Ист.: Philostorgius. Fragmenta II-III//PG. 65. Col. 461; Евсевий. Жизнь Константина. II 64, 69; III 62; Афанасий Великий, свт. Апология против ариан. 6, 59, 75; Феодорит. Церк. ист. I 2, 9, 14, 26; Сократ. Церк. ист. I 6, 9. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4; Loechke G. Zur Chronologie der beiden grossen anti-arianischen Schreiben des Alexander von Alexandrien//ZKG. 1910. Bd. 31. S. 584-586; Janin R. Alexandre (21)//DHGE. T. 2. Col. 182-183; Успенский. История. Т. 1. С. 66-67; Карташев. Соборы. С. 20-44; Schneemelcher W. Der Sermo «de anima et corpore»//Festschrift für G. Dehn. Neukirchen, 1957. S. 119-143; История Византии. Т. 1. С. 168-169; Bellini E. Alessandro e Ario: Un esempio di conflitto tra fede e ideologia. Mil., 1974; Θεδας Β. Αλξανδρος Αλεξανδρεας κα α δο γκκλιοι πιστολα ατο//Αντδωρον πνευματικν. Τιμητικς τμος Γ. Ι. Κονιδρη. Αθναι, 1981. Σ. 518-542; Χρηστο Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 439-445, 463. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 381-382; Detzel. Bd. 2. S. 52. Fig. 35; Minoz A. Il restauro del tempio della Fortuna Virile. R., 1925. 41. Tav. XXVI; Millet, Frolov. T. 3. Tab. 78, 3; Schutz L.//LCI. Bd. 5. Sp. 84. М. В. Грацианский, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНИАН (62 или 63-83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.), АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая)

http://pravenc.ru/text/64056.html

1175), в к-ром не затрагивался ни один из существенных вопросов отношений Римско-германской империи и католич. Церкви. Новая кампания, начавшаяся в 1176 г., потерпела крах в битве при Леньяно (29 мая 1176), где войскам Ломбардской лиги городов удалось разгромить имперское войско. В начавшихся после битвы при Леньяно переговорах о мире между папой Александром III и имп. Фридрихом I Барбароссой затрагивался и вопрос о судьбе К. По проекту соглашения, предложенному императором, К. должен был получить в управление монастырь, а все возведенные в сан «имперскими антипапами» кардиналы должны были вернуться на те должности, которые они занимали до этого (MGH. Const. T. 1. P. 350). На Соборе в Венеции (июль 1177) на условиях, предложенных Фридрихом I, К. был низложен, а герм. иерархи отказались от паллиев, полученных от «имперских антипап» (архиеп. Кристиан Майнцский собственноручно сжег паллий, полученный от антипапы Пасхалия III). В дек. 1177 г. Фридрих I Барбаросса объявил К. вне закона. В кон. 1177 г. при помощи городского префекта Иоанна К. бежал из Рима в Витербо, где ему удалось временно закрепиться. На сторону антипапы встало римское семейство Вико, не желавшее подчиняться папе Александру III, и знатные роды Витербо. Впрочем, под давлением со стороны Александра III, с триумфом вошедшего 12 марта 1178 г. в Рим, и герм. армии во главе с Кристианом Майнцским граждане Витербо вскоре присягнули законному папе Римскому. К. бежал в замок Монте-Альбано близ Номента (Ментаны), который осадили герм. войска. После недолгого противостояния 29 авг. 1178 г. в Тускуле К. отрекся от Римского престола в пользу папы Александра III. Получив прощение, бывш. антипапа был назначен наместником Беневенто, где, вероятно, и скончался (дата кончины неизв.). Ист.: LP. Vol. 2. P. 420-421; Annales Stadenses, a. 1169//MGH. SS. T. 16. P. 346; Romoaldi Annales, a. 1178//MGH. SS. T. 19. P. 459-461; Jaff é . RPR. T. 2. N 14496-14506; Brackmann A. Dictamina zur Geschichte Friedrich Barbarossas//SPAW. 1927. Bd. 32. S. 320; Kehr P. F. Italia Pontificia. B., 1962. Vol. 9. P. 43. Лит.: Giesebrecht W. V. Geschichte der deutschen Kaiserzeit. Lpz., 1880. Bd. 5. Abt. 1. S. 633-640; Hauck A. Kirchengeschichte Deutschlands. Lpz., 1903. Bd. 4. S. 276-294; Mann H. K. The Lives of the Popes. L., 1914. Vol. 10. P. 97-137; Ohnsorge W. Päpstliche und gegenpäpstliche Legaten in Deutschland und Skandinavien, 1159-1181. B., 1929. S. 15-21; Haller J. Das Papsttum. Basel, 1952. Bd. 3. S. 169-181; Seppelt. Geschichte. 1956. Bd. 3. S. 271-272; Jordan K. Callisto III, antipapa//Dizionario biografico degli Italiani. R., 1973. Vol. 16. P. 768-769; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 179-180; Грегоровиус Ф. История города Рима в ср. века. М., 20082. С. 741-745. Н. А. Ломакин Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ БИБЛИОТЕКАРЬ (до 817 - между 877 и 879), антипапа (авг.-сент. 855), церк. и полит. деятель, историк и переводчик

