Notit. graecomm episcop. in Corpor. hist. byzant. T. 23. P. 293, 324 et 347 (178). 29f)    Каковы: Родополис, Фазида, Петра, Зиганея и др.    Procop. De bello Gothico. Lib. IV. Cap. 3 (249); De aedific. Lib. III. Cap. 6 et 7 (248); Lib. V. Cap. 9 (248); Evagr. Hist. eccles. Lib. IV. Cap. 22 (192); Theophan. Chronograph., под 526 г. (270).    Oriens Christian. 1. Р. 1350 (221); Записк. Одесск. общ. истор. 6. 472 (б). Очевидцы свидетельствуют, что даже доныне сохранились у жителей Кавказа некоторые следы процветавшего некогда между ними христианства (см., например, Картину Закавказского края Зубова на с. 36 (38), и Краткую историю Грузинской Церкви Иосселиани на с. 33 (46)). «В горах Осетии, – говорит последний, – и других ущельях горских племен видны и теперь разрушенные церкви и каменные груды их развалин. Дремучие леса, крутые скалы и вершины гор Абхазии, Сванетии и Осетии наполнены подобными следами процветавшего некогда христианства. Уважение к сим остаткам питают самые горцы. Осетины особенно оказывают благоговение к церквам святого архангела Михаила в Трусовском ущелье, святой Девы Божией Матери в Закхинском, святого Георгия в Жамурском и проч. Они рассказывают о чудесах, которых сами были свидетелями, и празднуют христианские праздники. Во время годовых праздников около церкви совершаются договоры и примирения между враждебными фамилиями. Пост пред Рождеством Христовым и весь Великий пост соблюдаются свято и ненарушимо. Им известны дни Ваий, Светлого Христова Воскресения, Благовещения Господня, день святого Георгия, имя пророка Илии и проч. Абхазцы, обитающие на берегах Черного моря, доныне празднуют три дня Пасху и употребляют окрашенные яйца, день Сошествия Святого Духа, а 25 декабря празднуют и Рождество Христово. Развалины древних церквей почитаются и у них священными и клятвенными местами, даже в обыкновенных условиях общественного быта, как некогда могила Картлосова на горе Картли для грузинцев».    «Господь наш, – говорится в предисловии к Киево-Печерскому Патерику (с. 2 на обор., изд. в Киево-Печерск. лавре. 1791 (90)), – излиявый крещение крове своея от пяти ран, изволи пять крат Россию крещением святым к вере своей приводити...». См. также: Густин. летоп. во 2 т. Полного собр. русск. летоп. С. 251—253. СПб., 1843 (97); Синопсис Иннокентия Гизеля (43); Истор. российск. Татищева. Ч. 1. Гл. 3. С. 21. М., 1768 (124); Опис. Киево-Соф. собора. Гл. 1 Введения (34) и Истор. Российск. Церк. СПб., 1838. С. 1—10 (75).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ист.: Цхвилоели П. Письмо//Иверия. Тифлис, 1893. 119. С. 3 (на груз. яз.); Утверждение рус. владычества на Кавказе/Ред.: В. А. Потто. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; АКавАК. Т. 6. Ч. 1. 796, 797; Какабадзе С. Церк. док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. [Т. 2.] С. 144 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), Католикос-Патриарх. Я выполнил свой долг//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1988. 10. С. 152 (на груз. яз.). Лит.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878. С. 219-306; То же. Батуми, 1988. С. 252; Ивановский Я. И. Св.-Троицкий Александро-Свирский мон-рь. СПб., 19013. С. 165; Давид Багратиони [Батонишвили]. Мат-лы по истории Грузии, 1744-1840 гг. Тбилиси, 1905 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии: XIX-XX вв. Тбилиси, С. 111, 112 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1978. С. 15-18; Коридзе Т. Гаенатский митр. Евфимий//Фудзе (Основа). Тбилиси, 2004. 2. С. 13-14 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Груз. архиереи-мученики Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 39-65 (на груз. яз.). Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/187673.html

