь Арсению о том, чтобы тот отправился сейчас же в Призрен. Причем он дал ему инструкцию вступить с митрополитом в особое соглашение о присылке также других афонских монахов, главным образом из русских, в числе, потребном для составления братии Дечанского монастыря. При этом митрополит должен им даровать устройство по афонскому образцу, с правом выбирать настоятеля из братии». 669 Прибывший 27 июля 1902 г. в Призрен о. Арсений обратился за содействием к местному русскому вице-консулу А. М. Петряеву. Тот посоветовал ему не торопиться раскрывать цель своего приезда перед местной сербской общиной, а в разговоре с митрополитом не ставить ребром вопрос о самоуправлении монастыря и наполнении его афонскими монахами, так как излишняя резкость в этом отношении могла бы принести только вред.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010