http://pravenc.ru/text/1320103.html

Визант. традиция была воспринята болг. и славяно-рус. лит-рой. В болг. «Компиляции апокрифов попа Иеремии» (кон. IX - нач. X в.) автором Образа назван евангелист Лука. История с изображением Спасителя использовалась болгарами в полемике против еретиков-богомилов. На Руси предание стало известно с XI в., его варианты включались в Минеи под 18 окт. (пам. св. ап. Луки) и под 16 авг. (Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя). По одной из версий, Спаситель Сам изобразил Себя на Убрусе. История Образа включена в «Соловецкий торжественник» (XII в.), Соловецкий сборник (XVI-XVII вв.), особая версия в ркп. XIII в. (РГБ. F. n. I. 39). Последний этап обработки легенды относится к XVII-XVIII вв., когда свт. Димитрий Ростовский собрал все ее варианты в своей Минее. Имя А. У. вошло в гимнографическую традицию: службы в праздник Перенесения Нерукотворного Образа Спасителя («                    » - Стихира на «Слава»: на «Господи воззвах», 16 авг.) и в день памяти св. ап. Фаддея - 21 авг. («                    » - 2-й тропарь 3-й песни канона утрени). Хотя достоверность предания о переписке А. У. оспаривается большинством ученых (лишь немногие, напр. Й. Ниршль, отстаивают ее подлинность), в ее основе, возможно, лежат реальные факты, связанные с распространением христианства в Осроене. Вполне вероятно, что первые христ. общины существовали здесь и до нач. 90-х гг. II в., когда о них упоминает Евсевий (Церк. ист. V 23. 4 ). Впрочем, археологические свидетельства первых 2 веков по Р. Х. не позволяют говорить о Крещении правителей эдесской династии: в частности, на монетах их тиару украшает эмблема языческого астрального культа - полумесяц и 3 звезды. Лишь в нач. III в., в правление Авгаря VIII бар Ману, Осроена становится первым в мире христ. гос-вом. Авгарь VIII бар Ману первый исторически достоверный христ. правитель Эдессы (177-212). Его, так же как и Авгаря V Уккаму, иногда называли Великим, что усугубило путаницу в позднейших исторических сочинениях. Рим. историк Дион Кассий (Hist. LXXV 1) сообщает, что во время гражданской войны в Римской империи между Песценнием Нигером и Септимием Севером , А. М. вместе с царем соседней Адиабены при поддержке Парфии восстал против Песценния и захватил г. Нисибин . После победы Севера оба правителя отправили в Рим посольство с заверениями в лояльности, но отказались вернуть захваченные крепости и настаивали на выводе рим. войск из Месопотамии. В ответ Север начал масштабное наступление на Востоке (194-195); Осроена была оккупирована и превращена в рим. провинцию. Однако смуты в Галлии вынудили императора отбыть на Запад, и он даже вернул власть в Осроене А. М., к-рый в знак преданности принял рим. имя - Луций Элий Септимий. В 197-199 гг. война на Востоке возобновилась, Септимий Север достиг парфянской столицы, но не пытался закрепиться на захваченных территориях; Осроена осталась под властью эдесской династии, но независимость ее была призрачной - со всех сторон она была окружена рим. провинциями.