В кон. 2000-х и в 10-х гг. XXI в. в монастырском комплексе проводились ремонтно-реставрационные работы, на храмах и колокольне установлены новые купола и кресты. Арх.: АВП РИ. Ф. 180. Оп. 517/2. Д. 5436; РГИА. Ф. 796. Оп. 157. Д. 438; Оп. 163. Д. 1491; Ф. 797. Оп. 45. Отд. 2. Ст. 3. Д. 55; Ф. 1263. Оп. 2, Ед. хр. 5137; Ф. 1290. Оп. 11. Д. 1146; РГБ ОР. Ф. 765. Карт. 17. Ед. хр. 45; РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Д. 204; Ф. 730. Оп. 1. Ед. хр. 2015, 2320. Ист.: СУРП. 1880. 1-е полугодие; 1885. 2-е полугодие; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по Ведомству правосл. исповедания за 1885 г. СПб., 1887; Юркевич М. На Новом Афоне: Из дневника пастыря-паломника. СПб., 1902; Восп. архим. Иерона о посещении государем имп. Александром III с августейшей семьей мон-ря Новый Афон в 1888 г. СПб., 1906; Док-ты и переписка Ново-Афонского мон-ря: (1875-1894)//К Свету. 1997. Вып. 16. С. 194-250; Монахологий Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон; М., 2013. Лит.: Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: а[рхим.] Л[еонид (Кавелин)]. М., 1885; Русский мон-рь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886; Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895; Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь/Сост.: И. Н[икифоров]. М., 1898; Живописное обозрение рус. св. мест. Од., 1902. Вып. 9: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Никон (Рождественский), еп. На Новом Афоне. Серг. П., 1911; Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь на берегу Черного м., в Абхазии, близ г. Сухума на Кавказе. Од., 1912; Поставление нового настоятеля в Ново-Афонском Симоно-Кананитском мон-ре//ДС. 1912. Вып. 10. С. 305-313; Бронзов А. А. Архим. Иерон, настоятель Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря. СПб., 1913; Духовное торжество по случаю 25-летия св. храма во имя св. иконы Иверской Божией Матери при Ново-Афонском подворье в С.-Петербурге. СПб., 1913; Восторгов И., прот. Очерк истории Ново-Афонского Симоно-Кананитского мон-ря. Салоники, 1996; К Свету: Альм. М., 1997. Вып. 16: Ново-Афонский Симоно-Кананитский мон-рь; Рус. афонский отечник XIX-XX вв. Св. Гора Афон, 2012; Милованова Н. А. Ново-Афонский Симоно-Кананитский муж. мон-рь// Она же. Абхазия христианская. Сухум, 2014. С. 134-175; Виноградов А. Ю., Белецкий Д. В. Церк. архитектура Абхазии в эпоху Абхазского царства: Кон. VIII - X в. М., 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015; История Русского Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1912 до 2015 г. Св. Гора Афон, 2015; Монастырь св. ап. Симона Кананита в Новом Афоне. Новый Афон, 2017.

http://pravenc.ru/text/2577803.html

Coteleríi Eccl. gr. mon. t.II, p. 233; Пал. пат. в. 2, стр. 28; cp. Das Enthymins-Kloster von Dr. Riess (ZDPV. В. XV, H. IV, S. 223. Anmerk.). 120 Cotelerii t. II, р. 201; Пал. пат. в. 2, стр. 7. Год рождения Св. Евфимия, на основании указаний его биографа, что он родился в августе месяце четвертого консульства Грациана и что в год смерти Валента (378 г.) ему не было и года, относят к 377 году. 122 Еп. Отрей присутствовал на втором всел. соборе, и подпись его находится под символом этого собора. Деяние всел. собор, (изд. 2), т. I, стр. 113. 123 Cotelerii t. II, р. 206; Пал. пат. в. 2, стр. 11. Изучая по преимуществу Св. Писание и произведения аскетической письменности, Св. Евфимий не чуждался, однако, и тех предметов, относящихся к области внешнего просвещения, какие преподавали его наставники. На успехи его в деалектике и философии указывает то, что, будучи в Мелитине, он вел с философами-язычниками диспуты по разным религиозным вопросам, о чем свидетельствует найденная Попадопуло-Керамевсом в одной из палестинских библиотек рукопись, заключающая в себе разговор Евфимия с сарацинскими философами о вере. εροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Παπαδοπολου-Κεραμως Α. σ. 304. рукописи 231: διλεξις Εθυμου κα Σκρακηνο φιλοσφου περ πστεως ν τ Μελιτιν πλει. Начало рукописи таково: ρτησις Σαραακηνο πρς Εθμιον πς μολογετε πολοθεαν. 