http://pravenc.ru/text/62584.html

Алексеев А. Очерки домашней и общественной жизни евреев, их верования, богослужение, праздники, обряды, талмуд и кагал.Изд. 3-е. СПБ. 1896. Алекторов А. Инородцы России. СПБ. 1906. Аллар П. Христианство и Римская империя от Нерона до Феодосия. СПБ. 1898. Алмазов А. Тайная исповедь в православной восточной церкви. Т. I– III. Одесса 1894. – Апокрифические молитвы, заклинания и заговоры. Одесса. 1901. – Законоправильник при русском Требнике. СПБ. 1902. – Испытание освященным хлебом. – Канонарий монаха Иоанна. Одесса. 1907. – К истории молитвы. – Неизданные ответы Константинопольского патриарха Луки Хризоверга и митрополита Родосскаго Нила. Одесса. 1903. – Номоканон Иоанна Постника в грузинском переводе. Одесса. 1906. – Профессор Н.О. Красносельцев. Одесса. 1898. – Разрешение душевнобольного. – Св. покровители сельского хозяйства. – Сообщения западных иностранцев XVI–XVII в.в. о совершении таинств в русской церкви. Казань 1900. – Чин над бесноватым. Альбов М. Краткий курс лекций по церковному праву. СПБ. 1882. Амвросий, архим. История российской иерархии. Москва. 1808–1815. Ammon v. Die gemischten Ehen. Dresden. 1839. Амфилохий, архим. Историческая справка о восприемниках. Моск.Церк. Ведомости. 1898 46. Андерсон В. Старообрядчество и сектантство. Исторический очерк русского религиозного разномыслия. СПБ. Андревский И. Русское государственное право. Т. I. СПБ. М. 1866. – О правах иностранцев в России до вступления Uoahha III на престол. СПБ. 1854. Андреев В. Раскол и его значение в народной русской истории. СПБ. 1870. – Старообрядчество и сектантство. СПБ. 1908. Андреев И. Заслуги Македонской династии в области законодательства и литературы. Богосл. Вест. 1896. Х. – Костантинопольские патриархи от времен Халкидонского соб. До Фотия. Вып. 1. Сергиев Посад. 1895. Анненков. Система русского гражданского права. Т. V. 1905. Аннинский А. История армянской церкви (до XIX в.) Кишинев. 1900. Антоний, архиеп. Волынский. Возстановление патриаршества. М. 1912 . – Еврейский вопрос и СВ. Библия . Почаев. Волынск. губ. 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В 1902 г. М. посетил Эчмиадзин с целью изучения арм. языка и арм. и груз. древностей в рамках исследуемой им темы религиозно-философской стороны иконоборчества. В том же году начал читать лекции по истории Церкви на Высших женских курсах. Был участником Христианского содружества учащейся молодежи (с 1903). Последним научным трудом М. стал доклад «Теоретическая философия С. Н. Трубецкого», прочитанный им 28 февр. 1906 г. в Философском об-ве при С.-Петербургском ун-те. Посмертно были изданы 2 выпуска «Из лекций по истории и вероучению древней христианской Церкви» (СПб., 1910-1913). Во введении к лекциям М. уделяет особое внимание необходимости изучения истории Церкви не только на богословском, но и на историческом университетском фак-те, а также определяет метод изложения как совокупность генетического (т. е. раскрытие «религиозно-исторического генезиса»), формально-повествовательного и историко-критического методов (с особым перевесом в сторону последнего). Темы опубликованных лекций: «Еврейство в эпоху Христа и Евангельская проповедь», «Апостольский век», «Языческая империя и христианская Церковь», «Христианская империя и язычество», «Внутренние враги христианства во II-III вв.», «История вероучения до арианства», «История триадологического догмата в IV веке», «Окончательная формула триадологического догмата (и аналогии его) перед судом православного воззрения и философии критицизма», «Христологический спор», «Монофелитство или единоволие», «Иконоборство». Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 26385. Соч.: К истории противоцерковных движений в Македонии в XIV веке//Венок: В честь 30-летия ученой деятельности Ф. Ф. Соколова. СПб., 1895. С. 62-72; Новооткрытые Λγια Ιησο, как церк.-ист. источник//ЖМНП. 1897. Дек. Отд. 2. С. 447-465; Вопрос о древности канонических евангелий//Там же. 1898. Сент. Отд. 2. С. 73-136; Перечень визант. грамот и писем. Вып. 1: Документы 784-850 гг.//ЗИАН. 1899. Т. 4. 5. С. 1-82; Беседа на обретение нерукотворенного Камулианского образа, приписываемая св.