125 Созомен. Церк. истор. кн. 3, гл. 14, стр. 199–200: у армян начало монашеской жизни положил Евстафий Совастийский; ему приписывают некоторые аскетическую книгу, принадлежащую Василию Каппадокийскому. Сторонники крайних мнений еп. Евстафия получили название Евстафиан. (Neander. Geschichte der Christ. Religion und Kirche. 1864 г., в. S. 345); мнения эти осуждены на Гангрском соборе. 127 История Армении Моисея Хоренского перев. Н. Эмина (1858 г.) стр. 362–363. История упадка и разрушения Римской империи Э. Гиббона (перев. Неведомского) ч.III, стр. 529–531. 129 ibid. р. 209–210; стр. 14. Восточная часть горной пустыни, которая возвышается на западном берегу Мертвого моря, разделяется долиной вади ен-Нар на две части: северную – Руву и южную – Кутилу. Вследствие недостатка воды и крутизны эти части горного хребта не имели поселений; они назывались πανρημος в отличие от западного склона – ερημος. Ежегодно, к празднику Пасхи, в эту пустыню отовсюду стекались строгие отшельники; они избирали обыкновенно Руву для своих усдиненных подвигов. Евфимий и Феоктист уходили в Кутилу (Der helige Theodosios. Usener. S. 140–141).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13. Лк 1, 80. В рассказе Луки о рождении Иоанна нет указания на его роль как Предтечи Мессии, из чего можно заключить, что предание исходило не из христианских кругов, а заимствовано у учеников Крестителя. См.: J. Steinmann. St Jean-Baptiste et la Spiritualite du desert. Paris, 1957, р. 51. 14. Евангелие Иакова, XXII-XXIV. 15.  J. Steinmann. St Jean-Baptiste…, р. 135. Городом, в котором жила семья Иоанна (Лк 1, 39), предание считает Айн-Карим. 16.  И. Флавий. Автобиография, II, 8, 2; ср. Лк 1, 68-79 и Устав, XI, 15-16. См.: еп. Михаил. Иоанн Креститель и община Кумрана. — ЖМП, 1958, 8, с. 66. 17. См.: еп. Михаил. Ук. соч., с. 67; И. Амусин. Рукописи Мертвого моря, с. 241; J. Steinmann. St Jean-Baptiste…, р. 58-61; J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du Christianisme. Paris, 1957, р. 155; J. Danielou. Jean-Baptiste Temoin de l " Agneau. Paris, 1964, р. 43, s. 18. Устав, VIII, 13-14; IX, 19-20; ср. Мф 3, 3. 19. См.: 4 Цар 5, 10-14; J. Starky. St Jean-Baptiste et les esseniens. — BTS, 1976, р. 68. 20.  И. Флавий. Автобиография, II, 11-12. Пер. И. Амусина. — ТК, I, с. 348; Егезипп. У Евсевия. Церк. История, IV, 22; Епифаний. Панарион, кн. I; см.: Н. Gazelles. Naissance de l " Eglise, р. 89-95. Вода как символ очищения от грехов не раз упоминается в Ветхом Завете (например, Исх 29, 4; 40, 12. См.: И. Франк-Каменецкий. Вода и огонь в библейской поэзии. — Яфетический сборник, 1925, т. III, с. 127 сл.). 21.  Овидий. Фасты, II, 35-46. 22. Песахим, VI, 8; Герим, II, 6; Иевамот, 46; см.: J. Thomas. Le mouvement baptiste en Palestine et Syrie. Gembloux, 1935, р. 357-368 23. Лк 3, 9. 24. Устав. IV, 20-21. 25. Бетания (Вифания) — «дом переправы». Упоминание Энона (Ин 3, 23), что значит «Источник», поселка совершенно незначительного, есть одно из доказательств точности евангельской топографии. См.: W. Albrighm. Тне Archaeology of Palestine, р. 220; А.М. Hunter. Saint Jean temoin du Jesus de l " histoire. Paris, 1970, р. 65; А. Brunot. Sur les pays de Jean-Baptiste. — BTS, 1976, р. 15.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