http://pravenc.ru/text/2562884.html

В 1956-1961 гг. И. являлся профессором кафедры византологии и общей церковной истории ЛДА, ученым секретарем Совета академии. В 1960 г. за труд «История Византийской Церкви: от Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской» (Т. 1. 2 ч.) И. была присвоена ученая степень д-ра церковной истории. В 1961 г. И. вышел на пенсию, в 1960-1970 гг. занимался преимущественно изучением лит. наследия прп. Максима Грека , составил каталог сочинений ученого монаха: «Литературное наследие Максима Грека» (Л., 1969; не все предложенные И. атрибуции являются бесспорными). И.- автор ок. 100 трудов, посвященных вопросам библеистики, церковной и гражданской истории, совр. церковной жизни. Статьи исследователя публиковались в ЖМП, в сб. «Богословские труды» (в течение ряда лет И. являлся членом редколлегии этих изданий), в «Византийском временнике», в «Исторических записках» АН СССР, в ТОДРЛ. И. похоронен на Киновеевском кладбище в С.-Петербурге. Соч.: Новейшая реконструкция греч. текста Нового Завета//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 58. 8. С. 327-342; Новозаветные писания по новейшему восстановлению их подлинного текста//ТКДА. 1916. 7/8. С. 269-298; Миланский эдикт и его значение//ЖМП. 1953. 6. С. 51-55; Захват К-поля латинянами в 1204 г.//Там же. 1954. 10. С. 64-73; Из истории взаимоотношений Англиканской и православной Церквей//Там же. 11. С. 47-58; Православие в Америке//Там же. 1955. 1. С. 44-55; 3. С. 69-76; Вера и знание по учению христианских философов II-III вв.//Там же. 5. С. 53-60; Рус. Православная Церковь и Правосл. Восток//Там же. 1956. 6. С. 55-62; 7. С. 58-63; Греч. Восток в трудах рус. церк. историков//Там же. 1960. 10. С. 45-52; К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека//ВВ. 1969. Т. 29. С. 135-147; Максим Грек и итальянское Возрождение//Там же. 1972. Т. 33. С. 140-157; 1973. Т. 34. С. 112-121; О пребывании Максима Грека в доминиканском мон-ре св. Марка во Флоренции//БТ. 1973. Сб. 11. С. 112-119; Максим Грек и Савонарола//Там же. 1974. Сб. 12. С. 184-208; Максим Грек как ученый на фоне современной ему рус. образованности//Там же. 1976. Сб. 16. С. 142-187; Несколько замечаний по поводу издания нового списка «Судного дела» Максима Грека//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 284-298; Несколько замечаний к вопросу о лексиконе «Свида»//БТ. 1978. Сб. 18. С. 223-230.

http://pravenc.ru/text/200477.html

Собора и анафемы Патриарху Акакию. Патриарх Евфимий , подозревавший императора в монофизитских симпатиях, был отстранен и сослан; такая же судьба постигла и его преемника Патриарха Македония II , хотя и принявшего поначалу «Энотикон», но отказавшегося потакать монофизитской партии Севира , имевшей огромное влияние при дворе. При папе Гормизде попытки К-поля преодолеть раскол с Римом оставались безрезультатными: папа стоял на прежних позициях - признания Халкид. Собора и томоса Льва, анафематствования патриархов Нестория , Евтихия , Тимофея Элура, Петра Гнафея, Петра Монга и Акакия. Преемник Патриарха Тимофея Иоанн II поддержал требование православных об анафеме Севиру, а смерть покровительствовавшего последнему императора сделала торжество правосл. партии неминуемым. Сразу по воцарении Юстина I Севир бежал из К-поля. От Патриарха Иоанна требовали восстановить авторитет Халкидона и предшествующих патриархов, и вскоре на литургии стали поминать 4 святых Всел. Собора, Патриархов Евфимия и Македония, а также Римского папу Льва. В столице был созван Собор, провозгласивший примирение с Римом. В 519 г. в К-поль прибыли папские легаты, имевшие с собой составленное в ультимативной форме послание (libellus) папы для безусловного подписания Патриархом: от него требовалось анафематствовать его предшественников по кафедре, среди к-рых были не только Несторий с Акакием, но и Евфимий, и Тимофей, почитавшиеся вост. православными почти как святые. Под нажимом властей Патриарх Иоанн был вынужден пойти и на это, что привело к повсеместным волнениям на правосл. Востоке и осложнило отношения с Римом. Однако формально раскол был преодолен. Ист.: Евагрий. Церк. ист. II 8-11, III 4-23, 30-34, 44; Theodorus Anagnostus. Hist. eccl. I 27-36. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 4. С. 310-332; Кулаковский. История. Т. 1. С. 357-423; Schwartz E. Publizistische Sammlungen zum akazianischen Schisma. Münch., 1934; Карташев. Соборы. С. 305-315; Handbuch für Kirchengeschichte. Bd. 2/2. 1975. S. 3-15; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. B., 1980. S. 99; Beck. Kirche und Literatur. S. 9f. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/text/63764.html

6 окт. 1882 г. В. возглавил Могилёвскую и Мстиславскую епархию. По его инициативе в янв. 1883 г. возродилось могилёвское Богоявленское братство (действовало в кон. XVI - 1-й пол. XVII в.), для к-рого архиерей составил устав. На нужды братства пожертвовали средства имп. Александр III Александрович и Синод. Братство стало надежным помощником В. в благотворительности и церковно-школьном деле, много сделало для обеспечения школ учебными пособиями. 1 июля 1883 г. начали издаваться «Могилёвские ЕВ» (выходили до 1917, возобновлены в 1991). С 1884 г. по благословению В. в епархии проводились внебогослужебные религиозно-нравственные собеседования священнослужителей с паствой. В зале Могилёвского городского уч-ща архиерей организовал народные чтения, позднее их сменили проходившие в семинарии чтения по истории (церковной и гражданской) Могилёвщины, материалы этих чтений были опубликованы в «Могилёвских ЕВ» в 1884-1885 гг. Архиерей много внимания уделял Могилёвской ДС, благоустройству могилёвского детского приюта. В. был автором ряда трудов по Свящ. истории, преимущественно новозаветной. Учебный комитет в 1875 г. особо отметил значение для преподавания Свящ. истории кн. В. «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия» (СПб., 1859-1866. 2 т.). Незадолго до кончины В. начал публикацию «Толковой евангельской истории» (Могилёвские ЕВ. 1885. 5-7), смерть автора прервала эту работу. В. погребен в Спасо-Преображенской ц. при архиерейском доме (бывш. Спасо-Преображенский мон-рь) в Могилёве. Соч.: Сравнительное обозрение Четвероевангелия. СПб., 1849; Размышление о честном Кресте Господне. СПб., 1853; Указатель церк. чтений из св. книг Нового и Ветхого Заветов. СПб., 1853; Евангельская история СПб., 1857, 1876; Притчи Христовы. СПб., 1860, 19013; Прибавление к Указателю церк. чтений. СПб., 1866; Христианские рассуждения и размышления. СПб., 1868-1877. 3 т.; Евангельские жены. СПб., 1868; Последняя пасхальная вечеря Иисуса Христа в день Его смерти: Опыт крит. исслед. СПб., 1877; Нагорная проповедь Спасителя: Сущность христ.