8. Дд, II, 17-18, ср. 1 Енох 6. 9. Устав, IV, 3-4. 10.  Там же, II, 7-8, ср. I, 7-8, V, 15-16. 11. Толк. на Аввак VIII, 2-3. 12. Книга Тайн, 8-11 ТК, I, с. 320. См. комментарий на эту тему в кн. И. Амусин. Находки у Мертвого моря, с. 25-26, К.Старкова. Кумранская община и внешний мир. ПСб., Л., 1974, (88), с. 68 сл. 13. Дд, X, 14 сл. В Евангелии мы находим прямую полемику против культа субботы. См, напр. Лк 14, 5. 14. Некоторые из этих сектантов сохранили старое ессейское наименование эбионим, «бедные» ( Ориген. О началах, IV, 22, Против Цельса, II, 1, Евсевий. Церк. История, III, 27, Епифаний. О ересях, XX, 17), другие назывались ноцрим, «назарейцами». Сохранившиеся о них сведения довольно скудны. Но и они указывают на тесную связь сектантов с ессейством. См.: J. Danielou. Les manuscrits de la Mer Morte…, р. 117. 15. См.: R. Brown. apocrypha; Dead Sea Scrolls — JBC, II, р. 555. 16. Толк. на Аввак V, 9-12 «Имеются в виду дом Авессалома и люди общины, которые молчали, когда наказывали Учителя Праведности, и не помогли ему против Человека лжи, который презрел учение перед лицом всей общины» (пер. Амусина). «Толкование тому о доме Авессалома и о людях из Совета, которые молчали при обличении Праведного Наставника и не помогли ему против Человека Лжи, который отверг учение среди всего их общества» (пер. Старковой). 17. «Благородные народа — это пришедшие копать колодец жезлами, которыми начертал руководствоваться Предначертатель в течение всего срока нечестия. Другие же, помимо их, не постигнут (этого), пока не встанет Наставляющий правде в конце дней» (Дд, VI, 8-11, пер. Старковой). Глагол амад, вставать, не означает обязательно воскресения. См.: К. Старкова. Литературные памятники, с. 46 сл. То, что в Кумране найдены копии Книги Даниила и фрагменты Книги Еноха, есть косвенное доказательство их веры в воскресение мертвых. О наличии у ессеев этой веры свидетельствует Ипполит Римский в своей книге «Опровержение всех ересей», IX, 27. Русск. пер. — ТК, I, с. 373. 18. Дд, XIX, 14, XX, I, 14. Устав, IX, 11. О двух Мессиях говорится в «Завещании XII патриархов», апокрифе, который родствен кумранской литературе. Один помазанник должен происходить из священнического колена Левия (Зав Рувима, 6, 7-12, Зав Леви, 8, 11-17, Зав Иуды, 24, 1-3, Зав Дана, 5, 10-13), а другой — из колена Иудина (Зав Иуды, 24, 5-6, Зав Неффалима, 8, 2-3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Обзор Обзор русской духовной литературы. СПб., 1856-1861. М., 2000р. 6 т. 18843. 2 кн. «Обновленческий» раскол «Обновленческий» раскол: Мат-лы для церк.-ист. и канонической характеристики/Сост.: И. Соловьёв. М., 2002 Обозрение иконописания Обозрение иконописания в России до кон. XVII в. СПб., 1903 ОДБМЮ Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Министерства юстиции. СПб., 1869-1916, 1921. Кн. 1-21 ОДДС Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868-1915. 22 т. ОИ Отечественная история. М., 1992-. ОИГ Очерки истории Грузии: В 8 т. Тбилиси, 1989. Т. 1-4; 1990. Т. 5 (на груз. яз.; изд. продолж.) Октоих Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1981. 3 ч. М.: Свято-Успенский Псково-Печер. мон-рь; Изд. отд. Моск. Патриархата, б. г.р Т. 1: Гласы 1-4; Т. 2: Гласы 5-8 Описание Киево-Печерской лавры Описание Киево-Печерской лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов лавры и обеих пещер. К., 1847 Описание о российских святых Книга, глаголемая Описание о российских святых/Публ. и доп.: М. В. Толстой. М., 1887, 1995р Определения Собрание определений и постановлений. М.; Пг., 1918. 4 кн. М., 1994р Основы социальной концепции РПЦ Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000 Остромирово Евангелие Остромирово Евангелие 1056-1957 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988 Отеч. арх. Отечественные архивы. М., 1992-. Отеч. зап. Отечественные записки. М., 1839-1884. Т. 1-273; 1992-. Т. 274-. Отзывы Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. СПб., 1906. 3 ч., т. доп. Очерки Очерки по истории Русской Церкви. П., 1959. М., 1991р, 1992п. 2 т. Очерки по истории СССР (III-IX вв.) Очерки по истории СССР: Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР, III-IX вв. М., 1958 Очерк ПЦ Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=14

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКЕФАЛЫ [греч. κφαλοι - безглавые], в эпоху христологических споров название, прилагавшееся к различным церковным партиям. В частности, так называли тех участников Всел. III Собора (Эфес, 431), к-рые не последовали ни за свт. Кириллом Александрийским, ни за Иоанном Антиохийским. В кон. V в. это название получили члены Александрийской Церкви, отделившиеся от Патриарха Петра Монга после того, как тот в 482 г. принял «Энотикон» имп. Зинона ; причиной отделения явилось то, что в этом документе не содержалось анафемы Всел. IV Собору (Халкидон, 451). В раскол, к-рый возглавили пресвитеры Иоанн и Юлиан, диаконы Элладий и Серапион и софист Павел, оказались вовлечены многочисленные монахи и нек-рые члены клира; однако раскольники не имели епископского возглавления, чем и объясняется название секты. Из среды А. вышел буд. вождь монофизитского движения Севир , Антиохийский патриарх (512-519). Оставшись без епископов, раскольники обрекли себя на плачевное существование: со смертью последнего пресвитера они фактически лишились священства. Для совершения таинства Крещения А. использовали богоявленскую воду, а причащались раз в год, в день Пасхи, по маленькой частице, сохраняя Св. Дары с древних времен. Воссоединение егип. А. с монофизитской Церковью произошло при Александрийском патриархе Диоскоре II (516-517), к-рый анафематствовал Халкид. Собор. Впосл. слово «акефал» сделалось у правосл. авторов (напр., у свт. Софрония Иерусалимского, прп. Иоанна Дамаскина и др.) наименованием монофизитов вообще, поскольку те не имели единого общепризнанного главы. Ист.: Евагрий. Церк. ист. III 17-23; Иоанн Дамаскин, прп. Послание... яковиту//Творения/Пер. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. М., 1997. (Святоотеч. наследие; Т. 3). С. 154-193; О сложной природе против акефалов//Там же. С. 194-201; Софроний Иерусалимский, свт. Соборное послание//ДВС. Т. 4. С. 159. Лит.: Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum. P., 1713. P. 130; Болотов. Лекции. Т. 4. С. 332; Кулаковский. История. С. 349-350; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1199-1200; Meyendorff J. Imperial Unity and Christian Divisions. Cresmwood (N. Y.), 1989. P. 203. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/63856.html

Иоанновичем. В этой же обители сооружена в 1557 г. другая кам. церковь с приделами преп. Михаила Малеина и св. Николая чудотв., существующая и доныне. “Ист. Росс. Иер.”, 80 (с грамотами); Толстой, “Святыни и древности Великого Новгорода”, 122; “Полное собрание. Закон.”, 1787 г., XXII, 16338; Ратшин, 392; Макарий, “Археол. опис. церков. древн. Новгр.”, I, 331; II, 75, 157, 170, 176, 302, 318; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 53; “Ист. разгов. о древн. В Новгр.”, 86; “Новгород. губ. вед.”, 1849 г., 36 (Челобитная ц. Михаилу Феод. игуменьи Леониды Игнатьевой, 1616 г., на насилие Софийских митрополич. крестьян и о потраве ими пожней и лугов около Грузинского погоста); Токмаков, “Матер. для ист. и церк.-археол. опис. Новгор. губ.”, I, 5 (краткая история с грамот.); “Новгор. губ. вед.”, 1851 г., 50 (указат. свят. и древн. Новгор.); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 108, 47; “Архив ист. и практ. свед. относящ. до России”, 1859 г., I, 73 (Коркунов, “Отрыв. из путев. запис.”); “Акты Археогр. Эксп.”, III, 282 (Ц. гр. 1638 г. Новгор. воев. Сулетову о выдаче руги); “Дополн. к Акт. истор.”, I, 113 (Ж. гр. 1560 г. игум. Агрипине на владение Любынскою волостью), 114 (Несудим. грам. 1560 г.; в 1585 г. игум. Анисья; в 1599 г. игум. Александра; в 1617 г. игум. Евгения), 155 (Гр. 1608 г. о невзимании оброка с пожней и садов; игум. Анна); “Новюр. писц. кн.”, III, 578, 581, 592, 644, 654, 664, 797, 819, 951; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 73; “Известия Археол. Общ.”, 1861 г., II, 94 (древний крест); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VII, 63 (Матер. для ист. иконоп., 1666 г.