http://pravenc.ru/text/158834.html

Использование неск. лит. источников 1-й пол. XVI в. дает основание предположить, что Послание духовному сыну Ивану было написано во 2-й четв. XVI в., а его автором был, вероятнее всего, снетогорский игум. Корнилий, упоминаемый в записи на Евангелии (РГБ. ОИДР. 29): «Лета 7071-го сентября в 12 день дал сию книгу в дом Рожеству Христову и Пречистыя Успения на Мала в Онуфрееву пустыню снятогорской игумен бывшей Корнилей» (Библиотека имп. Об-ва истории и древностей российских/Сост.: П. М. Строев. М., 1845. Вып. 1. С. 12). Приведенные сведения позволяют установить время создания Послания: не ранее 1525 г. (послание патриарха Марка посвящено решению Василия III жениться вторично) и не позднее 1562 г., когда К. уже не был насельником Снетогорского монастыря. К. хорошо знал полемическую лит-ру своего времени, среди его источников были редкие произведения, сохранившиеся в небольшом количестве списков («Повесть о сугубой аллилуии» известна в единственном списке - РГБ. Унд. 624). Послание К. нечасто встречается в рукописях: РГБ. Унд. 624, XVII в.; Беляев. 11, XVII в.; Попов. 63, XVII в.; РНБ. Q.XVII.22, XVII в.; РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 460, XVII в. Изд.: Серебрянский Н. И. Один из малоизвестных памятников псковской монастырской письменности//ПДПИ. 1904. Вып. 156. Прил. С. 1-22 (отд. паг.) [по списку РНБ. Q.XVII.22]; он же. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. Прил. С. 527-532 [по списку РГБ. Унд. 336]. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 2. Ч. 3. С. 800-801; Строев. Списки иерархов. Стб. 390; Викторов А. Е. Собрание рукописей И. Д. Беляева. М., 1881. С. 9; Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исслед. по истории церк. быта. М., С. 149-152; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Отечественная история. 1998. 2. С. 59-63; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского; она же. Послание Корнилия, инока Снетогорского мон-ря: К вопросу о времени создания//Slovne=Словне. М., 2015. Т. 4. 1 (в печати); Максим Грек, прп. Соч. М., 2008. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2458713.html

Соч.: Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария. Мурманск, 2002; Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, ист. док-ты: Опыт крит. переосмысления. Мурманск, 2003; Знание или любовь?: О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005; Неизв. подробности жития прп. Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 г. письма соловецкого мон. Сергия Шелонина//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 210-217; Герман Печенгский//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 227-228; Гурий Печенгский//Там же. Т. 13. С. 470-471; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006; Идеи богосл. полемики в Рус. Церкви в 1-й пол. XVI в. и их влияние на церк. движение к достижению «Симфонии»//ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 88-96; Краткий ист. обзор геогр. мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв.//III Ушаковские чт. Мурманск, 2006. С. 43-50; Миссия среди лопарей//МисОб. 2006. 12(134). С. 18-26; Предание о Тихвинской иконе Божьей Матери, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск; СПб., 2007; Прп. Варлаам Керетский: Ист. мат-лы к написанию жития. СПб.; Мурманск, 2007; Варзуга: Жемчужина Кольского Севера: К 590-летию первого рус. поселения на Кольском Севере. Мурманск; СПб., 2009; Прп. Трифон Печенгский: Ист. мат-лы к написанию жития. Мурманск; СПб., 2009; Проблема достоверности средневек. агиогр. мат-ла на примере Житий святых Кольского Севера//РЧ, 17-е. М., 2009. Вып.: Прославление и почитание святых: Мат-лы конф. С. 33-42; Неугасимая лампада «Курска»: К 10-летию трагедии 12 авг. 2000 г. Мурманск; СПб., 2010; Жития новомучеников Кольского Севера. СПб.; Мурманск, 2011; Икона Великого князя: Сказание о великом кн. Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери «Казанская», что ныне пребывает в ц. прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище С.-Петербурга. СПб.; Мурманск, 2012; История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; Война и любовь. СПб., 2013; Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизв. страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013; Правда о русском мате. СПб.; Мурманск, 2014; Подвиг «Тумана»: Люди и судьбы. СПб.; Североморск, 2016; Север как феномен: Христианство на подступах к Кольскому Северу//Кольский Север в средние века. СПб., 2017. Т. 1; Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси: Аборигены края и первые христианские поселения//Там же. Т. 2; Активная христианизация Кольского Севера в XVI в.: Просветители края, итоги миссии и их последователи//Там же. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/2563430.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010