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., I, Отд. 3, 20 (Древн. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 37 (Обозр. древ. мон. рукоп. и книг); “Полн. собр. лет.”, III, 25 (основ. м-ря 1199 г.), 133 (в 1363 г. подписана церк. Богор.), 171 (в 1572 г. постригли боярыню Васильеву жену Разладину), 218 (в 1199 г. основ. м-ря), 253 (в 1555 г. освящ. церк. Рожд. Богор.); IV, 18 (постр. церк. в 1199 г.), 72 (в 1377 г. сгорела церк. от грома), 91 (во время пожара 1385 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1304 Ныне 10я половина евангелия в нею Ваий. 1305 Паломн. §29. 1306 См. выше стр. 156—157. 1307 Паломн. §30. 1308 Паломн. § 31. 1309 До открытия Паломничества литургисты спорили о месте и времени происхождения последнего обычая: Binterim приписывал введение его эдесскому еп. Петру (397 г.), Martene относил к VIII-IX в. ( Kellner , Heortologie, 42). 1310 Паломн. §32. 1311 Паломн. §33—34. 1312 Лаод соб. пр. 56. 1313 См. ниже о нем «Месяцесловы IV-V вв.». 1314 У Avtus , еп. Виенского (†518 г.) ( Migne Patrol. s. I. t. 59, col. 302. 309. 321—326), у Eligius , еп. Нойонского († 640—659), hom. X, у Григория Турского (VI в.), История франков VIII, 43. 1315 Август . Пис.а 54 (118) к Иан. гл 4. 7. 1316 См. выше, стр. 145. 1317 См. выше, стр. 151. 1318 Паломн. §35—36. 1319 Лаодик соб. пр. 46. 1320 Bingham , Orig. XXI, 235. 1321 Август . Исповедь VIII, 5. 1322 Амвр . Пис. 23, § 12. ( Migne Patrol. s. I. t. 16. col. 1030). 1323 Апост. Пост. V, 18. См. выше, стр. 132. 1324 Innocent . Ep. ad. Decentium Eug. 25, c.2. 1325 Паломн. § 37. 1326 Апост. Пост. V, 18. 1327 См. выше, стр. 135. 1328 Паломн. § 38. 1329 См. выше, стр. 284. 1330 Евсевий , Жизнь Констант. III, 5; «появилось также и другая (кроме арианства) сильнейшая болезнь — спор о пасхе». 1331 Сокр . Церк. ист. I, 8. 1332 Созом . Церк. ист. I, 18: «не менее (чем об арианстве) прискорбно было ему (Константину В.) слышать, что некоторые совершают праздник пасхи не вместе со всеми». 1333 Сокр . Церк. ист. I, 9. 1334 Евсевий , Жизнь ц. Конст. III, 18—19. Сокр . Церк. ист. I, 9. 1335 Прав. апост. 7. 1336 Апост. Пост. V, 18. 1337 Так как лунный год на 11 и ¼ суток короче солнечного, то у пользующихся лунным счислением (семитов) по временам производится прибавка к году лишнего месяца; для уравнения обоих счислений нужно в 8 лунный лет сделать 3 вставочных месяца. Прибавочный месяц у евреев присоединялся к последнему месяцу года Адару (к февралю) и назывался «Веадар», «еще Адар». Но в ту эпоху такие вставки были не урегулированы и зависели от произвола влиятельных раввинов. А если вставка не была сделана своевременно, то пасха оказывалась ранее весны. В Талмуде сохранилось послание раввина Гамалиила (учителя ап. Павла) в Вавилон и Мидию: «извещаем вас, что так как голуби (для жертвы) еще слишком нежны и ягнята слишком молоды, и время Авива (­нисана, 1-го весеннего месяца) еще не наступило, то мы по соглашению с нашими коллегами почли за нужное прибавить к году 30 дней» ( Kellner , Heortologie, 34). Посему и всякий год требовалось особое извещение о наступлении пасхи. При существовании синедриона он ежегодно рассылал по всей Палестине особых послов с извещение о том, с какого дня нужно считать начало месяца Нисана и на какой день падает пасха; а чтобы об этом дать знать и Евфратским иудеям, в нисанское новолуние зажигались огни на Елеонской горе и вслед за нею на других вплоть до самой Вавилонии ( Рыбинский В . О паломничестве в Иерусалим в библейское время. Труды Киев. Дух. Акад. 1909, 11. 499).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010